В первую очередь необходимо выделить примерные основные образовательные программы (далее — примерные программы).
Согласно ст. 2 Закона об образовании примерная основная образовательная
Необходимо подчеркнуть, что примерные программы не включают в себя порядок аттестации обучающихся, оценочные и методические материалы — соответственно, эти части образовательной программы разрабатываются самой образовательной организацией. Кроме того, примерные программы должны включать в себя примерные расчеты нормативных затрат па оказание услуги по реализации этой программы, что немаловажно для участников образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных ассигнований.
Несмотря на то что обязательной силы они не имеют, тем не менее они играют существенную роль по двум причинам. Во-первых, далеко не во всех образовательных организациях есть свои методисты достаточной квалификации, которые могли бы разработать полностью самостоятельную образовательную программу, не опираясь на проверенные образцы. Во-вторых, расчет финансирования зачастую осуществляется именно на основе имеющихся примерных программ, что делает финансово сложным реализацию углубленной, а следовательно, более затратной образовательной программы.
Примерная основная образовательная программа «Вдохновение»
Примерным программам посвящена ст. 12 Закона об образовании. Исходя из ее ч. 9, примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС, если иное не установлено законом. Таким образом, данный инструмент работает для общего и профессионального образования (тех видов образования, для которых предусмотрено наличие ФГОС).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность но имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Обязательной силой примерные программы не обладают. Формально примерные основные образовательные программы не должны использоваться для оценки качества образовательной деятельности, а образовательная организация может отступить от ее содержания без всяких негативных для себя последствий при условии соответствия требованиям ФГОС. Примерные расчеты нормативных затрат, включаемые в примерную программу, также служат лишь для общей ориентации учредителя и не могут рассматриваться (например, финансовыми органами) как ограничение, выше которого образовательная программа конкретной образовательной организации, разработанная с учетом данной примерной программы, профинансирована быть не может.
Закон об образовании установил, что примерных основных образовательных программ может быть неограниченное количество и при этом нет никаких механизмов, которые бы гарантировали, что будет разработана хотя бы одна примерная основная образовательная программа по каждому уровню и направленности. То есть количество примерных программ фактически может быть любым, от нуля до тысяч.
Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования: цели и результаты
В профессиональном образовании важную роль играют профессиональные стандарты. Так, в соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона об образовании формирование требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). При этом ранее принятые ФГОС подлежат приведению в соответствие с данными требованиями в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ. Указанная норма еще более усиливает роль профессиональных стандартов.
Именно на основе профессиональных стандартов (при наличии) должна определяться (конкретной образовательной организацией) продолжительность профессионального обучения по соответствующим программам (ч. 8 ст. 73 Закона об образовании).
Статьей 12 Закона установлен и ряд иных специфических инструментов. В частности, исходя из ч. 14, уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы. Таким образом, примерные или типовые дополнительные профессиональные программы (только дополнительные профессиональные) являются обязательными для организаций, которые реализуют соответствующие дополнительные программы — они обязаны разработать свои программы в соответствии с типовыми или примерными. Вместе с тем типовые или примерные дополнительные образовательные программы могут быть разработаны только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Часть 3 ст. 82 Закона об образовании устанавливает, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (в настоящее время Минздравом России утверждено более 10 таких программ). Другой пример — установленные ст. 85.1 типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта). В настоящее время восемь типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждены приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243.
Исходя из ч. 15 ст. 12 Закона об образовании, уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных указанным Законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения. Таким образом, примерные или типовые программы профессионального обучения также обязательны для образовательных организаций — они обязаны разработать свои программы в соответствии с ними. А приниматься они могут не только в случаях, предусмотренных Законом об образовании (как примерные или типовые дополнительные профессиональные программы), но в любых случаях, когда это установлено на уровне федерального закона.
Статья 73 Закона об образовании устанавливает, что типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Другой пример — установленные ст. 85.1 типовые программы профессионального обучения в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере транспорта).
Статус описанных типовых или примерных программ делает их значимым инструментом, который позволяет предъявлять четкие требования к содержанию дополнительного профессионального образования, профессионального обучения. Практика показывает, что используется он в случае, когда от образования работника зависит безопасность общества и граждан.
Источник: studme.org
Цели и структура примерных основных образовательных программ
В разработке примерных основных образовательных программ пока нет полной определенности. Основной вопрос заключается в том, разрабатывать ПрОПОП отдельно по каждому направлению и специальности и по каждому уровню высшего образования или единую программу по УГОН? Если отдельно, то нужно будет разработать 6 ПрОПОП. В Минобрнауки
России говорится о разработке ПрОПОП по укрупненной группе, но пока это не подкреплено никаким приказом или распоряжением. Кроме того, в законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается разработка ПрОПОП на базе утвержденных ФГОС. ФГОС 4 поколения пока не только не утверждены, но даже не начата их разработка.
Такая неопределенность затрудняет формирование групп разработчиков ПрОПОП, ибо состав разработчиков определяется структурой программы. Пока Минобрнауки России не предоставило макет ПрОПОП и нет соответствующего технического задания. В таких условиях очень большая вероятность того, что разработанная ПрОПОП потребует значительных переработок.
Что же делать в таких условиях? Из опыта знаю, что часто из Минобрнауки России поступают указания о необходимости срочной разработки того или иного документа. При этом указываются маленькие сроки, а время интенсивной работы неоднократно совпадало со временем летних отпусков.
В таких условиях привлечь к разработке документа широкий круг членов УМО, обсудить результаты на его заседании не представлялось возможным. В связи с этим считаю необходимым начать разработку ПрОПОП по отдельным направлениям, специальностям и уровням образования в соответствии с действующими стандартами. Однако все ПрОПОП должны быть согласованы друг с другом, иметь общую базовую часть, разработаны по одинаковой схеме, обеспечивающей возможность быстрого объединения программ в единую ПрОПОП по УГОН ТБП.
Основная цель разработки ПрОПОП — обеспечение единства содержания вузовских образовательных программ по базовой части с сохранением их широкой вариативности. Это особенно актуально в связи с тем, что нынешние ФГОС носят рамочный характер, из них полностью исключена содержательная компонента, а стандартизируются лишь результаты обучения в виде компетенций и требования к материально-техническому и кадровому обеспечению учебного процесса. При этом в ряде случаев сложно идентифицировать принадлежность вузовской образовательной программы к образовательному направлению. Образовательные программы вузов могут сильно отличаться, что ограничивает мобильность студентов, например переход в другой вуз, поступление в магистратуру другого вуза после завершения обучения на бакалавриате.
Кроме того, целями ПрОПОП являются (сформулировано на базе выступления заместителя директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России
И.Е. Апыхтиной, сделанного на собрании председателей федеральных УМО 16.07.2015 г.):
- • установление механизма внедрения новых подходов к разработке и реализации образовательных программ: внедрение модульного, проектного обучения, смещение баланса аудиторной и самостоятельной работы под руководством преподавателя, создание межкафедральных целевых групп;
- • систематизация требований к результатам освоения образовательной программы;
- • создание единой рамки требований к результатам обучения, обеспечивающей академическую мобильность обучающихся;
- • формирование пакетов фондов оценочных средств, в том числе для проведения независимой оценки результатов обучения в рамках промежуточной аттестации;
- • установление характеристик программы, определяющей объемы ее финансирования.
Источник: studref.com
Примерная основная образовательная программа — основа образовательной программы образовательного учреждения.
презентация к уроку на тему
Презентация «Примерная основная образовательная программа — основа образовательной программы образовательного учреждения».
Скачать:
![]() |
1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Примерная основная образовательная программа — основа образовательной программы образовательного учреждения
Конституция Российской Федерации Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы : пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов , курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы ; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации : разработка примерной основной образовательной программы , включающей : базисный учебный план планируемые результаты освоения основной образовательной примерные программы учебных предметов примерные программы в соответствии с ФГОС: программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы ; систему оценки достижения планируемых результатов
ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО РАЗДЕЛ 1 Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты — система обобщенных личностно-ориентированных целей образования , обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы
Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Уровни описания: Цели — ориентиры , определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала — «Выпускник научится» Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета – «Выпускник получит возможность научиться»
Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 3 Учебный план начального общего образования Базисный учебный план — нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса , включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана: состав учебных предметов ; недельное распределение учебного времени , отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности , формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы
Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 7 Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ объектом системы оценки содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной « обратной связи », позволяющей осуществлять регулирование ( управление) системы образования
Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются: оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования; оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования; оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы
РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Внутренняя оценка : учитель , ученик ,ОУ и родители Внешняя оценка : государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая аттестация / Итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения
критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности
Книги серии «Стандарты второго поколения» . Издательство «Просвещение» подготовило и выпустило новую актуальную серию «Стандарты второго поколения». Выпуск изданий осуществлён в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемых Российской Академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.
Источник: nsportal.ru