Принцип построения программы по литературному чтению

Тематический принцип предполагает выделение в хрестоматии и последовательное изучение тематических разделов, например: «Осень – пора листопада», «Попрыгать, поиграть», «Картины родной природы» и т.д. Расположение произведений по тематическому принципу наиболее традиционный и самый распространенный вариант построения хрестоматии для начальной школы, но он имеет свои недостатки: тема задает определенный ракурс изучения, искусственно сужая, обедняя многогранность художественного произведения.

Объединение произведений по проблемному принципу – более сложный вариант построения учебника, предполагающий сравнительный анализ произведений, выделение их проблематики, общего и индивидуального в постановке и решении проблем. Разделы хрестоматии могут отражать связи человека с миром («Я и моя семья»), ставить нравственные вопросы («Что такое хорошо и что такое плохо?»), выдвигать литературоведческие проблемы («Автор и рассказчик»).

Такое расположение материала позволяет учителю неоднократно обращаться к одному произведению, рассматривая его с разных позиций. Например, рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное всегда становится явным», написанный от лица рассказчика, затрагивает и семейные, и нравственные проблемы и может быть включен в любой из названных разделов хрестоматии. При изучении других разделов учитель имеет возможность обратиться к уже известному детям рассказу, раскрыть новые грани его содержания в процессе сопоставительного анализа с изучаемыми произведениями.

Урок литературного чтения, Кочеткова Л. В., 2022

Монографический принцип используется в средней и старшей школе, поскольку предполагает изучение творческого пути писателя, что недоступно младшим школьникам. В хрестоматиях для начальной школы встречается расположение литературного материала «по авторам» – последовательное изучение произведений одного писателя. Преимущество этого принципа в том, что внимание детей фиксируется на авторе как творце, создателе произведения, что учебником не задается определенный ракурс рассмотрения текста и учитель имеет большую самостоятельность в выборе направления анализа. Недостатки – обратная сторона достоинств – при таком построении учебника недостаточно четко прослеживается линия читательского развития ученика.

Жанровый принцип [38] предполагает объединение произведений по жанровой принадлежности и выделение в хрестоматии соответствующих разделов: «Поэтические страницы», «Что за прелесть эти сказки!» и др. Этот принцип, хотя и позволяет организовать наблюдение за жанровой спецификой, имеет больше недостатков, чем достоинств. Проблема жанра как литературоведческая проблема пока еще очень далека от младших школьников, раннее приобщение к теории скорее оттолкнет их от чтения, чем приобщит к нему. Однообразие противопоказано детям. Чтение большого количества лирических стихотворений (сказок, басен) подряд, рождает стереотипы, снижает интерес к чтению.

Сезонный (календарный) принцип призывает соотносить изучаемый литературный материал с жизненными впечатлениями детей: осенью читать стихи об осени, зимой – о зиме. Этот принцип также небезупречен. С одной стороны, он актуализирует опыт ребенка, с другой – культивирует наивно-реалистическое «природоведческое» восприятие лирики, побуждая читателя искать в стихотворении приметы времени года, а не изображение чувств и переживаний человека.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

Историко-хронологический принцип, предполагающий изучение литературного процесса, расположение произведений в хронологическом порядке,редко используется в начальной школе, поскольку у детей не сформированы представления о ходе исторического процесса, их читательским интересам и жизненному опыту ближе современная детская литература.Историю литературы, в соответствии со стандартом, начинают изучать только в старшей школе, однако ряд программ начального литературного образования опирается на данный принцип при построении хрестоматий для отдельных классов[39] или всего комплекта учебных книг[40].

Принцип постепенного усложнения читательской деятельности. Этот принцип является методической интерпретацией дидактического принципа «от простого – к сложному», он позволяет посмотреть на расположение литературного материала с позиции ученика. Последовательность изучения произведений должна определяться сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, сложностью восприятия произведения маленьким читателем. Задача литературного развития требует постепенного усложнения как самого художественного текста, так и деятельности ребенка-читателя.

Итак, «идеальных» принципов нет, каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Авторы современных учебных хрестоматий, стремясь использовать достоинства и нивелировать недостатки, сочетают различные принципы и в отборе материала, и в его расположении.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сравните перечень и трактовку концептуальных принципов построения курса литературного чтения (параграф 2.4.), принципов отбора и расположения литературного материала.

Задания для самостоятельной работы с научно-методической литературой

1. Проанализируйте две учебные хрестоматии по литературному чтению, входящие в разные учебные комплекты[41]. Определите, какие принципы лежат в основе отбора и расположения литературного материала. Соотнесите их с целями и задачами литературного образования, поставленными авторами каждого из УМК.

Источник: cyberpedia.su

Цель, задачи, принципы обучения чтению.

Общеизвестна роль художественной литературы в воспитании ребенка. Она является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Значимость уроков чтения состоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные и развивающие задачи. Реализация этих задач на уроках чтения предполагает в равной степени овладение учащимися определенным комплексом знаний и умений, формирование у них личностных качеств, необходимых человеку. При этом приобретенные учащимися знания и формируемые у них чувства должны осознаваться самими школьниками как необходимые им в жизни.

Литературное чтение — комплексный раздел обучения русскому языку, обе­спечивающий полноценное литературное образование и формирование тех­ники чтения.

Цель обучения — знакомство с литературой и детской книгой, обеспечение общего и литературного развития, совершенствование навыка чтения, формиро­вание способов и приёмов работы над текстом и книгой, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей, гарантирующих возмож­ность осуществления самостоятельной квалифицированной читательской деятель­ности при переходе к изучению системного курса литературы в средних классах.

Задачи:

– целенаправленное развитие речевых и интеллектуальных умений в их сочетании при работе с текстом;

— воспитание культуры чтения, расширение читательского кругозора учащихся, формирование индивидуальных читательских интересов, устойчивого желания читать доступную возрасту литературу;

— формирование начальных знаний и умений литературоведческого характера; знаний об особенностях книги и других видах печатной продукции; об авторах популяр­ных детских книг;

— расширение, углубление знания об окружающем мире; формирование мировоззрения ребенка, активной жизненной позиции.

Специфика курса обучения заключается в комплексной подготовке, объединяющей совершенствование навыка чтения, освоение приёмов смыслового и
художественно-эстетического содержания книги и самостоятельное знакомство с
миром книг на основе сформированных читательских умений.

Читайте также:
Список программ win 10

Содержание обучения составляет детская литература во всём объёме доступ­ного младшему школьнику круга чтения и комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих все стороны читательской подготовки.

Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы.

Культура речевой коммуникации и развитие свободной творческой деятельно­сти формируется в специально разработанных учебных ситуациях.

Круг детского чтения по годам обучения представлен концентрически с учётом доступности тематики, жанров, авторского разнообразия типов изданий, характе­ра литературы — отечественной и зарубежной, созданной на русском языке или переводной.

.Учебный материал для каждого класса составляют про­изведения и книги разной возрастной направленности:

• Произведения, изучение которых предполага­ется в средней школе. Они вводятся для ознакоми­тельного (опережающего) чтения, которое позволяет
индивидуализировать обучение и обогатить чита­тельский опыт (внеклассное чтение)

Содержание обучения, круг чтения практически не претерпели изменений. По жанрово-видовым особеннос­тям учебный материал представлен в разных аспектах. При этом задается система последовательного освоения жанров от класса к классу: сказки, рассказы, стихотворения (1 класс); прибаутки, считалки, загадки, сказки о животных, литературные сказки (2 класс); бытовая сказка, игровой фольклор, повести, лирические произве­дения (3 класс); колыбельная поэзия, волшебная сказка, очерки, словарные статьи (4 класс)

Программа состоит из 5 частей:

3. Основные произведения и книги, литературоведче­ская пропедевтика.

4. Речевая и творческая деятельность.

5. Гигиена чтения

Современная система обучения чтению предполагает непременный переход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. В связи с этим обучение чтению заключает в себе важный раздел — внеклассное чтение, целью которого является формирование у младших школьников знания детских книг, избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать. Становление типа правильной самостоятельной читательской деятельности должно управляться учителем.

Тип правильной самостоятельной читательской деятельности — это есть сформированная у читателя способность к целенаправленному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения для выбора с их помощью того, что ему нравится и необходимо, что нет; что интересно, что скуч­но, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. Чтение под наблюдением и контролем со стороны учителя должно привести к самостоятельному детскому чтению, т.е. чтению индивидуальному, без непосредственной посторон­ней помощи, к общению ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет осознанный выбор книги и ее прочтение по всем правилам.

Организация учебного материала для уроков внекласс­ного чтения предполагает приоритетом определенных направлений:

Подготовительный этап чтения — сказки и рассказы. Второй год обучения — научно-художественная сказ­ка, произведения о природе.

Третий год обучения — повести, литературная сказка. Четвертый год обучения — историческая книга, при­ключения и путешествия, поэзия.

Формирование практических приёмов освоения текста и литературоведческих представлений происходит в процессе чтения и анализа произведений, которые представляют собой образцы с заданными конструктивными и художественными особенностями. Постепенно вводится краткий комментарий, который уточняет представления об изучаемом факте или явлении и имеет пояснительный или инструктивный характер.

Литературоведческая пропедевтика носит ознакомительный характер. Аналитические умения основываются на литературоведческих представлениях и являются ориентиром для практических действий. Элементы терминологии вводятся и осваиваются на практическом уровне различения, сопоставления, выбора. Например, выделение рифмы, стихотворного текста.

Различение элементов сказочного повествования в процессе чтения произведения: зачин, повторы, концовка. Различение при чтении скороговорки и загадки и т.д.

Литературное чтение и литературные беседы являются основной организационной формой работы. Чтение, анализ произведения, знакомство с книгой сопровождаются комментарием с привлечением информации о времени создания произведения или книги, истории из жизни писателя, его литературного окружения, о событиях истории и культуры, которые связаны с книгами, писателями, произведениями и т. д. Эти формы работы строятся на основе выразительного чтения, культуры взаимодействия более опытного читателя со своими собеседниками и использования всех методов изучения произведения и книги, доступных младшим школьникам.

В комплекс методов, обеспечивающих эффективное освоение программы обучения, входит весь арсенал методов, накопленный отечественной методической наукой: эмоционально-понятийный метод, метод объяснительного чтения, литературного чтения, чтения-рассматривания и творческого чтения. Их последовательное введение и разумное сочетание определяется уровнем и характером подготовки учащихся, спецификой учебного материала книг и произведений, замыслом урока, творческим подходом учителя к реализации программы.

Практическая реализация программы обучения ориентирована на ведущий компонент читательской подготовки младшего школьника — сформированность навыка чтения, поскольку этот уровень дает возможность осуществлять самостоятельную читательскую деятельность определенного характера.

Периодизация обучения выстроена с учетом принципа концентризма. Для каждого периода определена ведущая система умений, которая соответствует своеобразию читательских навыков, а именно:

в подготовительный период техника чтения от нулевого уровня до чтения вслух с темпом 40 слов в минуту при устойчивом слоговом чтении с переходом на комбинированный способ СГ + ЦС (слогами + целыми словами) определяет самостоятельное освоение текста на фактическом уровне и возможность знакомства с литературой на основе слушания и чтения-рассматривания (1 класс);

в основной период становление чтения вслух целыми словами с темпом от 40 до 60 слов в минуту с преобладанием темпа чтения про себя над темпом чтения вслух определяет возможность самостоятельного освоения содержания текста на смысловом уровне (1—2 классы);

темп чтения 60—90 слов в минуту вслух и освоение продуктивного способа чтения про себя дает возможность овладевать отдельными приемами углубленного понимания текста и выбором книг в соответствии с ситуативными читательскими предпочтениями, осуществлять самостоятельное чтение книг без непосредственного участия старшего (2—3 классы);

в завершающий период сформированность темпа чтения 80—110 слов в минуту вслух и освоение системного продуктивного способа чтения про себя дают возможность переходить к углубленному пониманию текста и целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг по заданию и интересам (3— 4 классы).

Переход от одного этапа к другому определяется программными требованиями с учетом того, что процесс становления знаний, умений и навыков носит подвижный характер. Читательские навыки имеют личностно-ориентированный характер и прямо зависят от книжного окружения, культурообразующей среды в школе и дома

Читайте также:
Вредоносные программы это программы наносящие вред данным и программам находящимся на компьютере

Источник: zdamsam.ru

Цели и основные направления процесса обучения чтению

1. Цели и основные направления процесса обучения чтению.

2. Принципы обновления программного чтения.

3. Учебные умения, необходимые ребенку при чтении.

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению – сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

· развивать интерес к чтению расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

· воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

· сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

· научить полноценно воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

Традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста. Однако в последние годы в распоряжении учителя находится ряд программ, которые, так или иначе, ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению:

1. собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях – формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности;

2. в получении ребенком литературного знания.

Об уровне литературного образования младших школьников, по мнению Р.Н. Бунеева, можно судить по следующим критериям:

· владение элементами литературоведческого анализа (умение определять тему произведения, его главную мысль, передавать сюжет; выделять героев произведения, описание природы, интерьера; составлять образ героя; определять роль пейзажа и интерьера в произведение; высказать и аргументировать свое отношение к прочитанному).

· владение литературоведческими понятиями (в соответствии с требованиями программы).

Литературное чтение выполняет функции:

· Речевую (формирование полноценного навыка чтения и развитие основных видов речевой деятельности: слушание, говорение, письмо).

· Эстетическую (восприятие литературы как явления словесного искусства, развития творческого воображения, ассоциативного мышления, поэтического слуха, эстетического отношения к жизни).

· Инструментальную (развитие способности полноценного восприятия художественного произведения, умение работать с разными типами текстов).

· Познавательную (формирование потребности в постоянном чтении книги, расширение детского кругозора через чтение разнообразных книг)

Названные тенденции (направления) проявляются во всем спектре УМК по литературному чтению для начальной школы (Таблица 1). Учебно-методический комплект (УМК) обычно включает программу, методические рекомендации и книги для чтения по литературному чтению.

В процессе анализа современные программы необходимо обратить внимание на следующие моменты: принципы построения программы; наличие пропедевтического этапа литературного образования младших школьников; учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики; принципы систематизации учебного материала в книгах по чтению; роль взрослого в формировании ребенка-читателя; организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников.

Каждая программа выдвигает свою цель обучения чтению.

В центр подготовки по чтению и литературе современные методисты ставят формирование читателя. Такая цель обучения выдвигается в программах О.В. Джежелей, Р.Н. и Е.В. Бунеевых, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Другие программы делают акцент на исследовании специфики литературы как вида искусства (программа Л.Е. Стрельцовой и Н.Д.

Тамарченко) или на коммуникативных свойствах искусства вообще и литературы в частности (программа В.А. Левина). В системе развивающего обучения Л.В. Занкова провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных видов и типов (З.И. Романовская).

Литературоведческий принцип выдвигается как один из ведущих принципов обучения чтению в программе В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой.

Спектр учебно-методических комплектов

по литературному чтению для начальной школы

Система, учебно-методический комплект Пособия по чтению
Традиционная система 1) УМК «Школа России» (руков. авт. коллектива В.Г. Горецкий, А.А. Плешаков) 2) УМК «Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой) 3) УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) 4) УМК «Школа 2100…» (руков. авт. коллектива А.А.Леонтьев) 5) УМК «Классическая начальная школа» 1) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение «Родная речь» 2) Кубасова О.В. Литературное чтение «Любимые страницы» 3) Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» 4) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение «Капельки солнца» и др. 5) Джежелей О.В. «Литературное чтение»
Система Л.В. Занкова Свиридова В.Ю. «Литературное чтение»
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Кудина Г.Н. и др. «Литературное чтение»

В учебник «Родная речь», авторов Головановой М.В., Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф., включены высокохудожественные тексты русских и зарубежных авторов, произведения русского народного творчества.

Программа и учебники строятся на основе двух принципов:

1. Художественно-эстетический – в центре внимания – эстетическая ценность художественного произведения, ценностные ориентации, волнующие автора, а не односторонний анализ, заключающийся в выявлении только сюжетно-информативной стороны текста.

2. Литературоведческий – отражает специфику работы над художественным словом, охватывает все области литературы и литературные жанры, предлагает монографический подход к изучению произведений.

Цель уроков чтения по книгам из серии «Свободный ум» авторов Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В – формирование грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного. Книги для чтения построены по традиционному тематическому принципу группировки материала.

В них введены так называемые сквозные персонажи – постоянно действующие герои, диалоги которых содержат теоретико-литературный материал, информацию о писателях и истории создания произведений; мотивируют переход от одного текста к другому; содержат вопросы и задания для детей. Учебник 1класса – «Капельки солнца» — содержит произведения детских писателей, благодаря которым ребёнок познаёт себя и мир вокруг. Во втором классе книга «Маленькая дверь в большой мир» – включает произведения фольклора народов России и мира, читая которые, дети узнают, что мир велик, многообразен и в то же время един. В 3 классе «В одном счастливом детстве» дети читают произведения детской и взрослой литературы разных жанров. В 4 классе «В океане света» — дети получают представление об истории русской литературы 17-20 в. Тексты здесь расположены в хронологической последовательности; много дополнительного материала (биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников).

Читайте также:
Самая лучшая программа в мире

Курс «Чтение и литература» автора Джежелей О.В. основан на самостоятельной творческой деятельности уч-ся и развитии культуры речевой коммуникации. Его специфика состоит в том, что в организации обучения чётко разделена подготовка в области навыка чтения, освоения текста, овладения элементами теории литературы и умениями речевой творческой деятельности.

Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения, каждая из которых определяется сформированностью указанных компонентов и предполагает разные типы уроков: урок отработки навыка чтения, урок чтения и осмысления художественного произведения, урок реализации творческих возможностей и др. Учебные пособия – учебник-задачник, содержащий систему упражнений для отработки навыка чтения, хрестоматия, рассчитанная на организацию чтения с помощью взрослых и содержащая литературный материал, блоки книг, предназначенные для самостоятельного чтения-рассматривания на уроках внеклассного чтения, сборники-пособия для организации творческой деятельности на основе литературных произведений. Основные методы, на которых строится преподавание: эмоционально-оценочное чтение, объяснительное, литературное, творческое, чтение-рассматривание. В учебнике О.В. Джежелей «Первое знакомство», предназначенном для освоения детьми 7-8 лет литературоведческих представлений, также собраны тексты малых фольклорных жанров, на основе которых детям предложены упражнения и задания, знакомящие их со спецификой устного народного творчества и особенностями стихотворных текстов.

О.В. Кубасова считает, что для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в на­чальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полно­ценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребе­нок будет читать высокохудожественные произведения, спо­собные затронуть его душу, и овладеет специальными чита­тельскими умениями и навыками.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпрета­ции художественного текста: выразительного чтения по кни­ге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творчес­кого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования тек­ста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабаты­вать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накоп­ления и систематизации литературных впечатлений, разно­образных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы лите­ратурного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (об­ложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Учебныйматериалкниг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской ли­тературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам таковы: наработка технической базы чтения во 2 классе — накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе — литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей в 4 классе.

Таким образом, в современных программах прослеживается тенденция объединения первых шагов в обучении чтению с целенаправленной литературоведческой пропедевтикой (или даже с формированием первого литературоведческого знания). Универсальным учебным материалом для решения данной задачи являются малые фольклорные жанры и детская классическая поэзия.

Литературоведческое знание в той или иной степени обязательно включается в современную систему обучения в начальной школе. Это делает необходимым выявление определенных тенденций в литературоведческой подготовке младших школьников.

Основная задача начальной школы – сформировать сознательного читателя-ребенка. Для этого необходимо вооружить ребенка техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определенные анализаторы, речедвигательный аппарат, дикцию, орфоэпию.

То есть для чтения вслух (преодоления барьера min скорости чтения – 60 слов в минуту) ребенку необходимы определенные условия:

— развитое слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста (расширение поля чтения, правильности чтения);

· развитое смысловое восприятие (от понимания предметной стороны текста до глубокого проникновения в его смысл);

· четко поставленный речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос;

· развитая память – долговременная и кратковременная;

· владение упреждающим синтезом (антиципацией), то есть предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти, умение выделять опорные слова;

· развитое мышление (в художественном тексте для понимания образного, эмоционального, логического содержания; при чтении научно-популярных текстов – осмысление логических связей, содержания и основной мысли;

· развитое внимание (произвольное и непроизвольное).

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru