Профессиональные программисты создают проекты для Заказчика . И если Заказчик выдвигает какие-то требования, программист обязан их соблюдать, иначе проект не будет принят.
Обратите внимание — в этом и следующих уроках некоторые задания снабжены требованиями, расположенными после заголовка:
Если ТЗ присутствует, необходимо ему строго следовать! Иначе Заказчик (учитель) проект не примет!
Некоторые ТЗ снабжаются алгоритмами , и тогда программу нужно строить по этим алгоритмам .
Возможно, вы решили задачу по-другому, и ваше решение получилось не хуже, а даже лучше. Замечательно! Покажите этот вариант учителю, но только в дополнение к основному решению, выполненному по ТЗ .
Если задание на проект сформулировано не строго (как, например, задание Сам себе режиссёр ), программист должен сначала составить собственное ТЗ , затем алгоритм и только потом программу, которая это ТЗ (вместе с алгоритмом) реализует.
Как составить ТЗ
Составляйте ТЗ по следующему плану:
Scratch, a brief overview and application examples
Название проекта — очень важный элемент, способный сразу расположить пользователя к проекту или, наоборот, оттолкнуть ещё до знакомства с ним
Приложение Подводный танец запускается по зелёному флажку, никаких взаимодействий с пользователем не предусматривается
Когда ТЗ составлено, приступаем к описанию алгоритма, который это ТЗ реализует. Сначала формулируем идею, а потом расписываем план необходимых действий.
Как составить алгоритм
Составляйте алгоритм по следующему плану:
Создать программу движения для одной рыбки и скопировать её для всех рыбок
Повторять в бесконечном цикле мелодию
- Установить в случайное место сцены
- Установить случайное направление
- Установить стиль вращения «кругом»
Повторять в бесконечном цикле движение в текущем направлении с отражением от краёв
Лисёнок , работая по этому алгоритму, получил такой результат:
Видео проекта можно посмотреть по адресу: code/02/fishes.mp4
Видео проекта: code/02/fishes.mp4
Уроки программирования на Scratch — примеры проектов, просмотр реализации программы на Scratch
Программа проекта: code/02/Подводный танец.sb2
Для каждого проекта, следуя ТЗ :
- создайте спрайты, сцену;
- подготовьте музыкальные фрагменты;
- составьте скрипты;
- проверьте работу проекта;
- сохраните проект на диске.
При выполнении проектов придётся использовать команды, устанавливающие спрайт в определённое место на сцене.
Если вы знакомы с понятием координат , просто посмотрите в тезаурусе, как устроены координаты в среде Скретч . Иначе обязательно прочитайте раздел «Координаты» урока 3.
- Кот-вертун ( 2 кука ). Создайте программу для управления котом с клавиатуры:
КлавишаЧто делает Пробел Поворачивает кота в направлении направо 1 Поворачивает кота на 15° по часовой стрелке 2 Поворачивает кота на 15° против часовой стрелки 3 Поворачивает кота на 25° по часовой стрелке 4 Поворачивает кота на 25° против часовой стрелки
А теперь, управляя котом с клавиатуры, заставьте его вертеться так, как на этом видео:
Видео выполненного проекта можно посмотреть по адресу: practical/01/unit02/
Видео проекта: practical/01/unit02/Cat.mp4
Решение сохранить под именем Кот-вертун .
Сон кота на диване за минуту до пробуждения
Отправьте кота в такое лбесконечное� путешествие.
Видео выполненного проекта можно посмотреть по адресу: practical/01/unit02/
Видео проекта: practical/01/unit02/Run_up_the_wall.mp4
Заметим, что скрипты для исполнителей совершающих повторяющие действия, состоят, как правило, из двух частей. Их можно условно назвать Подготовка и Работа . Первая часть готовит исполнителя к работе в цикле, вторая — описывает циклические действия. Скрипт для нашего «бегуна» будет построен именно по такому плану:
- Подготовка (установка кота в начальное положение).
- Работа (бесконечное движение по стенам).
Подготовка
До входа в бесконечный цикл исполнитель:
- Устанавливается в левый нижний угол ( x:-188 y:-115 ).
- И для него задаётся стиль вращения кругом .
Узнать координаты места можно в паспорте спрайта. Ставим спрайт в нужное место на сцене и смотрим координаты этого места в паспорте.
Координаты углов прямоугольника, по которому бегает кот
В бесконечном цикле исполнитель выполняет следующие действия:
- Устанавливается в направлении вправо и идёт в правый нижний угол (команда ).
- Устанавливается в направлении вверх и идёт в правый верхний угол.
- Устанавливается в направлении влево и идёт в левый верхний угол.
- Устанавливается в направлении вниз и идёт в левый нижний угол.
Решение сохранить под именем Бегом по стенам .
Видео выполненного проекта можно посмотреть по адресу: practical/01/unit02/
Видео проекта: practical/01/unit02/Square.mp4
Построим скрипт для Мурлыки по такому плану:
- Подготовка (начальная установка исполнителя).
- Работа (движение по 4-м сторонам квадрата).
Подготовка
- Исполнитель устанавливается в левый нижний угол прямоугольника ( x:-20 y:-130 ).
- Уменьшается в размере на 50% .
- Устанавливается в направлении 60° .
- Задаётся стиль вращения кругом .
Подготовка к путешествию завершена. Теперь Мурлыка должен пройти 4 стороны квадрата.
Проходим первую сторону и поворачиваем исполнителя на 90° против часовой стрелки — (подготовка к прохождению второй стороны; известно, что любой угол квадрата равен 90° ):
Проходим первую сторону
Проходим вторую сторону и поворачиваем исполнителя на 90° против часовой стрелки (подготовка к прохождению следующей стороны):
Проходим вторую сторону
Аналогично проходятся ещё две стороны. Видим, проход каждой стороны выполняется одними и теми же командами:
Квадрат будет пройден после четырёхкратного выполнения этих команд. По завершению работы исполнитель окажется в начальной точке подготовленным (почему?) к новому путешествию по квадрату
Уменьшить количество блоков в скрипте поможет конструкция цикла, только сейчас нужен не бесконечный, а конечный цикл на 4 оборота:
Конструкция конечного цикла помогает сделать скрипт компактным. Если конечный цикл заменить бесконечным, исполнитель будет совершать путешествие по квадрату, пока программа не будет остановлена
Ещё одна рекомендация. По команде Мурлыка не проходит, а пролетает 200 шагов мгновенно, поэтому лучше повторить в цикле 20 раз по 10 шагов:
После каждого оборота цикла в Скретч предусмотрена небольшая задержка
Обратите внимание, код прохождения квадрата составлен так, что не зависит от начального направления исполнителя. Почему?
Решение сохраните под именем Квадратное путешествие и убедитесь, что для любого начального угла исполнитель будет идти по квадрату со стороной 200 , возвращаясь на прежнее место и занимая прежнее направление.
Пример такого проекта описан в подсказках среды Скретч под названием Make a Birthday Card . В этом проекте сцена и спрайты реагируют на щелчки мыши:
Видео выполненного проекта можно посмотреть по адресу: practical/01/unit02/
Видео проекта: practical/01/unit02/Card.mp4
1. Убрать граф. эффекты
1. Изменить цвет
1. Установить на сцене 2. Повернуть направо
Пояснение к пункту 2. Если вращение было прервано, Кот может остановиться в неправильном направлении
Пояснение. Кот повернётся на 360° (24 раза по 15°)
Пояснение к пункту 2. Если смена костюмов была прервана, Гига может оказаться в неправильном костюме
Параллельно:
ПОВТОРИ 15 1. Следующий костюм 2. Пауза Костюм на 1-ый
1. Установить на сцене
Играть birthday song ПОВТОРИ 4 1. Увеличить размер(на 10) 2. Пауза(1 сек) 3. Уменьшить размер(на 10) 4. Пауза(1 сек)
Решение сохранить под именем День рождения .
Составьте программу для управления исполнителем Осьминожка при помощи клавиатуры.
Исполнитель ( octopus , группа Животные , 2 костюма) управляется стрелками клавиатуры: перемещается в заданном направлении, меняя костюмы
Видео выполненного проекта можно посмотреть по адресу: practical/01/unit02/
Видео проекта: practical/01/unit02/Octopus.mp4
Осьминожка
Осьминожку будет «заставлять» работать не цикл, а стрелки клавиатуры. Но всё равно, в программе можно выделить две части:
- Подготовка (подготовка исполнителя к работе).
- Работа (реагирование на стрелки, 4 отдельных скрипта).
Подготовка
В начальный момент (по щелчку на ) исполнитель:
- Уменьшается в размере на 50% .
- Помещается в центр сцены ( x:0 y:0 ).
- Устанавливается в направлении направо .
- Играет маленький музыкальный фрагмент ( drum jam , группа Инструменты ).
- Пишет на экране «Привет!»
Основная «работа» исполнителя — ожидание клавиатурной команды. Нажатие на любую стрелку должно приводить к выполнению следующих действий:
- Устанавливается стиль вращения ( влево-вправо для движения по горизонтали, кругом для движения по вертикали).
- Исполнитель устанавливается в направлении нажатой стрелки.
- Издаёт звук шага (музыкальный фрагмент boing , группа Эффекты ).
- Делает 20 шагов.
- Меняет костюм.
- Если на краю, отталкивается.
Осьминожка меняет костюм после каждого сдвига в заданном направлении. Получается, что сдвиг и смена костюма должны выполняться последовательно, в одном скрипте, а не параллельно, в разных скриптах.
Звук шага исполняем при помощи команды . Эта команда стартует исполнение звука и не задерживает дальнейший ход выполнения скрипта (в отличие от команды , которая задерживает выполнение скрипта до окончания проигрывания звука).
Сцена бесконечно повторяет следующие действия (имитация волнения воды):
- Устанавливает эффект завихрение в значение 1 .
- Ждёт 0.2 секунды.
- Устанавливает эффект завихрение в значение -1 .
Решение сохранить под именем Осьминожка .
Переход на сайт поддержки Скретч
Задание . Ниже приводится видео, которое ранее было на этом сайте под названием Научить спрайт следовать за мышкой (Make your sprite follow the mouse):
Видео выполненного проекта можно посмотреть по адресу: practical/01/unit02/
Видео проекта: practical/01/unit02/To_mouse.mp4
Решение сохраните под своим именем.
Источник: robotlandia.ru
12 лучших игр, написанные на Scratch
Скретч — популярная среда для создания игр для детей. Школьники знакомятся с визуальным кодингом, учатся разрабатывать собственные проекты на этой платформе.
2887 просмотров
Детей привлекает яркий и понятный интерфейс, а функционал понравится даже взрослым. Благодаря созданию игр Scratch можно освоить основы кодинга в упрощенном формате, записавшись на специальные курсы.
Обучение детей программированию в Scratch основано на перемещении и соединении цветных блоков с кодом, которые отвечают за аудио, управление, видео, создание диалогов между героями и т. д. В уже готовый проект можно добавлять персонажей, менять сцену.
Инструменты Scratch позволяют создавать множество проектов. Школа программирования для детей «Пиксель» составила топ-12 игр, написанных на Скретч.
Популярные игры, написанные на Scratch для детей
На платформе существует множество игр на любой вкус. Возможно, играя в «стрелялки», кликеры, выживание, рисование юные геймеры захотят сделать свой проект и записаться на уроки программирования для детей.
Pileated Woodpecker
Игра-кликер, которая поможет создать новогоднее настроение. Игроку необходимо кликать на ствол дерева (использовать мышку или пробел), на котором дятел клюет кору. За каждые 5 кликов лесной доктор получает 1 желудь. Можно накопить 100 желудей и купить еще одну птицу. Это ускорит добычу, позволит завести и вырастить птенца, который будет собирать орехи дуба вместе с родителями.
Можно покупать улучшения, чтобы добыча шла более быстро. В магазине есть скины для смены оперения дятла. При нажатии клавиши snow on на экране появляется эффект снегопада, который придает игре сказочную зимнюю атмосферу.
Poultry Peril
В основе сюжета «Опасности для пернатых» лежит жанр выживания. Игрок с помощью стрелок управляет курицей, которой нужно избегать столкновения с коровами и собирать яйца. Рогатые возникают непредсказуемо в разных частях поля. У птицы в запасе 5 жизней, если корова ее догонит, то исчезает половина сердечка. Цель — как можно дольше сохранять жизни и набирать очки.
Во время игры можно собирать бонусы: щит, который дает временную неуязвимость, дымовая завеса, которая уничтожает коров. Она развивает контроль клавиш и реакцию.
Snowflakes
Это пространство, где можно создавать разнообразные рисунки с помощью снежинок. Для того, чтобы они появились в определенной области игрового поля, достаточно кликнуть мышкой. Можно любоваться отдельными элементами или собирать из них фигуры. Игра подойдет для тех, кто хочет отдыха и релаксации.
Игра с преодолением препятствий для телефона или компьютера. Главный герой — маленький червяк, который взбирается в гору, преодолевая разнообразные преграды. В начале есть короткое обучение. Перемещение происходит с помощью стрелочек. Препятствия можно перепрыгивать или проползать снизу. Червячку на пути будут встречаться животные, столкновения с которыми нужно избежать.
Бродилка увлекательная, уровней много, их сложность постепенно повышается. Если преодоление преград в начале показалось вам легким — расслабляться не стоит.
Scratchjump
Кот перепрыгивает с блока на блок, стараясь забраться как можно выше. Управляют персонажем с помощью стрелок вправо и влево. Если следующая ступенька находится на противоположной стороне игрового поля, можно использовать телепорт. У Scratchjump нет счетчика очков, возможно, нет конца.
Super Mario Bros
При прохождении бродилки нужно собирать монетки. Персонаж время от времени сталкивается головой с блоками, на которых изображен знак вопроса. В этом случае он получает сюрприз: несколько очков или нового противника. Монстра можно победить, приземлившись на него сверху. У Марио всего одна жизнь.
Если монстр окажется проворнее, то придется возвращаться к началу.
Santa’s Christmas Run
В Santa’s Christmas Run можно попробовать себя в роли Санты. Рождественский антураж создают зимние городские пейзажи, заснеженные горы, спящий снежный человек. Сюжет игры заключается в том, что сказочный старик летит над заснеженным городом и доставляет подарки. Управление новогодним персонажем интуитивно понятное: движение вверх и вниз задается соответствующими стрелками.
Коробки сбрасываются в дымоходы с помощью «пробела». В пути волшебник должен уворачиваться от облаков. Не переживайте, если сани все-таки в них застряли — они смогут выбраться.
Lego Shooter: Christmas Snowbattle
Геймер отражает нападение снеговика, который кидается снежками, собирает подарки с ключами. С помощью 5 отмычек можно попасть в комнату босса. Если атака снеговика удается, придется вернуться к началу. Одолеть противника можно ответными снежками. Герою также вредят шипы, поэтому от них следует уклоняться.
Flappy Bird
Игрок управляет птичкой, которая облетает преграды в виде колонн. С помощью Скретч дети научатся создавать карту для игры, добавлять дополнительные уровни, препятствия, автоматический подсчет очков.
Лабиринт в Майнкрафт
Благодаря функционалу Скретч на платформе можно сделать любую игру. Например, лабиринт в духе Майнкрафт. На курсах программирования для детей ребенок научится делать фон и блоки, добавлять персонажей, создавать бесконечный лабиринт с помощью операторов цикла.
Морской бой
Как создать игру «Морской бой»: уроки Scratch для детей
Любителям морской тематики понравится работать над игрой «Морской бой» в среде Scratch. Сперва нужно продумать и нарисовать все важные элементы: суда, снаряды, оружие, мишени. Следующий шаг — программирование запуска и попадания снарядов, принципов выявления победителя.
Видео-урок по созданию игры в Scratch
В детской школе программирования ребята попробуют написать код для трехмерной игры по мотивам графического редактора Paint, в котором так увлекательно и просто рисовать. Они познакомятся с переменными и операторами, научатся использовать их в работе. В проекте можно рисовать объемные фигуры с помощью инструмента «перо».
Если ваш ребенок увлекается компьютерными играми и мечтает создать свою — запишите его на курсы в школу программирования на групповые или индивидуальные занятия. Работая над проектами в Scratch, ребята изучают блочное программирование.
Обучение созданию игр для детей — веселый и захватывающий процесс, который увлечет даже самого непоседливого ребенка, поможет развить системное мышление, повысить успеваемость в школе. Юные инженеры сразу видят результат своего труда, ассоциируют программирование с чем-то веселым и интересным.
Источник: vc.ru
Примеры программ на scratch
Регистрация на бесплатное занятие
Заполняя данную форму, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности и принимаете публичную оферту
Самые сложные и интересные проекты на Scratch
Самые сложные и интересные
проекты на Scratch
Вы перестанете думать, что на Scratch можно делать только простые мультики
Помните, в детстве, мы брали чистый лист бумаги, карандаши и, включая воображение, создавали невероятные миры и истории. Нет, это были не рисунки. То, что получалось, сложно таким назвать 🙂 Скорее «каляки», но в них скрывались целые боевые действия, сражения, истории о волшебниках.
Теперь, чтобы «повыдумывать» дети не лезут за фломастерами, а открывают компьютер. Хоть технология и поменялась, дети получают все тоже наслаждение.
Такой вот средой для «калякания» сейчас является Scratch. Количество «скрэтчеров» все растет, и сложность проектов тоже. Современные инструменты позволяют детям воплощать все их задумки! Пускай ребенку не нужно писать код руками, но продумывая сложные алгоритмы и собирая блоки, он может создавать невероятные проекты! Далеко не каждый взрослый разберется. Уровень «калякания» значительно вырос 🙂
Посмотрите и опробуйте примеры проектов.
Классические правила шашек.
Можно бить назад.
Если делаешь ход, когда мог бить, компьютер спросит у второго игрока: «Разрешить сделать ход или заставить бить?»
Источник: itgen.io