Принципы кризисной интервенции программа кризисной помощи как модели решения проблем

Кризисная психология и психотерапия – относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики. Своим возникновением они «обязаны», прежде всего, негативным плодам цивилизации – техногенным катастрофам, военным действиям, авариям. Исследования психического состояния людей – участников, жертв или свидетелей подобных событий либо стихийных бедствий выявили у многих наличие различных нарушений психики, в том числе и особого состояния – посттравматического стрессового расстройства. Общество постепенно осознало наличие проблем дезадаптации ветеранов войн, свидетелей аварий на АЭС, природных катастроф и других экстремальных событий. Выявление большого количества суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв и свидетелей катастроф заставило развернуть программы по изучению долговременных последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Часть первая
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Кризисные интервенции


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ 5
Е. И. Крукович, В. Г. Ромек
Глава I
Кризисные состояния
и их последствия: критерии и стратегии помощи 5
1. Критерии кризисного состояния 5
2. Принципы кризисной интервенции 12
Е. И. Крукович
Глава II
СОСТОЯНИЕ ГОРЯ 17
1. Горе как естественный и патологический процесс 17
2. Психологическая помощь при переживании горя 22
3. Практические задания 26
Е. И. Крукович
Глава III
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
КАК ФОРМА КРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ 32
1. Распознавание суицидальной опасности 32
2. Помощь при потенциальном суициде 51
3. Практические задания 54
Часть вторая
ПСИХОТЕРАПИЯ ОСЛОЖНЕННЫХ
КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 59
В. Г. Ромек
Глава I
МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 59
1. Особенности поведенческой психотерапии 60
2. Этапы поведенческой психотерапии кризисных состояний 64
3. Методы поведенческой терапии последствий кризисных ситуаций 66
4. Методы поведенческой психотерапии кризисных состояний 69
Е. И. Крукович
Приложение
Практикум по поведенческой
терапии генерализованной тревоги 74

Работа содержит 1 файл

Менопауза – может привести к многостороннему кризису у женщины, ее мужа, их отношений. Многие женщины воспринимают потерю способности к деторождению как однозначный признак того, что определенная фаза жизни заканчивается. Они могут переживать депрессивные состояния. Гормональные изменения также вызывают физический дискомфорт, что усугубляет проблемы.

Обособление детей от родителей, уход из родительского дома. Родители могут переживать стресс, чувствовать себя не нужными, что может привести к кризису. Кризис становится еще серьезней, если дети не хотят поддерживать близкий контакт с родителями. Тогда изоляция, которой так боялись родители, становится реальностью.

Болезнь. Тяжелое заболевание, в результате которого человек становится частично или полностью нетрудоспособным, – это сильный стресс, который ведет к кризису. С началом заболевания для некоторых людей заканчивается жизнь, к которой они привыкли. Больному необходимо смириться с инвалидизацией, но это нелегко. Его близкие люди в свою очередь встают перед необходимостью приспособить их жизнь к произошедшим изменениям и заботиться о нем.

Основные правила и техники кризисной терапии

Смерть близкого человека. Это событие может вызвать травматический кризис, если оно неожиданно, смерть безвременна и трагична. Однако, поскольку каждый человек неизбежно сталкивается с угасанием и смертью близких людей, мы можем говорить и о жизненном кризисе, как, например, в случае смерти близкого очень старого человека. И даже если это событие естественно и закономерно, оно заставляет страдать и горевать об умершем, по-другому увидеть свою собственную жизнь и изменить систему ценностей.

В отличие от травматических кризисов, когда серьезная психологическая травма связана с травматической ситуацией8, кризисы развития и жизненные кризисы развиваются в течение определенного периода. Можно условно выделить следующие стадии таких кризисов:

1. Развитие кризисной проблематики.

1. Развитие кризисной проблематики. Можно описать два варианта такого развития: а) накопление нерешенных, второстепенных проблем в конце концов достигает кризисной точки. Незначительная последняя проблема обычно является той каплей, которая переполняет чашу терпения; б) либо человек ожидает важного, центрального события, которого невозможно избежать на самом деле или по его представлениям. В процессе приближения этого события развивается кризис. В качестве примеров можно привести приближение важного экзамена, который необходимо сдать, чтобы продолжить обучение, тяжелую болезнь с предполагаемым смертельным исходом; наступление менопаузы; период, когда дети покидают родительский дом, выход на пенсию.

На стадии развития кризиса человек постоянно думает о том, что проблема усугубляется, он вспоминает о ней часто и непроизвольно; как следствие, могут возникать тревожные симптомы: ощущение, что «сердце ушло в пятки», сильное сердцебиение, расстройство сна. Приближающееся событие принимает неясное очертание в виде непреодолимого барьера или неотвратимой угрозы.

2. Пик проблемы. Страх перед тяжестью проблемы может быть настолько сильным, что, когда она достигнет своего пика, у человека не остается психологических ресурсов. Решающая ситуация – экзамен, смерть, развод, побег из дома, потеря работы и т. д. – оказывает громадное давление на человека, который уже исчерпал большую часть психологических сил.

3. Кризис (после события). Поскольку для кризиса характерно субъективное ощущение невыносимости происходящего, человек напрягает все свои силы, чтобы каким-то образом изменить ситуацию: разрешить проблему всеми известными способами. Если же кризисная ситуация приобрела травмирующий характер, последующий кризис похож на травматический. Кризис – «поворотный пункт»9, может привести или к разрешению проблемы, приобретению нового опыта, развитию личности, или к развитию болезни, регрессии, стагнации.

В кризисной психологии составлены перечни внешних стимулов (событий), которые часто приводят к кризисным состояниям. Попробуйте, пожалуйста, сначала дополнить этот список другими кризисными событиями, затем предложите своим коллегам ранжировать общий список в отношении того, что в максимальной степени могло бы затронуть и «выбить их из колеи», и в заключение дополнить список событиями, которые, на их взгляд, могут положить начало развитию кризиса.

Оказались ли ваши дополнения на первых или последних ранговых местах?

Много ли поступило дополнений?

Чем вы это можете объяснить?

Кризисные события: Смерть родственников. Смерть близких людей, друзей. Ограбление на улице. Ограбление квартиры. Потеря собственности, крупных сумм денег. Стихийное бедствие, приведшее к потере собственности.

Публичное унижение. Изнасилование. Измена любимого (любимой). Неожиданно низкая оценка на экзамене. Вынужденная разлука с любимым (любимой). Развод. Вынужденная смена места жительства. Дорожная катастрофа. Физическое увечье. Болезнь.

Старение. Резкое ухудшение материального положения. Участие в боевых действиях. Провал на экзамене. Потеря работы.

2. Принципы кризисной интервенции

Кризисная интервенция – экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Базируется на принципах краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченности профессионала или добровольца кризисной помощи и симптомо-центрированного контроля.

Ведущими методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Кризисная психотерапия показана при так называемых осложненных кризисах, т. е. при развитии или высоком риске развития болезненных состояний у человека, переживающего кризис. Конечно, любая угрожающая или ранящая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека. Если эти трансформации подконтрольны человеку и он в силах самостоятельно справиться с ними, то вмешательства психотерапевта не требуется. Если же негативные изменения приобретают длительный характер и оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи.

В следующих главах на примере психологической помощи человеку в состоянии горя и при суицидальной активности мы рассмотрим подробнее, какую именно помощь в зависимости от прогноза течения кризиса следует предлагать. Данный же раздел посвящен изложению общих подходов к кризисной интервенции и программы кризисной помощи, которая ближе к модели психологического консультирования.

Основные принципы кризисной интервенции10

1. Эмпатический контакт. Это важнейшее условие кризисной помощи. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека – это самое простое и самое сложное. С установления эмпатического контакта начинается кризисное вмешательство.

2. Безотлагательность. Кризисное вмешательство характеризуется безотлагательностью, предельной срочностью.

3. Высокий уровень активности консультанта. Консультант должен проявлять максимальную активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис, и сборе информации, чтобы как можно скорее оценить ситуацию и наметить план действий.

4. Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной интервенции – предотвращение катастрофических последствий. Основная цель – обучение пользоваться адаптивными способами преодоления кризиса и восстановление психологического равновесия.

5. Поддержка. При работе по преодолению кризиса консультант (доброволец, психолог, психотерапевт) в первую очередь обеспечивает пациенту11 поддержку.

6. Фокусированность на основной проблеме. Кризисное вмешательство должно быть достаточно структурированным, чтобы помочь сосредоточиться на основной проблеме, приведшей к кризису.

7. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается консультантом как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор.

Кризисная помощь должна быть реалистичной и целенаправленной, поэтому ее общая стратегия может быть построенной по типу обучения стратегии решения проблем.

Программа кризисной помощи как модели решения проблем

1. Выявление проблемы. Задача кризисного консультанта – помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Развитие проблемы предполагает изменения в жизни и в способности человека справиться с новыми обстоятельствами. Поэтому полезно задавать следующие вопросы: «Что сегодня изменилось по сравнению со вчерашним днем?», или: «Что нового произошло в последние дни (недели)?».

Читайте также:
Лучший бесплатный пакет офисных программ

Важно выяснить все обстоятельства кризисной проблемы, а также роль значимых людей в ее развитии, так как они могут помогать либо являться причиной кризиса12. Если кризис вызван травматическим событием, крайне необходимо восстановить картину произошедшего и помочь пострадавшему объяснить травматические события.

2. Выяснение действий человека, переживающего кризис. Важно узнать, что уже делалось для разрешения проблемы. Вопрос: «Что вам удалось сделать для улучшения ситуации (своего состояния)?» и подобные ему отражают уверенность консультанта в том, что человек может восстановить контроль над событиями и найти выход из кризиса. Это помогает также переосмыслить произошедшее.

Человек, переживающий кризис, захвачен сильными эмоциями, он может испытывать страх, отчаяние, растерянность. Его способность ясно мыслить блокирована. Одной из целей прояснения событий и действий является уменьшение эмоционального напряжения пациента и помощь в восстановлении способности к рациональному мышлению.

3. Помощь в поиске путей выхода из кризиса. Иногда следует начать с очень маленькой цели, главное, чтобы она была реальной, достижимой. На первых порах очень важно просто изменить эмоциональное состояние переживающего кризис, повысить активность или, наоборот, успокоить его.

Последовательно обсуждаются все возможные варианты поведения человека в ближайшие дни: «Что вы будете делать через час, сегодня вечером?» и т. п. Очень полезно составить конкретный план действий на период до следующей встречи («антикризисный план»), но, если этого не получится, не следует форсировать события, принуждая человека сделать больше, чем он может в данный момент. Любые чрезмерные интервенции могут привести к усугублению чувства беспомощности и тупика. Важно помнить, что самооценка человека, переживающего кризис, зачастую резко снижается. Поэтому следует позаботиться о ее восстановлении, заведомо не предлагая какие-либо образцы весьма эффективного поведения в качестве примера, так как это может усилить его тревогу и ощущение слабости. Совместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных действий, выбираются наиболее практичные варианты.

Итак, общим смыслом описанной стратегии действий является помощь в (1) понимании смысла происшедшего, т. е. в «построении» субъективной теории кризисного события, (2) в восстановлении чувства контроля над своей жизнью, (3) восстановлении реалистичной самооценки.

Самостоятельно проработайте литературу, посвященную работе с кризисами, вызванными травматическими событиями, в частности помощи жертвам катастроф. Сравните принципы и стратегии кризисной помощи пострадавшим с общими принципами и стратегиями, изложенным в этой главе. Опишите специфику кризисной превенции в ситуациях катастроф.

Joseph St., Williams R., Yule W. Understanding Post-traumatic Stress. A Psychological Perspective on PTSD and Treatment. Chichester: Jonh Wiley https://www.stud24.ru/psychology/krizisnoe-vmeshatelstvo/373641-1182081-page2.html» target=»_blank»]www.stud24.ru[/mask_link]

Программа кризисной помощи как модели решения проблем

1. Выявление проблемы. Задача кризисног о консультан­ та — помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Развитие проблемы предполагает изменения в жизни и в спо­ собност и человека справиться с новыми обстоятельствами. Поэтому полезно задавать следующие вопросы: «Что сего­ дн я изменилос ь по сравнению со вчерашним днем?», или:

«Что нового произош ло в последние дни (недели)?». Важ­ но в ы яснит ь все обстоятельства кризисно й проблемы, а также роль значимых людей в ее развитии, поскольку они могут помогат ь либ о являться причино й кризиса*. Если кризис вызван травматическим событием, крайне необхо­ ди м о восстановит ь картину произошедшего и помочь по­ страдавшему объяснит ь травматические события.

2. Выяснение действий человека, переживающего кризис. Важно узнать, что уже делалось для разрешения проблемы. Вопрос «Что вам удалось сделать для улучшения ситуации (своего состояния)?» и подобные ему отраж аю т уверен­ ность консультант а в том, что человек может восстановит ь контрол ь над соб ы тия м и и найт и выход из кризиса. Э т о

* При травматическом кризисе на первом этапе помощи также важно максимально прояснить ситуацию, однако, «что именно является пробле­ мой», в этом случае очевидно. Важно понять, что, где, как и в какой после­ довательности происходило, чтобы упорядочить картину травматического события. Эту крайне необходимую процедуру — «дебрифинг» — трудно выразить по-русски одним словом, так как кроме расспроса в это понятие входят информирование и эмпатическое выслушивание. Целью дебрифин- га является эмоциональное отреагирование и когнитивное структурирова­ ние, необходимые для восстановления у пострадавших чувства контроля над происходящими событиями. (См. описание техники «дебрифинга» в уже упоминавшейся нами книге «Кризисные события и психологические проблемы человека» под ред. Л. А. Пергаменщика. С. 183-188.)

помогает также переосмыслит ь произош ед ш ее. Человек, переживающ ий кризис, захвачен сильн ым и эмоциями, он может испытыват ь страх, отчаяние, растерянность. Его способност ь ясн о мы слит ь блокирована. О дна и з целе й прояснения событий и действий — у м еньш ение эмоцио­ нального напряжени я пациент а и помо щ ь в восстановле­ ни и способност и к рациональному мыш лени ю.

3. Помощь в поиске путей выхода из кризиса. Иногда сле­ дует начать с очень м аленькой цели, глав ное, чтобы он а была реальной, достижимой. На первых порах очень важ­ но прост о изменит ь эмоциональное состояние пережива­ ющ его кризис, повысит ь активност ь или, наоборот, успо­ коит ь его.

Последовательно обсуждаются все возможные вариант ы поведения человека в бли ж ай ш ие дни: «Что вы будете делать через час, сегодня вечером?» и т. п. Очень по­ лезно составит ь конкретный план действий на период до следующей встречи («антикризис ный план»), но, если это­ го не получится, не следует форсироват ь события, принуж­ дая человека сделать больше, чем он может в данн ы й мо­ мент. Любы е чрезмерны е интервенции могут привест и к усугублению чувства беспомо щ нос т и и тупика. В ажно помнить, что самооценка человека, переживающ его кри­ зис, зачастую резко сниж ается. П оэтому следует позабо­ титься о ее восстановлении, заведомо не предлагая какие- либо образцы весьма эффективног о поведения в качестве примера, так ка к это может усилит ь тревогу и о щ у щ ение слабост и пациента. С овместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных дейст­ вий, выбираются наиболее практичные варианты. В итоге кризисног о вмешательства человек долж ен осознать, что он самостоятельно решил свои проблемы, а не получил го-

товые «рецепты» поведения от специалистов; только в этом случае психотерапевтическа я помощ ь не будет ограничена вы ведение м клиент а из данног о кризиса, а усилит адап­ тацио нные возможности личности, послужит профилак­ тике кризисны х состояний в будущем. Таким образом, на этапе кризисно й интервенции позици я психотерапевт а дол жн а быть скоре е партнерской, нежел и директивной, а методы воздействия — косвенным и и мягки ми.

Итак, об щ и м смы слом описанно й стратегии действий является помо щ ь (1) в понимани и смысла происшедшего, то есть в «построе нии» субъективной теории кризисног о события, (2) в восстановлении чувства контроля над своей жизнью, (3) в восстановлении реалистичной самооценки.

СХЕМА ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ КРИ ЗИС Е

/. Установите контакт на уровне чувств:

• Не концентрируйт е вни м ание исклю чительно на чувствах, так как человек, оказавшийся в кризисе, возможно, не всегда точно знает, ка к он себя чув­ ствует. Если вы сли ш ком долго будете останавли­ ваться на этом предмете, это мож ет расстроит ь клиент а и привест и его в замешательство.

• О пределит е чувства клиент а и согласитесь с его правом чувствоват ь себя именн о таким образом.

2. Исследуйте проблему(ы), которую он или она пере­ живают в данный момент:

• После того ка к контакт установлен, попытайтес ь сделать так, чтобы человек начал говорить о своей

проблеме, о конкретны х деталях и подробностях проблемы.

• С концентрируйт е вни м ани е на последних шес­ ти неделях.

• П опы тайтесь определит ь то событие (собы тия), которое вызвало кризис.

3. Суммируйте все сказанное о проблеме вместе с кли­ ентом:

• Вы должн ы прийт и к согласию относительно оп­ ределения центрально й проблемы и основн ы х составляющ их.

4. Сосредоточьте внимание на той области проблемы^ которую вы будете рассматривать:

• П опада л ли клиент в такую ситуацию рань ш е и если да, то ка к справлялс я с ней?

• К аки м образом клиент избегает проблем?

• Ч т о произойдет, есл и проблема будет ре ш ена?

• Ч т о находитс я на пут и к ре ш ени ю проблемы?

Читайте также:
Как начислить НДС в программе 1с

• Существуют ли альтернативные вариант ы реше­ ни я проблемы, можн о л и най т и другие способы ре ш ени я проблемы, н е опробованн ы е ранее?

• К аков а цен а ре ш ени я проблемы? К аков а цен а оставления проблемы без ре ш ени я и каковы вы­ год ы и вознагра ж дени е в случае разре ш ени я проблемы?

Ч тоб ы б ы т ь успе ш ны м кризисн ы м терапевто м, в ы дол жн ы понимать, что челове к в кризисно м состоянии находится во власти чувств, а это мож е т быть растерян­ ность, страх и т. д. Его поведение мож е т бы ть довольно

необычным и непредсказуе мым, однак о ва ш а задача — прежде всего помоч ь ему понят ь и принят ь свои чувства, а не воздействоват ь на его поведение.

МЕТОДЫ КРИЗИСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Э ле м ент ы рациональной психотерапии име ю т м ест о пр и каж до м контакт е с клиентом. Он и основаны н а принципа х логическог о анализ а состояния, разъяснения его природы, причин, си мп то м атики, тече ния и прогно­ за. Э тот неспецифически й вид терапии устраняе т нео­ пределенност ь в представлениях клиента, способствуе т у м ень ш ени ю характерн ых дл я психологическог о кризи­ са элем ентов психическог о напряжени я и тревоги.

Когнитивная психотерапия ставит перед собой цель ис­ правления неадаптивных когниций, то есть мыслей, вызы­ вающ их неадекватные или болезненные эмоци и и затруд­ няющ их решение какой-либо проблемы, мыслей, которые привели к кризису. Пациент а обучают у мению идентифи­ цироват ь свои неадаптивные когниций и рассматриват ь их объективно. Необходимо максимально использоват ь опыт клиента в позитивном реш ении жизненных задач и генера­ лизации правил их ре ш ения на проблемные сферы. Затем наступает этап модификации правил регуляции поведения с целью сделать их более гибки ми, менее персонифициро­ ванн ыми, более учитывающими реальность.

Гештальт-терапия. И спользу ю тс я м етод ы, направ­ ленн ы е на коррекцию процессов восприятия, переработ­ ки и актуализации информаци и клиенто м в состоянии

кризиса. Известно, что гештальт-подход основывается на пяти ключевых понятиях: отнош ения фигуры и фона, осо­ з нани я и сосредоточенност и на настоя щ е м, противопо­ ложности, функциях защиты, зрелости и ответственности.

«Гештальт» определяется ка к специфическая организа­ ци я частей, составляющ их определенное целое, которую нельзя изменит ь без ее разруш ения. М ы выбираем из фо­ на то, что важн о или з начимо для нас, — это становитс я гештальтом. К а к только потребност ь удовлетворена, геш­ тальт завершается, то есть теряет свою значимость. Фор­ мируется новый гештальт. Этот ритм ф ормирования и за­ вершения гештальтов является естественным ритмом жиз­ недеятельности организма.

В кризисны х ситуациях с последующ ей дезадаптаци­ ей гештальт остается незавер ш енн ым. Гештальт-прие мы помогаю т най т и в ы ра ж ени е невыраженным чувствам. Таким образом, трав мир у ющ и й индивидуума геш тальт завер ш ается и возникае т воз можност ь перейт и к работ е над неосоз наваемыми проблемами, которы е и привел и к кризису.

Гештальт-терапия способствует актуализации внутри- личностн ы х кон ф ликтов, что может приводит ь к поиск у и личностно м у росту. Актуаль ность осознания и сосре­ доточенност и на настоя щ е м обусловлена тем, что л ю ди, попавш и е в кризисн ы е ситуации, имею т те нденци ю пе­ ре жи ват ь тольк о трав мир у ющ и е соб ы ти я про ш лог о — вспо мин ать, отчаиваться. Он и не жи ву т в нас тоя щ е м и постоянно не обра щ а ю т вни м ани я на необходимост ь осознания того, что происходит в данн ы й момент в мир е и внутри себя.

Гипноз и трансовые техники. Гипносуггестивный метод применяетс я при кризисных ситуациях, связанных с акту­ альной утратой (смертью) близког о человека; при дезак- туализации кризисны х состояний, сопрово ж даемых аф­ фектами гнева и обиды (в тех случаях, когда ни рациональ­ ные, ни группов ые методы психотерапии не эфф ективн ы, например, у ригидных и инфантильных личносте й в свя­ зи с эфф екта м и отрицания и вытеснения).

Гипнотерапия применяетс я также ка к симптоматиче­ ская методика для снятия психическог о напряжения пр и реакция х острог о горя, дл я купирования астенической и ф обическо й си мп то м атики, нормализаци и вегетатив­ ных ф ункций.

Экзистенциальная терапия. Основная цель экзистенци­ альной терапии — помочь человеку лучше разобраться в сво­ ей жизни, лучше понят ь предоставляем ые ею возможности и границы этих возможностей.

При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестрой­ ку его личности; все внимание сосредоточено на понимании процесса конкретной жизни, в ее повседневност и проявля­ ющихся противоречий и парадоксов. Если человек воспри­ нимает реальность не искаженной, он избавляется от иллю­ зий и самообмана, отчетливее видит свое призвание и свои цели в жи зни, видит смысл в повседневных заботах, нахо­ дит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Д ругими словами, экзистенциальна я терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека.

Другой фундаментальной особенностью экзистенциаль­ ной терапии является стремление к понимани ю человека

через призму его внутренних онтологических характери­ стик, ил и универсальн ы х экзистенциальн ы х ф акторов. Это ф актор ы, которы м подвластна жи з н ь каждого чело­ века. Выделяется семь таких универсальн ых характерис­ тик человека:

1)) чувство б ы тия;

2)) свобода, ее ограниченност ь и ответственност ь за нее;

3)) конечност ь человека, ил и смерть; 4) экзистенциальна я тревога;

5) экзистенциальна я вина; 6) жи з н ь во врем ени;

7) смы сл и бессмы сленность.

В процесс е психотерапии рассматриваю тся установ­ ки клиент а по отно ш ени ю к этим универсальн ы м обсто­ ятельствам жи з ни, в которы х и скр ы т ы корн и психоло­ гических трудностей и проблем.

Психологическое здоровье и возможность психологи­ ческих расстройст в связы вается с подлинным и непод­ линн ы м способа м и су щ ествования. Ж ит ь подлинно й жи з нь ю, согласно экзистенциально м у терапевт у Дж. Бьюженталу, значи т полность ю осознават ь нас тоя щ и й момент жи зни; выбрать, ка к прожит ь этот момент, и при­ нять ответственност ь за свой выбор. В реальност и это до­ статочно сло жн о, поэтому боль ш у ю част ь жи з н и л ю д и живут неподлинно й жи з нь ю, то есть склоня ю тс я к кон­ формизму, отказы ва ю тс я от риска, связанног о с выбо­ ром, ответственност ь за свою жи з н ь пыта ю тс я перело­ жить на других. Н еподлинн ы й способ жи з н и неминуемо приводит к обострению чувства вин ы, страха перед смер-

тью, потере смы сла жи з ни. О днако, не осознава я непод­ линност ь своего сущ ествования, человек мож ет мучить­ ся от страха, боли, апатии, либ о пережит ь кризис, в про­ цессе которог о «прозреет», станет мудрее.

В экзистенциальной терапии терапевтические измене­ ни я связываются, прежде всего, с расш ирение м сознания клиента, с появление м новог о понимани я своей жи з н и и возникающих в ней проблем. Что делать с этим новопоя- вив ш имс я понимание м — дело и ответственност ь самого клиента. С другой стороны, реальные результаты терапии дол жн ы проявляться не только во внутренних изменени­ ях, но и обязательно в реальных решениях и действиях. Тем не менее, эти действия дол жн ы быть обдуманн ыми, учи­ тывая их возможные негативные последствия, скорее со­ знательными, чем спонтанн ыми.

Читайте также:
Какой программой проверить быстродействие компьютера

Метод прогрессивной мышечной релаксации, метод ау­ тогенной тренировки. К ризис вызывает мыш ечное напря­ ж ение, однак о очень част о это состояние не осознается тем, кт о его переживает. М ыш ечно е напряжени е влечет за собой мног о неприят ны х последствий: беспокойство, усталость, бессонницу, бол и в спине, нару ш ени я коор­ динации. Вместе с други м и характерн ым и труд ностям и кризиса, проявляющ имис я в плохой концентрации вни­ м ания, перечисленн ые состояния повы ш а ю т рис к воз­ никновени я несчаст ног о случая. П оэтому борьбе с мы­ ш ечн ы м напряжение м всегда следует уделят ь перво­ степенно е вни м ание. Ш ироко е применени е в систем е

сихотерапевтических воздействий находят методы про- рессивной мышечной релаксации и метод аутогенной тре­ нировки, ориентированн ы е н а сни ж ени е напряжени я

и активацию личности. Ближай ш а я цель — ускорит ь вы­ ход из кризисног о состояния, купироват ь сопутствующие а фф ективн ы е и вегетативные расстройства, создать базу для дальнейш ей психотерапевтической работы. Более от­ даленна я цель — обучить клиентов навыка м саморегуля­ ци и в стрессовых ситуациях в будущем.

В аутогенную тренировку входят приемы создания по­ зитивного эмоционального фона, отреагирования агрессив­ ных тенденций; конечна я цель этих упражнений эмоцио­ нально-образ ной регуляции — повы ш ени е са мооценк и и уверенности в себе, ощущение внутренней свободы и рас­ кованности, повышение уровня оптимизма, усиление кон­ троля над эмоциями и поведением.

Групповая поведенческая терапия. Эта форма психотера­ пи и основана на обучении знания м и отдельным навыкам. В ходе групповой психотерапии также создаются благопри­ ятные условия для отреагирования чувств или, по крайне й мере, появляется возможность переклю чения с изучения и фи ксаци и собственных переживаний на отвлекающ ую деятельность. В результате терапии изменяю тся когнитив­ ны е стереотипы восприятия клиентами себя, ситуации и окружающего мира. Поощ рение к выражению агрессив­ ности помогает клиентам преодолет ь неуверенность в се­ бе, так как наличие эмоци и гнева в норме свидетельствует о силе и наличии ресурсов дл я изменения. Вовлечение в совместную деятельность, каковой, по существу, являет­ ся групповая психотерапия, способствует возрастанию ак­ тивности и спонтанност и поведения, его направленности на преодоление ситуаций безвыходност и и безнадежнос­ ти, стимулирует поис к адекватных средств ре ш ени я про­

блемы. В конечном итоге групповая терапия достигает сво­ ей главной цели — обеспечения личностной самореализа­ ции, депривация которой является постоянным и карди­ нальным условием психологическог о кризиса.

П оведение клиент а в группе помогает психотерапевт у и психологу увидеть систему отношений в том виде, как она реализуется в жизни клиента. Поведенческая терапия может включать в себя элементы других психотерапевтических ме­ тодов (например, психодраматические приемы и техники).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте в любом издании комментариев к М КБ-104 описание названных выше категорий. В какой комбинации можно встретить эти нарушения как последствия следующих травматических событий:

• участие в боевых действиях;

• изнасилование;

• смерть ребенка при родах;

• разбойное нападение на улице;

• незаслуженный арест и заключение в тюрьму;

• дорожно-транспортное происшествие, приведшее к потере автомобиля?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

Источник: cyberpedia.su

2. Принципы кризисной интервенции

Кризисная интервенция – экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Базируется на принципах краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченности профессионала или добровольца кризисной помощи и симптомо-центрированного контроля.

Ведущими методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Кризисная психотерапия показана при так называемых осложненных кризисах, т. е. при развитии или высоком риске развития болезненных состояний у человека, переживающего кризис. Конечно, любая угрожающая или ранящая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека. Если эти трансформации подконтрольны человеку и он в силах самостоятельно справиться с ними, то вмешательства психотерапевта не требуется. Если же негативные изменения приобретают длительный характер и оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи.

В следующих главах на примере психологической помощи человеку в состоянии горя и при суицидальной активности мы рассмотрим подробнее, какую именно помощь в зависимости от прогноза течения кризиса следует предлагать. Данный же раздел посвящен изложению общих подходов к кризисной интервенции и программы кризисной помощи, которая ближе к модели психологического консультирования.

Основные принципы кризисной интервенции10

1. Эмпатический контакт. Это важнейшее условие кризисной помощи. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека – это самое простое и самое сложное. С установления эмпатического контакта начинается кризисное вмешательство.

2. Безотлагательность. Кризисное вмешательство характеризуется безотлагательностью, предельной срочностью.

3. Высокий уровень активности консультанта. Консультант должен проявлять максимальную активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис, и сборе информации, чтобы как можно скорее оценить ситуацию и наметить план действий.

4. Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной интервенции – предотвращение катастрофических последствий. Основная цель – обучение пользоваться адаптивными способами преодоления кризиса и восстановление психологического равновесия.

5. Поддержка. При работе по преодолению кризиса консультант (доброволец, психолог, психотерапевт) в первую очередь обеспечивает пациенту11 поддержку.

6. Фокусированность на основной проблеме. Кризисное вмешательство должно быть достаточно структурированным, чтобы помочь сосредоточиться на основной проблеме, приведшей к кризису.

7. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается консультантом как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор.

Кризисная помощь должна быть реалистичной и целенаправленной, поэтому ее общая стратегия может быть построенной по типу обучения стратегии решения проблем.

Программа кризисной помощи как модели решения проблем

1. Выявление проблемы. Задача кризисного консультанта – помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Развитие проблемы предполагает изменения в жизни и в способности человека справиться с новыми обстоятельствами. Поэтому полезно задавать следующие вопросы: «Что сегодня изменилось по сравнению со вчерашним днем?», или: «Что нового произошло в последние дни (недели)?».

Важно выяснить все обстоятельства кризисной проблемы, а также роль значимых людей в ее развитии, так как они могут помогать либо являться причиной кризиса12. Если кризис вызван травматическим событием, крайне необходимо восстановить картину произошедшего и помочь пострадавшему объяснить травматические события.

2. Выяснение действий человека, переживающего кризис. Важно узнать, что уже делалось для разрешения проблемы. Вопрос: «Что вам удалось сделать для улучшения ситуации (своего состояния)?» и подобные ему отражают уверенность консультанта в том, что человек может восстановить контроль над событиями и найти выход из кризиса. Это помогает также переосмыслить произошедшее.

Человек, переживающий кризис, захвачен сильными эмоциями, он может испытывать страх, отчаяние, растерянность. Его способность ясно мыслить блокирована. Одной из целей прояснения событий и действий является уменьшение эмоционального напряжения пациента и помощь в восстановлении способности к рациональному мышлению.

3. Помощь в поиске путей выхода из кризиса. Иногда следует начать с очень маленькой цели, главное, чтобы она была реальной, достижимой. На первых порах очень важно просто изменить эмоциональное состояние переживающего кризис, повысить активность или, наоборот, успокоить его.

Последовательно обсуждаются все возможные варианты поведения человека в ближайшие дни: «Что вы будете делать через час, сегодня вечером?» и т. п. Очень полезно составить конкретный план действий на период до следующей встречи («антикризисный план»), но, если этого не получится, не следует форсировать события, принуждая человека сделать больше, чем он может в данный момент. Любые чрезмерные интервенции могут привести к усугублению чувства беспомощности и тупика. Важно помнить, что самооценка человека, переживающего кризис, зачастую резко снижается. Поэтому следует позаботиться о ее восстановлении, заведомо не предлагая какие-либо образцы весьма эффективного поведения в качестве примера, так как это может усилить его тревогу и ощущение слабости. Совместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных действий, выбираются наиболее практичные варианты.

Итак, общим смыслом описанной стратегии действий является помощь в (1) понимании смысла происшедшего, т. е. в «построении» субъективной теории кризисного события, (2) в восстановлении чувства контроля над своей жизнью, (3) восстановлении реалистичной самооценки.

Самостоятельно проработайте литературу, посвященную работе с кризисами, вызванными травматическими событиями, в частности помощи жертвам катастроф. Сравните принципы и стратегии кризисной помощи пострадавшим с общими принципами и стратегиями, изложенным в этой главе. Опишите специфику кризисной превенции в ситуациях катастроф.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru