Закон Российской Федерации «Об образовании», решение коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» обосновывают необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые обеспечивают становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе). Фактически речь идет о создании системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе. В основной и полной средней школе (5-9-й и 10-11-й классы) введена концентрическая система изучения предметов образовательной области «Общественные дисциплины». В переходный период обострилась проблема структуры исторического образования в связи с неподготовленностью учителя к работе в новых условиях. Под структурой понимают порядок, последовательность преподавания курсов всемирной и отечественной истории.
Проектирование учебного занятия по истории на основании примерной рабочей программы
Рассмотрим предысторию вопроса. В методике разработаны линейная и концентрическая структуры исторического образования. Различные принципы построения имеют свои достоинства и недостатки.
В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Этот принцип лежал в основе школьного курса истории в течении 43 лет. На протяжении 25 лет история в школе преподавалась на основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. С 1959 г. предпринимались попытки перейти на концентрическую структуру образования.
Однако 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах», в результате чего еще 18 лет господствовала линейная структура исторического образования. Переход к линейному принципу обучения истории в средней школе в середине 60-х гг., конечно, не был простым возвращением к историческому образованию 30-х-50-х гг.
Это был качественно иной период развития советской образовательной системы. Ее совершенствование продолжалось, последний вариант был разработан в 1984 году и просуществовал до 1993 года. Он выглядел следующим образом (табл. 1).
Структура школьного исторического образования
Класс | Исторический курс | Количество часов в неделю |
5 | Эпизодические рассказы по истории СССР | 2 |
6 | История древнего мира | 2 |
7 | История средних веков (до середины XVIII века) | 2 |
8 | История СССР с древнейших времен до конца XVIII века | 2 |
9 | Новая история (1640-1870 гг.). История СССР (XIX век) | 3 |
10 | Новая история (1870-1918 гг.). История СССР (с начала XX века до 1936 г.). Новейшая история зарубежных стран (1917-1939 гг.) | 4 |
11 | История СССР (с 1936 г. до настоящего времени). Новейшая история зарубежных стран (с 1939 г. до настоящего времени) | 3 |
7 частых ошибок начинающих сценаристов
Переход к концентрической структуре школьного исторического образования в середине 90-х гг. воспринимался как новый. Однако еще на рубеже XIX-XX веков методическая мысль увидела достоинства концентрического построения исторического образования. Так, в начале XX века в первом и втором классах гимназий был введен доступный пропедевтический курс русской истории, а в 1913 г. такой же курс древней истории во втором классе.
В значительной мере воздействием идей концентризма объясняется введение в дореволюционной школе пропедевтического курса истории в городских училищах и первых двух классах гимназий (курс отечественной истории). В начале XX века в гимназиях историческое образование устанавливалось по двум концентрам, а в 1913-1915 гг. перестраивалось на три ступени по русской истории и две – по всеобщей истории.
В связи с введением в СССР в 1959 г. всеобщего восьмилетнего образования произошла перестройка преподавания истории на основе принципа концентризма. Учащиеся, заканчивая восьмилетнюю школу, должны были иметь представление об истории своей страны и зарубежных стран с древнейших времен до современности.
Программа предусматривала изучение в 5-6-х классах элементарных курсов истории древнего мира и средних веков; в 7-8-х классах – элементарного курса истории СССР с важнейшими сведениями из новой и новейшей истории, а также Конституции СССР; в старших 9-11-х классах – систематических курсов истории СССР, новой и новейшей истории; в выпускном классе – обществоведения. Этой структурой устранялись главные недостатки прежнего линейного построения.
Исчезла перегрузка учащихся, открылась возможность более широкого применения активных методов и организации самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем не был проведен достаточно продуманный отбор содержания и соответствующих приемов изложения программного материала в каждом из концентров.
История СССР XIX и XX вв., новая и новейшая история излагались в учебниках для старших классов конкретнее, чем в 8-м классе. Обе ступени были недопустимо сближены, что создавало определенные трудности в обучении. Систематические курсы даже при условии трехлетнего срока (9-11-й классы) оказались сильно перегружены фактическим материалом.
На весь курс обучения ложился отпечаток спешки и поверхностного изучения. В результате 14 мая 1965 г. принимается постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школе». Как уже говорилось, вернулись в основном к линейной структуре.
Последняя попытка перехода к концентрической структуре исторического образования предпринята в 1993 г. и существенно отличается от прежних.
Современная школа опирается на принцип концентризма. Основной причиной перехода на новую структуру стал Закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В последние годы выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:
Начальная школа – пропедевтические курсы истории
Основная школа (5-9-й классы) 1-й концентр
отечественной и всеобщей истории
Полная средняя школа (10-11-й классы) – 2-й концентр
История России с древнейших времен до наших дней
История мировых цивилизаций
в истории человечества
История мировой культуры
История религии и атеизма
Средневековая Русь в контексте
мировой истории и культуры
Зарубежная история XX века
Такая структура позволяет кроме перечисленных достоинств концентрической структуры, во-первых, интенсифицировать процесс изучения истории; во-вторых, более четко синхронизировать курсы отечественной и всеобщей истории, а также создать единый интегрированный курс «Россия и мир»; в-третьих, учесть возможность во втором концентре систематизировать и обобщать весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного, культурологического и др. подходов; от событийно-хронологического принципа изучения прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому; активно использовать разнообразные методы исторического исследования в работе с аутентичными текстами. В-четвертых, становится возможным введение во втором концентре профильного и модульного обучения, ориентированного на интересы и профориентацию учащихся 10-11-х классов.
Структура исторических знаний отражает специфику истории как науки и предмета обучения. Как в жизни общества все явления находятся в развитии, связаны между собой, так и исторические знания должны быть динамичны и взаимосвязаны. Каждый из структурных элементов занимает особое место в системе знаний, выполняет особую функцию в ее формировании и развитии. Основу исторических знаний школьников составляют факты, которые позволяют раскрыть существенные связи и отношения между ними: преемственность, причинно-следственные связи, их осмысление в историческом процессе – соответственно возрасту учащихся.
Таким образом, объект изучения истории – прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек – природа – общество). Основные системные характеристики объекта – историческое время, историческое пространство, историческое движение.
Названный объект может быть представлен на разных уровнях: история человека, история социальных групп и социумов; история всемирная; история цивилизаций и государств; история этнонациональная; история региональная; история края. Основные содержательные доминанты школьного курса – история Отечества и всеобщая история.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Konspect
каком-то конкретном материале. При использовании этого принципа важно избегать повторения. СВЯЗЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ: при разработке курса шаблонно учитываются опоры на понятия, сформулированные в курсе отечественной и всемирной истории. ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ принцип применяется при теоретическом изучении истории.
СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ принцип предполагает изучение истории одной страны, а затем – другой, а в конце курса идет объединение. Действующая в нашей стране программа по истории построена по линейно- концентрическому принципу и предусматривается изучение истории в 4-12 классах . В настоящее время школы переходят на 12-летнее обучение, где изучение истории может проводиться на базовом и повышенном уровнях.
Базовый уровень – это минимально необходимый объем содержания учебного материала, обязательное усвоение которого выполняет общекультурную функцию в развитии личности, формировании у учащихся социальной и функционально грамотности. Повышенный уровень изучения истории предусматривает минимальное расширение и углубление содержания образования базового уровня изучения предмета.
В значительной степени изучение содержания образования на повышенном уровне ориентирован на отработку способов деятельности и формирование опыта творческой деятельности. В 4 классе начальной школы преподается синтетический курс «Наша Радзіма — Беларусь”.
Этот курс ориентирован на формирование у учащихся представлений и элементарных первоначальных знаний о наиболее значимых событиях и личностях отечественной истории. Фактически этот предмет выполняет функцию подготовки младших школьников к системному изучению истории.
В 12-летней школе преподавание истории начинается с 4 класса, когда ученики изучают историю Древнего мира (да 5 в. н.э.). В 5 классе изучается история средних веков (конец 5 – 15 вв.) (34 ч.) и история Беларуси с древнейших времен до конца 15 в. (34 ч.). В 6 классе изучается всемирная история нового времени (16—18 вв.) (34 ч.) и история Беларуси (16—18 вв.) (34 ч.).
В 7 классе — всемирная история нового времени (16–18 вв.) (34 ч.) и история Беларуси (16– конец 18 вв.) (34 ч.). В 8 кл. продолжается изучение нового времени в 19 в. и до начала 20 в. (34 ч.) Соответственно и история Беларуси с конца 18 в. до 1917 г. (34 ч.) В 9 классе изучается новейшая история и история Беларуси с 1918 г. до 1945 г. (соответственно 34 ч. – базовый уровень, 51 ч. – повышенный уровень), в 10 – с 1945 г. до наших дней (34 ч. – базовый уровень, 51 ч. – повышенный уровень).
В 11–12 классах идет фактическое повторение и углубление знаний по истории. В 11 классе охватывается период от древнего мира до конца 18 в. (34 ч. на историю Беларуси и 34 ч. на всемирную историю), а в 12 классе – 19– начало 21 вв. (34 ч. на историю Беларуси и 34 ч. на всемирную историю). Программа предусматривает изучение истории Беларуси в контексте восточнославянской, общеевропейской и мировой истории. 4. Важную роль в обучении истории в школе играет учебник. Не вызывает сомнений, что учебники могут быть разными по способу подачи материала,
человечества и необходимы для правильного понимания сложных и противоречивых событий современности. В процессе обучения исторические знания помогают создать 1) представления об исторической реальности; 2) научную картину развития человеческого общества; 3) служат ориентировочной основой в процессе овладения историческими знаниями и познания современного общества; 4) позволяют эффективно воздействовать на формирование личности человека, его ощущений и сознания.
Структура исторических знаний : 1. исторические представления, 2. исторические понятия, 3. знания о методологии исторического познания. Дадим краткую характеристику каждой составляющей исторических знаний.
Исторические представления — это отражение в сознании учеников внешних, наиболее выразительных особенностей исторических фактов, событий, личностей и локализация их во времени и пространстве. Исторические представления всегда субъективны. Это объясняется особенностями восприятия исторической реальности. Большинство исторических знаний находится на уровне представлений.
Эти знания являются наиболее распространенными, так как они базируются на образе. В системе формирования исторических знаний представления выполняют очень важную роль, так как они являются как бы опорными сигналами, которые позволяют восстановить исторический факт, дать его характеристику.
Историческое понятие — это отражение в сознании наиболее значимых, обобщенных систематизированных черт исторических фактов, раскрывающих их внутреннюю сущность, как правило, невидимую при первоначальном восприятии. Исторические понятия о бъективны. Это значит, что они должны быть приблизительно одинаковыми у каждого ученика.
Именно понятия лежат в основе исторических знаний. Знание по методологии исторического познания включает в себя знание причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития и знания об исторической науке. Сюда мы можем также отнести знание учениками способов работы с историческим материалом и умение использовать их в работе.
Другими словами, речь идет об умениях и навыках. Владение умениями и навыками является важным средством повышения уровня познавательной деятельности учащихся. Они дают возможность более эффективно и правильно ориентироваться в современной жизни.
Таким образом, исторические знания представляют собой сложную взаимосвязь исторических представлений, понятий, закономерностей исторического развития и способов работы с историческим материалом. 2. Познание истории начинается с создания определенных образов об исторических фактах, событиях, явлениях. Это закономерно.
Поэтому формирование у школьников исторических знаний в образной и образно-эмоциональной форме должно занимать важное место на уроках истории. Что же такое образ? Образ — это представление об историческом факте, либо мысленная картина исторических событий. Поскольку непосредственно наблюдать за историческим процессом невозможно, учитель должен создать в сознании детей мысленную картину, которая бы максимально приближалась к тому историческому факту, который изучается. В
что важно непросто показать, но и пояснить новый материал, подчеркнуть наиболее важные черты, моменты, составляющие. При отсутствии изобразительной наглядности некоторые учителя прибегают к помощи словесного рисунка . В данном случае можно использовать приемы картинного и аналитического описания 1 , чтение описательных исторических текстов из научной, научно-популярной и художественной литературы.
Используется также условно-графическая наглядность , которая локализирует исторические понятия в пространстве и времени. Здесь в первую очередь речь идет об использовании карт, рисунков (например, меловых либо заранее заготовленных аппликаций).
Например, при необходимости словесно описать природу, географическую среду, в которой происходили изучаемые события, кроме картинного описания важно использовать историческую карту. Иногда, создавая типичные образы, например, каких-либо предметов быта, социальных слоев, учитель может использовать творческую фантазию детей.
Но с одним условием, что она не должна выходить за рамки реального. Таким образом, исторические представления являются «низшей ступенью» исторического знания, однако их отсутствие не позволит учащимся понять сути исторического процесса. Наиболее быстрым способом формирования представлений является использование на уроках наглядности.
3. Невозможно изучать исторические события вне времени и пространства. Локализация во времени выполняет важную роль в изучении истории.
Временная локализация исторических фактов и изучение хронологии в школе позволяет привести в систему все изучаемые исторические факты, систематизировать их, связать между собой и дать характеристику отдельных периодов в процессе исторического развития. Каждая историческая эпоха и период имеют некоторые общие черты и даже не зная подробностей сущности факта, но, зная события того времени, можно восстановить исторический факт.
Обязательная локализация во времени не означает обязательного заучивания всех исторических фактов и дат, включенных в курс истории. В зависимости от значения все исторические даты можно поделить на 4 большие группы : 1) событий всемирного значения или глобальных исторических событий (например, 30—40 тысяч лет назад появился «человек разумный», конец XV — середина XVI в. — начало Великих географических открытий, вторая половина XVIII в. – промышленная революция в Англии, 1939—1945 — вторая мировая война и т.д.), 2) периодизации истории (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшее время), 3) ориентировки в исторических событиях (например, датировка путешествий Колумба помогает понять суть Великих географических открытий), 4) даты частноисторического характера (например, годы жизни исторических деятелей).
Исходя из этого, обязательными для запоминания являются даты первых двух групп. Даты третьей и четвертой групп имеют фактически второстепенное значение и выполняют дополнительную роль. 1 Аналитическое описание отличается от картинного тем, что воссоздает не только целостные образы, но и их существенные детали, показывает взаимодействие их важнейших составных частей. Этим аналитическое описание сближается с приемом объяснения, но не заменяет его, так как передает в основном только внешние признаки предметов и явлений. Прием аналитического описания чаще всего используется при изучении орудий труда, хозяйственных и военных построек, средств передвижения и т.д.
Измерение времени для младших школьников представляет определенные трудности. Обычно учитель пытается соотнести уже известные учащимся даты с их жизнью. Однако таким образом изучение хронологии охватывает лишь небольшой период времени. Поэтому здесь учителю поможет лента времени.
Лента времени – это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. Усвоение можно начать с десятилетия (т. к. это возраст детей). Затем переходим к объяснению столетия (века). Рассказываем, как определить век.
Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: например, 1300 год – XIII век, но если на месте нулей будет любая другая цифра, это означает, что идет следующий век. Например, 1301 год – XIV век. Также определятся век в трехзначных датах. Для большего понимания можно составить таблицу, в которой будут указаны года определенных веков.
Например: IX век – 801–900 гг., X век – 901 –1000 г. и т. д. В рамках формирования представления о времени объясняем деление века на первую и вторую половину, на трети и четверти века, а также объясняем такие понятия как начало и конец века, 10-е, 20-е и т.д. годы. Начальный момент системы летоисчисления, а также сама система летоисчисления называется эрой, например, христианская или новая (наша) эра.
Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет – летоисчислением. Изучая Древний Египет, ученикам необходимо объяснить обратный счет лет в истории. Обратный счет – это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова.
Если прибавить прошедшие с этого времени года, то получается неудобная цифра. Следовательно, счет надо вести не от наших дней, а от какого-то постоянного года. Необходимо отметить, что в разное время люди вели летоисчисление от разных исторических событий. Например, от сотворения мира, олимпийских игр, основания Рима и т.д. Кроме линии времени есть еще ретрограмма.
Вместо того, чтобы начинать с прошлого и двигаться вперед, мы выбираем какую-либо точку и идем назад, т.е. это линия времени наоборот. Чтобы сделать изложение более интересным, можно показывать изменения времени на примере машин, домов и т. д. (т. е. использовать прием сравнения). Пример: Ретрограммы – двадцатый век.
Материалы: карточки с датами или список ключевых дат, которые вы хотите использовать в ретрограмме. Составление ретрограммы: Можно нарисовать ретрограмму на полу или использовать настенный стенд или веревку с бельевыми прищепками. Отметьте сегодняшний день Приготовьте карточки с датами, чтобы разместить их на ретрограмме.
Это могут быть даты рождения учеников, вехи их жизни и жизни их родителей или ключевые события двадцатого века. Отмерьте шагами и отмерьте разные события, начиная с года твоего рождения, даты рождения родителей, дедушек, бабушек. Определите, какие события двадцатого века были ключевыми. Поместите их на ретрограмму. Отметьте ключевые события на ретрограмме. Какие же существуют приемы работы с хронологией ?
В ходе изложения нового материала учитель фиксирует внимание учащихся на наиболее важных исторических фактах. Например, просит их запомнить, предлагает записать в тетрадь, связать дату со столетием, его частью, с ранее усвоенной датой с помощью решения хронологических задач.
Важную роль в формировании и закреплении временных представлений отыгрывает составление и ведение учащимися хронологических таблиц . Для этого в конце ученической тетради отводится 4–6 страниц. Вверху первой из страниц записывается название «Хронологическая таблица». Каждая страница этой таблицы делится в соотношении ¼:¾. В узкой части записывают даты, в широкой — события.
Считается, что ведение хронологических таблиц представляется целесообразным даже если они есть в учебнике. При подготовке к урокам повторения, зачетным урокам, хронологическим диктантам ученикам будет удобнее готовиться с помощью таблиц. В связи с этим учитель должен познакомить учеников с приемами рационального повторения. Есть два способа.
Первый — листом бумаги или тетрадью закрывается дата, а ученик, читая записанное событие, пытается вспомнить дату. Когда все даты таким образом усвоены, можно воспользоваться другим способом. Закрыть названия событий и по датам вспомнить их.
Учитывая тот факт, что в 9-11 классах количество дат увеличивается, некоторые учителя советуют ученикам не вести хронологические таблицы, а записывать даты в конспект. Для удобства их запоминания, целесообразно даты необходимые для запоминания выделять другим цветом, например, красным или выносить их на поля тетради напротив записанного текста.
При работе с датами важно задействовать на уроке доску . Считается, что на каждом уроке на доске должен присутствовать определенный минимум знаний: название темы, ее план, список исторических дат и понятий, имена исторических деятелей с годами их жизни или деятельности, вопросы и задания для учащихся. С точки зрения размещения дат и понятий необходимо даты записывать в левой части доски, а понятия – в правой.
При изучении хронологии в школе учителя должны создавать ситуации, в ходе которых ученики лучше будут понимать происходившие процессы и соотносить события в разных странах. Поэтому на уроках истории целесообразно предлагать ученикам соотнести даты с периодами, логическое запоминание дат, решение хронологических задач, установление синхронных связей между типичными событиями, которые проходили в разных странах, составление логично законченных комплексов, которые помогают проследить развитие какого-нибудь процесса, составление хронологических таблиц, расположение событий по схеме «раньше и после».
Рассмотрим эти приемы на примерах. Пример стандартных хронологических задач : «В 1918 г. была образована независимое польское государство. Через 8 лет в нем произошел государственный переворот. В каком году он произошел?».
Или: «В каком году произошло событие, если это случилось … лет назад?», «На сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?», «Сколько лет продолжалось…?». Существуют нестандартные хронологические задачи . Например, «Александр Македонский родился в 105 год Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?». Можно также решать хронологические уравнения . Например: (год начала Реформации в Германии + год начала Столетней войны + год окончания гуситских
Источник: studfile.net
Принцип построения учебных программ по истории
1. Линейность – главный принцип построения программы, отражающий специфику предмета истории (все события и явления изучаются в хронологической последовательности, фактический материал не повторяется в следующем классе на более сложном уровне.
2. Элементы концентризма в программе прослеживаются в ведущих идеях и понятиях, проходящих через весь курс истории; их обогащение и развитие осуществляется на основе нового фактического материала, изучаемого в каждом классе (к таким понятиям, например, относятся понятия: «государство», «борьба за независимость», «труд», «культура» и т. д.).
Реализуя принцип научности, программа нацеливает учащихся на знакомство с тем, что такое история, что изучает историческая наука, как и из каких источников мы узнаем о жизни людей в прошлом. Связь школьного предмета истории с исторической наукой заключается и в том, что школьники овладевают исторической терминологией, обращаются к историческим документам, учатся анализировать и оценивать изучаемые факты, соблюдая принцип историзма.
4. Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе. Весь исторический материал представлен не только отечественной историей, но и историей региональной (республиканской), а также краеведческой (местной). В пояснительной записке к программе по истории указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика» [5. С. 89].
Источник: pedlib.ru