Принцип построения программы это

• Информативность. Ученику должна сообщаться новая инфор­мация, ведь без этого вообще нет никакого обучения.

• Оперативность. Должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной инфор­мации.

• Обратная связь. Должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.

• Дозирование учебного материала (учебная информация по­дается не сплошным потоком, а отдельными дозами — кадра­ми).

• Определенная иерархия управляющих устройств (например, упомянутое выше объединение систем 1+2 + 7 + 8 (по клас­сификации В.П. Беспалько). В этой иерархии доминирует педагог (системы 1 и 7), управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему (система 1), ин­дивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандарт­ных ситуациях обучения (система 7).

• Шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала (в состав шага включаются 3 взаимосвя­занных звена — информация, операция обратной связи и кон­троля).

Принципы построения программы на турниках и брусьях

• Индивидуальный темп и управление в обучении.

• Использование технических средств обучения.

Первые три пункта похожи в целом на деятельность хорошего репетитора, поэтому можно сказать, что идея программированного репетитора состоит в моделировании деятельности преподавателя, т.е. в получении суррогата преподавателя (хотя и хорошего сурро­гата!). Из этих принципов вытекает структура обучающей програм­мы (рис. 23).

(ИК ]_к Информационный кадр I ‘ «-*• _ —
ОК ОС кк
Операционный Кадр обратной Контрольный кадр связи кадр (текст)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рис. 23. Структура обучающей программы

ИК — небольшая (не более 2-3 фраз) доза учебной информации. Например, черед, определение, формула с пояснениями.

ОК — задание на информацию ИК. Например, задача, вопрос.

ОС — коррекция возможных ошибок ученика при выполнении ОК. Например, правильный ответ, анализ причин ошибки, подсказ­ка на пути поиска решения.

Шаг обучающей программы: ИК + ОК + ОС + КК.

Любая учебная программа состоит из нескольких шагов.

Различают три основные вида обучающих программ:

— Автором линейной программы является психолог-бихевиорист из США Б.Ф. Скиннер. Его линейная программа выглядит так (рис. 24):

Рис. 24. Линейная программа

Недостатки линейной программы очевидны:

Самые ГЛАВНЫЕ принципы построения программы для СЖИГАНИЯ ЖИРА

• весьма мелкое дробление учебного материала;

• обязательное выполнение всех кадров программы;

• отсутствие возврата в программы (оно исключено самой кон­струкцией программы), т.е. забывание исключается!

Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение учащи­мися до 95% учебного материала, но они требуют весьма больших затрат труда и времени на обучение.

• Разветвленная программа предложена профессором Н. Крау-дером.

В разветвленной программе операционные кадры построены по избирательному принципу, т.е. ученик должен выбрать один из пред­ложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа про­грамма разветвляется (рис. 25).402

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рис. 25. Разветвленная программа

Особенности разветвленной программы:

• сравнительно крупное дробление учебного материала;

• необязательное выполнение всех кадров (индивидуализация обучения);

• наличие возврата в программе;

• дифференциация продвижения студента или учащегося по про­грамме в зависимости от степени выполнения программы.

Разветвленные обучающие программы позволяют быстро изучить теоретический курс (например, высшую математику — за неделю вместо года).

• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучае­мому возможность самому выбирать уровень сложности ново­го учебного материала, изменять его по мере усвоения, обра­щаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа учени­ка. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учаще­гося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которо­го учитываются результаты предыдущих.

Читайте также:
Здоровая спина фитнес программа это

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты ли­нейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обу­чения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидакти­ке — это предписание, определяющее последовательность умствен­ных и (или) практических операций по решению задач определен­ного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последователь­ные блоки такой обучающей программы, предусматривающие га­рантированное усвоение определенного темой материала:

— тестово-информационный (проверка усвоенного);

— коррекционно-информационный (в случае неверного ответа — дополнительное обучение);

— проблемный блок: решение задач на основе полученного отве­та — дополнительное обучение;

— проблемный блок: решение задач на основе полученных зна­ний;

— блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную после­довательность.

4. 12.4. Технологии модульного обучения

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информаци­онным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, пе­рестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный ме­тод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный под­ход.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибу­тивных характеристик.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти само­стоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложен­ной ему индивидуальной учебной программой. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультатив­но-координирующей. В России модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модуль­ного обучения разработаны и изложены П.А. Юцявичене.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?

Исходя из того, что модуль — это относительно самостоятель­ная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функци-404

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

овальную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных знаний либо навыков (Ю.Т. Тимофеева). Учитывая вышеиз­ложенное, можно дать следующее определение модуля.

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познаватель­ный и развивающий аспекты, усвоение которых должно быть за­вершено соответствующей формой контроля знаний, умений и на­выков, Сформированных в результате овладения обучаемыми тем или иным модулем.

Модуль содержит познавательную и развивающую характерис­тики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информаци­онной) и учебной (деятельностной) частях модуля.

Технология модульного обучения является одним из направле­ний индивидуализированного обучения.

Программный материал подается одновременно на всех возмож­ных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного ма­териала, состоящую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обу­чающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, по­ставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинго-вая: накопление рейтинга происходит в процессе текущего, проме­жуточного и заключительного контроля.

Читайте также:
Что из перечисленного предусматривала программа 500 дней

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полно­стью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Содержание обучения представляется в законченных самостоя­тельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, до­зировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учи­теля и ученика.

Несмотря на ограниченные масштабы применения модульной си­стемы обучения в России, к ней не следует относиться предвзято,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

негативно. Например, в ростовской СШ № 76 такая технология обу­чения практикуется уже более 10 лет и не имеет нареканий не толь­ко со стороны педагогов, но и учащихся и их родителей. Важно превратить рейтинговый контроль на финише модуля во всеобщий праздник, а не мучительное «вытягивание» знаний из ученика. Именно так поставлена работа в СШ № 76, и к очередному рейтин­гу, который проводится в один день во всех классах школы, дети готовятся, как к торжеству. ‘

В настоящее время программированное обучение широко вне­дрено в педагогическую практику Японии, Южной Кореи, США, Кувейта. И хотя первые ростки этой педагогической технологии появились в России в 30-х гг. XX века в учебниках по иностранным языкам, прерогативой советской дидактики они не стали: «Страна Советов в течение двух десятилетий кибернетику (как и педологию, генетику, отдельные разделы краеведения) считала «буржуазной лженаукой». Отсюда и последствия.

4.13. Технологии контроля образовательного

Процесса

Я обличаю и наказываю тех, кого люблю.

Библия, Н.Э., от Иоанна

Источник: cyberpedia.su

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования.
методическая разработка (подготовительная группа)

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа построена на следующих принципах:

Подходы к оформлению Программы следующие:

II. Содержательный раздел.

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

— принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимность;

— принцип деятельностного подхода , предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании из нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов и личностных новообразований;

— принцип культуросообразности , заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;

— принцип последовательности , подразумевающий логическое условие задач музыкального образования детей 1 – 7 лет и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

— принцип тематизма , позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины – России.

Структурирование программы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов. На одной ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности:

— детская исполнительная деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);

— детская музыкально-творческая деятельность.

Материал по каждой из них изложен в соответствии с традиционными программными компонентами:

— характеристика возрастных возможностей;

— задачи овладения ребенком деятельностью;

Программа представлена в виде ступеней музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Музыка (слушание музыки, пение, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация).

Формы реализации Программы.

Методы реализации Программы.

Средства реализации Программы.

Самостоятельная музыкальная деятельность.

Рассматривание репродукции картин, иллюстраций.

Читайте также:
Запуск программы так как отсутствует opencl dll

Просмотр слайдов, диа-и видеофильмов, телепередач.

Чтение художественной литературы.

Источник: nsportal.ru

Учебные планы и программы. Принципы построения программ

Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

  • 1) перечень обязательных предметов;
  • 2) обязательные предметы по выбору;
  • 3) факультативные предметы;
  • 4) распределение предметов по годам обучения;
  • 5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

  • v Один из основных принципов построения программы — воспитывающий характер обучения.
  • v Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Например, для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку.
  • v Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала.

Учебник, его структура и функции. Требования к учебнику

Учебник — книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы.

Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:

  • 1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;
  • 2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;
  • 3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуж-дения, К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

  • v Трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом детских возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения.
  • v Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля видна в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов.
  • v Суть ингегрирующей функции в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
  • v Одновременно учебник выполняет координирующую функцию, способствуя привлечению в процессе работы над материалом разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натура).
  • v Развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность.
  • v Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

Методы обучения. Понятие, характеристика отдельных методов организации и стимулирования, контроля и самоконтрля учебно-познавательной деятельности

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru