Многообразие муниципалитетов и задач, которые стоят перед ними в процессе определения перспектив развития, делает невозможным разработку единого жесткого стандарта или шаблона, по которому могли бы готовиться документы такого рода. Однако самая общая рамочная структура, отвечающая их целям и задачам, может быть предложена. Многие методологи муниципального управления неоднократно предлагали варианты структуры многолетних муниципальных плановых документов, и практически все они построены вокруг одной логической конструкции – от анализа к целеполаганию и предложению инструментов достижения поставленных целей.
Организационный этап
Процесс работы над комплексной муниципальной программой социально-экономического развития должен быть организован так, чтобы она велась стабильно целенаправленно, профессионально, в условиях широкой и стабильной поддержки всего местного сообщества.
Поэтому представляется необходимым выполнить ряд условий:
Во-первых, процесс работы над программой должен быть инициирован представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования (в том случае, если он возглавляет местную администрацию) либо инициативной группой, имеющей поддержку высших должностных лиц местного самоуправления. Наибольший эффект достигается, если организацию процесса, во всяком случае на начальных этапах, курирует непосредственно глава местной администрации. Впоследствии функции практического организатора работы по разработке программы могут быть переданы другому лицу, например, сотруднику администрации достаточно высокого ранга, получившему соответствующее официальное поручение.
Муниципальные целевые программы
Во-вторых, необходимо создать профессиональную рабочую группу. Наиболее эффективным представляется создание рабочей группы на основе местной администрации.
В состав рабочей группы должны войти депутаты представительного органа местного самоуправления, а также представители органов государственной власти (федеральной, региональной), которая, во-первых, имеет свои интересы в ходе развития территорий, во-вторых, обладает достаточными рычагами (административными, правовыми, финансовыми) для влияния на ситуацию в поселении. В качестве экспертов в рабочую группу приглашаются представители предпринимательского сектора, некоммерческих, общественных и учебных организаций. «Внешние» по отношению к администрации эксперты могут либо принимать непосредственное участие в разработке плана, либо проводить экспертизу документов, подготовленных более узким составом группы. Для налаживания совместной работы целесообразно ознакомить членов рабочей группы с особенностями комплексного подхода к муниципальному развитию, четко обозначить цели и задачи, которые необходимо решить в ходе работы над программой. Рабочая группа может быть создана либо только на время разработки комплексной программы, либо существовать и далее, занимаясь мониторингом социально-экономической ситуации в поселении и оценкой хода выполнения программы.
Развитие муниципальных образований: что это такое и как его обеспечить
В-третьих, к процессу создания, принятия и реализации программы необходимо подключить местное сообщество. Схемы участия общественности в выработке программы могут быть многообразны и зависят от особенностей каждого конкретного муниципального образования. Работа над программой сразу должна быть широко анонсирована (через СМИ, публичные выступления руководителей и пр.).
В ходе работы над программой необходимо обеспечить освещение данного процесса в СМИ, организацию общественных обсуждений по отдельным направлениям программы, общественных слушаний по сводному проекту. Чрезвычайно важно обеспечить проработку основных стратегических установок программы с наиболее активными слоями местного сообщества: молодежью (в т.ч. учащимися старших классов), предпринимательскими кругами и т.п. Возможна организация действующих на период подготовки программы комиссий и групп по отдельным наиболее актуальным направлениям стратегического развития, включающих представителей и администрации, и местного сообщества.
На практике процесс работы над программой начинается проведением совещания у главы администрации поселения с приглашением руководителей ключевых подразделений администрации и депутатов представительного органа местного самоуправления, на котором принимается решение о разработке программы и согласовывается примерный порядок работы над ней. Решение оформляется постановлениям главы администрации поселения о разработке программы и создании рабочей группы. Разработанный рабочей группой план работы над программой утверждается у главы администрации поселения. Проводится семинар для членов рабочей по проблематике муниципального социально-экономического развития (возможно, с приглашением консультантов). Одновременно организуется информационная кампания по освещению хода работы над Программой.
После завершения организационных мероприятий можно переходить к содержательной работе над программой, которая состоит из ряда этапов.
Аналитический этап
На аналитическом этапе в подготовки комплексной программы проводится тщательное исследование социально-экономической ситуации в поселении для реалистичной оценки внешних и внутренних условий развития муниципального образования, его ресурсов, учета разнообразия интересов самых разных представителей местного сообщества.
Обычно основным источником информации для анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании являются данные текущих статистических наблюдений, дающих представление о ситуации и динамике социально-экономических процессов в муниципальном образовании. Однако для поселений, особенно вновь созданных, эти данные не всегда являются доступными в полном объеме. Частично информация может оказаться доступна в отраслевых отделах районных администраций. Однако значительный объем информации придется собирать непосредственно на местах. Незначительные масштабы поселения в этом случае существенно упрощают задачу.
В ходе анализа необходимо также оценить:
— экономико-географическое положение и климатические условия;
— природно-ресурсный потенциал поселения;
— местная и региональная нормативно-правовая база социально-экономического развития поселения;
— структура управления поселения, организационная система планирования развития поселения, организация бюджетного процесса;
— реализуемые местные и региональные программы, проекты и управленческие решения, направленные на развитие поселения;
— политический и информационный климат;
Для получения многоплановой и объективной информации о поселении могут быть использованы материалы опросов населения, руководителей предприятий и организаций, местных и региональных СМИ, предпринимателей; интервью; материалы встреч с представителями предприятий и организаций и пр.
К проведению опросов населения могут быть привлечены студенты местных образовательных учреждений. Именно таким образом было организовано обследование на аналитическом этапе подготовки комплексной программы в городе Бузулуке (Оренбургская область). Студентки местного педагогического колледжа в вечернее время провели телефонный опрос жителей города, по наиболее острым вопросам городской жизни. Результаты опроса позволили более обосновано ранжировать городские проблемы, выстраивать приоритеты их решения.
На основе проведенного анализа оцениваются тенденции развития основных демографических, социальных и экономических процессов.
Для разработки стратегической концепции развития муниципального образования необходимо, чтобы анализ собранной информации позволил выделить позитивные и негативные факторы развития как самого муниципального образования, так и той внешней среды, в рамках которой это муниципальное образование существует. Формализовать результаты подобного анализа возможно в рамках использования формата SWOT-анализа[i][1].
Аббревиатура SWOT произошла от названия четырех факторов, рассматриваемых в процессе проведения анализа: Strengths – сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы
Сильные и слабые стороны – это те составные части деятельности муниципалитета, которые он в состоянии контролировать. Возможности и угрозы – это те факторы, которые находятся вне контроля муниципалитета и могут повлиять на процесс его развития. SWOT-анализ позволяет, сравнивая внутренние силы и слабости с возможностями и угрозами внешней среды, делать вывод о том, в каком направлении развивать поселение, и в конечном итоге как распределять имеющиеся у него ресурсы.
В целом проведение SWOT-анализа сводится к заполнению т.н. «матрицы SWOT-анализа», которая представляет собой таблицу, состоящую из четырех квадрантов. В верхние квадранты записываются преимущества социально-экономического положения поселения, которые оно должно развивать и использовать и слабые стороны, которые следует ликвидировать, либо превратить в преимущества. В нижней строке таблице указываются шансы, предоставляемые поселению внешней средой, а также возможности, и угрозы, которые могут возникнуть в связи с изменениями окружающей обстановки.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы необходимо:
· составить перечень параметров, по которому будет оцениваться положение поселения;
· по каждому параметру определить, что является сильной стороной, а что слабой, что способствует и что угрожает его развитию;
· из всего перечня выбрать наиболее важные факторы для данного конкретного поселения и занести их в матрицу SWOT-анализа.
За основу при оценке внешних и внутренних факторов может быть взята следующая группировка параметров:
Экономико-географическое положение – природные факторы (климат; катаклизмы), природные ресурсы, геополитические факторы (уровень интеграции в систему районных и региональных потоков), транспортное сообщение.
Демография – динамика, структура.
Экономические факторы – отраслевая структура, состояние инфраструктуры, ресурсы (энергетические, материальные, трудовые), технологический уровень производства, экономическая безопасность.
Социальные факторы – доходы (уровень, структура, динамика), обеспеченность жильем, уровень занятости, медицинские и образовательные услуги (качество, доступность), социальные гарантии.
Институциональные и регулятивные факторы – правовая база, механизмы, инструменты, структура управления.
Культурно-исторические – ценности, наследие, традиции.
Выявленные из полученного перечня наиболее значимые параметры SWOT – анализа позволяют составить матрицу решений. Если составить матрицу, в столбцах которой разместить характеристики внешней среды (возможности и угрозы), а по строкам – сильные и слабые стороны, то в местах пересечения строк и столбцов появляется возможность фиксировать решения, направленные на устранение проблем, например, использование сильных сторон для устранения внешних угроз; использование возможностей внешней среды для укрепления слабых сторон поселения; представить масштаб опасности воздействия на поселение внешних угроз с учетом имеющихся слабых сторон и т.д.
Составленная таким образом матрица решений позволяет построить систему действий, включающую как стратегические направления, так и программы и проекты оперативного управления.
Наглядность и простота SWOT-анализа делает его удобным инструментом проведения различного рода мероприятий с участие представителей общественности по обсуждению возможных вариантов развития поселения.
Подготовка Концепции
Следующий этап работы – подготовка Концепции развития поселения – направлен на формирование основных долгосрочных ориентиров развития, которые в дальнейшем станут основой для разработки среднесрочных целевых программ. В Концепции определяются цель и стратегические направления развития, которым будут соответствовать целевые программы. В Концепции также формулируется экономическая политика, которую избирает для себя поселение, в частности, допустимость или недопустимость использования тех или иных экономических рычагов и механизмов.
На основе анализа социально-экономического положения, прогноза основных показателей развития, сопоставления конкурентных преимуществ и недостатков поселения, оценки внешних и внутренних условий развития, осуществленных в рамках SWOT-анализа, разрабатываются сценарии социально-экономического развития муниципального образования, и выбирается наиболее вероятный из них.
В настоящее время поселения при разработке сценариев все чаще отходят от традиционной схемы, включающей «оптимистический», «пессимистический» и «реалистический» варианты развития событий, которые отличаются друг от друга различной динамикой, по существу, одного и того же круга количественных и качественных показателей. Определение направлений, по которым поселение будет развиваться в перспективе, требует отражения всего спектра реальных возможных вариантов изменения ситуации в поселении в будущем. Круг рассматриваемых параметров при выборе сценария в этом случае также отличается исключительным разнообразием – от колебаний товарно-сырьевых рынков до политических коллизий, от демографических изменений до состояния муниципальной инфраструктуры. Все зависит от важности тех или иных параметров для конкретного муниципалитета.
Следующим шагом в разработке Концепции является формирование перспективного «видения» муниципального образования. Видение – это своего рода образ поселения на долговременную перспективу, такой, каким его видит местное сообщество в условиях, определенных ранее разработанным сценарием, с изложением его специфических функций, приблизительного размера, облика жителей, качества их жизни, места поселения в системе других муниципальных образований и т.д.
Взаимодействие с местным сообществом на этапе формирования перспективного видения муниципального образования чрезвычайно важно. Примером этого может служить процесс разработки стратегического плана в одном из шахтерских городов, где в ходе реструктуризации угольной промышленности были закрыты шахты.
Поскольку данный город являлся городом-спутником областного центра, первоначальные представления о его перспективах были связаны фактически с превращением его в «спальный район» крупного города. Однако выяснилось, что местное сообщество, в частности молодежь, абсолютно не согласны с подобным видением перспективы муниципального образования. В результате был сформирован совершенно другой образ будущего данного муниципалитета – как центра притяжения инвестиций, использующего в качестве конкурентных преимуществ близость крупного областного центра при обеспечении более дешевых коммунальных и социальных услуг. Основанная на подобном видении стратегия оказалась чрезвычайно успешной.
В соответствии с сформированным видением определяются стратегические цели и задачи развития. Цели могут быть различными в зависимости от состояния и уровня развития разных муниципальных образований. Однако стратегия не должна быть «обо всех проблемах сразу». Этот документ предполагает концентрацию на нескольких ключевых идеях, лозунгах развития.
Данный принцип легче реализовать в небольшом поселении, где проще определить несколько векторов развития, но такой подход используют и крупные города. Стратегические цели разворачиваются в задачи, предполагающие конкретные решения в долго- и среднесрочной перспективе, для чего в дальнейшем будут сформированы целевые программы.
Окончательный текст Концепции готовит достаточно узкий коллектив разработчиков, которые могут профессионально обобщить материал и изложить его в декларативном, «политическом» документе.
Источник: megalektsii.ru
4. Программа социально – экономического развития муниципального образования.
Программа социально-экономического развития представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам.
Однако программа является лишь частью системы прогнозных и программных документов, хотя и основным и наиболее проработанным. Общая система прогнозных и программных документов по социально-экономическому развитию включает следующие документы:
Периодичность составления, корректировки
Среднесрочный прогноз
Другие программные документы определены следующим образом:
Концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
План социально-экономического развития области — это сводный документ, характеризующий социально-экономическое положение и основные направления деятельности органов власти по регулированию ее социально-экономического развития.
Изучение порядка разработки и реализации программ социально-экономического развития, несомненно, даст навыки для составления прогнозов, концепций и планов. Поэтому в отчете при упоминании программ имеется в виду все программные и прогнозные документы.
Нормативно-правовая база по рассматриваемому направлению
Нормативно-правовой базой для разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются документы, самостоятельно принимаемые в муниципальных образованиях. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ определяет полномочия и обязанности только федеральных органов власти, хотя он часто служит базовым документом для разработки правовых актов муниципальных образований. Субъекты федерации также принимают акты в данной сфере, например, Закон Новосибирской области «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» от 15.06.2000 г. № 100-ОЗ, однако и они определяют полномочия муниципальных органов лишь по участию в разработке региональных программ.
Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития, который также может служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.
Оргструктура реализации рассматриваемого направления
Основу организационной основы выполнения программ социально-экономического развития составляет муниципальный заказчик программы.
К основным функциям муниципального заказчика относятся:
¾ подготовка проекта программы, его согласование с заинтересованными муниципальными, региональными и федеральными органами власти в установленном порядке, представление на утверждение уполномоченным органам местного самоуправления;
¾ координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;
¾ непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования, формирование финансовых и инновационных институтов, а также работ в области территориальной кооперации и реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ на территории муниципального образования;
¾ подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти по корректировке программы.
Роль муниципального заказчика обычно выполняет экономическое подразделение администрации муниципального образования (в названии может присутствовать словосочетание «экономического развития»). В этом подразделении может существовать отдел, непосредственно занимающийся разработкой прогнозов и программ.
Муниципальный заказчик может создать дирекцию из представителей органов власти региона, муниципального образования и исполнителей ведущих мероприятий программы. Дирекция программы может создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. Дирекция муниципальной программы действует на основании Положения о ней, утверждаемого муниципальным заказчиком программы. Также могут создаваться научно-исследовательские и аналитические центры при органах власти, для разработки программ.
Заинтересованные органы власти муниципального образования принимают участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципального образования в рамках своей сферы компетенции. Как правило, все структурные подразделения принимают участие в выработке предложений в сфере своей компетенции, в обсуждении поступивших предложений, затрагивающих их компетенцию. Многие подразделения являются исполнителями соответствующих мероприятий программы.
Утверждение программы и отчета по ее выполнению осуществляет либо глава муниципального образования, либо коллегиальный орган администрации, либо представительный орган муниципального образования.
Содержание программ
Содержание программ включает в себя описание социально-экономического положения муниципального образования, проблем и действующих мер по его улучшению, изложение целей, задач и мероприятий и характеристика механизма реализации, ресурсного обеспечения и контроля. Типичная структура программы представлена в приложении 1. Показатели и таблицы, программ социально-экономического развития представлены в приложении 2.
Содержательная часть, может состоять из следующих блоков:
1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований:
развитие финансовой и инвестиционной инфрастуктуры; упрощение процедуры регистрации и лицензирования; создание условий для развития малых и средних предприятий; доступ к земле и недвижимости.
2. Нормативно-правовые преобразования:
регулирование трудовых отношений; гарантии неизменности правовых условий и сроков действия принятых законов; создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности; защита прав кредиторов, собственности; выравнивание условий конкуренции; дебюрократизация экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью.
3. Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:
развитие и техническое переоснащение социальной инфраструктуры; жилищная политика; миграционная политика; мероприятия по борьбе с социально опасными заболеваниями.
4. Проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций:
5. Реформирование и развитие промышленности:
устранение монопрофильности; техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий по глубокой переработке сырья; подготовка кадров; конкретные инвестиционные проекты.
6. Развитие агропромышленного комплекса:
глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, в целях производства товаров, конкурентоспособных на мировых и межрегиональных рынках.
7. Развитие транспортной инфраструктуры.
8. Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
9. Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства:
внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий; повышения эффективности работы систем жизнеобеспечения; предотвращение возможных аварий экологического, техногенного характера.
10. Развитие экономических связей с муниципальными образованиями и регионами.
интегрирование в российскую и мировую экономику, науку, культуру.
Хотя основное влияние будет оказывать экономический потенциал муниципального образования, который определяет объем ресурсов для реализации программы.
Источник: studfile.net
Программа развития муниципального образования
Программа развития муниципального образования – это специально разрабатываемый и реализуемый системой органов и должностных лиц муниципального управления программный документ, сосредотачивающий в своем содержании цели, задачи, основные мероприятия социально-экономического развития на долгосрочный период, а также определяющий перечень и объем ресурсов и ответственных за их использование субъектов для реализации мероприятий программы.
Значение программы развития муниципального образования
Конституционным и специальным законодательством в сфере управления местными сообществами местное самоуправление рассматривается как необходимый демократический институт, который обеспечивает самостоятельность муниципального образования в определении направлений реализации собственного развития. При этом на практике муниципальные образования сталкиваются со значительными сложностями при реализации возложенных на них полномочий, поскольку не имеют достаточного собственного финансирования. Так, в частности, налоговые доходы и доходы от использования имущества, составляющего муниципальную собственность, не покрывают расходные обязательства муниципальных бюджетов, и потому благосостояние муниципального образования во многом зависит от поддержки, направляемой ему из федерального и регионального бюджетов.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Кроме того, в последнее время в отечественной практике наблюдается негативная тенденция расширения собственных полномочий муниципального образования при сокращении финансирования его расходных обязательств.
При этом здесь необходимо отметить, что наличествуют муниципальные образования, которые обладают необходимым потенциалом для реализации собственного социально-экономического развития.
Такое развитие реализуется на основании специальных программ, разрабатываемых и реализуемых на местном уровне. Стратегии и программы управления развитием широко используются и на других уровнях публично-правовых образований. Такой подход представляется перспективным и эффективным, что, в частности подтверждается практикой развитых государств, поскольку он позволяет увязать ресурсы бюджета с конкретными целями развития на определенный период.
Содержание программы развития муниципального образования
В соответствии с положениями специального законодательства в сфере государственного прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития в России, а также положениями специального закона, определяющего общие принципы организации местного самоуправления в стране, полномочиями по разработке, утверждению и организации осуществления планов и программ социально-экономического развития муниципальных территорий наделены муниципальные органы любого вида муниципального образования.
«Программа развития муниципального образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- целей и задач преодоления проблем социально-экономического развития исходя из текущего состояния конкретной муниципальной территории, потенциала ее развития;
- основных направлений и мероприятий развития муниципальной территории, привязанных к определенным срокам;
- ответственных за реализацию программы субъектов управления, в частности конкретизации их полномочий по организации производства работ, оказания услуг, выпуска продукта для обеспечения соответствующих задач социально-экономического развития.
Необходимо отметить, что разработка программ социально-экономического развития муниципальной территории должна иметь научную обоснованность и оцениваться с точки зрения возможности практической реализации конкретных мероприятий для достижения поставленных целей и задач. Поэтому на стадии разработки программы развития муниципальной территории необходимо привлекать специалистов в конкретной сфере публичного управления, а также население для установления социальных запросов в управляемой сфере. Это позволит выработать наиболее эффективные мероприятия, отвечающие социальным запросам и задачам публичного управления, создать систему партнерских отношений для совместного с институтами гражданского общества, населением, отдельными индивидами, а также субъектами частного бизнеса, решения задач развития муниципальной территории.
Кроме того, важнейшую роль в эффективности программы развития муниципальной территории играют контрольные мероприятия в отношении ее эффективности. При этом контроль эффективности реализации программы развития должен осуществляться, как на отдельных стадиях, в отношении отдельных мероприятий, так и по завершении программы в целом. Это позволяет вносить необходимые корректировки в мероприятия программы, повышая тем самым ее эффективность.
Проблемы разработки эффективных программ развития муниципального образования
Анализ программ развития муниципального образования позволяет выявить такие проблемы их разработки как формальный подход, в частности, в качестве основных целей социально-экономического развития местного сообщества большинством муниципальных образований называются следующие:
- обеспечение роста благосостояния и качества жизни местного населения;
- обеспечение реализации гарантий в социальной сфере;
- повышение качества образовательных, медицинских, культурных и иных услуг и др.
Такие формулировки носят общий характер, не связаны с текущим состоянием социально-экономического развития конкретной муниципальной территории, и потому не могут выступать основой для разработки эффективных мероприятий развития.
Кроме того, во многих программах отсутствует разработка должного финансового обеспечение мероприятий, что, в свою очередь, приводит к тому, что большинство мероприятий, предусмотренных программой, остаются нереализованными.
Для преодоления названных трудностей необходима разработка и внедрение методологической базы для разработки и реализации программ муниципального развития.
Источник: spravochnick.ru