К числу основных закономерностей спортивной тренировки относится четко выраженная цикличность, т.е. относительно законченный кругооборот стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. В зависимости от времени, в пределах которого строится тренировочный процесс, различают: микроциклы (недельные); мезоциклы (месячные); макроциклы (годичные).
Принцип цикличности тесно связан, почти адекватен с принципом волнообразности динамики нагрузок, т.к. каждая волна нагрузки имеет 2 стороны:
1. Повышение, а затем
2. Снижение ее величины (предельная нагрузка должна чередоваться с отдыхом).
Поэтому становится очевидным цикличный характер спортивной тренировки. Важно учитывать, что каждый последний цикл не должен быть копией предыдущего, в него следует включать новые элементы, необходимые для решения вновь возникающих задач (так в микроцикле может отличаться от предыдущего увеличенной интенсивностью нагрузки; мезоцикле – перемещением акцента с ОФП на СФП или на техническую подготовку). Цикличность можно сравнить с развитием по спирали. Циклы – это наиболее общие формы структуры тренировки.
Закон Ритма. Принцип цикличности. — Универсальные регуляторы судьбы | Галина Мурашова
Построение оптимальных тренировочных циклов приобретает большое значение, т.к.:
1. Рост объема и интенсивности нагрузок приближается в современном спорте к границам биологической нормы.
2. Количественные параметры тренировки и уровень мастерства у ведущих спортсменов в мире выравнивается. Таким образом, необходимо более эффективное управление процессом спортивного совершенствования путем оптимилизации структуры тренировки.
В методическом отношении – цикличность предопределяет:
1. Последовательность занятий.
2. Порядок изменения нагрузок.
3. Чередование направленности ОФП и СФП, технико-тактические и другие стороны построения спортивной тренировки.
Микроцикл – управляет взаимодействием процессов утомления и восстановления, отражает порядок чередования нагрузки и отдыха.
Мезоцикл – направлен на достижение кумулятивного тренировочного эффекта, выражается в заметном увеличении: силы, быстроты, выносливости; совершенствованием в овладении навыками и умениями различных видов подготовленности спортсмена.
Макроцикл – его периоды и этапы служат целям управления в формировании определенных фаз спортивной формы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Принцип цикличности в программе
Одним из самых старых, простых и наиболее используемых способов планирования работ считается алгоритм циклического планирования. Каждому процессу предоставляется промежуток времени работы процессора — квант времени, если к концу кванта процесс всё ещё работает, то этот процесс прерывается и процессор обрабатывает уже другой, следующий процесс.
Принципы тренировок.Продолжительного сокращения, изонапряжения, цикличности, инстинктивного тренинга
Если процесс прекращает работу раньше срока истечения кванта, то происходит передача управления. Планировщик только поддерживает список процессов. Исчерпавшие лимит, обработанные процессы помещаются в конец списка процессов. Важный вопрос — длина кванта — при малой длине кванта высоки потери на переключение, при большой — заторможенность реакции на быстрые запросы. Пример циклического планирования представлен на рисунке.
Планирование по циклическому принципу
Циклическое обслуживание эффективно для работы с разделением времени, когда система должна гарантировать приемлемые времена ответа для всех интерактивных пользователей. Временные затраты на диспетчеризацию здесь удается снизить за счет эффективных механизмов контекстного переключения и благодаря предоставлению достаточного объема основной памяти, чтобы процессы могли размещаться в ней одновременно.
Интерес в циклическом планировании представляет продолжительность кванта времени процессора. Переключение с одного процесса на другой требует определенного количества времени для выполнения задач администрирования — сохранения, загрузки регистров, карт памяти, обновления различных таблиц и списков, сброса на диск и перезагрузки кэша памяти и т.д. Предположим, что переключение процесса, или переключение контекста, как это иногда называют, занимает 1 мс. Также предположим, что значение кванта времени установлено на 4 мс.
При таких параметрах настройки после 4 мс полезной работы центральному процессору придется затратить (то есть потерять) 1 мс на переключение процесса. Таким образом, 20% процессорного времени будет выброшено на административные издержки, а это, вне всякого сомнения, слишком много.
Определение размера кванта времени имеет критическое значение для эффективной работы вычислительной системы.
Прежде всего, рассмотрим поведение системы в случаях, когда квант времени становится либо очень большим, либо очень маленьким. Если квант времени становится очень большим, то каждому процессу предоставляется практически столько времени, сколько ему требуется для завершения, так что циклическое планирование, по сути, вырождается в планирование по принципу FIFO. Если квант времени становится очень маленьким, то временные затраты на контекстные переключения начинают играть доминирующую роль, причем характеристики системы, в конце концов, настолько ухудшаются, что с какого-то момента основное время затрачивается на переключение процессора, так что лишь незначительная часть времени остается, если вообще остается, на выполнение вычислений для пользователей.
Предположим, что система работает и обслуживает много интерактивных пользователей. Когда мы только начинаем изменять время полезной работы, значения кванта времени близко к нулю — временные затраты на переключения занимают основную часть ресурса ЦП. Перед интерактивными пользователями предстает неповоротливая система, характеризующаяся длительными временами ответа.
При дальнейшем увеличении времени полезной работы, время ответа системы улучшаются. В какой-то момент мы достигаем точки, когда процент временных затрат на переключение настолько снижается, что ЦП начинает обслуживать пользователей. При дальнейшем изменении времени полезной работы, времена ответа продолжают улучшаться.
В определенный момент система начинает быстро реагировать на запросы пользователей. Однако при продолжении увеличения кванта времени, времена ответа снова начинают расти. Это происходит потому, что квант времени достигает размера, достаточного для того, чтобы каждый пользователь, получивший в свое распоряжение ЦП, успевал завершить свою программу. При этом суть циклического планирования вырождается в принцип FIFO, при котором более длительные процессы заставляют ждать более короткие, причем среднее время ожидания увеличивается, поскольку эти более длительные процессы выполняются до конца, прежде чем уступить ЦП.
Рассмотрим предположительно оптимальное значение кванта времени (небольшую долю секунды), при котором обеспечиваются хорошие времена ответа. Чем именно характеризуется подобный квант времени? Он достаточно велик, так что подавляющее большинство интерактивных запросов требует для своего обслуживания меньшего времени, чем длительность кванта.
Когда интерактивный процесс начинает выполняться, он, как правило, использует ЦП в течение некоторого времени, после чего генерирует запрос ввода-вывода. Когда запрос ввода-вывода выдан, этот процесс уступает ЦП следующему процессу. Поскольку величина кванта больше, чем это время вычислений до формирования запроса ввода-вывода, процессы пользователей выполняются практически с максимальной скоростью. Каждый раз, когда процесс пользователя получает в свое распоряжение ЦП, он с большой вероятностью доработает до момента выдачи запроса ввода-вывода. Благодаря этому сводятся к минимуму временные затраты на диспетчеризацию, обеспечивается максимальное использование ресурсов ввода- вывода и относительно короткие времена ответа.
Если все процессы лимитируются ЦП, то вообще не имеет смысла переключаться с процесса на процесс. Это объясняется тем, что затраты на переключение просто вычитаются из общей производительности системы. Если, однако, в мультипрограммной смеси принимают участие какие-либо интерактивные пользователи, то ЦП необходимо все же периодически переключать, чтобы гарантировать приемлемые времена ответа для этих пользователей.
1. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы: — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
Источник: natural-sciences.ru
Построение процесса обучения физике в соответствии с принципом цикличности.
«- Что ты делаешь? – Читаю мир. – Его нельзя прочитать! – Можно. Просто не все знают, как выглядят буквы…». С белорусской писательницей Надеей Ясминска невозможно не согласиться. Чтобы ребенок мог познавать мир, его необходимо обучить эффективным техникам познания, привить интерес к исследовательской деятельности.
«Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. …в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько самостоятельно их приобретать, ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным», – требования ФГОС второго поколения
Один из способов достижения поставленных целей – овладение учащимися логикой научного познания, что позволит сделать процесс обучения более осмысленным, творческим. На основе анализа истории развития физических идей процесс научного познания был представлен в виде последовательности циклов, каждый из которых включал в себя следующие звенья: факты, с последующим выделением проблемы и выдвижением гипотезы, построение модели, следствия и проведение эксперимента. Данная логика познания определяется в физике как принцип цикличности. Именно по этому алгоритму человек издавна изучает все, что происходит вокруг.
Но, к сожалению, большинство современных учебников физики дают знания в готовом виде, не отражая логики познания окружающего мира. Поэтому и возникла необходимость в разработке новых подходов к организации процесса обучения школьников, в основе которых лежит изложение изучаемого материала в соответствии с принципом цикличности, который включает в себя общенаучные методы как эмпирического, так и теоретического познания.
Рассмотрим структурно-логическую схему принципа цикличности (см. прикрепленный файл).
Представленная схема может успешно применяться на различных типах учебных занятий: на уроке изучения нового материала и первичного закрепления, уроке обобщения и систематизации знаний и умений, уроке комплексного применения знаний и умений.
Рассмотрим, например, как выстраивается урок изучения нового материала и первичного закрепления в соответствии с принципом цикличности.
Знакомство с фактами может происходить на этапе мотивации и актуализации знаний и умений. Данный этап заканчивается или начинается постановкой проблемы.
Например, изучение темы «Взаимодействие тел» в 7 классе можно начать с демонстрации тележки с прикрепленной к ней сжатой пружинкой и выдвижения предположений о результате опыта после выпрямления пружинки (пружинка выпрямляется, а тележка остается на месте, почему?). После обсуждения опыта учащиеся приходят к выводу, что надо поставить второе тело (ставим вторую тележку). Но в движение приходят обе тележки. Появляется необходимость построения модели взаимодействия тел, осуществляется переход ко второму этапу принципа цикличности.
При изучении темы «Объяснение электрических явлений» после демонстрации опыта по электризации волос при расчесывании возникают такие вопросы: откуда берется заряд на расческе? как передается заряд от одного тела к другому?
Вновь выдвигаются какие-то предположения – гипотезы. Учащиеся связывают появление зарядов со структурой вещества, подходят к необходимости построения модели атома. Таким образом, на данном этапе показываем учащимся, что для объяснения явлений удобно реальные объекты и явления замещать качественными моделями, которые сохраняют существенные признаки изучаемого объекта или явления и упрощают изучение окружающего мира.
Количественная модель вводится на этапе первичного усвоения и осознания учебной информации. В качестве модели на этом этапе урока можно вводить физические величины, характеризующие изучаемые объекты и явления, законы, отражающие функциональные зависимости между величинами. Опыт с тележками описываем математическим выражением зависимости скорости тел от массы.
Получение и обсуждение выводов и следствий из главной закономерности (модели) реализуется на этапе первичного закрепления учебного материала.
Например, при изучении темы «Взаимодействие тел» следствием является объяснение передвижения рыб, отдачи при выстреле. В теме «Отражение света» из законов отражения следуют особенности изображения в плоском зеркале. Учащиеся должны усвоить, что любая модель работает только при определенных условиях. Поэтому в следствии рассматриваются и границы применимости построенных моделей. (Закон сохранения импульса, используемый для описания взаимодействия тел в старших классах, можно применять только для замкнутой системы тел).
Эксперимент – этап, завершающий познание.
На этом этапе проводим эксперименты, решаем задачи на применение полученной модели и отвечаем на вопрос: «Для чего эти знания нам нужны?».
Так, при изучении темы «Конденсаторы», учащиеся узнают, что фотовспышка, клавиатура их любимого компьютера, радиоприемник в своем устройстве содержат данный прибор. Принцип действия электрофена, миксера, электродрели основан на вращении рамки с током в магнитном поле.
Выстраивание урока в соответствии с принципом цикличности позволяет структурировать знания учащихся, превращает учебу в активную, мотивированную, успешную познавательную деятельность.