В Международном стандарте аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» отмечается, что аудитор должен разработать общую стратегию аудита, отражающую объем, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являющуюся основой для разработки плана аудита.
Процесс выработки общей стратегии аудита помогает аудитору достичь определенности в таких вопросах, как:
- • ресурсы, необходимые для проведения работ в тех или иных областях аудита, например использование обладающих надлежащей квалификацией членов аудиторской группы для работы с областями, характеризующимися высоким уровнем риска, или привлечение экспертов к решению сложных вопросов;
- • распределение ресурсов по тем или иным областям аудита, например количество членов аудиторской группы, выделенных для проведения инвентаризации больших объемов запасов в местах их нахождения, объем проверки работы других аудиторов в случае аудита группы или количество часов, выделенных на работу с областями, характеризующимися высоким уровнем риска;
- • когда следует использовать имеющиеся ресурсы: например, на этапе промежуточного аудита или в основные ключевые даты;
- • как осуществляется управление ресурсами, их распределение и контроль за ними: например, когда следует проводить совещания с целью инструктажа и заслушивания членов аудиторской группы, каким образом будет организовано проведение обзорных проверок руководителем задания и менеджером (например, на рабочем месте или удаленно), следует ли выполнить обзорные проверки качества выполнения задания.
При разработке общей стратегии аудита аудитор должен:
Зиновьева И.С. Планирование аудита
- • выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;
- • подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;
- • проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;
- • изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию и, если уместно, определить, окажется ли полезен опыт, полученный ранее руководителем задания при выполнении других заданий в интересах данной организации, для выполнения этого задания;
- • установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита.
Аудитор должен разработать план аудита, включающий описание:
- • характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков;
- • характера, сроков и объема запланированных последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок;
- • прочих запланированных аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы аудиторское задание соответствовало требованиям международных стандартов аудита.
В ходе проведения аудита аудитор при необходимости должен вносить изменения в общую стратегию и план аудита.
Основа аудита. Лекция 7.
Аудитор должен запланировать характер, сроки и объем работы по руководству и контролю за членами аудиторской группы, а также по проверке результатов их работы.
Аудитор должен включить в аудиторскую документацию:
- • общую стратегию аудита;
- • план проводимого аудита;
- • все значительные изменения, внесенные в течение проводимого аудита в общую стратегию аудита или план проводимого аудита, а также причины этих изменений.
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные знания об аудируемом лице, а также результаты проведенных аналитических процедур.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
- 1) деятельность аудируемого лица, в том числе:
- • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
- • общий уровень компетентности руководства;
- • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
- • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
- • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
- • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- • установление уровней существенности для аудита;
- • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
- • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;
- • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
- • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
- • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
- • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- • привлечение экспертов;
- • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
- • число и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
- • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- • обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;
- • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
- • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в процессе самого аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными входе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
С помощью аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аудиторской организацией аналитических процедур могут варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Составляя общий план и программу аудита, аудиторская организация должна учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволит ей более точно определить объем и характер аудиторских процедур.
Аудиторская организация при необходимости может согласовывать с руководством аудируемого лица отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе аудита, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы аудита следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в ходе всего процесса аудита.
Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. В общем плане аудита аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (информации руководству аудируемого лица), представления аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
- • реальные трудозатраты;
- • расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
- • уровень существенности;
- • проведенные оценки рисков аудита.
В процессе подготовки общего плана аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и саму систему внутреннего контроля. Система внутреннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет ее. Оценивая систему внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное число аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровни существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С учетом установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе выполнения аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровни существенности, установленные при планировании.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения о проведении выборочного аудита аудитор формирует аудиторскую выборку.
Составной частью общего плана аудита являются положения по управлению и контролю качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
- • формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
- • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
- • инструктирование всех членов рабочей группы аудиторов об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также с положениями общего плана аудита;
- • контроль руководителя над выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
- • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
- • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
В табл. 6.1 приведен общий план-график проведения аудиторской проверки на условном конкретном примере. В данном случае проверка отчетности проводится поквартально, а данные за IV квартал отчетного года проверяются уже в году, следующем за отчетным.
Источник: studref.com
Изменения в общем плане и программе аудита
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Получение аудитором знаний о бизнесе клиента
Знание бизнеса — общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются МСА 310 «Знание бизнеса».
Аудитор при проведении проверки финансовой отчетности должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления событий, операций и методов работы, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Эти знания используются:
при оценке рисков и планировании аудита;
при рассмотрении аудиторских доказательств;
для обеспечения лучшего обслуживания клиента.
Уровень знаний, необходимых аудитору при проведении проверки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому аудитор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией доступной администрации клиента.
До заключения договоренности по предварительным сведениям об отрасли, структуре собственности, руководстве и деятельности субъекта определяется возможность обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для проведения аудита.
Приобретение знаний — непрерывный и взаимосвязанный процесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесения с аудиторскими доказательствами, осуществляемый на всех стадиях аудиторской проверки.
При повторных проверках собранная ранее информация обновляется и заново оценивается, выявляются изменения, произошедшие после последней проверки.
Источник: vuzlit.com
Планирование аудита
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
При планировании аудита выделяют следующие этапы:
- предварительное планирование аудита;
- подготовка и составление общего плана аудита;
- разработка программы аудита.
Общий план аудита
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
- общий уровень компетентности руководства;
- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности для аудита;
- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- привлечение экспертов;
- количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Получение информации о деятельности аудируемого лица
Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Требования к пониманию деятельности аудируемого лица определены в Федеральном правиле (стандарте) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.
Понимание деятельности клиента также используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.
В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита.
После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется.
Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами. При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.
Программа аудита
Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.
Изменения в общем плане и программе аудита
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Важно заметить, что аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженный в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.
Этапы и принципы планирования аудита
Планирование — подготовительный этап аудита, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.
Цель планирования состоит в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур для эффективного проведения аудита.
Можно выделить следующие принципы планирования аудита:
- Комплексность, то есть обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования.
- Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).
- Оптимальность — выбор наиболее благоприятного варианта общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности деятельности организации состоит в том. что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. руководство не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать организацию или существенно сократить ее деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для пользователей аудиторской информации.
Процесс планирования подразделяется на два этапа.
1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.
При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:
- понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;
- проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;
- тестирования системы внутреннего контроля.
2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.
Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.
Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.
Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо изучить:
- организационно-правовую форму, структуру и его организационно-управленческую иерархию;
- виды осуществляемой деятельности, выпускаемой продукции, специфику отрасли:
- организацию и технологию производства;
- требования к персоналу, принципы оплаты труда работникам;
- соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;
- формы ведения учета, степень его автоматизации;
- структуру и организацию работы бухгалтерской службы;
- состояние учетной документации (полнота, систематизация и т.д.);
- состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ об учетной политике организации, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.);
- организацию работы с нормативно-справочной литературой;
- участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования.
Аудитор собирает данную информацию об аудируемой организации с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с ее руководством, анализирует экономические показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности и основные положения приказа об учетной политике.
Источники информации о деятельности аудируемого лица
К источникам информации о деятельности аудируемого лица относятся:
- результаты предыдущих проверок;
- информация, полученная от внутренних аудиторов;
- учредительные и регистрационные документы;
- приказы об учетной политике организации;
- бухгалтерская отчетность, регистры учета;
- контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
- результаты осмотра организации, его производственных площадей, офисных помещений;
- результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками организации;
- результаты наблюдения за производственным процессом;
- информация, полученная от юристов, консультантов и прочих специалистов (заказчиков, поставщиков).
Результаты предварительною планирования следует документировать. Федеральные стандарты не содержат указаний об этом, но, учитывая ответственность принимаемых решений на основе предварительного планирования, сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования должны раскрываться во внутрифирменных стандартах.
Общий план и программа аудита
На следующем этапе планирования составляется общий план и программа аудита.
Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:
- объем аудита;
- затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);
- сроки выполнения работы каждым аудитором:
- размер уровня существенности;
- величину аудиторского риска.
Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности клиента, общим планом и программой аудита.
Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей клиента.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- размер аудиторского риска и значение уровня существенности;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;
- существование подразделения внутреннего аудита;
- возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- существование аффилированных лиц;
- сроки подготовки и представления аудиторских заключений.
Программа аудита представляет собой документ, подробно детализирующий виды работ, запланированные в общем плане аудита. В программе приводятся аналитические процедуры, каждая из которых выполняется аудитором в зависимости от его квалификации.
Программа аудита подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается руководителем аудиторской организации.
При подготовке общего плана и программы аудита рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.
Общий план и программа аудита по мере необходимости уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Источник: www.grandars.ru