КРР обеспечивается специальной системой принципов. Принципы – это система основополагающих требований, которые определяют особенности организации КРР с детьми с особыми образовательными потребностями.
Исходным принципом для определения целей и задач КРР, а также способов их решения является Принцип единства диагностики и развития.
Во-первых, эффективная КРР может быть построена лишь на основе тщательного обследования. В то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой коррекционно-развивающих мероприятий.
Принцип развивающего характера специального образования. Коррекционная работа должна носить опережающий, предвосхищающий характер, быть ориентированной на зону ближайшего развития (завтрашний день) ребёнка.
Вовремя принятые меры позволяют избежать различного рода ограничений в развитии, а тем самым и необходимости развертывания в дальнейшем системы специальных коррекционно-развивающих мероприятий.
Как создать научный текст? Общие принципы, детали и примеры
Принцип нормализации – учёт общих тенденций развития здорового ребёнка и ребёнка с ОПФР. Особый ребёнок должен последовательно пройти все стадии онтогенеза, что и нормально развивающийся. Однако темпы развития детей с У.О иные. Формирование определённых возможностей достигается у этих детей обходными путями, причём конечный результат может не совпадать с достижениями обычных детей.
Принцип индивидуального и дифференцированного подходов. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
КРР предполагает как индивидуализацию содержания, темпа и сроков обучения, воспитания и развития, так и выявление типических особенностей, присущих группе детей.
Индивидуализация и дифференциация осуществляются на основании критериев:
- структура нарушения;
- степень тяжести его проявления;
- время возникновения;
- типологические и индивидуально-психологические особенности ребёнка;
- предшествующая социальная ситуация развития.
Принцип целостности. КРР рассматривается как психолого-педагогическое взаимодействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого нарушения, а подразумевает развитие личности в целом, нормализацию деятельности ребёнка в различных социальных сферах.
КРР предполагает как непосредственное взаимодействие с самим ребёнком с целью формирования обобщённых специальных умений компенсаторного характера, обеспечивающих его развитие, обучение и воспитание, так и преобразование среды, в которой находится ребёнок: создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними.
Структура и направления психологического консультирования
Деятельностный принцип КРР реализуется путём активного включения детей с ОПФР в различные виды деятельности, каждый из которых обладает определённым компенсаторным потенциалом.
То, чему обычного ребёнка можно научить на словах, для ребёнка с ОПФР становится доступным только в собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
В КРР распространена коллективная предметно- практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Успех КРР обеспечивается единством требований к ребёнку с ОПФР со стороны как специалистов, так и родителей.
Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы его целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы.
Сложности в поведении – следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом.
Следовательно, успех коррекционной работы с детьми и подростками без сотрудничества с родителями или с другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения с сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным.
Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формирует ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения детей и подростков.
Принцип мотивации – предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом.
Иначе говоря, задача занятия должна быть предъявлена детям в такой форме, чтобы они захотели ее решить.
Принцип продуктивной обработки информации – это создание педагогом таких педагогических ситуаций, в ходе которых дети самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только сопровождаются продуманной системой коррекционно-развивающих мероприятий.
Принцип педагогического оптимизма. КРР исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.
Принцип ранней педагогической помощи. Одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционнопедагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.
Статьи по теме
- Краткая характеристика основных психо-коррекционных методов школьного психолога
- Методы коррекционно-развивающей работы педагога
- Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными и поведенческими нарушениями
- Этапы организации коррекционно-развивающей работы
- Развитие основных психических функций
- Модели коррекционно-развивающей работы, их характеристика
- Коррекционная направленность воспитания и обучения
- Модели коррекционно-развивающей работы и их характеристика
- Коррекционная направленность обучения и воспитания
Источник: student-servis.ru
14. Принципы составления психокоррекционной программы.
Цели и задачи коррекционно-развивающей программы: коррекция — исправление отклонений; профилактика — предупреждение отклонений; развитие — его стимулирование.
Принципы составления программы:
1. Принцип единства и системности.
2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.
3. Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия.
4. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
5. Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
7. Принцип привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия.
9. Принцип учета объёма, степени разнообразия и эмоциональной сложности материала.
Источник: medic.studio
+7 495 260-04-69
Заказать обратный звонок
Запись на прием к специалисту Центра
- Главная
- /
- 20.1.2. Общие принципы коррекционной работы
Онлайн психологическая психотерапия
К помощи психотерапевта, консультирующего онлайн, можно прибегнуть в следующих случаях:
- при появлении симптомов эмоционального выгорания;
- депрессии;
- длительного стресса;
- перенесенного потрясения;
- игромании;
- нарушениях пищевого поведения;
- биполярном расстройстве;
- тревоге и страхах;
- сложностях в отношениях и др.
- требуется адаптация к появлению нового члена семьи.
Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
Психолог Копьёв Андрей Феликсович
Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
Ночевкина Алёна Игоревна
Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
Детский психолог Горина Екатерина
Психолог Светлана Ткачева
Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
Психиатр Фролов Алексей Михайлович
Подростковый психолог Каравашкина Елена
Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
20.1.2. Общие принципы коррекционной работы
Современные представления о закономерностях развития ребенка и теория нейропсихологической реабилитации, разработанная Л. С. Цветковой, позволяют выделить следующие принципы нейропсихологической коррекции в детском возрасте.
Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка. Учет индивидуальных особенностей ребенка, сформированности эмоционально-волевой сферы, особенностей темперамента и характера должен являться основой для коррекционной работы. Незрелость мотивационной сферы ребенка требует дополнительных умений от психолога, чтобы активизировать ребенка, сформировать нужную мотивацию, вызвать у него интерес к коррекционным занятиям.
Принцип опоры на сохранные формы деятельности. В детском возрасте достаточно сложно выделить поврежденность и недоразвитие ВПФ. У ребенка в отличие от взрослого нет такого богатого опыта интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой и в особенности социальной деятельности.
Выполнение не до конца сформированных навыков еще не перешло на автоматизированный, непроизвольный уровень. Поэтому использование остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности, которое является одним из основных принципов восстановительного обучения, не всегда предоставляется возможным. Тем не менее опора на сохранные формы деятельности в процессе нейропсихологической коррекции позволяет временно перевести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный для ребенка уровень ее осуществления.
Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. Поскольку все психические процессы формируются в предметной деятельности, в коррекционной работе необходимо использовать методы восстановления и формирования через деятельность, как вербальную, так и невербальную. Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовывать. Ведущими отечественными психологами Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым было показано, что в обучении важна методически грамотная организация деятельности по усвоению материала и управление ею.
Принцип программированного обучения. Этот принцип предусматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к восстановлению или формированию ВПФ.
Большинство методов, часто применяемых в обучении, коррекционной и дефектологической работе, как правило, представляют собой перечисление разрозненных приемов, рекомендуемых для восстановления или формирования отдельных ВПФ (речи, праксиса, гнозиса, памяти и т. д.). При таком подходе методы ориентированы на внешний симптом, а не на механизм дефекта. В исследованиях отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. С. Цветковой было показано, что формирование каждого навыка проходит у человека несколько уровней. На начальных этапах осуществляется серия развернутых внешних операций, затем внешние операции постепенно свертываются при участии внешней речи и переносятся во внутреннюю речь и начинают выполняться как автоматизированные умственные действия. Исследования ряда авторов показали, что при различных формах дизонтогенеза нарушается спонтанное формирование тех или иных навыков, что необходимо учитывать в коррекционной работе.
Коррекционные программы должны соответствовать следующим требованиям: индивидуальность в содержании программы (программа составляется по индивидуальному нейропсихологическому профилю ребенка), многократная повторяемость частей программы ребенком (упражнения), опора на внешние вспомогательные средства. Правильно составленная программа становится средством управления развития и формирования функции, а затем, после овладения ею, она выступит для ребенка как средство самоуправления, как способ выполнения других действий.
Принцип от простого к сложному. Известный дидактический принцип «от простого — к сложному» необходимо учитывать при коррекционно-развивающем обучении.
Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме.
В игре гораздо активнее включаются в коррекционный, обучающий и творческий процесс физические, умственные и эмоциональные качества ребенка, актуализируются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы, формируются различные навыки. В зависимости от возраста ребенка игра может носить различный характер. В более младшем возрасте коррекционную программу можно вплетать в сказочный сюжет. Для школьников используются варианты игр с правилами.
Эмоциональный контакт с ребенком. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контакта. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. При хорошо развитой эмоциональной сфере ребенка она является опорой в организации всей коррекционной работе. При недостаточном эмоциональном развитии первоочередной стоит задача работы по развитию эмоциональной сферы ребенка.
Источник: vprosvet.ru