Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и Г.С. Калиновой. Программа входит в комплект «Начальная школа 21 века».
Принципы построения программы:
– принцип «позитивного педоцентризма»,
– принцип экологизации предмета,
В основе построения программы лежит принцип отбора знаний наиболее важных для детей этого возраста (принцип «позитивного педоцентризма»).
Особенностью программы является включение сведений:
– способствующих познанию ребенком самого себя,
– расширяющих представление о психической природе человека.
Авторы считают, что именно этот принцип предоставляет каждому ребенку возможность удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои таланты и склонности.
Программы курса «Окружающий мир» построены также с учетом принципа экологизации предмета. Принцип экологизации реализуется через формирование у младших школьников умения предвидеть последствия своего воздействия на природу и социальную среду. Изучение программных тем проходит в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, окружающих ребенка.
Построение содержания и системы заданий на основе ФГОС-2О21 и ПРП («Окружающий мир» 3-4 кл.)
Ведущую роль в построении курса играет краеведческий принцип. Данный принцип обязывает учителя при ознакомлении с окружающим миром использовать чувственный опыт детей, накопленный во время прогулок и экскурсий в природное и социальное окружение. При организации обучения детей усиливается роль занятий, проходящих в парке, на пришкольном участке, в учреждениях культуры, музее и т.д. (вне класса). Обязательной структурной единицей таких уроков является игра (предпочтительно, ролевая).
В программах «Окружающий мир» представлены следующие содержательные линии:
- человек как биологическое существо,
- человек и другие люди,
- человек и общество,
- история родной страны.
- окружающий мир многогранен, интересен и постоянно изменяется, поэтому его необходимо познавать,
- богатый опыт предков может пригодиться в жизни – значит его надо уважать и изучать,
- природа ранима, поэтому надо беречь ее красоту и гармонию.
Источник: studfile.net
Содержание и принципы отбора материала по естествознанию в начальной школе
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
1. Педагогическое значение и задачи курса естествознания.
Естествознание — это интегрированный курс, который представляет
собой систему обобщенных знаний о природе.
Основная задача курса — формирование у учащихся начальных классов
широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и
накопления новых фактов и явлений.
Дети младшего школьного возраста воспринимают мир как единое
целое, не разделяя его проявления на биологические, физические,
химические явления.
Интеграция естественнонаучных знаний на первом этапе обучения:
Быстрый курс: экономики за 30 минут
— позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях
природы
— создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения
наук о природе.
В курсе естествознания учащиеся:
— получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях
природы, телах и веществах , об их свойствах и использовании их
человеком.
— знакомятся с особенностями строения человеческого тела и
санитарно-гигиеническими правилами поведения.
Курс естествознания решает большие задачи, направленные на
развитие умственной деятельности ребенка.
В процессе решения обучающих задач естествознание способствует
выработке логического мышления как способа познания окружающего мира,
вооружает знаниями для понимания законов природы.
Развитие логического мышления происходит в несколько этапов:
1. наблюдение фактов, явлений.
2. постановка вопросов для поиска ответа.
3. построение возможных предположений по поводу наблюдаемого.
4. исследование предположений и выбор правильного ответа на основе
опытной проверки, логических рассуждений и умозаключений.
Курс естествознания в начальной школе:
— способствует формированию у учащихся целостного представления об
окружающем мире.
— воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и
бережного отношения.
— развивает познавательный интерес к изучению наук о природе.
— развивает творческое отношение к окружающей действительности.
В процессе изучения курса у учащихся формируются практические
умения и навыки:
— гигиенические
— лабораторно — практические
— экскурсионные
— природоохранные и др.
2. Содержание и принципы отбора материала по естествознанию.
В курсе естествознания начальной школы в настоящее время можно
выделить 2 основных направления:
1-ое направление включает в себя формирование знаний о природе и
окружающем мире. Естествознание — это интегрированный курс, в основу
которого положено диалектическое единство системы «природа — человек —
общество».
Для формирования знаний по 1-му направлению необходимо:
— обобщить имеющиеся у учащихся сведения , полученные до школы.
— сформировать основные природоведческие понятия и представления о
живой и неживой природе , о природных объектах (воде, воздухе, горных
породах, почве; живых организмах) и их свойствах.
— сформировать первоначальные географические представления о карте и
глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на
местности.
— дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе.
— познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на
этой базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной
жизнедеятельности.
2-ое направление связано с экологическим образованием и природоохранным
воспитанием учащихся.
Охрана природы — стержень всего курса естествознания.
У детей:
— формируется гуманное отношение к окружающей среде.
— воспитывается чувство ответственности за ее сохранение.
— вырабатываются определенные нормы поведения в природе.
Все это способствует формированию экологической культуры личности.
При изучении курса в начальной школе учащиеся получают следующие
знания:
— о Земле как планете ,ее положении в Солнечной системе, о движении
Земли и связанных с этим изменениях в природе.
— о сферах Земли , их свойствах и взаимосвязях.
— о телах и веществах, их основных свойствах.
— о явлениях природы.
— о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости
от нее, о явлениях в живой природе.
— о человеке как обитателе планеты , его общности с другими живыми
обитателями, особенностями его организма.
— об экологических связях в природе и противоречиях между природой и
обществом.
— о хозяйственной деятельности человека и рациональном
природопользовании, о его ответственности за жизнь на планете и
сохранение ее богатств.
Проблема содержания образования в ряду других педагогических проблем всегда стояла на первом месте, так как человечеству на всех этапах своего развития приходилось решать, чему учить подрастающее поколение. Объем знаний, который должен быть усвоен за время обучения в школе, ограничен как абсолютно, так и в еще большей степени относительно: современное состояние науки и общества, увеличение объема новой информации по экспоненциальному закону резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе.
В отечественной педагогической науке существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое – в теорию формального и теорию материального содержания образования, которые связаны с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.
Это убеждение разделяли Я.А. Коменский, Г. Спенсер и др. И в настоящее время эта теория находит своих сторонников. Возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией.
Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Они считали, что источником знаний является разум. Поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека.
При отборе содержания образования они руководствовались развивающей ценностью учебных предметов, наиболее существенно представленной в математике и классических языках. Эту теорию разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.
К.Д. Ушинский критиковал обе эти теории и заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, которая поддерживается современными педагогами.
1) система знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, обеспечивающих применение знаний и преобразование действительности;
2) система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера;
3) опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;
4) нормы эмоционально-волевого отношения людей к миру и друг к другу, предполагающие знания о них, навыки в их соблюдении, систему волевой, моральной, эстетической эмоциональной воспитанности.
Достоинство данной И.Я. Лернером характеристики содержания обучения в том, что она вытекает из анализа содержания и состава социального опыта, в ней естественно находят место наравне со знаниями различные исторически сложившиеся типы деятельности, в процессе которых знания добываются, сохраняются, преобразуются и передаются обществом, так же для каждого типа содержания указаны адекватные ему уровни усвоения, которые соотнесены между собой.
Однако можно отметить, что данная позиция не вполне адекватна реальному положению вещей. Предлагаемая модель неполна в функциональном смысле. Например, в ней отсутствуют такие общепризнанные компоненты становления личности, как воспитание (умственное, трудовое, коммуникативное и физическое), а так же развитие. Ничем не оправдано и не отражает фактического положения вещей линейное построение модели, заведомо предназначенной для отражения пересекающихся сложным образом аспектов структуры личности и процесса ее образования. Так же нарушена иерархия одних компонентов и рядоположенность других.
Основным источником формирования содержания естественнонаучного образования является непосредственно естествознание и современный уровень его развития. В естествознании, как и в любой другой науке, выделяют три категории знания:
— собственно предметное знание;
— знание об естественнонаучных методах познания;
Государственный стандарт общего образования определяет те компоненты содержания, без усвоения которых образование выпускника каждой ступени нельзя считать полноценным. Прежде всего, это относится к структуре содержания, которая представлена в стандарте во всей ее полноте.
В каждом курсе полностью реализуется обязательный минимум содержания начального общего образования.
Учебный процесс в образовательном учреждении, в том числе и по естествознанию, подчиняется определенным закономерностям и принципам обучения. В современной дидактике выделен целый ряд таких закономерностей и принципов.
В целом, в ходе анализа литературы можно выделить следующие принципы отбора содержания естественнонаучного образования в начальной школе наиболее существенные для нашего исследования:
2. Принцип систематичности и последовательности, предполагает структурирование и изложение учебного материала в логической последовательности, которая обеспечивает наиболее рациональный путь усвоения знаний учащимися начальных классов.
7. Принцип стартового уровня образования, который определяет минимальный уровень знаний, умений и навыков обучаемого, необходимый для эффективного обучения естествознанию.
1. Естественнонаучное образование в начальной школа наиболее целесообразно строить по принципу интеграции в педагогически целесообразном объединении и трансформации сведений из разных наук. Этот принцип был заложен В. Ф. Зуевым, затем поддержан и обоснован А. Я. Гердом (см. с. 27 настоящего пособия). Вместе с тем имеется опыт преподавания в начальной школе самостоятельных учебных предметов естествознания и географии, например в системе Л. В. Занкова. Однако сравнительного исследования результативности обучения по интегрированным курсам и самостоятельных естествознания и географии не проводилось, поэтому, выдвигая данный принцип, мы опирались на ретроспективные научные исследования и длительную педагогическую практику.
3. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учебный предмет.
5. Тесно связан с принципом практической направленности другой специфический принцип — краеведческий. Начало этому принципу было положено В. Ф. Зуевым. Сущность его заключается в том, в начальной школе ребенок должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для формирования отчетливых представлений о природе и социологии отдаленных территорий Земли.
6. Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа экологической направленности определяется требованиями времени. В самом деле, экологических знаний, экологической культуры требует любая отрасль практической деятельности человека, даже быт. В наше время влияние человека на природу становится все сильнее и заметнее. Одной из сторон этого влияния является исполь-
зование человеком природных ресурсов в своей хозяйственной деятельности. Но природные ресурсы в конечном итоге исчерпаемы. И при длительном и нерациональном использовании они могут иссякнуть. Отсюда понятна угроза существованию жизни на Земле.
В этом плане у человечества достаточно серьезных опасений: ко многим проблемам — политическим, военным, экономическим, энергетическим — добавляется еще одна — экологическая. Поэтому в нашей стране обязанность охранять-природу стала требованием конституции, а экология — необходимым образовательным компонентом всех естественнонаучных учебных дисциплин. Наиболее существенными в экологическом образовании младших школьников являются следующие положения:
— знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных Коммонером в виде законов;
— практические меры по восстановлению нарушенного в природе равновесия;
— правила поведения в природе.
7. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами естественнонаучного образования.
8. Содержание начального естественнонаучного образования должно отвечать общественным целям воспитания и развития подрастающего поколения.
- Полезные ископаемые тульской области 4 класс кратко
- Социальная экономика это кратко
- Сжатое изложение на тему сочувствие
- Задачи загадок в начальной школе
- Этапы формирования действий и понятий в младшем школьном возрасте
Источник: obrazovanie-gid.ru
Принципы отбора содержания и подходы к построению учебных дисциплин «Окружающего мира»
1. Принципы отбора содержания и подходы к построению учебных дисциплин «Окружающего мира»
2. 1. Методика обучения естествознанию как педагогическая наука
3. Методика обучения естествознания
4. Основными признаками науки являются цель, объект, предмет и задачи ее изучения, методы познания.
Цель — подготовка будущего учителя к преподаванию
учебных дисциплин в рамках образовательного компонента
«Естествознание» («Окружающий мир»), а именно,
формирование теоретических знаний из области методики
преподавания естествознания, становление
профессиональных умений и навыков, необходимых для
преподавания данной дисциплины в школе, развитие
творческого потенциала студентов.
Объектом методики преподавания естествознания является
процесс ознакомления младших школьников с окружающим
миром и его научным отражением, а также воспитание и
развитие детей в процессе обучения.
Предмет ее рассмотрения: закономерности содержания,
методы, формы, средства преподавания и изучения
естествознания в начальной школе.
4
5. Структурные компоненты процесса обучения естествознанию
Содержание
Средства
Цель
Формы
Методы
5
6. Основные задачи и проблемы методики обучения естествознанию как науки
Определение целей и задач, стоящих перед
учителем при обучении учащихся
естествознанию. Зачем учить?
Определение содержания школьного
предмета естествознание в соответствии с
поставленными целями. Чему учить?
Разработка адекватных содержанию методов
и форм обучения. Как учить?
Определение оптимального набора средств,
необходимых для успешного усвоения
содержания, при выбранных методах
обучения. С помощью чего учить?
6
7. 1. Принцип интеграции. Уровни интеграции
8. Александр Яковлевич Герд
9. По стандарту 1992 г. (приказы № 1252, 1235 от 1998 г.), «Природоведение» переименовано в «Естествознание»
Естествознание
Окружающий
мир
Обществознание
9
10. 2. Экология и экологический подход в изучении окружающего мира
11. Экология
12. Суть экологического подхода
13.
14. 3. География и географический подход в изучении окружающего мира
15.
16.
17. 4. Сходство и различие географического и экологического подходов
18. ЛЕС
19. 5. История и исторический подход в изучении окружающего мира
20. Таким образом,
интегративный характер учебного
предмета «Окружающий мир»
основывается на применении в процессе
его изучения нескольких подходов:
экологического, географического
(ландшафтного) и исторического.
20
21.
Содержание курса «Окружающий мир»
согласно Закону РФ «Об образовании» может
быть реализовано в более чем 11
альтернативных программах, в том числе А.
А. Вахрушева, З.А.Клепининой, А. А.
Плешакова и др.
Таким образом, отказ от узко предметного
преподавания обусловил отход от
тематической подачи содержания
образования в виде конкретных тем к
блочному рассмотрению в виде базовых
понятий. При этом реализация учебных
блоков осуществляется по-разному, в
зависимости от выбранной учителем
авторской программы.
21
22. Образовательная функция курса «Окружающий мир»
предусматривает формирование у детей знаний,
умений и навыков.
В процессе изучения окружающего мира
первоначально разрозненные знания об
объектах и явлениях природы интегрируются в
единую систему, носящую как бытовой, так и
научный характер, создавая предпосылки к
становлению единой картины мира —
интегрального образа природы, синтезирующего
знания о ней, которые на элементарном уровне
складываются в философские категории
(представления о материи, движении,
пространстве, времени, взаимосвязях).
22
23. Изучение предмета «Окружающий мир» предусматривает решение следующих образовательных задач:
1) систематизацию имеющихся у детей
разнообразных сведений о природе и обществе,
полученных до школы, что предполагает наличие
у учителя умения выявить этот начальный
уровень и корректировать его, используя для
дальнейшего развития;
2) формирование новых знаний о природе,
человеке и обществе, их взаимодействии;
3) знакомство с методологией (элементами)
научного познания мира: переход от
эмпирического метода проб и ошибок, известного
детям еще до школы, к целенаправленному
наблюдению, измерениям снежного покрова,
определению веса предметов, работе с
приборами, опытам, эксперименту.
23
24. Развивающие задачи
Развитие — процесс и одновременно
результат количественных и
качественных изменений в организме
ребенка, имеющий специфичные
физическую, социальную,
психологическую стороны.
Изучение предмета «Окружающий мир»
предполагает развитие мышления,
познавательных процессов,
любознательности, наблюдательности,
творческого отношения к окружающей
действительности.
24
25. Воспитательная функция предмета «Окружающий мир»
непосредственно связана со всесторонним и
гармоничным развитием личности младшего
школьника и предполагает:
1) формирование основ мировоззрения, ознакомления
ребенка с разными точками зрения;
2) развитие самостоятельности;
3) социализацию — приобщение ребенка к жизни в
обществе, что предполагает сообщение сведений о
правилах поведения среди людей, формирование
навыков правильного поведения.
Различают умственное, нравственное, экологическое,
эстетическое, трудовое, санитарно-гигиеническое
воспитание. При этом каждый вид воспитательного
воздействия накладывает свой отпечаток на процесс
обучения.
25
Источник: ppt-online.org