Барсукова, О. В. Примерное календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми 4–5 лет / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6124/ (дата обращения: 14.06.2023).
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания, поэтому данный возрастной этап считается очень благоприятным для коррекционно-развивающего воздействия.
Планирование и реализация программы коррекционно-развивающих занятий осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей данной возрастной группы, а также индивидуальных запросов и потребностей каждого ребенка.
Календарно-тематическое планирование включает в себя примерное распределение тем коррекционно-развивающих занятий по развитию представлений об окружающем мире, речи и элементарных математических представлений.
Дополнительная общеобразовательная программа — основной документ педагога
− планирование предполагает организацию занятий с октября по май;
− занятия организуются 2 раза в неделю;
− продолжительность занятий составляет 15–20 мин.;
− занятия включают в себя игровые, занимательные упражнения, теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, дидактические и подвижные игры, упражнения для тренировки высших психических функций и логики;
− планируемое распределение материала — на 63 занятия.
Месяц
ФЭМП
Ознакомление с окружающим миром, Речевое развитие
Дифференциация предметных картинок по заданным признакам
«Свойства предметов. Объединение предметов в группы».
Определение пространственных отношений
«Свойства предметов. Знакомство с понятием строка, столбец».
Определение временных отношений
«Что общего и чем отливаются?»
«Свойства предметов. Сравнение по размеру».
Цвет, форма. «Что общего и чем отливаются?»
«Сравнение групп предметов».
Цвет, форма. «Что общего и чем отливаются?»
«Сравнение групп предметов».
Тема «Деревья и листья»
Рисование силуэтов, штриховка, обводилка
«Сравнение. Закрепление представлений о свойствах предметов».
Рисование силуэтов, штриховка, обводилка
«Представление о действии сложения».
«Что общего и чем отливаются?»
«Пространственные отношения: на, над, под».
Нахождение сходств и различий
«Пространственные отношения: слева — справа».
Определение временных отношений
«Пространственные отношения слева — справа».
Тема «Одежда и обувь»
«Что общего и чем отливаются?»
«Пространственные отношения: между — посередине».
Рисование силуэтов, штриховка, обводилка
«Число 1. Цифра 1».
Пространственные отношения: внутри — снаружи».
Тема «Бытовая техника»
ФОП дошкольного образования. Проектируем содержательный раздел программы ДОО
«Что общего и чем отливаются?»
«Число 2.Цифра 2. Пара».
«Точка. Линия. Прямая и кривая»
Тема «Животные дальних стран»
Рисование силуэтов, штриховка, обводилка
Тема «Лесные животные»
«Число и цифра 3».
«Замкнутые и незамкнутые линии».
Определение временных отношений
«Ломаная линия. Многоугольник
Источник: moluch.ru
Памятка «Как написать развивающую программу»
Развивающая программа разрабатывается на основе модификации уже существующих программно-методических материалов по какому-либо направлению деятельности с детьми, подростками и молодежью под местные условия, спецификацию, потребности воспитанников, возможности учреждения и т.п.
Похожие материалы
документ | Памятка «Как написать развивающую программу» | Сырова Ольга Степановна | 20 Мар 2015 |
презентация | «Как написать рабочую программу учителя-логопеда» | Крылепова Татьяна Владимировна | 20 Мая 2015 |
документ | Памятка для учащихся «Как написать сочинение» | Клименко Мария Владимировна | 20 Мар 2015 |
документ | Памятка «Как написать сочинение» | Степанова Наталья Игоревна | 30 Мар 2015 |
документ | Памятка «Как написать изложение» | Степанова Наталья Игоревна | 30 Мар 2015 |
документ | Памятка «Как написать характеристику героев» | Богодухова Ольга Витальевна | 15 Дек 2015 |
документ | Памятка «Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье» | Аллахвердиева Оксана Николаевна | 31 Мар 2015 |
документ | Как написать Рабочую программу | Кабилова Светлана Фаизовна | 21 Мар 2015 |
документ | Памятка. Как написать эссе. | Тугушева Марина Александровна | 20 Мар 2015 |
документ | Памятка. Как написать исследовательскую работу. | Тугушева Марина Александровна | 20 Мар 2015 |
документ | Как написать отзыв о прочитанном произведении (памятка) | Соловьева Ирина Валерьевна | 7 Ноя 2015 |
документ | Консультация для родителей «Как создать дома развивающую речевую среду для ребенка» | Цветкович Татьяна Николаевна | 15 Окт 2015 |
документ | Урок — проект. «Как написать письмо» Почта | Слиткова Галина Анатольевна | 31 Мар 2015 |
документ | Методические рекомендации для обучающихся «Как написать реферат» | Мысь Елена Алексеевна | 31 Мар 2015 |
презентация | Презентация «Как написать исследовательскую работу» | Титова Елена Владимировна | 1 Апр 2015 |
разное | Презентация «Как написать сочинение-рассуждение» (в помощь 9-класснику) | Жукова Лариса Геннадьевна | 1 Апр 2015 |
документ | Научно-методическая статья «Включение школьников в личностно-развивающую среду на уроках музыки» | Липатова Виктория Анатольевна | 20 Мар 2015 |
документ | «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через предметно-развивающую среду» | Столяр Наталья Сергеевна | 30 Мар 2015 |
документ | Консультация для родителей на тему: «Выбираем развивающую игрушку для ребенка» | Гайдай Елена Николаевна | 4 Апр 2015 |
документ | «Как написать и оформить отличный проект или исследование » (памятка для ученика) | Севостьянова Елена Борисовна | 20 Мар 2015 |
документ | Открытый урок (электив)» Как написать эссе по теме:»Избирательное право.» | Лапшина Елена Юрьевна | 20 Мар 2015 |
документ | Мастер-класс «Как написать исследовательскую работу с удовольствием» | Хабибулина Ольга Петровна | 20 Мар 2015 |
презентация | Презентация «Как написать исторический портрет на ЕГЭ по истории» | Сергеичева Наталья Юрьевна | 21 Мар 2015 |
разное | Урок-практикум по литературе в 5 классе «Как написать басню» | Акимова Ольга Анатольевна | 20 Мар 2015 |
документ | Опорный конспект»как написать сочинение-рассуждение» 9-11 классы | Луцева Тамара Владимировна | 21 Мар 2015 |
документ | Перспективная начальная школа Развитие речи «Как написать письмо» | Терехова Алена Александровна | 31 Мар 2015 |
документ | Методические рекомендации для обучающихся «Как написать эссе по обществознанию» | Мысь Елена Алексеевна | 31 Мар 2015 |
документ | Методические рекомендации «Как правильно написать и оформить реферат» | Калиниченко Алена Федоровна | 1 Апр 2015 |
документ | Элективный курс «Как написать сочинение на ЕГЭ» | Щербина Татьяна Александровна | 1 Апр 2015 |
презентация, документ | конспект урока русского языка в 4 классе «Как написать письмо» | Виноградова Лариса Олеговна | 4 Апр 2015 |
презентация | «Как правильно написать письмо?» Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК ПНШ | Анискина Валентина Анатольевна | 7 Апр 2015 |
разное | Презентация по русскому языку «Как написать сжатое изложение» для 9 класса | Нездолина Анна Викторовна | 6 Июн 2015 |
документ | Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме «Азбука вежливости. Как написать письмо.» | Полковникова Галина Леонтьевна | 14 Сен 2015 |
документ | Рабочая программа элективного курса «Как написать сочинение — рассуждение на государственном экзамене(русский язык)» 11 класс | Потапова Светлана Геннадьевна | 25 Фев 2016 |
документ | как организовать развивающую среду в доу | Сенаторова Ирина Сергеевна | 31 Мар 2015 |
документ | Как выбрать развивающую игрушку для ребёнка. | Курьерова Марина Константиновна | 28 Апр 2015 |
документ | Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100″ по теме » Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова» | Татьяна Николаевна Распопова | 21 Сен 2015 |
презентация | Как написать эссе | Федоров Владимир Владимирович | 20 Мар 2015 |
документ | Как написать сочинение | Светикова Ирина Владимировна | 20 Мар 2015 |
документ | Как написать рецензию | Низяева Ольга Владимировна | 20 Мар 2015 |
Источник: pedportal.net
Алгоритм разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с ОВЗ, согласно ФГОС
Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.
В докладе представлен алгоритм разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с ОВЗ, согласно ФГОС со стороны взаимодействия с педагогом-психологом.
Оценить
1331 0
Содержимое разработки
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Если запастись терпением и проявить старание ,
то посеянные семена знания
непременно дадут добрые всходы .
Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи
Алгоритм разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с ОВЗ, согласно ФГОС
Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.
При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в психическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию , а также медицинское сопровождение воспитанников .
Работа педагога-психолога в ППк ДОУ ведется по трем направлениям :
Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.
Первое направление – диагностическое. В начале учебного года специалисты и воспитатели проводят диагностику, заполняют диагностические бланки на детей. Выявляют детей с проблемами в развитии. Если дети ранее не состояли на учете в ППк ДОУ, тогда они направляются на городскую ТМПК и только по их заключению дети сопровождаются специалистами консилиума детского сада . На учет в ППк ДОУ ставятся дети, имеющие различные отклонения в развитии физической, познавательной и речевой сферах, число которых увеличивается с каждым годом (ЗПР, ЗПРР, социальная и педагогическая запущенность , различные нарушения эмоциональной сферы дошкольников : агрессивность, тревожность, гиперактивность).
Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.
В середине учебного года проводится повторная диагностика, которая позволяет отслеживать динамику проводимой коррекционной работы . В конце учебного года проводится итоговая диагностика.
Второе направление – коррекционно-развивающее. Коррекционно-развивающая работа важна тем , что она проводится в комплексе педагогом-психологом и специалистами консилиума . И здесь хотелось бы подчеркнуть важность их взаимодействия для положительных результатов проводимой коррекционной работы .
Алгоритм составления программы коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
— Описать проблему, понять в чем её причина и каковы её особенности.
— Постановка чётких целей и задач предстоящей задачи (будет зависеть от заключения комиссии на основании общих рекомендаций).
— Понять, как можно решить проблему (какие можно применить методы, приёмы, средства).
— Подобрать соответствующий материал для работы (игры, задания, упражнения и т. д.).
— Составить коррекционно-развивающую программу как рабочий документ.
По разработанным образовательным маршрутам педагог-психолог и специалисты ППк проводят коррекционно-развивающие занятия в течение года. Коррекционно-развивающая программа реализуется совместно с участием всех специалистов.
Целью этих занятий является максимальное развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.
Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:
- развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
- коррекция отклонений в психическом развитии;
- формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:
- развитие сенсомоторной сферы,
- развитие речи, развитие мышления,
- развитие внимания и памяти.
В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.
На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.
Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности : музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных ситуаций. Занятия обязательно должны включать технологии здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.) .
Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.
Психолог отслеживает процесс осуществления коррекционно-развивающей работы , внося коррективы путём консультирования педагогов и составления рекомендаций после проведения диагностики.
Третье направление – консультационное .Данная работа осуществляется в системе всеми специалистами, они тесно сотрудничают между собой и с родителями детей находящихся на ППк. Педагог-психолог выступает на семинарах-практикумах, дает консультации для воспитателей , специалистов, родителей, также проводит консультации по запросу (они фиксируются в журнале консультаций : дата, время, код обратившегося, пол, возраст, повод обращения, проблема, результат, помещается информация в родительские уголки, проводит родительские собрания.
Психолог оказывает помощь педагогам при планировании индивидуальной работы с детьми , информирует педагогов и родителей о результатах и дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе .
Таким образом, взаимодействие педагога-психолога со специалистами ПМПк прежде всего отличается большой включенностью в практическую работу , что позволяет повышать уровень знаний, умений и навыков у детей с проблемами в развитии.
Алгоритм коррекционно-развивающей работы
I этап. Постановка проблемы
Цель : выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы , подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.
— индивидуальная углубленная диагностика.
II этап. Уточнение проблемы
разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка :
а) направление коррекционно-развивающего воздействия на ребенка;
б) психологическое воздействие на социум ( коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).
2. Составление коррекционно-развивающей программы .
III этап. Решение проблемы
1. Выполнение коррекционно-развивающей программы .
Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка и его среду.
2. Итоговая диагностика.
— итоги проведенной работы ;
— оценка эффективности программы;
— выявление факторов, препятствующих эффективности программы;
— разработка рекомендаций специалистов.
Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.
Подвести итог хочется притчей.
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
— Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!
И вдруг человек услышал:
— Кое-что я предпринял — послал ему навстречу тебя.
Предлагаю каждому подумать, почему каждый из наших обучающихся с ОВЗ был нам послан, пришел именно в наш сад. И сделать так, чтоб это было не зря.
- Уход за комнатными растениями и первая подкормка их
- Конспект непосредственной образовательной деятельности Наши любимые игрушки
- Урок по истории Роды и племена восточных славян
- Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет. Тема: «Слова-действия».
- Сказкотерапия
Источник: www.prodlenka.org