3. Обзор основных школьных программ по русскому языку.
1. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академический проект, 2006.
2. Стандарт основного общего образования по русскому языку. – Первое сентября. Рус. яз. – 2004.- №9.
3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы. – М., 2006.
1. Цели обучения – это одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план.
Цели обучения определяются следующими факторами: 1) социальным заказом общества; 2) уровнем развития лингвистической науки; 3) уровнем развития педагогики, психологии, психолингвистики; 4) уровнем развития дидактики и методики преподавания русского языка.
Кардинальные изменения целей, определяемых социальным заказом на современном этапе, состоят в том, что на первый план вместо традиционных целей усвоения предметных знаний и умений выходят цели воспитания и развития личности детей на основе установок, свойственных предмету «русский язык» и учебной деятельности школьников.
Теория учебника по русскому языку: принципы построения. Упражнения и задачи по русскому языку
Современному школьному курсу русского языка свойственна познавательно-практическая направленность, поэтому следует говорить о познавательных целях обучения русскому языку (знаниях о языке, речи и речевой норме) и о практических целях (формировании языковых, речевых и нормативных умений и навыков).
Профессор М.Т. Баранов считает возможным выделить три основные цели обучения русскому языку познавательного характера и три цели практического характера.
Познавательные цели обучения русскому языку:
— формирование у школьников лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция);
— овладение детьми основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
— эстетическое воспитание школьников средствами русского языка, знание традиционной культуры воспитания.
Практические цели обучения русскому языку:
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
— овладение нормами литературного русского языка;
— развитию связной речи учащихся (коммуникативная компетенция).
Цели обучения русскому языку на современном этапе отражены в Стандарте основного общего образования по русскому языку (2004 г.).
Достижение указанных целей обеспечивается овладением всеми видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Указанные виды компетенций не только названы в Стандарте как целевые установки, но и отражены как основные составляющие содержания обучения русскому языку.
Итак, знание целей обучения русскому языку, реализация их в процессе преподавания являются средствами раскрытия нравственных сил учащихся, привития им гуманистического образования.
2. Содержание обучения как одна из основных категорий обучения русского языка дает ответ на вопрос «чему учить». Содержание обучения зафиксировано в программе.
Построение современного урока
Объяснительная записка отражает потребности времени и подвержена наибольшим изменениям.
Собственно программа – это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей по классам. Для каждого класса перечислены сведения о языковых явлениях, включенных в программу для данного класса (под пунктом 1) и требований к работе по культуре речи (пункт 2).
— тем по теории языка;
— орфографических и пунктуационных правил;
— материала, направленного на развитие связной речи учащихся.
В основу структуры программы могут быть положены следующие способы изучения материала: линейный (раздел изучается 1 раз); ступенчатый (раздел изучается в несколько этапов); концентрический (разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса).
Учитывая возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого учебного материала, в практике обучения принято линейно-ступенчатое расположение материала.
3. Одна из первых научно обоснованных программ по русскому языку была составлена Ф.И. Буслаевым и А.Д. Галаховым (1852 г.).
Для преподавания в среднем звене (5-9 классы) общеобразовательных учебных заведений на сегодняшний день в качестве основных утверждены три основных программы.
Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.
Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5–9 классов:
1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков);
2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;
3) программы по русскому языку для 5–9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.
Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.
Программы компенсирующего обучения по русскому языку для 5–9 классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.
Программа, составленная Т.А. Ладыженской, М.Т.Барановым и др., построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Материал представлен следующим образом: в 5, 6, 7 кл. изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся в 5 кл., основной курс синтаксиса изучается в 8-9 кл. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся.
В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Специально выделены часы (пятая часть всего учебного времени) на развитие связной речи. Изучение данной программы рассчитано: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – по 170 ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9 кл. – на 68ч (всего 714 ч).
Программа под редакцией В.В.Бабайцевой и др. включает две рублики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе. В основе программы и комплкеса в целом – концентрический принцип подачи материала, однако программой выделяется вводный курс (обощающий и пропедевтический) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 5 кл. полностью изучаются разделы «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология», «Морфемика» и начинается основной курс морфологии с существительного.
В 6 -7 кл. продолжается изучение морфологии, в 8-9 кл. изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Следует отметить, что данная программа имеет большую практическую орфографико-пунктуационную направленность по сравнению с программой Т.А. Ладыженской и др., что находит отражение, например, в содержании раздела морфемики. Теоретический материал в программе В.В. Бабайцевой и др. представлен в большем объеме.
Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).
В программе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта усилена речевая направленность курса русского языка, расширена (по сравнению с ранее рассмотренными программами) понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап и основной этап, реализующий программный материал по логике его развития. Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).
Как видим, рассмотренные программы составлены на основе Примерной программы по русскому языку, обеспечивают вариативность и свободу выбора в образовании для учителя, учащихся и их родителей.
Источник: studfile.net
Русский язык как учебный предмет в начальной школе
Русский язык является обязательным для изучения в школе, в частности, в начальных классах. Это определяется его основными функциями:
• язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, средством общения и средством выражения чувств, настроений;
• умения говорить, читать и писать на родном языке являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся;
• язык служит важным средством воспитания.
Одна из важнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.
Принципы построения учебной программы по русскому языку:
• Системно-описательный (при отборе содержания обучения обеспечивает усвоение учащимися системы русского языка и способов применения знаний этой системы на практике);
• Коммуникативно-речевой (ориентация на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию говорению, чтению, письму) с тем, чтобы сформировать у учащихся способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения);
• Принцип культуросообразности (определяет направление содержания языкового образования на усвоение и присвоение учащимися культурных, духовных, нравственных ценностей русского народа, закрепленных в языке).
Виды программ:
Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины и определяет обязательную часть учебного курса, предмета, дисциплины, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Авторская программа – это документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа конкретизирует ФГОС с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
Методы обучения русскому языку.
Проблема классификации методов обучения до сих пор является актуальной. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
I. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
II. С начала 30-х годов XX века и по настоящее время самой распространенной считается классификация методов по источнику получения знаний, и в применении к русскому языку она представлена следующим образом:
• словесные методы – источником знания является устное или печатное слово;
• практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия;
• наглядные методы – источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия (показ плакатов, схем, фильмов, демонстрация опытов и т.д.).
Классификацию по источнику получения знаний неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главный недостаток этой классификации в том, что она не отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.
III. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся:
• Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) – метод, состоящий в предъявлении готовой информации учителем и усвоении ее в виде учащимися.
• Репродуктивный – метод, предполагающий организацию воспроизведения способов деятельности, о которых учитель сообщил ранее и образец выполнения которых показал (решение типовых задач, упражнений, пересказы текстов по заданию учителя).
• Метод проблемного изложения – метод, предполагающий постановку проблемы учителем; учитель сам решает эту проблему, но непременно демонстрирует противоречивые пути самого процесса познания, иллюстрируя культуру мышления в ходе решения проблемы.
• Частично-поисковый (эвристический) метод – метод, предполагающий первоначальное овладение учащимися отдельными элементами поисковой деятельности (например, учитель ставит проблему, ученики выдвигают только гипотезу, либо учитель излагает факты, а учащиеся делают выводы).
• Исследовательский – метод, предполагающий организацию учителем поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач.
Источник: ped-kopilka.ru
Русский язык как предмет изучения и обучения ему. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение системы языка, языковой теории, сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальной ступенью изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте».
В пояснительной записке к примерным программам по русскому языку указываются следующие цели и задачи его изучения:
Цели:
1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.
2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением, формировании таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю.
В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.
Задачи изучения курса « Русский язык»:
1) освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка;
2) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Обучение русскому языку в начальной школе ведется по трем основным содержательным линиям. Во-первых, осуществляется целенаправленная работа по развитию речи детей: совершенствуются их произносительные навыки, обогащается и уточняется словарный запас, развивается умение правильно строить предложение, формируются навыки, необходимые для восприятия и создания связного высказывания, осваиваются правила речевого поведения в определенных ситуациях общения. Во-вторых, проводится работа по формированию и совершенствованию навыков чтения и письма, без которых невозможно овладение письменной речью: младшие школьники должны научиться правильно, достаточно быстро и осознанно читать, а также разборчиво и грамотно писать.
Развитие речи школьников, и обучение их грамотному письму требуют определенной базы лингвистических знаний и умений, поэтому третьим важнейшим направлением работы является ознакомление учащихся с основами знаний о системе языка. Учащиеся начальной школы изучают фонетику, лексику, морфемный состав слова, морфологию, синтаксис на доступном им уровне, овладевают умением распознавать языковые единицы разных уровней и характеризовать их (звук, морфему, слово, словосочетание, предложение).
Важно, обучая школьников русскому языку и проводя работу по всем указанным направлениям, создавать условия для формирования у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, понимания его роли в жизни общества и каждого человека, осознания необходимости сохранять его чистоту и богатство, для развития интереса к русскому языку и желания познавать его в целях совершенствования своей речи.
В государственном образовательном стандарте начального общего образования определены следующие требования к изучению русского языка:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания;
— понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка ДНР, языка межнационального общения;
— сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
— овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основными принципами построения программ по русскому языку являются:
— функционально-семантический (единицы языка: слово, предложение, текст – рассматриваются с точки зрения их значения и функционирования в речи, общении);
— системно-концентрический (на каждом году обучения в содержании курса представлены все уровни языковой системы во взаимосвязи, знания школьников об этих подсистемах языка постепенно расширяются и углубляются).
Литература
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. / Ред. А. М. Кондаков. – Ч. 1. – М., 2011.
2. Рамзаева Т. Г. Лингвометодические принципы авторских учебников «Русский язык» для современной начальной школы // Нач. школа. – 2006. – № 5.
3. Рамзаева Т. Г. Современное начальное языковое образование как полифункциональная развивающая система (1-4 классы) // Развивающее языковое образование в современной начальной школе / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб., 2009. – С.3-17.
4. Саломатина Л. С. Методические подходы к работе с текстом на занятиях родным языком // Нач. школа. – 2010. – № 1.
5. Юртаев С. В. Содержание языкового образования и речевого развития учащихся // Нач. школа. – 2009. – № 10.
ЛЕКЦИЯ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
ПЛАН
1. Из истории обучения грамоте. Обучение грамоте в Древней Руси.
2. Методы обучения грамоте, их особенности и классификация.
3. Современный звуковой аналитико-синтетический метод как основной метод обучения грамоте. Особенности метода.
Из истории обучения грамоте.Обучение грамоте в жизни человечества возникло еще в доисторический период сразу же после появления первых видов письма, точнее, графических способов изображения каких-либо сообщений. Еще в эпоху родового строя у людей появилась потребность в речевом общении на расстоянии с закреплением его во времени.
Для этого люди придумывали разные способы: записывали свои речевые сообщения, например, посредством связок из раковин разной величины и цвета, комбинировали узлы и сплетения из шнуров; делали зарубки и насечки на камне, на деревянных дощечках и палках, использовали графические начертания в виде рисунков, иероглифов, клинообразных знаков и, наконец, букв. Наиболее совершенными, удобными и экономными в передаче речевых сообщений оказались буквенные знаки. Они легче запоминались и были более приспособлены как для записи, так и для чтения, расшифровки записанного.
Впервые буквенные знаки письма появились в странах Среднего Востока и Средиземноморья, народы которых пользовались языками семитской языковой группы (Сирия, Аравия, Финикия, Кипр, Сардиния, Сицилия, Карфаген). Через финикийцев, которые активнее других занимались мореходством и торговлей и поэтому чаще и больше других общались с разными народами, алфавитное звукобуквенное письмо стало известно грекам. Знакомство греков с буквенно-звуковым письмом расширилось посредством носителей арамейского языка (евреи, арабы), с которым пришли в другие страны многие древнебиблейские тексты, записанные буквенно-звуковыми знаками. Греки усвоили не только идею буквенно-звукового письма, но и внесли в него немало усовершенствований — ввели для обозначения гласных звуков специальные буквы (в семитском письме они отсутствовали), придумали буквы для обозначения звуков, специфических для греческого языка.
Буквенно-звуковое алфавитное письмо от греков узнали римляне, славяне и другие европейские народы. Каждый из них, не меняя греческой алфавитной и отчасти графической основы букв, приспосабливал буквенно-звуковые обозначения к особенностям своих языков.
Обучение грамоте в Древней Руси.Существует предположение, что еще до принятия христианства славяне имели собственную письменность, которая представляла собой одну из разновидностей рунического письма. По свидетельству болгарского монарха Храбра, на Руси в дохристианские времена (VІ век) писали «чертами» и «резами». «Резы» – это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий – символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе. Хотя некоторые ученые считают данное предположение необоснованным, утверждая, что письменность у славян возникла с принятием христианства (988 г.). Тем не менее, археологические раскопки и древние рукописи свидетельствуют о том, что восточные славяне уже в дохристианский период имели достаточно развитую письменную культуру, которая неизбежно сопровождалась практикой обучения грамоте в составе общинно-семейного воспитания отроков (детей 7-14 лет).
Строгие правила общинно-семейного образования требовали обязательного знания объемных и сложных текстовых произведений, что создавало предпосылки для использования в обучении отроков письменных текстов, вырезанных на кусках дерева. Они многократно читались учениками совместно со взрослыми и не только легче запоминались, но и позволяли ребенку параллельно осваивать чтение. В таком виде обучение грамоте не носило целенаправленного, методически организованного характера, осуществлялось взрослым интуитивно, в рамках традиций устно-речевого образования, в каждой семье по-разному. Тем не менее, семейное обучение грамоте способствовало усвоению необходимых устно-речевых знаний и умений и в целом вписывалось в традиции уклада жизни и воспитания древних славян.
В ІХ веке славяне начинают использовать так называемую «неустроенную азбуку». Она была обнаружена на стене киевского Софийского собора и представляла собой дополненный отдельными славянскими буквами греческий алфавит, который включал 27 букв: 23 греческие и 4 славянских (Б, Ж, Ш, Щ).
Очевидно «неустроенная» азбука появилась в результате просветительской деятельности на Руси в середине ІХ греческих христиан. Это позволяет историкам предположить, что вместе с появлением греческих миссионеров на Руси начинается индивидуальное обучение русичей. Оно отличалось целенаправленностью – научить обучающихся читать и писать.
Индивидуальное обучение сопровождалось определенной методической организацией и уже на этом этапе предполагало запоминание азбуки. Таким образом, к концу Х века у восточных славян сформировалась дохристианская письменная традиция, которая в обучении грамоте была ближе всего к греческой культуре.
С принятием христианства (988 г.) наблюдается расширение контактов Древней Руси с Византией и Великой Моравией (Чехией). В южноморавских княжествах христианство уже проповедовалось на славянском языке. Для этих целей солунскими братьями Кириллом и Мефодием были созданы новые азбуки — глаголица и кириллица, и на их основе переведены основные христианские книги.
Из двух азбук на Руси закрепляется кириллица в связи с ее близостью к «неустроенной азбуке». Появляются вначале переводные, а затем и собственные восточнославянские церковно-служебные и историко-повествовательные произведения. Не только в богослужении, но и в делопроизводстве начинает использоваться книжный церковнославянский язык. Он приобретает статус литературного и наряду с другими языками закрепляется в образовании. С формированием национального русского языка двуязычие становится определенной традицией, просуществовавшей в обучении грамоте до нач. ХХ в.
Вместе с новой письменностью и книжным церковно-славянским языком в Древнюю Русь проникают и традиции школьного византийского образования, которое в целом определялось как учение книжное. Официальное свидетельство о начале школьного обучения в связи с крещением Руси Владимиром Святославовичем отражено в «Повести временных лет».
Функции распространения христианского обучения постепенно переходят в введение церкви, для которой устройство школ христианской книжности стало важнейшей задачей.
Массовая форма обучения в этот период – индивидуально-групповая. Обучение проходило в семьях священнослужителей-учителей. Основной метод книжного обучения – начетнический – многократное прочитывание и запоминание предложенных учителем текстов. Основы христианского вероучения изучались по Часовнику, Псалтырю, Апостолу, а на более высоком уровне – по текстам Священного Писания.
Цель «общеобразовательного» обучения на Руси – воспитание грамотного христианина, изменение мировоззрения славян на основе христианского вероучения.
В ХІ веке Русь становится одной из наиболее культурно развитых стран. Она шла впереди многих стран Европы, которые опередили ее только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжелых условиях, приняв на себя удар монгольских полчищ и загородив собою Западную Европу. Обнаруженные археологами берестяные грамоты свидетельствуют о том, что уже в Х веке грамотой владели не только знать и духовенство, но и многие простые люди.
Обучение грамоте в Древней Руси имело определенную методическую организацию. В нем можно выделить 3 основные части:
1) заучивание азбуки (начертаний букв и их названий в кириллице);
2) обучение чтению по слогам («низам»);
3) чтение «по верхам», т.е. чтение слов, предложений и текстов.
Обучение чтению проводилось отдельно от обучения письму: сначала учащиеся осваивали чтение, а затем письмо и правила правописания. Это было обусловлено сложной графикой отдельных букв (юс большой, малый), наличием букв-дублетов, титлов, сложными правилами правописания.
Для обучения письму использовались церы – дощечки для писания по воску. Археологами обнаружены церы с вырезанной азбукой, которые, очевидно, выполняли функцию эталона уставного письма. Церы помогали организовать самостоятельную работу учащихся на всех этапах их деятельности: 1)при заучивании азбуки и «печатаньи» отдельных букв; 2) на этапе чтения «по низам» — «печатание слогов»; 3) на этапе чтения «по верхам» — печатание слов в линию и по столбцам.
Такое поэтапное обучение полностью совпадает с традициями античной школы, сложившейся еще в Древней Греции.
Источник: megaobuchalka.ru