Характерная особенность отечественных СМИ является не просто информирование населения в ходе сообщения последних новостей, но и анализ произошедших событий, исследование проблематики, истолкование процессов, ситуаций. Так в России выработалась подробная система аналитических жанров в СМИ.
Перед тем как охарактеризовать аналитику как жанр, необходимо дать понятие термину «аналитика».По определению энциклопедического словаря, аналитика[14] — это «метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы». К этому определению следует добавить, что одна из задач аналитики состоит в выявлении скрытых причин и следствий явлений, взаимосвязей между ними.В произведениях аналитических жанров факты не просто излагаются, но и анализируются, комментируются, исследуются, трактуются с точки зрения авторской позиции.
Основным методом аналитической журналистики является анализ. Из словаря: анализ[15]— это метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами.Так, в аналитических материалах факты становятся фундаментом для всего изложения, всего текста, в котором могу даваться так же и прогнозы развития описанной и проанализированной ситуации.
Аналитическая программа «Контекст» 26 выпуск
В аналитических жанрах информация интерпретируется. Их методы направлены на основные логические операции и общенаучные процедуры: индукцию и дедукцию, установление причинно-следственных связей, синтез, анализ, систематизация, классификация, группировка, типологизация.
При подготовке материалов аналитических жанров используются методы логического анализа: сравнения, сопоставления, обобщения, выводов, изучения, наблюдения. К базовым вопросам относятся как вопросы информационного жанра «Что? Где? Когда? С чьим участием?», так и характерные для аналитического жанра вопросы «Почему?
По какой причине? С какой целью?»
Согласно исследованиям М.Кима, логический анализ позволяет выделить следующие способы объяснения фактов:
1) Выяснение частей факта и связей между ними;
2) Выяснение необходимых условий и обстоятельств существования фактов;
3) Установление причин факта;
4) Обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее.
Исходя из основной задачи журналиста – отражении действительности, психологичности этих действий – в материалах аналитических жанров главным становится выявление мотивации человеческих поступков. Как следствие такие материалы имеют большой объем: аналитическая журналистика соединяет как факты, на которых базируется повествование и интерпретация, так и мысль, порожденная фактами, и эмоции автора, порожденные этой мыслью. Тем самым образуя тот самый неповторимый синтез эмоционального и информационного плана.
Главный редактор журнала Смысл Максим Шевченко высказывал мнение, что аналитическая журналистика — это высший стиль журналистики, так как ее критерии универсальны во всем мире:
Что будет с Украиной? Прогноз #украина #сво
«Во-первых, это качество интеллекта журналиста, способность соотносить происходящее с существующим проблемным пространством, с историей.
Во-вторых, владение речью. Сложные мысли должны выражаться просто. Журналист не пишет для экспертов. Размеры его аудитории не ограниченны, и в идеале любой человек, умеющий читать, должен понять то, о чем хотел сказать журналист.
В-третьих, важна личная смелость журналиста, он не должен бояться идти наперекор начальству, не должен называть черное белым. Он не может врать. Когда журналист врет, это уже не журналистика, а политтехнология, которую я считаю — антижурналистикой.
В-четвертых, важно самое наличие пространства, в рамках которого журналист имел бы свободный доступ к информации.»
Структурная организация аналитических жанров является сложно системой, сложность которой заключается в том, что журналист уже имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальном этапе сложно систематизируются, классифицируются и т.п. Задача журналиста не запутаться в большом количестве фактологического материала. В такой структуре важное место занимает аргументация, в которой можно проследить логику рассуждения. Выделив область значимых вопросов, журналист проецирует движение своей мысли, выстраивая логику дальнейших рассуждений. Для этого выдвигаются «тезисы» и «антитезисы», требующие развёрнутого доказательства.
Важное место в системе аналитических жанров занимает аргументация. Аргументы с одной стороны оформляют внешних логический ход авторских рассуждений, с другой стороны – выполняют важную психологическую функцию, убеждая читателей в истинности авторского утверждения. Таким образом, структура статьи отражает структуру аргументации. Выбор риторического или психологического подхода в построении зависит от целей журналиста.
Разделение труда по линии – «информационные ежедневники – аналитические еженедельники – интеллектуальные ежемесячники» не складывается. В наилучшем положении – аналитические еженедельники, среди которых выделяется «Эксперт», оказавшийся фактически лидером аналитической журналистики в значительной мере благодаря упорному нежеланию популяризироваться.
Аналитическая журналистика может отчасти присутствовать даже в бульварных изданиях. Но главное место ее пребывания – это все-таки качественное издание, не важно, в Интернете или на бумаге. Издания с меньшим ритмом, естественно, содержат в себе больше аналитики. Ежедневные выпуски телевизионных новостей тоже могут содержать элементы аналитики, хотя и в меньшей степени, чем еженедельные информационно-аналитические программы, которые априори призваны анализировать события, а не просто пересказывать их.
При всем сказанном, журналисту однако же необходимо помнить и об опасностях «размывания жанровых границ». Оно, как вполне обоснованно подчеркивают некоторые специалисты в сфере СМИ, таит в себе опасность утраты вкуса к жанру, поскольку «аморфное произведение затрудняет восприятие аудиторией фактов, проблем, ситуаций, в нем заключенных…».Здесь есть необходимость вернуться к общей характеристике газетных жанров и напомнить о том, что, как и любая классификация, жанровая классификация имеет условный характер, и в реальности жанры достаточно пластичны.
Как мы уже говорили, аналитические жанры – это просторное поле фактов, которые, соединяясь вместе, трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определённой цели и направлены на её всестороннее рассмотрение и толкование.
На телевидении можно выделить несколько особо-популярных жанров аналитической журналистики на российском телевидении.
1. Корреспонденция («передача).
Корреспонденция может относиться как к информационному жанру, так и к аналитическому. В информационном жанре главная функция информационной корреспонденции – описание, с помощью которого она рассказывает о явлении. Аналитическая же корреспонденция направлена на исследование проблемы.
Основные задачи журналиста – рассказать и объяснить телезрителю в яркой, лаконичной форме материала четкую и остро определенную проблематику сообщения.
Предмет исследования – отдельная ситуация (явление), включающая в себя проблему.
В аналитической корреспонденции факт выступает как основа передачи и является поводом для её интерпретации. Важным элементом являются субъективные авторские рассуждения по поводу описываемых, лично наблюдаемых журналистом фактов, соединяющиеся с фактами из вторичных источников. В таких материалах функционирует цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод. Таким образом, текст является демонстрацией хода мыслей автора.
Основные этапы работы над корреспонденцией:
а) наблюдение, сбор информационного материала;
б) накопление, обобщение, систематизация, классификация, типологизация полученной информации;
в) изучение и анализ фактов, выявление логических связей (главный признак аналитической корреспонденции);
г) композиционное построение текста;
д) художественное оформление текста.
Как и газетная корреспонденция, телевизионная «передача» сообщает факты проанализированные и обобщённые, где берётся определённая проблема, взятая в ограниченном масштабе. Тематика аналитической корреспонденции не имеет границ: от экономики и бизнеса, до сельского хозяйства и культуры. На телевидении аналитическая корреспонденция нашла своё отражение в виде размышлений, телевизионных расследований актуальных проблем, подражая газетной проблемной статьи, но при этом не теряя своих жанровый признаков при закадровом голосе автора. Изобразительная сторона подобного жанра на телевидении так же важна, как и грамотный текст, однако это не всегда соблюдается: в материале преобладающим словесным аспектом фоновые кадры — нейтральные (улицы, прохожие), не несущие в себе никакой смысловой нагрузки.
Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д.
Метод интервью относится к эмпирическим методам. Поэтому жанр интервью относят к информационным жанрам. Роль автора аналитического интервью заключается в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.
Беседа – очень близкий к интервью жанр. Однако они имеют между собой существенные различия.
Телевизионная беседа представляет собой передачу, в которой принимают участие несколько человек, поочерёдно рассказывающие историю и комментирующие ту или иную проблему, обменивающиеся мнениями, дополняющие друг друга.
В отличие от интервью, в беседе журналист не просто интервьюер, а модератор, ведущий беседы, равноправный участник обсуждения. Его задача проследить все ли приглашённые гости имели возможность высказаться. Именно поэтому беседа нередко перерастает в дискуссию.Аналитическая беседа в рамках телевидения может быть посвящена темам, которые представляют большой общественный интерес.
Несмотря на наличие конфликта, развитие дискуссии, многообразия точек зрения, беседа всегда проходит по заранее намеченному сценарию. Однако автору подобной передачи следует помнить, что чересчур конкретизированный сценарий может лишить передачу естественности саморазвития мысли.
Отличительная черта беседы – внешняя статичность в сочетании с внутренней напряжённой динамикой. Именно в связи с этой статичностью в телевизионных беседах нередко используют вспомогательные элементы, разбавляющие зрительный ряд: кадры, фотографии, схемы, документы.
Основной чертой дискуссии становится отражение процесса становления, развития и движение мысли на глазах у зрителей. При столкновении различных мнений зритель как бы вовлекается в процесс исследования, активизируется и выносит собственный вердикт. Именно с этим связан высокий познавательный потенциал дискуссии как аналитического жанра на телевидении.
Прописанный сценарий и особая подготовка в литературном плане к данному виду передач практически минимальна: с первых минут ведущий сообщает, что собравшиеся эксперты готовы спорить, доказывая свою точку зрения по поводу предмету обсуждения. Поэтому ведущий всегда должен быть готов к импровизации.
Тема выбирается общеинтересная, социально-значимая, понятная и доступная для зрителя, так, чтобы он почувствовал себя арбитром происходящего в студии. Задача ведущего как модератора состоит в том, чтобы следить за ходом дискуссии и не давать экспертам переходить в узконаправленную тему, непонятную для зрителя, тем самым выступая представителем мнения аудитории.
Популярность таких передач обусловлена высоким эмоциональным накалом диалогов, нередко созданный искусственно (экспертов разводят по разные стороны баррикад, рассаживая друг напротив друга, на достаточно большом расстоянии, и, для того, чтобы высказать свою точку зрения, приглашённому гостю нередко приходится повышать голос на собеседника).
Комментарий – одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.
Телевизионный комментарий – это некая разновидность выступления в кадре и за кадром (иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами).
Главная цель комментатора – освещение причинно-следственных связей между событиями, прогнозирование возможных последствий происходящего. Таким образом основу авторского комментария составляет открытая авторская позиция, оценка и анализ событий.
Современный комментарий преследует такие цели:
• направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
• ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;
• формулировать прогноз развития комментируемого события;
• обосновывать с помощью примеров необходимые способы поведения или решения задач.
Удачный комментарий имеет всегда хорошее логическое заключение.Комментарий может представлять собой органичную составную другой жанровой формы, например, интервью на пресс-конференции. Каждый из ответов на вопрос журналиста будет считаться мини-комментарием (некая форма сжатого анализа, оценки, прогноза и развития).
6. Журналистское расследование.
За последние годы популярность журналистского расследования сильно возросла. Цель данного жанра заключается в том, чтобы определить причины действий, которые привели ситуацию к некому результату.
Основные вопросы, которые стоят перед журналистом-расследователем: «почему?» и «как?».
Характерной чертой журналистских расследований часто является присутствие автора среди действующих героев передачи. В ходе расследования журналист прибегает к самым разным методам получения данных: наблюдениям, интервью, анализу документов. Одним из наиболее продуктивных методов является «перемена профессии», когда журналист некоторое время работает по профессии своих героев, чтобы лучше понять ситуацию.
7. Обозрение.Обозрение – жанр аналитической публицистики, освещающий общественные события и мысли обозревателя, глубоко проникающие в суть процесса, ситуации. Предмет данного жанра – общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.
Характерные особенности обозрения как аналитического жанра:
1) Строгая фактологичность. Факты отбираются в соответствии с авторской целью.
2) Факты рассматриваются в их причинно-следственных связях
3) Широта исследования материала.
4) Ограничение по хронологическим рамкам.
Обычно различают 2 вида обозрения:
• общее обозрение (рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени);
• тематическое обозрение (ограниченно сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта).
С развитием телевидения появились не только обозрения монологического характера, но и обозрения диалогического типа, где обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главный события различных сфер общественной жизни. Телевидение позволило жанру обозрения использовать зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т.п. такие элементы гармонично сочетаются с устной речью, дополняя её, иллюстрируя. Существуют множество различных видов обозрений, различающихся между собой тематикой (музыкальные, спортивные, международные и т.д.), но неизменным остаются сущностные характеристики жанра.
Эксперименты в эпоху развития технологического телевидения стали особенно зрелищны для телезрителей. Такие программы базируются на экспериментах, которые направлены на получение «живой», сенсационной информации.
Чаще всего эксперименты проводят для выявления причинно-следственного отношения между явлениями, демонстрации предполагаемых скрытых дефектов, опровержения или доказательства той или иной теории.
Задача журналиста – наглядная демонстрация эксперимента по актуальной и общеинтересной проблеме.
9. Аналитический опрос как жанр имеет некоторые сходные черты с жанром информационного опроса: источником содержания публикаций, относимых к этим жанрам, являются ответы на вопрос журналиста. При этом, структура текста образуется в ходе изложения «веера» полученных журналистом ответов «респондентов». Публикации, составляющие жанр аналитического опроса, имеют черты развернутого комментария, который обычно относится к аналитическим жанрам. Это становится возможным в результате «кумулятивного эффекта», возникающего при объединении в одном фрагменте нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос. Но аналитический опрос нельзя относить к жанру комментарияЖурналисты обращаются к этому жанру, когда надо, например, выявить мнение известных артистов по поводу какой-то новой пьесы или мнение писателей по поводу современной художественной литературы и т.д.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Аналитические программы на ТВ
Какие аналитические телепрограммы смотрят россияне?
По сравнению с апрелем прошлого года востребованность аналитических телепередач выросла: все программы сегодня смотрят чаще. Пятая часть опрошенных ставят для себя на первое место программу «Вести недели», следом идут «Воскресное “Время”» (14%), «Сегодня. Итоговая программа» (12%) и «Вести в субботу»(11%). Остальные программы назывались еще реже.
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Какие телеканалы принимает ваш телевизор?
Карточка, любое число ответов
Перечислены еженедельные аналитические телепрограммы. О каких из перечисленных телепрограмм вы знаете, имеете представление?
Карточка, любое число ответов. В 2013 г. в карточке не было позиции «»Постскриптум» (Алексей Пушков, ТВ Центр)», в 2014 г. – позиции «»Парфёнов» (Леонид Парфёнов, Дождь)»
Какие из перечисленных аналитических передач вы смотрели хотя бы раз за последние два-три месяца?
Вопрос не задавался тем, кто не знает ни об одной из аналитических телепрограмм, – отвечали 86% респондентов. Карточка, любое число ответов. В 2013 г. в карточке не было позиции «»Постскриптум» (Алексей Пушков, ТВ Центр)», в 2014 г. – позиции «»Парфёнов» (Леонид Парфёнов, Дождь)»
Какую из перечисленных аналитических передач вы считаете лучшей, поставили бы ее для себя на первое место?
Вопрос не задавался тем, кто не знает ни об одной из аналитических телепрограмм, – отвечали 86% респондентов. Карточка, один ответ. В 2013 г. в карточке не было позиции «»Постскриптум» (Алексей Пушков, ТВ Центр)», в 2014 г. – позиции «»Парфёнов» (Леонид Парфёнов, Дождь)»
Перечислены ведущие еженедельных аналитических телепрограмм. Кто из них вам нравится, производит положительное впечатление?
Вопрос не задавался тем, кто не знает ни об одной из аналитических телепрограмм, – отвечали 86% респондентов. Карточка, любое число ответов. В 2013 г. в карточке не было позиции «Алексей Пушков («Постскриптум», ТВ Центр)», в 2014 г. – позиции «Леонид Парфёнов («Парфёнов», Дождь)»
А кто из перечисленных ведущих вам не нравится, производит отрицательное впечатление?
Вопрос не задавался тем, кто не знает ни об одной из аналитических телепрограмм и не знает ни одного ведущего, – отвечали 80% респондентов. Карточка, любое число ответов. В 2013 г. в карточке не было позиции «Алексей Пушков («Постскриптум», ТВ Центр)», в 2014 г. – позиции «Леонид Парфёнов («Парфёнов», Дождь)»
Когда вы смотрите еженедельные аналитические телепередачи, то что вам интереснее: информация о фактах и событиях или мнения, комментарии ведущих и их гостей?
Вопрос не задавался тем, кто не знает ни об одной из аналитических телепрограмм, – отвечали 86% респондентов
Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 6 июля 2014. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.
Источник: fom.ru
Информационно-аналитические программы на телевидении
23. Социологические исследования в журналистике (опрос, анкетирование, контент-анализ).
Опрос — это метод получения информации, когда журналист пытается выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же (одним и тем же) вопросу (вопросам). Имея перед собой совокупность ответов, он может составить полную картину мнений, увидеть их разброс по шкале с полюсами: «полное одобрение» — «полное неодобрение» или получить набор программ, планов действий в связи с обсуждаемым явлением. Обобщив данные опроса, он может использовать их в виде цифр, процентов и других знаков, подтверждающих его собственные выводы относительно предмета опроса.
Анкетирование — метод, близкий к опросу, однако, обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обоснованный ответ на те или иные вопросы. Однако в силу определенной громоздкости и трудоемкости он применяется в журналистике -относительно редко по сравнению с другими методами получения информации.
Контент-анализ — анализ содержания (контента) одного или нескольких СМИ за определенный период (тематика, рубрикация, жанры, авторы и др.) с последующим обобщением результатов. Он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным параметрам. Контент-анализ — это трудоемкий научный метод, и применяется в журналистике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.
24. СМИ на современном этапе: актуальные проблемы и перспективы.
Постараемся выделить ряд актуальных проблем, характерных сегодня для белорусской журналистики.
1. Несовершенство законодательной базы. Правовые акты, касающиеся СМИ, были приняты в середине 90-х гг. XX века. С тех пор медийное поле страны претерпело кардинальные изменения.
2. Слабая материально-техническая база редакций, недостаток профессиональных журналистских кадров.
3. Недостаточное развитие региональных СМИ.
4. Тематическая бедность и ограниченность публикаций.
5. Нарушения авторских прав.
6. Сложности в доступе к информации.
7. Угрозы и физическое насилие по отношению к журналистам
8. Нарушение принципа свободы печати и других средств массовой информации.
Перспективы развития СМИ в первой четверти XXI века.
1. Дальнейшее развитие Интернет-технологий в сфере СМИ
2. Изменение методов работы журналистов.
5. Модификация жанровой структуры журналистики
- Массовая работа редакции газеты: организация и проведение рейдов, смотров, “круглых столов”, конференций читателей.
Многие редакции сегодня уделяют значительное внимание массовой работе. В первую очередь она включает в себя встречи с читателями. Они проводятся не только во время подписных кампаний, но и по другим случаям. Постоянные читатели газеты всегда укажут редакции на ее недостатки, подскажут новые темы, посоветуют более широко и глубоко освещать те или иные вопросы. Практикуется также организация выездных редакций.
Существуют и другие формы массовой работы. Например, проведение различных конкурсов (игровых, литературных и проч.) среди читателей, спортивных соревнований, а также организация промо-акций, презентаций, выставок, праздников. Газета «Минский курьер», например, уже несколько лет каждое лето организует фестиваль газеты с участием известных артистов. Задачей массовой работы редакции также является привлечение новых подписчиков. Среди тех, кто подпишется на газету и пришлет в редакцию копию подписного абонемента, часто разыгрываются ценные призы.
При них аудиовизуальных СМИ часто работают продюсерские центры, занимающиеся организацией и проведением рекламных кампаний, шоу-программ, массовых мероприятий, фестивалей, концертов, клубных и корпоративных вечеринок. В подготовке таких акций участвуют как журналисты, так и режиссеры-постановщики, звукорежиссеры, сценаристы, шоу-ведущие, ди-джеи, модели, артисты.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с) .
Источник: studopedia.org