Хотя проект новой, третьей, Программы КПСС был принят Пленумом ЦК в июне, в газеты текст попал 30 июля…Это было воскресенье. В «Современнике», который в ту пору именовался еще «театром-студией», шло «Третье желание», в Зеркальном театре сада «Эрмитаж»—легкомысленная «Девушка с веснушками». На вечер телевидение запланировало всенародный праздник—матч московских команд «Спартак» и «Динамо». Хотя их монополию уже нарушили торпедовцы, а в нынешнем сезоне к чемпионству резво шли киевляне, старая гвардия бурно волновала умы.
Гагарин, распрощавшись с Фиделем, летел в Бразилию и по пути в этот день был с восторгом принят населением голландской колонии Кюрасао. Госполитиздат закончил выпуск 22-го тома Полного собрания сочинений Владимира Ильича Ленина со статьями о ликвидаторах, отзовистах и примиренцах.
Никита Сергеевич Хрущев инспектировал сельское хозяйство. «В шесть часов утра, когда солнце только поднималось над степью, Н. С. Хрущев уже подъезжал к селу Екатериновка», где высокого гостя ждал председатель колхоза по фамилии Могильченко.
Программа построения коммунизма КПСС
Любое из этих событий привлекало внимание читателей газет в такой большой стране, как Советский Союз, и все события поблекли перед главным — текстом проекта Программы КПСС. Потому что в жизнь каждого советского человека вторглась поэзия, призванная изменить жизнь такой большой страны, как Советский Союз.
Новая Программа КПСС обещала построить коммунизм, и эта задача, собственно говоря, уже была выполнена самим произнесением сакральных слов: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Строительство утопии— и есть воплощение утопии, так как все, что для этого нужно,— наличие цели и вера.
Такое прочтение проекта. Программы КПСС возможно только при подходе к тексту как к художественному произведению. В этом великая разница между проповедью и инструкцией. Инструкцию должно выполнять, проповеди достаточно внимать.
Проповедь о добре, благополучии и красоте жизни, которую несла новая Программа, наводила на сравнения с утопиями прошлого. Характерно, что обсуждения Программы в советской периодике практически не обходились без этого слова — «утопия»,— хотя оно прежде носило явно негативный оттенок. Теперь слово и само понятие были реабилитированы: то, что раньше обозначало «несбыточную мечту», оставило за собой только значение «изображения идеального общественного строя».
Вовсю мелькали имена Томаса Мора и Кампанеллы. В особой чести был итальянец: ведь это он впервые в истории трактовал труд как дело чести и насущную потребность человека. Он же предлагал применять к лентяям не только убеждение, но и принуждение («кто не работает—тот не ест»). А герб Советского Союза был уже описан в «Утопии» Мора: серп, молот, колосья.
Опубликован проект новой программы КПСС. Построение коммунизма 30.07.1961
Новая редакция утопии—Программа КПСС —была универсальной, учитывая в самом буквальном смысле мысли и чаяния всех членов советского общества. Потребность в таком универсальном инструменте назрела.
Программа КПСС как художественный текст
Всегда перед страной стояли конкретные и внятные задачи: победить внешних врагов, победить внутренних врагов, создать индустрию, ликвидировать безграмотность, провести коллективизацию. Все это сводилось к общей идее построения социализма, вскоре после чего началась великая война—мощный импульс созидания через разрушение.
Советский народ всегда что-то строил, попутно что-то разрушая: буржуазное искусство, попутчиков, кулачество как класс. XX съезд отнял у людей идеалы—маячил призрак великой смуты: священное имя Сталина, «вождя и вдохновителя всех наших побед», было дискредитировано. Страна пребывала в неясном томлении—без опоры, без веры, без цели. Со страной поступили нечестно, сказав как не надо, а как надо — не сказав.
В самом прямом смысле в конкретные цифры Программы никто не поверил. Но этого и не требовалось—по законам функционирования художественного текста. Но зато каждый нашел в Программе желаемое для себя. О чем же говорила Программа?
Целью она провозглашала строительство коммунизма—то есть общества, смыслом которого является творческое преобразование мира. Многозначность этой цели только увеличивала ее привлекательность. Творческое преобразование мира—это было все: научный поиск, вдохновение художника, тихие радости мыслителя, рекордная горячка спортсмена, рискованный эксперимент исследователя.
При этом духовные силы человека направлены вовне—на окружающий мир, неотъемлемой частью которого он является. И в качестве таковой человек не может быть счастлив, когда несчастливы другие.
Знакомые по романам утопистов и политинформациям идеи обретали реальность, когда любой желающий принимался за трактовку путей к светлой цели.
И все хотели перегнать Америку по мясу, молоку и прогрессу на душу населения: «Держись, корова из штата Айова!»
Программа с мастерством опытного проповедника коснулась заветных струн в душе. Против предложенных ею задач нельзя было ничего иметь в принципе. Три цели, намеченные Программой, не могли не устраивать: построение материально-технической базы, создание новых производственных отношений, воспитание нового человека.
Первая задача обеспечивала благополучие без стяжательства. Облик погрязшего в плюшевых абажурах обывателя не нравился никому. Отрицание частной собственности превратилось из лозунга в категорический императив, и всем было ясно, что в правильном обществе правильные люди должны располагаться под светом торшеров изящного—даже не рисунка, а неведомого пока дизайна.
Новые производственные отношения предусматривали принцип соучастия. И Программа, в которой труд не разделялся с досугом, давала однозначный ответ. Только при таком характере труда возможно построение этой самой материально-технической базы.
Мораль строителей коммунизма
Общий труд, сама идея общего дела была немыслима без искренности отношений человека с человеком. Это было ключевым словом эпохи — искренность.
Моральный кодекс строителя коммунизма—советский аналог десяти заповедей и Нагорной проповеди — был призван выполнить третью главную задачу — воспитание нового человека. В этих библейских параллелях тексту Программы стилистически ближе суровость ветхозаветных заповедей.
В 12 тезисах Морального кодекса дважды фигурирует слово «нетерпимость» и дважды — «непримиримость». Будто казалось мало просто призыва к честности, добросовестному труду, коллективизму; ко всему этому требовалась еще борьба с проявлениями противоположных тенденций. Искренность обязана была быть агрессивной, отрицая принцип невмешательства,— что логично при общем характере труда и всей жизни в целом.
В том, что Программа обещала построить коммунизм через 20 лет, было знамение эпохи — пусть утопия, пусть волюнтаризм, пусть беспочвенная фантазия. Ведь все стало иным—и шкала времени тоже.
В этой новой системе счисления время сгущалось физически ощутимо. На дворе стоял не 1961 год, а 20-й до н. э. Всего 20-й — так что каждый вполне отчетливо мог представить себе эту н. э. и уже сейчас поинтересоваться: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»
Изменение масштабов и пропорций было подготовлено заранее. С 1 января вступила в действие денежная реформа, в 10 раз укрупнившая рубль. 12 апреля выше всех людей в мировой истории взлетел Юрий Гагарин, за полтора часа обогнувший земной шар, что тоже оказывалось рекордом скорости. В сознании утверждалось ощущение новых пространственно-временных отношений.
Действительность в соответствии с эстетикой соцреализма уверенно опережала вымысел. Иван Ефремов, опубликовавший за четыре года до Программы свою «Туманность Андромеды», объяснялся:
«Сначала мне казалось, что гигантские преобразования планеты в жизни, описанные в романе, не могут быть осуществлены ранее, чем через три тысячи лет… При доработке романа я сократил намеченный срок на тысячелетие».
Тут существен порядок цифр. Про тысячелетия знали и без Ефремова — то, что когда-то человечество придет к Городу Солнца, алюминиевым дворцам, Эре Великого Кольца. Потрясающе дерзким в партийной утопии был срок — 20 лет.
Коммунизм для нынешнего поколения
Во «Введении» новой Программы сказано, о каких пространственных границах идет речь: «Партия рассматривает коммунистическое строительство как великую интернациональную задачу, отвечающую интересам всего человечества». Именно так — всего человечества.
Что касается временных пределов, они были четко указаны в последней фразе Программы: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»
«Нынешнее поколение» — это было ясно каждому. Это когда подрастут внуки. Когда женится сын. Когда станешь взрослым.
Публицист Шатров нарисовал картинку обсуждения проекта Программы:
«Весть о высшем счастье человека стучится во все двери. Желанной и дорогой гостьей она входит в каждый дом.
— Читали?
— Слышали?
— Мы будем жить при коммунизме!»
Сценка довольно точно передает ощущение мозгового сдвига, возникающего при чтении Программы. Надо отдавать себе отчет в том, что никто и не заблуждался насчет построения коммунизма в 20 лет. Любой мог выглянуть в окно и убедиться в том, что пока все на месте: разбитая мостовая, очередь за картошкой, алкаши у пивной. И даже ортодокс понимал, что пейзаж не изменится радикально за два десятилетия.
Но Программа и не была рассчитана на выглядывание из окна и вообще на соотнесение теории с практикой. В ней отсутствует научная система изложения, предполагающая вслед за построением теории стадию эксперимента. Текст Программы наукообразен—и только. При этом философские, политические, социологические термины и тезисы с поэтической прихотливостью переплетаются, образуя художественное единство.
Сюжет Программы построен, как в криминальном романе, когда читатель к концу книги и сам уже понимает, кто есть кто, но все же вздрагивает на последнем абзаце, в сладостном восторге убеждаясь в правильности своей догадки:
«— Читали?
— Слышали?
— Мы будем жить при коммунизме!»
Поэзия партийных решений
Положения Программы не доказывались, а показывались, апеллируя скорее к эмоциям, чем к разуму. Когда-то Каутский грустил о временах, «когда каждый социалист был поэтом и каждый поэт—социалистом». Эти времена диалектически возрождались на глазах поколения 60-х. Программа партии была безнадежно неубедительна логически, но доказывала верность обозначенной цели и выбранного пути самим своим появлением.
Сам факт существования Программы—при всех очевидных содержащихся в ней нелепостях — опровергал эти нелепости. Цифры Программы не соответствовали здравому смыслу, но вполне укладывались в законы волевого счисления.
Характерно, что самые впечатляющие положения Программы были отнюдь не самыми важными. Все говорили о том, что будет бесплатный транспорт, бесплатные коммунальные услуги, бесплатные заводские столовые. Дело, видимо, именно в прочтении Программы как художественного текста, в котором конкретные и внятные детали берут на себя функцию пересказа.
Трудно пересказать своими словами лирическое стихотворение или дальнейшее развитие принципов социалистической демократии. Но вот с приключенческим рассказом или бесплатным проездом в автобусе это сделать куда проще.
Также и в Моральном кодексе: запавшие в душу советского человека заповеди, которые чаще всего повторяются и пишутся на заборах,— это вовсе не самые главные тезисы. Это те, которые выражены афористически:
— кто не работает, тот не ест;
— каждый за всех, все за одного;
— человек человеку—друг, товарищ и’брат.
Эти кристаллы внятности вычленились из массы неудобоваримых формул, вроде «забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния».
Программу КПСС читали немногие. О восприятии ее следует говорить, имея в виду пересказ текста — то есть то, что осталось в сознании после бесконечного бормотания по радио и телевидению, заклинаний в лозунгах и газетах. Конечно же, вышли в свет тысячи всяких научных трудов, трактующих Программу, но это фактор, который имеет отношение к пропаганде или карьере. Другое дело — сфера воображения.
Поэт Долматовский вопрошал:
Великая Программа, дай ответ,
Что будет с нами через двадцать лет?
Вопрос кажется глупым: ведь как раз про это в самой Программе и написано. Но в том-то и дело, что по сути ее текст предназначен не для буквального восприятия, а именно для трактовки, пересказа про себя и вслух, переосмысления, для полета фантазии.
О чем мечтали люди?
Лирик мечтал о том, что «все лучшее в эпохах прошлых в дорогу заберем с собой». Он складывал в романтический рюкзак «и Моцарта, и стынь есенинских берез», отдавая дань интернационализму, партийности и почвенничеству.
Человек попроще размышлял о свободном столике в ресторане и отдельной квартире. «Нигде не скажут «нет мест». Задумал жениться—мать не спросит с удрученным видом: «А где жить-то будете?»
Прямое воплощение идеалов 17-го года виднелось неисправимому комсомольцу. «Глаза Программы смотрят нам в глаза, в них — нашей революции метели».
В представлении сатирика мечты о совершенном обществе причудливо, но гармонично сочетались с тревогой о будущем своей профессии: «При коммунизме человека общественные суды будут приговаривать к фельетону!»
Поэтическая энциклопедия тем и прекрасна, что каждый находит в ней свое, как Белинский находил что ему нужно в «Евгении Онегине».
Заботы сатириков, кстати, были самыми показательными. Предполагалось, что недостатки должны изживаться с нечеловеческой быстротой — то есть со скоростью, соответствующей новой шкале времени. Сатирики сбились с ног в поисках персонажей для фельетонов будущего. После долгих дебатов в качестве резерва духовного роста остались грубияны, равнодушные, эгоисты. Остальных следовало забыть на перроне, когда государственный поезд отправится в коммунизм.
Это так буквально и изображалось: перрон, а на нем пестрый стиляга, синеносый алкоголик, толстая спекулянтка, прыщавый тунеядец. Все они задумчиво смотрели на отходящий состав с молодцеватыми пассажирами. Паровоз уезжал туда, где царствовали нестяжательство, братство, искренность. В новую Утопию.
30 июля 1961 года, когда страна прочла проект Программы КПСС, построение коммунистического общества этим и закончилось— то есть его построил каждый для себя, в меру своего понимания и потребностей. Во всяком случае, страна так или иначе применила Программу для насущных надобностей.
Жизнь предлагает художественные детали в загадочном обилии. 30 июля 1961 года в том же номере «Правды», где был напечатан текст Программы КПСС, нашлось место сообщению о выходе в свет очередного 22-го тома Полного собрания сочинений В. И. Ленина. Именно в этом томе содержатся слова вождя:
«Утопия… есть такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни впоследствии…»
Совпадение, конечно, символическое. Но вряд ли кто по-настоящему надеялся Программу КПСС осуществить — «ни теперь, ни впоследствии». Сам процесс, который именовался (всерьез или иронически) строительством будущего, продолжал творить небывалый в мировой истории феномен—советского человека.
Из книги П. Вайля и А. Гениса “60-е. Мир советского человека
Источник: back-in-ussr.com
Коммунистическая партия. История создания, этапы развития, структура, цели и задачи
Коммунистическая партия — это политическая партия, главным учением которой является марксизм. Ее участники хотят социального равенства и справедливости для всех и каждого в стране. Целью партийцев является построение коммунизма. В этой статье поговорим об истоках и философии учения. О том, в каких странах коммунисты правят по сей день.
Большая часть государств, которые ранее входили в СССР, пытается забыть свое коммунистическое прошлое. Однако в некоторых из них компартии существуют до сих пор.
Откуда пришел коммунизм?
Коммунизм, хотя нам это и непривычно слышать, пришел к нам из Франции. Он зародился во времена Великой Французской революции. Но мы помним из школьного курса истории СССР, что коммунистическая партия — это марксизм и ленинизм. Ведь Карл Маркс и Фридрих Энгельс, идеи которых позже перехватил Ленин, первыми высказали идеи равенства и братства.
Социалистические политические взгляды – это совокупность убеждений, которая разводит в разные углы.
Так на каких идеях создавалась первая в мире коммунистическая партия? Это в первую очередь полная ликвидация личной собственности. Все частное становится общественным. Коммунизм призывает к полному равенству между людьми. Нет разделения на классы и прослойки. Отсутствует также эксплуатация людей.
Философия коммунизма подразумевает право одного гражданина на собственность другого. Все принадлежит всем и никому одновременно. В идеализированной системе, к которой стремились коммунисты, государство как система отмирает, а из обихода изымаются денежные средства любого вида и все, что их может заменить. Естественно идея является утопической. Если вспомнить историю, так было не всегда.
Большевизм и коммунистическая партия Советского Союза
До революции в России коммунизм трансформировался из большевизма. Идеи Ленина полностью отзеркаливали коммунистические и не отличались от учений Маркса:
В 1919 году в жизни американских политических активистов, разделявших идеологию.
- пролетариат должен быть освобожден;
- людей нельзя делить на классы;
- все имущество должно быть национализировано;
- материальные блага каждый получает по потребностям.
К сожалению, все попытки построить коммунизм так и не увенчались успехом, хотя они были очень серьезные и за ними лежит множество человеческих сил и даже жертв. Коммунистическая партия большевиков переродилась из РСДРП. Позже она стала ВКП(б), а потом наконец-то превратилась в КПСС.
Историки и политологи считают, что результат не был достигнут, поскольку неправильно трактовалось само понятие коммунизма. Также помешал культ личности, который любят создавать в России.
Манифест Коммунистической партии
Это работа Маркса и Энгельса, в которой речь идет о том, какие именно цели и преследуют компартии, которые только зарождаются по всему миру. Здесь также говорится и о том, какие методы борьбы можно использовать, какие задачи ставят перед собой те, кто борется за светлое будущее.
В сочинении говорится о том, что вся история человечества — это вечная борьба между классами. Писатели ставят ударение на том, что спустя время пролетариат все равно победит капиталистов и построит бесклассовое общество.
В «Манифесте» также говорится, что коммунисты готовы сотрудничать с любыми другими партиями, устав которых не противоречит принципам коммунизма.
Впервые «Манифест» издали в столице Великобритании в 1848 году. Позже его неоднократно переиздавали, однако ничего в нем не меняли. Он остался таким же, как и был.
Партия коммунистов в СССР
В СССР коммунистическая идеология была изменена. Коммунисты в Союзе — это обязательно члены Компартии СССР. Иначе быть не может. К тому же, в СССР невозможно было стать коммунистом, если до этого молодой человек не был октябренком и пионером и комсомольцем. На каждого гражданина велся учет, он был очень строгим.
К нему относились не менее серьезно, чем о фиксации достижений первых пятилеток.
Данное формирование основано в 1919 году, 4 марта, по желанию РКП(б) и его вождя В. И. Ленина для.
КПСС
Союз коммунистических партий — объединение, возникшее на добровольной основе и включающее в себя все коммунистические партии, которые действуют во всех республиках, что входят в состав СССР. Кроме общих для всех коммунистов доктрин, цель объединения — дружба народов и их государственный союз.
Интернациональная организация
Международную организацию, объединявшую коммунистические партии, называют еще Коммунистическим Интернационалом. Она функционировала в в 1919–1943 годах. У организации есть еще несколько имен — Коминтерн и Интернационал.
Датой основания историки считают 4 марта 1919 года. Ее основоположником является В. И. Ленин. Создан Коминтерн по желанию Российской коммунистической партии большевиков. С какой целью? Создавалась международная коммунистическая партия для пропаганды идей интернационального революционного социализма.
Коммунистическая партия РФ
Коммунистическая партия Российской Федерации считает себя правопреемником КПСС. Основана 19 июня 1990 года. У партии достаточно много власти. Компартия РФ одна из трех, которые участвовали в каждой избирательной кампании депутатов Госдумы. Также она входит в число двух объединений, которые принимали участие во всех семи созывах Госдумы Российской Федерации.
Сегодня она также находится в числе партий, которые могут принимать участие в выборах депутатов Госдумы без сбора подписей. Делать это возможно как по одномандатным округам, так и по партийным спискам.
Коммунизм и религия
Все помнят фразу Остапа Бендера о том, что религия — это опиум для народа. В этом выражении и заключено все отношение представителей идеологии к вере в Господа. Интересно, что сам Сталин, тот самый «отец народов», был одним из лучших учеников духовной семинарии. Правда, позже он отрекся от креста.
Коммунистическая партия большевиков беспощадно уничтожала все, что было связано с религией. Разорялись церкви. Духовенство отсылали в Сибирь.
Так почему же религия и коммунизм несовместимы
Партийцы распространяли идею о том, что религия является инструментом для поддержания неравенства между людьми и рабской покорности. Истинный коммунист должен быть свободен.
Некоторые коммунисты, правда, продолжали тихо верить в Бога, не считая, что религия мешает в построении идеального общества и поддержании дела пролетарской революции.
В теории, созданной Карлом Марксом и Энгельсом, говорится о том, что все коммунисты должны смотреть на любые явления, что происходят в обществе, будь-то войны, революции, просто отношения между людьми, с точки зрения теории исторического материализма. Согласно учениям этих великих людей, сверхъестественных сил не существует, и никто, кроме самих людей, не оказывает давления на развитие общества.
В теории также идет речь о том, что само понятие о Боге появилось в определенный период человеческой эволюции. Это как сказки, которые читают маленьким детям, чтобы привить им веру в чудо. К сожалению, во взрослом мире чудес не бывает, а все, что происходит с людьми, ими же и создается. Поэтому коммунисты считали, что религия должна полностью исчезнуть, ведь она выгодна для грабительского класса, человечество давно выросло из сказок.
Буржуям, как считали большевики, выгодно поддерживать религиозные настроения народа как веру в некое волшебство, а ключами от чуда и являются церкви, в которые идут люди и несут пожертвования. По мнению коммунистов, церкви также выгодно оставлять население темным, необразованным и покорным.
В теории коммунизма также речь идет о том, что сверхъестественное не влияет на природу. Говорится о том, что человек вполне справляется с природными явлениями в угоду своим потребностям. Теория научного коммунизма учит во всех явления природных опираться на данные естественных наук, а они, как известно, не мирятся с религией.
Почему коммунистов мира называют левыми
Почему во всем мире называют левыми представителей коммунистической партии? Это пришло с времен Великой Французской революции. Во время голосования политики, которые желали, чтобы был старый устрой государства, садились справа. Радикалы, которые хотели социального равенства, располагались слева. Кроме коммунистов, левыми называют еще социал-демократов.
Коммунизм и современность
На сегодняшний день коммунистические идеи сильно изменились. Участники компартий, как и многие другие политики, являются владельцами бизнеса, что противоречит идеологии. И никто даже не задумывается, что так не должно быть, ведь это — коммунистическая партия. Современные коммунисты уже не выступают за то, чтобы разделить все блага между населением в равных частях. Они предлагают обществу хоть немного выровнять уровень жизни в отношении классов и социальных групп.
Коммунисты на Кубе
Все же сегодня достаточно сложно возглавлять коммунистическую партию. Это далеко не каждому по силам. Возьмем для примера Кубу. Фидель Кастро, который устроил там революцию и начал построение социализма, который в перспективе должен перерасти в коммунизм, неплохо справился со своей ролью в некоторых аспектах.
Из его достижений за 50 лет бессменного правления положительным является то, что Куба — самый крупный экспортер разнообразных видов сельхозпродукции. Однако по уровню жизни кубинцы сильно отстали от развитых стран. Правительство называет такое положение переходным периодом, но что-то уж очень он затянулся.
В заключение стоит отметить, что есть страны, в которых люди не особо страдают от господствования идей коммунизма и социализма — это Китай и Беларусь. Естественно, и здесь не обходится без перегибания палки правительством, но в целом народ жалуется достаточно редко.
Беларусь — колыбель коммунизма
Русское социал-демократическое движение зародилось в Беларуси. Весной 1898 года в столице этой страны состоялся первый съезд социал-демократической рабочей партии. Для того чтобы прийти к власти в Российской империи, им нужно будет еще 20 лет.
Коммунизм в Китае
В Китае правящая коммунистическая партия получает поддержку у народа за счет того, что держится на двух китах:
- Эффективная защита национальных интересов.
- Успешные экономические реформы. Благодаря им был период, когда китайская экономика имела прирост в 10% за год. Сейчас обороты немного упали.
Основное отличие китайского коммунизма от идеологии, которая процветала в СССР, — это то, что здесь никто даже не задумывается о «железном занавесе». Китайские туристы ездят по всему миру, мало того, ведут себя достаточно вальяжно и не всегда корректно. Они, как правило, достаточно обеспечены и считают, что если они платят, то могут вести себя как хотят. Кстати, интересный факт: для таких распустившихся путешественников компартия выпустила сборник, в котором напечатала свод правил для граждан КНР, чтобы поддерживать имидж страны.
Источник: autogear.ru
III Программа КПСС (извлечение)
III ПРОГРАММА КПСС (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Построение коммунистического общества стало непосредственной практической задачей советского народа. Постепенное перерастание социализма в коммунизм – объективная закономерность; оно подготовлено всем предшествующим развитием советского социалистического общества.
Что представляет собой коммунизм?
Коммунизм – это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Коммунизм – это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.
Высокая коммунистическая сознательность, трудолюбие и дисциплина, преданность общественным интересам – неотъемлемые качества человека коммунистического общества.
Коммунизм обеспечивает непрерывное развитие общественного производства и повышение производительности труда на основе быстрого научно-технического прогресса, вооружает человека самой совершенной и могущественной техникой, поднимает на огромную высоту господство людей над природой, дает возможность все больше и полнее управлять ее стихийными силами. Достигается высшая ступень планомерной организации всего общественного хозяйства, обеспечивается наиболее эффективное и разумное использование материальных богатств и трудовых ресурсов для удовлетворения растущих потребностей членов общества. < …>
При коммунизме все люди будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам производства, равные условия труда и распределения и активно участвовать в управлении общественными делами. Утвердятся гармонические отношения между личностью и обществом на основе единства общественных и личных интересов. Запросы людей при всем их громадном разнообразии будут выражать здоровые, разумные потребности всесторонне развитого человека.
Обеспечить непрерывный прогресс общества, предоставить каж дому члену общества материальные и культурные блага по его растущим потребностям, индивидуальным запросам и вкусам – такова цель коммунистического производства. Потребности людей будут удовлетворяться за счет общественных фондов.
Предметы личного потребления будут находиться в полном владении и распоряжении каждого члена общества. Коммунистическое общество, основанное на высокоорганизованном производстве и развитой технике, изменяет характер труда, но не освобождает членов общества от труда. Оно отнюдь не будет обществом анархии, безделья и праздности. Каждый трудоспособный будет участвовать в общественном труде и обеспечивать непрерывный рост материальных и духовных богатств общества. У всех членов общества, благодаря изменению характера труда и росту его технической вооруженности, благодаря высокому уровню сознательности, разовьется внутренняя потребность добровольно и по своим склонностям трудиться для общественного блага.
Коммунистическое производство требует высокой организованности, четкости и дисциплины, которые обеспечиваются не путем принуждения, а на основе понимания общественного долга, определяются всем укладом коммунистического общества. Труд и дисциплина не будут в тягость человеку; трудовая деятельность перестанет быть только средством к жизни и превратится в подлинное творчество, источник радости.
Коммунизм представляет собой высшую форму организации общественной жизни. Все производственные ячейки, все самоуправляющиеся ассоциации будут гармонически объединены в общем планомерно организованном хозяйстве, в едином ритме общественного труда.
При коммунизме будет происходить все большее всестороннее сближение наций на основе полной общности экономических, политических и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества.
Коммунизм – это строй, где расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека. Семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчетов и будут целиком строиться на чувствах взаимной любви и дружбы.
Определяя основные задачи строительства коммунистического общества, партия руководствуется гениальной формулой В. И. Ленина: «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».
КПСС, как партия научного коммунизма, выдвигает и решает задачи коммунистического строительства в меру подготовки и созревания материальных и духовных предпосылок, руководствуясь тем, что нельзя перепрыгивать через необходимые ступени развития, равно как и задерживаться на достигнутом, сдерживать движение вперед. Решение задач строительства коммунизма осуществляется последовательными этапами.
В ближайшее десятилетие (1961-1970 годы) Советский Союз, создавая материально-техническую базу коммунизма, превзойдет по производству продукции на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма – США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно-технический уровень трудящихся, всем будет обеспечен материальный достаток; все колхозы и совхозы превратятся в высокопроизводительные и высокодоходные хозяйства; в основном будут удовлетворены потребности советских людей в благоустроенных жилищах; исчезнет тяжелый физический труд; СССР станет страной самого короткого рабочего дня.
В итоге второго десятилетия (1971-1980 годы) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдет постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество. Полностью построение коммунистического общества завершится в последующий период.
Величественное здание коммунизма воздвигается упорным трудом советского народа – рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Чем успешнее их труд, тем ближе осуществление великой цели – построение коммунистического общества.< …>
Партия уверена в том, что советские люди воспримут новую Программу КПСС как свое родное, кровное дело, как величайшую цель своей жизни и знамя всенародной борьбы за построение коммунизма. Партия призывает всех коммунистов, весь советский народ – рабочих и работниц, колхозников и колхозниц, работников умственного труда – приложить свои силы к тому, чтобы успешно выполнить намеченные в Программе исторические задачи.
Источник: constitutions.ru