книжек. Чтобы про читать всё. Потом о н передумал. Решил стать журналистом . Это было твёрдое решен ие.
Окончил факультет ж урналистики. Стал работать – в га зетах, потом — редакторо м отдела в популярном
журнале « Огонёк». Веда л фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних с траницах.
2.Велтистов был очень х удой. И поэтом у к азался ещё д линней. В многоэтаж ном доме редакция занимала
три этажа. И когда в празд ничные дни вывеш ивали весёлую стенгаз ету, Велтистова изо бражали примерно
так: голова на третьем этаже, туловище на второ м, а бегущие ноги на первом. «Рисунок»
3.Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Наход ил интересных людей. Он нашёл,
например, в одном арбатс ком переулке сочините льницу знаменитой песен ки «В лесу родил ась ёлочка »,
старушку Раису Кудашё ву. И сумел ей помо чь. Он также помо г детскому саду поселиться на ро скошной
даче, до этого принадлежа вшей жулик у . А известном у писателю – фантаст у Станиславу Лемм у – увидеть
Приключения Электроника 1979 4К 1 серия
атомный реактор в Д убне.
4.Велтистов был челове к немногосло вный. Настырный. Копил впечат ления. Обдумывал будущ ие книги.
Рукопись первой повест и «Приключения на дне мо ря» принёс в издательс тво «Детская литерат ура». Вскоре
она увидела свет (19 60 г). Электроник мальчик из чем одана. (196 1 г).
5. Е.С Велтистов остав ил нам много хороших книг. За сценарий трёхсер ийного фильма « Приключе ния
электроника» он пол учил в 1982 году государствен ную премию. Этот фильм и сегодня показываю т по
телевидению в каник улы.
5. Физминутка «Со лнышко лу чистое»
6. Продолжени е работы по теме .
— Откроем у чебник на стр. 144.Сейчас в ы у слышите этот от рывок в запис и.
Глазами следим и к арандашом в ыделяем сл ова, в значен ии которы х вы
испытали затру днения.
Запись из элект ронной к ниги.
— Понравился ли в ам отрыв ок из текста и чем ?
7. Словарная раб ота.
Найдите в слова ре слово «кибе рнетик» и п рочитайте его з начение.
А теперь ответим на вопросы из текста.
— Для чего соби раются кибе рнетики на конгрессе ? (Для тог о,
чт обы обменя ться опыт ом, доложит ь об успехах и дост ижениях
— Ка к была о рганизована встре ча професс ора Громова ? (Встреча
организована то ржественно, чт о говорит о в ажности конгресса.)
— О чём предполаг ает директ ор гостиницы, у видев чё рный чемода н? (Что
в нём приборы.)
— Что доказывает, что ящик де йствитель но тяжелый? (Лицо д иректора
покраснело от тяжести чем одана.)
— Какие детал и в благоу стройства города кажутся необ ычными,
фантастическим и ? (Воздушное та кси — маленький верт олёт, прозрачные
раздвижные ку пола на крыш ах здан ий, видеотелефон.)
— Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане б ыл
кибернетически й мальчик. т. е. робот?
( Робот был пох ож на обычн ого мальчик а.)
— Рассмотрите илл юстрацию.
Каким м ожет быть робот? (Ответы
— Ро бот — это маши на, автомат, к оторый может з аменять че ловека. Роб от
питается элект роэнергией.
Приключения Электроника (1979) комедия
— Почему процедура по дкрепления эл ектрическим ток ом была так
необходима маль чику ? (Профессор предуп редил, что Э лектронику
предстоит мн ого двигаться.)
— . Что же произ ошло? ( Робот получил заряд высокого нап ряжения.)
— Какой электрич еский заря д полу чил Электроник ? (220 вольт.)
— Как это повлиял о на пове дение Элек троника?
( Прыгает со вто рого этаж а и убегает.)
— Профессор вст ревожен.
Пре дположите, почему ?
( Электроник ок ажется среди люде й.)
7. Чтение о трывка учащимися.
8. Работа в р абочей тетр ади.
— Откроем рабочу ю тетрадь стр. 99 и выпол ним зада ния письменн о.
Коллективная п роверка.
9.Рефлексия.
— Продолжите предложени я
Сегодня на у роке я у знал…
На этом у роке я похвалил бы с ебя за….
Сегодня я су мел…
9. Подведение и тогов урока.
— С каким произве дением м ы познаком ились ?
— К какому жанру литерату ры относится это произвед ение?
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Начальная школа — еще материалы к урокам:
- Конспект урока «Габдулла Тукай иҗатын өйрәнүне йомгаклау»
- Внеклассное мероприятие «Чайный церемониал»
- Конспект урока «Икона» 4 класс
- РЕБУСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- Презентация «Мой любимый и родной город Краснодар»
- Итоговый тест 3 класс 3 четверть УМК «Перспектива»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 19-03-2017, 11:26 Презентация «Приключения на острове Чунга-Чанга»
- 4-03-2017, 22:35 Сценарий «Новогодние приключения во дворце»
- 23-02-2017, 10:29 Сценарий «Новогодние приключения Алёнушки»
- 13-02-2017, 12:29 Сценарий «Приключения под Новый год»
- 13-12-2016, 16:58 Сценарий «Дорожные приключения Бабы Яги»
- 2-12-2016, 22:40 План — конспект НОД «Приключения Буратино»
- 28-09-2016, 10:52 Презентация «Е. Велтистов Приключения Электроника «Чемодан с четырьмя
- 25-09-2016, 12:13 Внеклассное мероприятие «Новогодние приключения»
Источник: uchitelya.com
Конспект урока литературного чтения. Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»
Цель урока: создание условий, способствующих развитию умения анализировать художественное произведение на основе знакомства с повестью Е.С.Велтистова «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками».
Задачи урока
Предметные : совершенствовать навык чтения, развивать умение анализировать текст (отрывок из повести «Приключения Электроника»): определять жанр и особенности жанра, давать характеристику герою и собственную оценку событиям; обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные : учить формулировать учебную задачу (проблему) и шаги для её решения, планировать свою деятельность и деятельность группы, формировать навыки смыслового чтения, высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы.
Личностные : формировать положительную мотивацию учения на основе создания проблемных ситуаций на уроке, учить давать нравственную-этическую оценку прочитанному.
Оборудование:
Песня «До чего дошел прогресс!» из телефильма «Приключения Электроника» (1980) — Музыка Е. Крылатов, Слова: Ю. Энтин
Видеофрагменты фильма (1. Электроник играет с профессором в шахматы, просит исполнить обещание – сделать Электроника человеком. 2. Электроник плачет)
Лист «Задание: словарная работа»
Копия статьи «Видеотелефон» из журнала «Юный техник» 1961г. №11 стр.38 (в эл.версии стр.48)
Бумага, цветные карандаши
Орг. момент. /1мин. – звучит песня «До чего дошел прогресс!»
Добрый день, ребята!
Сядьте те, кто знает из какого т/ф эта песня («До чего дошёл прогресс»)
Сядьте те, кто хотел бы узнать.
В моём детстве все школьники знали этот фильм. Я надеюсь, что вы тоже захотите его посмотреть после нашего урока.
II . Актуализация знаний. / 2 мин.
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Страна Фантазия»
— Как вы понимаете значение слова «фантазия»? (Возможные ответы детей: воображение, выдумка, что-то неправдоподобное, придуманное, чего нет на самом деле)
Работа с учебником (стр.143 – на слайде)
-С произведениями, каких писателей – фантастов мы познакомимся? (Евгений Велтистов, Кир Булычёв)
— Как вы понимаете значение слова «фантастика»? ( жанр в литературе, фантастический рассказ, вымысел, действия могут происходить в будущем, связана с наукой, механизмами…)
— Чему научимся, изучая этот раздел? (см. учебник: определять особенности фантастических рассказов)
Словарная работа. Работа в парах. / 3 мин. (Приложение1)
— Сегодня на уроке нам встретится большое количество новых слов, значения которых необходимо понимать. Поэтому, словарную работу я предлагаю провести в парах. Перед вами листок с заданием. Справа написано слово, слева – значение. Вам необходимо соединить стрелкой слово с его правильным (верным) значением.
( Фантазия, Фантастика, контрабас, нейлон, конгресс, генератор, профессор, робот, кибернетики, кибернетика)
— Проверка: какие слова не смогли соединить со значением?
— В течение урока (по необходимости) мы будем возвращаться к этому листку, и проверять понимание значения слов.
— Кто из вас любит читать фантастику? Какие произведения вы уже читали?
III . Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации / 4 мин.
Чтение текста на стр.144
— Прочитайте имя и фамилию автора произведения.
— Вспомните, читали ли вы произведения Евгения Велтистова? (читали «Миллион и один день каникул»)
— Об авторе нам расскажет …. (индивидуальная работа)
Индивидуальное сообщение об авторе произведения (заранее подготовленный ученик). Портрет автора на слайде
Евгений Серафимович Велтистов.
Симпатичный. Худой и длинный. В очках. Москвич. Волевой, веселый. По профессии журналист.
Долгое время работал в популярном журнале «Огонёк».
Родился в 1934 году в Москве, в семье военного инженера. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно.
Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Продавцом детских книг Велтистов не стал, но стал самым известным детским писателем своего времени в СССР. В 1964 году (55 лет назад) Евгений Велтистов написал первую повесть из своей знаменитой трилогии «Электроник — мальчик из чемодана», по мотивам этого произведения был снят телевизионный художественный фильм «Приключения Электроника».
***-Что вы знаете о роботах? (машина, похожая на человека, умеющая говорить, выполнять какие-то действия, команды, наделена механическим интеллектом)
***-А знаете ли вы, что этому слову скоро исполнится 100 лет. Оно придумано в 1921 году Йозефом Чапеком. По Чапеку, робот — это «живая, наделенная интеллектом рабочая машина».
— С каким произведением познакомимся сегодня? (Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками.)
-Можете предположить кто такой Электроник? (робот)
Межпредметные связи (окружающий мир) :
— Напомню, это произведение было написано в 1964 году. Сколько лет прошло с того времени? (55 лет)
— Вспомните, какие изменения в нашей стране происходили в 60-е годы прошлого столетия? (Техническая революция: запуск первого в мире спутника, полёт первого человека в космос, выход человека в открытый космос и др. 1960-ые годы — электронная эра. В это время ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация. Высокие технологии должны облегчить повседневный быт и труд человека.)
— Предположите, почему повесть «Приключения Электроника» — это научно-фантастическая повесть?
— Что делает повесть Велтистова научно-фантастической? (какие особенности)
( Обращаемся к значению слова : научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)
На доске карточки (опорные слова): «вымышленные научные открытия», «реальность»?
Поиск выхода из проблемной ситуации.
-Что необходимо доказать, прочитав текст? (найти вымысел в произведении и узнать стали ли реальностью вымышленные научные открытия, описанные в повести)
IV . Решение учебной задачи. Работа с текстом: ч тение с остановками, комментированное чтение. / 13-15 мин.
Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов: … и директор удалился.)
— Мы прочитали первую часть. Давайте выясним, что мы узнали.
— Кто такой Громов? (профессор, почётный гость конгресса кибернетиков)
-Зачем Громов приехал?
— Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
Чтение и анализ второй части. (2-ая часть до слов: … Да, он много лет не был в этом городе?)
— Какие детали в благоустройстве города кажутся необычными, фантастическими? (Воздушное такси — маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. Сады висят над головой.)
Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: … Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)
— Почему, ни один человек не смог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик, т.е. робот? ( Робот был похож на обычного мальчика. Чемодан подписан «Осторожно! Приборы!»)
— В чем Электроник был похож на обычного мальчика? (Робот был похож на обычного мальчика: курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы, синяя курточка, рубашка, летние брюки. Он умеет говорить.)
— Что отличало его от человека? (вилка, торчащая из-под куртки, питается электроэнергией)
— Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)
– Как вы думаете, почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам?
Чтение и анализ четвёртой части.
— Почему мальчик спрыгнул со 2-го этажа и убежал? (Робот получил заряд высокого напряжения, 220 вольт.)
-Как вы думаете, по какой ещё причине Электроник мог сбежать от профессора?
— Обиделся? Почему? ( Видеофрагмент : желание стать человеком)
— После бегства Электроника профессор был очень встревожен. Что его испугало? Предположите, почему? (Электроник окажется среди людей, он не знает как вести себя с людьми и т.д..)
– Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?
Поиск решения / 1 мин.
— Можем ли мы сейчас (после прочтения) ответить на главный вопрос.
— Что делает повесть Е. Велтистова научно-фантастической?
( Обращаемся к опорным словам и значению: научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)
Итак, нам необходимо выяснить:
1. Какие вымышленные открытия или события описывает Велтистов?
2. Что стало реальностью?
3. Что не могло стать реальностью? (Электроник не сможет стать человеком)
Найдём ответы на эти вопросы, работая в группах.
Работа в группах. / 5 мин.
I группа:
Задача: выбрать фрагменты из текста, подтверждающие вымышленную научную направленность повести (факты, подтверждающие, что повесть – фантастическая)
Что в ней фантастическое?
Изобразить на бумаге или зачитать. Аргументировать выбор и сформулировать вывод.
II группа:
— Сам Евгений Велтистов говорил: Фантастика — это … выдумка, взгляд в будущее…» Многое из того, что когда-то описали писатели-фантасты, стало уже реальностью. Что из этого рассказа уже давно стало реальностью? (видеотелефон)
— Что из этого рассказа уже давно стало реальностью (воплотилось в жизнь)? (видеотелефон). Работа со статьёй журнала «Юный техник» 1961г. №11 стр.38
Задание: прочитать, рассказать, как был устроен видеотелефон в прошлом веке ( опорная схема ), сравнить с современной видеосвязью по телефону.
III группа : — Каким вы себе представляете Электроника? (портрет) Как вы думаете, какими чертами характера мог обладать Электроник? (записать) – Подумайте, сможет ли робот стать человеком?
Выступления групп. / 3-5 мин.
I группа: чтение фрагментов текста
II группа: рассказ о видеотелефоне 60-х годов прошлого века (составление модели этого устройства: телевизор, видеокамера, телефон) и демонстрация современной видеосвязи, для которой достаточно нажать одну кнопку на смартфоне.
III группа: портрет в соответствии с описанием + черты характера (умный, сильный, добрый, в него заложены хорошие качества: доброта, внимательность, честность и др.)
-Как вы думаете, станет Электроник человеком?
— Какими качествами должен обладать человек? (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)
— Поскольку повесть научно-фантастическая, то в ней всё возможно…
Видеофрагмент – Электроник плачет и смеётся. Он стал человеком.
V . Итог / 3 мин
Ответили мы на главный вопрос: повесть «Приключения Электроника» — это научная фантастика?
-Чему учит нас этот рассказ?
Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках, становится другом для ребят. Но, к сожалению, так и не смог узнать, как стать человеком. Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям.
Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…»
-Как вы их понимаете? (обсуждение)
— Когда говорят «богатая фантазия», «полёт фантазии», «на крыльях фантазии»?
Пофантазируйте и составьте рассказ «Наш друг Электроник»
Дополнительная информация для учителя.
1. Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика.
Профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает, выражаясь современным языком, самообучающегося робота. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате он создал робота-человека. Его сделали очень похожим на настоящего советского школьника – Сергея Сыроежкина, чей портрет профессор увидел на обложке детского журнала.
Электроник был очень добрым, внимательным, честным мальчиком, вернее в него не была заложена злость и трусливость. Громов не закладывал плохие качества в своё творение. Робот был выполнен настолько хорошо, что профессор, недолго думая, назвал его почти человеческим именем – Эл (укорочено от Электроник). Громов и его ассистентка Маша тестировали интеллектуальные способности Эла.
Результаты были впечатляющими. Мозг биоробота работал с потрясающей скоростью. Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках, становится другом для ребят. Но, к сожалению, так и не смог узнать, как стать человеком. Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
В реальность школы в «Приключениях Электроника» никогда не верил (и я оказался прав)
Мои внуки не любят советские кинофильмы с их обязательной морализацией. Но для «Приключений Электроника» делают исключение. «Эх, — сказал недавно младший внук, — была б у нас такая школа, как в этом кино!».