По всем значимым экологическим аспектам должны быть определены экологические цели (целевые экологические показатели – ЦЭП) и экологические задачи (плановые экологические показатели – ПЭП).
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001 – 2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» под экологической целью понимается общая экологическая установка к действию, согласующаяся с экологической политикой, которую организация решила достигнуть. Экологическая задача – детализированное требование к результативности, применимое к организации или ее частям, вытекающее из экологических целей, которое следует установить и выполнить для достижения этих целей.
Пункт 4.3.3 «Цели, задачи и программа(ы)» ГОСТ Р ИСО 14001 – 2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» требует:
«Организация должна установить, внедрить и поддерживать документально оформленные экологические цели и задачи для соответствующих функций и уровней (управления) в рамках организации.
Экологическая отчетность / Эколог на предприятии / Экологическое сопровождение
Цели и задачи должны быть измеримыми, если это практически целесообразно, и соответствовать экологической политике, включая обязательства по предотвращению загрязнений, обеспечению соответствия требованиям законодательства и другим требованиям, выполнять которые организация обязалась, и постоянному улучшению.
При установлении и анализе своих целей и задач организация должна учесть законодательные и другие требования, которые она обязалась выполнять, а также значимые экологические аспекты. Она также должна рассмотреть свои технологические возможности, финансовые, эксплуатационные и деловые требования, а также точки зрения заинтересованных сторон.
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать программу(ы) достижения своих целей и задач. Программа(ы) должна(ы) включать в себя:
a) распределение ответственности за достижение целей и выполнение задач для соответствующих функций и уровней (управления) организацией;
b) перечень необходимых средств и сроки достижения (реализации) целей и задач».
Экологические цели должны определяться по возможности в измеримых показателях, ставиться на конкретные сроки и быть достижимыми, а значит, поддерживаться ресурсами и основываться на возможностях организации. Цели должны быть экологически значимыми, то есть ставиться, в первую очередь, в отношении воздействия на окружающую среду и/или приоритетных экологических аспектов. Преимущественно цели следует ставить на период долгосрочного планирования (3 – 5 лет). При этом, естественно, могут ставиться и цели, которые организация способна достичь за более короткий отрезок времени.
Разработка экологических целей и задач взаимосвязана. Экологические задачи целесообразно формулировать как требования, выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей. Экологические задачи могут быть детализацией целей в отношении подразделений, отдельных экологических аспектов, могут определяться как этапы достижения цели (в том числе, на период среднесрочного планирования – 1 год), как необходимые условия ее достижения. При этом экологические задачи должны:
5 выпуск программы Green Tech на тему «Экологические Проекты»
– быть конкретными и выполнимыми;
– описывать результаты, а не действия;
– предусматривать точные сроки выполнения;
– находиться в сфере контроля предприятия.
Примеры сформулированных экологических целей и задач приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Примеры экологических целей и задач
Снизить потребление энергии необходимое для производственных операций
Достичь 15% снижения потребления энергии по сравнению с предыдущим годом
Сократить объемы отходов цеха гальванических покрытий
Сократить объем отходов цеха гальванических покрытий на 15% по сравнению с достигнутым уровнем
Свести к минимуму использование природной воды (там, где это возможно)
Снизить потребление воды на 15% по сравнению с прошлым годом
Для достижения экологических целей и решения экологических задач разрабатывается программа(ы) экологического менеджмента. Пример экологической программы приведен на рисунке 2.
«___» _________ 200_г.
Экологическая программа
Источник: studfile.net
Программа производственного экологического контроля. Скачать образец 2023 года
Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.
Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.
Что такое производственный экологический контроль
Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.
Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.
С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.
План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.
При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:
- Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
- Отходы, образуемые в учреждении.
- Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
- Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
- План проверок всех зданий в учреждении.
- Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
- Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).
Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно скачать пример.
Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2023 года:
- Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
- ГОСТ Р 56062-2014.
- ГОСТ Р 56061-2014.
- К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
- Металлургические предприятия.
- Текстильные учреждения.
- Кожевенное производство
- Энергетические объекты
- Мясокомбинаты
- Предприятия химической отрасли и т. д.
Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.
Кем и когда разрабатываются
ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.
В программе обязаны содержаться следующие разделы:
- Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
- Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
- Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
- Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
- Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
- Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.
Требования к программе
Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.
При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.
Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.
Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.
Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.
План ПЭК должен составляться и утверждаться руководством учреждения и ИП, которые функционируют на объектах I, II и III категорий, с образованием отходов, влияющих на окружающую природу.
При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.
В документе должны содержаться следующие подразделы:
- Общие положения.
- Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
- Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
- Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
- Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
- Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
- Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.
Утверждение программы
ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.
Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.
Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:
- Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
- Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
- Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
- Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
- Инструкции для сотрудников.
- Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
- Периодичности инструктажа работающих с отходами.
- Ответственности за нарушение инструкций.
Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).
Приказ об утверждении программы производственного экологического контроля
Как составить отчет по ПЭК
Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.
Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.
Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки. Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.
Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.
Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии
Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:
- Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
- Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
- Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток
Источник: docinfo.net
Программа производственного экологического контроля — ПЭК
Производственный экологический контроль — процесс, позволяющий управлять опасными выбросами, сбросами и отходами на предприятии.
- Общие сведения об объекте: название предприятия, другие реквизиты. Также в этом разделе указывается орган, куда направляются отчеты, и дата, когда программа ПЭК была утверждена;
- Инвентаризация выбросов. Если есть готовые данные в проекте ПДВ (о предельно допустимых выбросах) — указываются они, если нет — придется разрабатывать;
- Инвентаризация сбросов. Также можно взять из проекта НДС (о нормах допустимых сбросов), если нет — нужно их установить и утвердить;
- Инвентаризация отходов. Раздел описывает, какие отходы возникают в ходе производственной деятельности, где размещаются на хранение и как проходит утилизация на полигонах ТБО;
- Должностные лица, подразделения. Раздел содержит информацию о сотрудниках, руководителях подразделений, ответственных на площадке за ведение ПЭК. В разделе также указывается, кем утверждается программа производственного экологического контроля;
- Лаборатории, привлекаемые для испытаний. Это могут быть собственные подразделения или сторонние организации, аккредитованные в соответствии с федеральным законодательством РФ и другими нормативными документами;
- Периодичность контроля. Описывает частоту процедур контроля за выбросами, сбросами и отходами. Здесь же указываются методы, которыми предполагается осуществлять оценки и измерения, перечисляются места отбора проб. Составляются план-графики проведения инвентаризаций и исследований.
Образец программы ПЭК
Предлагаем ознакомиться с образцом программы ПЭК, которую разработали специалисты ЭкоПромЦентра.
На каких предприятиях организация производственного экологического контроля обязательна
Федеральный закон 7-ФЗ предписывает осуществление и проведение, виды производственного экологического контроля на объектах, относящихся к 1-3 классам опасности. Этот порядок прописан в статье 67. Под категориями опасности понимаются установленные в 116-ФЗ градации экологически опасных объектов. Если на предприятии действует несколько производственных площадок, программа составляется для каждой из них отдельно.
Срок действия производственного экологического контроля не имеет ограничения. Но может заканчиваться в связи с прекращением деятельности. Например, при завершении строительства. Основанием для повторного утверждения документа может стать модернизация производства, внедрение более экологически безопасных технологий.
Есть ли штрафы за отсутствие программы ПЭК
- Для граждан размер штрафа составляет 500-1000 рублей;
- Для должностных лиц — до 6 тысяч рублей;
- Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 80 тысяч.
- Гражданам — до 2 тысяч рублей;
- Должностным лицам — до 5 тысяч рублей;
- Юридическим лицам — до 100 тысяч рублей.
Обязательная отчетность по осуществлению процедур ПЭК
С помощью отчетов утвержденной в Приказе 261 от 14 июня 2018 года формы Минприроды РФ контролирует выполнение процедур, предписанных утвержденной программой ПЭК. Составляется и предоставляется он ежегодно.
Срок сдачи определен в приказе 109 Минприроды РФ — до 25 марта года, следующего за отчетным. Подписать его можно обычной подписью или электронной. Предоставляется заполненная форма по месту фактического нахождения производства. Т.е. в территориальное отделение Росприроднадзора. Одна копия отправляется в бумажном и электронном виде контролирующему органу.
Вторую предприятие оставляет у себя и хранит вместе с остальной экологической документацией для последующего предъявления при проверке.
Отчет не требует обязательного согласования в контролирующих органах. По сути это декларация выполненных организацией процедур экологического характера. На крупных предприятиях он обычно готовится штатными экологами и утверждается руководителем. Но эту работу также можно доверить и сторонней организации. Это позволит разгрузить своих специалистов и гарантированно выполнить требования по его составлению.
Требования к программе ПЭК
- Сведения об организации. Если объект относится к первому классу опасности, указываются используемые на нем технологии. Перечисляются лаборатории, чьи исследования использовались в ходе экологического контроля;
- Результаты по охране атмосферного воздуха. Какие стационарные источники выбросов были под регулярным контролем, нарушали ли пробы с них нормативы ПДВ. Сведения о проведение замеров в контрольных точках ПДК;
- Результаты по охране водных ресурсов. Какой объем воды был изъят, сколько стоков было сброшено. Обязательно указываются сведения о контролирующей организации и дате направления в нее результатов проверки качества сбросов. Сообщаются результаты контроля за эффективностью работы очистных сооружений;
- Результаты по обращению с опасными отходами. Представляет собой перечисление отправленных организацией писем с отчетами о результатах мониторинга. В строках таблицы указываются номера, даты и наименования территориальных отделений Росприроднадзора, получивших эти письма.
Почему разработку ПЭК лучше доверить сторонней организации
Больше шанс выполнить все требования законодательства
Специалисты экологических организаций, специализирующихся на такой работе, находятся в курсе новых положений, законов и поправок, вступивших в силу недавно. При обнаружении недостающих данных: проектов ПДВ, НДС и прочее, наши сотрудники расскажут, как их можно рассчитать, измерить и утвердить.
Предсказуемые сроки
У сотрудников ЭкоПромЦентра большой опыт согласования документов в контролирующих органах. Это во многих случаях позволяет ускорить прохождение утверждения документации, снижает количество замечаний. Время важно, если программа производственного экологического контроля утверждается для новой площадки, которую нужно ввести в эксплуатацию как можно быстрее.
Получение рекомендаций по экологической эффективности
При подготовке программы ПЭК для предприятий наши сотрудники могут сделать ряд рекомендаций, позволяющий оптимизировать процедуры контроля. В некоторых случаях это позволяет снизить трудоемкость операций, разгрузить специалистов экологической службы организации, повысить точность измерений. Такая оптимизация положительно воспринимается при проверке контролирующими органами.
Разгрузка своих экологов
Собственные сотрудники экологической службы загружены текущей деятельностью. Разработка ПЭК — это дополнительная нагрузка для них. Так легко допустить ошибку, которая может грозить получением штрафа.
Узнать сроки и стоимость разработки ПЭК можно по телефону ЭкоПромЦентра — +7 (812) 425-61-45, или в один клик! Мы работаем в Санкт-Петербурге и по всей России.
Источник: ecopromcentr.ru