Этот год обещает стать прорывным для российской системы высшего образования. 106 университетов по всей стране принимают участие в программе “Приоритет 2030”, целью которой является формирование группы лидеров для создания нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.
113 просмотров
Безусловно, такой прорыв требует от вузов включения в процесс цифровой трансформации. Присоединение к программе “Приоритет 2030″ обусловлено рядом серьезных изменений в существующей системе высшего образования.
Первый серьезный шаг на этом пути — построение эффективной цифровой экосистемы образовательной организации, в основе которой лежит единый процесс управления данными. В основу процесса управления данными, а как следствие в основу единой информационной образовательной среды должна быть поставлена платформа, которая бы позволила получать, хранить, преобразовывать, перемещать данные между различными системами. При этом использование подобного решения не означает перевод всех систем вуза на единую платформу, а предполагает настройку взаимодействия в существующем ИТ-ландшафте образовательного учреждения. Таким образом, мы говорим об интеграционной шине данных, которая взаимодействует со всеми основными учетными системами университета: системами управления, работы с контингентом, ведения организационной деятельности (формирование учебной нагрузки, расписания и тд), организации онлайн-обучения и других процессов.
Члены комиссии Минобрнауки РФ о программе «Приоритет 2030»
Построение подобной инфраструктуры — тщательный и кропотливый процесс для каждого университета, причем, большая часть ответственности ложится на плечи руководства и IT-управления. Мы понимаем, что единовременно автоматизировать все процессы невозможно, тем более что данная задача связана не столько с желаниями и амбициями вуза, сколько с присутствием кадровых, финансовых, материальных ресурсов.
Именно поэтому стоит определиться с той областью, которую в первую очередь нужно подключить в формат единой цифровой экосистемы. На наш взгляд, ведущим видом деятельности в любом учебном заведении является образовательная. Ведь главной задачей университета является подготовка и выпуск высококонкурентных и квалифицированных кадров, а как следствие вся система должна быть сосредоточена вокруг обучающегося. Для этого должны создаваться максимально комфортные условия для их самореализации и вовлеченности, в том числе, за счет использования цифровых сервисов, таких как мобильное приложение, через которое он сможет посмотреть расписание, попасть на лекцию, получить доступ к заданиям и электронным образовательным ресурсам, то есть осуществлять взаимодействие с образовательной средой в привычной манере.
Весомой причиной, по которой стоит начать преобразование именно с образовательной деятельности, является тот факт, что данное преобразование даст видимый эффект в краткосрочной перспективе, что уже доказано сотнями университетов по всей стране, которые используют электронную информационную образовательную среду.
Приоритет 2030: Лидерами становятся
В основе электронной информационной образовательной среды лежит взаимодействие LMS-системы образовательного учреждения и учетных систем вуза, содержащих информацию о контингенте, образовательных программах, учебной нагрузке и расписании занятий. С точки зрения функциональности, описываемая система должна обеспечить преподавателей всеми цифровыми инструментами, отвечающими за комфортную и полноценную работу, то есть сделать так, чтобы ничего не препятствовало и не отвлекало от процесса обучения. Поэтому с точки зрения преподавателя, электронная информационная образовательная среда, должна отвечать следующим основным требованиям:
- иметь простой и продуманный интерфейс для оперативного создания качественного и высокоэффективного контента с учетом использования его для разных типов занятий
- обеспечивать не только оперативный доступ к расписанию, но и самое главное — информировать о любых изменениях в нем
- организовать работу с электронными ведомостями, то есть ликвидировать очереди в деканаты, затраченное время преподавателей на ожидание ведомостей и дальнейшую работу с ними
- иметь гибкие инструменты анализа, позволяющие анализировать вовлеченность обучающихся процесс и своевременно видеть потребность в актуализации контента образовательных материалов.
При этом ключевую роль в этой среде также должна отводиться основному участнику образовательного процесса — обучающемуся. Именно поэтому функционал электронной информационной образовательной среды, должен отвечать основным требованиям — комфорта и доступности. Для этого система должна отвечать следующим требованиям:
- дистанционное обучение должно быть организовано в соответствии с индивидуальной траекторией
- образовательный контент и форма его подачи должны быть адаптированы под когнитивные способности личности, то есть влиять на уровень вовлеченности и мотивации к обучению
- обучающийся должен быть обеспечен оперативным доступом к расписанию, успеваемости и другой информации, сопровождающей образовательный процесс
- Взаимодействие с деканатом и другими подразделениями университета онлайн для оперативного получения справок и оплаты обучения.
Описанные выше требования — это только малая часть тех функций, которые должны быть учтены при построении электронной информационной образовательной среды университета Более того, подобные требования являются адаптивными и могут подстраиваться под текущий уровень автоматизации и реальные потребности вуза, так например, своим набором сервисов электронной информационной образовательной среды уже используют в Саратовской государственной юридической академии, Ульяновском государственном университете, Московском государственном областном университете и других.
Создание описанной цифровой инфраструктуры университета зависит от множества факторов, однако ключевым здесь является решение двигаться в этом направлении, пусть и итерационно, но двигаться. И оперируя опытом других учебных заведений, стоит начать с образовательной деятельности, постепенно подключая и остальные системы в единую экосистему управления данными, которая бы впоследствии смогла аккумулировать кадровые, финансовые, научно-исследовательские, проектные процессы вуза. Продолжать этот список можно до бесконечности, но ключевое с чего стоит начать, так это правильно выбрать единый центр управления этих данных, ту самую интеграционную шину данных.
Таким образом, мы приходим к гибкой и легко масштабируемой единой экосистеме, построенной на базе процессов управления данными с использованием интеграционной шины данных. Представленная система, в свою очередь создает эволюцию решений, обеспечивая переход от стандартной LMS к автоматизированной системе управления образовательной процессом, а затем и к системе управления цифровым университетом в целом. Ключевое в этом то, что может сделать уже сейчас каждый вуз — встать на этот путь и принять решение о необходимости запуска электронной образовательной среды, опираясь на те возможности, которые им дает государство в рамках программы “Приоритет 2030”.
Источник: vc.ru
Вузам обозначили новый «Приоритет»
Появились подробности новой программы господдержки высшего образования
Правительство опубликовало критерии для участия в программе господдержки университетов «Приоритет-2030». В нее войдут более 100 вузов, каждый будет получать минимум 100 млн руб. ежегодно. Претендент на «Приоритет» должен обучать не менее 4 тыс. студентов-очников и уже сейчас иметь бюджет минимум 1 млрд руб.
Кроме того, не менее 5% доходов вуза должны быть обеспечены научными исследованиями и разработками. Впрочем, есть варианты и для тех вузов, которые проходят по двум критериям из трех. По оценке ассоциации «Глобальные университеты», на участие в программе может рассчитывать четверть университетов страны.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Алексей Романов, Коммерсантъ / купить фото
В субботу правительство опубликовало основные документы госпрограммы «Приоритет-2030» — порядок отбора участников и правила предоставления грантов из госбюджета. Как заявили в Минобрнауки, участниками программы по итогам конкурса станут не менее 100 российских университетов, причем не только ведущие, но и региональные, «отраслевые» (медицинские, транспортные, аграрные, педагогические и т. д.), а также университеты культуры и искусства. В правительстве подчеркивают, что это самый крупный проект по поддержке университетов в истории современной России.
«Приоритет-2030» — наследник проекта «5-100», который был запущен для выполнения одного из майских указов 2012 года. Тогда президент Владимир Путин потребовал, чтобы к 2020 году не менее пяти российских вузов вошли в первую сотню «ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».
На реализацию программы было выделено в общей сложности 80 млрд руб., их получил 21 российский университет. Впрочем, как сообщал ранее “Ъ”, к концу 2020 года ни один участник проекта «5-100» так и не вошел в первую сотню трех мировых рейтингов. Несмотря на это, в Минобрнауки заявили о «перевыполнении» плана. Формального выполнения программы помогла добиться поправка, внесенная правительством в 2016 году. Она позволила считать целью указа не только три глобальных рейтинга, но также их многочисленные подвиды (см. “Ъ” от 9 апреля).
Отбором участников новой программы займется комиссия, созданная Минобрнауки. Претенденты должны будут представить свои программы развития на десять лет. Они должны быть направлены на «увеличение вклада университетов в достижение национальных целей развития РФ», «сбалансированное пространственное развитие страны» и на обеспечение доступности качества образования в регионах.
Чтобы попасть в программу, вузы должны соответствовать четырем группам критериев.
- Первая подразумевает не менее 4 тыс. студентов-очников и не менее 1 млрд руб. финансирования вуза из всех источников. Кроме того, не менее 5% доходов вуза должны быть обеспечены НИОКР.
- В другую группу попадут вузы, которые соответствуют двум любым критериям из трех, если обязуются за два года достичь недостающего параметра.
- Еще один вариант — для университетов, которые соответствуют двум критериям, но третьего самостоятельно не добьются. Они должны представить комиссии планы по реорганизации — например, объединение с другим вузом.
- Последняя группа зарезервирована для пяти вузов культуры и искусства, где минимум 60% первокурсников зачислены на творческие специальности.
Каждый университет в «Приоритете-2030» будет получать 100 млн руб. ежегодно на проекты по социально-экономическому развитию своего региона. Кроме того, вузы могут претендовать на два специальных гранта: на проведение «прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок» или опять же на социально-экономическое развитие территорий.
Правительство установило показатели результативности: численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профпрограммам, а также количество выполненных проектов из программы развития. Также будут учитываться затраты вузов на НИОКР, объем привлеченного финансирования, результативность научной деятельности, «инновационный потенциал и экономическая отдача» от исследований, качество образования и влияние на развитие региона.
С помощью госпрограммы в Минобрнауки надеются поддержать региональные вузы: «Ожидается, что за счет реализации программы сократится разрыв между вузами и появятся возможности для их трансформации в университеты мирового уровня».
По оценке ведомства, программа затронет более половины всех российских студентов.
Исполнительный директор ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина обращает внимание, что в конкурсе смогут участвовать не только госвузы: «Критерии позволяют почти 200 вузам пройти формальный отбор, это примерно четверть всех вузов страны. Поэтому такой конкурс открывает более широкие возможности, чем прошлые». Она указывает, что в программе «5-100» участвовал 21 университет, а в «Приоритете-2030» зарезервировано 100 мест. По мнению Ирины Карелиной, такое расширение «неизбежно создаст условия для позитивного развития всей системы высшего образования».
Россия — в пятерке развивающихся университетских стран
Доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака считает, что требованиям по числу студентов и размеру финансирования соответствуют примерно 90% университетов РФ. «Правда, в 10% «неудачников» попадает некоторое число технических университетов и довольно много медицинских. Сознательно это сделано или нет, сказать сложно»,— говорит господин Кульбака. «Участвовать будет гораздо больше вузов, чем есть возможность поддержать,— говорит вице-президент РАН Алексей Хохлов.— Будет конкурс, как положено». Академия даст отзывы на все проекты вузов, а ее заключение будет учитываться при подведении итогов отбора в программу. По мнению господина Хохлова, те вузы, которые для участия в программе будут сливаться с научными институтами, «успеха не достигнут».
«Мы в РАН не поддерживаем, чтобы научные институты вливались в вузы с потерей юридического лица,— предупредил он.— Если вузы будут пытаться нарастить показатели за счет этого, то, скорее всего, мы будем давать отрицательное заключение и настаивать, что такие проекты поддерживать не надо. Консорциум с сохранением юридического лица — другое дело».
Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов обращает внимание на детализированные критерии: по его мнению, авторы программы уже знают итоговый список вузов. «Это все ориентировано на крупные университеты, например МФТИ, Уральский федеральный университет и так далее,— говорит он.— Скорее всего, небольшие провинциальные вузы не будут иметь возможности попасть в программу». При этом он называет «Приоритет-2030» «в целом неплохой» программой. «Но грантовое обеспечение вузов само по себе порочно,— говорит господин Арутюнов.— В условиях крайне низкого госзадания и хронического недофинансирования провинциальные вузы продолжают стагнировать и остаются фабриками по производству дипломов».
- Газета «Коммерсантъ» №86/П от 24.05.2021, стр. 5
- Анна Васильева подписаться отписаться
- Российское образование подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Опубликованы условия участия в программе государственной поддержки вузов «Приоритет-2030»
Постановлением правительства РФ утверждены меры по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Документом устанавливается порядок отбора организаций высшего образования для оказания поддержки.
Согласно выводам ассоциации «Глобальные университеты», рассчитывать на ежегодную правительственную субсидию в размере от 100 млн рублей смогут около 25% российских вузов.
Отбор участников нового проекта будет осуществлять комиссия, сформированная Министерством науки и высшего образования. В рамках отбора будут рассматриваться программы развития претендентов сроком на ближайшее десятилетие.
Векторальная направленность программ должна способствовать усилению «вклада университетов в достижение национальных целей развития РФ, сбалансированному пространственному развитию страны». Кроме того для вузов важно на региональном уровне обеспечить доступное качество образования.
Для участия в программе «Приоритет», университеты-претенденты должны подходить под четыре определяющих групповых критерия:
– Обучать не менее 4 тысяч студентов в очном формате и иметь бюджет от 1 млрд рублей. Кроме того, от 5% своего дохода вузы должны получать благодаря научным исследованиям и разработкам;
– Вторая группа для университетов, которые подошли по любым двум критериям и обязуются в ближайшие 2 года исправить недостающие результаты;
– Третий вариант для вузов, которые подходят двум критериям, но не смогут своими силами реализовать недостающие. Для них доступны условия по объединению с другим высшим учебным заведением;
– В завершающей список группе создан резерв для пяти вузов сферы культуры и искусства, в которых не менее 60% студентов первых курсов обучаются творческим специальностям.
Благодаря возможностям новой программы в Министерстве науки и высшего образования России рассчитывают оказать поддержку региональным университетам. Таким образом в ведомстве планируют сократить разрыв между российскими вузами и создать условия для их преобразования в университеты мирового уровня, пишет «Коммерсант».
Источник: ug.ru