Программы с алгоритмом следование, т.е. без ветвлений и циклов, используют для решения простых задач, не требующих передачи управления или циклических вычислений. Такими задачами являются различные единичные расчеты математических функций и выражений, ввод и вывод результатов и т.п. Алгоритмы следование означает, что выполнения действий в них проходят последовательно, шаг за шагом, от одного оператора к другому, oт начала к концу (сверху вниз по блок-схеме).
Простейшая программа решения математической задачи имеет три основных блока или действия: задание типа переменных и ввод данных, вычисление выражения, вывод результата.
Пример 1. Вычислить значение функции y при значении х = 45°.
Dim x As Integer ‘ объявление типа переменных
Dim y As Single
Dim pi, x_rad As Double
‘задаем числовое значение х
‘определяем точное числовое значение числа Пи
‘ переводим х в радианы, так как в тригонометрических функциях аргумент должен быть в радианах
Простые задачки на языке программирования C#
x_rad = x * pi / 180
‘ производим расчет заданного математического выражения
y = (2 * Cos(x_rad — x_rad / 6) + x) / (1 / 2 + Sin(x_rad) ^ 2 + Sqr(x))
‘выводим результат в диалоговое окно
Оператор разветвляющейся структуры If … Then
Базовая структура ветвление (называемая также ЕСЛИ–ТО–ИНАЧЕ) обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (истина или ложь) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу (продолжению алгоритма). Работа алгоритма продолжается независимо от того, какой путь будет выбран. Возможные пути выполнения алгоритма помечаются на схемах алгоритмов соответствующими метками: «да»/»нет» (или «1»/»0″). Алгоритм, в состав которого входит базовая структура ветвление, называется разветвляющимся алгоритмом, а реализуемый им вычислительный процесс – разветвляющимся вычислительным процессом.
If … Then … Else – управляющий оператор VBA, осуществляющий условное ветвление операций, основанное на оценке логического выражения. Выражение может быть истинным или ложным. Оператор имеет две формы записи –линейную и блочную.
Линейный синтаксис оператора If … Then
При линейном синтаксисе весь оператор записывается в одну строчку (перенос на новую строку не допускается).
If логическое_выражение Then операторы 1 [ Else операторы 2]
– логическое_выражение – выражение, возвращающее ненулевое значение (истина) или ноль (ложь) (если логическое выражение состоит из нескольких составных частей, то они соединяются друг с другом посредством логических функций);
– операторы 1 – операторы, выполняющиеся при значении логического выражения «истина» (если операторов несколько штук, то один от другого отделяется двоеточием);
– операторы 2 – операторы, выполняющиеся при значении логического выражения «ложь» (если операторов несколько штук, то один от другого отделяется двоеточием).
C++ | Линейный алгоритм в С++ (А + В)
Выражение, стоящее в квадратных скобках является не обязательным параметром. Таким образом, можно выделить два вида записи линейной формы – краткую и полную.
Краткая форма записи (Если … То ….) не содержит часть Else операторы 2.
If логическое_выражение Then оператор1
– логическое_выражение – любое логическое выражение, допустимое в Бейсике;
– оператор1 – любой оператор (или группа операторов в одну строку через разделитель – двоеточие) Бейсика, который исполняется при выполнении условия, заданного логическим_выражением. Действие оператора If поясняется блок-схемой, приведенной на рис. 3.
Рис. 3. Краткая форма оператора If … Then
Полная форма записи (Если … То …. Иначе) содержит часть Else операторы 2.
If логическое_выражение Then операторы 1 Else операторы 2
– операторы 2 выполняется только тогда, когда логическое_выражение ложно. Действие оператора If поясняется блок-схемой, приведенной на рис. 4.
Рис. 4. Полная линейная форма оператора If…Then
Пример 2. Определение количества знаков в числе от 0 до 1000
Dim x As Single
Dim y As Integer
m1: x = InputBox(«Введите целое положительное число в интервале от 0 до 1000», «Запрос задачи»)
‘повтор ввода, если ввели не отвечающее требованиям число
If x < 0 Or x >1000 Or x <> Int(x) Then GoTo m1
If x = 1000 Then y = 4
MsgBox «Число » » имеет » » знака»,, «Решение задачи»
Блочный синтаксис оператора If … Then
Эта форма применяется, когда необходимо выполнить несколько операторов или выполнить более сложный выбор в процедурах, выбирая между двумя, тремя или более ветвями. При этом исполняемые операторы записываются в несколько строк – блок. Блок должен заканчиваться оператором End If (конец блока If).
If логическое_выражение_1 Then
ElseIf логическое_выражение_2 Then
ElseIf логическое_выражение_N–1 Then
Источник: studopedia.su
Билет № 10 1. Представление о программировании: язык программирования Pascal; примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
1. Представление о программировании: язык программирования Pascal ; примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
Назначение программирования — разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.
Язык программирования — это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
В настоящее время существует много различных языков программирования: Кобол, С, Фортран, Visual Basic, Pascal и др.
Языки программирования — это формальные языки, специально созданные для общения человека с компьютером. Каждый язык программирования, равно как и «естественный» язык (русский, английский), имеет алфавит, словарный запас, свою грамматику, а также семантику.
ü Алфавит — фиксированный для данного языка набор основных символов, допускаемых для составления текста программы на данном языке.
ü Синтаксис — система правил, определяющих допустимые конструкции языка программирования из букв алфавита.
ü Семантика — система правил однозначного толкования отдельных языковых конструкций, позволяющих воспроизвести процесс обработки данных.
При описании языка и его применении используют понятия языка. Понятие подразумевает некоторую синтаксическую конструкцию и определяемые ею свойства программных объектов или процесса обработки данных.
Система программирования — это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
Система программирования предназначена для автоматизации разработки программного обеспечения. В состав системы программирования обязательно входят язык программирования, редактор для создания и исправления текстов программ и транслятор для перевода программ на язык машинных команд.
Центральный процессор компьютера может исполнять только команды на машинном языке, закодированные в двоичном алфавите. Программа, состоящая из таких команд, “понятна” компьютеру, но людям работать с последовательностями команд вида
011001010101010
111110001111100
101000010100101
. …
101010010101001
Вскоре после появления первых компьютеров были разработаны специальные формальные языки – языки программирования высокого уровня, с более удобной для человека формой записи команд и не зависящие от особенностей архитектуры конкретного семейства компьютеров. Примерами таких языков являются Паскаль и Basic.
Для того, чтобы программа, написанная на языке программирования высокого уровня, могла быть выполнена компьютером, она должна быть переведена на язык его машинных команд. Это делается автоматически с помощью специальной программы-переводчика, называемой транслятором. Транслятор проверяет правильность записи команд на языке программирования высокого уровня и генерирует соответствующие последовательности команд на машинном языке.
Компилятор запоминает созданную для исходной программы последовательность машинных команд в специальном файле, но не дает команды компьютеру на их выполнение. Сохраненная компилятором в файле машинная программа может быть выполнена по команде пользователя в любое время. Это так называемый exe -ный файл.
Для созданных компилятором файлов машинных команд уже не требуется производить трансляцию, поэтому они выполняются быстрее, чем обрабатываемые интерпретатором исходные программы.
Язык программирования выского уровня Pascal
Язык программирования Паскаль (Pascal) с момента своего создания Никлаусом Виртом, швейцарским профессором, играет большую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования. Паскаль стал первым языком, с которым знакомится большинство будущих программистов в мире.
Трансляторы программ, написанных на Паскале, разработаны на различных компьютеров и в настоящее время множество разновидностей. Они являются компиляторами, обрабатывающими разработанные программистами тексты программ.
Существует много версий языка Паскаль. Различия между ними порой весьма велики.
Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas.
Программа на языке Паскаль близка к своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке.
Паскаль Алгоритмический язык
Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типы данных: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
Var a, b: integer; c,d:real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел операторов (оператор — команда алгоритма, записанная на языке программирования) — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечается служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка.
Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать) или writeln (writeln — писать в строку.
Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:
Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
Знаки основных арифметических операций записываются так:
Примеры программ на языке программирования Pascal
Линейная стуктура
Задача. Заданы длины двух катетов прямоугольного треугольника a, b. Вычислить длину гипотенузы с.
Program treug;
var a, b ,c: real;
begin
write (‘a=’); read (a);
write (‘b=’); read (b);
c:=sqrt (a*a+b*b);
writeln (‘c=’, c:6:2);
end.
Задача. Сравнить значения двух переменных X и Y.
Program Sorting;
var x, y, c: real;
begin
readln (x,y);
if x>y then writeln (‘x>y’) else writeln (‘x
end.
Задача. Составить программу, которая вычисляет и печатает площади 20 квадратов со сторонами от 1 до 20.
Program two;
writeln (‘сторона площадь’);
writeln ( x , ‘ ‘, s );
Источник: znanio.ru
Билет № 10. 1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной
1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
2. Создание изображения средствами векторного графического редактора.
Язык программирования — набор правил записи алгоритмических структур и данных.
Вся информация в компьютере, в том числе и компьютерные программы, представляется в двоичной форме, т.е. в виде последовательности нулей и единиц. На заре компьютерной эры программисты вынуждены были составлять программы именно в таком виде. Такой способ программирования позволяет создать программу, состоящую непосредственно из команд процессора (язык машинных команд).
Написание и отладка такой программы всегда были чрезвычайно сложным и трудоёмким занятием. Для облегчения труда программистов были разработаны так называемые ассемблеры — языки, которые позволяли записывать машинные команды с помощью команд, состоящих из символов обычного алфавита. Языки машинных команд и ассемблеры относятся к языкам низкого уровня.
В 60-70-е годы прошлого века стали появляться языки высокого уровня -формальные языки, позволяющие записывать алгоритмы в привычном для человека виде. Такие языки строились на основе использования определённого набора символов алфавита и строгих правил построения команд синтаксиса. Широкое распространение получили процедурные языки высоко уровня.
Самые известные процедурные языки — Basic и Pascal. Они развивались длительное время, и последние версии этих языков используются и сейчас (Qbasic, TurboPascal). В них широко используются команды (операторы), реализующие типовые алгоритмические структуры. Для ввода и редактирования такой программы используется подобие текстового редактора.
Для исполнения такой программы компьютер с помощью специальной программы — транслятора (компилятора или интерпретатора) осуществляет перевод программы с языка высокого уровня в язык машинных команд, при этом компьютер должен проверять программу на наличие ошибок и сообщать о них программисту. Таким образом, для создания компьютерной программы нужны другие компьютерные программы!
Система программирования — набор программ, необходимых для ввода, редактирования, отладки и исполнения программы, записанной с помощью одного из языков программирования.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются системы объектно-ориентированного программирования (Visual Basic, Delphi). Разработка программы с помощью такой системы программирования состоит из двух этапов:
создание в визуальном режиме элементов графического интерфейса программы;
разработка программного кода.
Такой подход существенно облегчает создание программ, так как разработка графического интерфейса вручную (в процедурных языках) практически невозможна.
Приведем примеры программ (язык Qbasic), реализующих типовые алгоритмические структуры:
Источник: studopedia.org