“Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество передают другим свои знания и навыки в рабочих профессиях, в науке, в управлении вызывают уважение. Наставничество не решается административным путем, наставничество – это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим”.
Сергей Кириенко
Наставничество – это длительный, трудоемкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс, способствующий успешной адаптации учащихся, качественному освоению учебной программы, профессиональному самоопределению, формированию личности будущего специалиста, профессионала, человека, и требующий огромной выдержки, опыта и, главное, желания заниматься данным видом учебно-воспитательной деятельности.
Так кто такой наставник? Сама тема наставничества не нова. Старшее поколение без особых проблем вспомнит взаимоотношение между старшими и младшими школьниками-пионерами, профессиональную подготовку молодежи на предприятиях. Наставник в представлениях прошлого — это воспитатель, специалист, учитель.
Учитель – наставник. Формы наставничества и способы их реализации
Наставник — это не учитель, не родитель, не психолог, не коуч, это любой значимый человек, на опыт которого ребенок может и хочет опираться. Различные методы работы наставника имеют широкое распространение как в зарубежной практике, так и в Российской Федерации и считаются эффективной кадровой технологией, позволяющей в кратчайшие сроки обеспечить передачу знаний и навыков от опытного сотрудника к менее опытному, в нашем случае – к школьникам, т.е. наставниками и наставляемыми являются сами учащиеся.
Программа «ученик – ученик» определяет цели, задачи, порядок внедрения методологии для таких форм воздействия, как: «Успевающий – неуспевающий», «Лидер – пассивный», «Равный – равному», «Адаптированный – неадаптированный».
Основные термины и понятия, применяемые в Программе:
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации системы наставничества в образовательной организации.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимополезное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой потребностями наставляемых, конкретными целями и задачами наставнической пары или группы.
Наставляемый – участник наставнической пары или группы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать любой обучающийся по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, а также молодой специалист и любой педагог, изъявивший желание.
НАСТАВНИКИ ГОВОРЯТ | о наставничестве, работе с молодыми педагогами, форме «ученик-ученик»
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении личностного и профессионального результата, обладающий опытом и навыками, необходимыми для повышения уровня компетенций и самореализации наставляемого. Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, выпускники, представители родительского сообщества, педагоги и специалисты образовательной организации или иных предприятий и организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели наставничества в части профессионального самоопределения обучающихся.
Куратор –учитель СОШ №4 г. Белоярский, который осуществляет организационное, аналитическое, информационное сопровождение реализации системы наставничества.
Метакомпетенции – “гибкие” навыки, позволяющие формировать новые знания и компетенции. Например, способность к самообразованию и саморазвитию, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др.
Дорожная карта – универсальный наглядный пошаговый инструмент планирования по развитию проекта/организации/стратегии и т.д. с обозначением основных этапов, сроков, мероприятий по достижению ключевых показателей в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Медиаплан – инструмент для организации системного и последовательного информационного сопровождения события через размещение контента на определенных информационных ресурсах. Контент – информационное наполнение медиаресурса. Формы контента: пресс-релиз (за 3-5 дней до события), пост-релиз (в течение 1 дня после организации события), дайджест, альбом фотографий, плейлист (тематическая музыкальная подборка), образовательные лонгриды (посты/статьи более 2000 знаков) и др.
- Цель и задачи Программы «Ученик – ученик»
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся, достигших 8 летнего возраста, включая обучающихся с ОВЗ/инвалидов, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
- Оказать помощь в реализации лидерского потенциала;
- Способствовать улучшению образовательных, творческих или спортивных результатов;
- Развивать гибкие навыки и метакомпетенции;
- Оказать помощь в адаптации к новым условиям среды.
- Планируемые результаты:
- Высокий уровень включения наставляемых в социальные, культурные и
- Повышение успеваемости в школе;
- Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом;
- Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и
- Снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;
- Реализация лидерского потенциала;
- Эффективная поддержка по самоопределению и профессиональной ориентации наставляемых;
- Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире.
- Показатели эффективности реализации Программы
В части оценки наставнической Программы в образовательной организации подобными критериями могут быть:
- Соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;
- Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;
- Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;
- Наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности;
- Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
- Положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в образовательной организации:
- Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
- Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;
Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать:
- Улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
- Нормализация уровня тревожности;
- Оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
- Повышение уровня самооценки наставляемого;
- Активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
- Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.
- Сроки и этапы реализация Программы
5.1. I этап: запуск программы, сентябрь 2020 года;
II этап: практическая реализация программы – октябрь 2020 года – август 2023 года;
III этап: завершение программы – август 2023 года.
5.2. Реализуется Программа «Ученик – ученик» через организацию работы в наставнических парах или группах по форме: “ученик – ученик”. Организация работы по данной форме в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных, конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа. А также, исходя из запросов наставляемых.
условий для запуска Программы;
Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых;
Работа по формированию базы наставников;
обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
желающих реализовать свои способности и приобрести новые навыки;
Обучение наставников для работы с наставляемыми;
Заполнение анкет потенциальными наставниками;
Зафиксировать сложившиеся пары/группы в базе куратора программы
Оформление Согласий и Соглашений;
и результативными для обеих сторон;
Работа в каждой паре/группе включает:
- встречу-знакомство,
- пробную рабочую встречу,
- встречу-планирование,
- комплекс последовательных встреч,
Сбор обратной связи от
наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;
Сбор обратной связи от наставников, наставляемых и
Подведение итогов программы школы;
- активный ученик, член детского школьного объединения, волонтерского отряда, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления;
- ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты;
- победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований;
- лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
- возможный участник всероссийских детско – юношеских организаций и объединений.
- социально или ценностно-дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени;
- демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением;
- учащийся, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.
Активный: обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Права и обязанности наставника
Наставник обязан:
- разрабатывать индивидуальный план– комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы;
- участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;
- регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников;
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;
- предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;
- способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации;
- внимательно и уважительно относиться к наставляемому.
Наставник имеет право:
- способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;
- совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
- принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
- вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по внесению изменений в Дорожную карту;
- привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.
Права и обязанности наставляемого
- регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
- выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
- внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.
Наставляемый имеет право:
- вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;
- принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.
- Механизм управления Программой «Ученик – ученик»
Реализация программы проводится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
Работа с внешней средой – это деятельность, направленная на обеспечение поддержки программы:
– информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы, промежуточные опорные точки – информирование партнеров о ходе программы, финальный этап – отчет о результатах и тиражирование успехов);
– взаимодействие с потенциальными наставниками и наставляемыми;
– проведение отбора и обучения наставников, оценки результатов наставничества.
Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на поддержание программы внутри организации:
– ф ормирование пар/групп, пополнения базы наставников и наставляемых, сбора данных о наставляемых и обратной связи о ходе программы, взаимодействие с педагогами;
– взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы для частичной оценки ее результатов и их представления на итоговом мероприятии.
Мониторинг процесса реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации. Организация систематического мониторинга Программы дает возможность четко представлять, как происходит процесс реализации Программы, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Для мониторинга используются Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества.
- План работы (корректируется ежегодно)
– совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным
- Использованные источники
- Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. ГБУДО «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области» 2020 г;
- Национальный ресурсный центр «Ментори», [электронный ресурс] https://www.mentori.ru/new ;
- Методические рекомендации по внедрению целевой модели наставничества в Нижегородской области, в части информирования педагогического и родительского сообщества. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области 2020 г.
- https://infourok.ru/statya-na-temu-nastavnichestvo-put-k-uspehu-4262837.html
Программа наставничества “Ученик-ученик”
- ← Рабочая программа по родному (русскому) языку 4 класс
- «Всё на земле от материнских рук» →
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Программа «Наставничества Учитель_ ученик»
рабочая программа (7 класс)
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ___
Директор МБОУ СОШ № __
пр. № 142-од от 02.09.2021г.
по социально-гуманитарному направлению
сроки реализации 2021-2022 учебный год
________________ учитель физики,
педагог дополнительного образования
«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,
а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее
в благоприятной среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А,
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
В соответствии с «Целевой моделью наставничества» в МБОУ СОШ № _ разработана Программа наставничества « УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Программа разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность программы заключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания обучающемуся, но формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения целостное восприятие мира, людей и самого себя, развить интеллектуальные и творческие способности в оптимальном возрасте. Программа ориентирована на свободный выбор творчества.
Внедрение Программы наставничества в МБОУ СОШ № — обеспечит системность и преемственность наставнических отношений.
Форма наставничества «учитель – ученик»
Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся (ученик) МБОУ СОШ № —
– создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями;
— совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.
— Научить детей видеть красоту окружающего мира.
— Научить детей выражать свои чувства через творчество.
— Формирование элементов самостоятельной деятельности
— Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
— Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
— Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
Нормативные основы модели наставничества
Нормативные правовые акты международного уровня.
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
- Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
- Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».
- Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29ноября 2014 г. N 2403-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.N 996-р) .
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельностии благотворительных организациях» .
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7 -ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Нормативные правовые акты МБОУ СОШ № 11
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № -».
- Программа развития МБОУ СОШ № -.
- Отчет о результатах само обследования деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №-»
- Положение о педагогическом совете
- Положение о методическом совете
•соблюдение прав наставляемого;
•соблюдение прав наставника;
•искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
•способность видеть личность.
Формы организации наставничества:
- Групповые практические занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Индивидуальные занятия с отдельными наставляемыми;
- Самостоятельные тренировки по заданию педагога;
- Просмотр учебных кинофильмов и соревнований;
- Участие в спортивных соревнованиях.
Основные формы проведения занятий
— участие в тематических мероприятиях;
— участие в конкурсах различного уровня .
— кружки по интересам;
— работа по индивидуальным планам.
Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества
1.Создание образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ СОШ № -, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы; укрепление здоровья;
● рост интереса к занятиям спортом, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных, спортивных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;
● снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;
● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;
Термины и определения
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов
Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри МБОУ СОШ № — как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
2) доверительные отношения;
3)взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
Наставник.
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.
Одаренный ученик . Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни МБОУ СОШ № — (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации.
Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.
Реализация программы наставничества
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник — наставляемый.
• Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
• Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
• Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
• Регулярные встречи наставника и наставляемого.
• Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
• Реализация программы наставничества осуществляется в течение календарного года.
•Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи — планировании.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № -, определяющих права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
- Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
- Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
- Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
- Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
- Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
- Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
- Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.
- Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Защищать профессиональную честь и достоинство.
- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
- Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
- Получать психологическое сопровождение.
- Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества.
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № -, определяющих права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Выполнять этапы реализации программы наставничества.
- Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
- Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
- Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
- Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
Форма наставничества: «Учитель — ученик»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: « Учитель – ученик».
Ф.И.О. наставляемых учеников:- ——————— ученик 6 класса
Срок осуществления плана: с « 01 » сентября 2021 г. по « 31 » мая 2022 г.
Источник: nsportal.ru
Практики наставничества в модели «ученик-ученик» в работе ПЕДКЛАССА
С сентября 2021 года МБОУ СОШ №3 определена муниципальной опорной площадкой по наставничеству, в модели «ученик-ученик», что стало отправной точкой принятия управленческих решений. Нами был создан банк обучающихся, в возрасте от 15 до 19 лет, являющихся наставниками; банк данных обучающихся в возрасте от 10-15 лет, являющихся наставляемыми; определены интересы и формы взаимодействия; создана нормативно-правовая база наставничества и работы ПЕДКЛАССА; проведена корректировка плана воспитательной работы МБОУ СОШ №3, разработан план работы ПЕДКЛАССА, заключен трехсторонний договор о взаимодействии в рамках ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКИХ классов …
В соответствии с региональной «Целевой моделью наставничества» в МБОУ СОШ № 3 была разработана Программа наставничества,
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри МБОУ СОШ № 3 как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
Форма наставничества «ученик – ученик» предполагает.
взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при которой один обучающихся находится на более высокой ступени образования и владеет организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое, но тем не менее, лишенное строгой субординации влияния на наставляемого
Среди форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации Программы наставничества в МБОУ СОШ №3 выделена форма наставничества «ученик – ученик», которая предполагает взаимодействие- модель партнерского наставничества или наставничества среди сверстников — это «лидер – пассивный» –60 обучающихся и «равный – равному» –140 обучающихся.
Важно сразу представить портрет участников наставнической программы:
Как правило наставники- способные, творческие одаренные обучающиеся
Наставник. Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.
Наставляемый. Социально/ценностно дезориентированный учащийся низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или не пр инимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. Учащийся с особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе взамодействия с наставляемым лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от ученика к ученику..
Целью взаимодействия наставника и наставляемого является разносторонняя поддержка обучающегося , повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ СОШ № 3, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы;
● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;
● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников, сформированных в краткосрочные и долгосрочные группы. (Так долгосрочными – педкласс, кадетские классы, движение юнармейцев, научное общество и др., краткосрочными группами являются взаимодействия при подготовке к конкурсу, олимпиадам, КВН и др…,
Наблюдаем гармоничные и продуктивные отношения в наставнической паре/группе комфортные, стабильные
и результативные для обеих сторон;
Работа в каждой паре/группе включает:
· пробную рабочую встречу,
· комплекс последовательных встреч,
Область применения в рамках образовательной программы.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной деятельности: по направлению работа с одаренными детьми это выполнение проектных работ, функционирование системы « консультант» , игровые технологии ( деловые игры , ролевые игры , путешествия , КВН , ВИКТОРИНЫ и др ); , творческая мастерская
_ Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности через реализацию модулей программы воспитания школы:
Ключевые общешкольные дела
– Экскурсии, экспедиции, походы
– Самоуправление
– Школьные медиа
– Детские общественные объединения
– Волонтерство (гуманитарная помощь, продуктовая корзина для пенсионера)
В рамках внеурочной, внеклассной и дополнительной деятельности обучающиеся МБОУ СОШ №3 вовлечены в реализацию свехпрограммного курса через участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях. Возможна интеграция в «классные часы», организация совместных викторин и проектных работ, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, волонтерство, участие в совместных походах на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач социализации).
В 2017 уч.году МБОУ СОШ №3 заключили трехсторонний договор о сотрудничестве с ОГПУ, разработали нормативно-планирующую документацию.
Целью программы педагогического класса является профориентация обучающихся на педагогическую профессию, раннее профсамоопределение. Приоритетными задачами являются:
• сформировать целостные представления о педагогической деятельности (профессии);
• проанализировать требования к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
• увидеть специфику педагогической профессии;
• развивать умение конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
• научиться проектировать стратегии профессионального и личностного саморазвития.
Учебно тематический план программы «Введение в педагогическую профессию», рассчитан на 72 часа, в каждом модуле программы предусмотрены различные формы занятий и текущего контроля.
В этом учебном году на базе СОШ №3 , открыт психолого-педагогический класс, учебный план которого рассчитан на 34 часа.
Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Развитие Одаренных обучающихся «наставников» через экскурсии, посещение кванториумов, расширяет кругозор, мотивирует к обучению «наставляемых» и помогает самоопределению. В нашей школе сложилась традиция, по которой, обучающиеся педклассов, после посещения очных занятий в ОГПУ планирую культурно-массовый досуг по г.Оренбургу (посещение драмтеатра, кукольного драмтеатра, музкомедии, посещение музеев, и просто прогулок по историческим местам г.Оренбурга)
Наши достижения:
лучшие практики обмена опытом между обучающимися
Результатами реализации целевой программы наставничества формат «ученик-ученик» на конец 2022 года стали следующие достижения:
Краткосрочные группы- оформили в фойе школы музейную экспозицию «Абдулино: вехи истории», разработали стендовые проекты «Кадетское движение», «Юнармия», создали выставку творческих работ «Дары осени», «Новогодняя феерия», «Наш дом — земля» научились решать практические задачи, результатами такой деятельности стала мотивация, обучающиеся преодолели вынужденную замкнутость образовательного процесса и получили представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия; подготовка школьных сценических номеров к государственным и традиционным праздникам.
Долгосрочные группы – ПЕДКЛАССы, кадетские классы, юнармия, результатами станут обмен организаторскими способностями, практика результативного выступления в спортивных, интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.
Лидеры старших классов наставляют младших, являются примером реализации модели «равный равному », учат провести досуг в стенах школы малышей, являются вожатыми в летнем лагере, помогают воспитателям проводить культурно-массовые мероприятия, учат строевой подготовке, разборке автоматов, помогают раскрыться остальным, обладающие организаторскими способностями; получили призовые места на НПК разных уровней, имена победителей и призеров внесены в сборники ИМИ ГОРДИТСЯ РОССИЯ, ЛИДЕРЫ НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ, наши достижения освещены на страницах местных газет, судебного вестника, отмечены благодарственными письмами и дипломами по итогам взаимодействия, научились составлять кейсы по экономике, получили призовые места на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии, праву, обществознанию, технологии, физической культуре, математике, русскому языку, ОБЖ и др., научились решать практические задачи по профильным предметам, стали призерами «Классных стартов», научились вести мероприятия школьного и районного уровня, разучили новые танцевальные композиции, систематически вовлечены в волонтерскую и театральную деятельность.
Позитивным итогом работы ПЕДКЛАССОВ на базе нашей школы считаю, увеличение количества поступающих в педагогические колледжи и ВУЗы, увеличение количества желающих пройти педагогическую практику в СОШ №3, и конечно же отрадно осознавать, что выпускники колледжей и ВУЗ приходят работать в школу.
МБОУ СОШ №3 выявлен ряд проблем, возникших в процессе реализации программы формат «ученик-ученик» — это не достаточное количество свободного времени для обучающихся 9-11 классов, недостаточность технического оснащения, низкая мотивация отдельных наставляемых. Поэтому более эффективно использование краткосрочных групп.
На сегодняшний день, процент школ, которые будут реализовывать модель наставничества «ученик-ученик» с каждым годом будет увеличиваться, через 2-3 года в реализацию данной модели будут вовлечены все школы муниципалитета. Поэтому предлагаю несколько рекомендаций по организации наставничества молодым педагогам по работе с одаренными детьми
— Предлагать одаренным выступать в роли наставников, проявлять свои способности,
— Использовать такие формы взаимодействия между наставником и наставляемыми как «равный равному», «активный-пассивный»;
— для того чтобы образовались группы» наставник-наставляемые» необходимо создавать условия-организовать коллективные дела в классе, внеклассные мероприятия, в которых дети открываются, начинают дружить и создают группы без особого «давления»;
— Прививать интерес к педагогической деятельности, находиться в постоянном саморазвитии;
— Использовать эффективные модели обратной связи в наставник-наставляемый-работа с сайтом, блогом, отзывы о работе наставника (чат, обратная связь…) для мониторинга эффективности реализации программы. ;
— Соблюдать л огичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
— проводить рефлексию успехов и неуспешности, с последующей коррекционной работой.
Так же как между учителем и учеником, так и между наставниками и наставляемыми в процессе воспитания и обучения необходимо присутствие сотворчества, взаимоуважения. Только в этом случае наставничество в форме « ученик-ученик» приведет к успеху и взаимообогатит наставников и наставляемых.
Источник: znanio.ru