Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2014, № 23, ст. 2930; 2015, № 18, ст. 2625; 2016, № 27, ст. 4160, 4238; 2018, № 32, ст. 5110; 2019, № 30, ст.
4134; № 49, ст. 6962) следующие изменения:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;»;
«Программа воспитания образовательной организации: новый взгляд»
б) пункт 9 изложить в следующей редакции:
в) пункт 10 изложить в следующей редакции:
2) статью 12 дополнить частью 91 следующего содержания:
«91. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.»;
3) дополнить статьей 121 следующего содержания:
«Статья 121. Общие требования к организации воспитания обучающихся
1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).»;
Примерная программа воспитания. Основные принципы
4) часть 3 статьи 30 после слов «образовательной организации,» дополнить словами «включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,».
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).
Президент Российской Федерации В.Путин
Источник: www.kremlin.ru
Одобрена Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций
На заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена обновленная Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная в федеральном Институте изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования. Документ единогласно утвержден экспертами и рекомендован к использованию в российских школах. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций опубликована на сайте институтвоспитания.рф.
Программа является преемственной с примерной программой воспитания, принятой в 2020 году, и актуализирована с учетом значимых для системы образования, воспитания детей и молодежи изменений законодательства в 2020–2022 годы: принятие существенных поправок в Конституцию России, обновление законодательства об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов.
Справочно
Согласно Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и обновленным федеральным государственным стандартам (ФГОС) программа воспитания становится частью основных образовательных программ общего образования, а в процесс воспитания детей в образовательных организациях в качестве его основы включаются конституционные и национальные ценности российского общества.
Примерная программа воспитания предусматривает инвариантную и вариативную составляющую. Обязательная (инвариантная) часть прописана в Примерной программе, а вариативная формируется в самой общеобразовательной организации с опорой на особенности региона, мнение родительского сообщества и традиции конкретной школы.
Фундаментальной основой программы воспитания является уклад образовательной организации, который определяет специфику и конкретные формы организации жизни школы. В сущности, уклад – это договор между учащимися, родителями, педагогами и другими сотрудниками организации, задающий культуру поведения всех участников процесса воспитания, описывающий запланированные деятельности и социокультурный контекст воспитательной работы. Особенно важно, чтобы ценности, прописанные в укладе, разделялись не только сотрудниками образовательных организаций, но и учащимися и их родителями.
Согласно Примерной программе главные ценности, которые должны быть сформированы у современного школьника, – это ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы образовательных организаций: гражданском, патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом, воспитании ценностей научного познания, физическом воспитании и формировании культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Чтобы осуществить главную цель воспитания – полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей, педагогам нужно будет не только заниматься обучением и воспитанием учащихся, но и конструктивно общаться на эти темы с родителями, объяснять им, к каким результатам может прийти в своем развитии ребенок того или иного возраста. А для обеспечения выполнения главных задач воспитания по каждому из направлений школы будут взаимодействовать с другими организациями региона на основе социального партнерства.
Источник: artek.org
Рабочая программа воспитания: как разработать и включить в ООП школы
Вебинар
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ:
как разработать
и включить в ООП школы
Селиванова Наталия Леонидовна,
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО,
главный научный сотрудник
Института стратегии развития образования РАО,
руководитель проекта «Апробация и внедрение
Примерной программы воспитания»
Лауреат премии Президента Российской Федерации
в области образования
2.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
для организации воспитательного процесса
в образовательной организации
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
«ВОСПИТАНИЕ — деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде»
3.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
для организации воспитательного процесса
в образовательной организации
Приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712
«О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся»
4. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
для организации воспитательного процесса
в образовательной организации
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
АВГУСТ
Примерная программа воспитания создана в рамках
государственного задания Минпросвещения России
СЕНТЯБРЬ
Обучающие семинары (свыше 1000 участников из 78 регионов)
ОКТЯБРЬ
Разработка рабочих программ воспитания в 756 школах
83 субъектов Российской Федерации с участием 57 экспертов –
ведущих специалистов в теории и практике воспитания
НОЯБРЬ
Анализ рабочих программ экспертами, составление рекомендаций
по доработке Примерной программы
ДЕКАБРЬ
Всероссийская конференция – подведение итогов апробации
ЯНВАРЬМАЙ
Доработка программы, разработка методического обеспечения
ИЮНЬ
Примерная программа воспитания утверждена на заседании
ФУМО (протокол №2/20 от 02 июня 2020 г.), включена в Реестр
примерных образовательных программ https://fgosreestr.ru/
5.
Общие требования к организации
воспитания обучающихся
(Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ )
«Воспитание обучающихся при освоении ими основных
образовательных программ в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность,
осуществляется на основе включаемых в образовательную
программу рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы,
разрабатываемых и утверждаемых такими организациями
самостоятельно, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом»
6.
ИЗМЕНЕНИЯ в ООП
(примеры)
БЫЛО
СТАЛО
Программа воспитания и
социализации обучающихся
Рабочая программа
воспитания
Календарный учебный
план, календарный
Календарный учебный план
план воспитательной
работы
7.
КОМУ И В ЧЁМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Администрации образовательной организации:
системно выстроить процесс воспитания в общеобразовательной
организации
задать для школьных педагогов векторы развития воспитательного
процесса; раскрыть воспитательный потенциал школьного урока,
самоуправления, волонтерства, школьных медиа
по-новому построить взаимодействие с семьей
8.
9.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
программы воспитания
Рабочая программа воспитания образовательной
организации — комплекс основных характеристик
осуществляемой в образовательной организации
воспитательной работы, структурируемый в
соответствии с примерной программой воспитания
Календарный план воспитательной работы разрабатываемый в соответствии с рабочей программой
воспитания и конкретизирующий ее применительно к
текущему учебному году перечень конкретных дел,
событий, мероприятий воспитательной направленности
10.
Цель программы – помочь педагогам:
Увидеть
воспитательный
потенциал
совместной
с детьми
деятельности
и способы
его реализации
Разработать
действенные
программы
воспитания,
учитывающие
специфику
каждой
школы
Решать проблемы личностного
развития школьников,
их гармоничного вхождения
в социальный мир
11.
ОСОБЕННОСТИ
Примерной программы воспитания
1.
Программа-конструктор
Упрощает процесс разработки школами своих программ
2.
Одна школа – одна программа
Сокращает объем обязательной школьной документации
3.
4.
5.
Единство цели воспитания
Формулируется на основе ценностей,
объединяющих общество
Деятельностный характер
Позволяет преодолеть мероприятийность воспитания
Модульный принцип построения
Делает программу гибкой и вариативной, нет акцента
на традиционных направлениях воспитания
12.
13.
14.
Конкретизируем цели воспитания
Усвоение школьниками
социально значимых знаний
Развитие социально
значимых отношений
Приобретение школьниками
опыта участия в социально
значимых делах
иконки от Icons8
15.
Подбираем нужные модули
Школьный урок
Самоуправление*
Курсы
внеурочной
деятельности
Ключевые общешкольные дела
Детские
общественные
объединения
Школьные
медиа
Классное руководство
Работа с
родителями
Профориентация*
Организация предметноэстетический среды
Экскурсии,
походы
Волонтерство
иконки от Icons8
16.
Организация процесса разработки программы
АЛГОРИТМ
Разъяснение ключевых положений
Примерной программы воспитания
Создание команды для реализации школьной программы воспитания
(цель – привлечь единомышленников)
Проведение самоанализа состояния воспитательной работы в школе
Проведение педагогического совета в виде свободного обсуждения итогов
самоанализа или деловой игры (цель – осмысление проблем и перспектив
реализации программы воспитания в школе)
Создание творческих групп педагогов, определение их кураторов
Создание площадки (виртуальной или реальной)
для презентации опыта педагогов в сфере воспитания
Обобщение предложений в рабочую программу
17.
ПРИМЕР КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
Календарный план
воспитательной работы
образовательной организации
Дела
Классы
Ориентировочное
время проведения
18.
САМОАНАЛИЗ
организуемого в школе воспитательного
процесса
качество проводимых ключевых общешкольных дел;
качество совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
качество организуемой в школе внеурочной деятельности;
качество реализации личностно развивающего потенциала
школьных уроков;
качество существующего в школе ученического самоуправления;
качество функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
качество профориентационной работы школы;
качество работы школьных медиа;
качество организации предметно-эстетической среды школы;
качество взаимодействия школы и семей школьников
19.
ПРИМЕР ИЗ АНКЕТЫ,
разработанной для самоанализа
Качество существующего в школе ученического самоуправления
Школьники занимают пассивную позицию
по отношению к происходящему в школе,
чувствуют, что не могут повлиять на это
Ребята не вовлечены в организацию
школьной жизни, школьное
самоуправление имитируется (например,
органы самоуправления не имеют
реальных полномочий, дети поставлены
педагогами в позицию исполнителей,
самоуправление часто сводится к
проведению дней самоуправления и т.п.)
Лидеры ученического самоуправления
безынициативны или вовсе отсутствуют в
школе. Они преимущественно
назначаются взрослыми и реализуют
только их идеи
1 — 10
1 — 10
1 — 10
Ребята чувствуют свою
ответственность за происходящее в
школе, понимают, на что именно
они могут повлиять в школьной
жизни и знают, как это можно
сделать
Ребята часто выступают
инициаторами, организаторами тех
или иных школьных или
внутриклассных дел, имеют
возможность выбирать зоны своей
ответственности за то или иное
дело
Лидеры ученического
самоуправления выступают с
инициативой, являются активными
участниками и организаторами
событий в школе и за ее пределами
20.
Значение примерной программы воспитания
для деятельности классного руководителя
«6. Ведение и составление педагогическими
работниками, осуществляющими классное
руководство, следующей документации:
1) классный журнал (в бумажной форме) в части
внесения в него и актуализации списка обучающих;
2) план работы в рамках деятельности, связанной с
классным руководством, требования к оформлению
которого могут быть установлены локальным
нормативным актом общеобразовательной
организации по согласованию с выборным
органом первичной профсоюзной организации»
Письмо Минпросвещения России
от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»
21.
МИФЫ внедрения программы воспитания
«Программа воспитания – новый дополнительный документ,
который будут требовать от школ»
«Примерная программа воспитания
не соответствует ФГОС»
«Новая примерная программа воспитания –
это унифицированная для всех школ программа»
«Нужно разрабатывать три рабочие программы
(на каждый уровень образования)»
«В новой программе воспитания возрастает
количество проводимых мероприятий»
«Программа воспитания разрабатывается каждый год»
«Программа воспитания оценивается по количеству модулей»
22.
РИСКИ разработки и внедрения
программы воспитания
Рассматривать программу как инструмент воспитания
программу до бесконечности, включать модули,
Расширять
не отражающие реальную работу в образовательной организации
программу только силами классных руководителей
Разрабатывать
и администрации школы
обсуждать программу в педагогическом коллективе,
Не
а давать ее как готовый документ
Делать из программы тайну для родителей
Измерять уровень воспитанности
программу управляющими органами системы
Проверять
образования на соответствие Примерной программе воспитания
23.
РЕСУРСЫ для разработки и внедрения
программы воспитания
1.
Сайт Примерной программы воспитания form.instrao.ru
2.
Примерная программа воспитания
3.
Методические рекомендации по разработке рабочих
программ воспитания
4.
Методическое пособие «Воспитание в современной школе:
от программы к действиям»
5.
Программа ДПО «Конструирование воспитательной
деятельности педагога: работа на результат» (36 ч.)
6.
Примеры модулей «ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы
школ России»
7.
Видеовизитка Примерной программы воспитания
24.
Ближайшие вебинары
23 апреля
Как пройдет государственная итоговая аттестация в 2021
Зарегистрироваться
Источник: ppt-online.org
Одобрена Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций
На заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена обновлённая Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная в федеральном Институте изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования, был единогласно утверждён экспертами и рекомендован к использованию в российских школах.
Программа является преемственной с примерной программой воспитания, принятой в 2020 году, и актуализирована с учётом значимых для системы образования, воспитания детей и молодёжи изменений законодательства в 2020 — 2022 годы: принятие существенных поправок в Конституцию России, обновление законодательства об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов.
Согласно Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и обновлённым федеральным государственным стандартам (ФГОС) программа воспитания становится частью основных образовательных программ общего образования, а в процесс воспитания детей в образовательных организациях в качестве его основы включаются конституционные и национальные ценности российского общества.
Примерная программа воспитания предусматривает инвариантную и вариативную составляющую. Обязательная (инвариантная) часть прописана в Примерной программе, а вариативная – формируется в самой общеобразовательной организации с опорой на особенности региона, мнение родительского сообщества и традиции конкретной школы.
Фундаментальной основой программы воспитания является уклад образовательной организации, который определяет специфику и конкретные формы организации жизни школы. В сущности, уклад – это договор между учащимися, родителями, педагогами и другими сотрудниками организации, задающий культуру поведения всех участников процесса воспитания, описывающий запланированные деятельности и социокультурный контекст воспитательной работы. Особенно важно, чтобы ценности, прописанные в укладе, разделялись не только сотрудниками образовательных организаций, но и учащимися, и их родителями.
Согласно Примерной программе, главные ценности, которые должны быть сформированы у современного школьника, – это ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Они находят своё отражение в основных направлениях воспитательной работы образовательных организаций: гражданском, патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом, воспитании ценностей научного познания, физическом воспитании и формировании культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Чтобы осуществить главную цель воспитания – полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей – педагогам нужно будет не только заниматься обучением и воспитанием учащихся, но и конструктивно общаться на эти темы с родителями, объяснять им, к каким результатам может прийти в своём развитии ребёнок того или иного возраста. А для обеспечения выполнения главных задач воспитания по каждому из направлений школы будут взаимодействовать с другими организациями региона на основе социального партнёрства.
Источник: kriro.ru