Принцип по которому построена программа по русскому языку

1.Характеристика современных подходов обучения русскому языку.

2. Принципы обучения русскому языку.

3. Принципы обучения русскому языку младших школьников.

Процесс обучение представляет систему. Система – это множество элементов с отношениями и связями между ними, образующих целостность. Составные элементы системы обучения русскому языку:

Все перечисленные элементы системы обучения русскому языку являются взаимосвязанными, взаимообусловленными. Изменение одного из элементов ведет к изменению системы в целом.

Подход –общее направление нормы деятельности, которое выбирается педагогом для решения поставленных задач.

Методологическую основу, определяющую теоретическую и методическую базы обучения русскому языку, составляют культурологический, лингвокультурологический, личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный) подходы.

Культурологический подход в обучении русскому языку означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения и развития ученика; рассмотрение ученика как субъекта культурного саморазвития, учителя в роли посредника между культурой и учащимся; перенос акцента с процесса на результат обучения, когда качество обучения определяется способностью учащегося эффективно общаться на русском языке в устной и письменной форме в различных ситуациях общения. Лингвокультурологический подход,рассматривающий овладение культурой как цель образования, язык как средство постижения культуры, требует представления языка и культуры на уроках русского языка в неразрывном единстве, чтобы ученик стремился думать над словом, за каждым новым усвоенным словом научился видеть его духовно-практический смысл. Это будет способствовать восприятию учащимися русского языка не просто как грамматики, а как величайшей ценности, важнейшей составляющей культуры народа.

Людмила Ясюкова о методах преподавания русского языка

Личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный)подход означает, что в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями. Поэтому в процессе обучения русскому языку, с одной стороны, следует максимально точно учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и особенности их ведущей деятельности, в рамках которой идѐтстановлениеиразвитиеученикакаксубъектаучебнойдеятельности, сдругойстороны, определяетдеятельностныйхарактеробучения, когдаобучениерусскомуязыкувыстраиваетсякакобучениеучебной деятельности по овладению речевой деятельностью (слушанием, говорением, чтением, письмом) на русском языке.

С этой целью первостепенное внимание должно уделяться созданию и поддержанию у школьников положительной мотивации и потребности в общении, понимания значимости и необходимости усвоения теоретических сведений для решения задач эффективного общения.

Принципы обучения русскому языку
статья по русскому языку

Обучение – это целенаправленный процесс, в рамках которого учитель помогает учащемуся усвоить социальный опыт общества.

ВЕСЬ русский язык за 7 класс за 30 МИНУТ | Умскул | ОГЭ по русскому | ОГЭ 2023 | Настя Гласная

Скачать:

Предварительный просмотр:

Принципы обучения русскому языку

Принципами обучения называют основные идеи, положения, исходные теоретические основания, определяющие выбор методов, приемов и других средств обучения. В основе преподавания русского (родного) языка лежат фундаментальные методические положения, определяемые социально-психологическими функциями языка и спецификой языка как науки.

В современной методике есть несколько типологий принципов обучения русскому языку, которые строятся на разных основаниях. Рассмотрим некоторые из типологий.

Известный отечественный методист А. В. Дудников выделяет стратегические и тактические принципы обучения русскому языку. Стратегические принципы:

− развитие речи – ведущий принцип преподавания русского языка;

− активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие мыслительных способностей школьников в единстве с развитием связной речи. Тактические принципы:

− принцип предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных языковых явлений и категорий;

− принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе при обязательном познании внутренней системы единиц и законов каждого уровня;

− принцип опоры на единицы речи при изучении отдельных уровней языка и на единицы языка – в работе над различными жанрами речи.

Из закономерностей усвоения родной речи, открытых известным методистом Л. П. Федоренко, вытекают следующие принципы обучения русскому языку:

− принцип внимания к материи языка – учитель отбирает такой дидактический материал, который учит ребенка управлять своим речедвигательным аппаратом, учит слушать и слышать звучащий текст, подражать образцам звучащей речи, воспроизводить в собственной речи особенности звучащего текста;

− принцип понимания языковых значений – учитель отбирает дидактический материал, обеспечивающий понимание учениками лексических и грамматических значений тех единиц, с которыми детям приходится работать на уроке;

− принцип развития выразительности речи – учитель отбирает дидактический материал, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка;

− принцип развития чувства языка – учитель отбирает дидактический материал, способствующий запоминанию традиций употребления;

− принцип сопоставления устной и письменной речи – учитель отдает предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, только затем предлагает школьникам перейти к выполнению письменной работы.

Предлагается следующая классификация принципов обучения русскому языку, которая строится на работах М. Т. Баранова, И. Ю. Гац, М. Р. Львова.

Дидактико-методические принципы (общеметодические принципы):

− принцип воспитывающего обучения (привитие уважения и любви к русскому языку, формирование диалектического мышления, связь обучения с внеклассной работой по предмету):

− принцип научности (преподавание предмета с учетом строго проверенных положений науки; использование учителем при подготовке к уроку научной литературы);

− принцип наглядности (образование у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений);

− принцип преемственности («стыковка» программ, учебников смежных классов; пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучать в средней школе; обобщение и систематизация изученного ранее). Частно-методические принципы:

− принцип дифференцирования языковых явлений и значений;

− принцип опоры на чувство языка;

− взаимосвязь работы по развитию устной и письменной речи;

Читайте также:
Программа хочу могу делаю

− принцип тренировки органов речи и пишущей руки;

− принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку;

− принцип внимания к выразительной речи. Специальные принципы:

− принципы изучения фонетики (опора на речевой слух учащихся; принцип рассмотрения звука в морфеме – понимание изменений звука в зависимости от чередования фонем; сопоставление звуков и букв с целью предупреждения их смешения);

− принципы изучения лексики и фразеологии (лексикограмматический – сопоставление лексического и грамматического значений; системный – учет всех элементов лексической парадигмы; контекстуальный – рассмотрение слова в контексте);

− принципы изучения словообразования (структурнословообразовательный – сопоставление структуры слова и способа его образования; лексико-словообразовательный – сопоставление лексического значения и словообразовательного значения модели; мотивационный – определение структуры слова путем его мотивации);

− принципы изучения морфологии (лексико-грамматический – сопоставление лексического значения и категориального значения слова как части речи; парадигматический – сопоставление косвенных форм с исходной; морфолого-синтаксический

– сопоставление части речи и члена предложения);

− принципы изучения синтаксиса (интонационный; морфолого-синтаксический);

− принципы изучения орфографии – основные положения, определяющие правописание в русском языке и способствующие методически грамотному обучению правописанию. Принципы обучения орфографии делятся на общие (ими учитель руководствуется при изучении всех видов орфограмм) и частные. На принципы орфографии учитель опирается при объяснении сущности вида орфограммы (используются необходимые сопоставления) и в процессе обучения умению применять орфографические правила.

− русская орфография связана со всем языком – с его звуковой стороной (с фонетикой), со структурой слова (с морфемикой), с формообразованием (с морфологией), с позицией слова в предложении (с синтаксисом). Изучение фонетики обеспечивает ознакомление со способами передачи звуков буквами, морфемики – с позицией орфограммы в той или иной части слова, морфологии – с грамматическими категориями, определяющими выбор орфограмм, синтаксиса – с членами и нечленами предложений;

− опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. Данный принцип определяет, во-первых, обязательность прочного усвоения школьниками опорных для орфографии сведений о языке, во-вторых, необходимость повторения этих сведений перед изучением той или иной орфограммы;

− опора на опознавательные признаки орфограмм. Данный принцип предполагает, что в процессе изучения той или иной орфографической нормы соответствующие опознавательные приметы применения правил необходимо называть и учить детей пользоваться этими знаниями в своей письменной речи (т.е. необходимо наличие особых условий, которые сигнализируют о возможной орфографической проблеме). Частные принципы:

− принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме (данный принцип опирается на фонематический принцип русской орфографии);

− сопоставление звука и его фонетического окружения (данный принцип опирается на фонетический принцип русской орфографии);

− принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени (данный принцип опирается на семантический принцип русской орфографии);

− сопоставление семантики слова и структуры слова, сопоставление части речи и члена предложения (данный принцип опирается на лексико-морфологический принцип русской орфографии);

− наблюдение над слоговым составом слова.

Принципы изучения пунктуации – положения, определяющие расстановку знаков препинания в синтаксической конструкции:

− наблюдение над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения.

Первое существует самостоятельно в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его.

Для овладения пунктуацией важно научиться их различать и в процессе письма предвидеть введение в предложение смысловых отрезков, несущих дополнительную полупредикативную информацию. Дополнительная информация делится на три вида: на различные семантические пояснения в составе простого предложения (уточнения, призывы, обстоятельства, модальные значения и т.д.), на логикопредметные отношения между предикативными компонентами в сложном предложении, на прямую передачу чужой речи. Дополнительная информация, заключенная в смысловых отрезках, на письме связана со знаками препинания, поэтому необходимы систематические наблюдения над семантикой предложения, поиск в ней этой информации. Решению данной задачи способствует регулярно проводимый семантический анализ. В него входят два следующих действия:

а) отделение главной информации от дополнительной (с помощью перекомбинирования предложения – включения и выключения из него дополнительной информации);

б) определение вида дополнительной информации;

− наблюдение над структурой предложения . Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, грамматически оформлены.

Тем самым они входят в структуру коммуникативных единиц – в предложение и текст. По своей грамматической сути одни из них имеют предикативную природу (составляют грамматическую основу), другие (их большинство) – непредикативную (являются специфическими членами предложения в виде отдельных слов, словосочетаний и даже предложений: однородные члены, обособленные члены, нечлены предложения). Этот факт следует учитывать в процессе обучения школьников пунктуации, поэтому необходимы регулярные наблюдения над структурой предложений. Для решения этой задачи используется частичный синтаксический анализ, состоящий из следующих элементов:

а) нахождение грамматической основы (или основ) предложения;

б) обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение

(однородного ряда слов, обособленных слов и словосочетаний, нечленов предложения);

в) определение разновидности

(однородность, обособленность, нечленство в предложении);

− наблюдение над ритмомелодикой предложения. Опора на речевой слух во внешней и внутренней речи приучает школьников наблюдать за интонацией предложения (т.е. прислушиваться к ней и анализировать ее). Эти действия, сознательно реализуемые учащимися во время письма, создают условия для выбора нужного знака препинания. Наблюдениям за интонацией поможет школьникам знание о том, что разные информативные единицы имеют разные виды интонации, а именно: интонация простого предложения, интонация соединений коммуникативных единиц в одно целое, интонация включений в простое предложение. Принцип опоры на речевой слух реализуется в результате интонационного анализа, который складывается из следующих действий учащихся: а) определение вида интонации (интонация предложения, объединения предложений или интонация включения); б) определение характера выявленного вида интонации (например, восклицательная – в простом предложении, противопоставление – в объединениях простых в сложном предложении, звательная – в простом предложении).

Читайте также:
Как сделать бэкап программ на Андроид

Принципы методики развития речи учащихся (принцип связи развития речи и мышления учащихся; принцип соотнесения внутренней и внешней речи; принцип стилистической направленности в развитии речи учащихся).

  1. Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка:

учебно-методическое пособие / И. Ю. Гац. – М.: Дрофа, 2003.

  1. Дудников, А.В. Современный русский язык: учебник для вузов / А.В. Дудников. – М.: Высшая школа, 1990.
  2. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. –

М.: Просвещение, 1991.

  1. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М.: Академия, 1999.
  2. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.]; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2000.
  3. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку: пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Федоренко, Л. П. Анализ теории и практики методики русского языка / Л. П. Федоренко. – Курск, 1995.

Источник: nsportal.ru

§11. Принципы обучения русскому языку

Принципы обучения делятся на применимые ко всем учебным пред­метам (общедидактические) и применимые непосредственно к обуче­нию русскому языку.

Общедидактическими являются следующие принципы: научность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, на­глядность. Рассмотрим их применительно к русскому языку как к учебному предмету.

Принцип научности состоит в том, чтобы не использовать при обу­чении ложных и устаревших лингвистических концепций, но в то же время использовать достаточно авторитетные и устоявшиеся сведения. Эта задача применительно к школьному курсу представляется чрезвы­чайно сложной: в современной лингвистической науке представлены различные точки зрения практически по каждому вопросу. Особенно яркими являются разночтения в теории и терминологии морфемики и синтаксиса. В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, какая из авторитетных лингвистических концепций является наиболее продук­тивной для преподавания именно на данном этапе, и соблюдение прин­ципа последовательности и систематичности. Курс должен иметь строгую логику построения, не содержать противоречий и четко рабо­тать на приобретение не только дополнительных знаний о языке, но и прочных умений и навыков.

Принцип взаимосвязи различных разделов курса заключается в том, что каждый последующий раздел опирается на весь запас знаний, полученных учащимися при изучении предшествующих разделов.

Преемственность и перспективность — очень важные и дискути­руемые сейчас в методике принципы. Очевидно, что последующие раз­делы должны иметь возможность опираться на предшествующие. Одна­ко необходимо иметь в виду следующее: школьная программа должна быть адекватной базой последующей вузовской программы. При нали­чии единого (и обязательного для всех) учебного комплекса было много критики по поводу различия теории и терминологии школьного и ву­зовского курсов русского языка, однако в новой ситуации стабильный школьный курс и не предназначен быть реально довузовским: эту функ­цию берут на себя гимназии, лицеи, то есть школы с углубленным изучением предмета.

Преемственность также связана с гарантированностью достижения определенного уровня освоения содержания курса, позволяющего про­должить дальнейшее обучение.

Принципы развивающего обучения, сознательности и активно­сти при обучении предполагают активную самостоятельную работу учащихся. При составлении курса должны быть использованы не толь­ко репродуктивные (применить уже имеющиеся знания на практике через выполнение упражнений «по образцу»), но и продуктивные мето­ды: новые знания учащиеся должны добыть самостоятельно в процессе выполнения упражнений, которые дополняют материал, представлен­ный в параграфе. Активность учеников обеспечивается новизной изу­чаемого материала (даже при повторении целесообразно хотя бы мини­мально расширять теоретический материал, вводить для анализа более сложные языковые примеры); в младших классах активизации способ­ствует введение игровых моментов, связанных как с процедурой вы­полнения заданий (соревнование команд, кроссворды на лингвистиче­ские темы), так и с занимательностью читаемых и порождаемых текстов (например, сказки на лингвистические темы Ф. Кривина). В более стар­ших классах повышению активности способствует самостоятельная творческая работа по написанию и защите рефератов.

Принцип доступности заключается в следующем: материал должен быть соотнесен по сложности, во-первых, с возрастом учащихся. Но слишком простой материал, особенно материал, представленный в уп­ражнениях, может снизить интерес к изучаемому. Во-вторых, материал должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. В данном случае нужен индивидуальный подход, который очень трудно осущест­вить в пределах урока; если вузовская и лицейско-гимназическая форма обучения ориентируется в первую очередь на успевающего ученика, осу­ществляя отсев неуспевающих, то обучение в неспециализированных средних учебных заведениях должно дать знания в пределах стабильной программы каждому учащемуся — и отстающему, и превосходящему общий уровень. Это возможно только при использовании дифференциро­ванного подхода к проверке знаний учащихся через использование за­даний разного уровня сложности, а также заданий, обязательных для вы­полнения, и дополнительных заданий повышенного уровня сложности.

Прочность усвоения знаний достигается логикой построения изуча­емого материала, системой упражнений, требующих не автоматическо­го, а творческого и сознательного перенесения полученных знаний, спе­циальными методами на этапе усвоения материала, а также постоянным повторением материала уже после изучения раздела.

Наглядность — это использование специальных средств для опоры на различные анализаторы при восприятии и усвоении материала. Раз-

личают зрительную, слуховую и зрительно-слуховую наглядность. На уроках русского языка используются следующие виды зрительной на­глядности: 1) натуральная (указание на предметы, например, при изуче­нии слова и его лексического значения); 2) графическая (схемы, табли­цы); 3) изобразительная (рисунки, репродукции, диапозитивы, слайды).

Читайте также:
Какая программа читает на андроиде docx

Помимо статических средств зрительной наглядности существуют ди­намические средства — видеоряд в видеозаписи или компьютерной программе. Так, компьютерные обучающие программы могут использо­вать таблицы, в которых отдельные структурные элементы появляются и исчезают.

Наглядность может быть слуховой: на уроках фонетики и развития речи можно продуктивно использовать записи эталонной речи для демонстрации орфоэпических норм, при изучении лексики — за­пись диалектной речи. Наглядность служит для того, чтобы, во-первых, облегчить понимание материала и, во-вторых, задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти: моторную (в школьном возрасте она согласно исследованиям психологов играет очень сущест­венную роль), зрительную, слуховую. Наглядности способствует стро­гая последовательность в записи на доске и в тетрадях, выделение опре­делений и примеров различными графическими средствами (подчерки­вание, выделение маркером, запись ручкой другого цвета). Большую роль играют схемы и таблицы разного рода, как висящие на стенах класса, так и составленные на доске и в тетрадях. В старших классах принцип наглядности уже не имеет той актуальности, которую он имеет в младших и средних классах, однако он приобретает новый аспект: старшеклассников надо готовить к обучению в высших учебных заве­дениях, а именно учить писать и обрабатывать конспекты.

Принципы обучения, применимые именно к русскому языку как учебному предмету, называют частнодидактическими или общеметодическими. Выделяют следующие общемето­дические принципы: экстралингвистический, системный, структурно-семантический, функциональный, синхронический.

Экстралингвистический принцип заключается в понимании связи языка и внеязыковой действительности. Выход на экстралингвистиче­скую действительность лучше всего осуществляется при изучении лек­сикологии (так, например, слово устаревает и превращается в архаизм с исчезновением или переименованием обозначаемой им реалии). Но чрезвычайно важно последовательно бороться с неразграничением грам­матических значений и информации о внеязыковой действительности. Существующие учебные комплексы уделяют этой проблеме недоста­точно внимания. Необходимо последовательно проводить мысль о фор­мальном выражении грамматических категорий, что помогает разграни­чить, например, морфологический признак числа существительного и вне-

языковую информацию о количестве предметов (форма множественного числа для обозначения как одного, так и нескольких предметов у слов типа сани, отсутствие информации о морфологическом признаке числа в случаях типа Он надел пальто, отсутствие идеи количества у несчет­ных существительных типа молоко, сливки при наличии морфологиче­ского признака числа); обосновать отсутствие грамматического призна­ка лица у глаголов прошедшего времени при возможном наличии лек­сической информации (Он пришел); последовательно разграничить одно­составные (Мне боязно) и двусоставные предложения (Я боюсь) и т. д.

Системный принцип (который необходимо отличать от общеди­дактического систематического) состоит в рассмотрении языковых еди­ниц как взаимосвязанных элементов системы; единицы каждого уровня рассматриваются в их взаимосвязи с единицами как этого же уровня, так и других уровней. Так, например, звуки и их позиционные измене­ния изучаются в соотношении с другими звуками, с обозначающими их буквами и с учетом морфемного членения слова.

Структурно-семантический принцип заключается в работе с язы­ковыми единицами не только с точки зрения их формального выраже­ния, но и с учетом их значения. Практически во всех разделах изучают­ся значимые единицы — морфемы, слова, предложения. Необходимо обращать внимание на двустороннюю природу языкового знака; осо­бенно это касается морфемики и морфологии. В морфемике необходимо учитывать, что морфемы являются минимальными значимыми частями слова и что поэтому морфемный разбор не может быть проведен меха­нически, «на глазок». При изучении морфологии существенно то, что разные значения одного и того же слова могут иметь разные морфоло­гические характеристики (например: слово лес в значении ‘совокупность деревьев’ имеет формы единственного и множественного числа, а в зна­чении ‘строительный материал’ — формы только единственного числа).

Функциональный принцип заключается в демонстрации функции единиц разных уровней: смыслоразличительной для звуков в сильной позиции (фонем), ономасиологической для морфем, номинативной для слов, коммуникативной для предложений.

Различение синхронии и диахронии актуально потому, что про­граммы по русскому языку ориентированы на изучение современного русского литературного языка и практически не включают материал по истории языка. Однако учащиеся должны понимать, что развитие языка представляет собой процесс, в ходе которого язык существенно изменя­ется: устаревают одни слова и появляются другие, распадаются связи между значениями многозначного слова и формируются омонимы, сло­ва могут менять свою морфемную структуру из-за утраты их произво­дящих и т. д. При создании учебных комплексов и разработке факульта-

тивов необходимо решить, в каком объеме и с какой целью нужно вво­дить исторические сведения, возможно ли привлечение знаний о проис­хождении слова, если это помогает его правильному написанию, и т. д.

При изучении разделов курса используются также частноме-тодические принципы, описанные в главах, посвященных мето­дике изучения разделов.

Перечисленные принципы должны учитываться как авторами про­грамм и учебных комплексов, так и учителями при подготовке к урокам русского языка.

Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Ред.

М. Н. Скаткин. М., 1989.

Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб., 2001.

Донская Т. К. Принципы развивающего обучения русскому языку: Учебное

пособие к спецкурсу. Л., 1985.

Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие дляучителя. М., 1984.

Курцева 3. И. Использование средств наглядности на уроках русского языка:

Учебно-методическое пособие. М., 1989.

Вяткин Л. Г. Самостоятельность учащихся на уроках русского языка: Пособиек спецкурсу. Саратов, 1993.

Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка:

Пособие для учителя. М., 1985.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru