101000, Москва, Покровский бульвар,
дом 4/17, строение 5
- Войти
- Регистрация
- Главная
- О журнале
- История
- Редакция
- Новости журнала
- Официальные докуименты
- Архив журналов
- Авторы
- Поиск по рубрикам
- Покупка PDF версии
- Оплата печатной версии
- Оплата услуг редакции
- Подписка в почтовом отделении
- Статьи
- Контакты
Принципы построения учебников «Технология»
- Главная
- Принципы построения учебников «Технология»
Начальная школа
А.Н. Мисюкевич. Принципы построения учебников «Технология»
А.Н. Мисюкевич. Принципы построения учебников «Технология»
Источник: n-shkola.ru
Особенности программы
Исходя из необходимости учета познавательных интересов личности школьника, достижений педагогической науки, отбор и построение содержания для образовательной области «Технология» строится на следующих принципах:
Как Учиться В 2 Раза Быстрее С Техникой Фейнмана (Пример)
— распространенность предлагаемых для изучения технологий в сфере производства, сервиса и домашнего быта и наличие в них современных научно-технических достижений;
— политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;
— четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
— возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;
— семантическая согласованность и подчиненность профориентационной, экономической, предпринимательской, информационной и экологической составляющих содержания изучаемым технологиям и видам труда.
6. Структура образовательной области «Технология»
Структура «Технологии» представлена четырьмя блоками. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4 классы), второй — период подросткового возраста (5-8 классы), третий — период ранней юности (9-10 классы) и четвертый — период старший юношеский возраст (11-12 классы).
Блоки, в свою очередь, скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями.
В первом блоке (1-4 классы) в виде отдельных модулей изучаются, преимущественно, технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся; культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка, мытье посуды, доступные технологии выращивания комнатных и огородных растений, технологии ухода за мелкими домашними животными, декоративной и домашней птицей, аквариумными рыбами, информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ — проектов. Младшие школьники учатся читать и выполнять эскизы объектов труда. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества. В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников. Для реализации модуля «Электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «Элементы техники» — механические конструкторы.
ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?
— Технология обработки материалов и элементы машиноведения.
— Обработка материалов и элементы техники.
— культура и эстетика труда;
— получение, обработка, хранение и использование информации;
— основы черчения и графики;
— элементы прикладной экономики и предпринимательства;
— знакомство с миром профессий, формирование жизненных, профессиональных планов;
— влияние технологических процессов на экологию окружающей среды и человека;
— творческая, проектная деятельность.
Важной особенностью данной программы является ее направленность на творческое развитие обучающихся. Творческому и эстетическому развитию обучающихся посвящены разделы «Художественная обработка материалов», «Техническое творчество», «Художественно-декоративное творчество», выполнение проектов небольших творческих работ, выполняемых индивидуально или коллективно под руководством учителя.
В течение всего периода обучения «Технологии» в российской школе каждый учащийся должен выполнить 10 проектов — по одному проекту в год, начиная со второго класса.
Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей общества, школы, семьи в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации. Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель проектов — сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентноспособные потребительские продукты или услуги, способствовать творческому развитию личности.
Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения проекта на базе предыдущих разделов курса. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена коллективно, частично в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно новом уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
Внедрение проектного метода в учебный процесс позволит более эффективно реализовать задачи развития учащихся благодаря формированию у них общих приемов умственного труда, овладению алгоритмами решения разнообразных задач, воспитанию трудолюбия, воли, инициативности и других социально значимых качеств личности.
С учетом целей и задач технологического обучения ведущими видами деятельности учеников на уроках технологии наряду с традиционными являются дизайн-анализ изделий, услуг и творческое проектирование.
В начальной школе освоение азов технологической культуры и введение в технологическую среду происходит с учетом возрастных возможностей и интересов учеников. Этот период отличается развитостью эмоционально-образного восприятия, его тесной связью с действием. Но в младшем школьном возрасте уже начинается переход от образного к логическому мышлению на основе усвоения определенных понятий, правил и формирования представлений об объеме и пространстве. Поэтому в ходе технологического образования младших школьников должно происходить становление наглядных представлений о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий (обработка бумаги и картона, природных и текстильных материалов, древесины; освоение различных конструкторов; уход за растениями и домашними животными, самообслуживающий труд).
В результате освоения образовательной области «Технология» учащиеся овладевают инвариантными умениями:
— обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
— находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
— проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, планировать свою практическую деятельность с учетом доступных условий осуществления технологического процесса;
— создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительной стоимостью;
— выполнять безопасные приемы работ с использованием инструментов, технологических машин и оборудования;
— самостоятельно находить необходимые источники информации и с их помощью овладевать трудовыми, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
— оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления;
— давать элементарную экологическую оценку технологии и результату труда;
— выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
— ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
— выполнять работу самостоятельно, а также в составе коллектива на основе делового общения и сотрудничества.
Таким образом, введение технологии как учебного предмета в практику обучения начальной школы позволит не только вооружить учащихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и максимально развить их индивидуальные возможности и способности, сформировать целостное восприятие окружающей действительности.
Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учащихся в процессе выполнения проектов по преобразованию материи, энергии, информации в конечный потребительский продукт или услуги с учетом экономических и экологических требований, дизайна. Сформированные у школьников при изучении образовательной области «Технология» знания, умения и навыки создают предпосылки для сохранения и развития национальных видов, традиций и особенностей труда и культуры народов России, закладывают фундамент социально-экономического развития страны.
«Технология» Е.А. Лутцевой
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Принципы обучения учащихся технологии: сущность и способы их реализации. Влияние принципов обучения на отбор содержания, форм, методов и средств обучения технологии.
Чему учить? Как учить?
Содержание Формы, методы
Принципы появились с формирования первых педагогических теорий. Трактовка принципов обучения во многом зависит от идеологий, имеющихся в данный момент, а также от современных тенденций развития педагогических течений.
В советское время один из основных принципов: коммунистической направленности обучения
В настоящее время существуют принципы различных педагогических технологий: принципы комп. Обучения; развивающего обучения; личностно- ориентированного обучения.
Базовые дидактические принципы, которые используются при обучении любому предмету: наглядности, посильности и доступности, научности, систематичности и последовательности, прочности.
Помимо общих дидактических принципов, существуют частные дидактические принципы, применяемые для конкретного учебного предмета.
Принципы обучения технологии:
Принцип наглядности один из самых первых. Для роков технологии принцип особенно важен потому что, во-первых чтобы создать любой объект необходимо представить его образ, посмотреть существующие аналоги. Сложно, технологическую последовательность объяснить словами (наблюдение и демонстрации). Очень важен для младшего школьного времени.
1) Прямое изучение действительности основанное на наблюдении (чувственное восприятие) должно осуществляться тогда, когда обучающиеся не имеют представления об изучаемом объекте.
2) Познавательной деятельностью учащихся при использовании наглядности нужно руководить (смотреть как воспринимают, задавать вопросы)
Средства реализации данного принципа:
1) Предметна наглядность: сами конструкционные материалы, образцы изделий, манекены, модели, детали, сами инструменты и оборудования.
2) Изобразительная наглядность: учебные таблицы, технологические — инструкционные карты, информационные стенды, видео- фильмы.
3) Словесная наглядность- яркая образная речь учителя
4) Демонстрация выполнения трудовых приемов и технологический организации
Принцип научности обучения ( использование научной терминологии )
Образовательная область технология базируется на знаниях других образовательных областей. Все технологические процессы имеют определенную научную основу. Поэтому учитель технологии должен доступно объяснять сущность технологических процессов с использованием правильной терминологии.
Средства реализации: 1) правильное написание и произношение терминов, ведение технологического словаря учащегося; 2) ознакомление учащихся с историей появления изучаемых явлений и терминов (наилучшее запоминание); 3) Раскрытие естественно- научных основ технологических процессов (например: межпредметные связи.)
Принцип систематичности и последовательности знаний: Систематичность- основа успеха любой деятельности. В обучении любому предмету должна соблюдаться логика изучения разделов и тем в каждом раздела. В соответствие с этим принципом построены учебные программы и учебники. На уроке существует определенная последовательность этапов урока. Для уроков технологии важно соблюдение четкой последовательности технологических процессов.
Средства реализации: 1) хорошо проработанный тематический план; 2) методически грамотно разработанные конспекты урока; 3) доступное объяснение и демонстрация этапов технологической последовательности.
Принцип посильности и доступности: учебный материал должен соответствовать психофизическим особенностям учащегося и уровню их подготовки.
Средства реализации: 1) Набор адекватных методов обучения (не для любого учебного материала). Например: лабораторно- техническая работа для изучения древесины, свойств материала; 2) правильное «дозирование» теоретического материала.30% учебного времени теория- 15 минут; 3) Подбор посильных объектов труда и доступных технологий обработки материала (от возраста)
Принцип прочности знаний: (20 в. Знания энциклопедические, 21 в. Знания способов получения) Сегодня ценны знания не сами по себе, а способность их быстро находить и применять в нужной ситуации. Запоминание и воспроизведение зависит от интереса ученика к изучаемому материалу (запоминаемому)
Средства реализации: 1) Формирование интереса к изучаемому предмету (способы и приемы, якая наглядность, литературные источники); 2) Обучение приемам информационного поиска. 3) Обучение работе с учебно- технологической документацией. (справочные таблицы, технологические и инструкционные карты)
1) Принцип сознательного и активного участия учащихся в обучении. Молодой препод-ль не использовал в советской педагогике, потому что ученик не рассматривался как субъект обучения, не учитывались его личные характеристики. Сознательность предполагает ясное понимание целей обучения и желания применять знания на практике.
Средства реализации: 1) Создание проблемной ситуации для формирования умения думать, анализировать и принимать решения. 2) Применение методов проектов новых технологий. 3) Формирование мотивов обучения.
Применение коллективных форм работы, что важно для адаптации в современной профессиональной сфере.
2) Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. Принцип играет исключительную роль, т.к. обучение технологии практикоориентированная область. Учащиеся должны не только освоить знания, но и применять их в повседневной жизни.
Средства реализации: 1) организация интересных практических работ; 2)пояснение сути технологических требований и норм; 3) устанавливать яркие межпредметные связи.
3) Принцип политехнизма. Согласно принципу на уроках технологии должны изучаться такие конструкционные материалы, инструменты и оборудования, приобретаться общеучебные умения, которые будут способствовать формированию знаний о современном производстве.
Средства реализации: 1) изучение наиболее распространенных конструкционных материалов: дерево, ткань; продукты, бумага, материалы.; 2) изучение типичных представителей класса машин (токарный станок, швейная машина); 3) изучение, знакомство с правилами организации рабочего места; 4) овладение общетрудовыми приемами.
Современные принципы технологической подготовки:
Принцип природосообразности и культурасобразности — совершенствование технологической обработки материалов и появление новых технологических решений не должно нарушать гармонию природной среды и соответствовать культурным традициям народа.
Принцип ценностной ориентированности — основан на выделении приоритетов в технологической подготовке. Развитие над обучением и воспитанием, способов над результатом; активных методов над репродуктивными, самостоятельная учебная деятельность над преподаванием. Приоритет практики над теорией.
Принцип проектности: базируется на том что формирование проектного мышления ученика.
Принцип профессиональной направленности обучения: должен помочь в выборе профессионального направления.
7. Урок как основная форма организации обучения технологии. Типы уроков технологии. Основные структурные элементы урока технологии. Требования, предъявляемые к урокам технологии.
Урок как основная форма организации обучения технологии:
Особенности уроков технологии:
1) занятия 2 часа по 40-45 минут (увеличена вероятность получения практических результатов)
2) проводятся в специально оборудованных мастерских с учетом требований пожарной безопасности и охраной труда
3) учитель несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся
4) Требуют постоянно пополняемой материальной базы и денежных затрат
5) Характеризуются значительной долей самостоятельной работы учащихся, что требует от учителя повышенной организованности и контроля за ними.
Классификация по дидактическим целям (для разработки конспектов):
— урок формирования умений и навыков
— урок применения знаний на практике
— урок повторения и систематизации знаний
— урок контроля знаний
Классификация по методам обучения:
-урок- лабораторная работа
— урок по решению конструкторских и технических задач
— урок экскурсия, виртуальная экскурсия
— урок- ролевая игра, деловая игра
— урок- интегрированный (учитель физики, информатики, труда)
Цель этих уроков- формирование интереса к изучаемому предмету, развитие умений думать, принимать решения, высказывать свое мнение; активно-познавательная деятельность учащихся; изменение взаимоотношений между учителем и учеников, ненавязчивое достижение целей обучения
Отличие: не имеют жесткой структуры урока, структура зависит от жанра
Основные структурные элементы (этапы) урока технологии:
Структура урока- определенная последовательность этапов урока. Структура напрямую от типа урока. Тип урока зависит от цели. = Цели тип урока структура.
1) организационный момент- проверяем готовность (1-2 минуты)
2) формирование мотивации к уроку (ролик, история) (5-7 минут)
3) целеполагание (1 минута) цель поставлена учителем, так и учеником. Сообщение темы и цели урока. Название темы должно быть ярким.
4) Актуализация знаний – вспомнить те знания и умения, которые пригодятся в изучении текущей темы. Прием постановки вопросов. (5-7 минут)
5) Этап формирования знаний (10-15 минут)
6) Первичная проверка усвоения знаний (1-5 минут)
7) Выполнение упражнений
8) Выполнение практических работ
9) Самостоятельная работа учащихся (самостоятельная работа с учебником)
10) поведение итогов урока
11) этап контроля знаний
12) рефлексия учениками своей деятельности
13) проверка и разъяснение домашнего задания
Тип: урок формирования знаний
1) организационный момент
2) формирование мотивации к уроку
3) актуализация знаний
5) формирование знаний
6) первичная проверка усвоения знаний
7) этап контроля знаний
8) рефлексия учениками своей деятельности
9) подведение итогов урока
Требования, предъявляемые к урокам технологии:
1) четкость и ясность основных учебно- воспитательных целей. По тому как будут достигнуты эти цели судят об эффективности урока и его качестве.
2) Правильный выбор учебного материала для уроков в целом и каждой его части (теоретические сведенья, объекты практической работы)
3) Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки и техники, технологии.
4) Выбор наиболее целесообразных методов обучения
5) Организационная четкость, рациональная структура урока
В зависимости от дидактических целей уроки технологии делятся на след основные типы:
1) Урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала)
2) урок формирование умений и навыков (главный этап – самостоятельная работа учащихся)
3) урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по моделированию и конструированию)
4) урок повторения систематизации и обобщения знаний (в центре урока – повторение материала, направленное на формирование системы знаний что требует от учителя особенно тщательной подготовки)
5) комбинированный урок (при проведении решаются разнообразные дидактические задачи. что делает этот тип урока одним из ведущих в системе трудового обучения.)
Любое занятие по технологии проходит следующие этапы:
Организационно- подготовительный; теоретический; практический; организационно- заключительный.
Структура комбинированного урока:
1) Организация обучающихся
2) Проверка выполнения домашнего задания
3) Повторение ранее пройденного материала
4) Изложение нового материала
5) Закрепление изученного материала
6) Объяснение домашнего задания
8. Значение планирования учебного процесса. Предварительная подготовка и планирование системы уроков технологии. Разработка календарно-тематического планирования..
Виды подготовки учителя к урокам:
· Предварительная: перспективное планирование и построение всего хода учебно- воспитательного (плана) процесса на предстоящий год.
· Непосредственная: отбор содержания методов и средств обучения для конкретного урока, в разработке его плана- конспекта.
Этапы предварительной подготовки учителя к урокам:
1.Изучение учебной программы «Технология», определение объема и содержания знаний, практических умений по каждой теме.
2.Изучение пособий, справочной литературы.
3.Изучение новых методических материалов в журналах, сборниках, освещающих опыт преподавания отдельных тем.
4.Анализ и обобщение собственного опыта за прошлый год.
5.Проверка и приведение в порядок оборудования.
6.Составление перечня объектов труда, придумывание технологических изготовлений.
7.Определение потребности в материалах на весь учебный год.
Составляется календарно- тематический план на весь учебный год.
Цели перспективного планирования.
1. Рациональная организация учебного процесса, обеспечение полного и своевременного выполнения учебных планов из программы «Технология».
2. Систематизация уроков.
3. Выявление связи теории и практики.
4. Выявление межпредметных связей.
5. Систематизация заданий по работе с учебной литературой, домашними заданиями.
6. Определение необходимой учебно- литературной базы (материалов, заготовок, инструментов, оборудования, средств обучения).
Календарно- тематический план — это распределение по урокам учебного материала каждой темы как правило календарно- тематический план составляется на полугодие или год и утверждается администрацией школы.
При составлении календарно- тематического плана следует понимать, что каждый отдельный урок является звеном в общей системе занятий, он опирается на предыдущие и служит базой для последующих уроков.
1. Учебный год содержит 34 учебные недели:
1 четверть: 1 сентября- 4 ноября-9 недель;
2 четверть:10 ноября-28 декабря-7 недель;
3 четверть: 11января-23 марта-10 недель;
4 четверть: 1 апреля-25 мая-8 недель;
2. Одно занятие по технологии состоит из 2-х уроков, что составляет 2 академических часа.
9. Непосредственная подготовка учителя к уроку: отбор учебного материала и объектов труда, разработка плана-конспекта урока. Значение постановки дидактических целей в планировании результата обучения. Виды анализа урока технологии. Полный и аспектный анализ урока.
Непосредственная подготовка заключается в отборе содержания, методов и средств обучения для конкретного урока, в разработке его плана конспекта.
Непосредственная подготовка учителя к труду:
Методическая: 1)понятный анализ содержания; 2) логический анализ содержания; 3)психологический анализ; 4)Воспитательный анализ; 5) дидактический анализ;
Организационная: 1) подготовка оборудования; 2) выбор средств обучения;
4) изготовление дидактических пособий.
Все сводиться к написанию плана конспекта урока.
Понятный и логический анализ –выявление основных понятий изучаемой темы и последовательности их предъявления. Удобно представить в виде блок –схемы:
Психологический анализ — выявление возможностей развития психических процессов и их свойств. Это отражается в развивающей задаче урока.
Воспитательный анализ — определяет воспитательное воздействие изучаемого материала на ученика. Какие личностные качества. Усилить воспитательный эффект могут литературные примеры, личные примеры, пословицы, поговорки.
Дидактический анализ — входе него выполняется формировка целей урока.
Цель урока формируется для учителя.
Формирование задач: обучающие, развивающие, воспитательные.
Обучение: сформировать представление о…; ознакомить обобщить что- либо
Развивающие: в них фиксируют, какие практические умения развиваем, и какие свойства и виды психических процессов развиваем.
Воспитательные: какие качества личности воспитываются: трудолюбие..
Наличие типа урока и его структуры позволяет написать план урока.
Этап урока | время | Деят-ть учителя | Деят-ть учащ-ся |
1. организационной момент | |||
2. мотивация и формирование интереса к уроку | |||
3. сообщение темы. Постановка цели задач урока | |||
4. формирование знаний учащихся | 15-20 | ||
5. выполнение практической работы | |||
5.1. объяснение выполнения задания №1 | |||
5.1.1.сомостоят работа учащихся | |||
5.2. объяснение выполнении задании №2 | |||
5.2.1 самостоятельная работа учащихся | |||
6 подведение итогов занятия | |||
6.1. проверка усвоения знаний | |||
6.2. анализ и оценка работ учащихся | |||
7. объяснение домашнего задания |
Выбор оптимальных форм методов и средств обучения –это заполнение 3 и 4 столбца.
Раскрытие содержания отдельных этапов урока.
Чем отличается конспект от сценария?
В сценарии есть прямая речь: «здравствуйте дети!»
В конспекте подробное описание действий учащегося и учителя и немая речь.
Требования к выполнению плана конспекта:
Оборудование и учебно-наглядные пособия: для учащихся и для учителя
Оформление доски (понятия. Схемы события)
Схема основных понятий урока
Рекомендации к написанию конспект:
Вопросы должны сопровождаться правильными ответами; то что дается под запись должно быть цветом или значком. Обязательно раскрывать этап практической работы и описывать вводный и текущей инструктаж.
Источник: megalektsii.ru