Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
- 1) перечень обязательных предметов;
- 2) обязательные предметы по выбору;
- 3) факультативные предметы;
- 4) распределение предметов по годам обучения;
- 5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
- v Один из основных принципов построения программы — воспитывающий характер обучения.
- v Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Например, для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку.
- v Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала.
Учебник, его структура и функции. Требования к учебнику
Принцип построения структуры. Анна Васильева
Учебник — книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы.
Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:
- 1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;
- 2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;
- 3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуж-дения, К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.
- v Трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом детских возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения.
- v Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля видна в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов.
- v Суть ингегрирующей функции в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
- v Одновременно учебник выполняет координирующую функцию, способствуя привлечению в процессе работы над материалом разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натура).
- v Развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность.
- v Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.
Методы обучения. Понятие, характеристика отдельных методов организации и стимулирования, контроля и самоконтрля учебно-познавательной деятельности
Основные принципы построения успешной структуры в сетевом бизнесе | doTERRA
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Источник: studwood.net
История создания программ для детских садов. Принципы построения программы, её структура
Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Наркомпроса в 1919 г. в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада».
Для улучшения качества дошкольного воспитания большое значение имело создание научно обоснованной программы работы детского сада. Первый проект Программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 г. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление «Программы» способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.
Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году.
В 1938 году было опубликовано «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.
В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.
В 1969 г. была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения.
В конце 80-90-х гг. активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.
«Радуга» (1989) – программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т.Н. Дороновой.
«Детство» (1991) – программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им А.И.Герцена под руководством В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Н.А.Ноткиной.
«Развитие» (1994) – программа была создана в лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.
«Истоки» (1995) – Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, руководители – Л.А. Парамоноа, С.Л. Новосёлова и др.
Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) – программа является доработанным и обновлённым вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1985). Руководители – М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова и др.
Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребёнка. Они ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) культуру и включает развитие речи ребёнка, знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Наряду с комплексными программами появилось большое количество парциальных программ, включающих одно или несколько направлений развития ребёнка.
В 2004г. вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду.
Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.
Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.
Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).
Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Анализ программы от рождения до школы: структура и принципы построения
К преимуществам программы «От рождения до школы»,безусловно,следует отнести то,что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. Весь программный материал по раннему возрасту (от рождения до 2-х лет)выделен в отдельный раздел. Это обус-ловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка. Также,в программе имеется отдельный раздел,посвященный инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Анализ программы от рождения до школы: структура и принципы построения» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института во- спитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».
Очевидным достоинством Программы является и то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом,включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО,по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада.
В структуре программы произошли изменения. В соответствии с требова- ниями ФГОС ООП включает в себя три основных раздела (целевой, содер- жательный,организационный,дополнительный. Каждый из основных разде- лов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть,формируемую участниками образовательных отноше- ний, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные на- правления работы.
В целевой раздел включены:пояснительная записка,в которой раскрываются цели и задачи реализации ООП ДО,принципы и подходы к формированию ООП ДО и планируемые результаты освоения ООП ДОО.
В новой программе планируемые результаты освоения Программы пред- ставлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рас
сматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ори- ентир для педагогов и родителей,обозна- чающий направленность воспитательно деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах,обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогичес- кой диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активнос- тью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений дет- ского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в
-коммуникации со сверстниками и взрослыми
В организационном разделе представлены распорядок дня для всех возрастных групп. Следует ометить,что в программе внесены некоторые изменения в режим дня, в том числе выделено время для второго зав- трака,изменены и приведены в соответствие с ФГОС нзвания возрастных периодов (вторая группа раннего возраста (от2до3 лет,младшая группа (от 3-до4 лет,средняя. ,увеличилось время прогулки. В данном разделе представлены особенности организации режимных моментов,раз- дел культурно-досуговая деятельность,в котором приведены примерные перечни возможных событий,праздников,мероприятий для каждой возрастной группы,физкультурно-оздоровительная работа,проектирование воспитательно-образовательного процесса,особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды,новый раздел-кадровые условия реализации программы,в котором освещены требования к квалификации управленческих и педагогических кадров,а также профессиональные обязанности педагогов ДОУ.
В содержательном разделе представлены возрастные особенности психофизического развития детей 2-7 лет (возрастные особенности детей от рождения до 2-х лет даны в отдельном разделе «Воспитание и обучение детей в возрасте до 2-х лет»)а также формы,способы,методы и средства реализации Программы. Эта часть соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реализации Программы» примерной Программы «От рождения до школы».Содержание психолого-педагогичес- кой работы излагается в программе по пяти образовательным областям:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
5. физическое развитие
Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам,внутри которых материал представлен по возрастным группам. Например,в образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» выделены тематические блоки:
— «Социализация,развитие общения,нравственное воспитание»,
-«Ребёнок в семье и сообществе,патриотическое воспитание», -«Самообслуживание,самостоятельность,трудовое воспитание»,
-«Формирование основ безопасности»
В образовательной области
«Познавательное развитие» следующие тематические блоки:
-«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (первичные представ- ления об объектах окружающего мира,сенсорное развитие,проектная деятель- ность,дидактические игры)
— «Приобщение к социокультурным ценностям»,
-«Формирование элементарных математических представлений»,
-«Ознакомление с миром природы».
Образовательная область «Речевое развитие»
-«Развитие речи»(развивающая речевая среда,формирование словаря,связная речь)
— «Приобщение к художественной литературе».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» -«Приобщение к искусству»
-«Изобразительная деятельность»,
-«Конструктивно-модельная деятельность»(приобщение к конструированию, -«Музыкальная деятельность».
Образовательная область «Физическое развитие»
-«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
-«Физическая культура».
Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержа- тельная часть изложена по тематическим блокам,дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть,заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Следует отметить патриотическую направленность Программы,а также направленность на нравственное воспитание,поддержку традиционных ценностей (социо-культурный компонент,на сохранение и укрепление здоровья детей.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие,формирование духовных и общечеловеческих ценностей,а также способностей и интегративных качеств.
Публикации по теме:
Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Анализ программы «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»1 является инновационным общеобразовательным.
Анализ программы «От рождения до школы» — В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая.
Анализ программы «От рождения до школы» Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Анализ программы «От рождения до школы» на основе федерального государственного образовательного стандарта ДО Основная цель программы – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего.
Анализ программы «От рождения до школы» на основе федерального государственного образовательного стандарта ДО Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Анализ программы «От рождения до школы» на основе ФГОС дошкольного образования Анализ программы «От рождения до школы» на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерная.
Принципы построения системы занятий пальчиковой гимнастикой В основу разработанных около 30 разноплановых занятий легли следую-щие принципы: 1. Принцип «от простого — к сложному». 2. Принцип активности.
Источник: www.maam.ru