Аннотация: Дан обзор законодательных актов, постановлений Правительства Р.Ф., приказов Минэнерго и Правил саморегулируемых объединений, определяющих порядок проведения энергетических обследований; особое внимание уделено анализу гл. 4 Федерального закона № 261 ФЗ , посвящённой различным аспектам энергоаудита.
Ключевые слова: механизмы, очередь, объект, контроль, регулирование, значение
1.1. Энергетическое обследование как инструмент повышения энергоэффективности
Современная государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на требованиях Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон заменил ранее действовавший Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28 ФЗ «Об энергосбережении», определил новые механизмы и инструменты реализации этой политики. Предмет регулирования и цели нового Федерального закона сформулированы в первой статье следующим образом:
Семинар от 14.02.2023г Техническое задание на разработку инвестиционных программ для предприятий ЖКХ
- закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Проведение энергетического обследования и оказание энергосервисных услуг в мировой практике рассматриваются как основные этапы энергосбережения и повышения энергетической эффективности [ 1.2 ] . Можно сказать, что они определяют границы между выявлением потенциала энергосбережения, прединвестиционной подготовкой и непосредственной реализацией проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В статьях 15-18 Закона № 261 ФЗ сформулированы ключевые положения новой государственной политики в области проведения энергетических обследований:
- саморегулирование и членство в саморегулируемых организациях в области проведения энергетического обследования как основание для осуществления соответствующего вида деятельности;
- обязательность и регулярность проведения энергетических обследований в бюджетной сфере, для крупных потребителей энергетических ресурсов, регулируемых организаций и организаций топливно-энергетического комплекса;
- унификация требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации;
- сбор, обработка, систематизация, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований.
Принятие закона № 261 ФЗ послужило основанием для определения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В области проведения энергетических обследований такие функции прямо закреплены за Минэнерго России в Положении о Министерстве энергетики РФ, утвержденным постановлением Правительства от 28 мая 2008 года № 400, и изменениями, внесенными постановлением Правительства от 20 февраля 2010 года № 67.
Региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Результаты реализации новой государственной политики в области проведения энергетических обследований выявили ряд проблем, свойственных современному этапу становления системы. Наиболее тревожной, на наш взгляд, является тенденция к снижению качества и формализации энергетических обследований.
Вступление в силу закона 261-ФЗ «Об энергосбережении. » серьёзно изменило рынок энергоаудита. До этого энергоаудиторов было не много: номинально около 300, а фактически не более 100 тех, для кого энергоаудит являлся основным видом деятельности, у кого был квалифицированный персонал и инструментальное обеспечение.
Рынок включал примерно 400 тысяч предприятий и организаций с энергопотреблением более 6 тыс. т условного топлива, т.е. более или менее серьёзных объектов энергоаудита [ 1.3 ] . Теперь обязательному энергетическому обследованию подлежат не только предприятия и организации, но и все объекты ЖКХ, государственные и муниципальные объекты, а также сами госорганы и органы местного самоуправления. Это привело к многократному расширению рынка, что в свою очередь вызвало взрывной рост количества энергоаудиторов. Уже к концу 2010 года членов саморегулируемых организаций энергоаудиторов было примерно две тысячи. Могло быть и больше, но сдерживало отсутствие квалифицирован-ного персонала. Началась «экстренная» подготовка энергоаудиторов, которая, конечно, даёт свои плоды.
В настоящее время зарегистрировано около 100 саморегулируемых организаций в области энергетического обследований, которые охватывают более 4000 энергоаудиторов [ 1.4 ] . Профессиональная квалификация большинства энергоаудиторов определяется уровнем их подготовки на краткосрочных (72 учебных часа) курсах и пока не подкреплена реальным опытом работы. Кроме того, такое количество участников рынка пока не обеспечено необходимым объемом заказов на проведение энергетического обследования, несмотря на требования закона № 261 ФЗ об обязательном их проведении для определенных групп потребителей энергетических ресурсов до 31 декабря 2012 г. В результате некоторые энергоаудиторские фирмы предлагают заочное энергетическое обследование без выезда аудиторов на объект (таких предложений, например, в интернете множество).
Обследование в этом случае сводится к подготовке энергетического паспорта по данным, представленным той организацией, которая и заказывает энергоаудит. Безусловно, на таком рынке энергоаудиторы, действительно проводящие документальное и инструментальное энергетическое обследование, требующие больших затрат времени и труда, оказываются неконкурентоспособными из-за более высокой стоимости услуг.
При этом очевидно, что грамотно проведенное энергообследование необходимо не только заказчикам энергоаудита, но и энергосервисным компаниям. Ни одна энергосервисная компания не будет заключать договор по реализации энергоэффективных мероприятий, некорректных сформулированных на основании «заочного» энергообследования в формальном энергетическом паспорте. Безусловно, наведение порядка на рынке энергетического обследования, в первую очередь , задача соответствующих саморегулируемых организаций, ведь, в том числе, для этого они и создавались. Однако, по крайней мере, на этапе становления, необходим неформальный контроль со стороны государства, в данном случае в лице министерства энергетики РФ.
1.2. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и другие нормативные акты в этой области
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
- эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Безусловно, в проведении законов в жизнь велико значение постановлений правительства, глав регионов и приказов, издаваемых профильными министерствами. Таким образом, к числу важнейших документов в сфере энергетического обследования, можно отнести следующее:
- Федеральный Закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 » О саморегулируемых организациях»;
- Постановление Правительства РФ №832 от 8 июля 1997 г. «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы»;
- Постановление Правительства РФ №588 от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России»;
- Постановление Правительства РФ №391 от 1 июня 2010 г. «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования»;
- Приказ Минпромэнерго РФ №141 от 4 июля 2006 г. «Об утверждении рекомендаций по проведению энергетических обследований»;
- Приказ Министерства энергетики РФ №182 от 19 апреля 2010 г. «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» (приказ не действителен. Действует Приказ Минэнерго от 30 июня 2014 г. N 400 ).
- Приказ Министерства энергетики РФ № 155 от 27 апреля 2011 г. «Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов» (ПРИКАЗ от 27 апреля 2011 г. N 155 ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНЭНЕРГО РОССИИ ОТ 07.04.2010 N 148 Который в совю очередь гласит: «Отменить Приказ Минэнерго России от 7 апреля 2010 г. N 148 «Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов»).
Разработка методов практической реализации этих законов, постановлений и приказов находится в компетенции саморегулируемых организаций (СРО) [ 1.5 ] . Для этого ими определяются правила и рекомендации по проведению энергетического обследования. Например, одним и крупнейших в стране некоммерческих объединений в сфере энергоконсалтинга, СРО НП «Союз энергоаудиторов», разработан свод таких правил [ 1.6 ] , основными из которых являются:
- Правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами СРО;
- Правила оснащения приборного парка, необходимого для проведения энергетического обследования;
- Правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования;
- Правила расчета потенциала энергосбережения;
- Правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Ключевые термины:
Закон № 261 ФЗ — Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Предмет регулирования Закона № 261 ФЗ — закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и цели.
Цель Закона № 261 ФЗ — создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
СРО — саморегулируемые организации.
Закон № 315-Ф3 — Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. » О саморегулируемых организациях».
Краткие итоги лекции:
- Современная государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на требованиях Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261 ФЗ.
- Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
- Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Ключевые положения новой государственной политики в области проведения энергетических обследований:
- саморегулирование и членство в саморегулируемых организациях в области проведения энергетического обследования как основание для осуществления соответствующего вида деятельности;
- обязательность и регулярность проведения энергетических обследований в бюджетной сфере, для крупных потребителей энергетических ресурсов, регулируемых организаций и организаций топливно-энергетического комплекса;
- унификация требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации;
- сбор, обработка, систематизация, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований.
Источник: intuit.ru
Статья про энергосберегающие технологии
В современном мире необходимым условием сохранения жизни и развития цивилизации стало обеспечение человечества достаточным количеством энергии и топлива. Проблема ограниченных запасов природных топливно-энергетических ресурсов, к которым относятся невозобновляемые источники энергии (торф, уголь, нефть, природный газ), заставила мировое сообщество всерьез обратиться к разработке программ по энергосбережению. На данный момент энергосбережение стало основным и самым эффективным способом развития современной мировой энергетики.
В Российской Федерации начало формирования государственной политики в вопросах энергосберегающих технологий положило принятие в 1992 году постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01.06.92 г.). В том же году Правительством РФ была одобрена «Концепция энергетической политики России», а в 1996 году вступил в силу Федеральный закон № 28–ФЗ «Об энергосбережении».
Энергосбережение — комплекс мер по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (ГОСТ Р 51387–99 «Энергосбережение»).
В настоящее время энергосберегающие технологии являются одним из ключевых направлений развития энергетической политики России. Так как экономика страны характеризуется высокой энергоёмкостью, необходимыми мерами по обеспечению экономии энергии являются: ликвидация технологической отсталости промышленности, оснащение предприятий новым энергосберегающим оборудованием, модернизация сферы ЖКХ, внедрение энергосберегающих технологий, привлечение в энергосбережение должного объема инвестиций, работа с населением, борьба с бесхозяйственностью в использовании энергетических ресурсов.
Ещё одним направлением, призванным в будущем заменить традиционные виды топлива, является переход на энергосберегающие технологии в рамках использования возобновляемых источников энергии, к которым относятся: твердая биомасса и животные продукты, промышленные отходы, гидроэнергия, геотермальная энергия, солнечная энергия, энергия ветра, энергия приливов морских волн и океана. Это даёт не только значительное уменьшение расходов на энергетические затраты, но и имеет большие экологические плюсы.
Энергосберегающие технологии позволяют относительно простыми методами госрегулирования значительно снизить нагрузку на государственный и федеральные бюджеты, сдержать рост тарифов, повысить конкурентоспособность экономики, увеличить предложения на рынке труда.
На современном этапе можно выделить три основных направления энергосбережения:
- Полезное использование (утилизация) энергетических потерь;
- Модернизация оборудования с целью уменьшения потерь энергии;
- Интенсивное энергосбережение.
Цели энергосбережения
Основной целью энергосбережения является повышение энергоэффективности всех отраслей, во всех пунктах населения, а также в стране в целом.
Перед тем, как разработать и назначить необходимые меры для обеспечения успешного внедрения комплекса мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности для конкретного предприятия или здания, проводят энергоаудит. Энергетическое обследование — сбор информации об использовании энергетических ресурсов с целью получения достоверных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосберегающих технологий и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Энергоаудит помогает грамотно применить существующие технологии энергосбережения в центрах непосредственного потребления энергии.
Важнейшей стратегической задачей государственной политики энергосбережения является создание совершенной системы управления энергетической эффективностью и энергосбережением. В неё входит обязательное оснащение предприятий, госучреждений и жилых комплексов приборами учета энергии.
Помимо этого в созданной Правительством РФ законодательной базе прописаны приоритетные задачи развития энергосберегающих технологий:
- Снижать энергопотребление в сопоставимых условиях не менее чем на 3% в год в течение пяти лет;
- Создание новой идеологии государственных закупок, включающее в себя замену освещения на энергосберегающие лампы и осветительные приборы, введение права устанавливать минимальные требования по энергоэффективности при закупке товаров для нужд государства;
- Введение требований для производителей и импортеров товаров по обязательной маркировке продукции по классам энергоэффективности;
- Изменение тарифной политики путем применения долгосрочных методов тарифного регулирования;
- Введение требований к организациям коммунального комплекса, обязывающих учитывать при формировании инвестиционных программ мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
В последнее время энергетика обеспечивает значительный рост благосостояния во всем мире за счет увеличения производства энергоресурсов, их эффективного использования и внедрения энергосберегающих технологий. Поэтому повышение энергетической эффективности экономики является главной задачей энергетической стратегии России.
Энергосберегающие решения
Энергосберегающие технологии представляют собой комплекс мер и решений, направленных на уменьшение бесполезных потерь энергии. Это новый подход к технологическим процессам, характеризующийся более высоким коэффициентом полезного использования топливно-энергетических ресурсов.
По данным специалистов, доля энергозатрат в себестоимости продукции в России достигает 30–40%. Во многом это вызвано использованием устаревшего оборудования на крупных предприятиях, в ЖКХ и других сферах деятельности. К примеру, на большинстве отечественных предприятий до сих пор используются электродвигатели с большой мощностью, которые рассчитаны на максимальную нагрузку, хотя пиковый период работы составляет всего 10–15% от общего количества рабочего времени.
Решением этой проблемы может стать оптимизация оборудования за счет использования электроприводов, автоматизация технологических и производственных процессов. Хорошо зарекомендовали себя частотно-регулируемые электроприводы со встроенными функциями оптимизации энергопотребления.
Частота их вращения изменяется в зависимости от реальной нагрузки, причем зачастую не требуется менять стандартные электродвигатели, что позволяет уменьшить затраты на модернизацию, а экономия потребляемой электроэнергии достигает 30–50%. модернизации производств. Такие приводы особенно актуальны для создания энергосберегающего режима в работе механизмов, которые часть времени работают с пониженной нагрузкой: вентиляторы, кондиционеры, насосы.
Ещё одним видом эффективного применения энергосберегающих технологий является применение так называемого «умного» освещения. Такие энергосберегающие системы освещения позволяют снизить потребление электроэнергии в десять раз. Энергосберегающий эффект достигается тем, что свет включается автоматически и только тогда, когда он нужен.
Это достигается путем встраиваемого микрофона и оптического датчика, реагирующих на появление человека в помещении. К тому же, «умные системы» автоматически регулируют яркость свечения ламп, в зависимости от времени суток. Ещё одним решением в экономии электроэнергии является использование современных энергосберегающих ламп.
Более трети всех энергоресурсов страны расходуется на отопление зданий. Без минимизации непродуктивных потерь тепла перечисленные энергосберегающие меры будут малоэффективны. Поэтому, в современном строительстве применяются технологии с использованием утепления стен, энергосберегающей кровли, энергосберегающих красок, современных стеклопакетов, экономичных систем обогрева.
Хороший энергосберегающий эффект дают новейшие котельные, где применение новых энергоносителей позволяет снизить затраты на обслуживание и существенно повысить КПД, а также перейти на использование более дешевого и экологичного топлива. При проектировании систем вентиляции применяют системы рекуперации (утилизации для повторного использования) тепла отработанного воздуха и переменной производительности приточно-вытяжных агрегатов в зависимости от числа людей в здании.
Все большей популярностью пользуются энергосберегающие технологии основанные на применении альтернативных и возобновляемых источников энергии:
- использование солнечной энергии, которое осуществляется за счет специальных солнечных батарей и коллекторов, которые монтируются в кровлю домов или устанавливаются прямо на крыше, а также солнечными и фотоэлектрическими электростанциями;
- строительство современных гидроэлектростанций, в которых энергия текущих рек преобразуется в электроэнергию;
- применение биотоплива, которое получают из отходов древесины, производственных и бытовых отходов, высокоурожайных растений.
В будущем, по прогнозам специалистов, большую популярность приобретут энергосберегающие дома, в которых комфортная температура поддерживается зимой без применения систем отопления, а летом — без систем кондиционирования. Первые такие дома уже появились в некоторых городах России.
В условиях все более возрастающего дефицита основных энергоресурсов, повышающейся стоимости их добычи и современных экологических проблем внедрение энергосберегающих инновационных технологий является необходимым условием успешного развития экономики и сохранения окружающей среды. Также технологии энергосбережения решают многие проблемы в сфере ЖКХ и повышают эффективность производства.
Законодательство об энергосбережении
Процесс формирования государственной политики в области энергосбережения России начался с выхода в свет первых документов, положивших старт становлению законодательной базы по вопросам энергосбережения. Этими документами стали: постановление Правительства РФ № 371 от 01.06.92 г. «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России. В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
Новый Федеральный закон Российской Федерации N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый 23 ноября 2009г., был разработан с учетом современных технологияй, мировых требований в сфере энергетики, энергосбережения и экологии. Целью принятия закона «Об энергосбережении…» было создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Принятие нового закона создало правовую основу для комплексной работы в области энергоэффективности.
Сначала принятие закона вызвало неоднозначную реакцию. После одобрения Госдумы в первом чтении осенью 2008 года новый законопроект, призванный заменить старый, положения которого носили декларативный характер, подвергся всесторонней критике. Самые жаркие споры вызвал переход с привычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы, а также слишком высоких требований к энергоэффективности зданий. Закон «Об энергосбережении…» вводит постепенный запрет на производство и продажу ламп накаливания: 100 Вт — с 2011 года, 75 Вт — с 2013-го, 25 Вт и более — с 2014 года.
Неприязнь к подобным мерам вполне понятна. Многим не хотелось «перестраиваться» на новую световую технику, привыкать к непонятным энергосберегающим лампам, разбираться с новым оборудованием. Большинство смущала и цена на новые лампы, которые стоили гораздо дороже обычных ламп накаливания. Однако, грамотная работа с общественностью и всестороннее освещение проблем и вопросов, связанных с исполнением закона «Об энергосбережении…», помогли населению разобраться в спорных вопросах и научиться экономить и энергию, и собственные деньги.
Проблемы возникли и с жилищным сектором. Закон об энергосбережении требует оснастить все многоквартирные дома общедомовыми приборами уже к 1 января 2012 года. Однако возникает вопрос о распределении общедомовых потерь, которые, как прописано в законодательстве, должны поровну распределяться между жильцами. Эта практика уже вызывала ряд локальных конфликтов между управляющими компаниями, непосредственно энергетиками и жильцами в тех местах, где норму жилищного законодательства пытались применять буквально.
Многие говорят, что выгоду от внедрения требований и норм «Закона об энергосбережении…» приобретают, прежде всего, предприятия, специализирующиеся на выпуске приборов учета, энергоаудиторы. С другой стороны, переход на новое энергосберегающее оборудование сильно ударит по карману других. Но, надо понимать, что подобный закон работает не на сиюминутную отдачу, а на перспективу. Средства, вложенные в модернизацию сейчас, в будущем окупятся и принесут прибыль. Но, главное, что меры, предусмотренные законом «Об энергосбережении…» помогут снизить очень высокую ныне энергоемкость отдельных предприятий и экономики страны в целом.
Чтобы избежать спорных вопросов, а также правильно применять и внедрять энергосбережения во все сферы экономики и коммунального сектора, разработаны и разрабатываются региональные законы «Об энергосбережении…». Это позволяет выработать наиболее эффективную программу энергосбережения и повышения энергоэффективности с учетом климатических условий, особенностей инфраструктуры, наличия и вида собственных ресурсов для каждого отдельного региона. Региональные законы направлены на мониторинг и оценку энергоресурсов, а также выявление проблем их переработки и утилизации. Тем самым эти законы помогают снизить нагрузку на местные бюджеты и уменьшить затраты на оплату услуг ЖКХ для населения.
Из регионов от компаний и государственных структур, непосредственно внедряющих положения законодательства по энергосбережению, поступают предложения о поправках в отдельные статьи федерального закона N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По мнению специалистов, на практике столкнувшихся с проблемами снижения энергоемкости производства, транспорта и потребления тепло- и электроэнергии, реализация этих предложений позволит добиться снижения энергоемкости российской экономики в целом на 40%.
Вот некоторые положения, внесенные на рассмотрение в Государственную Думу РФ:
- переход на западную модель тарифообразования на основе анализа «маржинальных издержек»;
- организация нормирования энергопотерь в тоннах условного топлива;
- введение новых тебований по энергоэффективности зданий.
Так или иначе, закон «Об энергосбережении…» призван стать законодательной платформой для внедрения экологических, экономических и технологических мер для выхода России на ведущие позиции в сфере энергосбережения и мировой энергетике в целом.
Источник: anarticle.ru
Технические решения, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности. Общие принципы
Технические мероприятия по энергосбережению, список проектных и научных исследований в области энергосбережения, а также структурирование основных объектов определения образцовых зон повышенной энергетической эффективности — наиболее важная составляющая энергосбережения.
Организационные мероприятия; как правило, включают в себя разработку внутренних документов и положений в области энергоэффективности, назначение ответственных; определение финансовой составляющей мероприятий. Приведем типичный перечень организационных мероприятий:
разработка «Положения об энергосбережении для организации и подразделений»;
разработка «Положения о порядке стимулирования работников за экономию энергии и энергоресурсов»;
введение в организации ответственных за соблюдение режима экономии и порядка их отчётности по достигнутой экономии;
регулярное проведение в организации совещаний по энергосбережению;
принятие программы энергосбережения; назначение ответственного за соблюдение режима подачи тепла и электрической энергии;
финансовый учет экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий;
принятие Положения о порядке размещения заказа на проведение энергосберегающих мероприятий в организации.
Достаточно сложно определить окупаемость по группе организационных мероприятий, но если тщательно выверить затраты на бумагу, оплачиваемое время на отвлечение персонала, то срок окупаемости уложится в пределы одного месяца.
Технические мероприятия по повышению энергоэффективности по уровню затрат подразделяются на малозатратные мероприятия и мероприятия со средним уровнем затрат.
К малозатратным мероприятиям относятся:
- — установка коллективных приборов учета воды, тепла, газа, счетчиков расхода воды в точках ее наибольшего расхода;
- — замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы, в том числе ртутных уличных ламп на светодиодные и натриевые, установка оптико-акустических регуляторов освещения;
- — использование светодиодных светильников для аварийного и дежурного освещения;
- — утепление подвалов и чердачных люков, теплоизоляция трубопроводов;
— использование обратной сетевой воды для обогрева тамбуров.
Сроки окупаемости по малозатратным мероприятиям от 6 месяцев до 1 года. Реализация таких мероприятий дает возможность повысить энергоэффективность от 30 до 50 %.
Мероприятия со средним уровнем затрат:
- — применение офисной и бытовой техники классов энергоэффективности А+ или А++ (см. главу 5);
- — замена окон на пластиковые или деревянные с многокамерными стеклопакетами;
- — установка автоматических тепловых пунктов с климат- контролем и балансировка систем отопления;
- — устройство дополнительных тамбуров при входе, установка систем подогрева приточного воздуха теплом от вытяжной вентиляции, а также дополнительных ИК-излучателей в помещениях с высокими потолками;
- — теплоизоляция наружных стен теплозащитными штукатур- ками или дополнительными утеплителями, потолков верхних этажей, чердачных перекрытий, плоских крыш;
- — использование стеклянных панелей-ограждений с /(-покрытиями для аккумулирования тепла или теплоизоляции, устройство индивидуальных тепловых пунктов;
- — дополнительное отопление и горячее водоснабжение с использованием солнечных коллекторов, а также утилизация тепла сточных вод и обратной сетевой воды тепловыми насосами;
- — применение програмируемого отопления в помещениях, использование частотно регулируемых приводов электродвигателей системы приточно-вытяжной вентиляции;
- — применение энергоэффективных газовых горелок систем климат-контроля для управления ими в топочных устройствах блок-котельных и в ИТП;
- — использование энергоэффективных газовых плит с керамическими ИК-излучателями и программным управлением.
Сроки окупаемости по этой группе мероприятий составляют до 3 лет, возможное повышение энергоэффективности — от 20 до 60%.
Общеизвестно, что для повышения энергоэффективности необходим комплексный подход. Основные элементы такого подхода — воля руководства организации, заинтересованное участие всех сотрудников в энергосбережении, грамотное использование административно-финансовых возможностей, предоставленных принятым законодательством.
Международные стандарты призваны обеспечить:
- — установление единой терминологии и величин;
- — кодификацию лучшей практики и системы менеджмента;
- — разработку единых методов испытаний, измерений и учета;
- — продвижение практики управления энергосбережением;
- — поддержку научного взаимодействия и гармонизации общей политики;
- — помощь в повышении информированности и компетентности потребителей и пользователей;
- — снижение технических барьеров в торговле, связанных с энергетической политикой;
- — возможность создания мирового рынка энергоэффективных технологий.
В деятельность по повышению энергоэффективности вовлечено более 20 технических комитетов международной организации по стандартизации (ИСО). ИСО опубликовала более 100 стандартов в области:
- — энергоэффективности зданий;
- — промышленных процессов и продукции;
- — потребления топлива транспортными средствами;
- — методов анализа, испытаний и измерений;
- — энергетического менеджмента.
Технический комитет ИСО ТК 180 «Солнечная энергия» опубликовал 16 стандартов на солнечные тепловые энергетические системы (БИС), широко используемые в мире (их мощность в 2007 году, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), составила 150 ГВт).
Создан проектный комитет ИСО/МЭК ПК 2 в области энергоменеджмента, технический комитет ИСО ТК 238 «Твердые биотоплива». Формируется положительная тенденция к объединению ТК в области новых источников энергии, новых технологий с ТК традиционных направлений стандартизации. В результате был выработан новый взгляд на возможности обеспечения энергоэффективности продукции и услуг.
Область создания ветровых турбин является практически самым востребованным приложением механико-электрических систем. По данным МЭА, мощность ветровых установок в 2007 году составила около 100 ГВт. По сравнению с другими источниками возобновляемой энергии совокупная мощность ветроэнергетических установок показывает самый большой рост (25 % за последние 10 лет). По некоторым оценкам, Россия (наряду с Канадой и США) имеет самый большой потенциал ветроэнергетического ресурса, при этом максимальный технический потенциал ветроэнергетики в России составляет 2 млрд т у.т. в год, что соответствует двум годовым объемам потребления энергии в стране.
В рамках МЭК ведется активная работа в области стандартизации альтернативных источников энергии, в частности, созданы ТК 115 «Энергия моря», ТК 4 «Гидроэнергетика», ТК 82 «Гелио- энергетика», ТК 88 «Ветроэнергетика», ТК 105 «Топливные элементы». МЭК проводит активную работу по стандартизации в области защиты окружающей среды. Совещательный комитет МЭК по вопросам экологических аспектов рассматривает все аспекты защиты окружающей среды против вредного воздействия от изделия, группы продукции или системы, которые используют электротехнические, электронные технологии и коммуникации.
Необходимо отметить, что стандарты по энергетической эффективности, экологии и охране окружающей среды взаимоувязаны между собой. Так, планирующийся в ЕС отказ от ламп накаливания и переход на энергосберегающие лампы приведет к появлению на рынке ламп, содержащих ртуть и другие опасные вещества. Для регулирования содержания опасных веществ, а также упорядочивания утилизации продукции, содержащей опасные вещества, в ЕС были разработаны и введены в действие Директива по опасным веществам 2002/95/ЕС (ЯОН8) и Директива по утилизации электрического и электронного оборудования 2002/96/ЕС (ШЕЕ).
Источник: ozlib.com
Где необходимо утверждать программу по энергосбережению организации с участием государства?
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области энергосбережения программы энергосбережения организаций с участием государства утверждаются непосредственно руководителем самой организации.
Есть важный нюанс, организация обязана предоставить программу энергосбережения по требованию вышестоящих органов или регулятора.
И если у вышестоящих органов или регулятора появятся замечания к программе, организация обязана их устранить.
Карцев Сергей Юрьевич, начальник отдела стратегического планирования и мониторинга СПбГБУ «Центр энергосбережения»
Источник: gbuce.ru
На основании какого документа мы можем не разрабатывать программу энергоэффективности?
У нас в собственности автовокзал, построен в 2017 г., оборудован всеми узлами учета. Используется тепловая энергия, вода и электроэнергия. Годовые платы за энергоресурсы составляют около 2-х млн. руб.
Постановление Правительства РФ от 16 августа 2014 г. N 818
«Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований» отменено. На основании какого документа мы можем не разрабатывать программу энергоэффективности?
Ответы на вопрос:
Юрист • г. Пермь
03.07.2020, 14:12
Вы можете в данном случае руководствоваться ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». У Вас новое здание. Какая может быть программа?
Вам помог ответ? Да Нет
Юрист • г. Евпатория
03.07.2020, 14:16
Виталий Александрович! На основании п.1 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие
Вам помог ответ? Да Нет
Юрист • г. Владикавказ
03.07.2020, 14:23
Вы можете не разрабатывать программу энергоэффективности
в соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
В случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требования к содержанию этих программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются этим органом в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, регулируются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций применительно к регулируемым видам деятельности и в части требований к объектам указанных организаций, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливаются этими органами в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются органами местного самоуправления, требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций применительно к регулируемым видам деятельности и в части требований к объектам указанных организаций, находящихся на территориях соответствующих муниципальных образований, устанавливаются этими органами в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вам помог ответ? Да Нет
Юрист • г. Краснодар
03.07.2020, 15:49
Это лучший ответ (выбран автоматически)
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 31 мая 2019 г. N 687
«О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16 АВГУСТА 2014 Г. N 818″ указанное Вами постановление № 818 признано утратившим силу.
Вы можете ссылаться на ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данная статья обязывает разрабатывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности только Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности. Ваша организация. Ка я понял, к таковым не относится.
Источник: www.9111.ru