примерная программа воспитания что это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов П. В.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Как работать с целями и задачами воспитания
Апробация и внедрение примерной программы воспитания
Программа воспитания школьников. Пишем модули «Самоуправление» и «Волонтерство»

Особенности апробации примерной программы воспитания в Краснодарском крае

Научно- методическое сопровождение проектирования программы воспитания в образовательных организациях Удмуртской республики

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова: воспитание, деятельность, программа воспитания, школа.

Первые несколько лет работы по новому федеральному государственному образовательному стандарту показали, что школы сталкиваются с серьезными затруднениями в организации воспитательного процесса в соответствии с новыми требованиями. Это связано с тем, что ФГОС внес в школьное воспитание существенные коррективы.

Примерная программа воспитания. Основные принципы

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса.

Во-вторых, новый стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке.

В-третьих, новый ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания.

В-четвертых, появилось новое требование разработки специальных школьных программ воспитания [4; 5].

Pavel V. Stepanov

Dr. Sc. (Education), Deputy Head of the Laboratory of Strategy and Theory of Personality Upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Причем разрабатываемая школами программа воспитания зачастую оказывается никак не связанной с проводимой ими воспитательной работой. И это было бы небольшой проблемой, если такая воспитательная работа в школе ведется — ведется интересно, творчески, увлекательно и для детей, и для педагогов. В конце концов, программа — не главное.

Большая проблема в том, что зачастую этой воспитательной работы в школах просто нет. Она имитируется, подменяется: или массовыми / групповыми мероприятиями в свободное от уроков время, на которые велено приводить детей (и куда они сами не очень-то хотят идти), или профилактическими беседами по тому или иному поводу. В первом случае педагог выступает скорее массовиком-затейником, во втором — морализатором. И в том, и в другом случае ребенок занимает пассивную позицию во взаимодействии со взрослыми, что в воспитании недопустимо.

Очевидной стала и другая проблема — бюрократизация воспитания. Речь идет об излишне большом объеме, количестве, а также неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых школой документов (в том числе и требуемых ФГОС программ воспитания и социализации) — и это при нехватке у школ времени на реальную работу с детьми.

Новая примерная программа воспитания. Виды, формы и содержание деятельности

Итак, несколько лет работы по ФГОС показали, что с воспитанием в школах дела обстоят неважно. В 2019 году эта проблема стала одной из первостепенных для Министерства просвещения. Была поставлена задача — возродить настоящее воспитание в школах России. Очевидно, что сделать это можно, только изменив отношение к нему педагогов.

Для этого необходимо решать комплекс вопросов, связанных с соответствующей мотивацией педагогов, с соответствующим обучением педагогов, с соответствующим методическим обеспечением работы педагогов, с созданием соответствующих условий для работы педагогов. Это большая работа, и ее нужно с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться. Такой отправной точкой, по замыслу Министерства, должна стать примерная программа воспитания. Она должна задать некий образец, показывающий школам реальные пути и способы воспитательной работы с детьми.

Читайте также:
Что за программа safeweb

С этого и началась разработка Институтом стратегии развития образования РАО примерной программы воспитания. Примерная программа разрабатывалась для того, чтобы:

— помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и эффективные способы его реализации;

— помочь школам разработать действенные программы воспитания, учитывающие специфику каждой школы;

— помочь педагогическим коллективам решать с помощью данных программ проблемы личностного развития школьников и их гармоничного вхождения в социальный мир.

Разработанная программа имеет ряд особенностей.

2. «Одна школа — одна программа». На основе примерной программы воспитания образовательным организациям предлагается разрабатывать не три программы, соответствующие трем уровням образования (как это было ранее), а одну общую программу воспитания. Конкретизацию воспитательной работы по уровням образования предлагается делать лишь в ежегодных планах воспитательной работы и тогда, когда это соответствует реальному разделению данной работы по уровням образования. Это позволяет сократить объем и количество обязательной школьной документации.

3. «Единство цели». Провозглашаемая программой цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях, как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье [1]. Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют.

Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется:

— в усвоении ими знаний основных норм, которые общество вырабо-

тало на основе этих ценностей;

— в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям;

— в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.

Кроме того, в этой общей цели воспитания выделены и отдельные целевые приоритеты, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, подростков и старшеклассников.

5. «Модульный принцип построения». Спектр основных сфер деятельности, через которые школа может осуществлять процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы. Некоторые из них инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые — вариативны.

Образовательная организация вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах России многообразна и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по образцу может добавлять в свою программу собственные модули. Этот принцип делает программу более гибкой, более удобной в использовании.

Структура примерной программы воспитания предполагает наличие

в ней четырех основных разделов.

1-й раздел — «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». В нем представлен алгоритм описания школой специфики своей деятельности в сфере воспитания (информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания).

2-й раздел — «Цель и задачи воспитания». В нем на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

Инвариантными модулями здесь являются «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования).

Вариативными модулями могут быть «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

Читайте также:
Программа майкрософт outlook что это

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4-й раздел — «Основные направления самоанализа воспитательной работы». В нем показывается, каким образом в школе может осуществляться самоанализ воспитательной работы. Здесь приводится возможный перечень основных его направлений, который дополнен указанием на его возможные критерии и рекомендованные способы его осуществления.

Как видим, примерная программа воспитания — это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

На основе примерной программы воспитания образовательные ор-

ганизации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Такие программы должны быть короткими и внятными, содержать конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании. К рабочей программе воспитания каждой школой разрабатывается ежегодный план-сетка мероприятий, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования.

Алгоритм работы школы с примерной программой воспитания может быть таким:

1. Знакомство с примерной программой.

2. Работа с примерной программой как шаблоном для разработки школьной программы:

— отбор материалов, которые соответствуют деятельности школы,

— удаление неактуальных для школы материалов,

— добавление (при необходимости) новых материалов.

3. Конкретизация содержания программы в планах воспитательной работы.

Видимым (для учащихся, педагогов, родителей) результатом реализации школьных программ воспитания должна стать интересная, событийно насыщенная, личностно развивающая и социально ориентированная жизнь детей и педагогов в школе.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «Апробация и внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

1. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. 80 с.

2. Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сб. статей / под ред. Н. Л. Селивановой. М.: ФБГНУ РАО, 2015. 212 с.

3. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2004. 304 с.

4. Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. М.: Педагогическое общество России, 2016. 208 с.

5. Степанов П. В., Степанова И. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. М.: Педагогический поиск, 2011. 96 с.

THE STRUCTURE AND THE CONTENT OF APPROXIMATE UPBRINGING

The article describes the features, structure and the content of approximate upbringing program, which was worked up in the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy. The reasons that led to understanding of the need for its development are analyzed, and a possible algorithm of dealing with it is also considered. Keywords: upbringing, activity, upbringing program, school.

• Karakovskij V. A. Stat’ chelovekom. Obshchechelovecheskie cennosti — osnova celostnogo uchebno-vospitatel’nogo processa. M.: Novaya shkola, 1993. 80 s. [In Rus].

• Perspektivnye modeli vospitaniya shkol’nikov i studentov: sb. statej / pod red. N. L. Selivanovoj. M.: FBGNU RAO, 2015. 212 s. [In Rus].

• Polyakov S. D. Psihopedagogika vospitaniya i obucheniya. Opyt populyarnoj monografii. M.: Novaya shkola, 2004. 304 s. [In Rus].

• PotashnikM. M., Levit M. V. Osvoenie FGOS: metodicheskie materialy dlya uchitelya. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2016. 208 s. [In Rus].

• Stepanov P. V., Stepanova I. V. Vospitanie i vneurochnaya deyatel’nost’ v standarte nachal’nogo obsh-chego obrazovaniya. M.: Pedagogicheskij poisk, 2011. 96 s. [In Rus].

Источник: cyberleninka.ru

Примерная программа воспитания что это

Авторизация

> Программы воспитания > Общеобразовательные организации > Программа воспитания

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ, одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 23 июня 2022 года. Документ рекомендован к использованию в российских школах.

Читайте также:
Carrier что это за программа на Андроид

В программу внесены изменения. Рекомендуем актуализировать программу, действующую в вашей организации, и привести её в соответствие с документом, представленным ниже в двух форматах.

  • Положения и приложения
  • Документы
  • Противодействие коррупции
  • Конкурсы
  • Новости
  • Анонсы
  • Радио
  • Статьи и памятки
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ
  • Сми о нас

Министерство просвещения Российской Федерации

Источник: xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai

Примерная рабочая программа Воспитания
рабочая программа

Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций и методические рекомендации к ней разработаны Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ. 1 июля 2021 года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа

Примерная рабочая программа по реализации образовательной области «Здоровье».(Подготовительная группа).

Примерная рабочая программа

Прпимерная рабочая программа по реализации образовательной области «Здоровье».(Подготовительная группа).

Примерная рабочая программа для детей с ФФНР

Примерная рабочая коррекционно-образовательная программа для детей с ФФНР по Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе «От рождения до школы»

Примерные рабочие программы для дошкольников в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме «От рождения до школ.

Выступление на педагогическом совете № 2 » Внедрение и реализация рабочей программы воспитания» от 25.11.2021 Тема: «Рабочая программа воспитания»

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо.

Единый методический день «Внедрение примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

С 1 сентября 2021 года в ДОУ начали реализовывать рабочие программы воспитания.

Презентация к наглядному сопровождению ознакомления педагогов с системой воспитания согласно Примерной рабочей программе воспитания 2021г.

В презентацию отобраны базовые понятия организации системы воспитания в ДОУ: понятие воспитания; цель и задачи воспитания; базовые духовно-гравственные ценности и направления воспитания; воспитательны.

Источник: nsportal.ru

Примерная рабочая программа воспитания для школ ФГОС 2022 год

рабочая программа воспитания для школ фгос 2022-2023 год

Рекомендуем разрабатывать и дорабатывать рабочие программы общеобразовательных организаций вашего субъекта Российской Федерации в соответствии с данной примерной рабочей программой воспитания. Программа взята с сайта институтвоспитания.рф

Рабочая программа воспитания для школ ФГОС

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования) (далее, соответственно — Программа, школы), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС).

В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.

Смотрите также на нашем сайте:

  • Рабочие программы ФГОС на 2022-2023 учебный год для 1-11 класса
  • Конструктор рабочих программ по ФГОС 2022 разработать программу

Источник: 100ballnik.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru