2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Возможность указание в числе соавторов программы для ЭВМ умершего автора
6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
Вывод:
Т.е. исходя из пункта 7 – название и персонаж являются частью произведения.
Произведение будет охраняться не только в целом, но и в его части, однако название произведения — в большинстве случаев не охраняются, т к не являются оригинальными.
Единственным примером в истории, когда название было признано оригинальным – «По ком звонит колокол», роман Эрнеста Хемингуэя, вышедший в 1940 году. – Из лекций.
Существует «Право на цитирование»* — Цитирование и цитата из высказывания какой-либо влиятельной персоны, оформленная в виде прямой речи в информационном, публицистическом или аналитическом материале — это способ сделать текст объективным, серьезным и вызывающим больше доверия у читателя. Об прекрасно осведомлены все профессиональные журналисты и редакторы.
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем согласно ст. 1274 ГК.
Приобретение прав на программы для ЭВМ и их передача по договору | Ирина Степанова
*Это пример вида – исключения без вреда авторским права и части произведения.
Источник: mydocx.ru
А что, если компьютерная программа является литературным произведением?
Многие из нас регулярно пользуются компьютерными программами и периодически читают книги. Во время работы мы используем, например, программу «Р7‑Офис» для создания текстовых документов или программу «1С:Бухгалтерия» для осуществления бухгалтерской деятельности. А вернувшись домой после трудного рабочего дня, мы можем скрасить свой досуг, прочитав пару глав из новой книги.
Но мало кто задумывается о том, что компьютерная программа и литературное произведение, выраженное в книге, с правовой точки зрения представляют собой почти один и тот же продукт. Значит ли это, что использовав компьютерную программу, мы можем рассказать друзьям, что прочитали произведение литературы? Или наоборот — прочитав очередную книгу, можем ли мы похвастаться, что освоили новую компьютерную программу?
Эти суждения кажутся абсурдными, поэтому давайте детально разберемся. Откуда взялось мнение о тождестве компьютерной программы и литературного произведения? Эта слегка фантастическая мысль возникает после ознакомления с правовыми нормами, содержащимися в IV части ГК РФ. Так что же из себя представляют программы и литературные произведения, согласно действующему законодательству?
Разбираемся с определениями
В соответствии с ст. 1261 ГК РФ, программа для ЭВМ (компьютерная программа) — это представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
В Гражданском кодексе нет определения литературного произведения, но, опираясь на труды известных правоведов, можно сформулировать следующее:
Произведение литературы — это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме с помощью символов какой-либо письменности и направленный на зрительное или иное (например, тактильное) восприятие читателем.
Одно и то же, или нет?
На первый взгляд, данные определения демонстрируют очевидную разницу между компьютерной программой и литературным произведением, ведь первая предназначена для функционирования компьютера, а второе направлено на восприятие читателем.
И тут следует снова обратиться к положениям законодательства. Статья 1259 ГК РФ гласит — к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Помимо этого, в решениях судов различных инстанций можно встретить подобные формулировки: «исключительные права истца на указанные произведения: программа для ЭВМ, фотографическое произведение, авторский текст и т. д.». То есть суды зачастую отождествляют компьютерные программы с произведениями — и в большинстве случаев, именно с литературными произведениями. Выходит, в правовом смысле программы и литература представляют собой одно и то же?
Развеиваем мифы
Компьютерные программы, конечно, не являются литературными произведениями. Нормами действующего законодательства они лишь условно приравниваются к литературным произведениям и, соответственно, охраняются так же как литературные произведения.
Это значит, что режим авторского права рассматривает компьютерную программу как определенную последовательность символов, иными словами, как текст. Поэтому авторско‑правовая охрана распространяется на исходный код (текстовый вид компьютерной программы) и на объектный код (результат компиляции исходного кода программы). А вот заложенные в программу идеи, алгоритмы и иные составляющие авторским правом не охраняются.
Соответственно, юридическая (административная, уголовная и гражданско‑правовая) ответственность, предусмотренная за нарушение авторских прав на произведения, применяется и к компьютерным программам.
И все же, несмотря на то, что программы охраняются как литературные произведения и даже приравниваются к ним по своему правовому режиму, они все‑таки не признаются произведениями литературы как таковыми. Поэтому, если вы являетесь айтишником, освоившим всё многообразие компьютерных программ, это не дает оснований утверждать, что вы, благодаря данному факту, слывете еще и заядлым букинистом.
Источник: rarus-soft.ru
Авторские права разработчиков программ для ЭВМ
Программы для ЭВМ относятся к объектам авторского права, и к ним применимы как нормы, приведенные в Законе о правовой охране программ для ЭВМ и БД, так и в Законе об авторском праве и смежных правах.
Авторские права делятся на две группы. К первой относятся права, не имеющие экономического содержания, — это личные неимущественные права или, как их еще называют, моральные права. Ко второй группе относятся имущественные права. Предлагаемая статья посвящена авторским правам, относящимся к первой группе. Определение имущественных прав будет дано в следующей статье.
Закон о правовой охране программ для ЭВМ и БД к личным неимущественным правам относит следующие:
— право на неприкосновенность (целостность) произведения.
В то же время действующий Закон об авторском праве предоставляет автору пять правомочий, относящихся к личным авторским правам, три из которых практически совпадают с приведенными выше, а другие два представляют собой:
— право на обнародование;
На практике при регулировании отношений, связанных с личными неимущественными правами, в соответствии с Постановлением Верховного суда РФ о порядке введения в действие Закона об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 г., следует руководствоваться перечнем правомочий, представленным в Законе об авторском праве.
Право авторства закрепляет за лицом (лицами), творческим трудом которого создана программа для ЭВМ, право считаться автором данной программы. Именно ссылаясь на это право, автор может требовать в суде защиты своих интересов, если авторство присвоено другим лицом или приписывается другому лицу.
Право на имя предоставляет автору возможность выбора способа указания своего имени (подлинное имя, псевдоним, без указания имени).
Во избежание недоразумений между автором и работодателем, автором и заказчиком способ указания имени автора должен устанавливаться в заключаемом между ними договоре. При этом после подписания договора обеими сторонами ни одна из них в течение всего срока действия договора не имеет права в одностороннем порядке изменять способ обозначения имени автора.
Право на неприкосновенность призвано защитить компьютерную программу от таких изменений, которые могут нанести ущерб чести и достоинству автора.
Это право распространяется и на те случаи, когда наносится ущерб деловой репутации автора, а не только его чести и достоинству, хотя эти понятия можно считать эквивалентными. В отношении права на неприкосновенность применимы и соответствующие общие нормы Гражданского кодекса РФ (ст. 150 — 152, 1099 — 1101).
Право на обнародование (выпуск в свет) программы для ЭВМ — право автора самому или с его разрешения кому-либо сделать произведение впервые доступным для ознакомления неопределенному кругу лиц.
В принципе, право на обнародование произведения совпадает с правом на его первое использование, которое подразумевает, что экземпляры программы для ЭВМ будут предоставлены неопределенному кругу лиц (например, при продаже или другом способе распространения).
Однако для более однозначного понимания договора о передаче прав на неопубликованное произведение в договор рекомендуется включать положение о передаче автором кому-либо права на обнародование произведения.
Интересная ситуация складывается в случае служебных произведений, имущественные права на которые принадлежат по закону работодателю, при этом в соответствии с законом за автором служебного произведения сохраняются личные авторские права, в том числе и право на обнародование, следовательно, и в данном случае между автором и работодателем должен быть заключен договор о разрешении обнародования произведения. Возможны случаи, когда работодатель (правообладатель служебного произведения) будет заинтересован в том, чтобы сохранить произведение в тайне. Так как в Законе об авторском праве понятие “секретное” произведение отсутствует, то в данном случае в договоре между автором и работодателем следует указать, что автор разрешает работодателю по своему усмотрению осуществлять или не осуществлять обнародование произведения.
Автор, воспользовавшись своим правом на обнародование (а именно, правом не разрешить обнародование), может просто не передать произведение работодателю. При этом если автор возместит работодателю стоимость средств, затраченных на разработку компьютерной программы, то заставить автора передать свое произведение работодателю по закону невозможно. Это еще раз подчеркивает необходимость учета права на обнародование при заключении соответствующего договора.
Право на отзыв — это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.
Автор служебных произведений права на отзыв не имеет.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от того, кому принадлежат имущественные права. Однако принцип неотчуждаемости должен строго соблюдаться только в отношении права авторства. В отношении других личных неимущественных авторских прав этот принцип действует лишь в тех случаях, когда он не ограничен авторским договором.
Это означает, что автор в договоре может избрать способ указания своего имени (право выбора принадлежит автору), дать согласие на обнародование или на необнародование произведения, согласиться с внесением в произведение изменений. После заключения договора автор уже не имеет права в одностороннем порядке менять условия договора.
Источник: www.itweek.ru