Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.
Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.).
Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.
Шевченко Г.В.Методика преподавания русского языка в начальной школе. Современный урок русского языка
Зачем учить? Цели обучения (цели, которые ставит сам ученик).
Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.
Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.
Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.
Методические основы: философская теория познания (гнесеология), диалектический материализм, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.
Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения.
Основные разделы методики:
Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа — это его оружие в борьбе за освобождение, за политическое сознание, за культуру. Общепризнанны огромные успехи методики обучения грамоте в СССР.
«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.
Лекция 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков — когда нет еще достаточной грамматической основы.
«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.
Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи.
Связь с другими науками: лингвистика, психология, педагогика (принципы).
Источник: studfile.net
Современные принципы обучения младших школьников русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Современные принципы обучения младших школьников русскому языку.
Одним из основополагающих общедидактических принципов является принцип научности . Одним из средств реализации этого принципа является историзм в изложении материала (использование исторических справок и комментариев, этимологического анализа).
Принцип научности дополняется принципом доступности и посильности сообщаемых знаний, отрабатываемых умений и навыков. С целью обеспечения доступности учебного материала по русскому языку его следует отбирать на основе следующих критериев: связь с жизнью детей; обязательная подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Принцип преемственности. Этот принцип выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального отношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения и внутри их; осуществление опоры на предыдущие знания, обеспечение их дальнейшего развития и подготовка учащихся к требованиям содержания, форм и методов обучения в будущем, осуществление посильных, оптимальных требований к учащимся и поступательно-восходящего характера развертывания учебного процесса по его организации, содержанию и методам работы с целью обеспечения высокой эффективности обучения.
Принцип последовательности и систематичности . Этот принцип основан на поэтапном приобретении знаний и формировании навыков и умений, что тесно взаимосвязано с этапами развития языковой личности. Системность в изложении научных знаний в первую очередь обеспечивается программой.
Суть принципа сознательности и активности заключается в том, что процесс обучения школьников должен обеспечить им полное понимание материала, сознательное отношение к учению, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, поэтому принцип сознательности всегда рассматривается в совокупности с принципом активности.
Важное место при организации обучения занимает принцип прочности. Данный принцип выражается в том, что вводимые в память школьников понятия, определения, рекомендации, регламентирующие написания различных орфограмм, должны в ней удерживаться, сохраняться, чтобы учащиеся могли извлечь из нее нужные единицы языка, когда у них возникает необходимость в их применении. Прочность усвоения знаний и практических навыков обеспечивается ярким преподнесением языкового учебного материала при ознакомлении с ним младших школьников. В этом случае у них создаются живые образы, устанавливаются соответствующие ассоциации, когда в момент ознакомления затронуты либо чувства (эмоциональное воздействие на учащихся), либо мышление (необходимость таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и т.д.).
Принцип индивидуального подхода предполагает всесторонний учет способностей, мотивов, интересов, предпочтений учащихся. Педагогическое воздействие на учеников принесет ожидаемые результаты только в том случае, если оно опирается на реальный уровень его психофизиологических возможностей.
Помимо общедидактических принципов, методика преподавания русского языка как самостоятельная наука разрабатывает и внедряет в процесс преподавания частнометодические принципы , вытекающие из закономерностей овладения языком и речью.
Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в начальной школе является принцип коммуникативной направленности , который предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К таковым относятся ответы на вопросы, составление сообщений, пересказ, обмен мнениями по поводу выполняемой работы, ролевые игры и др.
Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления. Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной деятельности.
Не менее значимым для обучения младших школьников русскому языку является принцип повышения языковой и речевой мотивации. Использование дополнительных приемов усиливает интерес учащихся к языковому материалу, побуждает их к более объемным и продуктивным высказываниям. Развитие активной языковой и речевой деятельности невозможно без системы различных стимулов, которые обеспечивают создание соответствующих мотивов обучения.
Тесно связан с предыдущими принцип формирования чувства языка и опоры на него. Чувством языка, или языковым чутьем, называют неосознанное, приобретенное просто памятью в процессе подражания знание нормы, традиции употребления. Интуитивное усвоение законов языка проявляется на всех его уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом и стилистическом.
Совокупность методических принципов, неукоснительная реализация их в процессе обучения родному языку, их взаимодействие с общедидактическими принципами способствуют повышению потенциала уроков русского языка, более успешной реализации целей обучения
Источник: nsportal.ru
Преподавание русского языка в начальных классах
Специфика преподавания русского языка в начальных классах
Обучение русскому языку в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную:
- Возрастом учеников и особенностями их мыслительной деятельности. Поскольку у младших школьников недостаточно сформировано абстрактное мышление, они не могут усвоить отвлеченные грамматические категории и уловить сложные закономерности в построении синтаксических конструкций.
- Отсутствием первоначальной языковой подготовки. Задача языкового образования сводится к тому, чтобы заложить основы знаний и умений для дальнейшего изучения языка и его закономерностей.
- Необходимостью не только изучать системно-структурное строение языка, но и сформировать навыки письма и чтения.
- Становлением новой формы речи — письменной, которая станет ведущей на протяжении школьного обучения.
- Основополагающей ролью русского языка как универсального средства познания. Поскольку преподавание осуществляется на русском языке, от его успешного усвоения зависят учебные достижения по другим предметам.
Обучение русскому языку в начальных классах преследует следующие цели и задачи:
- Научить школьника читать и писать, а также автоматизировать данные навыки.
- Обогатить его активный словарь, развить и расширить грамматический строй речи за счёт разнообразия синтаксических конструкций.
- Сформировать первоначальные представления о культуре речи в области произношения и словоупотребления, познакомить с языковой нормой и добиваться её соблюдения в речи.
- Развить орфографическую зоркость, сформировать необходимые орфографические умения, позволяющие ученикам овладеть навыками правописания и пользования орфографическим словарём.
- Привить любовь к систематическому чтению.
Принципы, на которых базируется обучение русскому языку в начальной школе, также отличаются спецификой:
- Опора на устную речь учеников как первичную форму реализации языка.
- Преобладание наглядно-действенных приёмов обучения над теоретическими.
- Большая роль наглядности, в том числе иллюстративной.
- Развитие фонематического слуха.
- Ориентация на звукобуквенный принцип обучения письму и чтению.
- Применение игровых и здоровьесберегающих техник.
«Преподавание русского языка в начальных классах»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Овладение русским языком в начальной школе представляет собой ступенчатый процесс, который включает два этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе определяется готовность учеников к овладению грамотой, а также создаются необходимые предпосылки для успешного обучения: ученики знакомятся с основной коммуникативной единицей (предложением), уясняют разницу между устной и письменной речью, в процессе наблюдения над речевым потоком учатся вычленять звуки и характеризовать их.
Основной этап включает знакомство с буквами, развитие навыков их написания, овладение чтением и последующее изучение основ русского языка: первоначальных сведений о лексико-грамматических классах, орфографических правил, базовых понятий культуры речи.
Содержание обучения русскому языку в начальной школе
Содержание обучения русскому языку предполагает ответ на вопрос «Чему учить?» и связано с отбором дидактических единиц, их расположением и определением конкретных методов и приёмов их преподнесения.
Содержание обучения русскому языку в начальной школе предполагает:
- Подготовку к обучению грамоте. На данном этапе устанавливается наличие необходимых условий, обеспечивающих дальнейшее эффективное продвижение: нормально развитый слух, отсутствие речевых и фонематических дефектов, достаточный уровень знаний и мире и сформированный по возрасту словарь, умение вычленять звуки в речи, определять их место и характеристики, свободное пользование системой флексий языка в устной речи, умение поддержать беседу, составить небольшой рассказ или описание по картинке / иллюстрации.
- Сам процесс обучения грамоте включает добукварную подготовку, освоение букваря и овладение чтением. Основной принцип отечественной методики — аналитико-синтетический с опорой на звуковую сторону речи, то есть ученики овладевают сначала минимальными единицами речи (фонемами), учатся соотносить их с графемами, а затем переходят к целостному восприятию слов как определённых звуковых комплексов.
- Овладев умениями и навыками чтения и письма, ученики переходят к изучению грамматики языка. Первоначальные грамматические сведения носят практический характер: дети учатся делить слово на составные части, попутно знакомясь с его строением; узнают о общих грамматических значениях слов (предметность, свойство и действие), их роли в предложении; узнают о нормах орфографии и пунктуации (правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных, словарных слов, знаки завершения в конце синтаксических конструкций и разделения — внутри них).
- Попутно с изучением грамматики происходит усвоение норм культуры речи в аспекте требований к её качеству и обучение связной речи. Ученики знакомятся с композицией текста, учатся логично и грамотно излагать свои мысли, применяя на практике изученные языковые сведения. Большую роль в этом процессе играет чтение, поскольку оно знакомит учеников с образцовыми речевыми высказываниями, способствуют развитию языкового чутья, чувства стиля и художественного вкуса.
Важным моментом в обучении языку в начальной школе является систематическое повторение и обобщение изученного. Важно, чтобы языковые факты не существовали для детей разрозненно, но складывались в общую систему сведений о языке. Для этого необходимо постоянно актуализировать связи между изучаемыми явлениями. Так, при изучении грамматической темы «Склонение существительных» необходимо актуализировать сведения о родовой принадлежности слов, системе падежей, а также обратить внимание учеников на особенности окончаний и указать, что в дальнейшем данная тема будет изучаться более подробно.
Замечание 1
Преподавание русского языка в начальных классах должно вестись на строго научных принципах и с учётом современных методических подходов, что обеспечит формирование необходимых лингвистических и речевых компетенций для дальнейшего языкового образования.
Источник: spravochnick.ru