Пример составить программу исследования

Программа социологического исследования включает в себя следующие элементы:

— методологический раздел программы (формулировка и обоснование проблемы исследования, цель и задачи, объект и предмет, интерпретация и операционализация понятий в системе объекта и предмета, гипотезы);

— процедурно-методический раздел программы (принципиальный план, обоснование системы выборки единиц наблюдения, методы, методика, техника, процедура, инструментарий исследования);

— организационный раздел программы (основные виды деятельности, сроки, исполнители).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Формулировка и обоснование проблемы исследования

Методологический раздел программы начинается с обоснования актуальности выбранной темы исследования, определения ее значимости для науки и практики. Также проводится анализ публикаций по данной теме: рассматривается, что было сделано, какие проблемы в данной области затрагивались, что осталось неизученным. Проблема формулируется одним предложением, в котором отражается сама проблемная ситуация и противоречие, определяющее ее.

Воркшоп «Как формулировать качественные гипотезы для UX-исследований»

Правильность формулировки проблемы определяется по следующим критериям:

— проблема не должна иметь характер абсолютной истины, быть очень широкой;

— проблема должна отражать существующую социальную ситуацию, быть ясной и четкой;

— истинными считаются только обобщения, а не единичные суждения.

Примеры формулировки проблемы:

1) противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что реклама – вещь, несомненно, полезная в деятельности рекламодателя, однако в то же время она может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей.

2) на трудовую мотивацию и отношение к труду влияют различные факторы, но это не всегда учитывают работодатели при стимулировании труда.

3) любая деятельность человека, в том числе и потребление, должна регламентироваться определенными нормами, но потребительская культура в современном российском обществе еще не до конца сформирована, что иногда ведет к различным отклонениям в потребительской сфере.

Постановка цели и задач исследования

Цель исследования ориентирует на конечный результат. Он может быть как теоретико-познавательным, так и практически-прикладным. При формулировке цели указывается не только необходимость выяснить отношение какой-либо социальной группы к проблеме, но и определить, зачем мы это делаем. Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели. Обычно выделяют основные и частные задачи.

Пример формулировки цели и задач исследования:

Цель исследования

Определить степень влияния рекламы на сознание людей, для того чтобы выработать рекомендации по уменьшению ее негативного влияния.

Задачи исследования

1. Выявить, как реклама влияет на население города Тула.

1.1. Выявить, как реклама влияет на мужчин.

1.2. Выявить, как реклама влияет на женщин.

Моделирование бизнес процессов: гайд от начала до конца

2. Определить мнение людей относительно воздействия рекламы.

2.1. Определить мнение людей относительно влияния рекламы на сознание людей.

2.2. Определить мнение людей относительно влияния рекламы на экономическую ситуацию.

2.3. Определить мнение людей относительно влияния рекламы на культурную жизнь людей.

2.4. Определить мнение людей относительно влияния рекламы на эстетические ценности.

3. Узнать происходят ли изменения в отношениях людей друг к другу к окружающей среде под воздействием рекламы.

Определение объекта и предмета исследования

Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания. Выделяют теоретический объект исследования (им может быть социальный процесс, социальные взаимоотношения, область социальной действительности и др.) и эмпирический (носитель социальной проблемы).

Предмет исследования – свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению.

Пример определения объекта и предмета исследования

Объект исследования

В качестве теоретического объекта выступает потребительская культура как феномен общественной жизни российского общества.

Эмпирическим объектом являются 300 человек в возрасте от 16 до 65 лет, проживающих в различных районах города Тулы.

Предмет исследования

Особенности потребительской культуры жителей города Тулы.

Логический анализ понятий

Критерии отбора индикаторов:

— необходимость и достаточность индикаторов для эмпирического описания предмета исследования;

— обеспеченность индикаторов доступными источниками информации;

— возможность надежного методического обеспечения сбора информации;

— набор индикаторов должен быть минимальным для конкретного исследования.

Интерпретация и операционализация понятий проводится отдельно в системе объекта и в системе предмета.

Источник: megapredmet.ru

Составление программы социального исследования (структура)

Важнейшим социологическим документом является программа исследования. Она состоит из 2 частей: методологической и процедурной. В методологическом разделе дается формулировка проблемы, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, развертываются рабочие гипотезы. Процедурный раздел состоит из стратегического плана исследования, обоснования выборки исследования, из наброска основных процедур сбора данных и анализа исходных данных.

В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение какого результата она будет направлена. Проблема – это всегда то, что не изучено. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправлено. В итоге проблема позволяет получить новое знание о предмете.

С точки зрения определения задач, исследование может быть теоретическим и прикладным.

Приступая к нему, нужно уточнить понятия – объект и предмет исследования. Объектом являются реальные социальные процессы. Которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте.

Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.

Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае.

Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе, это своеобразное движение к новому знанию. Существует три типа гипотез:

1. На количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными);

2. На объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе);

3. Прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

Составление программы социального исследования (структура)

Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социального исследования. Узловые элементы программы:

1. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. Для исследователя она выступает как состояние «незнания» определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.

В процессе формулировки проблемы исследования необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных.

Следует опасаться и другой крайности – выдвижения проблем слишком широкого плана. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на «многопроблемный» социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

Читайте также:
Как установить скачанную программу на компьютер видео

2. Определение цели исследования. Социальные исследования обычно преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений. Результаты такого исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе.

3. Определение объекта и предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, «объектом» исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы.

Вместе с тем причины возникновения той или иной проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к условному расширению его масштабов, позволяющему выявить истинные причины возникновения данной проблемы. (Пример: низкая активность на занятиях по какому-либо предмету. Здесь причиной может быть как незаинтересованное отношение самих учащихся к занятиям, так и формальная, шаблонная методика их проведения, низкая квалификация преподавателей. Поэтому выделяется два объекта исследования: основной – учащиеся, и дополнительный – педагоги).

Четкое выделение объекта способствует правильному определению «предмета» исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. (В вышеприведенном примере предметом исследования может выступать связь между эффективностью системы образования и теоретическим уровнем, методическим мастерством педагогов). Таким образом – предмет социального исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании.

4. Логический анализ основных понятий. Состоит из двух этапов:

а. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее точно и полно выражает его сущность.

б. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

«Интерпретация» основного понятия позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор первичной информации.

«Операционализация» – о чем следует собирать информацию. Нахождение «индикаторов» помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее сбору.

«Индикаторами» в социальном исследовании называют разнообразные предметы, события, признаки явлений и процессов, поведенческие акты, поступки, оценки и суждения людей, т.е. – все факты, которые используются для социологического измерения. В то же время индикаторы позволяют правильно сформулировать вопросы для анкеты и других видов инструментария, а также определить структуру ответов на них. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они, расположенные в той или иной последовательности по позициям, и образуют «шкалу измерения». (Пример: «образование» – операциональное понятие, «уровень образования» – объективный индикатор, его характеристики – начальное, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее и высшее. Они-то и становятся позициями шкалы измерения).

Осуществленный в процессе логического анализа основных понятий выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют начать разработку инструментария для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.

5. Формулировка гипотез исследования. Как правило, любое социальное исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез.

Последние способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

6. Задачи исследования. Формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и также, как и последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования в зависимости от его практического или познавательного характера либо заключают в себе поиск ответа на вопрос о путях и средствах решения данной проблемы, либо обосновывают необходимость «вскрытия», «среза» проблемы, ее предварительный анализ.

Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и выдвигаются дополнительные задачи.

7. Определение обследуемой совокупности. Поскольку опрос всех людей, составляющих объект исследования, был бы нерационален, большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер. По строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта.

Эта операция носит название «выборка». От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно описать в программе «проект выборки», который в последующем, с учетом особенностей и динамики исследования может быть уточнен и выделен в отдельный документ. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведена исследовательская работа, обоснована техника проведения исследования, обозначены подходы к определению достоверности полученной информации. Процесс выборки основан, во-первых, на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре часть является микромоделью целого.

В проекте выборки должны быть отмечены «генеральная совокупность» (объект исследования, который территориально, производственно и во времени локализован) и «выборочная совокупность» (число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу).

Обследуемая совокупность формируется как методом ненаправленного отбора, так и методом серийной выборки, что также должно быть отражено в ее определении.

8. Методическая часть. Здесь отмечаются характеристика применяемых в ходе исследования методов и приемов сбора первичной информации; логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

9. Приемы обработки информации. Должны быть отражены следующие компоненты структуры обработки:

1. редактирование и кодирование информации (часть анкетной информации заранее формализована, т.е. даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. В этом случае необходимо редактирование; другой тип собираемых данных представляет ответы на «открытые» вопросы, здесь должна быть представлена их группировка и последующее кодирование);

2. перенос данных на машинные носители (SPSS, Statistika, и т.д.);

3. проверка качества данных и коррекция ошибок;

4. создание переменных (процесс в некотором смысле обратный процессу операционализации понятий – «переменные» выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными);

5. статистический анализ (ключевой этап в процессе анализа социологических данных. В его ходе выявляются статистические закономерности и зависимости).

Список литературы:

1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2002.

2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Издательство Алтайского государственного университета, 2001.

3. Волков Ю.Г. Социология Элементарный курс., М: Юристъ, 2001.

4. Карпович В. Н. Проблема, гипотеза, закон. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1980. – 176 с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Познавательно:

Сущность права Понятие, сущность и исторические типы права. Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит.
Момент инерции Рассмотрим материальную точку массой m, которая находится на расстоянии r, от неподвижной оси (рис.
ЗАПОЛНЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ МЕДСЕСТРОЙ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 1. Журнал ЭКСТРЕННОЙ (срочной!) госпитализации пациента — Ф.И.О. пациента.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ Классификация языков — определение места каждого языка среди языков мира; распределение языков мира по группам на основе.
Быт и нравы казачества в прозе Шолохова «тихий дон или донские рассказы». В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и.

Читайте также:
Какая программа для просмотра видео на Айпад

Источник: studopedia.ru

Методы исследования в курсовой и дипломной работе: понятие, сущность, классификация и примеры оформления

Работа над научным исследованием – трудоемкий процесс, требующий определенных знаний у студентов и навыков работы с текстом.

Наибольшие трудности возникают с оформлением практической части курсовой или дипломной работы. Цель данного раздела – представить результаты проведенного исследования, обосновать предлагаемый способ решения научной проблемы. Как сделать это грамотно, четко и научно?

Методы исследования в курсовой и дипломной работе:

На помощь приходят методы исследования. Благодаря им исследователь может описать ход работы, привести аргументы в доказательство полученных выводов.

В этой статье мы расскажем о том, что представляют собой методы исследования, и как грамотно их применять при написании научных работ. Приведенные в тексте примеры помогут вам подготовить качественное исследование и составить актуальную методологическую базу.

Понятие методов исследования

Метод исследования – это способ изучения научной проблемы, включающий в себя определенные приемы, действия и операции.

Основные принципы научной работы – объективность и доказательность. Поэтому при ее написании вам требуется не просто привести решение проблемы, но и описать пути достижения этих результатов. Научные методы помогают показать, каким образом вы шли к достижению цели исследования.

Например, вы сравнивали состояние проблемы в настоящее время и в прошлом и установили ряд несоответствий. Или провели классификацию составляющих предмета исследования для выявления его сущности. Каждая научная проблема индивидуальна, а значит, требует вполне определенного решения.

Таким образом, определение методов исследования – важная составляющая научной работы. Без них невозможно описать исследовательский процесс.

Методы исследования входят в понятие методологического аппарата. В первую очередь следователю необходимо сформулировать цель и задачи научной работы, а затем выбрать необходимые способы для их решения. Так для решения проблемы в образовательном процессе может потребоваться составить его модель, а научная работа по психологии немыслима без соответствующего инструментария: анкет, опросов, диагностического эксперимента.

От корректности выбранных методов напрямую зависит успех всей работы. Поэтому исследователь должен иметь представление о том, какие методы существуют в науке, и какие из них подходят именно вам. Далее познакомимся с классификацией методов исследования.

Отметим, что все тексты научных работ (курсовых, ВКР и диссертаций) проходят проверку на заимствования. Каждый вуз вправе использовать удобную для его работников электронную систему. Наиболее популярной является Антиплагиат ВУЗ: её результаты точны и представлены в доступной форме.

Решить проблему повышения уникальности текста без его переработки поможет программа Антиплагиат Киллер. Система автоматически корректирует работу, скрывая заимствования. Таким образом, уникальность повышается до 80-90% без видимых изменений в содержании работы. Оставьте заявку с прикрепленным документом и удивитесь результату: мы вышлем его вам без внесения предоплаты.

Классификация методов исследования

Вопрос, волнующий большинство студентов и аспирантов – какие есть методы исследования и в чем их суть. Всё их многообразие можно условно разделить на две группы: общенаучные и специальные. Первые распространяются на любые исследования и применяются для выявления общих закономерностей явлений и процессов. Вторые применимы в отдельной отрасли наук.

Общенаучные методы принято рассматривать на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.
Эмпирические методы познания связаны с опытным изучением окружающей действительности: наблюдением, установлением взаимосвязей между явлениями и т.п. К ним относятся:

  • наблюдение – целенаправленный познавательный процесс, связанный с чувственным восприятием действительности (зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым). Наблюдение как научный метод может быть полевым и лабораторным, непосредственным и опосредованным.
  • Эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на предмет через создание специальных условий, в которых проводится его изучение.
  • Экспертные оценки применяются для установления сущности изучаемых процессов и явлений с использованием мнения одного или нескольких специалистов в данной области.
  • Сравнение – это выявление сходств и различий между объектами.
  • Опрос – метод выявления мнений респондентов относительно проблемы исследования. Проводится с помощью вопросов, составленных исследователем.

Теоретические методы исследования предназначены для переработки эмпирических материалов, установления взаимосвязей между отдельными аспектами проблемы, выявления условий достижения требуемых результатов. На теоретическом уровне преобладает мыслительная деятельность и рассуждения. Среди методов выделяются:

  • анализ – способ изучения объекта с помощью его разделения на составные элементы;
  • синтез – соединение выделенных в ходе анализа частей в единый объект исследования;
  • обобщение – установление существенных признаков объектов, которые позволят объединить их в единую систему;
  • абстрагирование – выявление свойства или части объекта для рассмотрения в качестве самостоятельной единицы;
  • дедукция – рассмотрение объекта по принципу «от общего к частному», т.е. выводы о предмете формируются через исследование свойств явлений одного класса;
  • индукция – рассмотрение объекта по принципу «от частного к общему», т.е. от отдельных фактов к общему выводу.

Общенаучные методы в обязательном порядке применяются во всех научных исследованиях. Поэтому их знание требуется каждому студенту независимо от того, на какой специальности он обучается: экономике, физике, медицине или филологии.

Что касается специальных методов, то они довольно разнообразны и должны изучаться в рамках конкретной науки. Большинство вузов вводят в программу обучения специальные курсы, посвященные методам научного исследования. Если вы его не проходили, мы поможем разобраться в этой теме.
Обучающимся на направлениях подготовки, связанных с юриспруденцией, актуальны следующие научные методы:

  • историко-правовой, связанный с ретроспективным изучением норм права и правоприменительной практики. Он позволяет рассматривать законы и их действие в разных исторических эпохах и временных промежутках.
  • Право-социологический направлен на установление характеристик правовой действительности в стране или регионе с использованием эмпирических методов исследования: опроса и анкетирования населения.
  • Сравнительно-правовой применяется для установления сходств и различий между правовыми системами и документами разных государств.

Если ваше тема вашего исследования связана с экономикой, то необходимо обратиться к следующим методам:

  • экономический анализ – это выявление категорий в хозяйственной деятельности, позволяющих установить характер распределения ресурсов;
  • статистико-экономический, связанный с анализом специализированной статистической документации;
  • расчетно-конструктивный – это установление закономерностей внутри экономического процесса.

Исследователям в области психологии пригодятся методы:

  • беседы – диалог по заранее составленному плану между исследователем и респондентом;
  • психологический эксперимент – помещение человека в заранее спроектированные условия с целью выявления особенностей его поведения;
  • тестирование – вид опроса, предполагающий использование списка вопросов с вариантами ответов.

Следовательно, каждой науке характерны свои методы научного исследования. Для того, чтобы выбрать подходящие вам, можно обратиться на обучающую кафедру или к научному руководителю. Ряд вузов предлагают методички, в которых изложены специальные методы исследования. Впрочем, найти необходимую информацию можно в интернете.

Как правильно сформулировать методы исследования?

Прежде, чем сформулировать методы исследования, следует обозначить его цель и задачи. Только решив, что вы планируете изучать, можно решать, каким образом это лучше сделать.
Для описания в тексте работы методов исследования можно использовать следующие фразы:

  • «В своей работе мы использовали следующие методы исследования…»
  • «Методы, используемые в нашем исследовании…»
  • «Перечислим использованные в работе методы исследования…»
Читайте также:
Программа как проверить абс

Далее вы перечисляете те общенаучные и специальные методы исследования, которые использовались или подходят для вашей работы. Обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем: он поможет выбрать комплекс методов. Зачастую сделать это самостоятельно студентами не удается. Поэтому смело обращайтесь за помощью, чтобы идеально подобрать методы для своей работы!

Примеры описания методов исследования в курсовой работе

Далее предлагаем рассмотреть примеры описания методов исследования в научных работах. Напоминаем, что сначала нужно указать цель исследования и лишь затем – методы её достижения.

Например, тема курсовой работы по праву: «Конституционный строй Российской Федерации». Цель может звучать следующим образом: «Целью нашего исследования является выявление принципов и основ конституционного строя в РФ».

«В своем исследовании мы использовали следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, синтез, сравнение, обобщение». В данном разделе достаточно простого перечисления используемых методов без уточнения особенностей его применения в работе.

Тема курсовой по социологии: «Проблема мужского одиночества». «Цель исследования – установление сущности, причин и особенностей явления мужского одиночества в современном обществе. Для достижения цели были использованы методы анкетирования, эксперимента, дедукции, анализа, синтеза».

Обратите внимание на то, что при описании данного раздела исследования важно использовать как общенаучные, так и специальные методы.

Пример описания методов исследования в дипломной работе

Выпускная квалификационная работа (ВКР или диплом) требует более подробного описания методов исследования. Как правило, в ней указывается их применение для решение каждой исследовательской задачи. Следовательно, в тексте введения сначала пишется цель, затем – задачи, а потом методы исследования.

Рассмотрим примеры описания методологии в ВКР. Тема дипломной работы по туризму: «Развитие экологического туризма в Калининградской области».
«Цель исследования – выявление перспектив развития экологического туризма в Калининградской области».
«Цель и задачи обусловили выбор методов исследования: анализ статистических и нормативно-правовых документов для выявления состояния туристской индустрии в регионе. Метод моделирования позволил составить прогноз развития сети туристских предприятий экологической направленности в регионе. В практической части исследования мы использовали методы опроса и анкетирования с целью выявления покупательского спроса населения и отношения к экологическим турам».

Рассмотрим пример описания методологической базы дипломной работы по педагогике.
Тема ВКР: «Формирование толерантности на уроках истории в средней школе средствами ИКТ».
«Цель исследования – обосновать и экспериментально доказать эффективности применения ИКТ в учебном процессе для формирования толерантности школьников на уроках истории».
«Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, математическое моделирование, опрос, беседа с учащимися, психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, качественная и количественная обработка данных».

Тема ВКР по маркетингу: «Спонсорство как способ формирования потенциала бренда».
«Цель данной работы – выявить потенциал спонсорства в формировании элементов бренда и положительного имиджа компании и разработать рекомендации по его использованию в практической деятельности предприятий».
«При выполнении исследования были использованы следующие методы: маркетинговый анализ рынка (SWOT, PEST), сравнительный анализ документации и литературы, опрос потребителей, контент-анализ».

Указанные примеры помогут вам грамотно указать методы исследования во введении к дипломной работе. Важно помнить, что их выбор всегда обусловлен целью и задачами ВКР.

Примеры методов исследования в научных работах (магистерских и кандидатских диссертациях)

Диссертационное исследование – серьезный научный труд, поэтому подход к выбору его методологии должен быть серьезным. Наши рекомендации помогут вам в написании введения на высшем уровне.
Основными отличиями методологической базы диссертационного исследования являются:

  • конкретизация методов и их описание;
  • указание конкретных методик – приемов, алгоритмов и способов изучения предмета исследования.

Рассмотрим примеры использования методов в диссертациях.

Тема диссертации: «Концепт «движение» в лингвокультурологическом аспекте».
«Основной целью исследования является выявление и описание содержания концепта «движение» в русской языковой картине мира, его роль в формировании мировоззренческого компонента культуры и определение способа его лексикографического представления».
«Материалами для исследования послужили данные толковых, этимологических, динамических и фразеологических словарей русского языка, словарей синонимов и антонимов. В качестве материала привлекались также цитаты из периодических изданий, а также результаты бесед и тексты произведений современной литературы. В качестве методов работы с материалом использовались анализ, синтез, контент-анализ, сравнение».

Впрочем, научный стиль допускает использование в тексте диссертации перечисления использованных методов.

Типичные ошибки при написании методов исследования

Итак, вы изучили основные методы исследований и готовы к написанию введения. Но прежде разберем основные ошибки, которые возникают у студентов при выборе научных методов для своих работ:

  • нарушение структуры введения, когда методы указываются раньше целей и задач научной работы;
  • указание только общенаучных или только специальных методов исследования;
  • выбранные методы исследования не соответствуют специфике и теме работы.

Избежать этих ошибок легко, если следовать простым рекомендациям:

  • всегда соблюдайте логику исследования при написании введения;
  • пишите как специальные, так и общенаучные методы, чтобы подчеркнуть глубину и корректность проведенного исследования;
  • обращайтесь за помощью и советом к научному руководителю, только он сможет подсказать и дополнить методологическую базу вашей работы.

Кроме того, для получения хорошей оценки за выполненную работу потребуется оформление текста и списка использованной литературы в соответствии с требованиями ГОСТ. Надеемся, что наше видео поможет вам сделать это быстро и без проблем.

Как узнать процент уникальности научной работы?

После написания научной работы необходимо проверить её на плагиат – наличие некорректных заимствований. Каждый вуз предъявляется собственные требования к уникальности научных текстов, узнать их стоит в деканате или на кафедре.

Проверить уникальность текста бесплатно можно с помощью системы Антиплагиат.ру. На официальном сайте представлена демо-версия программы, которая позволяет провести проверку работы на плагиат.
Более продвинутой версией данной программы является системы Антиплагиат ВУЗ, которая позволяет не только узнать процент оригинального текста, но и укажет на заимствованные фрагменты и их источники, база которых весьма обширна. Все эти достоинства делают программу идеальной для работы со студенческими научными текстами. Однако, доступ к ней есть лишь у преподавателей. Поэтому студенты могут узнать только предварительные результаты тесты на плагиат через бесплатные сервисы.

Способы повышения уникальности текста

При низком уровне оригинальности требуется переработка текста. Существует несколько способов для повышения этого показателя. Рассмотрим бесплатные варианты.

  1. Сократить текст, убрать лишние фрагменты. Если смысл текста не пострадает, смело удаляйте слова и фразы, отмеченные при проверке как плагиат.
  2. Перефразировать и убрать цитирование. Попробуйте выразить основную мысль заимствованного текста своими словами. Это повысит уникальность текста без ущерба для его качества.
  3. Добавить стоп-слова и вводные конструкции, например: следовательно, таким образом, как следует из вышесказанного, мы считаем, как известно, в итоге, по-нашему мнению, давно доказано и т.д.
    Указанные методы неоднократно доказали свою эффективность. Используйте их в работе над курсовой или дипломом, чтобы повысить уникальность.

Итак, сегодня вы познакомились с понятием и классификацией методов исследования, узнали о том, какие из них применяются в научных и учебных работах. Помните о принципах и структур составления введения, а также наиболее распространенных ошибках при работе с методами исследования. Желаем вам успехов в написании отличных научно-исследовательских работ!

Другие статьи:

  • Оформление презентации к дипломной работе
  • Что такое курсовая работа
  • Бесплатная публикация статей РИНЦ с выдачей электронных сертификатов
  • Как повысить оригинальность текста
  • Как хорошо защитить дипломную работу
  • Как загрузить практику Синергии (отчет по практике)

Источник: helpstudent24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru