1.Характеристика современных подходов обучения русскому языку.
2. Принципы обучения русскому языку.
3. Принципы обучения русскому языку младших школьников.
Процесс обучение представляет систему. Система – это множество элементов с отношениями и связями между ними, образующих целостность. Составные элементы системы обучения русскому языку:
Все перечисленные элементы системы обучения русскому языку являются взаимосвязанными, взаимообусловленными. Изменение одного из элементов ведет к изменению системы в целом.
Подход –общее направление нормы деятельности, которое выбирается педагогом для решения поставленных задач.
Методологическую основу, определяющую теоретическую и методическую базы обучения русскому языку, составляют культурологический, лингвокультурологический, личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный) подходы.
Культурологический подход в обучении русскому языку означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения и развития ученика; рассмотрение ученика как субъекта культурного саморазвития, учителя в роли посредника между культурой и учащимся; перенос акцента с процесса на результат обучения, когда качество обучения определяется способностью учащегося эффективно общаться на русском языке в устной и письменной форме в различных ситуациях общения. Лингвокультурологический подход,рассматривающий овладение культурой как цель образования, язык как средство постижения культуры, требует представления языка и культуры на уроках русского языка в неразрывном единстве, чтобы ученик стремился думать над словом, за каждым новым усвоенным словом научился видеть его духовно-практический смысл. Это будет способствовать восприятию учащимися русского языка не просто как грамматики, а как величайшей ценности, важнейшей составляющей культуры народа.
Людмила Ясюкова о методах преподавания русского языка
Личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный)подход означает, что в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями. Поэтому в процессе обучения русскому языку, с одной стороны, следует максимально точно учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и особенности их ведущей деятельности, в рамках которой идѐтстановлениеиразвитиеученикакаксубъектаучебнойдеятельности, сдругойстороны, определяетдеятельностныйхарактеробучения, когдаобучениерусскомуязыкувыстраиваетсякакобучениеучебной деятельности по овладению речевой деятельностью (слушанием, говорением, чтением, письмом) на русском языке.
С этой целью первостепенное внимание должно уделяться созданию и поддержанию у школьников положительной мотивации и потребности в общении, понимания значимости и необходимости усвоения теоретических сведений для решения задач эффективного общения.
Принципы обучения русскому языку
статья по русскому языку
Обучение – это целенаправленный процесс, в рамках которого учитель помогает учащемуся усвоить социальный опыт общества.
ВЕСЬ русский язык за 7 класс за 30 МИНУТ | Умскул | ОГЭ по русскому | ОГЭ 2023 | Настя Гласная
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принципы обучения русскому языку
Принципами обучения называют основные идеи, положения, исходные теоретические основания, определяющие выбор методов, приемов и других средств обучения. В основе преподавания русского (родного) языка лежат фундаментальные методические положения, определяемые социально-психологическими функциями языка и спецификой языка как науки.
В современной методике есть несколько типологий принципов обучения русскому языку, которые строятся на разных основаниях. Рассмотрим некоторые из типологий.
Известный отечественный методист А. В. Дудников выделяет стратегические и тактические принципы обучения русскому языку. Стратегические принципы:
− развитие речи – ведущий принцип преподавания русского языка;
− активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие мыслительных способностей школьников в единстве с развитием связной речи. Тактические принципы:
− принцип предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных языковых явлений и категорий;
− принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе при обязательном познании внутренней системы единиц и законов каждого уровня;
− принцип опоры на единицы речи при изучении отдельных уровней языка и на единицы языка – в работе над различными жанрами речи.
Из закономерностей усвоения родной речи, открытых известным методистом Л. П. Федоренко, вытекают следующие принципы обучения русскому языку:
− принцип внимания к материи языка – учитель отбирает такой дидактический материал, который учит ребенка управлять своим речедвигательным аппаратом, учит слушать и слышать звучащий текст, подражать образцам звучащей речи, воспроизводить в собственной речи особенности звучащего текста;
− принцип понимания языковых значений – учитель отбирает дидактический материал, обеспечивающий понимание учениками лексических и грамматических значений тех единиц, с которыми детям приходится работать на уроке;
− принцип развития выразительности речи – учитель отбирает дидактический материал, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка;
− принцип развития чувства языка – учитель отбирает дидактический материал, способствующий запоминанию традиций употребления;
− принцип сопоставления устной и письменной речи – учитель отдает предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, только затем предлагает школьникам перейти к выполнению письменной работы.
Предлагается следующая классификация принципов обучения русскому языку, которая строится на работах М. Т. Баранова, И. Ю. Гац, М. Р. Львова.
Дидактико-методические принципы (общеметодические принципы):
− принцип воспитывающего обучения (привитие уважения и любви к русскому языку, формирование диалектического мышления, связь обучения с внеклассной работой по предмету):
− принцип научности (преподавание предмета с учетом строго проверенных положений науки; использование учителем при подготовке к уроку научной литературы);
− принцип наглядности (образование у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений);
− принцип преемственности («стыковка» программ, учебников смежных классов; пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучать в средней школе; обобщение и систематизация изученного ранее). Частно-методические принципы:
− принцип дифференцирования языковых явлений и значений;
− принцип опоры на чувство языка;
− взаимосвязь работы по развитию устной и письменной речи;
− принцип тренировки органов речи и пишущей руки;
− принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку;
− принцип внимания к выразительной речи. Специальные принципы:
− принципы изучения фонетики (опора на речевой слух учащихся; принцип рассмотрения звука в морфеме – понимание изменений звука в зависимости от чередования фонем; сопоставление звуков и букв с целью предупреждения их смешения);
− принципы изучения лексики и фразеологии (лексикограмматический – сопоставление лексического и грамматического значений; системный – учет всех элементов лексической парадигмы; контекстуальный – рассмотрение слова в контексте);
− принципы изучения словообразования (структурнословообразовательный – сопоставление структуры слова и способа его образования; лексико-словообразовательный – сопоставление лексического значения и словообразовательного значения модели; мотивационный – определение структуры слова путем его мотивации);
− принципы изучения морфологии (лексико-грамматический – сопоставление лексического значения и категориального значения слова как части речи; парадигматический – сопоставление косвенных форм с исходной; морфолого-синтаксический
– сопоставление части речи и члена предложения);
− принципы изучения синтаксиса (интонационный; морфолого-синтаксический);
− принципы изучения орфографии – основные положения, определяющие правописание в русском языке и способствующие методически грамотному обучению правописанию. Принципы обучения орфографии делятся на общие (ими учитель руководствуется при изучении всех видов орфограмм) и частные. На принципы орфографии учитель опирается при объяснении сущности вида орфограммы (используются необходимые сопоставления) и в процессе обучения умению применять орфографические правила.
− русская орфография связана со всем языком – с его звуковой стороной (с фонетикой), со структурой слова (с морфемикой), с формообразованием (с морфологией), с позицией слова в предложении (с синтаксисом). Изучение фонетики обеспечивает ознакомление со способами передачи звуков буквами, морфемики – с позицией орфограммы в той или иной части слова, морфологии – с грамматическими категориями, определяющими выбор орфограмм, синтаксиса – с членами и нечленами предложений;
− опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. Данный принцип определяет, во-первых, обязательность прочного усвоения школьниками опорных для орфографии сведений о языке, во-вторых, необходимость повторения этих сведений перед изучением той или иной орфограммы;
− опора на опознавательные признаки орфограмм. Данный принцип предполагает, что в процессе изучения той или иной орфографической нормы соответствующие опознавательные приметы применения правил необходимо называть и учить детей пользоваться этими знаниями в своей письменной речи (т.е. необходимо наличие особых условий, которые сигнализируют о возможной орфографической проблеме). Частные принципы:
− принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме (данный принцип опирается на фонематический принцип русской орфографии);
− сопоставление звука и его фонетического окружения (данный принцип опирается на фонетический принцип русской орфографии);
− принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени (данный принцип опирается на семантический принцип русской орфографии);
− сопоставление семантики слова и структуры слова, сопоставление части речи и члена предложения (данный принцип опирается на лексико-морфологический принцип русской орфографии);
− наблюдение над слоговым составом слова.
Принципы изучения пунктуации – положения, определяющие расстановку знаков препинания в синтаксической конструкции:
− наблюдение над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения.
Первое существует самостоятельно в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его.
Для овладения пунктуацией важно научиться их различать и в процессе письма предвидеть введение в предложение смысловых отрезков, несущих дополнительную полупредикативную информацию. Дополнительная информация делится на три вида: на различные семантические пояснения в составе простого предложения (уточнения, призывы, обстоятельства, модальные значения и т.д.), на логикопредметные отношения между предикативными компонентами в сложном предложении, на прямую передачу чужой речи. Дополнительная информация, заключенная в смысловых отрезках, на письме связана со знаками препинания, поэтому необходимы систематические наблюдения над семантикой предложения, поиск в ней этой информации. Решению данной задачи способствует регулярно проводимый семантический анализ. В него входят два следующих действия:
а) отделение главной информации от дополнительной (с помощью перекомбинирования предложения – включения и выключения из него дополнительной информации);
б) определение вида дополнительной информации;
− наблюдение над структурой предложения . Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, грамматически оформлены.
Тем самым они входят в структуру коммуникативных единиц – в предложение и текст. По своей грамматической сути одни из них имеют предикативную природу (составляют грамматическую основу), другие (их большинство) – непредикативную (являются специфическими членами предложения в виде отдельных слов, словосочетаний и даже предложений: однородные члены, обособленные члены, нечлены предложения). Этот факт следует учитывать в процессе обучения школьников пунктуации, поэтому необходимы регулярные наблюдения над структурой предложений. Для решения этой задачи используется частичный синтаксический анализ, состоящий из следующих элементов:
а) нахождение грамматической основы (или основ) предложения;
б) обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение
(однородного ряда слов, обособленных слов и словосочетаний, нечленов предложения);
в) определение разновидности
(однородность, обособленность, нечленство в предложении);
− наблюдение над ритмомелодикой предложения. Опора на речевой слух во внешней и внутренней речи приучает школьников наблюдать за интонацией предложения (т.е. прислушиваться к ней и анализировать ее). Эти действия, сознательно реализуемые учащимися во время письма, создают условия для выбора нужного знака препинания. Наблюдениям за интонацией поможет школьникам знание о том, что разные информативные единицы имеют разные виды интонации, а именно: интонация простого предложения, интонация соединений коммуникативных единиц в одно целое, интонация включений в простое предложение. Принцип опоры на речевой слух реализуется в результате интонационного анализа, который складывается из следующих действий учащихся: а) определение вида интонации (интонация предложения, объединения предложений или интонация включения); б) определение характера выявленного вида интонации (например, восклицательная – в простом предложении, противопоставление – в объединениях простых в сложном предложении, звательная – в простом предложении).
Принципы методики развития речи учащихся (принцип связи развития речи и мышления учащихся; принцип соотнесения внутренней и внешней речи; принцип стилистической направленности в развитии речи учащихся).
- Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка:
учебно-методическое пособие / И. Ю. Гац. – М.: Дрофа, 2003.
- Дудников, А.В. Современный русский язык: учебник для вузов / А.В. Дудников. – М.: Высшая школа, 1990.
- Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. –
М.: Просвещение, 1991.
- Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М.: Академия, 1999.
- Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.]; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2000.
- Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку: пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1973.
- Федоренко, Л. П. Анализ теории и практики методики русского языка / Л. П. Федоренко. – Курск, 1995.
Источник: nsportal.ru
§11. Принципы обучения русскому языку
Принципы обучения делятся на применимые ко всем учебным предметам (общедидактические) и применимые непосредственно к обучению русскому языку.
Общедидактическими являются следующие принципы: научность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность. Рассмотрим их применительно к русскому языку как к учебному предмету.
Принцип научности состоит в том, чтобы не использовать при обучении ложных и устаревших лингвистических концепций, но в то же время использовать достаточно авторитетные и устоявшиеся сведения. Эта задача применительно к школьному курсу представляется чрезвычайно сложной: в современной лингвистической науке представлены различные точки зрения практически по каждому вопросу. Особенно яркими являются разночтения в теории и терминологии морфемики и синтаксиса. В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, какая из авторитетных лингвистических концепций является наиболее продуктивной для преподавания именно на данном этапе, и соблюдение принципа последовательности и систематичности. Курс должен иметь строгую логику построения, не содержать противоречий и четко работать на приобретение не только дополнительных знаний о языке, но и прочных умений и навыков.
Принцип взаимосвязи различных разделов курса заключается в том, что каждый последующий раздел опирается на весь запас знаний, полученных учащимися при изучении предшествующих разделов.
Преемственность и перспективность — очень важные и дискутируемые сейчас в методике принципы. Очевидно, что последующие разделы должны иметь возможность опираться на предшествующие. Однако необходимо иметь в виду следующее: школьная программа должна быть адекватной базой последующей вузовской программы. При наличии единого (и обязательного для всех) учебного комплекса было много критики по поводу различия теории и терминологии школьного и вузовского курсов русского языка, однако в новой ситуации стабильный школьный курс и не предназначен быть реально довузовским: эту функцию берут на себя гимназии, лицеи, то есть школы с углубленным изучением предмета.
Преемственность также связана с гарантированностью достижения определенного уровня освоения содержания курса, позволяющего продолжить дальнейшее обучение.
Принципы развивающего обучения, сознательности и активности при обучении предполагают активную самостоятельную работу учащихся. При составлении курса должны быть использованы не только репродуктивные (применить уже имеющиеся знания на практике через выполнение упражнений «по образцу»), но и продуктивные методы: новые знания учащиеся должны добыть самостоятельно в процессе выполнения упражнений, которые дополняют материал, представленный в параграфе. Активность учеников обеспечивается новизной изучаемого материала (даже при повторении целесообразно хотя бы минимально расширять теоретический материал, вводить для анализа более сложные языковые примеры); в младших классах активизации способствует введение игровых моментов, связанных как с процедурой выполнения заданий (соревнование команд, кроссворды на лингвистические темы), так и с занимательностью читаемых и порождаемых текстов (например, сказки на лингвистические темы Ф. Кривина). В более старших классах повышению активности способствует самостоятельная творческая работа по написанию и защите рефератов.
Принцип доступности заключается в следующем: материал должен быть соотнесен по сложности, во-первых, с возрастом учащихся. Но слишком простой материал, особенно материал, представленный в упражнениях, может снизить интерес к изучаемому. Во-вторых, материал должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. В данном случае нужен индивидуальный подход, который очень трудно осуществить в пределах урока; если вузовская и лицейско-гимназическая форма обучения ориентируется в первую очередь на успевающего ученика, осуществляя отсев неуспевающих, то обучение в неспециализированных средних учебных заведениях должно дать знания в пределах стабильной программы каждому учащемуся — и отстающему, и превосходящему общий уровень. Это возможно только при использовании дифференцированного подхода к проверке знаний учащихся через использование заданий разного уровня сложности, а также заданий, обязательных для выполнения, и дополнительных заданий повышенного уровня сложности.
Прочность усвоения знаний достигается логикой построения изучаемого материала, системой упражнений, требующих не автоматического, а творческого и сознательного перенесения полученных знаний, специальными методами на этапе усвоения материала, а также постоянным повторением материала уже после изучения раздела.
Наглядность — это использование специальных средств для опоры на различные анализаторы при восприятии и усвоении материала. Раз-
личают зрительную, слуховую и зрительно-слуховую наглядность. На уроках русского языка используются следующие виды зрительной наглядности: 1) натуральная (указание на предметы, например, при изучении слова и его лексического значения); 2) графическая (схемы, таблицы); 3) изобразительная (рисунки, репродукции, диапозитивы, слайды).
Помимо статических средств зрительной наглядности существуют динамические средства — видеоряд в видеозаписи или компьютерной программе. Так, компьютерные обучающие программы могут использовать таблицы, в которых отдельные структурные элементы появляются и исчезают.
Наглядность может быть слуховой: на уроках фонетики и развития речи можно продуктивно использовать записи эталонной речи для демонстрации орфоэпических норм, при изучении лексики — запись диалектной речи. Наглядность служит для того, чтобы, во-первых, облегчить понимание материала и, во-вторых, задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти: моторную (в школьном возрасте она согласно исследованиям психологов играет очень существенную роль), зрительную, слуховую. Наглядности способствует строгая последовательность в записи на доске и в тетрадях, выделение определений и примеров различными графическими средствами (подчеркивание, выделение маркером, запись ручкой другого цвета). Большую роль играют схемы и таблицы разного рода, как висящие на стенах класса, так и составленные на доске и в тетрадях. В старших классах принцип наглядности уже не имеет той актуальности, которую он имеет в младших и средних классах, однако он приобретает новый аспект: старшеклассников надо готовить к обучению в высших учебных заведениях, а именно учить писать и обрабатывать конспекты.
Принципы обучения, применимые именно к русскому языку как учебному предмету, называют частнодидактическими или общеметодическими. Выделяют следующие общеметодические принципы: экстралингвистический, системный, структурно-семантический, функциональный, синхронический.
Экстралингвистический принцип заключается в понимании связи языка и внеязыковой действительности. Выход на экстралингвистическую действительность лучше всего осуществляется при изучении лексикологии (так, например, слово устаревает и превращается в архаизм с исчезновением или переименованием обозначаемой им реалии). Но чрезвычайно важно последовательно бороться с неразграничением грамматических значений и информации о внеязыковой действительности. Существующие учебные комплексы уделяют этой проблеме недостаточно внимания. Необходимо последовательно проводить мысль о формальном выражении грамматических категорий, что помогает разграничить, например, морфологический признак числа существительного и вне-
языковую информацию о количестве предметов (форма множественного числа для обозначения как одного, так и нескольких предметов у слов типа сани, отсутствие информации о морфологическом признаке числа в случаях типа Он надел пальто, отсутствие идеи количества у несчетных существительных типа молоко, сливки при наличии морфологического признака числа); обосновать отсутствие грамматического признака лица у глаголов прошедшего времени при возможном наличии лексической информации (Он пришел); последовательно разграничить односоставные (Мне боязно) и двусоставные предложения (Я боюсь) и т. д.
Системный принцип (который необходимо отличать от общедидактического систематического) состоит в рассмотрении языковых единиц как взаимосвязанных элементов системы; единицы каждого уровня рассматриваются в их взаимосвязи с единицами как этого же уровня, так и других уровней. Так, например, звуки и их позиционные изменения изучаются в соотношении с другими звуками, с обозначающими их буквами и с учетом морфемного членения слова.
Структурно-семантический принцип заключается в работе с языковыми единицами не только с точки зрения их формального выражения, но и с учетом их значения. Практически во всех разделах изучаются значимые единицы — морфемы, слова, предложения. Необходимо обращать внимание на двустороннюю природу языкового знака; особенно это касается морфемики и морфологии. В морфемике необходимо учитывать, что морфемы являются минимальными значимыми частями слова и что поэтому морфемный разбор не может быть проведен механически, «на глазок». При изучении морфологии существенно то, что разные значения одного и того же слова могут иметь разные морфологические характеристики (например: слово лес в значении ‘совокупность деревьев’ имеет формы единственного и множественного числа, а в значении ‘строительный материал’ — формы только единственного числа).
Функциональный принцип заключается в демонстрации функции единиц разных уровней: смыслоразличительной для звуков в сильной позиции (фонем), ономасиологической для морфем, номинативной для слов, коммуникативной для предложений.
Различение синхронии и диахронии актуально потому, что программы по русскому языку ориентированы на изучение современного русского литературного языка и практически не включают материал по истории языка. Однако учащиеся должны понимать, что развитие языка представляет собой процесс, в ходе которого язык существенно изменяется: устаревают одни слова и появляются другие, распадаются связи между значениями многозначного слова и формируются омонимы, слова могут менять свою морфемную структуру из-за утраты их производящих и т. д. При создании учебных комплексов и разработке факульта-
тивов необходимо решить, в каком объеме и с какой целью нужно вводить исторические сведения, возможно ли привлечение знаний о происхождении слова, если это помогает его правильному написанию, и т. д.
При изучении разделов курса используются также частноме-тодические принципы, описанные в главах, посвященных методике изучения разделов.
Перечисленные принципы должны учитываться как авторами программ и учебных комплексов, так и учителями при подготовке к урокам русского языка.
Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Ред.
М. Н. Скаткин. М., 1989.
Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб., 2001.
Донская Т. К. Принципы развивающего обучения русскому языку: Учебное
пособие к спецкурсу. Л., 1985.
Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие дляучителя. М., 1984.
Курцева 3. И. Использование средств наглядности на уроках русского языка:
Учебно-методическое пособие. М., 1989.
Вяткин Л. Г. Самостоятельность учащихся на уроках русского языка: Пособиек спецкурсу. Саратов, 1993.
Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка:
Пособие для учителя. М., 1985.
Источник: studfile.net