Принцип построения программы по русскому языку в начальных классах

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.).

Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.

Шевченко Г.В.Методика преподавания русского языка в начальной школе. Современный урок русского языка

Зачем учить? Цели обучения (цели, которые ставит сам ученик).

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.

Методические основы: философская теория познания (гнесеология), диалектический материализм, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения.

Основные разделы методики:

Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа — это его оружие в борьбе за освобождение, за политическое сознание, за культуру. Общепризнанны огромные успехи методики обучения грамоте в СССР.

«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.

Лекция 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков — когда нет еще достаточной грамматической основы.

«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Читайте также:
Программы похожие на ace stream media

Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи.

Связь с другими науками: лингвистика, психология, педагогика (принципы).

Источник: studfile.net

Современные принципы обучения младших школьников русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Современные принципы обучения младших школьников русскому языку.

Одним из основополагающих общедидактических принципов является принцип научности . Одним из средств реализации этого принципа является историзм в изложении материала (использование исторических справок и комментариев, этимологического анализа).

Принцип научности дополняется принципом доступности и посильности сообщаемых знаний, отрабатываемых умений и навыков. С целью обеспечения доступности учебного материала по русскому языку его следует отбирать на основе следующих критериев: связь с жизнью детей; обязательная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Принцип преемственности. Этот принцип выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального отношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения и внутри их; осуществление опоры на предыдущие знания, обеспечение их дальнейшего развития и подготовка учащихся к требованиям содержания, форм и методов обучения в будущем, осуществление посильных, оптимальных требований к учащимся и поступательно-восходящего характера развертывания учебного процесса по его организации, содержанию и методам работы с целью обеспечения высокой эффективности обучения.

Принцип последовательности и систематичности . Этот принцип основан на поэтапном приобретении знаний и формировании навыков и умений, что тесно взаимосвязано с этапами развития языковой личности. Системность в изложении научных знаний в первую очередь обеспечивается программой.

Суть принципа сознательности и активности заключается в том, что процесс обучения школьников должен обеспечить им полное понимание материала, сознательное отношение к учению, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, поэтому принцип сознательности всегда рассматривается в совокупности с принципом активности.

Важное место при организации обучения занимает принцип прочности. Данный принцип выражается в том, что вводимые в память школьников понятия, определения, рекомендации, регламентирующие написания различных орфограмм, должны в ней удерживаться, сохраняться, чтобы учащиеся могли извлечь из нее нужные единицы языка, когда у них возникает необходимость в их применении. Прочность усвоения знаний и практических навыков обеспечивается ярким преподнесением языкового учебного материала при ознакомлении с ним младших школьников. В этом случае у них создаются живые образы, устанавливаются соответствующие ассоциации, когда в момент ознакомления затронуты либо чувства (эмоциональное воздействие на учащихся), либо мышление (необходимость таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и т.д.).

Принцип индивидуального подхода предполагает всесторонний учет способностей, мотивов, интересов, предпочтений учащихся. Педагогическое воздействие на учеников принесет ожидаемые результаты только в том случае, если оно опирается на реальный уровень его психофизиологических возможностей.

Помимо общедидактических принципов, методика преподавания русского языка как самостоятельная наука разрабатывает и внедряет в процесс преподавания частнометодические принципы , вытекающие из закономерностей овладения языком и речью.

Читайте также:
Программа для расчета аэродинамики модели

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в начальной школе является принцип коммуникативной направленности , который предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К таковым относятся ответы на вопросы, составление сообщений, пересказ, обмен мнениями по поводу выполняемой работы, ролевые игры и др.

Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления. Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной деятельности.

Не менее значимым для обучения младших школьников русскому языку является принцип повышения языковой и речевой мотивации. Использование дополнительных приемов усиливает интерес учащихся к языковому материалу, побуждает их к более объемным и продуктивным высказываниям. Развитие активной языковой и речевой деятельности невозможно без системы различных стимулов, которые обеспечивают создание соответствующих мотивов обучения.

Тесно связан с предыдущими принцип формирования чувства языка и опоры на него. Чувством языка, или языковым чутьем, называют неосознанное, приобретенное просто памятью в процессе подражания знание нормы, традиции употребления. Интуитивное усвоение законов языка проявляется на всех его уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом и стилистическом.

Совокупность методических принципов, неукоснительная реализация их в процессе обучения родному языку, их взаимодействие с общедидактическими принципами способствуют повышению потенциала уроков русского языка, более успешной реализации целей обучения

Источник: nsportal.ru

Преподавание русского языка в начальных классах

Специфика преподавания русского языка в начальных классах

Обучение русскому языку в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную:

  1. Возрастом учеников и особенностями их мыслительной деятельности. Поскольку у младших школьников недостаточно сформировано абстрактное мышление, они не могут усвоить отвлеченные грамматические категории и уловить сложные закономерности в построении синтаксических конструкций.
  2. Отсутствием первоначальной языковой подготовки. Задача языкового образования сводится к тому, чтобы заложить основы знаний и умений для дальнейшего изучения языка и его закономерностей.
  3. Необходимостью не только изучать системно-структурное строение языка, но и сформировать навыки письма и чтения.
  4. Становлением новой формы речи — письменной, которая станет ведущей на протяжении школьного обучения.
  5. Основополагающей ролью русского языка как универсального средства познания. Поскольку преподавание осуществляется на русском языке, от его успешного усвоения зависят учебные достижения по другим предметам.

Обучение русскому языку в начальных классах преследует следующие цели и задачи:

  1. Научить школьника читать и писать, а также автоматизировать данные навыки.
  2. Обогатить его активный словарь, развить и расширить грамматический строй речи за счёт разнообразия синтаксических конструкций.
  3. Сформировать первоначальные представления о культуре речи в области произношения и словоупотребления, познакомить с языковой нормой и добиваться её соблюдения в речи.
  4. Развить орфографическую зоркость, сформировать необходимые орфографические умения, позволяющие ученикам овладеть навыками правописания и пользования орфографическим словарём.
  5. Привить любовь к систематическому чтению.

Принципы, на которых базируется обучение русскому языку в начальной школе, также отличаются спецификой:

  • Опора на устную речь учеников как первичную форму реализации языка.
  • Преобладание наглядно-действенных приёмов обучения над теоретическими.
  • Большая роль наглядности, в том числе иллюстративной.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Ориентация на звукобуквенный принцип обучения письму и чтению.
  • Применение игровых и здоровьесберегающих техник.

«Преподавание русского языка в начальных классах»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Читайте также:
Инструкция и программа по электробезопасности

Овладение русским языком в начальной школе представляет собой ступенчатый процесс, который включает два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе определяется готовность учеников к овладению грамотой, а также создаются необходимые предпосылки для успешного обучения: ученики знакомятся с основной коммуникативной единицей (предложением), уясняют разницу между устной и письменной речью, в процессе наблюдения над речевым потоком учатся вычленять звуки и характеризовать их.

Основной этап включает знакомство с буквами, развитие навыков их написания, овладение чтением и последующее изучение основ русского языка: первоначальных сведений о лексико-грамматических классах, орфографических правил, базовых понятий культуры речи.

Содержание обучения русскому языку в начальной школе

Содержание обучения русскому языку предполагает ответ на вопрос «Чему учить?» и связано с отбором дидактических единиц, их расположением и определением конкретных методов и приёмов их преподнесения.

Содержание обучения русскому языку в начальной школе предполагает:

  1. Подготовку к обучению грамоте. На данном этапе устанавливается наличие необходимых условий, обеспечивающих дальнейшее эффективное продвижение: нормально развитый слух, отсутствие речевых и фонематических дефектов, достаточный уровень знаний и мире и сформированный по возрасту словарь, умение вычленять звуки в речи, определять их место и характеристики, свободное пользование системой флексий языка в устной речи, умение поддержать беседу, составить небольшой рассказ или описание по картинке / иллюстрации.
  2. Сам процесс обучения грамоте включает добукварную подготовку, освоение букваря и овладение чтением. Основной принцип отечественной методики — аналитико-синтетический с опорой на звуковую сторону речи, то есть ученики овладевают сначала минимальными единицами речи (фонемами), учатся соотносить их с графемами, а затем переходят к целостному восприятию слов как определённых звуковых комплексов.
  3. Овладев умениями и навыками чтения и письма, ученики переходят к изучению грамматики языка. Первоначальные грамматические сведения носят практический характер: дети учатся делить слово на составные части, попутно знакомясь с его строением; узнают о общих грамматических значениях слов (предметность, свойство и действие), их роли в предложении; узнают о нормах орфографии и пунктуации (правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных, словарных слов, знаки завершения в конце синтаксических конструкций и разделения — внутри них).
  4. Попутно с изучением грамматики происходит усвоение норм культуры речи в аспекте требований к её качеству и обучение связной речи. Ученики знакомятся с композицией текста, учатся логично и грамотно излагать свои мысли, применяя на практике изученные языковые сведения. Большую роль в этом процессе играет чтение, поскольку оно знакомит учеников с образцовыми речевыми высказываниями, способствуют развитию языкового чутья, чувства стиля и художественного вкуса.

Важным моментом в обучении языку в начальной школе является систематическое повторение и обобщение изученного. Важно, чтобы языковые факты не существовали для детей разрозненно, но складывались в общую систему сведений о языке. Для этого необходимо постоянно актуализировать связи между изучаемыми явлениями. Так, при изучении грамматической темы «Склонение существительных» необходимо актуализировать сведения о родовой принадлежности слов, системе падежей, а также обратить внимание учеников на особенности окончаний и указать, что в дальнейшем данная тема будет изучаться более подробно.

Замечание 1

Преподавание русского языка в начальных классах должно вестись на строго научных принципах и с учётом современных методических подходов, что обеспечит формирование необходимых лингвистических и речевых компетенций для дальнейшего языкового образования.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru