Умение видеть себя «со стороны», способность понять ученика, поставить себя на его место в той или иной ситуации — это:
дивергенция
социорефлексия
самооценка
Какой подход в педагогике рассматривает соотношение целей воспитания и системы ценностей?
антропогенный
рефлексивный
аксиологический
методический
Исключение жестких приказов, усиление роли этикета включает:
принцип непрерывного образования
принцип субъектности
рефлексивность
принцип доверия
К методам эмоционального стимулирования активизации учебной деятельности относится:
групповая работа
вариативность средств контроля
минимализация домашнего задания
создание ситуации успеха
На каком этапе образовательного процесса необходима профессиональная компетентность в сфере целеполагания?
при создании методических пособий
при оценке возможных результатов урока
при постановке цели для обучающихся
на всех этапах
Процесс побуждения к действию обучающихся преподавателем называется:
Определите компоненты структуры самоуправления в учреждении СПО:
общее собрание коллектива
методический совет
все ответы верны
педагогический совет
В-01. Федеральные рабочие программы воспитания (НОО, ООО, СОО)
Компетентность преподавателя в сфере личностных качеств включает:
методическую грамотность педагога
умение мотивировать учащихся
способность к самоорганизации, планированию и самоконтролю
способность к целеполаганию
Какие принципы педагогики сформулировал и раскрыл И.Песталоцци?
взаимозависимости культуры и образования
социопатии и психологии
природосообразности и культуросообразности
антропогенной и биогенной деятельности
Принцип взаимного опережения в педагогике означает:
преподаватель должен опережать утвержденный план повышения квалификации
разработка рабочей программы должна опережать создание учебного плана
наука должна опережать практическую деятельность
в классе должны быть ученики, опережающие других
Минимальные требования к обучению и воспитанию содержит документ:
рабочая программа дисциплины
все ответы верны
образовательный стандарт
план воспитательной работы ОУ
Мотивацию взрослого человека и его самооценку в большей степени формирует:
дошкольное образование
профессиональное образование
семейное воспитание
среднее образование
Ориентация учебных дисциплин на общее теоретическое представление о составе и структуре содержания образования — это:
Источник: domznaniya.ru
Система опережающего обучения в начальной школе .
статья (2 класс)
Статья по теме Система Опережающего обучения в начальной школе .На чём основывается опережающее обучение в начальной школе .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тимошенкова Любовь Васильевна,
Красносельского района Санкт-Петербурга
Система опережающего обучения, используемого в начальной школе
Изучив материалы и книги С. Н. Лысенковой и Л.В. Занкова с учётом особенностей класса, учителем был сделан вывод о возможности использования опережающего обучения для данного класса по данной программе. Дети рождаются разными и уж совсем разными приходят в школу. Практика показала, что при использовании перспективно -опережающего обучения детям учиться весело, легко и радостно.
Принципы обучения
Будущая тема приходит на урок на 3-5 минут ,уроков за 40 до начала её изучения .Сильным ученикам интересно ,слабые постепенно чувствуют себя всё более уверенно .Сильные ученики “схватывают “ тему сразу, отвечают и тем самым ненавязчиво ,постепенно делают понятным ,доступным трудное для других .Когда приходит время новой ,вроде бы трудной темы ,оказывается ,что её давно усвоили почти все дети .Во время повторения пойдёт новое опережение ,изучение новой темы .Каждый ученик имеет возможность понять материал в своё время .Ребёнку в начальной школе нужен бережный ,щадящий режим Этого можно достичь используя методику опережающего обучения . Как ставить перспективу с самого начала? Возможно ли опережение с самого начала?
Перспективная подготовка к 1-му классу была, но неорганизованная. Дети умеют читать, кто лучше, кто хуже. Нет смысла изучать азбуку до апреля, как надо по программе, можно закончить раньше. Получается экономия времени для изучения трудных тем. По математике возможно объединение более простых тем “вверх”,” вниз», «вправо “,” влево”, сократить время на изучение чисел 1-го десятка.
Идёт объединение однородного, доступного материала на страницах учебника и перспективная подготовка по трудным, впередиидущим темам программы. Помогает оснащение урока, показ схем по частям речи, уравнения, типы задач. Опережение — это результат, цель методики. Но путь к опережению держится на 3-х китах.
1 . Опорные схемы или просто опоры . Выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения. Оформлены в виде карточек, таблиц, ничего не надо зубрить. Дети повторяют на протяжении нескольких уроков одно и тоже, в итоге понимают и запоминают.
Используется принцип Занкова “ведущая роль теоретических знаний “. Ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель ведёт их к раскрытию существенных связей и зависимостей. Так, определения частей речи, членов предложений, математические термины сообщаются ученикам уже в первом классе, но не для заучивания, а для понимания обобщений в производимых действиях. Здесь же задействованы разные виды памяти детей.
2 . Комментированное управление. Работают все-один ведёт. Говорить надо громко, чётко. Ребёнок знает, что его в любой момент спросят и он будет выступать в роли учителя. Чёткая организация работы даёт экономию времени.
3. Отсюда третий этап -перспективная подготовка . Возможность попутного прохождения трудных тем. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника и из дополнительных источников (дидактический материал, карточки). Задания при изучении материала на уроке и домашние задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним. В результате нет недостатка времени, а иногда есть даже избыток
Итак, основные этапы работы над трудной темой.
1.Перспективная подготовка, последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы.
2.Работа по учебнику, уточнение материала, раскрытие темы. Детям не надо учить формулировки, правила, всё идёт с урока. Домашнее задание доступно, затрат времени минимальный.
3.На уроке возможен дифференцированный подход к опросу.
4. Проверочные работы проводятся в программные сроки на основе глубоко и всесторонне пройденного материала.
Очень бы хотелось, чтобы в 5-м классе, как преемственность, тоже использовалась система перспективно-опережающего обучения.
— Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
— С.Н. Лысенкова методом опережающего обучения. Книга для учителя. М.,Просвещение,1988 год
— Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М., Педагогическое общество России 2018
Предварительный просмотр:
Тимошенкова Любовь Васильевна,
Красносельского района Санкт-Петербурга
Система опережающего обучения, используемого в начальной школе
Изучив материалы и книги С. Н. Лысенковой и Л.В. Занкова с учётом особенностей класса, учителем был сделан вывод о возможности использования опережающего обучения для данного класса по данной программе. Дети рождаются разными и уж совсем разными приходят в школу. Практика показала, что при использовании перспективно -опережающего обучения детям учиться весело, легко и радостно.
Будущая тема приходит на урок на 3-5 минут ,уроков за 40 до начала её изучения .Сильным ученикам интересно ,слабые постепенно чувствуют себя всё более уверенно .Сильные ученики “схватывают “ тему сразу, отвечают и тем самым ненавязчиво ,постепенно делают понятным ,доступным трудное для других .Когда приходит время новой ,вроде бы трудной темы ,оказывается ,что её давно усвоили почти все дети .Во время повторения пойдёт новое опережение ,изучение новой темы .Каждый ученик имеет возможность понять материал в своё время .Ребёнку в начальной школе нужен бережный ,щадящий режим Этого можно достичь используя методику опережающего обучения . Как ставить перспективу с самого начала? Возможно ли опережение с самого начала?
Перспективная подготовка к 1-му классу была, но неорганизованная. Дети умеют читать, кто лучше, кто хуже. Нет смысла изучать азбуку до апреля, как надо по программе, можно закончить раньше. Получается экономия времени для изучения трудных тем. По математике возможно объединение более простых тем “вверх”,” вниз», «вправо “,” влево”, сократить время на изучение чисел 1-го десятка.
Идёт объединение однородного, доступного материала на страницах учебника и перспективная подготовка по трудным, впередиидущим темам программы. Помогает оснащение урока, показ схем по частям речи, уравнения, типы задач. Опережение — это результат, цель методики. Но путь к опережению держится на 3-х китах.
1 . Опорные схемы или просто опоры . Выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения. Оформлены в виде карточек, таблиц, ничего не надо зубрить. Дети повторяют на протяжении нескольких уроков одно и тоже, в итоге понимают и запоминают.
Используется принцип Занкова “ведущая роль теоретических знаний “. Ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель ведёт их к раскрытию существенных связей и зависимостей. Так, определения частей речи, членов предложений, математические термины сообщаются ученикам уже в первом классе, но не для заучивания, а для понимания обобщений в производимых действиях. Здесь же задействованы разные виды памяти детей.
2 . Комментированное управление. Работают все-один ведёт. Говорить надо громко, чётко. Ребёнок знает, что его в любой момент спросят и он будет выступать в роли учителя. Чёткая организация работы даёт экономию времени.
3. Отсюда третий этап -перспективная подготовка . Возможность попутного прохождения трудных тем. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника и из дополнительных источников (дидактический материал, карточки). Задания при изучении материала на уроке и домашние задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним. В результате нет недостатка времени, а иногда есть даже избыток
Итак, основные этапы работы над трудной темой.
1.Перспективная подготовка, последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы.
2.Работа по учебнику, уточнение материала, раскрытие темы. Детям не надо учить формулировки, правила, всё идёт с урока. Домашнее задание доступно, затрат времени минимальный.
3.На уроке возможен дифференцированный подход к опросу.
4. Проверочные работы проводятся в программные сроки на основе глубоко и всесторонне пройденного материала.
Очень бы хотелось, чтобы в 5-м классе, как преемственность, тоже использовалась система перспективно-опережающего обучения.
— Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
— С.Н. Лысенкова методом опережающего обучения. Книга для учителя. М.,Просвещение,1988 год
— Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М., Педагогическое общество России 2018
Источник: nsportal.ru
Опережающее обучение в начальной школе
В современном мире очень актуальным становится вопрос уровня развития устной, письменной и математической речи младших школьников. Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Успех обучения зависит от того, что и как будет делать ученик, и как быстро он это усвоит.
В класс приходят дети с разной подготовкой, разным уровнем развития. Одни могут за короткий период обучения быстро усвоить новый материал. Есть учащиеся, которым нужно много времени для усвоения знаний и приобретения навыков. С такими учениками необходимо дольше и кропотливее работать, дополнительно изыскивая время, используя для этого наиболее рациональные методы, приёмы, способы работы. Хозяева «дорогого» времени на уроке – учитель и ученики.
Исходя из своего опыта многолетней работы, чтобы не терять высокий уровень отработки навыков и одновременно постоянно поддерживать активность детей, я использую приём, который можно назвать «опережающей многолинейностью» — опережающее обучение.
Результаты моих многолетних выпусков показали, что у детей будет
высокий процент успеваемости и качества усвоения учебного материала, в том случае, если я начну работать над темой заранее. Хотелось бы отметить, что и более слабые ученики смогли безболезненно усвоить сложные темы, так как работу над этой темой я начала намного раньше, чем планировалось.
На уроках можно постепенно усложнять тему, знакомя детей с понятиями, приемлемыми их возрасту и немного опережая его. Опережающее обучение при изучении важнейших тем — это работа на перспективу, которая даёт не только глубокие знания, умения и навыки, но и резерв времени.
Теоретические предпосылки опережающего обучения, ориентированного на развитие человека в образовании, представлены в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Э. В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.Д.
Ушинского, Д.Б. Эльконина.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые, нетрадиционные технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.
Мне представляется очень интересной технология перспективно-опережающего обучения, поскольку она позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению.
Сущность перспективно-опережающего обучения
Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л.С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к развитию: развитие происходит на основе овладения знаниями, способами деятельности, вхождения личности в контекст культуры. Согласно учению Л.С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребенка как основную цель.
Педагоги, способные видеть перспективу и конечный результат обучения, для уменьшения объективной трудности некоторых вопросов программы небольшие фрагменты новой темы вводят в процесс обучения с опережением.
Цель предварительного ознакомления с новым материалом в реализации одного из важнейших педагогических принципов – принципа преемственности и перспективности, так как успех в освоении новых знаний, умений и навыков в значительной степени зависит от того, насколько этот принцип реализуется в процессе обучения.
По С.Н. Лысенковой, феномен такого обучения заключается в следующем: рассредоточенное усвоение наиболее сложного учебного материала, вводимого с опережением программы, обеспечивает его осознанное восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. Учитель, опережая программу, не испытывает недостатка времени, а в некоторых случаях получает даже его избыток, позволяющий дольше и всесторонне работать с каждой темой. Таким образом, «опережение – это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых, а результат хорошо продуманного, высокоорганизованного процесса обучения»
Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Школьники учатся старательнее, когда осознают перспективу дальнейшей работы.
Таким образом, одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Этому способствует технология опережающего обучения. Понемногу, из урока в урок, учитель начинает вводить материал будущих тем – на два месяца, на полгода вперед – и глубже. А дальше – по ступенькам опережения: есть перспектива – есть обобщение, есть обобщение – есть опережение, а опережение дает выход на связь между годами обучения – преемственность.
Дифференцированный опрос на уроке: каждого ученика можно спросить в то время, когда он освоит материал. Знающий, сильный ученик, отвечая, будет учить незнающего. К намеченной цели все придут вовремя. Время, когда надо проконтролировать знания, совпадает с тем сроком, который установлен для этой темы программой.
Подходят к этому этапу дети, уже глубоко и всесторонне усвоив материал. Без спешки и напряжения, без непонимания и неясностей. Без страха перед контрольной работой.
Следует отметить еще один момент. Если приучить детей думать вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. Следовательно, данная технология перспективно-опережающего обучения способствует развитию речи детей.
Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно. Учитель творчески подходит к сегодняшнему уровню знаний каждого ученика: успех нужен каждому ребенку для продвижения вперед, и учитель об этом должен помнить.
Постепенно, последовательно от самого простого (конкретного) к самому сложному, абстрактному и до выработки навыка — для этого нужно время! Оно нами найдено!
Четко вырисовываются у нас основные этапы работы по трудной теме.
Первый этап — перспективная подготовка: медленное, последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы только при комментированном управлении.
Второй этап — работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Домашнее задание дается по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе создается опережение, так как в перспективный период многие задания из учебника уже выполнены.
Третий этап — использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе выдвигается новая перспектива.
Что же дает опережение?
1. Домашние задания все дети выполняют быстро и самостоятельно.
2. Каждый ученик работает успешно, на уровне максимальных возможностей, и все продвигаются вперед в своих знаниях и умениях. Развиваются взаимопомощь и сотрудничество, внимание друг к другу, мышление, речь, самоконтроль и самооценка.
3. Знания и умения учеников (это показывают и результаты контрольных работ) — хорошие и отличные. Создаются условия для бесконфликтного обучения, реального сотрудничества с родителями ребят в их воспитании и развитии.
И главное, нет напряжения, перегрузки в работе учителя и учащихся, спешки и нервозности. Есть время для углубленной работы с каждым учеником. Все действия выполняются детьми осмысленно, обоснованно. «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю»,- звучит голос ведущего ученика.