Пример целевой комплексной программы

В рамках данного учебного пособия предлагается Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы. В виду ограниченности рассмотрим лишь основные части программы. Всю программу можно проанализировать, обратившись на сайт Правительства Новосибирской области .

Раздел I. Анализ социально-экономического положения, цели и задачи развития Новосибирской области

Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nso.ru/page/2413 (Дата обращения 03.08.2015).

Раздел II. Система управленческих политик Новосибирской области и механизмов их реализации

  • 1. Комфортная среда проживания в Новосибирской области
  • 1) Политика в сфере развития общественной инфраструктуры
  • 2) Политика в сфере развития образования и кадрового потенциала
  • 3) Политика в сфере развития жилищного фонда и архитектурного совершенствования городской среды
  • 4) Политика в сфере укрепления здоровья населения и повышения демографического потенциала
  • 5) Политика в сфере формирования условий для развития духовности, культуры и нравственного здоровья населения
  • 6) Политика в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
  • 7) Политика в сфере охраны окружающей среды
  • 2. Конкурентоспособная экономика Новосибирской области
  • 1) Политика в сфере развития и размещения производительных сил
  • 2) Политика в сфере развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере
  • 3) Политика в сфере развития транспортной инфраструктуры
  • 4) Политика в сфере развития энергетики, повышения энергоэффективности и энергобезопасности
  • 5) Политика в сфере повышения эффективности сельской экономики и сохранения сельского образа жизни
  • 3. Механизм реализации и ресурсное обеспечение Программы

Раздел III. Система целевых программ и инвестиционные проекты Новосибирской области

Создание успешной и актуальной программы комплексного обучения: секреты и лайфхаки

Раздел IV. Ожидаемые результаты реализации Программы

Рассмотрим кратко некоторые из разделов.

Раздел I. Анализ социально-экономического положения, цели и задачи развития Новосибирской области

Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа и является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации.

В советский период основу экономического потенциала Новосибирской области составляли пять групп отраслей:

военно-промышленный комплекс, по концентрации которого Новосибирская область занимала третье место в СССР;

гражданское машиностроение (в области было сконцентрировано до 40% машиностроительного производства Западной Сибири);

транспортная инфраструктура общегосударственного и межрегионального значения [1] .

Основная стратегическая цель Программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года состоит в кардинальном повышении конкурентоспособности Новосибирской области.

Разработка программ обучения: методы ADDIE, SAM, кейсы и готовые решения

Конкурентоспособный регион характеризуется комфортными условиями для проживания, труда и отдыха, эффективным функционированием хозяйственного механизма, высоким уровнем инвестиционной привлекательности и инновационной активности. Повышение конкурентоспособности Новосибирской области позволит обеспечить ее превращение в важнейший регион азиатской части России.

Стратегическими приоритетами развития Новосибирской области на период до 2015 года являются:

комфортная среда проживания.

Для реализации стратегической цели Программы и приоритетов развития области необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • 1) развитие человеческого капитала, повышение качества и уровня жизни населения Новосибирской области, рост общего уровня доходов, в том числе за счет сглаживания диспропорций социального и экономического развития, улучшения физического и нравственного здоровья, развития образования и культуры, повышения качества окружающей природной и техногенной среды;
  • 2) активизация инновационных процессов в традиционных отраслях и развитие инновационного сектора экономики, развитие инноваций в социальной сфере и технологических инноваций на территории Новосибирской области;
  • 3) обеспечение роста конкурентоспособности функционирующих на территории Новосибирской области хозяйствующих субъектов, в том числе за счет поддержки инициатив по формированию научно-производственных и технологических кластеров; поддержки интеграционных процессов; повышения эффективности использования энергетических ресурсов и обеспечения энергетической безопасности; снижения административных барьеров и издержек создания и ведения бизнеса;
  • 4) активизация инвестиционной деятельности, в том числе за счет максимально полной реализации имеющихся конкурентных преимуществ и формирования образа Новосибирской области как динамично развивающегося региона, обладающего значительным экономическим потенциалом.

Для достижения цели и решения поставленных задач в Программе сформирована система управленческих политик Новосибирской области .

Раздел II. Система управленческих политик Новосибирской области и механизмов их реализации

Система взаимосвязанных управляющих политик, сформулированных в Стратегии для достижения основных целей долгосрочного развития

Новосибирской области (социальная, экономическая, инновационная, пространственная и административно-управленческая), в Программе реализуется через управленческие политики по конкретным направлениям деятельности.

Управленческие политики определяют основы деятельности органов государственной власти Новосибирской области в той или иной сфере, цели и задачи развития и функционирования экономики и социальной сферы.

Управленческие политики органов государственной власти Новосибирской области как основной инструмент реализации приоритетов социально-экономического развития области формируются и реализуются в целях:

  • 1) обеспечения осуществления важнейших структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей экономики и социальной сферы;
  • 2) выявления направлений деятельности органов государственной власти Новосибирской области, отраслей экономики и социальной сферы, где необходима и возможна реализация качественного прорыва в развитии, обеспечивающего вывод на новый уровень конкурентоспособности и принципиально новое качество функционирования этих отраслей и сфер;
  • 3) предотвращения развития негативных процессов в экономике и социальной сфере;
  • 4) согласования развития различных сфер деятельности в рамках обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, экологической безопасности и рационального природопользования;
  • 5) обеспечения повышения и выравнивания уровня жизни населения на всей территории Новосибирской области, рациональной пространственной организации экономики Новосибирской области;
  • 6) выработки путей решения важнейших проблем развития в случаях, когда имеется неопределенность относительно механизмов, которые необходимо применить для достижения требуемых результатов;
  • 7) определения сфер ответственности различных уровней органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнеса и общества за решение комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области, координации их усилий и концентрации ресурсов.

Важнейшими факторами, определяющими жизнеспособность и эффективность управленческой политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учёт реальных экономических возможностей, проблем и перспектив развития области, а также условий её географического положения.

В целях формирования обоснованной системы управленческих политик, качественной выработки единого системного подхода к решению социально-экономических проблем Новосибирской области и максимального учёта потребностей общества к работе по формированию управленческих политик были привлечены представители научного, экспертного и бизнес-сообщества, которые входили в состав специально сформированных рабочих групп по разработке каждой из политик [2] .

При формировании управленческих политик за основу была принята методология поэтапного формирования политик.

Первый этап формирования управленческой политики заключался в проведении анализа ситуации и выявлении факторов, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие Новосибирской области.

Читайте также:
Автокад как удалить программу

На данном этапе проводился комплексный анализ состояния сферы действия управленческой политики в целях выявления проблем, характеризующих данную сферу в настоящее время или ожидаемых в период до 2015 года. Было сформировано обоснование необходимости решения выявленных проблем в настоящее время с приведением характеристики и прогноза развития сложившейся проблемной ситуации при условии невмешательства в процессы, характеризующие сферу действия политики. Также на данном этапе была четко обозначена взаимосвязь проблем с приоритетами социально-экономического развития Новосибирской области. В Программе изложен результат проведенной аналитической работы и важнейшие выводы.

Второй этап формирования управленческой политики заключался в постановке системы целей и задач.

Система целей (цель) управленческой политики является результатом анализа сферы действия политики, выполненного на предшествующем этапе. В качестве цели было зафиксировано достижение желаемого состояния сферы действия управленческой политики. Формирование системы задач осуществлялось по принципу конкретизации отдельных направлений достижения цели на основе вычленения проблем, препятствующих ее достижению.

Для оценки степени достижения поставленных целей и задач в рамках каждой управленческой политики была сформирована система целевых индикаторов (количественных и (или) качественных показателей, характеризующих результаты реализации управленческой политики).

Система целей и задач дает четкое представление о направлениях и результатах деятельности, проводимой в рамках реализации управленческой политики, описывает важнейшие качественные и количественные характеристики состояния ситуации, на изменение которой направлена эта деятельность.

Третий этап формирования управленческой политики заключался в определении механизмов ее реализации, то есть конкретных организационных, экономических, финансовых и правовых методов и форм достижения поставленных целей и задач.

Система управленческих политик органов государственной власти Новосибирской области включает в себя управленческие политики,

направленные на реализацию приоритета «комфортная среда проживания» и управленческие политики, направленные на реализацию приоритета «конкурентоспособная экономика».

Управленческие политики, направленные на реализацию приоритета «комфортная среда проживания»:

политика в сфере развития общественной инфраструктуры;

политика в сфере развития образования и кадрового потенциала;

политика в сфере развития жилищного фонда и архитектурного совершенствования городской среды;

политика в сфере укрепления здоровья населения и повышения демографического потенциала;

политика в сфере формирования условий для развития духовности, культуры и нравственного здоровья населения;

политика в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

политика в сфере охраны окружающей среды.

Управленческие политики, направленные на реализацию приоритета «конкурентоспособная экономика»:

политика в сфере развития и размещения производительных сил;

политика в сфере развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере;

политика в сфере развития транспортной инфраструктуры;

политика в сфере развития энергетики, повышения энергоэффективности и энергобезопасности;

политика в сфере повышения эффективности сельской экономики и сохранения сельского образа жизни.

Данные управленческие политики составляют основу Программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года и отражают идеологию решения основных социально-экономических задач Новосибирской области. Управленческие политики являются основой разработки и реализации других документов исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.

3. Механизм реализации и ресурсное обеспечение Программы [3]

Механизм реализации управленческой политики представляет собой целостную интегральную систему взаимосвязанных программ, мероприятий, нормативов, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности органов государственной власти Новосибирской области, местного самоуправления, бизнеса и населения по обеспечению устойчивого функционирования и эффективного развития той или иной сферы.

В основе реализации управленческих политик областных исполнительных органов государственной власти лежит система принципов,

через призму которых рассматриваются управленческие решения, принимаемые на областном и муниципальном уровне.

К важнейшим из них относятся:

  • 1) согласованность и скоординированность действий органов государственной власти Новосибирской области, местного самоуправления и бизнеса в вопросах развития и функционирования экономики и социальной сферы;
  • 2) согласование интересов развития отдельных территорий, при котором меры по поддержке функционирования и развития одних муниципальных образований не должны ухудшать социально-экономическую и демографическую ситуацию на территории других муниципальных образований;
  • 3) социальная ориентация развития, обеспечивающая рост занятости населения, создание высокодоходных рабочих мест, повышение качества жизни, развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг;
  • 4) использование кластерного и технопаркового подходов к формированию современных конкурентоспособных структур в экономической сфере;
  • 5) широкое участие представителей экспертного и научного сообщества в формировании целей, задач и выработке механизмов реализации управленческих политик;
  • 6) открытость реализации управленческой политики: действия по ее разработке и реализации должны быть доступны для анализа и обсуждения всеми заинтересованными субъектами.

Механизмы реализации управленческих политик по конкретным направлениям деятельности включают организационные, экономические, финансовые и правовые методы и формы достижения поставленных целей и задач.

Механизмами реализации управленческих политик являются:

  • 1) целевые программы, направленные на достижение целей развития видов деятельности (ведомственные целевые программы), либо на достижение стратегических целей и решение проблем, требующих комплексного подхода (долгосрочные целевые программы);
  • 2) межмуниципальные инвестиционные проекты, а также инвестиционные проекты, направленные на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований;
  • 3) планы действий органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления Новосибирской области по комплексному развитию территорий Новосибирской области;
  • 4) специализированные фонды и агентства, формируемые органами государственной власти Новосибирской области с целью развития производственной и социальной инфраструктуры, роста конкурентоспособности, стимулирования инноваций, развития малого и среднего предпринимательства, развития аграрного сектора;
  • 5) государственно-частное партнерство по реализации программ, проектов и иных мероприятий как в экономической, так и в социальной сфере;
  • 6) проведение конкурсов по поддержке проектов, разрабатываемых в различных видах деятельности;
  • 7) меры бюджетно-налогового регулирования;
  • 8) развитие и совершенствование нормативно-правовой базы;
  • 9) государственный заказ Новосибирской области и совершенствование его организации;
  • 10) формирование и развитие технопарковых и кластерных структур;
  • 11) система стимулов и мотиваций деятельности муниципальных образований, предприятий и организаций к развитию в соответствии со стратегическими направлениями преобразований в Новосибирской области;
  • 12) управление бюджетными ресурсами в интересах ускорения социально-экономического развития;
  • 13) создание в Новосибирской области электронного правительства, внедрение перспективных информационно-коммуникационных технологий в практику государственного управления.

Для реализации управленческих политик органами государственной власти Новосибирской области формируется совокупность тех или иных механизмов, сочетание которых является наиболее действенным и эффективным для решения выявленных проблем и достижения поставленных целей социально-экономического развития области.

Ресурсное обеспечение реализации Программы будет осуществляться за счет:

средств федерального бюджета;

средств областного бюджета;

средств местных бюджетов;

Расходы областного бюджета Новосибирской области на реализацию Программы млн.руб.

Источник: bstudy.net

Основные этапы программно-целевого планирования

Процесс программно-целевого планирования предусматривает следующие этапы.

  • 1. Разработка стратегических (генеральных) целей.
  • 2. Определение конкретных, детализированных целей, достижение которых необходимо для достижения стратегических целей, на заданный период планирования (2, 5, 10 лет).
  • 3. Определение путей и средств их достижения.
  • 4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Читайте также:
Лучшие программы для настройки компьютера

К числу проблем, которые приходится решать, относятся:

  • • распределение ограниченных ресурсов при программно-целевом планировании;
  • • адаптация к внешней среде;
  • • внутренняя координация деятельности;
  • • систематическая подготовка и переподготовка персонала. Практика показала, что применение программно-целевого планирования при управлении компанией позволяет приблизить плановые показатели к фактическим и обеспечить успешное развитие объекта управления на планируемый период.

Широкое применение программно-целевое планирование находит при государственном стратегическом планировании. Разрабатываются государственные целевые программы по важнейшим направлениям деятельности. Государственные целевые программы разрабатываются в регионах. На начало 2012 г. было утверждено и выполняется 17 государственных программ города Москвы. Разработке государственных программ предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития на соответствующие периоды.

Классификация и примеры целевых программ

По содержанию целевые программы подразделяются:

  • • на социально-экономические — решение проблем социального характера и благосостояния населения;
  • • научно-технические — решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники;
  • • производственно-экономические — решение крупных межотраслевых народнохозяйственных проблем;
  • • территориальные — решение комплексных проблем освоения новых территорий и других задач регионального развития;
  • • экологические — решение проблем экологического характера.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Паспорт государственной программы.

II. Характеристика текущего состояния.

III. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации государственной программы. Цели, задачи и индикаторы государственной программы.

IV. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы и подпрограмм государственной программы.

V. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования.

VI. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы.

VII. Обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной подпрограммы.

VIII. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы

IX. Методика оценки эффективности и результативности государственной программы.

XII. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012—2016 гг.».

XIII. Подпрограмма «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012—2016 гг.».

XIV. Подпрограмма «Москва — инновационная столица России» на 2012-2016 гг.».

XV. Подпрограмма «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012—2016 гг.».

XVI. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы и их значениях по годам реализации.

XX. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями города Москвы по государственной программе.

XXII. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета города Москвы, федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей государственной программы.

Использование программно-целевого планирования — эффективный инструмент стратегического управления как при управлении отдельной компанией или корпорацией, так и при государственном управлении отдельным регионом, муниципальным образованием, страной в целом.

Источник: studme.org

Модель целевой комплексной программы развития регионов

При разработке комплексной и функциональных программ нужно руководствоваться идеями, общим замыслом концепции регионального развития. В концепции заложены критерии отбора и ранжирования территориальных проблем, поставлены главная цель и цели других порядков. Руководствуясь концептуальными положениями, для каждого региона разрабатываются комплексная и функциональные целевые программы. Комплексная программа направлена на решение узловой социально-экономико-экологической проблемы, функциональные — на решение частных проблем: социальных, экологических, экономических и т.д.

Комплексные целевые программы отличаются долгосрочностью и призваны решить задачи региональной политики. Их выполнение позволит улучшить условия, повысить уровень и качество жизни населения, осуществить кардинальные структурные изменения, увеличить эффективность региональной экономики и социальной сферы, обеспечить социально-экономическую и экологическую безопасность, рациональное природопользование.

Целевые программы разрабатываются в виде единого документа, который обычно включает следующие разделы:

— Содержание проблемы и необходимость её решения программно-целевыми методами.

— Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.

— Совокупность программных мероприятий.

— Ресурсное обеспечение программы.

— Механизм реализации программы.

— Организация управления программой и контроль за ходом её реализации.

— Оценка ожидаемой эффективности, социальных, экономических, экологических последствий от выполнения программы.

Схематическая модель целевой комплексной программы развития регионов состоит из пяти блоков: целевого, ресурсного, процессуального, координирующего и обеспечивающего (рис.1).

Рис. 1. Схематическая модель целевой комплексной программы

Целевой блок включает анализ проблемной ситуации и определение целей первого, второго и последующих порядков. Проблемная ситуация, выявленная в концепции территориального развития, анализируется и диагностируется. Актуальность проблем служит основой для определения порядка целей. Для этого строится «дерево целей» – ориентированный граф, который позволяет учесть взаимообусловленность целей и очерёдность их достижения.

Ресурсный блок отражает внутренний потенциал региона и включает природно-ресурсные, биоэкологические, производственные, демографические, социальные, инновационные, инвестиционные и другие факторы. На основе анализа первичной информации и диагностических расчётов разрабатываются материальные, финансовые, трудоресурсные балансы. Балансовый метод даёт определить сроки и выбрать рациональные варианты реализации программы.

Процессуальный блок включает все процессы регионального развития, начиная с технологических, промышленных, аграрных и заканчивая социальными и духовными. Он является связующим между целевым и ресурсным блоками. На основе сетевых графиков и ориентированных графов осуществляется взаимоувязка всех процессов по времени, ресурсам и исполнителям. Особое внимание обращается на сочетание действующих и вновь создаваемых экономических, инфраструктурных и других объектов. Широко используя балансовые расчёты и учитывая ограничения в ресурсах (в первую очередь, финансовых) определяется очерёдность ввода в действие новых объектов, наращивание и трансформация всех процессов.

Координирующий блок позволяет сбалансировать цели и ресурсы, подпрограммы и программу в целом, определить заказчиков и организовать работу исполнителей. В этом блоке раскрываются все «нити» взаимодействия между элементами программы, координируется деятельность исполнителей, объёмы и сроки выполнения взаимосвязанных мероприятий.

Обеспечивающий блок выполняет важную роль при разработке и реализации программы. Он включает методологическое, нормативно-правовое, финансовое, научно-техническое, информационное обеспечение. Особо следует выделить научное, в том числе и географическое, обеспечение, позволяющее наиболее конструктивно разрабатывать и выполнять программы с учётом инновационных достижений.

Среди функциональных программ наиболее приоритетными являются социальные, демографические, экистические, промышленные, аграрные, экологические, инфраструктурные, строительные, инновационные, научно-технические и др. Приоритеты обычно уточняются и могут варьироваться по территориям, циклам и стадиям развития конкретных сфер жизнедеятельности людей. В каждом регионе разрабатываются такие программы, которые являются наиболее актуальными и одновременно ресурсообеспеченными, способными прямо или косвенно повлиять на жизнедеятельность населения. Они также должны соответствовать интересам и потребностям территориальных общностей людей. В регионах наиболее распространёнными являются программы «жильё», «образование», «здоровье» и др.

Читайте также:
Выделенная часть экрана дисплея с которой программа или пользователь работает

Основой целевых программ является система мероприятий, заданий, включающая социальные, производственные, технологические, организационные и другие работы (третий блок рис.1). Система мероприятий должна быть направлена на достижение программных целей и согласована по ресурсам, исполнителям и срокам.

Для повышения эффективности программ очень важна последовательность, постадийность и комплексность намечаемых работ. Для соблюдения принципов системности, последовательности и сбалансированности намечаемых мероприятий можно использовать конструкции энергопроизводственных и воспроизводственных циклов. В первом случае четко прослеживается экономико-технологическая цепочка производств от добычи сырья и топлива (энергии) вплоть до получения готовой продукции и потребления. Во втором случае просматривается весь воспроизводственный процесс от научной идеи до создания новых и реконструкции существующих производств. Совокупность мероприятий по технологическому и воспроизводственному признакам позволит сбалансировать не только региональную экономику, но и все сферы жизнедеятельности людей.

Финансовое обеспечение региональных программ осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. В первую очередь обычно ориентируются на собственные бюджеты субъектов Федерации, а также на федеральный бюджет и бюджеты заинтересованных муниципальных образований. Внебюджетные источники включают собственные средства предприятий и фондов, кредиты банков, частных инвесторов и др. В связи с ограничением финансового обеспечения очень важным моментом является отбор приоритетных проектов и программ, энергопроизводственных цепочек производств.

Инструмент реализации целевых программ включает все рычаги региональной политики. По отношению к объектам региональной собственности это может быть прямое финансирование и многочисленные проявления кредитно-денежного механизма, а также льготы по налогам, экспортно-импортным пошлинам. По отношению к объектам других форм собственности действуют косвенными экономическими методами (льготные кредиты, налоговые послабления и др.).

Открытие финансирования реализации целевых программ должно быть согласованным с другими видами ресурсного обеспечения. Каждый запланированный объект, удачно «вписывая» в региональную структуру, следует «обеспечить» рациональным местом на территории региона и в геоэкологическом пространстве, природными и трудовыми ресурсами, инфраструктурным обслуживанием. Размещение новых хозяйственных объектов, реконструкция и модернизация существующих должны осуществляться на основе согласования интересов «производителя» и «хозяина» территории. У каждого из них обычно имеется «пакет» требований: у «производителя» конкретные требования к территориальным ресурсам, у «хозяина» — к технико-экономическим параметрам хозяйственных объектов. После нахождения компромиссов можно приступать к реализации проектов и подпрограмм.

В связи с разнообразием объектов разных форм собственности и финансирования необходима организация управления целевой программой. Функции управления может взять на себя исполнительная власть региона, или они возлагаются на специально созданные органы: исполнительная дирекция, координационный совет и т. д.

На всех этапах реализации целевой программы исполнительные и особенно законодательные региональные властные структуры осуществляют контрольные функции, позволяющие установить зависимость между конечными результатами и затратами на программу, выработать действенные меры воздействия, которые обеспечат ее выполнение (четвёртый блок рис.1). В программе обычно определен круг показателей, необходимых для осуществления контроля и оценки ее реализации. Среди показателей наиболее объективными являются: степень выполнения программных мероприятий, объемы использованных ресурсов, соответствие срокам выполнения работ. Желательно создать мониторинговые наблюдения и информационные центры, в которых будут осуществляться сбор, хранение, обработка и представление всей информации по целевой программе.

Оценка эффективности целевой программы производится при ее разработке и в процессе реализации. Оценка определяется сопоставлением фактических и целевых показателей программы, а также отношением программных результатов к затратам на их достижение. Помимо экономической оценки эффективности программы желательно произвести оценку социальной, экологической, научно-технической эффективности. Индикаторами таких оценок могут стать увеличение продолжительности жизни, улучшение структуры питания, повышение уровня жизни, создание новых рабочих мест, оздоровление окружающей среды, повышение качества продукции, рост доли интеллектуального труда и т. д.

Оценка последствий реализации программы включает выявление запланированных и незапланированных конечных экономических, социальных, экологических, культурных, научно-технических и других результатов. Для учета всех последствий осуществления программы необходимо провести региональные, аналитические, диагностические и прогнозные исследования. Эти исследования должны носить комплексный характер и иметь более широкие хорологические и хронологические параметры, т. е. они будут охватывать не только социально-экономическое развитие самого региона, но и прилегающих территорий, а также временные рубежи, превышающие программные сроки. Оценка последствий осуществления целевых программ должна учитываться в процессе проведения региональной политики.

Программирование, ставшее основным звеном регионального планирования, регулирования и управления, одним из методов региональной политики из концептуальных соображений, нуждается в дальнейшем методологическом и методическом совершенствовании. Целевые программы, разрабатываемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны быть согласованы между собой по целям и задачам, ресурсам и средствам приведения их в действие, срокам и исполнителям. Согласование программ, заложенное в стратегии и концепциях развития регионов, прерогатива не только управленческих структур, но и независимой экспертизы и контролирующих органов, обеспечивающих сбалансированность межрегионального, регионального и межмуниципального функционирования.

Заключение

В настоящее время программно-целевое бюджетирование осуществляется в форме государственных целевых программ. По своей масштабности они подразделяются на федеральные, региональные и местные целевые программы. Федеральные целевые программы реализуются только на территории Российской Федерации.

Из них следует выделить региональные целевые программы, направленные на развитие конкретного экономического региона и имеющие общенациональную значимость. Местные целевые программы, представлены городскими и муниципальными целевыми программами. В соответствии с концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации инструментом программно-целевого бюджетирования на уровне министерств и ведомств являются ведомственные целевые программы.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Независимая экспертиза проектов целевых программ осуществляется рабочей группой, формируемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе из независимых экспертов.

В ходе экспертизы устанавливается соответствие проектов целевых программ предъявляемым к ним требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, в случае необходимости формируются рекомендации по доработке проектов целевых программ.

Результаты специализированной и независимой экспертиз учитываются при рассмотрении и принятии решения по проекту целевой программы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru