Пример программа стандартизированного наблюдения

а) определить проблему и цель наблюдения, сформулировать гипотезу (не для всякого наблюдения).

б) определить объект(ы) наблюдения. Объектом чаще всего выступают люди, какие-либо группы.

в) предмет наблю­дения. Например, если цель наблюдения — установление особенностей речи, объект наблюдения -младшие подростки, тогда предмет наблюдения — речь млад­ших подростков.

г) Определить категории и единицы наблюдения. Определить категорию – значит выделить в изучаемом предмете его существенные признаки, характеристики.

д) выбрать метод обработки и интерпретация результатов исследования

2. Методику наблюдения. Любая методика включает в себя определение способа наблюдения и регистрации данных:

a) выбор ситуации наблюдения (условия проведения наблюдения – где и когда, время — установить врем е нные рамки наблюдения и составить его гра­фик)

b) план-схему наблю­дения (ситуация — объект — время: что, за чем, в какой последовательности);

c) форму регистрации наблюдаемых объектов или вид записи — от руки, кино, фото, аудио или видеосъемка),

Пример дедукции (наблюдения и анализ)

d) разработку блан­ков регистрации наблюдаемого явления.

3. Процедура наблюдения. Процедура наблюдения – это процесспроведения самого наблюдения: сбор данных и запись результатов наблюдения.Описаниепроцедуры наблюдения.

4. Итоги: анализ полученных данных и в ыводы по итогам наблю­дения. Выбрать способ обработки и предъявления полученных данных (таблицы, диаграммы, демонстрация отдельных выявленных элементов, сравнение). Анализ и интерпретация данных. Результаты подтверждают или опровергают исходную гипотезу. Делается общий вывод по результатам исследования.

Наблюдение

Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное представление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чаще всего осуществляется при помощи тестирования.

Преимущества метода наблюдения:

– Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

– Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Виды наблюдения

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.

1. Стандартизированная техника наблюдения предполагает: наличие предварительно де-тально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; опре-деление условий и ситуаций наблюдения; инструкций для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

Читайте также:
Что такое программа компас и как с ней работать

2. Разновидность методики наблюдения – неструктурированное, или не стандартизиро-ванное, наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосред-ственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка формализованных процедур наблюдения.

Пример дедукции (наблюдения и анализ)

Пример

Схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании (для детей от 6 до 15 лет)(Черны В., Комарик Т. Компендиум психодиагностических методов. — Братислава, 1988.-Т. 2.-С. 215-216)

При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблюдения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычного психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным проявлениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога — отметить характерные для ребенка особенности.

Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей:

1) прямое наблюдение;

2) производные характеристики;

3) темы для беседы.

Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие характеристики ребенка (категории и единицы наблюдения):

1. Внешние данные — соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда.

2. Характеристики речи — голос, темп, разговорчивость, произношение, словарь, вербальные реакции.

3. Общая подвижность — быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.

4. Социальное поведение — установление контакта, изменения поведения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям до-минантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).

5. Настроение — эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внешних факторов.

6. Поведение в ситуации решения задач (теста) — отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность.

Читайте также:
На какой панели находится инструмент спираль цилиндрическая в программе компас 3d

7. Признаки невротической напряженности — движения рук, гримасы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.

Пример не очень удачной программы исследования методом наблюдения

Цель наблюдения: Наблюдение за взаимодействием членов групп между собой

Предмет наблюдения — Взаимоотношения между студентами

Объекты наблюдения — Студенты групп РС, ГС и Т-09

1. Сформировавшиеся кучки студентов;

2. Темы для общения;

3. Частота встреч во внеучебное время;

4. Эмоциональность в общении;

5. Проявление инициативы в помощи друг к другу.

Нет единой системы наблюдения, т.е. летят два крокодила –один зеленый, другой направо.

• 1 перерыв (10 мин)

Для работы над ошибками необходимо:

1. Изменить формулировку цели (цель – для чего, зачем)

2. Предмет наблюдения — конкретизировать

3. Определить и исправьте ошибки в выделении категорий наблюдения: логика выделения категорий, их связь с целью, однозначность понимания и возможность фиксации

4. Уточнить ситуацию наблюдения

Источник: poisk-ru.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Коррекционная работа психолога в школе Анализ урока, занятия Схема стандартизированного наблюдения.

Схема стандартизированного наблюдения.
Коррекционная работа психолога в школе — Анализ урока, занятия

Схема стандартизированного наблюдения.

Предмет исследования: изучение операциональных характеристик деятельности, аффективных и эмоциональных особенностей, коммуникативных особенностей.
Контингент испытуемых: млад­шие школьники.

Инструкция. Проведите наблюдение за ребенком (детьми) по предложенной ниже схеме. Результаты наблюдений отмечайте в таблице, проставляя в соответствующих графах знаки «+» или «-». Наблюдение проводите в различных учебных ситуациях: начало учебного дня (1-2 уроки), конец учебного дня (4-5 уроки), урок физкультуры, урок труда, начало учебного дня (1-2-й уроки – контрольная или самостоятельная), конец учебного дня (4-5-й уроки – контрольная или самостоятельная работа), репетиция.
Обработка результатов. Делается вывод относительно выявленных в ходе наблюдения особенностей.

Примерная схема наблюдения

Источник: www.vashpsixolog.ru

Стандартизированное наблюдение

Стандартизированное наблюдение: Основы психодиагностики, Шмелёв Александр Георгиевич, 1996 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В настоящем пособии освещаются общие принципы, методы и конкретные проблемы психологической диагностики. Книга адресована двум категориям студентов — будущим учителям-предметникам и будущим школьным психологам.

Стандартизированное наблюдение

В СТАНДАРТИЗИРОВАННОМ НАБЛЮДЕНИИ набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя другим исполнителем — автором данной методики стандартизированного наблюдения. Если наблюдение производится в практических, а не в исследовательских целях, то поисковое наблюдение никогда не завершается на поисковом этапе, и после выделения минимального набора признаков наблюдение переходит на этап реализации — этап фиксации выделенных признаков и статистики (частоты) их появления у наблюдаемых объектов. Иногда этот этап называется кодированием.

Приведем простейший пример. Пусть нас интересует такое психическое свойство детей, как «экзаменационная тревожность». Этот термин пришел из психологической службы вузов, где студентам постоянно приходится сдавать экзамены. В школе он обозначает особую тревожность детей при выполнении любого задания, за которое они заведомо будут аттестованы (в частности, за ответ у доски).

Каковы внешние признаки тревожности? Один из очевидных признаков — «мышечный тремор» (обыкновенная дрожь). В состоянии тревожного возбуждения дрожат не только руки, но и мышцы голосовых связок, что придает голосу характерную неровную интонацию. Выраженный мышечный тремор (в стадии, сильно заметной для постороннего наблюдателя), очевидно, является более «сильным» признаком тревожности, чем изменение окраски лица (как известно, покраснение или побледнение является следствием так называемой вазомоторной, или сосудистой, реакции, появляющейся в состоянии тревожного возбуждения). За «выраженный тремор» следует начислять 3 очка, за «выраженную вазомоторику» — 2 очка, а например, за единичную речевую запинку (синтаксический и интонационный сбой в произнесении фразы или оговорка) — 1 очко.

Таким образом, полная инструкция для стандартизированного наблюдения должна включать максимально развернутые описания кодифицированных признаков (лучше с обоснованием их связи с диагностическими категориями).

Под КОДИФИКАЦИЕЙ ПРИЗНАКА понимается то краткое обозначение, под которым данный признак фиксируется в протоколе наблюдения. Распространенный вариант — использование трехбуквенных обозначений. Например, «трм» — тремор, «взм» — вазомоторика, «зпк» — запинка.

Тогда фрагмент типичного ПРОТОКОЛА с кодифицированными признаками может иметь следующий вид:

Ситуация наблюдения: ответ у доски

Источник: uchebnik.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru