Причины неусвоения школьной программы

Проблемы неуспеваемости – это субъектные психологические проблемы, связанные с несоответствием подготовки школьников требованиям содержания образования.

Проблема неуспеваемости является важнейшей и одной из постоянных проблем школьного образования.

Возникновение данной проблемы может иметь непсихологический характер (семейно-бытовые условия, педагогическую запущенность, низкое образование родителей), а также и психологический характер (недостаточно развитая познавательная и потребностно-мотивационная сфера, индивидуально-психологические особенности школьника, несформированность навыков анализа и синтеза).

Выявить причину неуспеваемости из их многообразия учителю достаточно сложно, поэтому чаще всего выбирается традиционный способ работы с неуспевающими учащимися – дополнительные занятия.

Эта работа требует больших затрат времени и не дает нужного результата, поэтому оказывается бесполезной.

Психологические причины неуспеваемости специалисты объединяют в три группы:

Не могу сконцентрироваться на работе / учебе — Что Со Мной Не Так?

  1. недостаточно развитая познавательная деятельность учащихся;
  2. недостаточно развитая мотивационная сфера;
  3. недостаточно развитая речь, слух и зрение.

Неуспеваемость может проявляться по отношению к отдельным предметам, т. е может носить ярко выраженный избирательный характер.

Неправильные навыки и приемы учебной работы, если на них не обратить внимания, закрепятся и приведут к стойкому отставанию.

Как правило, ученики, не успевающие по ряду предметов, имеют недостаточную сформированность основных психических процессов.

В отношении неуспевающих учащихся психолог З.И. Калмыкова разработала понятие «необучаемость», как невосприимчивость к обучению.

Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека. На обучаемость учащихся большое влияние оказывает мышление – это важнейший психический процесс, неразвитость которого является одной из психологических причин неуспеваемости.

«Психологические проблемы неуспеваемости школьников»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В силу особенностей своего мышления неуспевающие учащиеся имеют низкую концентрацию внимания, поэтому не могут активно участвовать в учебной деятельности, часто отвлекаются и быстро устают.

Особенностью таких детей является нежелание и неумение активно мыслить, а психологи эту интеллектуальную пассивность рассматривают как следствие неправильного воспитания и обучения.

Наиболее исследованными и влияющими на обучение человека являются свойства нервной системы.

Слабая нервная система является одной из причин низкой работоспособности и неустойчивости в отношении внешних раздражителей.

Учащиеся со слабой нервной системой быстро теряют работоспособность, медленнее усваивают учебный материал, не могут работать в шумной и неспокойной обстановке, не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Существенной причиной неуспеваемости может стать несформированность положительной учебной мотивации.

Проблема школьной неуспеваемости и пути её преодоления

Замечание 1

Существуют и другие причины неуспеваемости, поэтому важно определить зону ближайшего развития ребенка – установить, что он в состоянии понять и усвоить при минимальной помощи взрослого человека.

Рисунок 1. Причины неуспеваемости учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагоги должны знать о причинах неуспеваемости и стремиться к тому, чтобы неуспевающих учащихся было меньше.

Типы неуспевающих учащихся

Для преодоления неуспеваемости в школе важно выявить типы неуспевающих учащихся.

Типические особенности таких учащихся, считает Н.И. Мурачковский, определяются комплексом черт, в основе которых лежат свойства личности, а именно: мыслительная деятельность и направленность личности, включающая отношение к учению.

Выделено три типа неуспевающих учащихся:

  • первый тип с низким качеством мыслительной деятельности, но с положительным отношением к учению;
  • второй тип с высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению;
  • третий тип с низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению.

Два последних типа неуспевающих учащихся утратили «позицию школьника».

Учащиеся первого типа имеют низкую обучаемость, связанную со слабым развитием мыслительных процессов.

Положительное отношение к учению у них не связано с конфликтом.

Первый тип делится на два подтипа: первый подтип характеризуется желанием компенсировать неуспех практической деятельностью. В работе с такими детьми необходимо изменить ряд сторон их мыслительной деятельности, учитывая, что они могут себя организовать.

Для второго подтипа характерным является стремление избегать трудности в учебной работе. Дети этого подтипа имеют завышенную или заниженную самооценку, поэтому при работе с ними необходимо как изменение качеств мышления, так и воспитательная работа.

Второй тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учебе.

От того, нравится им тот или иной предмет, зависит их самоорганизация.

При учебном неуспехе может возникнуть моральный конфликт с последующим возникновением отрицательных моральных черт. Дети этого типа не связывают в будущем свои планы с учением.

Второй тип тоже делится на два подтипа: к первому подтипу относятся дети, которые учебный неуспех компенсируют интеллектуальной деятельностью, не связанной с учебой.

В основе работы с этой подгруппой детей лежит вовлечение их в классный коллектив с целью коррекции моральных качеств.

Ко второму подтипу относятся дети, имеющие неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе, что компенсируется установлением связей, имеющих отрицательную направленность.

Замечание 2

Работа с этими детьми очень сложная, требующая полного изменения их моральных установок – это работа по перевоспитанию.

Педагогическая причина неуспеваемости

Данная причина специалистами трактуется по-разному, потому что образовательная среда может оказывать на ребенка как положительное, так и отрицательное влияние.

Педагоги считают главной причиной неэффективности обучения формы и методы его организации.

Психологи называют другую причину – взаимодействие «учитель-ученик».

Главным недостатком обучения, считают некоторые специалисты, является большое увлечение словесными методами, в результате которого не происходит совершенствования свойств личности самого ребенка.

Словесные методы обучения порождают «вербализм», т.е. оперирование словами, которые не имеют связи с конкретными представлениями в сознании ребенка.

К педагогическим причинам неуспеваемости относят коллективную форму обучения, исключающую взаимодействие «ученик-ученик».

Обычно беседу с учениками ведет учитель, не допуская взаимодействия учеников между собой.

По мнению Г.Б.Леви комплексные школьные программы не подходят для всех учащихся, поэтому, стараясь усовершенствовать процесс обучения, учителя на свое усмотрение изменяют объем материала. Как ученик будет усваивать информацию, и каким способом – становится проблемой самого ученика.

Большую роль играет эмоциональная и физическая перегруженность учителя, потому что пассивным в работе с учеником быть невозможно.

В работе педагога создаются свои напряженные ситуации — нарушение дисциплины со стороны учащихся и возникающие конфликты, сложности взаимодействия с коллегами и конфликты с родителями.

Результатом этих ситуаций является тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – всё это подкрепляется ещё и другими социальными, физическими, психическими причинами.

Замечание 3

По мнению Т.С. Пакуловой, главной причиной неуспеваемости является педагогическая причина, а именно недостаточное мастерство учителя, подразумевающее умение вовлечь ребенка в учебный процесс, умение целенаправленно выстраивать знания учеников.

Это очень сложный труд, поэтому часть работы нужно поручать делать самому ученику, что будет ему не только интересно, но и полезно.

Источник: spravochnick.ru

Научно-теоретические основы исследования проблем неосвоения школьной программы учащимися начальных классов в учебно-воспитательном процессе

Сенкубаев, С. Т. Научно-теоретические основы исследования проблем неосвоения школьной программы учащимися начальных классов в учебно-воспитательном процессе / С. Т. Сенкубаев, Манаргуль Ризабек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89222/ (дата обращения: 10.07.2023).

Читайте также:
Какую антивирусную программу установить на телефон

В статье рассматривается понятие школьной неуспеваемости, психологические особенности неуспевающих школьников, причины возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрывается сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявляются структуры неуспеваемости, признаки, по которым могут опознаваться ее компоненты.

Ключевые слова: обучение, подготовка, результат.

Школьная программа относится к определенному набору курсов, которые определяет школа или руководящий орган, но может также относиться к различным мероприятиям, направленным на развитие образования и удовлетворение потребностей обучающегося сообщества. Независимо от того, являетесь ли вы студентом, стремящимся понять варианты вашей учебной программы, или преподавателем, стремящимся создать стандарты учебной программы, в этом разделе представлена информация и ресурсы, которые помогут вам понять юридическую перспективу создания строгой учебной программы. Выберите из списка названий ниже, чтобы узнать больше.

Образование является одним из важнейших аспектов развития человеческих ресурсов. Плохая успеваемость в школе не только приводит к низкой самооценке ребенка, но и вызывает значительный стресс у родителей.

Существует множество причин, по которым дети плохо успевают в школе, таких как проблемы со здоровьем, интеллект ниже среднего, специфическая неспособность к обучению, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, эмоциональные проблемы, плохая социокультурная домашняя обстановка, психические расстройства и даже экологические причины. Бывают случаи: дети часто пропускают школу, а уроки русского и математики даются им с трудом, тогда учителя работают вместе родителями.

На беседу-встречу вызывают родителей с учеником. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.

Теперь, в 21 веке механизм обучения становится более занимательнее и занимательнее. Преподавание стандартной школьной программы можно разнообразить просмотром фильмов (документальных материалов на уроках литературы, научными материалами на уроках биологии, и др. предметы), взаимодействием с компьютерами и планшетами (на уроках информатики, на уроках физики в виде показа добавочных интерактивных опытов, которые не могут быть осуществлены живьем), и даже проектированием материала с экрана компьютера на доску, к примеру, хода боевых событий, на уроках истории. Последствия положительного воздействия могут оказать большое влияние на когнитивные задачи, такие как творческое решение проблем и когнитивная организация, облегчая их и повышая внутреннюю мотивацию для выполнения задач.

Главной целью школьной программы, на наш взор, представляет собой развитие индивидуума обучаемого и мотивация его на исчерпывающее получение информации. Школа ‐ на самом деле первичный институт, который закладывает ядро информации, а уже далее, в высших образовательных заведениях даётся углублённая спецификация.

Сама школьная программа находится в зависимости от организации образования в учебном заведении. Система бывает развивающей и традиционной. Организации, которые одобрены Министерством образования, призваны обеспечить усвоение обучаемым обязательного минимума.

В базе любой организации обязана лежать проблема ‐ соединить в комплексный механизм «развитие индивидуума, воспитание индивидуума и обучение». Родители не редко сетуют, что их ребенок не хочет обучаться. Одни школьники теряют интерес к учебе уже в первом классе, так как уроки вызывают скуку и раздражение. Порой в процессе обучения школьники среднего и старшего звена поэтапно теряют мотивацию к учебе, их успеваемость дерзко ухудшается. Дабы пробудить у ребенка интерес к учебе, нужно выяснить предпосылки неприятия образовательного процесса.

Не нужно добиваться отличной успеваемости по всем предметам. Важно постичь, какие предметы вызывают интерес у школьника. Если ученик любит уроки биологии, нужно обратить на данный предмет значимое внимание. Можно записать школьника в кружок натуралистов или на конный спорт. Занимаясь любимым делом, школьник достигнет блестящих результатов.

Если ребенок будет отличником по одному предмету, он станет усерднее изучать другие науки.

Одни родители стремятся целиком контролировать жизнь собственного ребенка. Но всеобщий контроль мешает школьнику взрослеть. Когда за ребенка принимают решения родители, он не может научиться действовать независимо. Взрослые должны позволять ученику делать промахи, дабы он мог исследовать последствия собственных действий. Поэтапно ребенок научится принимать обдуманные решения.

  1. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников //Начальная школа.- 2016. — № 5.
  2. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. Пособие для учителя. — М: Просвещение, 2015.
  3. Бразговка Л. П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / / Этическое воспитание.- 2017. — № 3. — С.35–40.
  4. Величко О. Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О. Ю. Величко // Начальная школа + практика.- 2015. -№ 7. — С. 97–100.
  5. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // под ред. Иващенко Ф. И. Минск: Высшая школа, 2014. — 128 с.
  6. Безруких М., Ефимова С».Почему учиться трудно?» М., 2015.- с. 202.
  7. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] /П. П. Блонский. — М.: Просвещение, 2010. — 423 с.
  8. Мурачковский Н. И. Как предупредить неуспевавемость школьников. Минск, 2017.
  9. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2017.
  10. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Беспомощное обучение и обученная беспомощность // // Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина — СПб.: Питер, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): интерес, учебный процесс, интеллектуальная система обучения, обратная связь, предмет, развитие индивидуума, ребенок, родитель, урок биологии, ученик, учитель, школа, школьная программа, школьник.

Источник: moluch.ru

Проблемы школьной неуспеваемости и пути её устранения

Онлайн-книги

Онлайн-книги

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г. ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ №6 Г. ЛЮБЕРЦЫ ЕГОРОВОЙ ОЛЬГИ ВИКТОРОВНЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПУТИ ЕЁ УСТРАНЕНИЯ 2009-2010 УЧ. Г. ВВЕДЕНИЕ Проблема школьной неуспеваемости и её причины – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остаётся актуальной в связи с многообразием причин её порождающих. К сожалению, сегодня массовая школа не в состоянии одинаково хорошо научить всех своих воспитанников. Брак в работе школы проявляется уже в начальных классах.

Пробелы в знаниях, приобретённые там, практически невозможно ликвидировать в среднем звене при нынешней наполняемости классов. К этому добавляется зачастую издёрганные, усталые педагоги, не всегда имеющие необходимые способности и терпение.

Добавьте атмосферу общества, в котором престиж образования крайне низок, да ещё плачевное состояние учебно-материальной базы многих учебных заведений. И наконец, не очень пристальное внимание родителей к своим детям. Но наряду с непсихологическими проблемами есть и психологические. Это недостатки в познавательной, потребносто-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность процесса анализа и синтеза.
Проблема неуспеваемости школьников, способы предупреждения и пути преодоления издавна волновали педагогов. Ещё А. А. Коменский посвятил им ряд разделов своей «Великой дидактики». Каменский вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы предрасположенность, стремление к знанию, что всех их можно учить. Он пишет: «кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым»…
Широкое исследование неуспеваемости проведены такими психологами и педагогами как Ю. К. Бабанским, П. П. Блонским, С. Т. Шацким, Н. П. Локаловой и многими другими.
Шацкий в своей работе «На ликвидацию второгодничества» проводит анализ причин второгодничества и даёт этому свою оценку. Он пишет, что «американцы…называют второгодничество школьной учебной смертностью и тем самым указывают на невосполнимый характер потери, которая при применении его получается».
Один из ведущих психологов-педагогов Ю. К. Бабанский так же проводит исследование проблемы неуспеваемости. В своих трудах он проводит изучение причин неуспеваемости, анализ роли семьи, школы, общественности в предупреждении неуспеваемости. Он считает, что «в роли этих причин могут выступать недостатки в развитии определённых внутренних или внешних компонентов».
В статье Н. П. Локаловой «Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа» даются с психологической стороны причины неуспеваемости школьников, что является факторами немаловажными. Она считает, что «часто причиной низкого усвоения знаний является недостаточность мыслительной деятельности».
Ю. Кудряшов в своей работе уделяет большое внимание социальным причинам неуспеваемости. Это «загруженность школ, нехватка учителей, что не позволяет оказать детям необходимую помощь. В последнее время к этому можно добавить большую миграцию иноязычных детей внутри страны.
Даже краткий обзор литературы доказывает необходимость дополнительного изучения этой проблемы. В связи с этим ОБЪЕКТОМ нашего исследования является организация учебного процесса со слабоуспевающими учениками.
Проблема: поиск педагогических условий, обеспечивающих предупреждение и устранение неуспеваемости младших школьников.
Цель: определение и обоснование системы мер, направленных на преодоление неуспеваемости.

Читайте также:
Описание программы мини футбол

Становление и развитие научного понимания проблемы неуспеваемости в истории развития педагогической мысли. Проблема неуспеваемости детей, способы предупреждения и пути её преодоления ещё издавна волновала педагогов. В то время эта проблема была не столь актуальна как сейчас. В основном она была направлена на работу по предупреждению неуспеваемости. Я. А. Коменский говорил, что «человеку врожденно предрасположение к знанию, а не само знание». При этом он пишет, «что не все достигают вершины знаний, часть по мере приближения к ней, достигают это с трудом. Но по правильно расположенным крепким ступенькам любого человека можно возвести на какую угодно высоту». При подходе к детям Каменский рекомендовал учитывать различные способности учащихся, т. к. «у одних способности острые, а у других тупые, у одних – гибкие и податливые, а у других – твёрдые и упрямые». На основе учёта этих способностей Каменский выделяет шесть больших групп.
1 группа – ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям и податливые.
2 группа – ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям, медлительные, но послушные.
3 группа – ученики с острым умом, но необузданные и упрямые.
4 группа – ученики послушные, любознательные, но медлительные и вялые.
5 группа – ученики тупые, равнодушные и вялые.
6 группа – ученики тупые, извращённые и злобные.
К каждой группе Коменский рекомендовал индивидуальный подход, чтобы предупредить неуспеваемость. Учащимся первой группы он рекомендовал давать «научную пищу». Для второго типа необходимо «пришпоривание». Третий тип необходимо умело воспитывать. Детей четвёртого типа не следует обременять и предъявлять к ним слишком строгие требования. В работе с пятым типом требуется благоразумие и терпение. У детей шестого типа необходимо прежде всего устранить упрямство, в работе с ними главное не отчаиваться. Особое внимание Каменский уделял правильной постановке помощи в учении. Он пишет, что давая детям задание, учитель должен его разъяснить, иначе ученик при неудачных попытках свирепеет и может потерять интерес к учению. Каменский считал, что «школа должна учить молодёжь всему приятно и основательно… и стать для них любимым местом».
Таким образом решающее значение в предупреждении неуспеваемости педагог придавал правильной постановке самого обучения и воспитания. В отечественной литературе проблеме большей эффективности учения слабоуспевающих учеников уделял внимание такой выдающийся педагог как Л. Н. Толстой, который считал проблемы неуспеваемости ученика – это проблема учителя, а не ученика. Если такой ученик есть, учитель не смог своими приёмами и методами добиться лучшего результата. Поэтому в первую очередь учитель должен работать над своей методикой. «Всякий учитель должен, принимая всякое затруднение ученика не за его недостаток, а за недостаток своего учения, стараясь развить в себе способности изобретать новые приёмы».
Научное понятие проблемы неуспеваемости, её причин и путей преодоления в современной педагогике. На основе идей педагогов прошлого получили своё развитие современные исследования проблемы неуспеваемости. К настоящему времени сложились разнообразные направления, концепции и теории причин неуспеваемости, путей её преодоления и предупреждения. В зависимости от мировоззренческого подхода к этой проблеме можно выделить следующие концепции: идеалистическая, диалектико-материалистическая и метафизическая. По профилю научного подхода выделяют: психологические, биологические, педагогические и другие теории.
Для исследования проблемы неуспеваемости в работах советских педагогов характерен диалектико-материалистический подход. Из обзора литературы по этой проблеме можно увидеть, что авторы работ концентрируют внимание на причины неуспеваемости, типологию неуспевающих школьников и видах неуспеваемости. При анализе этой проблемы в первую очередь необходимо остановиться на причинах неуспеваемости, т.к. подробная классификация причин помогает выявить причинно-следственные связи, корни этих причин. Также многообразие причин неуспеваемости вызывает различные виды неуспеваемости.
Классификацию причин неуспеваемости можно провести по разным основаниям. Их можно классифицировать по продолжительности их действия,, тогда выделяют причины кратковременного и длительного действия. Их можно разделить на причины с узким диапазоном в пределах одного предмета и с глобальным диапазоном (по ряду предметов). Также в литературе часто подчёркивается индивидуальный характер неуспеваемости. Без знания этих причин невозможно совершенствовать этот процесс.
Многообразие конкретных причин неуспеваемости вызывает различные виды неуспеваемости. Так причины кратковременного действия вызывают особый вид неуспеваемости – кратковременную. Причины длительного действия вызывают длительную, устойчивую неуспеваемость. Рассмотрим типичные комплексы причин для устойчивой и кратковременной неуспеваемости. Основной доминирующей причиной кратковременной неуспеваемости является отсутствие у школьников навыков рациональной организации учебного труда. Как правило эта причина часто встречается у второгодников. Следующая доминирующая причина – это наличие пробелов в развитии. Но они не так глубоки, как при устойчивой неуспеваемости, поэтому могут быть ликвидированы с помощью дополнительных занятий. О влиянии неблагоприятных бытовых условий можно сказать тоже самое. При кратковременной неуспеваемости они не так сложны, как при устойчивой. Причиной неуспеваемости также является и состояние здоровья. Влияние слабого здоровья на успехи в учении максимально сказываются в начальной школе. Это происходит потому, что на этот возраст приходится значительное число типичных детских заболеваний. Также одной из доминирующих причин является слабое развитие мышления школьников в начальных классах. Все эти причины приводят к формированию у школьников отрицательного отношения к учению. Каждая стадия нарастания пробелов знаний приводит к изменению в отношении школьников к учению и их волевых усилиях. Также происходит и снижение работоспособности школьников. Это является одним из наиболее сложных аспектов этой проблемы.
При рассмотрении причин неуспеваемости необходимо остановиться на специфике причин неуспеваемости школьников разного пола. Бабинский считает, что тенденция неуспеваемости обнаруживается у мальчиков. Если рассматривать отличие в проявлении отдельных причин у мальчиков и девочек, то можно увидеть: слабое здоровье является доминирующим фактором неуспеваемости у девочек чаще, чем у мальчиков; отрицательное отношение к учению у мальчиков выступает основной причиной отставании; низкий уровень воспитанности чаще встречается у мальчиков. В целом этот комплекс отрицательного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности, недисциплинированности у мальчиков составляет большую часть причин неуспеваемости.
Также говоря о причинах неуспеваемости, нельзя не сказать о недостатках в деятельности учителей, ведущих к неуспеваемости школьников. Анализ причин неуспеваемости показывает, что основную долю их составляют недостатки педагогических воздействий. Каковы же недостатки в деятельности педагогических коллективов, приводящие к неполной эффективности обучения? Наиболее слабыми местами в организации процесса обучения являются осуществление индивидуального подхода к учащимся и обеспечение межпредметных связей в обучении. Подавляющее большинство учителей испытывают затруднения в подборе «ключика» к детям, неуспевающим по образовательной программе. Таких детей можно разделить на четыре условные группы, в зависимости от их способностей и отношению к учёбе.
1) 1тип — плохо приспособленный к школьной жизни, мало интересующийся школьной жизнью.
2) 2 тип – физически слабый, но умственно развитый, часто болеющий ребёнок.
3) 3 тип – физически нормальный, но умственно не развитый, плохо приспосабливающийся к школьной жизни.
4) 4 тип – дети, оторванные от школы из-за домашних условий, имеют сильные внешкольные интересы.
Пути преодоления неуспеваемости школьников. Выявив причины неуспеваемости школьников, опираясь на знания типов неуспевающих школьников, можно разработать пути её преодоления. Система мер по преодолению неуспеваемости предполагает специальный подход к группам или отдельным школьникам, имеющим ярко выраженные доминирующие причины. Какие же меры входят в эту систему.
1. Преодоление пробелов в навыках учебного труда. При этом необходимо сделать упор на те дидактические средства, которые переплетаются с успешностью учения школьников. Это навыки самоконтроля, планирования, рациональной организации учебного труда, должного темпа выполнения учебных операций.
2. Меры дифференцированного группового подхода к учащимся с целью предупреждения неуспеваемости. К группе слабоуспевающих школьников необходимо принять следующие меры:
— стремиться к тому, чтобы слабоуспевающие ученики были вовлечены в активную работу;
— оказывать этим ученикам необходимую помощь в учёбе.
Также необходимо применять меры дифференцированного подхода и в ходе урока. Ю. К. Бабинский предложил использовать на разных этапах урока свои меры подхода к слабоуспевающим ученикам.

Читайте также:
Как написать программу в pycharm
Характер учебной деятельности Меры подхода
Контроль за подготовленностью учащихся Составить атмосферу доброжелательности при опросе слабоуспевающих учащихся. Разрешить им дольше готовиться, давать им примерный план ответа, поощрять успехи при ответе.
Изложение нового материала Обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания, привлекать в качестве помощников при показе наглядных пособий, вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения.
Самостоятельная работа учащихся Разделить сложные задания на определённые этапы, внимательно наблюдать за их деятельностью, отмечая положительные моменты. Выявлять их затруднения, чтобы предупредить их повторение другими учениками.
Организация самостоятельной работы класса Подбирать систему заданий, более раскрывающих сущность изучаемого материала. Подробно объяснить порядок выполнения, давать задания на повторение изученного материала.

К мерам дифференцированного подхода Ю. Кудашев относит создание разных школ, программ, учебников для тех детей, которые не могут справиться с существующей программой.
Преодоление пробелов в развитии мышления школьников. Здесь особое внимание необходимо уделять формированию у учеников выделять главное существенное в изучаемом материале. Необходимо усилить влияние обучения путём внедрения в него элементов проблемности, в них надо опираться на прежний опыт учащихся. Большое значение здесь имеет обеспечение благоприятного климата во время обсуждения познавательных проблем. Особенностью работы по преодолению этих пробелов является то, что здесь приходится преодолевать уже сложившиеся отрицательные моменты «негативной учебной деятельности». В качестве отрицательных мотивов чаще всего выступают основные причины неуспеваемости, преломленные через сознание школьника и проявляющиеся в антипатии к учителю, к предмету в виде недооценки значения учения и т.п.
Эту задачу можно решить следующими путями:
— Формирование благоприятной психологической атмосферы в отношениях учителя, коллектива учащихся и родителя с учеником;
— Формирование познавательного интереса, склонности к учению;
— Формирование убеждённости в необходимости учения, понимания его значимости.
Для преодоления отрицательного отношения к учению надо стремиться найти средства возбудить любопытство, любознательность. Превратить эти качества в потребность в знаниях, в интерес, постепенно перевести его в устойчивый.
Преодоление такого отношения часто связывается с влиянием на семью, чтобы нейтрализовать отрицательное воздействие семейных условий. Чаще это не материально-бытовые затруднения, а недостатки воспитательно-образовательного влияния семьи. Здесь необходимо обеспечить психологическое воздействие на родителей.
Преодоление пробелов в знаниях учащихся. Пробелы в знаниях являются неизменным признаком неуспеваемости и на каком-то уровне становятся доминирующей причиной. Для устранения небольших пробелов можно ограничиться дополнительными занятиями, консультациями. А для преодоления неуспеваемости школьников, имеющих значительные пробелы, необходимо решить следующие задачи:
— Выявить характер и глубину пробелов в знаниях и умениях;
— Выявить первопричины, вызвавшие эти пробелы и условия, мешающие их преодолению;
— Осуществить меры по нейтрализации факторов, вызывающих пробелы в новых знаниях;
— Организовать в процессе обучения систему мер по восполнению недостающих знаний с одновременным усвоением нового материала.
Выявив характер и глубину пробелов, учитель разрабатывает систему мер, направленную на их ликвидацию. Среди средств устранения пробелов на первом месте стоит специально организованное повторение учебного материала, индивидуальные практические упражнения, которые кратчайшим способом ведут к устранению наиболее существенных пробелов. Но против такого способа, как второгодничество, выступал Шацкий С. Т. в своей работе «О ликвидации второгодничества». Он считает, что это унижает ребёнка и называет второгодничество «школьной смертью».
Вторым важнейшим средством является система индивидуальных упражнений и заданий по решению задач, в ходе выполнения которых ученики осознают учебный материал, связывают теорию с практикой. Слабоуспевающий ученик нуждается в алгоритме. При решении нескольких типичных задач учитель старается показать ученику, что при анализе и решении задач существует закономерность.
Важным средством преодоления пробелов в знаниях является правильно организованный опрос учащихся. На первом этапе работы неуспевающим ученикам возможно разрешать пользоваться материалам по составленному дома плану. Отличительной особенностью этой системы мер является соответствие её специфике реальных учебных возможностей слабоуспевающих и неуспевающих школьников. Опираясь на то положительное, что обязательно присутствует в каждом слабом ученике, учитель должен строить свою коррекционную работу. Для такой корректирующей работы рекомендуется использовать дифференцированный подход. На основе этого подхода разрабатываются принципы работы с такими учениками. Большое внимание в этом подходе уделяется классу (группе) коррекции по вновь разработанной программе и новым учебникам.
ЛИТЕРАТУРА:
Я. А. Коменский «Педагогическое наследие» М., 1988
Л. Н. Толстой «Педагогические сочинения» М., !973
Ю. К. Бабанский «Избранные педагогические труды» М., 1989
Н. П. Локалова «Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа»
Шацкий С. Т. «О ликвидации второгодничества»
Ю.Кудашев «Без второгодников и трудных» М., 1992

Размещено в разделе: Общеобразовательное учреждение Учитель Технологии, методики, формы работы

Источник: www.uchmet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru