В статье рассматривается разработка текстового редактора в системе программирования Delphi, поддерживающего форматирование текста. Редактор содержит панель инструментов и позволяет настраивать параметры вводимого текста для каждого из символов. Рассмотренный в работе пример может быть использован при обучении студентов и школьников программированию.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР, ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ, ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
Текст научной работы
Программирование выступает главным инструментом создания и поддержки любого программного обеспечения, поэтому в наш век информационных технологий его роль чрезвычайно важна как для современной техники и технологий, так и для общества в целом.
Изучение программирования начинается в школьном курсе информатики, в некоторых случаях учащиеся изучают программирование как отдельную дисциплину в рамках углубленного изучения или факультативов и школьных кружков. В вузовском курсе объем и глубина изучения программирования зависит от конкретного направления и профиля обучения.
Программирование в Delphi / Урок 1. Знакомство со средой разработки. Приложение «Привет, мир!»
В процессе обучения программированию учащиеся знакомятся с основными конструкциями языков программирования, применяют их для решения разнообразных задач. Правильная методика и подходы при обучении этой важной дисциплине позволяют вырабатывать у учащихся такие качества и способности, как логическое и критическое мышление, внимательность, аккуратность, находчивость, изобретательность, конструктивное мышление, у учащегося раскрываются его творческие способности [4, 7, 8, 13].
Для подготовки специалиста, конкурентоспособного на современном рынке информационных услуг, чрезвычайно важно в процессе обучения программированию постепенно отказываться от традиционных задач в пользу более интересных, сложных, ориентированных на решение практически важных проблем [2-4, 7-11, 16, 19].
Ниже в статье мы рассмотрим учебный пример, показывающий работу в среде визуального программирования Delphi (учебный пример на разработку программы построения графика функции рассмотрен в [17]). Среда разработки Delphi в курсе программирования может быть успешно использована при написании игровых [4, 6, 16], обучающих и контролирующих программ [5, 12], реализации моделей физических и экономических процессов [18], разработки прикладных программ [5, 12, 14, 15]. Для первоначального ознакомления со средой разработки Delphi можно использовать, например, книги [1, 20].
Рассмотрим следующую задачу. Необходимо разработать текстовый редактор, поддерживающий возможности форматирования текста. Программа должна иметь следующие возможности:
- ввод текста с заданным начертанием и форматированием (выравнивание, настройка размеров, стилей и цвета шрифта);
- применение настроек форматирования к любому фрагменту текста;
- сохранение текущих настроек форматирования как параметров по умолчанию при последующих запусках программы;
- открытие ранее сохраненного документа;
- сохранение подготовленного документа в файл.
Рассмотрим, какие компоненты и в каком количестве будут использованы в программе. Для удобства представим это в виде таблицы 1. Сразу отметим, что исходный код программы составляет порядка 400 строк и представлен с некоторыми пояснениями в виде архива в [21]. Окно готовой разработанной программы показано на рис. 1.
Видеоурок по Delphi 7 — простейшая программа
Источник: novainfo.ru
1.3. Структура программ delphi
Приложение в среде DELPHI состоит из файлов с исходным текстом (расширение pas), файлов форм (расширение dfm) и файла проекта (расширение dpr), который связывает вместе все файлы проекта. При компиляции программы DELPHI создает файл с расширением dcu, содержащий в себе результат перевода в машинные коды содержимого файлов с расширениями pas и dfm. Ком-поновщик преобразует файлы с расширением dcu в единый загружаемый файл с расширением exe. В файлах, имеющих расширения ~df, ~dp, ~pa, хранятся резервные копии файлов с образом формы, проекта и исходного текста соответственно.
В файле проекта (расширение dpr) находится информация о всех модулях, составляющих данный проект. Файл проекта автоматически создается и редактируется средой DELPHI.
Файл исходного текста (расширение pas) предназначен для размещения текста программы.
Модуль имеет следующую структуру:
unit Unit1;
Interface
// Раздел объявлений
Implementation
// Раздел реализации
// Раздел инициализации
В разделе объявлений описываются классы, типы, переменные, заголовки процедур и функций, которые могут быть использованы другими модулями. В разделе реализации располагаются тела процедур и функций, описанных в разделе объявлений, а также типы переменных, процедуры и функции, которые будут функционировать только в пределах данного модуля. Раздел инициализации используется редко и его можно пропустить.
1.4. Пример написания программы
Задание: составить программу вычисления для заданных значений х, у арифметического выражения . Интерфейс программы представлен на рис.1.2.
Рис. 1.2. Интерфейс программы
1.4.1. Настройки формы
Для создания нового проекта выберите в основном меню пункт File-New-Application. С помощью мыши, «захватывая» одну из кромок формы или выделенную строку заголовка ттрегулируйте нужные размеры формы и ее положение на экране. Здесь можно руководствоваться тем, что размер формы не должен быть большим, чтобы не загромождать экран и чтобы на самой форме не было не нужного пустого пространства.
1.4.2. Изменение заголовка формы
Новая форма имеет одинаковые имя (Name) и заголовок (Сaption) – Form1. Для изменения заголовка перейдите в окно инспектора объектов и щелкните кнопкой мыши на форме. На странице Properties инспектора объектов найдите свойство Caption и в правой ячейке наберите «Линейный алгоритм».
1.4.3. Размещение строки ввода (TEdit)
Для ввода данных, а также вывода информации, которая вмещается в одну строку, используется однострочное окно редактирования (компонент TEdit). Доступ к отображаемой в окне информации в виде строки из символов осуществляется с помощью свойства Text.
Выберите в меню компонентов Standart пиктограмму и щелкните мышью в том месте формы, где вы хотите ее поставить. Поместите два новых компонента TEdit в форму, в тексте программы (см. Листинг 1.1) появятся две новые переменные Edit1 и Edit2. Захватывая компоненты «мышью» отрегулируйте размеры окон и их положение.
1.4.4. Размещение надписей (TLabel)
На форме (рис.1.2) имеются две пояснительные надписи. Для нанесения таких надписей на форму используется компонент TLabel.
Выберите в меню компонентов Standart пиктограмму и щелкните мышью в нужном месте формы (появится надпись Label1). Проделайте это для двух надписей, в тексте программы автоматически появятся две новые переменные типа TLabel. Для каждой надписи, щелкнув по ней мышью, отрегулируйте размер и положение на форме. В свойство Caption введите строку, например, «Х justify»>
1.4.5. Размещение многострочного окна вывода (TMemo)
Для вывода результатов работы программы в виде отчета, содержащего несколько строк текста, обычно используется текстовое окно (компонент TMemo). Информация, которая отображается построчно в окно типа TMemo, находится в свойстве Мемо1.Lines. Новая строка добавляется методом Memo1.Lines.Add (переменная типа String). Для очистки окна во времы выполнения программы используется метод Memo1.Clear.
Выберите в меню компонентов Standart пиктограмму и поместите компонент ТМемо на форму, в тексте программы появилась новая переменная — Мемо1. С помощью мыши отрегулируйте размеры и местоположение на форме. Для отображения вертикальной и горизонтальной полос прокрутки, на странице Properties инспектора объектов установите свойство ScrolBars в положение SSBoth.
Источник: studfile.net
Презентация на тему Создание программ на Delphi
и StrToInt ( ) (перевод из строкового в целый тип).
Это необходимо в связи с тем, что при вводе числа в строку Edit оно становится строкового типа, а со строками нельзя выполнить арифметических операций.
Для вычисления необходимо преобразовывать тип из строкового в целый, а для вывода результата нужно обратно переводить из целого в строчный тип.
Однако если ответ задачи лежит в переменной вещественного типа, то для вывода его в строчном поле классов TEdit или TMemo необходимо использовать функцию FloatToStr( ).
Слайд 3Сделать так, чтобы калькулятор работал и с
вещественными числами
Слайд 4var
…………….
a,b,c:real;
……………
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
a:=strtofloat(Edit1.Text);
b:=strtofloat(Edit2.Text);
Edit3.Text:=floattostr(a+b);
end;
Слайд 5procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
a:=strtofloat(Edit1.Text);
b:=strtofloat(Edit2.Text);
Edit3.Text:=floattostr(a-b);
end;
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
begin
a:=strtofloat(Edit1.Text);
b:=strtofloat(Edit2.Text);
Edit3.Text:=floattostr(a*b);
end;
end.
Слайд 6
Создать приложение для вычисления суммы трех любых
чисел . Продумать графическое оформление (изменить фон
Слайд 7var
……………..
a,b,c:real;
……………….
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
a:=strtofloat(Edit1.Text);
b:=strtofloat(Edit2.Text);
c:=strtofloat(Edit3.Text);
Edit4.Text:=floattostr(a+b+c);
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
close
end;
end.
Слайд 8
Написать программу, которая по введенному числу выводит
его название.
Продумать графическое оформление.
Слайд 9
…………..
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
if Edit1.Text=’1′ then
Edit2.Text:=’Один’;
if Edit1.Text=’2′ then
Edit2.Text:=’Два’;
if
Edit1.Text=’3′ then
Edit2.Text:=’Три’;
end;
Слайд 10Переключатели и флажки
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
if radiobutton1.checked=true then label2.caption:=’Молодец!’ ;
if
radiobutton1.checked=false then label2.caption:=’Жаль!’ ;
end;
Слайд 14Создайте чистую форму.
На форме разместите и настройте
компоненты: Label1 — название проекта; Label2, Label3
– место вывода результата логических вычислений.
Разместите на форме переключатели CheckBox1 и CheckBox2 — для обработки ситуации.
Разместите кнопки Button1 «И» , Button2 «ИЛИ» – для выполнения логических вычислений.
Все компоненты оформите по своему усмотрению: цвет, шрифт, размер.
Источник: thepresentation.ru