Принятие новой редакции программы кпсс в каком году

Усложнившиеся внешнеполитические и внутриполитические задачи СССР, общий уровень развития общества (эскалация ракетной доктрины, афганская война, социальная апатия, идеологический кризис, бюрократизация, застой в технологии и т. д.) требовали радикальных реформ, которые сдерживало только нереформируемое руководство.

Изменения, произошедшие в 1985 г., привели к ликвидации и этого препятствия. В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Его избрание было связано с поддержкой министра иностранных дел А. А. Громыко, а также с желанием членов Политбюро покончить с так называемой «пятилеткой смертей».

С самого начала Горбачев проявил себя как опытный политик, оправдывая данную ему Громыко на мартовском пленуме ЦК КПСС характеристику: «У него приятная улыбка, но железные зубы». На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. полноправными членами Политбюро стали сторонники Горбачева: секретари ЦК Е. К. Лигачев и Н. И. Рыжков, председатель КГБ В. М. Чебриков; кандидатом в члены Политбюро — маршал Советского Союза министр обороны С. Л. Соколов.

О построении коммунизма к 1980 году. Алексей Сафронов // План А

В июле 1985 г. А. А. Громыко занимает пост председателя Президиума ВС СССР, а министром иностранных дел и одновременно членом Политбюро становится Э. А. Шеварднадзе. В Политбюро складывается «горбачевское большинст-во».

Из состава Политбюро постепенно выводятся противники Горбачева: Г. В. Романов (июль 1985 г.), Н. А. Тихонов (октябрь 1985 г.), В. В, Гришин (декабрь 1985 г.), Д. А. Кунаев (январь 1987 г.), Г. А. Алиев (октябрь 1987 г.) и др. На смену им приходят ставленники нового генерального секретаря: Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов, В. А. Медведев. Кадровые перестановки порою приводили к серьезным местным конфликтам, как зто произошло в 1986 г. в Казахстане, когда после снятия Кунаева местная национальная элита не приняла кандидатуру Горбачева – Колбина. Беспорядки в Алма-Ате побудили Москву выбрать новую, компромиссную кандидатуру.

В целом в 1985-1988 гг. Горбачеву удалось завершить начатую еще Андроповым кадровую чистку. За три года было обновлено 85% состава ЦК, что намного превышало показатели 1934-1939 гг., когда они составили около 77%. Апофеозом кадровых перестановок стала XIX партийная конференция 1988 г., когда по ее завершении из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены остававшиеся в руководстве представители «кремлевских старцев», в том числе Громыко, Соломенцев, Долгих.

Одновременно с кадровыми перестановками началось и политическое обновление общества, выразившееся прежде всего в борьбе с коррупцией и номенклатурой. Проводником идей Горбачева в Москве стал сменивший Гришина на посту первого секретаря московского обкома КПСС Б. Н. Ельцин, заявлявший: «У нас в Москве идет такая перестройка, что в тюрьмах не хватает мест для всех, кого хотим посадить».

Из 33 райкомовских секретарей в Москве были смещены 23, причем некоторые несколько раз. В период пребывания Ельцина во главе московской организации КПСС оказались в тюрьме за различные преступления более 800 торговых работников. Обновление общества прежде всего виделось в борьбе с коррупцией, при этом методы управления и внедрения реформ оставались по-прежнему ди-рективными. Фактически речь шла о партийной реформе сверху через систему партийных государственных органов.

XXV съезд КПСС. 24 февраля 1976. Начало

Однако выявившееся сопротивление этим реформам со стороны значительной части партийных функционеров, заметное уже в 1986 г., привело Горбачева к осознанию необходимости расширения социальной базы за счет привлечения к участию в перестроечном процессе интеллигенции.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

“ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНЕРЦИИ, ЗАСТОЙНОСТИ И КОНСЕРВАТИЗМА”

Социализм обладает всем необходимым для того, чтобы поставить современную науку и технику на служение людям. Но было бы неверно полагать, что научно-техническая революция не выдвигает проблем и перед социалистическим обществом.

Ее развитие, как показывает опыт, связано с совершенствованием общественных отношений, перестройкой мышления, выработкой новой психологии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия. Она настоятельно требует постоянного пересмотра, обновления сложившихся схем управления. Иными словами, научно-техническая революция не только открывает перспективы, но и повышает требовательность ко всей организации внутренней и международной жизни. Научно-технический прогресс, естественно, не может отменить законов общественного развития, его социального смысла и содержания, но он оказывает огромное воздействие на все идущие в мире процессы, его противоречия.

Что мы понимаем под ускорением? Прежде всего повышение темпов экономического роста. Но не только. Суть его — в новом качестве роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

Курс на ускорение не сводится к преобразованиям в экономической области. Он предусматривает проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социалистической справедливости. Стратегия ускорения предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма — всего, что сдерживает общественный прогресс.

Успех во многом будет зависеть от перестройки деятельности центральных экономических органов, и прежде всего Госплана СССР. Он призван на деле стать подлинным научно-экономическим штабом страны, освобожденным от текущих хозяйственных вопросов. Мы эту работу начали. Создаются новые органы руководства межотраслевыми комплексами, основная часть функций оперативного управления делегируется непосредственно предприятиям и объединениям. Госплан, другие экономические ведомства должны сосредоточиться на перспективных вопросах

Активным инструментом экономической и социальной политики призваны стать цены. Предстоит осуществить планомерную перестройку системы цен как единого целого в интересах налаживания действенного хозяйственного расчета и в соответствии с задачами повышения реальных доходов населения. Следует придать ценам большую гибкость, увязывать их уровень не только с затратами, но и с потребительскими свойствами товаров, эффективностью изделий, степенью сбалансированности производимого продукта с общественными потребностями и спросом населения. Намечается шире использовать лимитные и договорные цены.

Всякая перестройка хозяйственного механизма, как известно, начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач. А это касается прежде всего деятельности наших хозяйственных кадров, работников центральных звеньев управления.

Большинство из них хорошо представляет и активно поддерживает начинания партии, смело берется за сложные задачи, ищет и находит наилучшие пути их решения. Такая позиция заслуживает всемерной поддержки. Но трудно понять тех, кто выжидает или, уподобившись гоголевскому персонажу, строившему всевозможные прожекты, практически ничего не делает и не меняет. С позицией работников подобного рода мира не предвидится. Нам просто с ними не по пути.

Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении. Это, если хотите, залог государственного, пронизанного чувством ответственности отношения к делу десятков миллионов рабочих, колхозников, интеллигентов, исходный пункт психологической перестройки наших кадров. (Продолжительные аплодисменты.)

Иной раз, когда речь идет о гласности, приходится слышать призывы поосторожнее говорить о наших недостатках и упущениях, о трудностях, неизбежных в любой живой работе. Ответ тут может быть только один, ленинский: коммунистам всегда и при всех обстоятельствах нужна правда. (Продолжительные аплодисменты.)

Задачам расширения и дальнейшего развития социалистического демократизма должен служить весь арсенал социально-политических и личных прав и свобод советского человека. Углубление этих прав и свобод, упрочение их гарантий партия и государство рассматривают как свой первейший долг. Но суть социализма такова, что права гражданина не существуют и не могут существовать без его обязанностей, равно как нет и обязанностей без прав.

Необходимо поднимать активность трудящихся, всех и каждого, в созидательной работе, в преодолении недостатков, злоупотреблений, любых болезненных явлений, отступлений от норм нашего права и морали. Демократия была и остается важнейшим рычагом упрочения социалистической законности, а прочная законность — неотъемлемой частью нашей демократии…

Из политического доклада центрального комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза

“ТЕРЯЕМ ПАРТИЙНУЮ БДИТЕЛЬНОСТЬ”

Слабый контроль за работой кадров, почивание на лаврах годами и безынициативность ряда первых секретарей партийных комитетов, участившиеся отступления и злоупотребления, отсутствие самокритики и подлинной коллегиальности — здесь скрыты причины спадов и провалов в работе целых регионов. И получается у нас: на каждом этапе много мы приобретаем и обязательно что-то теряем.

И вполне правомерно связать спады в темпах экономического развития страны в течение последних пятилеток с руководством партии и государства. Ошибки отдельных лиц слишком дорого обходятся стране, авторитету партии и социализму в мире. Когда мы вынуждены признать, что появились, как сказано в докладе, ,- это ведь значит — появились должности, люди вне критики.

Но напрашивается вопрос: каковы причины, кто же виноват? А кто, как не мы, члены Центрального Комитета партии? Видимо, временами просто теряем партийную бдительность. А нас не должна размагничивать постоянная политическая стабильность в стране. Сколько раз можно допускать одни и те же ошибки, не учитывая уроки истории? Сколько раз можно некоторых руководителей партийных комитетов выставлять в роли чудотворцев, принижая при этом коллективный разум — самое главное оружие нашей партии? (Аплодисменты.)

Как этого избежать? Лекарство есть — контроль каждого постоянно сверху и снизу, причем не формальный. Сделать скромность культом в работе и поведении, замечать, не допускать даже начинающийся начальственный синдром в отношениях с людьми. Резко повысить требовательность, спрос, дисциплину. Давать принципиальные, пусть иногда жесткие, оценки положению дел и работе лично каждого руководителя, этим помогая им оставаться настоящими партийцами и на работе, и наедине со своей совестью. (Аплодисменты.)

Читайте также:
Программы защиты информации список

Непререкаемость авторитетов, непогрешимость руководителя, в сегодняшних условиях — нетерпимы и недопустимы. Должна быть наконец в ЦК КПСС выработана система периодической отчетности всех руководителей и на всех уровнях. Считаю, что это должно касаться и отчетов секретарей ЦК КПСС на Политбюро или пленумах Центрального Комитета партии.

Делегаты могут меня спросить: почему же об этом не сказал, выступая на XXVI съезде партии? Ну что ж. Могу ответить, и откровенно ответить: видимо, тогда не хватило смелости и политического опыта. (Аплодисменты.)

Товарищи! В докладе убедительно прозвучал раздел о значении социальных факторов. Продолжая тему, хотел бы добавить один момент. Наверняка делегатам приходилось сталкиваться в трудовых коллективах с вопросами социальной справедливости. Обсуждаются они всегда остро, так как затрагивают большой круг самых жизненных интересов человека.

Неуютно чувствуешь, слушая возмущение любыми проявлениями несправедливости — сегодняшей или уже застарелой. Но особенно становится больно, когда напрямую говорят об особых благах для руководителей. Если коммунист-руководитель теряет свои необходимые качества: справедливость, партийную скромность, полную самоотдачу,- использует блага не по труду, то, выражаясь словами Ленина, это , чего допустить мы не можем. Поэтому мое мнение — там, где блага руководителей всех уровней не оправданы, их надо отменить. Это обязательно приведет к росту трудовой и общественной активности людей, не будет давать повода для различных спекуляций нашим идеологическим противникам. (Аплодисменты.) Для нас критерием социальной справедливости должны быть всегда интересы прежде всего рабочего класса. (Аплодисменты.)

Из выступления первого секретаря Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцина на XXVII съезде КПСС

ВСТРЕЧИ С ЛЮДЬМИ

В дискуссиях последующих лет часто звучал вопрос: имел ли Горбачев, начиная перестройку, ее программу? Конечно, тщательно разработанной по всем пунктам и подпунктам программы не было, да и не могло быть. Была сумма идей, на основе которых постепенно формировался новый политический курс, проходя проверку практикой, накладываясь определенным образом на реальное общественное сознание, на живой опыт работы.

Я считаю, что весь период от мартовского и апрельского Пленумов ЦК КПСС до XXVII съезда включительно и даже до конца 1986 года — это и был период формирования и упрочения политики перестройки, выработки современного внешнеполитического курса на основе нового политического мышления. Чтобы иметь какой-то шанс на успех в политике, программа перестройки могла родиться только пройдя через горнило общественных дискуссий. Надо было завоевать общественное мнение, упрочить политические позиции сторонников нового курса.

Принципиальное значение в этом отношении имели встречи Горбачева с рабочими и инженерно-техническими работниками ЗИЛа, поездка в Ленинград и выступление на собрании актива Ленинградской партийной организации 17 мая 1985 года. Это был живой, откровенный и открытый разговор с людьми. Его показ по телевидению произвел ошеломляющее впечатление. Люди увидели, что появился руководитель совершенно новой формации, не статуя, не мумия, а живой человек, просто и по-человечески разговаривающий с людьми, остро чувствующий проблемы сегодняшнего дня, не желающий мириться со старым.

Огромный резонанс получила поездка Горбачева и на Украину. Он побывал в самой цитадели брежневского влияния — на Днепропетровщине. Посетил Тюмень, Западную Сибирь и Северный Казахстан, провел многочисленные встречи с представителями самых различных слоев общества, с гражданами на улицах и площадях. Все это создало новую, невиданную доселе морально-психологическую обстановку в стране.

Источник: histrf.ru

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

История бренда BMW

1. РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ, ИТОГИ

Выполнила: учитель истории и обществознания
МОУ «Яйская СОШ №2» Мосина Ирина Геннадьевна

2.

Кризис советской политической системы:
предпосылки, проявления, последствия.
Политическая перестройка: обретения и
потери.
Российская многопартийность:
предпосылки возрождения.
Распад СССР: закономерность или
историческая случайность?

3.

В конце жизни Л.Брежнева важнейшие вопросы
жизни страны решали Ю.Андропов,
Д.Устинов, К.Черненко и А.Громыко. СССР
начал резко отставать от Запада в
экономическом развитии, война в
Афганистане и гонка вооружений требовали
огромных денежных затрат. После провала
обещанного к 1980 г.построения коммунизма
начался кризис официальной идеологии. Все
это требовало преобразований всей сферы
общественной жизни СССР.

4.

Юрий Владимирович Андропов (1914—1984)
Ю.В.Андропов.
В ноябре 1982 г.во главе
страны встал Ю.Андропов.
Он был образован,
бескорыстен, аскетичен,
умел располагать людей к
себе. В то же время он был
типичным представителем
партийной номенклатуры.
Возглавляя в течение 15 лет
КГБ он, как никто другой
имел реальное
представление о положении
дел в стране. Ю.Андропов
сделал ставку на
«молодежь». При нем резко
возвысился М.Горбачев,
появились в высшем
руководстве страны
Е.Лигачев и Н.Рыжков.

5.

Юрий Владимирович Андропов (1914—1984)
Да, все мы смертны, хоть не по нутру
Мне эта истина, страшней которой нету,
Но в час положенный и я, как все, умру,
И память обо мне сотрет седая Лета.
Мы бренны в этом мире «под луной»:
Жизнь – только миг, небытие – навеки,
Кружится во Вселенной шар земной,
Живут и умирают человеки.
Но сущее, рожденное во мгле,
Неистребимо на путях к рассвету,
Иные поколенья на Земле
Несут все дальше жизни эстафету.

6. Константин Устинович Черненко

Чертами характера Черненко был весьма схож с
Брежневым — мягкий, доброжелательный
человек, отдающий себе отчет в собственных
плюсах и минусах. Отличался известной
твердостью и последовательностью в
принятии решений. Как и Брежнев, оказался
падок на награды и лесть.
Кратковременное правление Черненко стало
для тоталитарной системы последним
клапаном, не замедлившим, а, наоборот,
ускорившим ее агонию и крах.
Именно при Черненко окончательно
сформировалось и усилило свои позиции то
крыло в руководстве, которое выступало за
более радикальное обновление общества. Его
признанным лидером стал быстро
набиравший политические очки М. С.
Горбачев, бывший при Черненко вторым
человеком в партии. 10 марта 1985 г.
Черненко умер. Менее чем через сутки
Пленум ЦК КПСС избрал новым (и
последним) Генеральным секретарем ЦК
Горбачева.

7. Михаил Сергеевич Горбачев (р. 1931 г.)

C 15 лет начал трудовую деятельность механизатором
МТС. В 1955 г. поступил на юридический факультет
МГУ. Настоящим потрясением для молодого студента
стало развенчание сталинизма на XX съезде КПСС.
Правда, он не думал тогда еще о критике самой
системы. После окончания МГУ перешел на
комсомольскую, а затем и на партийную работу, став
первым секретарем Ставропольского крайкома
ВЛКСМ, а затем вторым секретарем крайкома КПСС.
В 1970 г. он стал самым молодым в стране первым
секретарем крайкома партии и через год был избран в
состав ЦК КПСС. В 1978 г. Горбачев был назначен на
пост секретаря ЦК по вопросам сельского хозяйства. С
этого момента начался его медленный, но уверенный
путь к креслу лидера страны. В 1980 г. он становится
самым молодым членом Политбюро, а после смерти
Брежнева по поручению Андропова начинает
заниматься не только сельским хозяйством, но и
широким кругом вопросов внутренней и внешней
политики. Смерть Андропова сделала Горбачева
фактически вторым человеком в партии и неизбежным
преемником угасающего Черненко. После смерти
престарелого вождя в марте 1985 г. Горбачев
единогласно избирается Генеральным секретарем ЦК,
одновременно становится Председателем Совета
обороны и начинает «перестройку».

8. Новая редакция Программы КПСС.

В 1986 г. на XVII съезде КПСС был
рассмотрен проект новой редакции
партийной программы. Задача
построения коммунизма была
объявлена несвоевременной,
ставилась цель совершенствования
социалистического общества.
Трудовые коллективы должны были
стать «первичными ячейками
демократии», но в условиях
административной экономики это
было неосуществимо. Экономику
предстояло перевести на путь
интенсивного развития. Впервые
руководство заявило о необходимости
«гласности».

9. Кадровая революция

10. Кадровая революция

Чем можно объяснить замену кадров
партийно-государственной номенклатуры в
1985—1986 гг.?
Почему именно с январского Пленума ЦК
КПСС 1987 г. началась подготовка к
проведению политической реформы в
стране?
К каким последствиям привела «кадровая
революция» в центре и на местах? (стр 320 )

11. XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.).

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная
партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения предусматривали
соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной
либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание
«социалистического правового государства», «разделение властей»
(одной из которых мыслилась КПСС), создание «советского
парламентаризма». Для этого Горбачев предложил сформулировать
новый высший opiaii власти — Сьезд народных депутатов, превратить
Верховный Совет в постоянно действующий парламент.
Было изменено избирательное законодательство: выборы
предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их
двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от
общественных организаций, а не в ходе обычных выборов.
Одной из главных идей конференции было перераспределение
властных функций от партийных структур к советским (при
сохранении в них партийного влияния). Для обеспечения «плавности»
этого перехода предлагалось соединить посты партийных и советских
руководителей в одних руках (сверху донизу).

12.

Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов
СССР по новому избирательному закону. На I съезде
народных депутатов СССР (май — июнь 1989 г.) Горбачев был
избран Председателем Верховного Совета СССР.
Относительно свободные выборы депутатов привели к тому,
что именно к ним, предлагавшим более радикальные
перемены, теперь перешла и инициатива политического
реформирования.
По предложению народных депутатов концепция
политической реформы в 1990 — 1991 гг. была дополнена
рядом важных положений. Главным из них стала идея
построения правового государства (где обеспечивается
равенство всех перед законом). Для этого III съезд народных
депутатов (март 1990 г.) счел целесообразным ввести пост
Президента СССР (Президентом СССР стал Горбачев). Тогда
же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая
монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало
возможность для формирования легальной многопартийности
в Советском Союзе.

Читайте также:
Полезные программы для жизни

13. Приведите в соответствие данные таблицы.

№ Дата
Событие
1
Апрель 1985 г.
Избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК
КПСС
2
1988 г.
Принятие новой редакции Программы КПСС
3
1988 г.
Освобождение правозащитников — А. Д. Сахарова и др.
4
1989 г.
Пленум ЦК КПСС по кадровой политике
5
1990 г
Создание первых оппозиционных КПСС партий
6
1991 г.
Возобновление реабилитации жертв сталинских
репрессий
7
Март 1986 г.
XIX партконференция. Начало политической реформы
8
1986 г.
Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Избрание
Президента
9
Январь 1987 г.
Первые выборы Президента РСФСР
10 Март 1985 г
Провозглашение концепции «ускорения»

14. Численность КПСС в 1981—1991 гг.

Чем вы можете объяснить значительный
рост численности КПСС в середине 80-х
гг.? Почему отток из ее рядов увеличился с
начала 90-х гг.?

15. Заполните таблицу, в которой укажите названия новых политических партий в соответствии с идейными основами их деятельности.

Идейные направления
Коммунистические
Социалистические
Социал-демократические
Либеральные
Национальные
Монархические
Названия политических
партий

16. Национальная политика и межнациональные отношения

Начавшаяся демократизация общества, политика «гласности» сделали неизбежной
реанимацию давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок
стали возвращаться и видные активисты национальных движений. Некоторые из
них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за
самоопределение. В декабре 1987 г. в ответ па назначение Г. Колбина вместо
отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь
устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями.
20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было
принято решение о ходатайстве перед Верховными советами Азербайджана и
Армении о выводе области из состава АзССР и включении ее в состав АрмССР.
Ответом на это решение стали погромы и резня армян в Сумгаите. В этих условиях
Горбачев ввел войска в Сумгаит. Жизнь требовала немедленного изменения
национальной политики на общегосударственном уровне, однако центр не
торопился делать этого.
11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении
независимости Литовской Республики. 12 июня Декларацию о государственном
суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР.
Все это заставило руководство принять меры по оформлению нового союзного
договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно
принимались и силовые меры по сохранению Союза.

Источник: ppt-online.org

Хроника пикирующей империи. К 30-летию запрета КПСС и распада Союза ССР

ссср, распад, история, горбачев, кпсс

В марте 1990 года Съезд народных депутатов, исключив «руководящую и направляющую роль КПСС», фактически ликвидировал советскую власть. Михаил Горбачев стал президентом динамично разваливающейся страны. Фото РИА Новости

В год прихода к руководству страной Михаил Горбачев, который оказался хорошим политиком, не знал системных причин экономических проблем, Советский Союз уже давно имел дефицитный бюджет и во многом неуправляемую экономику. Страна, бывшая в начале ХХ века крупнейшим в мире экспортером зерна, оказалась его крупнейшим импортером!

Новый генеральный секретарь в удручающей обстановке приступил к омоложению правящих органов партии, объявил гласность и плюрализм, начал подготовку к съезду.

Очевидное – невероятное

XXVII съезд КПСС, прошедший в праздничной атмосфере, внес изменения в Программу КПСС, оставив постулаты в прежней редакции.

На закрытых заседаниях оглашалась информация о катастрофическом состоянии экономики и финансов. На пленуме ЦК КПСС 27–28 января 1987 года председатель правительства Николай Рыжков откровенно объявил: «Мы давно уже не сводим концы с концами, живем в долг. Крайне тяжелое положение сложилось в денежном обращении. В 70-х – начале 80-х годов произошло его расстройство.

Не лучше обстоят дела с валютным положением страны». Его выслушали, но ничего не предприняли.

Через два с половиной месяца после этого пленума Горбачев сказал участникам ХХ съезда комсомола: «За эту пятилетку мы должны практически полностью модернизировать наше отечественное машиностроение и вывести его по главным параметрам на уровень мировых требований». На какие инвестиции собирались коммунисты очередной раз «полностью модернизировать» до «уровня мировых требований» машиностроение при крайне дефицитном бюджете страны?

К 1989 году в экономике СССР еще более обострился валютно-финансовый кризис с падением добычи нефти, уменьшением заготовок леса и снижением сбора хлопка. Но валюта была необходима – около 40% потребности страны в зерне покрывались завозом из-за рубежа.

Теряющие многолетнюю монополию на власть заведующие отделами ЦК и члены Политбюро ЦК КПСС – фактические хозяева страны, неспособные к поиску альтернативных направлений развития страны, ибо монополизм не способствовал развитию их аналитических способностей, – приступили к реформированию органов управления страной.

III съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 года внес в Конституцию подготовленные аппаратом ЦК КПСС изменения, исключив «руководящую и направляющую роль КПСС» и учредив пост президента СССР.

На следующий день генерального секретаря ЦК КПСС избрали президентом СССР, а его ближайших партийных соратников стали срочно пересаживать в функционеры аппарата президента СССР и в члены Президентского совета.

Высшая власть в Советском Союзе от Верховного совета СССР по исправленной Конституции перешла к президенту СССР и аппарату президента. Таким образом, большевики в марте 1990 года юридически ликвидировали в стране номинальную власть советов!

Вернувшись с III съезда народных депутатов, партийная номенклатура союзных республик стала копировать президентство и разваливать союзное государство.

КПСС утратила характер «ленинской партии нового типа», то есть строго дисциплинированной организации, все члены которой подчиняются воле вождя, и способной на любое преступление для сохранения своей власти.

Уже 30 марта 1990 года на заседании Совета Федерации Верховного совета СССР Горбачев спросил однопартийцев: «Как же это произошло? Без совета, консультаций, явочным порядком избирается президент Узбекистана. Ведь мы же на Президиуме Верховного совета СССР договорились, что в стране будет только один президент».

Президент (с 24 марта) Узбекской ССР Ислам Каримов, по совместительству первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана, с улыбкой спокойно заметил: «Так захотел народ». Его поддержали другие члены ЦК КПСС от союзных республик.

До конца 1990 года были учреждены должности президентов: Казахстана, Азербайджана, Молдавии, Туркмении, Киргизии и Таджикистана. В этих республиках власть от советов перешла к президентам, которыми, естественно, были избраны высшие партийные бонзы.

16 мая 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР, 86% которых были членами КПСС, избрал Бориса Ельцина председателем Верховного совета РСФСР, а 12 июня 1990 года принял Декларацию о суверенитете России, то есть из Союза ССР республика не вышла, пост президента не учредила, независимость не объявила, но главенствующей на ее территории провозгласила Конституцию РСФСР.

Внутрипартийная консервативная оппозиция, искавшая возможность остановить реформы, 19 июня созвала из российских делегатов внеочередного XXVIII съезда КПСС Российскую партийную конференцию, объявленную Учредительным съездом Компартии РСФСР. Создав Компартию РСФСР в критический для КПСС момент и противопоставив ее союзному руководству, Иван Полозков и Геннадий Зюганов внесли свой вклад в развал КПСС и в распад Союза ССР.

XXVIII съезд прошел под знаком номенклатурно-политического компромисса. В тактическом отношении съезд завершился для партийной элиты благополучно, но в стратегической перспективе этот форум во многом предопределил скорое поражение КПСС.

Сумерки разума

Съезд в числе прочих принял резолюцию «О положении крестьянства и реализации аграрной политики КПСС», в которой вдруг было объявлено: «КПСС ставит в центр своей политической работы защиту интересов крестьян… Необходимо развивать многообразные формы собственности, утверждать право крестьян на владение землей».

В Программном заявлении съезда КПСС была представлена как партия «социалистического выбора и коммунистической перспективы», во главу впервые ставился человек, его материальное благополучие и духовное развитие.

Съезд одобрил новый устав КПСС, объявивший основной целью «создание в стране гуманного, демократического социализма».

Поскольку итоговые документы XXVIII съезда полностью противоречили недавно откорректированной программе КПСС, то на съезде приняли решение о срочной подготовке очередной – четвертой! – программы КПСС.

Генерал Александр Лебедь, послушав на съезде попытки отчетов членов политбюро, писал: «Как же могут управлять страной люди, которым не дана самая элементарная, примитивная, приземленная ясность мысли?! Гниющая с головы рыба продолжала разлагаться. Ничего не изменилось, но печальный исход был предопределен».

Уйдя в отставку, Горбачев писал: «Пытаясь понять существо дела, мы попросили (в 1983 году. – П.А.) дать нам возможность разобраться с состоянием бюджета. Но Андропов лишь рассмеялся: «Ишь, чего захотели. В бюджет я вас не пущу»… Главную же «тайну» – о том, что бюджет наш «дырявый», – я не знал. Его постоянно дотировали за счет Сбербанка, то есть сбережений граждан, и увеличения внутреннего долга. Официально сообщалось при этом, что… все сбалансировано в наилучшем виде».

Проще говоря, большевики десятилетиями брали в долг у Государственных трудовых сберкасс (с 1987 года – Сбербанк СССР) средства населения и тратили их на поддержку неэффективной экономики, на помощь дружественным режимам, на увеличение военных расходов и кормление репрессивных органов.

14 апреля 1990 года советник генерального секретаря ЦК КПСС по вопросам экономики академик Абел Аганбегян напомнил, что у населения хранится наличными 100 млрд руб. и в Сберегательном банке числится более 340 млрд руб. (как точно сказано: у населения «хранится», а в государственном Сбербанке только «числится»), предложив увеличить поощрение за хранение сбережений на депозитах до 8% годовых и организовать предоставление беспроцентного займа под покупку гражданами автомобилей, но с реализацией получения автомобилей через 3–5 лет.

К совету прислушались: выпустили для доверчивой части населения облигации вещевого займа, обещавшие в будущем получение автомобиля, и увеличили процентную ставку по вкладам с 3 до 5% годовых.

Читайте также:
В программе 1с бухгалтерия 8 установить пометку на удаление для группы документов

Вместо того чтобы проводить решительные экономические реформы, позволяющие привлечь иностранный капитал, поощрять частную инициативу, обеспечить рост национального продукта и получить дополнительные поступления в бюджет, президент СССР консервировал старую большевистскую систему, наращивая внутренний госдолг, и вел страну к банкротству.

«В связи с совершенствованием системы государственного управления» Горбачев в декабре 1990 года реорганизовал Совет министров СССР в кабинет министров при президенте СССР под руководством премьер-министра.

В тяжелейшее для страны время чиновники прекратили работать, одни нашли себе посильную деятельность – занялись реорганизацией, а другие стали ждать итогов и соответствующих назначений.

Коммунистическая номенклатура рушила свой авторитет ускоренными темпами.

Вперед – к пропасти!

22 января 1991 года стали исполнять указ «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег с вкладов граждан». Большевики объявили гражданам о повсеместном прекращении приема денежных знаков своего же Государственного банка СССР! Главным последствием такой «реформы» стала окончательная утрата доверия населения к союзному правительству.

Шаг к развалу Союза ССР сделали возглавляемые коммунистами Белоруссия 14 декабря 1990 года и Украина 20 марта 1991 года, приняв законы, объявившие все государственные банки на их территориях собственностью республик с правом осуществлять эмиссию денег.

17 марта 1991 года в девяти союзных республиках провели референдум о сохранении СССР, а 19 марта был подписан указ президента СССР «О реформе розничных цен и социальной защите населения», в результате которого в апреле цены выросли: на мясо и птицу – в 2,6 раза, на колбасу – в 3,1 раза, на хлебобулочные изделия – в 3 раза.

В крайне кризисной обстановке 26 июля 1991 года Пленум ЦК КПСС оптимистично принял постановление «О созыве внеочередного XXIX съезда Коммунистической партии Советского Союза», который наметили на ноябрь-декабрь 1991 года.

Пленум постановил, что «рассматривает подготовленный комиссией XXVIII съезда партии проект программы КПСС как приемлемую основу для доработки и обсуждения в партии» и поручил провести общепартийную дискуссию после опубликования проекта.

За полмесяца до фактического прекращения деятельности партии, 10 августа 1991 года, проект очередной программы КПСС был опубликован для обсуждения. Он отличался краткостью, отсутствием конкретных сроков и количественных предложений, но как последний документ КПСС достоин внимания.

Состоящий из пяти разделов проект являет собой очень осторожный и неконкретный документ, наполненный обещаниями дать всем слоям общества то, чего не смогли или не собирались дать в предыдущие десятилетия. «Социализм» упоминается в документе, но по тексту совершенно неясно, что подразумевается под этим термином.

Понятно, что за год, прошедший после XXVIII съезда, убеждения членов Программной комиссии и привлеченных партийных мыслителей не могли резко измениться, продолжали влиять отмеченные генералом Лебедем «немощь и организационное бессилие», а потому в проект включены лозунги и понятия, несовместимые с друг с другом, а декларируемые тезисы часто противоречат один другому.

Почему, например, партия обещает «добиваться достойного представительства рабочего класса в органах власти всех уровней»; сельскому населению только «содействовать полноценному представительству в органах власти», но уже не «всех уровней»; остальным же слоям населения вообще не обещает представительства в органах власти?

Почему, провозглашая «переход к смешанной экономике и равноправию различных форм собственности», партия обещает содействовать только «приоритетному развитию форм общественной собственности», не поясняя смысл этих форм собственности?

Почему обещано «активно содействовать самоуправлению сельского населения», но не городского или поселкового?

Игнорируя резолюцию XXVIII съезда (высшего органа партии), в которой партия лишь год назад смело обязалась «утверждать право крестьян на владение землей», в проекте обещают крестьянам лишь некое «наделение землей (включая аренду с правом наследования)».

На последнем месяце фактического существования КПСС из недр ее ЦК вышел документ, свидетельствующий о сомнительных способностях коллективного теоретического творчества «высшего разума» партии, демонстрирующий хаотичность мысли и непоследовательную логику ее «нового мышления».

Наступало финансовое банкротство созданного большевиками Союза ССР и политическое банкротство КПСС.

Разложившаяся высшая партийная элита, защищенная от любой критики, не находила себе места в стране, доведенной ею же до критической экономической ситуации. В ночь на 19 августа 1991 года под руководством председателя КГБ она решилась на проведение очередного мероприятия: «Группа заговорщиков захватила власть с намерением осуществить государственный переворот».

«Группа заговорщиков» продемонстрировала всей стране предел интеллектуальной деградации членов высшей большевистской касты: захватив власть, они не знали, что же дальше с нею делать, не имели никакой программы вывода страны из кризиса, причины которого не понимали, два дня они публиковали свои пространные, а порой и смехотворные декларации, неспособные вызвать интерес у населения.

Вечером 20 августа заговорщики, к своему полному удивлению, из доклада соучастника Олега Бакланова узнали, что в бюджете страны давно нет денег, не на что содержать карательные органы, нет резервных запасов продовольствия, нет средств на проведение популистских обещаний, зафиксированных в двухдневных декларациях ГКЧП к народу! На этом бесславный путч закончился.

Из высших государственных органов только Комитет конституционного надзора СССР 20 августа 1991 года осудил действия ГКЧП как незаконно учрежденного органа.

Президент СССР 24 августа сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС и рекомендовал Центральному комитету КПСС самораспуститься.

На следующий день указом президента РСФСР имущество КПСС на территории республики объявлено государственной собственностью. Распоряжением мэра Москвы Гавриила Попова была прекращена работа в зданиях ЦК КПСС и весь комплекс зданий ЦК КПСС опечатан.

После мятежа ГКЧП кабинету министров, поддержавшему «решения ГКЧП в СССР», было «выражено недоверие», его распустили и объявили о создании Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР. Но и его надо было еще организовать.

Финал-апофеоз

В этих условиях большинство союзных республик, в том числе руководимых членами ЦК КПСС, поторопились объявить о выходе из состава СССР и своей независимости.

29 августа Верховный совет СССР, более 85% депутатов которого были членами и кандидатами в члены КПСС, постановил «приостановить деятельность КПСС на всей территории СССР». Парадоксально, но КПСС практически перестала существовать в соответствии с решениями, принятыми депутатами-коммунистами.

Распад Союза ССР ускорился, но аппарат президента СССР после августа 1991 года в агонии продолжил организационные экзерсисы и решил создать псевдоправительство – Межреспубликанский экономический комитет СССР и некий Государственный совет СССР под председательством президента СССР.

Продолжая совершенствовать властные органы, распоряжением президента СССР 21 сентября суетливо образовали очередной синклит – Политический консультативный совет при президенте.

Итогом деятельности членов ЦК КПСС стало то, что Комитет конституционного надзора СССР в своем заявлении от 11 октября 1991 года откровенно объявил приговор большевистской эпохе, заявив: «Союз ССР в прежнем виде фактически прекратил свое существование».

4 ноября объявил себя банкротом Внешэкономбанк СССР, которому стало нечем оплачивать пребывание за границей советских посольств, торгпредств и прочих представителей, которым даже домой не на что было вернуться.

В создавшейся обстановке 6 ноября 1991 года указом президента РСФСР Бориса Ельцина, избранного прямым всенародным голосованием 12 июня, была прекращена деятельность КПСС и Компартии РСФСР, так как «на руководящих структурах КПСС лежит ответственность за исторический тупик, в который загнаны народы Советского Союза».

Это историческое событие не вызвало в стране ни шока, ни протеста, ни попыток выступить на защиту того, чему многие присягали.

Председатель Государственного банка СССР 15 ноября направил президенту СССР письмо о том, что золотой запас Госбанка СССР в размере 374,6 т, переданный в 1937 году «на хранение» в Наркомфин СССР, но числящийся на балансе Госбанка и десятилетиями показываемый в его отчетах, фактически отсутствует в Гохране Минфина СССР. Золотые резервы – всего 240 т, они не соответствуют статусу великой державы и одной из ведущих золотодобывающих стран. В письме сообщалось: «По размерам золотых запасов мы уступаем и развивающимся странам, таким как Китай, Индия, Венесуэла, Ливан».

Результат хозяйствования КПСС характеризуется следующими данными: задолженность Советского Союза иностранным кредиторам составила 83,4 млрд долл., долги зарубежных «дружественных» правительств Союзу ССР достигли 160 млрд долл., большинство из которых были безнадежными.

К обязательствам советского государства перед населением страны традиционно относились с пренебрежением – за все ошибки платит народ, а внутренние долги перед населением составили:

– по невыкупленным облигациям госзаймов – 185,5 млрд руб.;

– по вкладам в Сбербанк СССР – 174,3 млрд руб.;

– по страховым полисам Госстраха СССР (со счетов которого также много лет тайно безвозвратно заимствовали) – 45,8 трлн руб.!

Фактически президенту СССР властвовать уже было не над чем: к декабрю 1991 года из СССР не вышли только Россия и Казахстан.

8 декабря 1991 года руководители ранее вышедших из СССР Белоруссии и Украины, а также президент РСФСР в селе Вискули (Белоруссия) констатировали факт того, что «СССР прекращает свое существование», и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Главы 11 бывших союзных республик 21 декабря в столице Казахстана подписали Алма-Атинскую декларацию, излагавшую цели и принципы создания СНГ и объявившую, что Союз ССР прекращает свое существование.

Таким образом, 21 декабря 1991 года по причинам того, что руководимое большевиками государство не смогло построить безубыточную экономику, средства в бюджете иссякли, золотой запас и валютные поступления проели, Союзу ССР оказалось не на что существовать. Его не стало. Социализм как общественная система не выжил. Дальнейшая имитация существования союзного государства стала невозможной.

25 декабря Михаил Горбачев отрекся от поста президента Союза ССР.

Произошел неминуемый крах большевистского всевластия и его детища – Союза ССР. Апологеты КПСС три десятилетия ищут козла отпущения, дабы не признавать своих системных ошибок.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник: www.ng.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru