§ 57. Приобретенные формы поведения
Все рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы существуют независимо от внешних условий. Условные рефлексы вырабатываются в ответ на определенный многократно повторяющийся раздражитель.
2. Вопрос
Что означает слово «динамика»?
Динамика — (от греч. Dynamikos — обладающий силой, сильный) — развитие, изменение какого — либо явления под влиянием действующих на него сил, противопоставляемое состоянию относительного равновесия.
1. Вопрос
Перечислите формы приобретенной программы поведения, начиная с условного рефлекса.
Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, динамический стереотип, рассудочная деятельность (мышление).
2. Вопрос
Что такое динамический стереотип и как он образуется?
Систему условно — рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге путем многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последова тельности, называют динамическим стереотипом.
§ 54 Врождённые и приобретённые программы поведения
Динамический стереотип — это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время или звук, далее следует стадия подкрепления (образования навыка). Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.
3*. Вопрос
Динамический стереотип лежит в основе всех навыков и привычек. Попробуйте это доказать на примере формирования навыка письма.
Вспомним, как нас учили писать. Сначала нам показывали, как пишется и называется та или иная буква, т. Е. Вырабатывали соответствующие условные рефлексы на звук. Затем буквы соединяли, получались слоги — простейшие цепочки условных рефлексов из двух — трех звеньев. Затем эти цепочки усложнялись, и теперь мы в состоянии записывать и читать целые фразы.
Подкрепление появляется только после успешного завершения всей цепочки входящих в него действий. Так, не прочитав все буквы слова, мы не поймем его значения. Однако хорошо натренированный читатель по начальным буквам может угадать слово, а по отдельным словам — смысл текста: по первым сигналам восстанавливается вся цепочка в целом. Это тоже одно из свойств динамического стереотипа.
4. Вопрос
Чем условно — рефлекторная деятельность отличается от рассудочной?
В процессе жизни накапливается большое количество условно — рефлекторных связей. Они помогают обрабатывать получаемую информацию и на основе прошлого опыта находить совершенно новые пути достижения желаемых результатов. В отличие от условных рефлексов рассудочная деятельность не отражает найденные ранее связи между явлениями, а прогнозирует возможность возникновения новых. Если при условном рефлексе временная связь вырабатывается путем многократного сочетания сигнального и значимого событий, то при рассудочной деятельности эта связь устанавливается спонтанно (догадка!), а уж затем проверяется фактами.
Врожденные и приобретенные программы поведения
Источник: resheba.me
Формы поведения — врожденные и приобретенные
Вопрос 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс).
Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов. ‘ Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.
Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.
Вопрос 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.
Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.
- Вы здесь:
- Главная
- Биология
- Д.В. Колесова-8кл
- Врожденные и приобретенные программы поведения | Параграф 54
Источник: buzani.ru
Приобретенные программы поведения что это
И животные, и человек рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём (т. е. обладают врождёнными программами поведения , которые строятся на основе жизненного опыта наших далёких предков, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида).
новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду (этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает).
Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты . Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др.
У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.
вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним.
Явление импринтинга есть и у человека.
если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.
Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность
Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды.
Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов.
бездомная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала, и условный рефлекс выработаться не мог.
И. П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей».
Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях, была названа рассудочной деятельностью .
Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своём поведении.
Высшего развития рассудочная деятельность достигает у человека и проявляется в виде мышления — совокупности умственных процессов, связанных с познанием.
Сознание и мышление человека
Высшей функцией человеческого мозга является сознание — отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. совокупности сведений, которые мы называем знаниями.
Мышление — способность человека представить и передать другим людям своё отношение к происходящему при помощи слов и образов.
В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объёма информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.
понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке как биологической системе, чем шестиклассник.
Поведение человека
Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями .
- У человека (как и у животных) врождённо имеются базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными (если эти потребности не удовлетворять, то человек жить не сможет).
- В течение жизни у человека формируются вторичные потребности : материальные и духовные (желание полакомиться тортом, красиво одеться, послушать любимую музыку, пойти на новую выставку живописи и др.), которые могут быть очень разнообразными и зависящими и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от его материальных возможностей.
Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность.
Человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций; в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.
Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте .
Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения (доминанта). Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность.
Доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени.
Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи.
если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.
Источник: www.sites.google.com
Врожденные и приобретенные формы поведения
Поведение человек — это сложный комплекс физиологических и психических процессов. Он направлен на удовлетворение имеющихся у организма потребностей, и проявляется в целенаправленной деятельности.
Высшая нервная деятельность предполагает наличие двух видов рефлексов: приобретенных и врожденных. В чем же заключается их отличие?
Врожденные формы поведения
Врожденные рефлексе генетически детерминированы, то есть они заложены в генетическую информацию.
К таким формам поведения можно отнести безусловные рефлексы и инстинкты .
Человек рождается уже с определённым набором поведенческих актов – безусловных рефлексов . Они обеспечивают нашу жизнедеятельность, размножение организма, защиту организма.
Врожденные рефлексы можно разделить на 4 группы:
- пищевые (глотание, сосание и т.п.) ;
- защитные (кашель, чихание, мигание и т.п );
- половые (эрекция, эякуляция и т.п.) ;
- ориентированные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.)
Инстинкт – это сложная врожденная форма поведения. Инстинкт возникает в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеет большое значение для выживания организма.
Инстинкт отличаются от простых безусловных рефлексов степенью сложности. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Примерами инстинктов у животных являются постройка птицами гнезд, плотины бобрами и др.
Приобретенные формы поведения
На основание врожденных форм поведения появляются приобретенные. К таким формам поведения можно отнести у словные рефлексы и рассудочную деятельность .
Базой условного рефлекса являются нейроны коры и подкорковых образований головного мозга .
Огромный вклад в изучении данной группы рефлексов внес советский ученый Павлов. Он изучал врожденный и приобретенный рефлекс на примере собаки. На основании его учений были выявлены основные правила приобретения рефлексов:
- наличие тригера — яркий свет, электрический удар, громкий звук и т.д;
- основаны на безусловных рефлексах;
- подкрепление;
- неоднократное повторение.
Павлов проводил эксперимент над собакой.
Запах и вид еды был для собаки безусловным рефлексом. Когда подавалась миска с едой, включалась лампочка или звенел колокольчик — тригер . Путем повторения образовывался рефлекс на зажигание лампочки или звук колокольчика. У собаки вырабатывалась слюна в ответ на лампочку или звук. Павлов доказал, что без подкрепления рефлексов, происходит их торможение.
Рассудочная деятельность – это то, что отличает поведение человека от животных.
Источник: dzen.ru