В составе основной задачи информатики сегодня можно выделить следующие направления практических приложений информатики:
1. архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
2. интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
3. алгоритмизация и программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных алгоритмов и программ);
4. преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
5. защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
6. автоматизация компьютерных процессов (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
7. стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).
Истоки и предпосылки информатики
Информатика. Выпуск 16. Эффективность программ.
Слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации. Кроме Франции термин информатика используется в ряде стран Восточной Европы.
В то же время, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин — Computer Science (компьютерная наука).
Впервые ученые заговорили о информатике, как о науке в 60-х годах20-го века. Но как наука она обрела себя лишь к 80-ым годам 20 века.
В качестве источников информатики обычно называют две науки— документалистику и кибернетику. Документалистика сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20-30-е годы XX века, а основным предметом стало изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота.
Основы близкой к информатике технической науки кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 году, а само название происходит от греческого слова (kyberneticos — искусный в управлении).

Основатель кибернетики Норберт Винер
Термин кибернетика ввел выдающийся французский философ, физик, математик, химик Андре Мари Ампер в первой половине XIX веке. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином гипотетическую науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать.

Андре Мари Ампер (1775 — 1836)
Предметом кибернетики являются принципы построения и функционирования систем автоматического управления, а основными задачами — методы моделирования процесса принятия решений техническими средствами, связь между психологией человека и математической логикой, связь между информационным процессом отдельного индивидуума и информационными процессами в обществе, разработка принципов и методов искусственного интеллекта.
ИНФОРМАТИКА 8 класс: Алгоритмы и исполнители | Видеоурок
На практике кибернетика во многих случаях опирается на те же программные и аппаратные средства вычислительной техники, что и информатика, а информатика, в свою очередь, заимствует у кибернетики математическую и логическую базу для развития этих средств.
Единицы измерения данных
Математические основания
В различных науках существуют различные система измерения данных. Информатика оперирует типами данных, которые могут быть представлены при помощи бинарных кодов двоичной системы счисления.
Двоичная система счисления
впервые предложена гениальным немецким математиком и инженером Готфридом Лейбницем, изобретателем систем счисления, а также основателем дифференциального и интегрального исчисления.
Лейбниц показал, что любое десятичное число может быть выражено при помощи всего двух цифр 0 и 1.

Гениальный немецкий математик
Готфрид Лейбниц (1646-1716)
Двоичная (бинарная) система счисления имеет основание 2.
Ее алфавит составляют цифры 0 и 1.
| Десятичная | Двоичная |
| 0 + 1 | |
| 1 + 1 = 10 | |
| 10 + 1 = 11 | |
| 11 + 1 = 100 | |
| 100 + 1 = 101 |
Плотность информации
Плотность информации определяется функцией

Максимум этой функции имеет место при
x = е = 2,718281828.
То есть наибольшей плотностью записи информации обладает система счисления с основанием e.
Троичная система счисления
Из целочисленных систем счисления обладает наибольшей плотностью записи информации.
Первая троичная ЭВМ «Сетунь» была построена в 1958 году Н. П. Брусенцовым в МГУ.
Восьмеричная (8) и шестнадцатеричная (16)
системы счислений
Компьютерам очень удобно оперировать двоичными числами, но люди не привыкли работать с большим количеством цифр. Например, чтобы представить в двоичном виде число 1234 потребуется больше 10 двоичных цифр (10011010010). Поэтому были придуманы восьмеричная и шестнадцатеричная системы счислений.
Они удобны как и десятичные числа тем, что для представления числа требуется меньшее количество разрядов. А по сравнению с десятичными числами, перевод в двоичное представление очень простой. Это как будто мы двоичное число разбили на группы по три или четыре разряда и каждой двоичной комбинации придумали значок.
Таблица для восьмеричных цифр:
| Двоичная комбинация | Значок |
Таблица для шестнадцатеричных цифр:
| Двоичная комбинация | Значок |
| A | |
| B | |
| C | |
| D | |
| E | |
| F |
Источник: infopedia.su
Примеры задач по программированию онлайн
В данном разделе размещены бесплатные примеры готовых заданий по программированию для студентов, выполненные на разных языках и в разных средах разработки. Программы снабжены отчетами (пояснения, блок-схема, разбор задачи, алгоритм), в некоторых примерах (где это возможно) приложены исходные коды программ.
Если у вас есть трудности с выполнением лабораторных по программированию, практических работ по информационным технологиям, тестов по информатике, написанию программ и т.п., мы будем рады вам помочь.
Задания по языкам программирования
- Примеры программ на Assembler (1 задание)
- Примеры программ на Basic/VB/VBA (1 задание)
- Примеры программ на Паскале (4 задания)
- Примеры программ на Delphi (4 задания)
- Примеры программ на C/C++ (4 задания)
Задания по прикладным пакетам
- Примеры заданий в Excel
- Математические пакеты
Другие работы по информатике
- Контрольные работы по информационным технологиям
- Лабораторные работы по MS Word
- Лабораторные работы по MS Excel
Проверьте, сколько стоит написать программу:
Программирование на заказ от МатБюро
- Как оформить заказ, гарантии
- Вопросы и ответы
- Какие программы мы пишем
- Полезные сайты
Источник: www.matburo.ru
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)
![]()
ВведениеПрезентация «Информатика 8 класс. Введение»Презентация «Информатика 8 класс. Введение» (Open Document Format) Плакат «Техника безопасности»Урок 1. Техника безопасности при работе с компьютером. ТестСсылки на ресурсы ЕК ЦОР
- демонстрация к лекции «Правильная посадка за компьютером» (134882)
Глава 1. Математические основы информатики
§ 1.1. Системы счисления
![]()
Презентация «Системы счисления» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Онлайн тест «Общие сведения о системах счисления»
- Онлайн тест «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»
- Онлайн тест «Компьютерные системы счисления»
- Онлайн тест «Системы счисления». Вариант 1
- Онлайн тест «Системы счисления». Вариант 2
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- анимация «Непозиционные системы счисления» (134984);
- демонстрация к лекции «Развернутая форма записи числа» (128629);
- анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (135050);
- анимация «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел» (128618);
- анимация «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» (128624);
- анимация «Умножение и деление двоичных чисел» (128634);
- виртуальная лаборатория «Цифровые весы» (135009);
- анимация «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (128623);
- анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16» (135020);
- анимация «Схема Горнера» (134855);
- анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» (128625);
- анимация «Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления» (128615);
- интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
- информационный модуль «Понятие о системах счисления»;
- контрольный модуль «Понятие о системах счисления»;
- информационный модуль «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая форма представления чисел»;
- контрольный модуль «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая форма представления чисел»;
§ 1.2. Представление чисел в компьютере
![]()
Презентация «Представление информации в компьютере» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Онлайн тест «Представление чисел в компьютере». Вариант 1
- Онлайн тест «Представление чисел в компьютере». Вариант 2
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659);
- демонстрация к лекции «Представление целых чисел в памяти компьютера» (119430);
- тест по теме «Системы счисления» — «Система тестов и заданий N12» (134887);
- интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» (119410);
- тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» (119342);
- информационный модуль «Достоинcтва и недостатки двоичной системы счисления при использовании ее в компьютере».
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
- информационный модуль «Число и его компьютерный код»;
- практический модуль «Число и его компьютерный код»;
- информационный модуль «Дополнительный код числа. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа»;
- информационный модуль «Числа с фиксированной и плавающей запятой»;
§ 1.3. Элементы теории множеств и комбинаторики
Интерактивные тесты
- Онлайн тест «Элементы теории множеств и комбинаторики». Вариант 1
- Онлайн тест «Элементы теории множеств и комбинаторики». Вариант 2
§ 1.4. Элементы алгебры логики
![]()
Презентация «Элементы алгебры логики» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Онлайн тест «Элементы алгебры логики». Вариант 1
- Онлайн тест «Элементы алгебры логики». Вариант 2
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- демонстрация к лекции «Основные понятия математической логики» (128630);
- демонстрация к лекции «Вычисление логических выражений» (128658);
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
- информационный модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»;
- практический модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»;
- информационный модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»;
- практический модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»;
- контрольный модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»;
- информационный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»;
- практический модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»;
- контрольный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»;
- информационный модуль «Решение логических задач»;
- практический модуль «Решение логических задач»;
- контрольный модуль «Решение логических задач».
Свободное программное обеспечение:
- демонстрационная версия логической головоломки
- тренажер «Логика»
Глава 2. Основы алгоритмизации
§ 2.1. Алгоритмы и исполнители
![]()
Презентация «Основы алгоритмизации» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Онлайн тест «Алгоритмы и исполнители». Вариант 1
- Онлайн тест «Алгоритмы и исполнители». Вариант 2
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- лекция по теме «Наибольший общий делитель» (185111);
- лекция по теме «Наименьшее общее кратное» (184642);
- анимация «Решето Эратосфена» (180279);
- демонстрация к лекции «Исполнитель алгоритма» (128639);
- демонстрация к лекции «Происхождение и определение понятия алгоритма» (126137);
- демонстрация к лекции «Свойства алгоритма» (128655);
Свободное программное обеспечение:
§ 2.2. Способы записи алгоритмов
![]()
Презентация «Способы записи алгоритмов» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Онлайн тест «Способы записи алгоритмов». Вариант 1
- Онлайн тест «Способы записи алгоритмов». Вариант 2
Свободное программное обеспечение:
- система КуМир — Комплект учебных миров
- редактор блок-схем
§ 2.3. Объекты алгоритмов
![]()
Презентация «Объекты алгоритмов» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Онлайн тест «Объекты алгоритмов». Вариант 1
- Онлайн тест «Объекты алгоритмов». Вариант 2
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- демонстрация к лекции «Понятие величины, типы величин» (126808);
- демонстрация к лекции «Команда присваивания» (126795);
§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции
![]()
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование» (Open Document Format)
![]()
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» (Open Document Format)
![]()
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Онлайн тест «Основные алгоритмические конструкции». Вариант 1
- Онлайн тест «Основные алгоритмические конструкции». Вариант 2
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- демонстрация «Режимы работы программы “Конструктор алгоритмов”» (126134);
- демонстрация к лекции «Интерфейс программы «Конструктор алгоритмов»» (125844);
- программа «Конструктор алгоритмов»(127435);
- модуль для коллективной работы «Линейные алгоритмы» (217039);
- демонстрация к лекции на тему «Полное и неполное ветвление» (126120);
- модуль для коллективной работы «Алгоритмы с ветвящейся структурой» (217044);
- демонстрация к лекции на тему «Циклические алгоритмы» (126789);
- модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с предусловием» (217033);
- модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с постусловием» (217037);
- модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с параметром» (217024)
Свободное программное обеспечение:
- система КуМир — Комплект учебных миров
- редактор блок-схем
Интерактивный тест «Основы алгоритмизации»
Глава 3. Начала программирования
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования
![]()
Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Тест «Общие сведение о языке программирования Паскаль». Вариант 1
- Тест «Общие сведение о языке программирования Паскаль». Вариант 2
Свободное программное обеспечение:
§ 3.2. Организация ввода и вывода данных
![]()
Презентация «Организация ввода и вывода данных» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Тест «Организация ввода и вывода данных». Вариант 1
- Тест «Организация ввода и вывода данных». Вариант 2
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Свободное программное обеспечение:
§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов
![]()
Презентация «Программирование линейных алгоритмов» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Тест «Программирование линейных алгоритмов». Вариант 1
- Тест «Программирование линейных алгоритмов». Вариант 2
Свободное программное обеспечение:
§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов
![]()
Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Тест «Программирование разветвляющихся алгоритмов». Вариант 1
- Тест «Программирование разветвляющихся алгоритмов». Вариант 2
Свободное программное обеспечение:
§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов
![]()
Презентация «Программирование циклических алгоритмов» (Open Document Format)
Интерактивные тесты
- Тест «Программирование циклических алгоритмов». Вариант 1
- Тест «Программирование циклических алгоритмов». Вариант 2
Свободное программное обеспечение:
Интерактивный тест «Начала программирования»
Источник: bosova.ru