• Информативность. Ученику должна сообщаться новая информация, ведь без этого вообще нет никакого обучения.
• Оперативность. Должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации.
• Обратная связь. Должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.
• Дозирование учебного материала (учебная информация подается не сплошным потоком, а отдельными дозами — кадрами).
• Определенная иерархия управляющих устройств (например, упомянутое выше объединение систем 1+2 + 7 + 8 (по классификации В.П. Беспалько). В этой иерархии доминирует педагог (системы 1 и 7), управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему (система 1), индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения (система 7).
• Шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала (в состав шага включаются 3 взаимосвязанных звена — информация, операция обратной связи и контроля).
Принципы построения программы на турниках и брусьях
• Индивидуальный темп и управление в обучении.
• Использование технических средств обучения.
Первые три пункта похожи в целом на деятельность хорошего репетитора, поэтому можно сказать, что идея программированного репетитора состоит в моделировании деятельности преподавателя, т.е. в получении суррогата преподавателя (хотя и хорошего суррогата!). Из этих принципов вытекает структура обучающей программы (рис. 23).
(ИК ]_к Информационный кадр | I ‘ | «-*• | _ — |
ОК | ОС | кк | |
Операционный Кадр обратной Контрольный кадр связи кадр (текст) |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рис. 23. Структура обучающей программы
ИК — небольшая (не более 2-3 фраз) доза учебной информации. Например, черед, определение, формула с пояснениями.
ОК — задание на информацию ИК. Например, задача, вопрос.
ОС — коррекция возможных ошибок ученика при выполнении ОК. Например, правильный ответ, анализ причин ошибки, подсказка на пути поиска решения.
Шаг обучающей программы: ИК + ОК + ОС + КК.
Любая учебная программа состоит из нескольких шагов.
Различают три основные вида обучающих программ:
— Автором линейной программы является психолог-бихевиорист из США Б.Ф. Скиннер. Его линейная программа выглядит так (рис. 24):
Рис. 24. Линейная программа
Недостатки линейной программы очевидны:
Самые ГЛАВНЫЕ принципы построения программы для СЖИГАНИЯ ЖИРА
• весьма мелкое дробление учебного материала;
• обязательное выполнение всех кадров программы;
• отсутствие возврата в программы (оно исключено самой конструкцией программы), т.е. забывание исключается!
Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение учащимися до 95% учебного материала, но они требуют весьма больших затрат труда и времени на обучение.
• Разветвленная программа предложена профессором Н. Крау-дером.
В разветвленной программе операционные кадры построены по избирательному принципу, т.е. ученик должен выбрать один из предложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа программа разветвляется (рис. 25).402
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рис. 25. Разветвленная программа
Особенности разветвленной программы:
• сравнительно крупное дробление учебного материала;
• необязательное выполнение всех кадров (индивидуализация обучения);
• наличие возврата в программе;
• дифференциация продвижения студента или учащегося по программе в зависимости от степени выполнения программы.
Разветвленные обучающие программы позволяют быстро изучить теоретический курс (например, высшую математику — за неделю вместо года).
• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и (или) практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
— тестово-информационный (проверка усвоенного);
— коррекционно-информационный (в случае неверного ответа — дополнительное обучение);
— проблемный блок: решение задач на основе полученного ответа — дополнительное обучение;
— проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
— блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
4. 12.4. Технологии модульного обучения
Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход.
Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. В России модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П.А. Юцявичене.
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?
Исходя из того, что модуль — это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функци-404
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
овальную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных знаний либо навыков (Ю.Т. Тимофеева). Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и развивающий аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, Сформированных в результате овладения обучаемыми тем или иным модулем.
Модуль содержит познавательную и развивающую характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебной (деятельностной) частях модуля.
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинго-вая: накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
Несмотря на ограниченные масштабы применения модульной системы обучения в России, к ней не следует относиться предвзято,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
негативно. Например, в ростовской СШ № 76 такая технология обучения практикуется уже более 10 лет и не имеет нареканий не только со стороны педагогов, но и учащихся и их родителей. Важно превратить рейтинговый контроль на финише модуля во всеобщий праздник, а не мучительное «вытягивание» знаний из ученика. Именно так поставлена работа в СШ № 76, и к очередному рейтингу, который проводится в один день во всех классах школы, дети готовятся, как к торжеству. ‘
В настоящее время программированное обучение широко внедрено в педагогическую практику Японии, Южной Кореи, США, Кувейта. И хотя первые ростки этой педагогической технологии появились в России в 30-х гг. XX века в учебниках по иностранным языкам, прерогативой советской дидактики они не стали: «Страна Советов в течение двух десятилетий кибернетику (как и педологию, генетику, отдельные разделы краеведения) считала «буржуазной лженаукой». Отсюда и последствия.
4.13. Технологии контроля образовательного
Процесса
Я обличаю и наказываю тех, кого люблю.
Библия, Н.Э., от Иоанна
Источник: cyberpedia.su
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования.
методическая разработка (подготовительная группа)
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования.
Программа построена на следующих принципах:
Подходы к оформлению Программы следующие:
II. Содержательный раздел.
В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:
— принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимность;
— принцип деятельностного подхода , предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании из нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов и личностных новообразований;
— принцип культуросообразности , заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;
— принцип последовательности , подразумевающий логическое условие задач музыкального образования детей 1 – 7 лет и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;
— принцип тематизма , позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины – России.
Структурирование программы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов. На одной ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности:
— детская исполнительная деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);
— детская музыкально-творческая деятельность.
Материал по каждой из них изложен в соответствии с традиционными программными компонентами:
— характеристика возрастных возможностей;
— задачи овладения ребенком деятельностью;
Программа представлена в виде ступеней музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Музыка (слушание музыки, пение, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация).
Формы реализации Программы.
Методы реализации Программы.
Средства реализации Программы.
Самостоятельная музыкальная деятельность.
Рассматривание репродукции картин, иллюстраций.
Просмотр слайдов, диа-и видеофильмов, телепередач.
Чтение художественной литературы.
Источник: nsportal.ru
Учебные планы и программы. Принципы построения программ
Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
- 1) перечень обязательных предметов;
- 2) обязательные предметы по выбору;
- 3) факультативные предметы;
- 4) распределение предметов по годам обучения;
- 5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
- v Один из основных принципов построения программы — воспитывающий характер обучения.
- v Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Например, для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку.
- v Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала.
Учебник, его структура и функции. Требования к учебнику
Учебник — книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы.
Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:
- 1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;
- 2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;
- 3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуж-дения, К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.
- v Трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом детских возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения.
- v Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля видна в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов.
- v Суть ингегрирующей функции в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
- v Одновременно учебник выполняет координирующую функцию, способствуя привлечению в процессе работы над материалом разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натура).
- v Развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность.
- v Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.
Методы обучения. Понятие, характеристика отдельных методов организации и стимулирования, контроля и самоконтрля учебно-познавательной деятельности
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Источник: studwood.net