Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
— цель и задачи программы;
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
— календарный учебный график;
— условия реализации программы;
— рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
Титульный лист программы — страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.
Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
— наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности
учреждения, организации);
— наименование учреждения, организации (согласно формулировке
устава организации);
— дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу
— гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и
номера приказа);
— срок реализации программы;
Актуальные вопросы реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
— ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
— Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.
Технология проектирования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Титульный лист программы(лат. Titulus — «надпись, заглавие») —
первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником
библиографической информации, необходимой для идентификации
документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения
программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа),
название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО,
должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка(общая характеристика программы):
направленность (профиль) программы — техническая,
естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-
краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9);
— актуальность программы — соответствие основным направлениям
социально-экономического развития страны, современным достижениям в
сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному
социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности
должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов,
результатах научных исследований, социологических опросов,
подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;
— отличительные особенности программы — характерные свойства,
отличающие программу от других, остальных; отличительные черты,
основные идеи, которые придают программе своеобразие;
— адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе — возраст, уровень
развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития: просто о сложном
программе;
— объем программы — общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские
занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские,
деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия,
выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты,
соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;
— режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.
Цель и задачи программы:
— цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено
обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы,
должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
— задачи — это конкретные результаты реализации программы; должны
быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения
результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы:
научить, привить, развить, сформировать, воспитать.
Содержание программы:
— учебный план [2] содержит наименование разделов и тем, определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием
теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля),
оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения:
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Раздел 1. | |||
1.1. | Тема 1.1. | |||
1.2. | Тема 1.2. | |||
И т.д. | — | |||
2. | Раздел 2. | |||
2.1. | Тема 2.1. | |||
2.2. | Тема 2.2. | |||
И т.д. | — | |||
Итого часов: |
Планируемые результатыформулируются с учетом цели и
содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися
способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного
процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций;
Личностные результаты включают готовность и способность
учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
Предметные результаты содержат в себе систему основных
элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала,
и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику
предмета и направлены на их применение и преобразование.
Комплекс организационно-педагогических условий:
— календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.; календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
Календарный учебный график должны быть закреплены локальным актом образовательной организации.
— условия реализации программы — реальная и доступная совокупность
условий реализации программы — помещения, площадки, оборудование,
приборы, информационные, методические и иные ресурсы;
— формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются
для определения результативности усвоения программы, отражают цели и
задачи программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану
(зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль
художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные
концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); необходимо указать, как
именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие
результатов образования поставленным целям и задачам;
— оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273,
ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
— методические материалы — обеспечение программы методическими
видами продукции, необходимыми для ее реализации — указание тематики и
формы методических материалов по программе (пособия, оборудование,
приборы, дидактический материал); краткое описание общей методики
работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в
том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, и.5);
— рабочие программы [3] * (модули) курсов, дисциплин, которые входят в
состав образовательной программы (для модульных, интегрированных,
комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
Список литературы- включает перечень основной и
дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений
(контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов),
справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы,
атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников
образовательного процесса — педагогов, учащихся; оформляется в
соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить
вариативный характер (Концепция, р. I). Инструменты оценки достижений
детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и
познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также
диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, р. III).
Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение
итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение
(ст.60) с целью установления:
- соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; - соответствия процесса организации и осуществления дополнительной
общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и
условиям реализации программ.
Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным
общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных
учебным планом как составной частью образовательной программы, и в
порядке, установленном локальным нормативным актом организации
дополнительного образования (ст. ЗО, ст.58), который должен быть размещен
на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и
периодичность аттестации учащихся определяется образовательной организацией,
осуществляющей образовательную деятельность (Порядок, п.17).
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться сертификаты, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации (ст.60), могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться
другие виды поощрений.
Источник: arhivinfo.ru
Адресат дополнительной общеобразовательной программы «Форсаж»
методическая разработка на тему
Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
ст. Кавказская 2016 г.
Программа «Форсаж» рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся – 10-18 лет. Занятия – групповые.
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучения по данной программе:
Для обучения рекомендуются принимать подростков 10-18 лет, любящих заниматься техникой, проявляющих интерес к моделизму и техническим видам спорта. Выбор данного возраста детей связан с последующим комплектованием команд в двух возрастных категориях. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Для обучения принимаются младшие подростки — мальчики 10-13 лет. Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе.
Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к творческим играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на младших подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, может «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
Старшие подростки – мальчики 12-14 лет. У этой категории детей складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Проявляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным.
Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Дети этого возраста испытывают внутреннее беспокойство. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем она им более нравится.
Авторитет взрослого больше не существует. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета. В этом возрасте мальчики склонны к групповому поведению, сопротивляются критике.
Возрастные особенности у подростков 14-18 лет. Проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать свои способности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво. С одной стороны хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все.
Подростки мечтают о самостоятельности.
Количество учащихся в группе определяется требованиями СанПин 2.44.3172-14 от 4 июля 2014 года и составляет 8 человек.
Условия дополнительного набора:
В группы первого года обучения могут быть зачислены учащиеся, успешно прошедшие собеседование, если имеются свободные места в группе, в связи с переездом детей или иными обстоятельствами, не позволяющими ребенку далее посещать объединение.
Источник: nsportal.ru
Методическая разработка «Методика оформления ДООП»
— Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.9. ст.2.)
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, в отличие от основных образовательных программ, в федеральном государственном образовательном стандарте не закреплены.
Отбор содержания программ относится к компетенции образовательных организаций и законодательством фактически не регламентируются. Программы дополнительного образования разрабатываются и реализуются учреждением дополнительного образования самостоятельно (ст.28., п.3ФЗ от 29.12.2012 №273 ФЗ).
Нормативно-правовые основы проектирования дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в − РФ».
-Концепция развития дополнительного образования детей − (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196)
-Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 № 41);
-Методические рекомендации по проектированию ДООП, письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242;
-Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О − примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Нормативные документы регионального уровня
— Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и приложение №1 к данному приказу;
— Программа развития МБОО ДО Центр творчества;
— Образовательная программа МБОО ДО Центр творчества;
-Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, порядке их разработки, рассмотрения и утверждения в учреждении;
— Положение о проведении промежуточного, итогового контроля (аттестации) обучающихся и оценки уровня усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в конкретной предметной деятельности;
-Положение об организации образовательной деятельности;
-Положение о рабочей программе педагога доп. образования;
-Положение об индивидуальном обучении;
— Положения о режиме занятий обучающихся;
— Положением о работе с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
мониторинг образовательных результатов
— список информационных источников
Основание: Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О − примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
Отличительные особенности программы
Возрастные особенности обучающихся
Цель и задачи программы
Сроки реализации программы, режим
Формы организации образовательной деятельности
Планируемые результаты освоения программы
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план первого года обучения
Учебно-тематический план второго года обучения
Содержание программы первого года обучения
Содержание программы второго года обучения
Раздел 3. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
РАЗДЕЛ 5. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список информационных источников
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
- направленность программы
(Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196);
— вид программы по уровню организации процесса (комплексная, интегрированная, сквозная, модульная)
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
-по уровню организации образовательного процесса — комплексная, интегрированная, модульная, сквозная;
— по уровню цели обучения — познавательная, спортивно-оздоровительная, художественно — развивающая, досуговая, программа научно-исследовательской ориентации, социальной адаптации;
— по уровню реализуемых функций — учебная, развивающая, воспитательная, программа допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки, оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции и т.д.
Уровень освоения дополнительных общеобразовательных
Уровень освоения дополнительных общеобразовательных
Источник: stranatalantov.com