Принятие программы мира в каком году

Политика Л. И Брежнева во второй половине XX века характеризовалась противоречивостью. С одной стороны, первый секретарь ЦК КПСС стремился наладить отношения с Западом и увеличить влияние на страны Третьего мира. С другой стороны, Брежнев вёл агрессивную политику в отношении государств Восточной Европы. Важные достижения внешней политики СССР в 1964—1985 гг. были перечёркнуты введением войск в Афганистан.

Направления внешней политики

Перед тем как изучать, чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Брежневе, необходимо понять, какое наследие он получил от своего предшественника. Советский Союз стремительно утрачивал своё влияние на международной арене. Население опасалось, что холодная война с США перерастёт в ядерное противостояние. Брежневу нужно было восстановить авторитет страны, не провоцируя военных конфликтов. Для этого секретарь партии использовал целый комплекс дипломатических мероприятий.

Будущее мира [часть 1]. Астрологический прогноз от Константина Дарагана

Восточная Европа

внешняя политика ссср 1964 1985

Страны социалистического лагеря старались ослабить влияние СССР на свою внутреннюю политику. Первый секретарь партии Чехословакии А. Дубчек активно развивал дипломатические отношения с Америкой и ограничивал вмешательство Советского союза. Власти государства приняли ряд демократических реформ, расширяющих права граждан.

Брежнев опасался выхода Чехословакии из состава Восточного блока, поэтому принял решение о введении войск. В августе 1968 года произошло вторжение союзных войск в Чехословакию. В результате операции государство осталось в составе восточноевропейского социалистического блока, а в 1970 году был подписан договор о сотрудничестве. Но это событие повлияло на взаимоотношения между союзными странами.

В Польше, Югославии и Румынии наблюдались регулярные антисоветские выступления. Политическая позиция США в Европе, напротив, укреплялась.

Диалог с Западом

Гонка вооружений между СССР и США подрывала экономику страны и вызывала социальную напряжённость. К 1964 году Советский Союз догнал Америку по количеству ядерного оружия, поэтому Л. И. Брежнев предпочёл придерживаться принципа мирного сосуществования. Этот этап развития международных отношений получил название «разрядка». Изменение внешнеполитического курса страны происходило поэтапно:

внешняя политика ссср в 1964 1985 гг

  1. С 1966 г. — улучшение отношений с Францией.
  2. 1971 г. — определение статуса Западного Берлина.
  3. 1971 г.— принятие «Программы мира».
  4. В 1975 г. в Хельсинки подписан акт, содержащий принципы международных отношений.

Согласно «Программе мира», США и СССР должны были приостановить выпуск оружия массового поражения и прекратить гонку вооружения. Положения акта, ратифицированного в 1975 году, провозглашали равенство всех стран, участвующих в заседании. Не допускалось вмешательство в политику других государств, нарушение границ и решение конфликтов военным путём.

Правительству страны удалось добиться «разрядки» внешнеполитических отношений, но идеологические противоречия между Америкой и Советским Союзом сохранились. Условия договоров выполнялись лишь формально.

Поддержка развивающихся стран

В развивающихся странах Африки и Южной Америки назревал политический кризис. Они стремились избавиться от влияния капиталистического мира, поэтому обратились за помощью к Советскому Союзу. СССР оказывал материальную и военную помощь на безвозмездной основе. Ведь усиление влияния позволяло заключать договоры сотрудничества и размещать на территориях дружественных стран военные базы.

Власти СССР поддерживали национально-освободительные движения в развивающихся государствах и поощряли развитие социализма. Л. И. Брежнев часто проводил встречи с международными лидерами. Например, в 1982 г. Москву посетила И. Ганди.

За время правления Л. И. Брежнева было подписано более 50 договоров со странами Третьего мира, среди которых были:

черты внешней политики ссср в 1964 1985

Проблемы назревали в дипломатических отношениях с Китаем. КНР выдвигала территориальные претензии и открыто провоцировала Советский Союз. Кульминацией конфликта было вооружённое столкновение войск вокруг острова Даманский.

К неоднозначным мероприятиям внешней политики СССР в 1965—1985 гг. можно отнести поддержку Организации освобождения Палестины. Под крылом этой структуры действовали международные террористические организации. Несмотря на это, Советский Союз содействовал поставке оружия и обучению палестинских боевиков.

Война в Афганистане

В 1978 году в Афганистане произошла революция, к власти пришла Народно-демократическая партия. Переворот поддержало не всё население государства. Это явилось причиной начала Гражданской войны.

Для противостояния исламской оппозиции новые власти обратились за помощью к СССР. Решение о введении войск в Афганистан было принято не сразу. Л. И. Брежнев не хотел разворачивать боевые действия, а предпочитал оказывать лишь материальную поддержку. Но к 1979 году возникло несколько серьёзных обстоятельств:

Читайте также:
Автором программы тропинки детства является

внешняя политика ссср 1964 1985 кратко

  1. Лидер оппозиции поощрял антисоветские настроения.
  2. Моджахеды действовали при финансовой поддержке США.
  3. На границе СССР и Афганистана создалась напряжённая атмосфера.

В декабре 1979 года советские войска вошли на территорию Афганистана. Брежнев не планировал затягивать военную операцию. Существовал план вывода боевых подразделений в 1980 г.

Но Советские власти недооценили обстановку в регионе. Число оппозиционных формирований постоянно росло. В 1986 г. моджахеды контролировали 70% территории страны.

Вывод войск состоялся только в 1989 году. СССР потеряли около 13 тыс. человек. Ещё более 30 тыс. были ранены или искалечены. Несколько сотен человек попали в плен или пропали без вести. Материальные убытки государства оцениваются в 8 млрд долларов США.

Из-за войны в Афганистане снова ухудшились отношения с США. Новый президент Америки Рейган называл СССР «империей зла». В 1984 г. США разместили ракетные установки на территории нескольких европейских государств. В ответ СССР сформировали военные базы в государствах Северной Америки. Начался новый виток холодной войны.

Тенденции и итоги внешней политики СССР кратко формируются в учебниках истории. Все специалисты приходят к мнению, что они не были однозначными. На некоторое время Брежневу удалось поднять авторитет СССР на международной арене. Он приостановил процесс развала Советского Союза и способствовал развитию социализма в странах Третьего мира. Но наряду с этим, Первый секретарь ЦК КПСС использовал жёсткие меры урегулирования конфликтов, из-за которых погибло несколько тысяч человек.

Источник: nauka.club

Большая советская энциклопедия — программа мира

Программа мира, система мероприятий, направленных на коренное улучшение современной международной обстановки и принципиальную перестройку отношений между государствами, изложенная Л. И. Брежневым в Отчетном докладе ЦК партии и принятая 24-м съездом КПСС (1971). П. м. базируется на ленинском принципе мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

В ней ставятся задачи: — Ликвидировать военные очаги в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и содействовать политическому урегулированию в этих районах на основе уважения законных прав государств и народов, подвергшихся агрессии; давать немедленный и твердый отпор любым актам агрессии и международного произвола; отказ от применения силы и угрозы ее применения для решения спорных вопросов должен стать законом международной жизни. — Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате 2-й мировой войны 1939—45, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе; сделать все для обеспечения коллективной безопасности в Европе. СССР подтверждает совместно выраженную странами — участницами оборонительного Варшавского договора готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или — в качестве первого шага — к ликвидации их военных организаций. — Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое и бактериологическое оружие; добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные; содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира.

СССР выступает за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, за созыв в этих целях конференции пяти ядерных держав — СССР, США, КНР, Франции, Англии. — Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. СССР высказывается за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всем их объеме, за ликвидацию иностранных военных баз, за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего в Центральной Европе; считает целесообразным разработку мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и их перерастания в международные кризисы, в войну.

СССР готов договариваться о сокращении военных расходов в первую очередь крупных государств. — Полностью претворить в жизнь решения ООН о ликвидации колониальных режимов; всеобщему осуждению и бойкоту подлежат проявления расизма и апартеида. — СССР готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые стремятся к этому; готов участвовать со всеми другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и др. природных ресурсов, развивать транспорт и связь, предупреждать и ликвидировать наиболее опасные и распространенные заболевания, вести исследование и освоение космоса и Мирового океана (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 29—30).

Претворение в жизнь П. м. на международной арене происходит в острой борьбе сил прогресса против сил реакции. В реализации П. м. активно участвуют страны социалистического содружества, международное рабочее и коммунистическое движение. С положениями П. м. солидаризируются лидеры развивающихся стран, ее конструктивный характер признают некоторые государственные деятели Запада, реалистически оценивающие международную обстановку. Эффективно способствуя позитивному развитию отношений между государствами различных социальных систем и активизируя борьбу всех прогрессивных сил за прочный мир, против агрессии и колониализма, П. м. явилась важным фактором оздоровления международной обстановки.

Читайте также:
Программа stata и spss отличия

Большая советская энциклопедия

Рейтинг статьи:

Источник: www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Декрет о мире 1917 года: причины, последствия

Декрет о мире — это первый декрет советской власти, принятый 26 октября (8 ноября) 1917 года, с обращением ко всем воюющим державам по поводу заключения мира без аннексий и контрибуций, также документ заявлял намерения молодой советской республики к немедленному заключению мирного договора.

Далее дадим ему более подробную характеристику и приведем полный его текст.

x1-zzz163

При изучении истории России крайне важно представлять себе всю структуру событий. Более подробно о ней мы говорили в этом посте.

Декрет о мире, принятый на II Всероссийском съезде советов, выражал долгие чаяния русского народа о мире в войне, которая уже шла четыре года. Разберем детальнее причины, ход событий и последствия принятия декрета о мире.

Причины принятия Декрета о мире

Участие России в первой мировой войне — вот основная причина принятия Декрета о мире. Война и политика царского режима довели страну до жесточайшего системного кризиса, охватившего к уже к концу 1916 года железнодорожную сферу, продовольственную, оружейную и многие другие.

Вопрос о выходе России из Первой мировой бойни встал ещё в апреле 1917 года. Тогда Павел Николаевич Милюков, будучи министром внутренних дел. выступил со своей знаменитой нотой, что война будет продолжаться до победного конца. Хотя уже тогда были видны настроения народных масс — народ требовал мира. Ведь война обострила в России нерешенность крестьянского вопроса, рабочего вопроса и многих других проблем жизни.

Павел Николаевич Милюков, министр иностранных дел Временного правительства

Павел Николаевич Милюков, министр иностранных дел Временного правительства

Второй причиной принятия декрета о мире было отсутствие решения о выходе из Первой мировой со стороны Временного правительства. Почему же Временное правительство так и не приняло столь важное для страны решение? Причин было много. Но мне видится одна основная — классовая.

Временное правительство — это власть буржуазии, причем крупной буржуазии, которая жирела на военных государственных заказах. А теперь они же и возглавили государство. Поэтому не будет войны — не будет госзаказов. Сурово? Согласен.

Принятие Декрета о мире

Декрет о мире был принят 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 года, то есть на следующий день после государственного переворота — свержения Временного правительства. Такое быстрое принятие этого документа означало, что новая, советская власть сразу же решила один из важнейших народных вопросов. Конечно же до реального мира было далеко: Россия продолжала оставаться в состоянии войны со странами Тройственного союза.

Однако Декрет о мире означал скорейшую готовность советской власти к заключению мирного реального мирного договора.

Когда прочитаете этот документ, то увидите некоторую его наивность. Советы предлагали отказаться от войны всем воюющим странам и заключить мир без аннексий (присоединения территорий) и контрибуций (выплат странам-победителям). Однако это сегодня, с высоты десятилетий Декрет о мире кажется наивным. В действительности в 1917 году, в той же Германии тоже нарастало недовольство затянувшейся войной.

Более того, вся Европа фактически еле сдерживалась от революционных потрясений. Мало-помалу люди стали понимать бессмысленность этой войны, её связей с прогнившей буржуазией, ничего не видевшей, кроме своих сверхприбылей. Именно к так настроенным простым людям и был обращен Декрет о мире.

Советую внимательно прочесть текст Декрета о мире и самим сделать все выводы:

Текст Декрета о мире

ДЕКРЕТ О МИРЕ, 12 принятый единогласно на заседании Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г. Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, – таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

Читайте также:
Какие программы не закрыты на моем компьютере

Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждения всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация.

Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет. Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее стороны желанию – все равно, выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях против национального гнета – не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения 15 вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение ее является аннексией, т.е. захватом и насилием.

Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях. Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, т.е. соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всякой тайны при предложении условий мира.

Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех стран начать немедленно открытые переговоры о заключении мира, Правительство выражает с своей стороны готовность вести эти переговоры как посредством письменных сношений, по телеграфу, так и путем переговоров между представителями разных стран или на конференции таковых представителей. Для облегчения таких переговоров Правительство назначает своего полномочного представителя в нейтральные страны.

Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца, т.е. на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира.

Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и народам всех воюющих стран, Временное рабочее и крестьянское правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и 16 самых крупных участвующих в настоящей войне государств, Англии, Франции и Германии.

Рабочие этих стран оказали наибольшие услуги делу прогресса и социализма, и великие образцы чартистского движения в Англии, ряд революций, имевших всемирно-историческое значение, совершенных французским пролетариатом, наконец, в геройской борьбе против исключительного закона в Германии и образцовой для рабочих всего мира длительной, упорной дисциплинированной работе создания массовых пролетарских организаций Германии – все эти образцы пролетарского героизма и исторического творчества служат нам порукой за то, что рабочие названных стран поймут лежащие на них теперь задачи освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие всесторонней решительной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации.

Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов-Ленин.

Источник

Напоследок рекомендую посмотреть пост об истории международных отношений, чтобы представлять себе канву событий в целом.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: ege59.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru