Принципы составления коррекционных программ и их типовая структура

Содержание

КРР обеспечивается специальной системой принципов. Принципы – это система основополагающих требований, которые определяют особенности организации КРР с детьми с особыми образовательными потребностями.

Исходным принципом для определения целей и задач КРР, а также способов их решения является Принцип единства диагностики и развития.

Во-первых, эффективная КРР может быть построена лишь на основе тщательного обследования. В то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой коррекционно-развивающих мероприятий.

Принцип развивающего характера специального образования. Коррекционная работа должна носить опережающий, предвосхищающий характер, быть ориентированной на зону ближайшего развития (завтрашний день) ребёнка.

Вовремя принятые меры позволяют избежать различного рода ограничений в развитии, а тем самым и необходимости развертывания в дальнейшем системы специальных коррекционно-развивающих мероприятий.

Как создать научный текст? Общие принципы, детали и примеры

Принцип нормализации – учёт общих тенденций развития здорового ребёнка и ребёнка с ОПФР. Особый ребёнок должен последовательно пройти все стадии онтогенеза, что и нормально развивающийся. Однако темпы развития детей с У.О иные. Формирование определённых возможностей достигается у этих детей обходными путями, причём конечный результат может не совпадать с достижениями обычных детей.

Принцип индивидуального и дифференцированного подходов. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

КРР предполагает как индивидуализацию содержания, темпа и сроков обучения, воспитания и развития, так и выявление типических особенностей, присущих группе детей.

Индивидуализация и дифференциация осуществляются на основании критериев:

  • структура нарушения;
  • степень тяжести его проявления;
  • время возникновения;
  • типологические и индивидуально-психологические особенности ребёнка;
  • предшествующая социальная ситуация развития.

Принцип целостности. КРР рассматривается как психолого-педагогическое взаимодействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого нарушения, а подразумевает развитие личности в целом, нормализацию деятельности ребёнка в различных социальных сферах.

КРР предполагает как непосредственное взаимодействие с самим ребёнком с целью формирования обобщённых специальных умений компенсаторного характера, обеспечивающих его развитие, обучение и воспитание, так и преобразование среды, в которой находится ребёнок: создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними.

Читайте также:
Что такое программа вести

Структура и направления психологического консультирования

Деятельностный принцип КРР реализуется путём активного включения детей с ОПФР в различные виды деятельности, каждый из которых обладает определённым компенсаторным потенциалом.

То, чему обычного ребёнка можно научить на словах, для ребёнка с ОПФР становится доступным только в собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.

В КРР распространена коллективная предметно- практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Успех КРР обеспечивается единством требований к ребёнку с ОПФР со стороны как специалистов, так и родителей.

Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы его целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы.

Сложности в поведении – следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом.

Следовательно, успех коррекционной работы с детьми и подростками без сотрудничества с родителями или с другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения с сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным.

Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формирует ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения детей и подростков.

Принцип мотивации – предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом.

Иначе говоря, задача занятия должна быть предъявлена детям в такой форме, чтобы они захотели ее решить.

Принцип продуктивной обработки информации – это создание педагогом таких педагогических ситуаций, в ходе которых дети самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только сопровождаются продуманной системой коррекционно-развивающих мероприятий.

Принцип педагогического оптимизма. КРР исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.

Принцип ранней педагогической помощи. Одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционнопедагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.

Читайте также:
Вариативная часть рабочей программы это

Статьи по теме

    • Краткая характеристика основных психо-коррекционных методов школьного психолога
    • Методы коррекционно-развивающей работы педагога
    • Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными и поведенческими нарушениями
    • Этапы организации коррекционно-развивающей работы
    • Развитие основных психических функций
    • Модели коррекционно-развивающей работы, их характеристика
    • Коррекционная направленность воспитания и обучения
    • Модели коррекционно-развивающей работы и их характеристика
    • Коррекционная направленность обучения и воспитания

    Источник: student-servis.ru

    14. Принципы составления психокоррекционной программы.

    Цели и задачи коррекционно-развивающей программы: коррекция — исправление отклонений; профилактика — предупреждение отклонений; развитие — его стимулирование.

    Принципы составления программы:

    1. Принцип единства и системности.

    2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.

    3. Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия.

    4. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

    5. Принцип систематичности, последовательности и постепенности.

    7. Принцип привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

    8. Принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия.

    9. Принцип учета объёма, степени разнообразия и эмоциональной сложности материала.

    Источник: medic.studio

    +7 495 260-04-69

    Заказать обратный звонок

    Запись на прием к специалисту Центра

    • Главная
    • /
    • 20.1.2. Общие принципы коррекционной работы

    Онлайн психологическая психотерапия

    К помощи психотерапевта, консультирующего онлайн, можно прибегнуть в следующих случаях:

    • при появлении симптомов эмоционального выгорания;
    • депрессии;
    • длительного стресса;
    • перенесенного потрясения;
    • игромании;
    • нарушениях пищевого поведения;
    • биполярном расстройстве;
    • тревоге и страхах;
    • сложностях в отношениях и др.
    • требуется адаптация к появлению нового члена семьи.

    Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

    Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

    Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

    Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

    Психолог Копьёв Андрей Феликсович

    Психолог Копьёв Андрей Феликсович

    Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

    Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

    Ночевкина Алёна Игоревна

    Ночевкина Алёна Игоревна

    Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

    Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

    Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

    Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

    Детский психолог Горина Екатерина

    Детский психолог Горина Екатерина

    Психолог Светлана Ткачева

    Психолог Светлана Ткачева

    Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

    Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

    Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

    Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

    Психиатр Фролов Алексей Михайлович

    Психиатр Фролов Алексей Михайлович

    Подростковый психолог Каравашкина Елена

    Подростковый психолог Каравашкина Елена

    Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

    Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

    Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

    Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

    Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

    Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

    Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

    Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

    Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

    Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

    Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

    Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

    Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

    20.1.2. Общие принципы коррекционной работы

    Современные представления о закономерностях развития ребенка и те­ория нейропсихологической реабилитации, разработанная Л. С. Цвет­ковой, позволяют выделить следующие принципы нейропсихологичес­кой коррекции в детском возрасте.

    Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребен­ка. Учет индивидуальных особенностей ребенка, сформированности эмоционально-волевой сферы, особенностей темперамента и характера должен являться основой для коррекционной работы. Незрелость мотивационной сферы ребенка требует дополнительных умений от пси­холога, чтобы активизировать ребенка, сформировать нужную мотива­цию, вызвать у него интерес к коррекционным занятиям.

    Принцип опоры на сохранные формы деятельности. В детском возрасте достаточно сложно выделить поврежденность и недоразви­тие ВПФ. У ребенка в отличие от взрослого нет такого богатого опыта интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой и в особенности соци­альной деятельности.

    Выполнение не до конца сформированных навыков еще не перешло на автоматизированный, непроизвольный уро­вень. Поэтому использование остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности, которое является одним из основных принципов восстановительного обучения, не всегда предоставляется возможным. Тем не менее опора на сохранные формы деятельности в процессе нейропсихологической коррекции позволяет временно пе­ревести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный для ребенка уровень ее осуществления.

    Читайте также:
    Как изменять шрифт в программе Microsoft word

    Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. По­скольку все психические процессы формируются в предметной деятель­ности, в коррекционной работе необходимо использовать методы вос­становления и формирования через деятельность, как вербальную, так и невербальную. Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовывать. Ведущими отечествен­ными психологами Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонть­евым было показано, что в обучении важна методически грамотная орга­низация деятельности по усвоению материала и управление ею.

    Принцип программированного обучения. Этот принцип преду­сматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к восстановлению или фор­мированию ВПФ.

    Большинство методов, часто применяемых в обуче­нии, коррекционной и дефектологической работе, как правило, пред­ставляют собой перечисление разрозненных приемов, рекомендуемых для восстановления или формирования отдельных ВПФ (речи, праксиса, гнозиса, памяти и т. д.). При таком подходе методы ориентированы на внешний симптом, а не на механизм дефекта. В исследованиях отече­ственных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальпери­на, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. С. Цветковой было показано, что формирование каждого навыка проходит у человека несколько уров­ней. На начальных этапах осуществляется серия развернутых вне­шних операций, затем внешние операции постепенно свертываются при участии внешней речи и переносятся во внутреннюю речь и на­чинают выполняться как автоматизированные умственные действия. Исследования ряда авторов показали, что при различных формах дизонтогенеза нарушается спонтанное формирование тех или иных на­выков, что необходимо учитывать в коррекционной работе.

    Коррекционные программы должны соответствовать следующим требованиям: индивидуальность в содержании программы (програм­ма составляется по индивидуальному нейропсихологическому профи­лю ребенка), многократная повторяемость частей программы ребенком (упражнения), опора на внешние вспомогательные средства. Правиль­но составленная программа становится средством управления разви­тия и формирования функции, а затем, после овладения ею, она высту­пит для ребенка как средство самоуправления, как способ выполнения других действий.

    Принцип от простого к сложному. Известный дидактический прин­цип «от простого — к сложному» необходимо учитывать при коррекционно-развивающем обучении.

    Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме.

    В игре гораздо ак­тивнее включаются в коррекционный, обучающий и творческий процесс физические, умственные и эмоциональные качества ребенка, актуализи­руются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы, формируются различные навыки. В зависи­мости от возраста ребенка игра может носить различный характер. В более младшем возрасте коррекционную программу можно вплетать в сказочный сюжет. Для школьников используются варианты игр с правилами.

    Эмоциональный контакт с ребенком. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контак­та. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективнос­ти работы мозга. При хорошо развитой эмоциональной сфере ребенка она является опорой в организации всей коррекционной работе. При недостаточном эмоциональном развитии первоочередной стоит задача ра­боты по развитию эмоциональной сферы ребенка.

    Источник: vprosvet.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru