Пример программы с ветвлением

Ветвление (условная инструкция) — это конструкция языка программирования, обеспечивающая выполнение определённой команды или набора команд только при условии истинности некоторого логического выражения, либо выполнение одной из нескольких команд (наборов команд) в зависимости от значения некоторого выражения.

Цикл — это разновидность управляющей конструкции, предназначенная для организации многократного исполнения набора инструкций.

В основе ветвления и отдельных циклов лежат логические операторы сравнения, определяющие необходимость выполнение следующих строк кода или перехода к другим.

Операторы сравнения

Большинство операторов сравнения применимы к числовым значениям. Всё это бинарные операторы, имеющие два числовых аргумента, но возвращающие логическое значение.

  • > оператор «больше»
  • >= оператор «больше или равно»
  • < оператор «меньше»
  • != оператор «не равно»
  • == оператор эквивалентности (равенства)

Последние два оператора сравнения применяются не только для числовых значений, но для логических. Сравнение двух текстовых операторов выполняется с использованием методов equals(String object), equalsIgnoreCase(String object).

Программирование в ЛОГО. Переменная. Программы с ветвлением. Видеоурок по информатике 6 класс

Очень важно не путать оператор эквивалентности с операцией присваивания. В выражениях, где встречаются операторы разных типов, сначала выполняются арифметические операции, затем операции сравнения, после этого логические операции и в последнюю очередь присваивание.

Логические операторы

При выполнении операций сравнения или присваивания могут присутствовать логические операторы. Существует один унарный и несколько бинарных логических операторов. В качестве аргументов для всех этих операторов выступают логические литералы (константы), логические переменные и выражения, имеющие логическое значение.

ОператорНазначение
! символ отрицания, унарный оператор, меняет значение на противоположное (инвертирует: ложь превращает в истину, а истину — в ложь)
символ логического «и» («конъюнкция»), бинарная операция, возвращает истинное значение тогда и только тогда, когда оба операнда истины
|| символ логического «или» («дизъюнкция»), бинарная операция, возвращает истинное значение, когда хотя бы один из операндов истинный

У логических операторов следующий приоритет: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция.

Также, как и с арифметическими операторами, для коррекции приоритета выполнения операции используются круглые скобки. Если одна пара скобок вложена в другую пару скобок, то сначала вычисляется значение во внутренних скобках.

Примеры использования логических операторов

boolean a = true; boolean b; boolean c; b = a || true; // b истинно b = !b; // b ложно System.out.println(b); // вывод в консоль значения false a = a || b; // a истинно c = a (a || b); // с истинно System.out.println(c); // вывод в консоль значения true boolean m; boolean w; m = 5 >= 4; // истина m = 5 != 5 || false; // ложь w = m == false; // истина System.out.println(w);// вывод в консоль значения true

Операторы ветвления

Синтаксис оператора ветвления if else

if (условие) < . // составной оператор №1 >else < . // составной оператор №2 >

Если составной оператор в основной или альтернативной ветви оператора управления содержит только один простой оператор, то фигурные скобки можно опустить. В таком случае синтаксис оператора ветвления примет вид :

Урок 10. Ветвление в Python


if (условие) . // простой оператор №1; else . простой оператор №2;

Основное предназначение оператора ветвления – это реализация разветвляющихся алгоритмов. Например, фрагмент программы, для вычисления функции: Y(x) = x*x, при x < 0 и Y(x) = 2*x, при x >= 0

int x, y; // Чтение значений x, y из консоли Scanner in = new Scanner(System.in); System.out.println(«Enter x :»); x = in.nextLine(); System.out.println(«Enter y :»); y = in.nextLine(); if (x < 0) y = x*x; else y = 2*x; System.out.printf («Результат: %in», y);

При построении программ с несколькими подряд идущими операторами ветвления необходимо учитывать следующее правило: оператор else относится к последнему оператору if. Например, рассмотрим фрагмент программы:

if (x > 10.0) y = 2*x + 5; if (y < z) y = fabs(x); else y = 2.5*x;

Если необходимо нарушить этот порядок (т.е. ветвь else отнести к первому оператору if), то необходимо второй оператор if включить в составной оператор прямой ветви первого оператора if:

if (x > 10.0) < y = 2*x + 5; if(y < z) y = fabs(x); >else y = 2.5*x;

В программировании часто встречается необходимость создания каскадных операторов ветвления. Синтаксис такой структуры имеет вид :

if (условие № 1) < составной оператор № 1 >else if (условие № 2) < составной оператор № 2 >. < >else if (условие № N) < составной оператор № N >else

Многовариантное ветвление, оператор switch

Конструкция if else может оказаться неудобной, если вы стоите перед необходимостью сделать выбор из нескольких вариантов. Оператор switch обеспечивает ясный способ переключения между различными частями программного кода в зависимости от значения одной переменной или выражения. Общая форма этого оператора такова:

switch ( choice )

Выполнение кода начинается с метки case, соответствующей значению выражения choice, и продолжается до следующего оператора break или конца оператора switch. Если ни одна метка не совпадает со значением переменной, выполняется раздел default, если он предусмотрен.

Заметим, что метка case должна быть целочисленной. Нельзя проверять строки. Все значения case должны быть уникальными литералами. Если в двух операторах case будут одинаковые значения, то транслятор выдаст сообщение об ошибке.

Отметим, что оператор default необязателен. В случае, когда ни один из операторов case не соответствует значению выражения и в switch отсутствует оператор default выполнение программы продолжается с оператора, следующего за оператором switch.

Если case не заканчивается оператором break, то после текущего раздела case будет выполняться следующий. Иногда бывает удобно иметь в операторе switch несколько смежных разделов case, не разделенных оператором break.

Читайте также:
Софт аптека программа инструкция

Циклы java

В java существует два типа циклов:

  • цикл типа «пока» — while и do…while
  • типа «n-раз» — for (инициализация; условие; итерация)

Первый тип «пока» предназначен для повторения какого-то действия до тех пор, пока выполняется некоторое условие. Пример: увеличивать значение переменной на 3 до тех пор, пока оно не станет трёхзначным.

Второй тип «n-раз» предназначен для повторения каких-то действий заранее известное количество раз. Пример: найти факториал числа 6.

Циклы while и do…while

Оператор while повторяет указанные действия до тех пор, пока его выражение имеет истинное значение.

Синтаксис цикла while

while (логическое выражение) < . // тело цикла >

Пример вывода в консоль значений массива :

String[] lst = ; int i = 0; while(i++

Условие необходимости повторения цикла проверяется перед каждым шагом цикла, в том числе перед самым первым.

Java предлагает также возможность использования цикла с постпроверкой условия. Для его записи используется конструкция из операторов do…while.

do < . // тело цикла >while (логическое выражение)

Следующий цикл будет выполнен 4 раза, и в консоль будет выведено «1 2 3 4 »:

int i = 0; do < i++; System.out.print(Integer.valueOf(i) + » «); >while(5 > i);

Тело цикла do…while выполняется по крайней мере один раз. Этот оператор удобно использовать, когда некоторое действие в программе нужно выполнить по крайней мере единожды, но при некоторых условиях придётся повторять его многократно.

Цикл for

Оператор for содержит три параметра : параметр инициализации, параметр повторения, параметр итерации.

Синтаксис цикла for

for (инициализация; условие; итерация) < // тело цикла, т. е. повторяемые циклично действия >

В первом параметре определяют переменную, с помощью которой будет подсчитываться количество повторений цикла. Её называют счетчиком. Счётчику задают некоторое начальное значение (указывают, начиная с какого значения он будет изменяться).

Во втором параметре указывают некоторое ограничение на счётчик, т.е. до какого значения он будет изменяться. В третьем параметре указывают выражение, изменяющее счётчик после каждого шага цикла. Обычно это инкремент или декремент, но можно использовать любое выражение, где счётчику будет присваиваться некоторое новое значение.

Представленная программа выводит в консоль значения массива :

String[] lst = ; // в прямом порядке for (int i = 0; i < lst.length; i++) < System.out.print(lsti] + » «); >// в обратном порядке for (int i = (lst.length — 1); i >= 0; i—)

В одном цикле можно задавать сразу несколько счётчиков. Для этого необходимо несколько выражений в итерации и в инициализации разделять запятыми. Условие повторения можно задавать только одно, но оно может быть выражением, содержащим сразу несколько счётчиков.

Представленный код выведет в консоль такую последовательность «0 -1 -4 -9 -16 -25»

for(int a = 0, b = 0; a — b

Прерывание цикла, break

Для досрочного прерывания цикла необходимо использовать оператор break. При этом происходит моментальный выход из цикла; текущий шаг не будет завершен. Т.е. если после break присутствовали какие-то ещё операторы, то они не выполнятся.

Примеры прерывания циклов :

// Прерывание цикла for for (int a = 1; a // Прерывание цикла while int s = 100; while(true) < System.out.print(s +» «); s = s / 2; if (s == 0) break; System.out.println(«s = » + s); >

Прерывание цикла, continue

Для прерывания цикла можно использовать оператор continue. В отличие от оператора break, который прерывает цикл, оператор continue прерывает только текущий шаг цикла и передает управление в начало цикла.

// Прерывание цикла while int s = 100; while(true) < System.out.print(s +» «); s = s / 2; if (s == 25) continue; else if (s == 0) < break; >else System.out.println(«s = » + s); >

В примере при значении s равном 25 очередная итерация цикла будет прервана и управление будет передано в начало цикла.

Если оператор continue используется в цикле for, то он передаст управление оператору увеличения счетчика цикла.

Источник: java-online.ru

Инструкции и циклы C# if — учебник по условной логике

В этом руководстве описано, как написать код C#, который проверяет переменные и изменяет путь выполнения на основе этих переменных. Вы напишете код C# и сможете просмотреть результаты его компиляции и выполнения. Это руководство содержит ряд уроков, в которых рассматриваются конструкции ветвления и циклов в C#. В рамках этих занятий вы ознакомитесь с основами языка C#.

Чтобы вставить фрагмент кода в режим фокусировки , используйте сочетание клавиш ( CTRL + v или cmd + v ).

Предварительные требования

Для работы с руководством вам потребуется компьютер, настроенный для разработки в локальной среде. Инструкции по установке и обзор разработки приложений в .NET см. в статье Настройка локальной среды .

Если вы предпочитаете выполнять код без настройки локальной среды, ознакомьтесь с интерактивной версией этого руководства в браузере.

Принятие решений с помощью оператора if

Создайте каталог с именем branches-tutorial. Сделайте его текущим, выполнив следующую команду:

dotnet new console -n BranchesAndLoops -o .

В шаблонах C# для .NET 6 используются операторы верхнего уровня. Приложение может не соответствовать коду, приведенному в этой статье, если вы уже выполнили обновление до .NET 6. Дополнительные сведения см. в статье Новые шаблоны C# для создания инструкций верхнего уровня.

Пакет SDK для .NET 6 также добавляет набор неявных global using директив для проектов, использующих следующие пакеты SDK:

  • Microsoft.NET.Sdk
  • Microsoft.NET.Sdk.Web
  • Microsoft.NET.Sdk.Worker

Эти неявные директивы global using включают наиболее распространенные пространства имен для соответствующего типа проектов.

Эта команда создает консольное приложение .NET в текущем каталоге. Откройте файл Program.cs в любом редакторе и замените содержимое следующим кодом:

int a = 5; int b = 6; if (a + b > 10) Console.WriteLine(«The answer is greater than 10.»);

Чтобы выполнить этот код, введите dotnet run в окне консоли. На консоли должно появиться сообщение «Ответ больше 10». Измените объявление b , чтобы сумма была меньше 10:

int b = 3;

Введите dotnet run еще раз. Так как ответ меньше 10, никакие данные не выводятся. Проверяемое условие имеет значение false. У вас еще нет кода для выполнения, так как вы написали только одну из возможных ветвей для оператора if — ветвь true.

Читайте также:
Как учитывать покупку программы 1с при усн

Вероятнее всего, при изучении C# (как и любого другого языка программирования) вы будете допускать ошибки в коде. Компилятор найдет ошибки и сообщит о них. Внимательно просмотрите выходные данные ошибки и код, вызвавший ошибку. Как правило, сведения о причине ошибки можно найти в сообщении об ошибке компилятора.

В первом примере показаны возможности if и логические типы. Логическое значение — это переменная, которая может иметь одно из двух значений: true или false . Логические переменные в C# определяются особым типом — bool . Оператор if проверяет значение bool . Если значение true , выполняется оператор, следующий после if . В противном случае он пропускается. Этот процесс проверки условий и выполнения операторов на основе этих условий предоставляет широкие возможности.

Объединение операторов if и else

Чтобы выполнить разный код в ветвях true и false, создайте ветвь else , которая будет выполняться, если условие имеет значение false. Попробуйте создать ветвь else . Добавьте две последние строки из приведенного ниже кода (первые четыре должны быть уже добавлены):

int a = 5; int b = 3; if (a + b > 10) Console.WriteLine(«The answer is greater than 10»); else Console.WriteLine(«The answer is not greater than 10»);

Оператор после ключевого слова else выполняется, только если проверяемое условие имеет значение false . Объединив операторы if и else с логическими условиями, вы получите все необходимые возможности для обработки условий true и false .

Отступы под операторами if и else предназначены только для удобства чтения. В языке C# необязательно ставить отступы или пробелы. Операторы после ключевого слова if или else будут выполняться на основе условия. Во всех строках в примерах кода, представленных в этом руководстве, отступы традиционно соответствуют потоку управления операторов.

Так как отступ не обязателен, используйте скобки < и >, если нужно указать несколько операторов в блоке кода, который выполняется в зависимости от условий. Программисты C# обычно используют эти фигурные скобки во всех предложениях if и else . Следующий пример аналогичен тому, который вы создали. Измените код выше, чтобы он соответствовал следующему коду:

int a = 5; int b = 3; if (a + b > 10) < Console.WriteLine(«The answer is greater than 10»); >else

Все примеры кода в следующих разделах руководства содержат фигурные скобки в соответствии с принятой практикой.

Можно проверить более сложные условия. Добавьте следующий код после написанного кода:

int c = 4; if ((a + b + c > 10) (a == b)) < Console.WriteLine(«The answer is greater than 10»); Console.WriteLine(«And the first number is equal to the second»); >else

Символ == позволяет проверить равенство. С помощью == обозначается отличие проверки равенства от назначения, которое показано в a = 5 .

представляет оператор and. То есть для выполнения оператора в ветви true оба условия должны иметь значение true. В этих примерах также показано, что в каждой условной ветви можно задать несколько операторов. Нужно лишь заключить их в скобки < и >. Можно также использовать для || представления «или». Добавьте следующий фрагмент после написанного кода:

if ((a + b + c > 10) || (a == b)) < Console.WriteLine(«The answer is greater than 10»); Console.WriteLine(«Or the first number is equal to the second»); >else

Измените значения a , b и c , а также переключитесь между и || для изучения. Так вы лучше поймете, как работают операторы и || .

Вы завершили первый этап. Прежде чем перейти к следующему разделу, переместим текущий код в отдельный метод. Это упростит начало работы с новым примером. Поместите существующий код в метод ExploreIf() . Вызовите этот метод в начале программы. После внесения этих изменений код должен выглядеть так:

ExploreIf(); void ExploreIf() < int a = 5; int b = 3; if (a + b >10) < Console.WriteLine(«The answer is greater than 10»); >else < Console.WriteLine(«The answer is not greater than 10»); >int c = 4; if ((a + b + c > 10) (a > b)) < Console.WriteLine(«The answer is greater than 10»); Console.WriteLine(«And the first number is greater than the second»); >else < Console.WriteLine(«The answer is not greater than 10»); Console.WriteLine(«Or the first number is not greater than the second»); >if ((a + b + c > 10) || (a > b)) < Console.WriteLine(«The answer is greater than 10»); Console.WriteLine(«Or the first number is greater than the second»); >else < Console.WriteLine(«The answer is not greater than 10»); Console.WriteLine(«And the first number is not greater than the second»); >>

Закомментируйте вызов ExploreIf() . Это поможет упорядочить выходные данные в этом разделе.

//ExploreIf();

// запускает комментарий в C#. Комментарии — это любой текст, который должен быть сохранен в исходном коде, но не должен выполняться как код. Компилятор не создает исполняемый код из комментариев.

Использование циклов для повторения операций

В этом разделе циклы используются для повторения операторов. Добавьте следующий код после вызова ExploreIf :

int counter = 0; while (counter < 10) < Console.WriteLine($»Hello World! The counter is «); counter++; >

Оператор while проверяет условие и выполняет инструкцию или блок инструкций, следующий после while . Он неоднократно проверяет условие, выполняя эти инструкции до тех пор, пока условие не примет значение false.

В этом примере представлен еще один новый оператор. Объект ++ после переменной counter представляет собой оператор инкремента. Он добавляет 1 к значению counter и сохраняет это значение в переменной counter .

Напишите такой код, при выполнении которого значение условия цикла while изменится на false. В противном случае будет создан бесконечный цикл, в котором выполнение программы никогда не закончится. Это не показано в примере, так как нужно принудительно закрыть программу, нажав клавиши CTRL+C, или другим способом.

В цикле while условие проверяется, прежде чем выполнить код, который следует после while . А в цикле do . while сначала выполняется код, а потом проверяется условие. Цикл do while показан в следующем примере кода.

int counter = 0; do < Console.WriteLine($»Hello World! The counter is «); counter++; > while (counter < 10);

Читайте также:
Для защиты компьютера эта программа была закрыта

Этот цикл do и цикл while , приведенный выше, выводят одинаковый результат.

Работа с циклом for

Цикл for широко используется в C#. Выполните этот код:

for (int index = 0; index < 10; index++) < Console.WriteLine($»Hello World! The index is «); >

Этот цикл работает так же, как циклы while и do , которые вы использовали ранее. Оператор for состоит из трех частей, которые отвечают за его работу.

Первая часть — для инициализатора: int index = 0; объявляет index переменной цикла и задает для ее начальное значение 0 .

Последняя часть — для итератора: index++ определяет, как изменится переменная цикла после выполнения блока, следующего после оператора for . В нашем случае определяется, что значение index должно увеличиваться на 1 каждый раз, когда выполняется блок.

Поэкспериментируйте. Попробуйте использовать следующие варианты.

  • Измените инициализатор, чтобы цикл начинался с другого значения.
  • Измените условие, чтобы цикл заканчивался другим значением.

По окончании попробуйте самостоятельно написать код, чтобы применить полученные знания.

Есть еще одна циклическая инструкция, которая не рассматривается в этом руководстве: оператор foreach . Оператор foreach повторяет выполнения для каждого элемента в последовательности элементов. Чаще всего он используется с коллекциями, поэтому он рассматривается в следующем руководстве.

Создание вложенных циклов

Цикл while , do или for можно вложить в другой цикл, чтобы создать матрицу, комбинируя каждый элемент во внешнем цикле с каждым элементом во внутреннем цикле. Давайте сделаем это для получения набора из буквенно-цифровых пар, представляющих строки и столбцы.

Один цикл for может создавать строки:

for (int row = 1; row < 11; row++) < Console.WriteLine($»The row is «); >

Другой цикл может создавать столбцы:

for (char column = ‘a’; column < ‘k’; column++) < Console.WriteLine($»The column is «); >

Можно вложить один цикл внутрь другого для формирования пар:

for (int row = 1; row < 11; row++) < for (char column = ‘a’; column < ‘k’; column++) < Console.WriteLine($»The cell is (, )»); > >

Как видите, внешний цикл увеличивается на единицу при каждом полном выполнении внутреннего цикла. Измените порядок вложенности строк и столбцов и просмотрите изменения самостоятельно. По завершении поместите код, приведенный в этом разделе, в метод ExploreLoops() .

Объединение ветвей и циклов

Теперь, когда вы ознакомились с оператором if и конструкциями цикла на языке C#, попытайтесь написать код C# для поиска суммы всех целых чисел от 1 до 20, которые делятся на 3. Вот несколько подсказок:

  • оператор % позволяет получить остаток от операции деления;
  • оператор if предоставляет условие, которое позволяет определить, будет ли число учитываться в сумме;
  • цикл for позволяет повторить последовательность шагов для всех чисел от 1 до 20.

Попробуйте самостоятельно. Затем проверьте результат. Вы должны получить ответ «63». Один из возможных ответов можно увидеть в полном примере кода в GitHub.

Вы ознакомились с руководством по ветвям и циклам.

Теперь вы можете перейти к ознакомлению с руководством Массивы и коллекции в своей среде разработки.

Дополнительные сведения об этих понятиях см. в следующих статьях:

  • Инструкции выбора
  • Инструкции итерации

Источник: learn.microsoft.com

Программирование ветвлений на Паскале Оператор ветвления на Паскале

В языке Паскаль имеется оператор ветвления. Другое его название — условный оператор. Формат полного оператора ветвления следующий:

Здесь if — «если», then — «то», else — «иначе».

Программирование полного и неполного ветвления

Сравните запись алгоритма БИД1 из предыдущего параграфа с соответствующей программой.

алг БИД1 вещ А, В, С нач ввод А, В если А>В то С:=А иначе С:=В кв вывод С кон

Program BID1; var А, В, С : real; begin readln(А, В); if A>B then C:=A else C:=B; writeln(С) end.

Очень похоже на перевод с русского языка на английский. Обратите внимание на следующее отличие: в программе нет специального служебного слова, обозначающего конец ветвления. Здесь признаком конца оператора ветвления является точка с запятой. (Разумеется, оставлять в программе пустую строку совсем не обязательно. Здесь это сделано только ради наглядности.)

Простой формой логического выражения является операция отношения. Как и в АЯ, в Паскале допускаются все виды отношений (ниже указаны их знаки):

А теперь запрограммируем на Паскале алгоритм БИД2, в котором использовано неполное ветвление.

алг БИД2 вещ А, В, С нач ввод А, В С:=А если В > А то С:=B кв вывод С кон

Program BID2; varА, В, С : real; begin readln(А, В); С:=А; if B>A then C:=B; write(С) end.

Опять все очень похоже. Ветвь else в операторе ветвления может отсутствовать.

Программирование вложенных ветвлений

Запишем на Паскале программу определения большего из трех чисел, блок-схема которой показана на рис. 3.10. Структура этого алгоритма — вложенные ветвления. Алгоритм на АЯ (БИТ2) приведен в предыдущем параграфе.

Рис. 3.10. Блок-схема алгоритма «БИТ» с вложенными ветвлениями

Program BIT2; var А, В, С, D: real; begin readln(А, В, С); if A>B then if A>C then D:=A else D:=B else if B>C then D:=B else D:=C; writeln(D) end.

Обратите внимание на то, что перед else точка с запятой не ставится. Вся ветвящаяся часть структуры алгоритма заканчивается на точке с запятой после оператора D:=C.

Составим программу упорядочения значений двух переменных.

алг СОРТИРОВКА вещ X, Y, С нач ввод X, Y если X>Y то С:=Х X:=Y Y:=C кв вывод X, Y кон

Program SORTING; var X, Y, С : real; begin readln(X, Y) ; if X>Y then begin С : =X; X:=Y; Y:=C end; write(X,Y) end.

Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой-то из ветвей оператора ветвления находится несколько последовательных операторов, то их нужно записывать между служебными словами begin и end. Конструкция такого вида:

называется составным оператором. Следовательно, в описанной выше общей форме ветвления и могут быть простыми (один) и составными операторами.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru