Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева.
Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».
«Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.[17,98]
Программа «Детство» — результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.[20]
Принципы обучения
Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы.[3,13]
Основной интерес в программе представляет раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:
1) Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3—4 года
2) жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей
3) 5-7 года жизни).
Овладение основами двигательной культуры (.3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).[3,13]
Первая часть включает представления о навыках самообслуживания и практические умения, которые должны освоить дети в процессе умывания, одевания, приема пищи, ухода за вещами и игрушками.
Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений в области гигиенической культуры и уровню сформированности двигательной культуры.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней выделены три уровня усвоения детьми содержания программы. Это позволит педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.[3,13]
Программа имеет четкую структуру, подробно и глубоко описана каждая часть раздела. Например, воспитатель, работая по этой программе в младшей группе, с детьми 3-го года жизни, сможет познакомиться с краткой характеристикой этого возраста. Содержание ее позволит педагогу четко выделить главные моменты в развитии и воспитании детей — необходимость уделять внимание психическому самочувствию ребенка, необходимость овладения ребенком основами гигиенической и двигательной культуры к концу 3-го года жизни.[3,14]
Рабочая программа воспитания в ДОО: основы проектирования и перспективы реализации
Из раздела «Освоение основ гигиенической культуры» педагогу становится ясно, какие представления надо сформировать у ребенка: ребенок должен «. на картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы. », какие практические умения важно сформировать у детей (в процессе умывания, приема пищи, одевания и др.) и как закрепить эти умения в игре — «В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать. в играх-демонстрациях с игрушками, показываемыми воспитателем, помогать кукле правильно одеваться. ».[12,14]
Содержание раздела «Овладение основами двигательной культуры» позволит воспитателю познакомиться:
v с задачами в работе с детьми («вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем; приучать детей в движении реагировать на сигналы»);[3,14]
v с перечнем физических упражнений для освоения детьми (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры);
v с перечнем физических упражнений, которые необходимы для детей в течение года: разные виды построения («в круг, парами, в колонну. »); исходные положения; виды ходьбы («ходьба «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина2—3 м. »), виды бега, прыжков; катание, бросание и ловля; ползание и лазание; подвижные игры; двигательные умения («Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений, активно включаться в выполнение упражнений. »);[3,14]
v с уровнями усвоения программы: низкий («Движения ребенка — импульсивные, напряженные, скованные. реакция на сигнал замедленная. В играх и упражнениях малая активность. »), средний, высокий;
v с минимальными результатами («бег на 10 м — 10,2 сек.; прыжок в длину с места — 30 см»).
В дополнение к программе «Детство» издана парциальная программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи — Дансе».
Таким образом, в программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представления о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.
Источник: studbooks.net
Каковы ведущие условия реализации Программы Детство?
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
‒ развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
‒ создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
‒ создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи развития и воспитания ребенка, которые решает Программа «Детство»
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
‒ укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
‒ целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
‒ обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
‒ развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
‒ развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
‒ пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
‒ органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
‒ приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
‒ приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Каковы ведущие условия реализации Программы Детство?
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Реализация Программы ориентирована на:
‒ создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста.
‒ обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе.
‒ ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Анализ программы «Детство»
· направленность на развитие личности ребенка
· направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
· патриотическая направленность программы
· нацеленность на дальнейшее образование
· направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
· направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Особенности реализации программы:
· соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка
· сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
· соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
· строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
· основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса
· строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой
Вывод: В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания». Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Анализ программы «Детство»
· создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации
· направлена на развитие самостоятельности
· обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства
· приобщении детей к добру, красоте
· начальное становление личности ребенка
· формирование основ самосознания
· индивидуализации в развитии
· охрана и укрепление здоровья детей
· развитие эмоциональной отзывчивости и гуманности
· приобщение к истокам народной культуры своей страны
· воспитание уважения к другим народам
· Здоровый образ жизни
Вывод: Программа «Детство» создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель:
· закрепить и совершенствовать навыки в выполнении упражнений
· воспитании желания активно участвовать в играх
· формирование основы культуры здоровья
Программные задачи:
1. Оздоровительные задачи: учить детей действовать по сигналу, развивать умение ориентироваться в пространстве, упражнять в ходьбе, формирует знания о здоровом образе жизни
2. Образовательные задачи: развитие умение прыгать, держать равновесие, ходить по узкой дорожке. развивать координационные способности в процессе выполнения комплекса ОРУ, в подвижной игре.
3. Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, способствовать формированию положительных эмоций
Подготовка воспитателя:
1) Выбор место проведения (спортивный зал)
2) Подготовить музыкальное сопровождение
3) Подготовка инвентаря
4) Одежда детей (футболка, шорты, носки).
Способ организации: фронтальный
Источник: poisk-ru.ru