Причины появления парциальных программ

 Оркестр в детском саду;

 Слушание музыки в детском саду;

 Спортивные вечера развлечений в детском саду;

 Праздники в детском саду;

Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты для младшей и средней групп, выпущенные в 2007 году. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей, то есть одно занятие в младшей группе длится 15 минут. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

В списке используемой литературы мы находим самые употребляемые сборники прошлых лет, которые в настоящее время можно достать только в личных библиотеках педагогов. Именно поэтому актуально, что авторы при издании конспектов издали полностью и нотный материал, более того сделаны аудиозаписи всего нотного материала, что дает возможность музыкальному руководителю танцевать с детьми, чередуя «живое» исполнение на фортепиано с прослушиванием записи. К сожалению, пока не издана программа по раннему возрасту, но большинство упражнений по всем разделам из программы для младшей группы уместно использовать и в работе с малышами.

Парциальные и дополнительные программы дошкольного образования

Отдельным видам детской музыкальной деятельности посвящены программы: «Элементарное музицирование с дошкольниками» (от 5 до 7 лет), «Играем в оркестре по слуху» (от 5 до 7 лет), «Оркестр в детском саду» (от 4 до 7лет), «Ритмическая мозаика» (от 3 до 9лет), «Топ-хлоп, малыши» (от 2 до 3 лет), «Музыкальные шедевры» (от 3 до 7лет).

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

  1. музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
  2. песня, танец, марш;
  3. музыка рассказывает о животных и птицах;
  4. природа и музыка;
  5. сказка в музыке;
  6. музыкальные инструменты и игрушки

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики

По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии.

Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки.

О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей» [17, 23].

Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Сама автор говорит о более 350 образцов! Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку.

Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши» . Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Пожалуй, наиболее интересной новацией является привлечение родителей к участию в детских праздников, поэтому программа может являться большим подспорьем для музыкального руководителя.

В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной. Кардинально нового материала в содержании программы мы не обнаружили.

Итак, все специализированные программы, так или иначе освещающие проблемы музыкального развития, можно теперь разделить по возрастному критерию. Мы обращаем внимание на то, что только 4 программы обращаются к раннему возрасту: программа Н. А. Ветлугиной, «Камертон» Э. П. Костиной, «Малыш» В. А. Петровой и программа, которая рассматривает только один вид музыкально-ритмическую деятельность «Топ, хлоп, малыши» Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной.

Все программы пересекаются в определении репертуара для детей раннего возраста в пении и подпевании, в музыкально-ритмических движениях, танцах и играх. Большая свобода наблюдается при подборе репертуара по слушанию музыки. К сожалению, только в программе «Малыш» слушание классической музыки выделяется в самостоятельный раздел, автор отделяет это слушание от слушания песен и рассказов с иллюстрациями. Из всех парциальных программ лишь «Малыш» и «Камертон» имеют выписанный репертуар по слушанию музыки. Из комплексных, мы назовем программы под редакцией М. Васильевой и «Истоки».

В целом вырисовывается, что основные пробелы в музыкальном воспитании детей происходят не из-за недоброкачественности и формальности программ, а формализме педагогов, нежеланию глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Естественно, что 10 минутные занятия, а именно столько длится занятие в первой младшей группе по требованию СЭС, никак не восполняют потребность детей в музыкальном общении.

Читайте также:
Программа которая читает тиф

Порой наблюдается и перекос в самих занятиях, когда акцент делается на те виды музыкальной деятельности, которые нравятся музыкальному руководителю, которые нужны для оформления праздника: пение, подпевание и музыкально-ритмические упражнения, пляски. Пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, а также введению дополнительных занятий, у малышей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

Думается, что на сегодняшний момент, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников не посредством создания новых программ, методик, а придерживаясь уже существующего материала, максимально погружаться в него.

  1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 — 160c., нот.
  4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7
  6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, — 60с.
  7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
  8. Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
  9. Коренева, Т. Ф., «Музыкально — ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
  10. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
  11. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
  12. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  13. Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
  14. Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
  15. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
  16. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О. А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  17. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.) ISBN 5-296-00136-2, ISBN 5-296-00007-2
  18. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. – 120 с.
  19. Тарасова, К. В., Рубан, Т. Г., Дети слушают музыку/ методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/. М.: Мозаика-синтез, 2001, — 128с.
  20. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (воспитание и доп. образование детей)
  21. Программа по музыке

Список специализированных (парциальных) программ, рекомендованных Министерством образования РФ

Приоритетные программы по музыкальному развитию

  1. Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». – М.: «Владос», 1999.
  2. Воробьева Д. И. «Гармония развития». Программа интеллектуально-художественного и творческого развития. – СПб.: ЛГОУ, 1996,1997.
  3. Коренева Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М.: «Владос», 1999.
  4. Ладушки. И. Каплунова, И. Новооскольцева. Праздник каждый день/ программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
  5. Матяшина А. А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999.
  6. Мерзлякова С. И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.
  7. Л. Р. Меркулова «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование, — М.,1999.
  8. Петрова В. А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.
  9. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». – М.: «Гном- Пресс», 1999.
  10. Сорокина Н. Ф. , Миланович Л. Г. «Театр- творчество — дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.
  11. Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В. , Рубан Т. Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
  12. Тарасова К. В. , Петрова М. Л. , Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
  13. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
  14. Хазова М. В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999
  15. Циркова Н. П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.
Читайте также:
Программа задачи с параметрами

Методическое обеспечение программы Т. Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»:

 Т. Ф. Коренева «Музыкально — ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч1. – 112с.: ноты.

Методическое обеспечение программы В. А. Петровой «Малыш».

 В. А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.

 В. А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.

 «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М.: Центр «Гармония», 1995.

Пособия для педагогов

 Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995.

Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

 О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.

 «Баюшки-баю». Методическое пособие. – М.: «Владос», 1995.

Пособия для педагогов

 О. П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.

«Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997.

Методическое обеспечение программы К. В. Тарасовой «Синтез»

 «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993.

 «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998.

Пособия для педагогов

 Аудиокассеты с записями произведений камерной и оперной музыки. Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993.

 Аудиокассеты с записями камерной и оперной музыки. Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998.

 Тютюнникова Т. Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Методическое обеспечение технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»

 Алексеева Л. Н. , Тютюнникова Т. Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.

Источник: docs.google.com

Правомерность и актуальность использования парциальных программ в ДОО
методическая разработка на тему

ÒЭффективность ведения воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО, ДОУ) во многом зависит от выбора образовательных программ. В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273 «Об образовании», каждой образовательной организации делегируется право самостоятельного определения приоритетных программ из списка вариативных с учетом условий ведения образовательной деятельности, материально-технической базы детского сада, пожеланий родительского контингента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлpravomernost_i_aktualnost_ispolzovaniya_partsialnyh_programm_v_doo.pptx 173.85 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правомерность и актуальность использования парциальных программ в ДОО Составитель – старший воспитатель Гасанова Г.Р.

Эффективность ведения воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО, ДОУ) во многом зависит от выбора образовательных программ. В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273 «Об образовании», каждой образовательной организации делегируется право самостоятельного определения приоритетных программ из списка вариативных с учетом условий ведения образовательной деятельности, материально-технической базы детского сада, пожеланий родительского контингента.

Программы дошкольного образования принято разделять на комплексные программы дошкольного образования ( общеразвивающие ), направленные на всестороннее развитие дошкольников, и парциальные (локальные, специализированные), представляющие набор педагогических методов и инструментов, используемых для воспитания детей в рамках конкретного направления .

Навигатор образовательных программ дошкольного образования( Сайт ФИРО) Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Авторы С.А. Трубицына . В.К. Загвоздкин , О.Ю. Вылегжанина , Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И.

Бабич Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И.Е. Федосовой Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» / Автор Н.М.

Крылова Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори » / Под редакцией Е.А. Хилтунен Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под редакцией Р.Н. Бунеева

Навигатор образовательных программ дошкольного образования Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г.

Кравцова Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т.Н. Доронова Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под редакцией Л.Г. Петерсон , И.А.

Лыковой Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авторы В.Ю.Белькович , Н.В. Гребёнкина , И.А. Кильдышева Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» / Под руководством Т.С. Комаровой Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е.Г. Юдиной Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой Образовательной программы дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» / Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова , С.Ю. Мещерякова Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В.

Соловьёвой Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 1 / Под редакцией Е.А. Хамраевой , Д.Б. Юматовой Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 2 / Под редакцией Е.А. Хамраевой , Д.Б.

Юматовой Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой

Источник: nsportal.ru

Читайте также:
Сущность и основные показатели производственной программы

Тема 3. Парциальные программы для ДОУ,

1. Причины появления парциальных программ, направленных на социальное развитие дошкольников.

3.Программа формирования социально компетентного поведения (под ред. М.М. Безруких). Сущность, проявления, причины социально неуверенного поведения. Задачи программы. Особенности педагогической технологии. Разделы программы.

Последовательность этапов работы. Использование коммуникативных техник: эмпатического (активного) слушания, «Я — высказываний», техники разрешения конфликтных ситуаций. Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребёнку.

4. Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина). Возрастные характеристики социально–эмоционального развития ребёнка. Тематический план занятий с детьми разных возрастных групп. Рекомендации по реализации программы, по работе с родителями.

5. Педагогическая технология «Открой себя» (Е.В. Рылеева).Характеристика программы развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя». Учебно-методическое обеспечение технологии. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ.

Мониторинг социального развития в группе детского сада.

6. Характеристика парциальных программ, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.

7. Воспитание у дошкольников этики межнационального общения, толерантности. Программа Э.Сусловой.

8. Характеристика других парциальных программ, направленных на социальное развитие дошкольников.

Литература для самостоятельной работы:

1. Баряева, Л., Герасимова, Е., Данилина, Г., Макарчук, Н. Родник. Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Баряева, Е. Герасимова, Г. Данилина, Н. Макарчук // Дошкольное воспитание. 2000. № 5.

2. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольника / М.И. Богомолова. – М., 1988.

3. Герасимова, Е., Данилина, Т., Макарчук, Н. Программа «Родник» (программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста) / Е. Герасимова, Т. Данилина, Н. Макарчук // Дошкольное воспитание. 2001. № 2 .

4. Жуковская, Р.И., Виноградова, Н.Ф., Козлова, С.А. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М., 1990.

5. Защита прав и достоинства маленького ребенка / Т.Н.Доронова и др. М. Челябинск, 2001.

6. Кирилина, М. Патриотическое воспитание / М. Кирилина // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 5, 8.

7. Князева, О.Л., Стёркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. – М., 2004.

8. Ковалева, Г.А. Воспитывая гражданина / Г.А. Ковалева. – М., 2003.

9. Козлова С.А. «Я – человек» / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 1996. № 1.

10. Козлова, С.А. Я – человек. Программа приобщения к социальному миру / С.А. Козлова. – М., 1996.

11. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением (концепция и программа социально-эмоционального развития дошкольников) / Колодяжная Т.П. – М., 2004.

12. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. 1999. № 10.

13. Минаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Минаева // Дошкольное воспитание. 2003. № 2.

14. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. 2003. № 11.

15. Парамонова, Л. Общественное дошкольное воспитание: Современные тенденции развития и права ребенка / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.

16. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М., 1986.

17. Рылеева Е.В. «Вместе веселее. » Дидактические игры для раз­вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет»/ Е.В.Рылеева. — М., Айрис-Дидактика, 2003.

18. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольни­ков в речевой активности «Открой себя»/ Е.В.Рылеева. — М., Гном если научится наблюдать за собой в повседневной жизни.

Цикл занятий II блока под прозаическим названием «Социальная действительность» подводит дошкольника к осознанию себя как частички человечества, как одного из людей, имеющего общие, сходные со всеми черты. Задача эта решается через размышления о своем будущем, через осмысление того факта, что осуществить свои замыслы невозможно без помощи и участия других людей. В конечном счете все это приводит к пониманию необходимости учиться и возникновению потребности в этом.

Особым обучающим эффектом обладает III тематический блок «Мир природы» («Мир нерукотворный»). Дети знакомятся с разными явлениями окружающего мира, с его законами. Однако это знакомство осуществляется с позиции человека, осознающего, с одной стороны, свои огромные возможности, с другой — последствия вмешательства в хрупкий мир природы. Развитие экологического сознания — одна из главных задач, решаемых на занятиях по тематике блока.

И наконец, последний, IV блок «Я могу!», как следует из названия, призван сформировать у дошкольника первичные навыки планирования своей деятельности и будущей жизни. А для этого ему необходимо осмыслить свои сильные стороны и качества, знать, что на жизненном пути встретится немало трудностей и преодолеть их можно только путем расширения границ своих возможностей.

Каждый тематический блок состоит из десятка тем, отражающих круг интересов детей и сосредоточенных вокруг одной большой проблемы.

Тематический перечень «Круга проблем»

1-й тематический блок «Я сам!»

6. Проявления жизни.

8. Уникальность, неповторимость.

2-й тематический блок «Социальная действительность»

11. Речь, язык, сердце.

12. Два начала человеческой природы.

13. Среда обитания человека.

14. Мир профессий.

17. Люди и время.

3-й тематический блок «Мир природы»

18. Земля и Космос.

23. Лики народов Земли.

25. Жизнь на Земле.

4-й тематический блок «Я могу!»

26. Анкетные данные.

28. Пристрастия и интересы.

29. Взгляд в будущее.

30. Трудности и способы их преодоления.

31. Самооценка возможностей.

Последовательность тематических блоков принципиаль­но важна для достижения максимального образовательного эффекта. Многократное возвращение к пройденному материалу способствует лучшему усвоению необходимого объема зна­ний, дает возможность освоения их в индивидуальном темпе и включения в работу малыша любого возраста с любого мо­мента обучения. Такая свобода выбора объясняется тем, что полная картина представлений по содержанию формируется в течение целого года.

Учебно-методическое обеспечение педагогической технологии «Открой себя»:

1. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольни­ков в речевой активности «Открой себя». — М., Гном https://megaobuchalka.ru/14/19445.html» target=»_blank»]megaobuchalka.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru