ИСР Lazarus для каждого проекта создает несколько файлов. Чтобы файлы разных проектов не перепутывались, следует для каждого проекта создавать свою папку с именем, содержащим номер работы и номер задания (например, папку 03_1 для задания 1 работы 3). (далее…)
Пример 1.1.
Активизировать ИСР. Ознакомиться с окнами ИСР.
При старте ИСР из Windows выводятся окна ИСР. Главное окно ИСР расположено в верхней части экрана и имеет вид: (далее…)
Пример 1.2.
Создать проект консольного приложения Prg_1_1. Оно должно в символьном режиме выводить на экран фразу «Hello World and Россия!». (далее…)
Пример 1.3.
Создать проект приложения Prg_1_2. Оно должно при нажатии кнопки «Нажми» выводить на экран фразу «Hello World and Россия!». (далее…)
Структура программы и типы в языке FreePascal
Подготовка к работе
- Структура программы на языке FreePascal.
- Задание констант, переменных.
- Типы численных данных и ошибки при преобразованиях типов.
- Организация простейшего ввода-вывода данных.
- Составить программу решения задачи в виде консольного приложения. (далее…)
Пример 2.1.
Создать программу преобразования численных данных из типа Start в типы Fin1, Fin2: (далее…)
Простая программа в Pascal (Pascal ABC) «Дни Недели»
Пример 2.2.
Создать программу взаимных преобразований строковых и символьных типов. Она должна отображать слово World строками разного типа и добавлять к строке символ восклицательного знака ( ! ). (далее…)
Пример 2.3.
Создать программу работы с типом TDateTime. Она должна запрашивать дату и время рождения, выводить текущие дату/время, запрашивать желаемое время обучения, выводить дату/время и день недели конца обучения. (далее…)
Линейные структуры
Подготовка к работе
- Запись констант, переменных, стандартных функций.
- Правила записи арифметических выражений.
- Арифметический оператор присваивания.
- Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием.
- Составить программу решения задачи в виде консольного приложения. (далее…)
Пример 3.1.
Вычислить при x = 2.1, y = 0.59, z = -4.8 значения a и b, используя формулы: (далее…)
Пример 3.2.
Повторить задание 1, используя функции из модуля math. В листинг добавляем ссылку на модуль math, что позволяет использовать прямо функцию тангенса tan(аргумент) и возведения в степень power(основание, степень). Окно работающего приложения имеет такой же вид, как в задании 1. (далее…)
Структуры с ветвлениями
Подготовка к работе
- Условная и безусловная передача управления;
- Вычислительные процессы с разветвляющейся структурой.
- Разработать алгоритмы решения в соответствии с заданием.
- Составить программы решения задач. (далее…)
Пример 4.1.
Вычислить при y=1.3, x=[0.. 2.1] с шагом 0.3 значения функции a. Результат вывести в виде таблицы. Проект – консольное приложение. (далее…)
Pascal ABC #1 Пишем программу для сложения, вычитания, умножения, деления двух чисел
Пример 4.2.
Вывести сообщения для дней недели с использованием оператора множественного ветвления. Проект – консольное приложение. В программе в разделе объявления типов type определен тип WeekDay из 7 строк. (далее…)
Циклы с неизвестным числом повторений
Подготовка к работе
- Организация циклов с неизвестным числом повторений.
- Инструкции циклов while…do и repeat…until.
- Вычисление суммы членов бесконечного ряда.
- Разработать алгоритмы решения задачи.
- Составить программы решения задачи. (далее…)
Пример 5.1.
Вычислить значение суммы членов бесконечного ряда
(далее…)
Пример 5.2.
Блок- схема алгоритма (далее…)
Циклы с заданным числом повторений
Подготовка к работе
- Организация циклов с известным числом повторений.
- Инструкции циклов for…to…do и for…downto…do.
- Разработать алгоритмы решения задач.
- Составить программы решения задач. (далее…)
Пример 6.1.
Пример 6.2.
Массивы
Подготовка к работе
- Способы описания размеров массивов.
- Способы ввода и вывода массивов.
- Реализация приемов накопления суммы или произведения элементов массивов, запоминания результатов, нахождения наибольшего и наименьшего.
- Способы ввода и вывода матриц.
- Разработать алгоритмы решения в соответствии с заданием.
- Составить программы решения задач. (далее…)
Пример 7.1.
Вычислить наибольший элемент Xmax массива Х и его порядковый номер Nmax. Размерность массива. Результат – консольное приложение.
Пример 7.2.
Вывести квадратную матрицу X размером N в виде таблицы. Вычислить и вывести сумму первых положительных элементов нечетных столбцов матрицы и обнулить элементы, размещенные над суммируемыми элементами.
Файлы
Подготовка к работе
- Типы файлов, определенные в Lazarus.
- Связь с дисковыми файлами.
- Операции с типизированными файлами.
- Операции с текстовыми файлами.
- операции с нетипизированными файлами.
- Разработать алгоритмы решения в соответствии с заданием.
- Составить программы решения задач. (далее…)
Пример 8.1.
Создать программу создания, записи и добавления записи текстового файла. Создать текстовый файл из 5 строк и посмотреть его содержимое. Затем добавить в этот файл еще 5 строк и проверить содержимое итогового файла.
Пример 8.2.
Создать программу демонстрации произвольного доступа к элементам файла. Она заносит в файл последовательно числа в диапазоне от N1 до N2 (целые и положительные). После записи из файла считываются на дисплей все его компоненты с номерами (начиная с 0). (далее…)
Пример 8.3.
Создать программу для высокоскоростного копирования файла-источника в файл-приемник. В качестве файла-источника использовать результат компиляции Prg_8_1.exe программы задачи 1, созданный ранее. В качестве файла-приемника определить файл с именем Prg_8_1a.exe. После выполнения нужно проверить, что на диске имеется файл-приемник того же размера и содержания. Чтобы убедиться в этом, можно этот файл исполнить. (далее…)
Пример 8.4.
Создать программу обмена данными с файлом, использующую связь с файлами без файловых переменных. Она заносит в буфер 6 случайных чисел и переносит их в файл (он создается в папке проекта). Затем буфер обнуляется, и из файла возвращаются первые 4 числа. (далее…)
Подпрограммы
Подготовка к работе
- Правила объявления подпрограмм.
- Связь формальных и фактических параметров.
- Способы передачи фактических параметров в подпрограмму.
- Обращение к процедурам и функциям.
- Разработать алгоритмы и программы решения задач. (далее…)
Пример 9.1.
Найти след (сумма элементов главной диагонали) квадратных матрицы A[k,k] и B[n,n], где k, n – размеры матриц. Сделаем это с помощью подпрограммы-функции Sled. В программе пользователь по запросу вводит размеры матриц A и B. Затем матрицы заполняются случайными числами с помощью вложенных циклов и функции Random (возвращает случайные вещественные числа в интервале 0..1). Для контроля ввода матрицы выводятся на экран. Далее последовательно для матриц A и B вызывается функция Sled, и вычисленные значения следов матриц A и B выводятся на экран. (далее…)
Пример 9. 2.
Найти сумму всех элементов и след (сумму элементов главной диагонали) квадратных матриц A[k,k] и B[n,n], где k, n – размеры матриц. Сделаем это с помощью подпрограммы-процедуры Sum_Sled. В отличие от задания 1 в подпрограмме вычисляются два значения Sum – сумма и Sled – след. (далее…)
Динамическая память
Подготовка к работе
- Назначение динамической памяти.
- Назначение и свойства указателей.
- Операции с динамическими структурами.
- Фрагментация данных в динамической памяти.
- Составить программы решения задач. (далее…)
Пример 10.1.
Создать динамические структуры типов byte и word, выполнить над ними операцию сложения, после чего освободить память для указанных структур в порядке, обратном выделению. Проект – консольное приложение. (далее…)
Пример 10.2.
Программа скоростного копирования файла произвольного размера (файл prg_8_1.exe) из папки 08_01 в папку 10_02 с использованием ДП и процедур GetMem и FreeMem. (далее…)
Исключения
Подготовка к работе
- Класс исключений и их обработка.
- Разработать алгоритмы решения задач.
- Составить программы решения задач. (далее…)
Пример 11.1.
Создать программу обработки исключений, использующую инструкцию try…except. Проект – консольное приложение. (далее…)
Пример 11.2.
Создать программу обработки исключений, использующую инструкцию try…finally. Проект – консольное приложение. (далее…)
Списки
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить определенные в ИСР Lazarus списки и основные команды, используемые для работы с ними. (далее…)
Пример 12.1.
Создать проект работы со списками. В проекте предусмотреть:
- Инициализацию поля ввода.
- Заполнение комбинированного списка из поля ввода.
- Вставку строки в комбинированный список.
- Копирование строк из списка ComboBox в список ListBox, (далее…)
Модули
Подготовка к работе
- Назначение и использование модулей.
- Разработать алгоритмы решения задач.
- Составить программы решения задачи. (далее…)
Пример 13.1.
Создать вызывающую программу, использующую модуль комплексной арифметики Complex, содержащий 4 функции: сложение, вычитание, умножение и деление. Вызывающая программа должна выполнить функцию по варианту задания функцию сложения с комплексными операндами Comp1=6 + i*8 и Comp2=7 + i*11. (далее…)
Пример 13.2.
Повторить задание 1, реализовав модуль в виде DLL Complex2. Проект – приложение. (далее…)
Таблицы
Подготовка к работе
- Cвойства компонентов Label, Button, Edit, StringGrid.
- Cобытия onClick, onChange, onCreate.
- Как создать код обработчика события. (далее…)
Пример 14.1.
- Запустить ИСР.
- Создать в ней новое приложение.
- Присвоить свойству Caption компонента Form1 значение Таблица конвертации .
- Сохранить модуль под именем prg_14_1_, а проект под именем prg_14_1.
- Установить на форме компоненты: однострочные редакторы Edit1 и Edit2, метки Label1 – Label3, кнопки Button1- Button7 (со страницы Standard ), таблицу строк StringGrid1 (со страницы Additional) . Компоненты расположить так: (далее…)
Графика, отображение графиков функций
Подготовка к работе
- По рекомендованной литературе изучить графические средства Lazarus.
- Разработать алгоритмы решения и составить программы решения задач. (далее…)
Пример 15.1.
Создать программу рисования в форме графика функции с поясняющим текстом. Проект – приложение. Функция – синус. Программа предусматривает три варианта рисования графика: (далее…)
Графика, примитивы
Подготовка к работе
- Назначение, типы и методы работы с графическими примитивами.
- Свойства компонента TShape. (далее…)
Пример 16.1.
Создать программу рисования в форме графического примитива с заливкой. Примитив – пятиугольная звезда, рисуется при нажатии кнопки мыши (событие onDown) на форме. Если нажата левая кнопка мыши, то цвет линий clBlack (черный), стиль заливки bsDiagCross (диагональный крест), цвет заливки – clRed (красный). Если нажата правая кнопка мыши, то цвет линий clRed (красный), стиль заливки bsCross ( крест), цвет заливки clBlue (синий). (далее…)
Пример 16.2.
Создать проект, в котором в форме с изменяемым цветом отображается компонент Shape1 (фигура), для которого можно менять тип и цвет. Формы фигур: stCircle, stEllipse, stsquare. (далее…)
Графика, растровые изображения и анимация
Подготовка к работе
- Графические средства Lazarus.
- Разработать алгоритмы решения задач.
- Составить программы решения задач. (далее…)
Пример 17.1.
Создать программу работы с графическими файлами, Проект – приложение. В программе используется файл растровой картинки Фиалка.bmp, который надо загрузить в ту же папку, где находится проект приложения. Этот файл находится в папке УМД к ЛР. (далее…)
Пример 17.2.
Создать программу демонстрации анимации: движение самолета на фоне фабрики. Проект – приложение. В программе используются два файла растровых картинок, которые надо загрузить в ту же папку, где находится проект приложения: (далее…)
Тестирование и отладка
Подготовка к работе
- Способы получения данных состояния программы.
- Отладочная печать.
- Пошаговое выполнение программы в версиях «Шаг в обход» и «Шаг со входом».
- Выполнение программы до позиции курсора.
- Использование окна «Список наблюдения».
- Использование окна «Точки останова».
- Использование окна «Стек вызова».
- Изучить алгоритм и программу учебной задачи в данной работе.
- Получить для примера набор данных для отладочного контроля. (далее…)
Пример 18.1.
Протестировать учебную программу с условиями:
- С помощью отладочной печати контролировать массив s[i].
- Переменные для окна «Список наблюдения» – a,b,s,i.
- Точки останова – m1,m2,m4. (далее…)
Источник: pascal-cod.ru
Сборник лабораторных работ в среде Pascal ABC
методическая разработка по теме
Паскаль в настоящее время следует рассматривать как учебный язык, позволяющий, при своем простом синтаксисе, сосредоточиться на алгоритмической стороне программирования, не вдаваясь в детали разработки сложных пользовательских интерфейсов и структур данных.
В пособии содержится сведения, необходимые для изучения применения различных типов данных в языке Pascal, основы для составления алгоритмов и программ, содержащих, в том числе, графические примитивы. Представлены способы реализации программ с использованием простых типов, а также приведены способы реализации программ разветвляющейся и циклической структуры. Практическое применение иллюстрируется различными примерами. Обсуждается методика выполнения лабораторной работы. Приведены дифференцированные перечни заданий на выполнение лабораторных работ.
Пособие, таким образом, рассчитано на базовый курс подготовки по основам программирования и тех студентов, для которых оно не является основной специальностью, и начинающих студентов-программистов.
Пособие содержит как лекционный материал, так и большое количество исходных текстов программ-примеров.
Предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, изучающих основы программирования на примере языка PASCAL
Скачать:
![]() |
945.1 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль
Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч.
СБОРНИК ЗАДАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ по дисциплине: «Метрология, стандартизация, сертификация» для специальностей: 150411, 240401, 220301, 140613
Язык программирование Pascal ABC Цель: Познакомить с понятием язык программирования Pascal и основными конструкциями языка. Сформировать навыки использования. — презентация
Презентация на тему: » Язык программирование Pascal ABC Цель: Познакомить с понятием язык программирования Pascal и основными конструкциями языка. Сформировать навыки использования.» — Транскрипт:
1 Язык программирование Pascal ABC Цель: Познакомить с понятием язык программирования Pascal и основными конструкциями языка. Сформировать навыки использования разных типов данных при решении задач. Показать комплексное использование компьютера (источник информации, исполнитель алгоритмов ) Учитель информатики гимназии 12 г. Тюмени Бугаева Елена Викторовна
2 Язык программирования Язык программирования – это совокупность набора символов системы (алфавит), правил образования(синтаксис) и истолкования конструкций из символов (семантика) для задания алгоритмов с использованием символов естественного языка. Pascal — процедурный язык, имеющий блочную структуру. Набор операторов языка отражает принципы структурного программирования.
3 Существует два «вида» переводчиков языков программирования, основная задача которых, перевести программу с языка программирования в машинные коды понятные компьютеру: Компилятор — Компилятор переводит всю программу сразу и только после этого, если в ней нет ошибок, запускает её на выполнение. Интерпретатор — Интерпретатор переводит текст программы построчно и сразу построчно её выполняет.
4 Запуск Pascal ABC C:Program FilesPABCPascalABC.exe
5 Управление средой Управление средой осуществляется с помощью меню, которое аналогично меню текстового редактора
6 Алфавит языка 1) 26 латинских букв 2) Цифры 3) Арифметические операции: +,-, /, *, MOD, DIV 4) Знаки отношений:, = =, , OR, AND, NOT 5) Специальные символы:
7 . отделяет целую часть от дробной, ; — отделяют данные в программе (апостроф) используют для комментариев в программе < > < >используют для комментариев в программе которые не влияют на результат выполнения программы.. Разделитель в обозначении диапазона := знак присваивания () в арифметических выражениях
8 Структура программы Программа на языке Pascal состоит из двух основных частей: описания всех данных, с которыми производятся действия описания всех данных, с которыми производятся действия описания самих действий
10 Описание данных Описание действий
11 Конструкции языка Из символов алфавита конструируются объекты называемые данными. Данные Данные – величины, которые обрабатываются командами и операторами языка. Данные Pascal : Модули; Константы; Переменные; Функции; Выражения; Массивы; Метки.
12 Типы Данных В любой задаче используются, обрабатываются какие-либо данные числа, целые или вещественные, массивы, символы, слова и т.д. Все они характеризуются своим типом Первичными в иерархии типов являются стандартные скалярные, представляющие традиционные типы в языках программирования:
13 целые типы типы Integer, (Integer, Диапазон допустимых значений , размер памяти 2 байта ); вещественные типы типы Real (Real, диапазон допустимых значений 2.9 Е Е 38, размер памяти 6 байт) символьный тип тип Сhar (Сhar, Значениями символьного типа являются символы из множества ASCII, размер памяти, занимаемый символом, — 1 байт. строковый строковый тип (String, (String, символы из множества ASCII, занимаемый несколько символом. логический тип тип Boolean (Boolean, основу математической логики составляют две константы: True (Истина, 1) и False (Ложь, 0). Логические данные широко используются при сравнении величин. Стандартные скалярные типы данных
14 Типы данныхb c integer – целые числа 1, 100, и т.д. real – действительные числа 1.5, 104, и т.д.
15 Д.З: Выучить лекцию
17 Переменные Переменные — величины значение которых меняется в ходе выполнения действий над ними Пример: (переменной F присвоено значение 56): F:= 56 Имя переменной (идентификатор) Значение переменной Знак присваивания
18 Недопустимые имена переменных Имя переменной состоит из одного или нескольких символов латинского алфавита. Недопустимые имена переменных: 21A Начинается не с буквы А С Содержит пробелы ANЯ Содержит русские буквы А ее тип Эти элементы разделяются двоеточием, после указания типа ставится разделитель — символ «;». Var Var имя переменной : тип переменной;
20 Var al: integer; b,c: real; x: char; y: string; a,b: boolean; al:=4; b:=3.5; c:=0.0034; x:=A; y:=алф ; а:=True; b:=False; al:=4; b:=3.5; c:=0.0034; x:=A; y:=алф ; а:=True; b:=False; Например: Описание переменных Действие над переменными в программе
21 Переменная в программе a 5
22 Константы Константы — постоянные величины изменение которых в программе не предусмотрено. Константы по внешнему виду похожи на переменные, однако в отличие от них не могут изменить своего значения. Описание констант начинается со служебного слова const
23 В языке имеются стандартные константы, которые можно использовать без предварительного объявления: Пример: pi True«истина» false«ложь» const max =1000; Pi = ; С = Pi*2; min = — max;const
24 Выражения Выражения используются для вычисления новых значений. Операнды Операнды — это некоторые «элементарные» значения: переменные, константы, вызовы функций. Примеры выражений: а+b-х; у -(2-у+с)*у; sin(x) ;
25 При составлении выражений необходимо знать следующие правила: всё выражение должно быть записано в строку. Например: ((a*x)-a2)/(x1-x2); в выражении в качестве разделителей можно использовать только круглые скобки; нельзя записывать подряд два знака. Например, форма записи а+b/-с неправильна, правильной является форма а + b /(-с).
26 Стандартные функции языка Pascal Математическое определение и результат работы SQR(X) функция возведения в квадрат, где х — переменная целого или вещественного типа. SQRT(X) — функция извлечения квадратного корня, где х — переменная целого или вещественного типа. ABS(X) |x| -функция определения модуля числа х, где х переменная целого или вещественного типа sin(x), cos (x), arctan(x) тригонометрические функции, аргументы и значения которых всегда вещественного типа round (х) операция округления вещественного числа х до ближайшего целого (round (5.67) =6; round (5. 47) =5). ехр (х) — экспонента в степени х, аргумент и значение всегда вещественного типа. trunc (х) — отбрасывание вещественной части х, х — вещественное значение (trunc(5.67)=5). In (х) — натуральный логарифм х, аргумент и значение всегда вещественного типа.
27 Арифметические операции +,-,*,/, div, mod Операцию « /» целых чисел использовать нельзя, так как результат при этом будет выходить за рамки целого типа. Вместо деления к целочисленным данным применяют две операции: операция «деление нацело» с отбрасыванием дробной части, обозначается служебным словом div (14 div 3 =4, 5 div 8=0); операция «взятие остатка от целочисленного деления», обозначается служебным словом mod (14 mod 3 =2, 5 mod 8 = 5).
28 11| div 2= = (-3)*2 + (-1) Пример с отрицательными числами -7 mod 2= div 5 11 mod 5
29 Функции Ln(х) и ехр(х) могут быть использованы для возведения в степень по правилу: Например, значение х 9 вычисляется по формуле ехр (9 ln (х)). х n = ехр ( n ln(x))
30 Д/з: выучить лекцию
31 Повторение 1. Какие типы определены в языке Pascal для работы с числами? (Integer,real) 2. Вычислите значения выражений: 20 div 6 =; 3 2 mod 5 =; 2 80 mod 6 =; div 10 = 50
32 3. Найдите значение выражения A mod (В div С + 5) -10: при А = 35, В = 6, С = 4. Ответ-5 при А = 100, В = 20, С = 3. Ответ -9 Отметьте выражения, которые относятся к целому типу: ; trunc(3.1415); 20/5; sqrt(4); sqr(5.0); 5 +round(12.7).
33 Запишите выражения на языке Pascal. 1
34 Д/з: записать на языке Паскаль выражения. 1) 2) У= B=B= 35 Выполните задание на компьютере: «Выражение в паскаль»
36 Тема: Операторы языка. Обработка числовых и символьных данных
37 2)Найдите ошибки в записи переменных: QЯN CLS 2A Л4 A2!b C$K 1) Определите какие типы данных представлены в примере. Где допущены ошибки: D:=нота SЯ=4/$ 2A=15 204,57 +89/ =:X1 C4:=5 75=A Задание
38 Программа- Программа- представляет собой последовательность операторов записанных друг за другом с новой строки. В программировании для решения какой- либо задачи составляют программу, которая состоит из команд и операторов языка.
39 Оператор- Оператор- это конструкция (предложение) для описания величин, оформленное в виде обозначения какого-то действия, для которого требуется выполнить целый ряд машинных операций.
40 Типы операторов Обычно состоят из открывающего оператора, тела, составного оператора, и закрывающегося оператора Пример: IF X>Y THEN Z=X-Y; Простые Составные Пример: присваивание у :=Sin (Pi/3)
41 Оператор присваивания Он не имеет ключевого слова и определяется знаком := Для изменения значения переменной используют оператор присваивания. Он не имеет ключевого слова и определяется знаком := 34 Min:=34 Min:= Min+4 Min:=> 38 Ячейки памяти min 38
42 Операторы присваивания Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения. Оператор обозначается символом «:=». Оператор считается синтаксически правильным, если тип выражения в правой части совпадает с типом переменной.
43 Примеры использования оператора присваивания: с переменными целого типа – х: = 200, вещественного — у :=Sin (Pi/3), символьного — с : = ‘ 6 ‘; булевского — test: =false
44 var a, b: integer;. a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); b := b + 1; var a, b: integer;. a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); b := b + 1; *4 28 b 8 Изменение значений переменной
45 Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране), существуют процедуры ввода и вывода. Процедуры ввода и вывода
47 Существует две формы процедуры вывода: 1) write (а, b ) ; 2) writeln (x, z) ; В результате выполнения данной процедуры значения переменных будут выведены на экран монитора.
49 Запись на языке Паскаль результат работы программы X1:=4; X2:=8; X3:=x1+x2; write (x1, х 2, хЗ); х:=5; write(Значение х=, х); Значение x=5 х:=4; у:=3; Writeln (Знач. выражения =’, x+sqr(y)); «Значение выражения = 13» Writeln (‘Hello, World!); write ( ‘a=’, a, b=’, b,’c=’,c); Hello, World! a=17 b=34 c=80
50 В процедурах вывода write и writeln имеется возможность установить ширину поля вывода write(у :i: j) печатает значения у с отступом в позиции i и количество знаков после запятой- j. Пример: Количество знаков после запятой Ширина поля Y:= Write (у :4: 2) 6.20
52 Существует две формы процедуры ввода: read и readln: Примеры read(a); read(a, b,с); Readln (x,у);
53 Процедура read обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введенные значения. При вводе нескольких значений с помощью одной процедуры, они разделяются символом «пробел». Для окончания ввода (завершения работы одной процедуры read) нажимается клавиша.
54 read ( a, b ); Ввод значений двух переменных (через пробел или Enter). a 25 b 30 a 25 b 30 через пробел: через Enter : 25 30
56 program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. Пример: программа нахождения суммы 2-х чисел
57 Как работает программа
58 Сложение чисел: простое решение 58 program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. Что плохо? ?
59 Сложение чисел: полное решение 59 program Sum; var a, b, c: integer; begin writeln(‘Введите два целых числа’); read ( a, b ); c := a + b; writeln ( a, ‘+’, b, ‘=’, c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin writeln(‘Введите два целых числа’); read ( a, b ); c := a + b; writeln ( a, ‘+’, b, ‘=’, c ); end. Протокол: Введите два целых числа =55 компьютер пользователь
60 Составьте программу вычисляющие значение выражения, запишите ее в соответствии с правилами Pascal. Задание к уроку:
61 a, b, c, f- целые числа
62 Результат выполнения программы: Решаем пример: Введите значения переменных a, b, c, f: Ответ: 34, Примера должен быть записан по всем правилам записи выражений на языке программирования
63 программа Program Prim_1; Var a, b, c, f: Integer ; x: real; Begin Writeln( Решаем пример ); Writeln ( ( (a / b… ) ) ); Writeln ( ‘Введите переменные a, b, f, c ‘ ); readln (a, b, f, c); X := ( a / ( b…) ); Writeln (Ответ:, x :3 :3); End. Выражение запишите самостоятельно, по всем правилам записи выражений на языке программирования
64 Вычислите выражения ) Вычислите выражения 1 вариант) 2 вариант)
65 Дополнительные возможности в паскаль
66 Модули Модули предназначены для разбиения текста программы на несколько файлов. В модулях описываются переменные, константы, типы, классы, процедуры и функции. Для того чтобы эти объекты можно было использовать в вызывающем модуле, следует указать имя файла модуля в разделе uses вызывающего модуля. Например: uses GraphABC;
67 Модуль описывается до раздела описания переменных. uses crt; Константы модуля CRT Clrscr; –очистка фона экрана; TextColor (n); — цвет букв; (0
68 Константы цвета Название константы (цвет) Зна- чен ие Название константы (цвет) Значение Black (черный)0DarkGray (темно-серый)8 Blue (синий)1LightBlue (ярко-синий)9 Green (зеленый)2LightGreen (ярко-зеленый)10 Cyan (голубой)3LightCyan (ярко-голубой)11 Red (красный)4LightRed (розовый)12 Magenta (фиолетовый)5LightMagenta (малиновый)13 Brown (коричневый)6Yellow (желтый)14 LightGray (светло-серый)7White (белый)15
69 Очистка экрана, цвет текста и фона program p1; uses crt; var c,a,b:integer; r:real; begin clrscr; TextColor (1); textbackground(7);
70 Программа «Диалог с компьютером»
71 Результат программы «Диалог» 1) Привет, меня зовут КОМПЬЮТЕР. Как тебя зовут? Ответ: 2) Очень приятно, Катя! Сколько тебе лет? Ответ: 3) Чудесный возраст! А у тебя есть хобби!? … Катя 15
72 Программа «Диалог с компьютером» Program Dialog; uses crt; var b1,b2,b3… : string; Begin clrscr; Writeln ( Привет, как тебя зовут? ); Write( Твой ответ: ); Readln (b1); Первый вопрос и ответ Количество вопросов = количество переменных
73 Writeln (Очень приятно!, b1,Сколько тебе лет? ); Write(Твой ответ:); Readln (b2); … End.
Источник: www.myshared.ru