1. Базовые алгоритмические структуры языка Basic
2. Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Происхождение понятия «алгоритм»
Что такое алгоритм?
Основные виды алгоритмов
Линейный алгоритм
Разветвляющийся алгоритм
Циклический алгоритм
Вспомогательный алгоритм
Блок-схемы
Блок-схема для линейных алгоритмов
Блок-схемы для алгоритмов с ветвлением
Блок-схемы для циклических алгоритмов
Блок-схема для вспомогательных алгоритмов
3. Содержание:
13.
Microsoft Quick BASIC
Среда разработчика Quick BASIC
Основные операторы
Другие операторы
Линейные алгоритмические структуры
Пример линейной программы
Алгоритмические структуры с ветвлением
Quick Basic. Основы программирования. Видеоурок 1. Введение. (Артём Кашеваров)
Пример программы с ветвлением (однострочная
форма)
Пример программы с ветвлением (многострочная
форма)
Циклические алгоритмические структуры
Пример циклической программы, реализованной с
помощью цикла с параметром
4. Содержание:
24. Циклы ДО и ПОКА
25. Пример циклической программы,
реализованной с помощью цикла ДО
• Пример циклической программы,
реализованной с помощью цикла ДО
• Пример циклической программы,
реализованной с помощью цикла ПОКА
• Пример циклической программы,
реализованной с помощью цикла ПОКА
• Алгоритмическая структура для программ с
подпрограммами
• Пример программы с подпрограммой
• Вместо заключения
5. Происхождение понятия «алгоритм».
• Слово «алгоритм» происходит от имени
выдающегося
математика
средневекового
Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им впервые
были
предложены
приемы
выполнения
математических вычислений с многозначными
числами. Позже в Европе эти приемы стали
называть
алгоритмами
от
«Algorithmi»латинского написания имени аль-Хорезми. В
наше время понятие алгоритма понимается
шире, не ограничиваясь арифметическими
вычислениями.
6. Что такое алгоритм?
• Алгоритм — понятное и очень точное
предписание
исполнителю
выполнить
конечную
последовательность
команд,
приводящую от исходных данных к искомому
результату.
• Для алгоритма строго не определяется
форма его представления. Алгоритм можно
изобразить графически, можно записать
специальными символами, но программа
должна быть записана на языке исполнителя
(для ЭВМ это язык программирования).
7. Основные виды алгоритмов
• Алгоритмы бывают четырех основных
видов: линейные (самые простые), с
QB64 основы программирования или лучший диалект языка BASIC
ветвлением (разветвляющиеся),
циклические и вспомогательные. А
теперь рассмотрим подробнее каждый
вид алгоритмов.
8. Линейный алгоритм:
1. Линейный или последовательный
алгоритм — описание таких действий,
которые выполняются однократно в
заданном порядке.
Пример: алгоритм решения задачи (от
записи данных до получения ответа),
алгоритм
открывания
двери
(вставить ключ, повернуть ключ,
открыть дверь) и т.д.
9. Разветвляющийся алгоритм:
Разветвляющийся алгоритм — это
алгоритм, в котором в зависимости от
условия выполняется либо одна, либо
другая последовательность действий.
Пример: алгоритм покупки билетов
(спрашиваем в кассе, есть ли билеты,
если билеты есть, то подаем деньги,
получаем билеты) и т.д.
2.
10. Циклический алгоритм:
3. Циклический алгоритм – описание
действий, которые должны повторяться
указанное число раз или пока не выполнено
заданное условие. Перечень повторяющихся
действий называют телом цикла.
Пример: алгоритм нахождения значений y при
заданных или задающихся значениях x для
построения графика функции.
11. Вспомогательный алгоритм:
4. Вспомогательный алгоритм – это
алгоритм, который можно использовать в
других алгоритмах, указав только его имя.
Вспомогательному алгоритму должно быть
присвоено имя.
Пример: алгоритм для определения корней
любого квадратного уравнения (алгоритм
нахождения дискриминанта является как бы
вспомогательным алгоритмом и находится
внутри основного.
12. Блок-схемы:
• Любой алгоритм очень удобно
представлять в виде блок-схемы,
так как это не только самый
наглядный и простой способ
представления алгоритма, но и
лучший способ представления
алгоритма для перевода его на
любой язык программирования.
13. Блок-схема для линейных алгоритмов
• Так в общем виде
выглядит блоксхема для линейных
алгоритмов:
НАЧАЛО
ВВОД
РАСЧЕТ
ВЫВОД
КОНЕЦ
14. Блок-схемы для алгоритмов с ветвлением
НАЧАЛО
ВВОД
?
• Так в общем виде
выглядят блоксхемы для
алгоритмов с
ветвлением:
НАЧАЛО
ВВОД
?
Оператор 1
Оператор
Оператор 2
ВЫВОД
ВЫВОД
КОНЕЦ
КОНЕЦ
15. Блок-схемы для циклических алгоритмов
НАЧАЛО
ВВОД
Оператор
?
ВЫВОД
КОНЕЦ
Цикл До
• Блок схемы для
циклических
алгоритмов бывают
двух видов: цикл ДО
(на рис. слева) и
цикл ПОКА (на рис.
справа)
НАЧАЛО
ВВОД
?
Оператор
ВЫВОД
КОНЕЦ
Цикл ПОКА
16. Блок-схема для вспомогательных алгоритмов
• Так в общем виде
выглядит блок-схема
для вспомогательных
алгоритмов:
НАЧАЛО
ВВОД
Вычисления
ВЫВОД
Подпрограмма
КОНЕЦ
17. Microsoft Quick BASIC
• Microsoft Quick BASIC – это один из
самых известных, простых и понятных
языков программирования. Основам
программирования на этом языке
посвящено очень много книг и учебных
пособий. Далее мы познакомимся со
средой Microsoft Quick BASIC и
разберем примеры программ на этом
языке.
18. Среда разработчика Quick BASIC
• Так выглядит среда Microsoft Quick Basic
когда мы запускаем файл QBasic.exe:
19. Основные операторы:
Оператор — это ключевое слово в строке
программы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Let – оператор присваивания (с англ. Пусть).
Print – оператор вывода (с англ. Печать).
Input – оператор ввода (с англ. Ввод).
End – оператор конца программы (с англ. Конец).
If then else – оператор условного перехода.
For to step — next While, Repeat, Until, Loop –
операторы цикла.
Rem – пустой оператор пояснения.
Gosub и return – операторы подпрограммы.
7.
8.
20. Другие операторы:
• Нужно заметить, что выше мной были
перечислены далеко не все операторы.
Существует ещё оператор cls (оператор
очистки экрана), операторы графики,
такие как pset, line, circle, paint, draw и
др., оператор массива dim и ещё много
других. Но их полное изучение заняло
бы очень много времени. А теперь мы
переходим к примерам программ,
составленных на языке Quick Basic.
21. Линейная алгоритмическая структура
Самый простой вид алгоритмической
структуры – линейная. Она выглядит
так:
1. Ввод (оператор INPUT),
2. Расчет по формуле,
3. Вывод (оператор PRINT).
22. Пример линейной программы:
• Типичный пример линейной программы – это
программа
расчета
по
физическим
или
математическим формулам. Здесь: расчет
сопротивления проводника, если известна сила
тока и напряжение.
23. Алгоритмические структуры с ветвлением
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
Алгоритмическая структура с ветвлением может
быть записана двумя способами:
Многострочная форма
If Условие Then
Серия 1
Else
Серия 2
End If
Однострочная форма
If Условие
Then Серия 1а
Else Серия 2а
24. Пример программы с ветвлением (однострочная форма):
• Здесь: расчет функции y=x^2+1, если x>0 или
y=x^2-1, если x≤0.
25. Пример программы с ветвлением (многострочная форма):
• Типичный пример программы с ветвлением – это
программа расчета функции не определенной на
всей числовой прямой. Здесь: расчет функции
y=x^2+1, если x>0 или y=x^2-1, если x≤0.
26. Циклические алгоритмические структуры
• Циклические алгоритмические структуры
бывают трех видов: цикл с параметром,
цикл с предусловием(цикл ДО) и цикл с
последующим условием(цикл ПОКА).
Цикл с параметром осуществляется за
счет оператора FOR TO SPEP – NEXT, а
циклы ДО и ПОКА за счет операторов
DO…LOOP и ключевых слов WHILE и
UNTIL.
27. Пример циклической программы, реализованной с помощью цикла с параметром:
• Программа вывода квадратных корней всех четных
чисел от 1 до 100:
28. Циклы ДО и ПОКА:
Do … Loop – оператор цикла с условием. Существуют 2 ключевых
слова, которые предают противоположный смысл:
While – пока выполняется условие,
Until – пока не выполняется условие.
• Цикл с предусловием
Do While Условие
Тело Цикла
Loop
ИЛИ
Do Until Условие
Тело цикла
Loop
• Цикл с постусловием.
Do
Тело цикла
Loop While Условие
ИЛИ
Do
Тело цикла
Loop Until Условие
29. Пример циклической программы, реализованной с помощью цикла ДО:
• Используем ключевое слово While.
Здесь: программа на нахождение остатка при
делении какого-либо числа на три.
30. Пример циклической программы, реализованной с помощью цикла ДО:
• Используем ключевое слово Until.
Здесь: та же самая задача, что и на предыдущем
слайде, но с использованием ключевого слова Until.
31. Пример циклической программы, реализованной с помощью цикла ПОКА:
• Используем ключевое слово While.
Здесь: программа на нахождение остатка при
делении какого-либо числа на пять.
32. Пример циклической программы, реализованной с помощью цикла ПОКА:
• Используем ключевое слово Until.
Здесь: та же самая задача, что и на предыдущем
слайде, но с использованием ключевого слова Until.
33. Алгоритмическая структура для программ с подпрограммами
1.
2.
3.
4.
5.
Алгоритмическая структура для программ с
подпрограммами выглядит так:
Ввод (оператор INPUT)
Вычисления по формуле и обращение к
подпрограмме (операторы GOSUB и
RETURN).
Вывод (оператор PRINT).
Подпрограмма (описание подпрограммы).
Конец программы (оператор END)
34. Пример программы с подпрограммой:
• Оператор GOSUB осуществляет переход на
подпрограмму, а RETURN возвращает обратно, т.е.
вместе осуществляют обращение к подпрограмме.
Здесь: программа нахождения максимума из трех чисел.
35. Вместо заключения
• Мы
познакомились
с
основными
алгоритмическими
структурами
языка
программирования Quick Basic. Хочется
заметить, что в данной презентации описаны
далеко не все операторы и типы программ.
Здесь
не
затронуты
программы
с
использованием
графики,
работа
с
массивами и др., так как эти темы настолько
обширны, что для них потребовалось бы
создать отдельную презентацию. Я надеюсь,
что эта презентация будет полезна при
изучении языка Quick Basic.
Источник: ppt-online.org
Презентация на тему Программирование на языке Basic. Операторы языка Basic
Общие положения Говоря о программировании, т.е. о составлении программы решения некоторой задачи, в дальнейшем будем считать, что схема алгоритма задачи задана.
- Главная
- Информатика
- Программирование на языке Basic. Операторы языка Basic
Слайды презентации
Слайд 1 Начала программирования на языке Basic. Линейные программы.
Борисов В.А.
КАСК
– филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС
Красноармейск 2011 г.
Слайд 2 Общие положения
Говоря о программировании, т.е. о составлении программы
решения некоторой задачи, в дальнейшем будем считать, что схема
алгоритма задачи задана.
Слайд 3
В зависимости от их структуры алгоритмы делятся на
линейные, разветвляющиеся, циклические.
Слайд 4 Структура программы на языке Бейсик
Слайд 5
Слайд 6
После выполнения этой программы при Х=9 и Y=4
данные и результаты будут выведены на экран дисплея в
таком виде:
Слайд 7 Рекомендации по организации программ
Перед оператором INPUT следует записывать
оператор вывода имен вводимых величин («подсказку») или использовать возможность
вывода «подсказки» оператором INPUT.
Слайд 8 Рекомендации по организации программ
В программе следует чаще использовать
оператор RЕМ.
Слайд 9 Рекомендации по организации программ
В операторе PRINT следует предусматривать
вывод имен выводимых величин.
Слайд 10 Рекомендации по организации программ
В программе следует предусматривать вывод
не только результатов решения задачи, но и всех исходных
Слайд 11 Рекомендации по организации программ
Не следует записывать в одной
строке программы большое число операторов.
Слайд 12 Линейные программы
Линейной называется программа, являющаяся записью линейного алгоритма.
Слайд 13 Составление простейших программ
Простейшими будем называть линейные программы, не
содержащие массивов.
Слайд 14 Блоки схемы алгоритма по порядку
для блока Начало
— оператор REM с названием программы;
для блока Ввод —
оператор ввода;
для блока Процесс — оператор присваивания;
для блока Вывод — оператор вывода;
для блока Останов — оператор END.
Слайд 15 Вычислить периметр прямоугольного треугольника, если заданы длины его
катетов
Слайд 16 Переставить значения величин А и В
Слайд 17
Линейные программы
с массивами
Слайд 18 Массивы в языке Бейсик
Массивом называется упорядоченная совокупность однородных
величин, обозначенных каждая одним и тем же именем с
различными целочисленными индексами, изменяющимися по порядку.
Слайд 19
В Бейсике используются одно- и двумерные массивы (в
QBASIC допустимы даже восьмимерные).
Они, как и простые переменные,
могут быть различных типов: целые, вещественные, текстовые (строковые) и т.д.
Слайд 20 Общий вид элемента массива в Бейсике
элемент одномерного
массива: (k);
элемент двумерного массива:
(i, j),
где — имя массива, должно отвечать тем же правилам, что и имя простой переменной;
k — индекс (номер) элемента одномерного массива, k≥0;
i, j — индексы элемента двумерного массива (номера строки и столбца, на пересечении которых он находится), i>0, j≥0.
Слайд 21
В QBASIC можно установить начальные значения k, i,
j равными 1.
Индексы k, i, j могут быть
представлены любыми арифметическими выражениями.
Слайд 22
При вычислении выражения, представляющего индекс, в QBASIC результат
округляется до ближайшего целого.
Слайд 23 Общий вид оператора DIM
в случае одномерного массива:
DIM (d),
в случае двумерного массива: DIM (n, m),
где DIM
— имя оператора (от слова «dimension» — «размерность»);
— имя массива;
d, n, m — размеры массива, т.е. d — номер последнего элемента одномерного массива; n(m) — номер последней строки (последнего столбца) двумерного массива.
Слайд 24 Особенности записи оператора DIM
в одном операторе DIM
можно объявлять любое число массивов;
оператор DIM рекомендуется помещать в
начале программы;
не следует использовать в программе простую переменную и массив с одним и тем же именем.
Слайд 25 Пример: оператор DIM D%(2), A(2,3), K$(3) сообщает
массив D%
— одномерный целый, содержащий элементы D%(0), D%(1), D%(2);
массив К
— одномерный текстовой, включает элементы К$(0), К$(1), К$(2), К$(3);
массив А — двумерный вещественный, включает такие элементы:
А(0,0) А(0,1) А(0,2) А(0,3)
А(1,0) А(1,1) А(1,2) А(1,3)
А(2,0) А(2,1) А(2,2) А(2,3), т.е. содержат три строки и четыре столбца.
Слайд 26
Составление линейных программ с массивами
Слайд 27 Особенности работы с массивами в программе
Элементы массивов
получают значения с помощью операторов ввода или присваивания как
простые переменные.
При вводе (выводе) массивов в операторах ввода (вывода) перечисляются имена всех вводимых (выводимых) элементов массива.
Слайд 28 Программа ввода и вывода массива Р(1:3)
20 DIM
Р(3)
30 INPUT P(1),P(2),P(3)
40 PRINT P(1),P(2),P(3)
50 END
Слайд 29 Особенности работы с массивами в программе
Все массивы можно
разделить на два вида:
— массивы
постоянного размера [например, Р(1:7), В(1:4), 1:8)];
— массивы переменного размера [например, А(1:k); С(1:m, 1:d)].
Источник: findtheslide.com
Презентация на тему Линейный алгоритм. Синтаксис языка Basic 8 класс
Виды алгоритмов:Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости
- Главная
- Информатика
- Линейный алгоритм. Синтаксис языка Basic 8 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Тема урока:
Линейный алгоритм.
Синтаксис языка Basic
Слайд 2Виды алгоритмов:
Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном
порядке);
Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз
или пока не выполнено задание);
Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).
Слайд 3Структура блок – схемы:
Начало
Конец
Гуляю
Встречу
Счетчик
Слайд 4Стадии создания алгоритма:
1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной
человеку, который его разрабатывает.
2. Алгоритм должен быть представлен в
форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.
Слайд 5Введение в язык программирования Basic.
Для представления алгоритма
в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм
действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы — полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.
Языки программирования — искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом «слов», значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).
Для написания текста программы можно использовать обычный текстовый редактор (например, Блокнот), а затем с помощью компилятора перевести её в машинный код, т.е. получить исполняемую программу. Но проще и удобнее пользоваться специальными интегрированными средами программирования.
Basic (Бейсик) создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении. По популярности занимает первое место в мире.
Слайд 6Некоторые операторы языка Basic.
REM – оператор комментария. Все что
следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и
предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. Удобно использовать комментарий в начале программы для указания её названия и назначения.
пример: REM Это комментарий можно и так: ‘ Это тоже комментарий
Слайд 7CLS — очистить экран. Вся информация,
которая была на экране стирается.
PRINT (вывод, печать) – оператор
пример: PRINT «Привет! Меня зовут Саша.»
На экран будет выведено сообщение: Привет! Меня зовут Саша.
INPUT (ввод) – оператор ввода.
Используется для передачи в программу
каких-либо значений.
Слайд 8На экране появится приглашение ввести данные (появится знак»?») и компьютер
будет ждать их ввода.
Для ввода необходимо. Ввести данные с
клавиатуры и
нажать ввод (enter).
INPUT «Введите число а: «, а
Компьютер выведет на экран:
‘Введите число а:’
и будет ждать ввода данных.
Слайд 9DIM – оператор описания типа переменной.
Под переменной
языках программирования понимают программный
объект (число, слово, часть слова, несколько
слов, символы), имеющий
имя и значение, которое может быть получено и изменено программой. Если «заглянуть» в компьютер, то переменную можно определить так:
Переменная — это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент
времени может быть только одно значение.
Переменная — это ячейка в оперативной памяти компьютера для хранения
какой-либо информации.
Само название «переменная» подразумевает,
что содержимое этого участка может изменяться. В качестве имен переменных могут быть латинские буквы с индексами.
Причем может быть не одна буква, а несколько.
Слайд 10Пример: DIM a, b, chislo1 AS INTEGER
Integer – целые числа
от -32768 до 32768
Если в программе используются переменные
не
описанные с помощью оператора DIM,
то компьютер будет рассматривать их как
универсальные переменные. Это может привести
к неэффективному использованию оперативной
памяти. К тому же, такие программы не всегда
легки для восприятия — плохо читаемы.
END – оператор конца программы.
Слайд 11Арифметические операции на языке Basic.
Слайд 12 Математические функции на языке Basic.
Слайд 13Линейная структура программы.
Программа имеет линейную структуру, если все операторы
(команды)
выполняются последовательно друг за другом.
НАЧАЛО
КОМАНДА 1
КОМАНДА 3
КОМАНДА 2
КОНЕЦ
Слайд 14 Примеры программ:
Пример: программа, выводящая на экран сообщение: Привет! Меня
CLS
REM Первая программа PRINT “Привет! Меня зовут Петя!” END
Пример: программа, складывающая два числа
CLS
REM Сумма двух чисел a = 5 b = 6 c = a + b PRINT «Результат: «, c END
Слайд 15Пример:
Пример:
Вычислите площадь прямоугольника по его сторонам.
REM Площадь прямоугольника INPUT
«Введите сторону а», а INPUT «Введите сторону b», b s = a
* b PRINT «Площадь равна: «, s END
REM Вычисление выражения INPUT «Введите а», а INPUT «Введите b», b c = SQR(2*a*b)/(a+b) PRINT «Площадь равна: «, с END
Слайд 16Пример: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.
Вычисление длины окружности и площади круга INPUT «Введите радиус «, r PI
= 3.14 l = 2 * PI * r s= PI * r * r PRINT «Длина окружности равна: «, l PRINT «Площадь равна: «, s END
Источник: theslide.ru