При работе со слепыми детьми возможно применение таких программ как

«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями»

Публикация «Игровые технологии в работе с незрячими дошкольниками» размещена в разделах

По данным ученых, речевые недостатки при дефектах зрения наблюдаются у слепых в два раза чаше, чем у нормально видящих.

Основным дефектом речи при слепоте является косноязычие, широко распространенное у слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди разновидностей косноязычия наблюдаются: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм — неправильное произношение звука л (замена его звуками у или в); ротацизм — недостатки произношения звука р; имеют место также нарушения произношения звуков д, т и др.

«Организация и проведение коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими детьми»

Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают круг общения детей с дефектами зрения, а это затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению замкнутости, аутизма, негативизма.

Отсюда становится ясной необходимость своевременной коррекционной логопедической работы со слепыми детьми.

Коррекционная работа со слепыми дошкольниками осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.

В связи со сложностью работы с незрячими детьми, занятия с ними чаще всего проводятся индивидуально.

Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.

В игре ребенок учится действовать в определенной ситуации, в игре развивается логика, воображение, внимание, память и конечно же речь. Игра – это ведущая деятельность детей, только нормально видящие дети проживают в игре то, что они уже проживали в реальной жизни, а дети с глубокими нарушениями зрения, наоборот учатся тому, как действовать в реальной ситуации.

14.01.21 вебинар «Особенности обучения слабовидящих и незрячих детей в школе»

Таким образом, можно выделить две основные задачи логопеда в его работе с незрячими детьми :

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе с незрячими дошкольниками, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения слепых детей с различными речевыми расстройствами.

В своей коррекционной работе я использую различные игры, адаптирую их к индивидуальным особенностям слепого ребенка.

Приведу пример нескольких игр.

Игры на развитие артикуляционной моторики.

Как правило, такие игры слепому ребенку даются очень трудно, так как он не может увидеть, как правильно нужно действовать языком, губами. Здесь нужен особый подход и особые методы обучения.

Цель: Активизация мышц языка.

Оборудование: Кукла, немного сиропа или варенья.

Описание игры: Логопед ставит на стол куклу и предлагает ребенку обследовать ее. Логопед так же достает баночку варенья и рассказывает ребенку, что кукла очень не аккуратно ела варенье и испачкала губы. Далее логопед рассказывает, как надо слизывать варенье, широким языком провести по верхней губе вверх и вниз, и предлагает ребенку самому попробовать сделать это. Для расширения чувственного опыта ребенка можно использовать натуральное варенье или сироп.

Цель: Активизация мышц языка.

Оборудование: Кукла или специальная логопедическая игрушка с открывающимся ртом и языком, настоящая зубная щетка.

Описание игры: Логопед демонстрирует ребенку куклу, дает ему ее обследовать. Логопед просит найти у куклы рот и предлагает научить куклу чистить зубы. Ребенок получает в руки зубную щетку, вместе с логопедом обследует ее, затем чистит зубы кукле. Далее логопед предлагает ребенку тоже почистить зубы, но только вместо щетки воспользоваться языком. Так же логопед объясняет ребенку, что чистить зубы нужно при открытом рте, следить, что бы язык скользил по верхним зубам влево и вправо, а нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Игры на развитие физиологического дыхания.

Обонятельные и вкусовые ощущения, развиваясь в процессе таких игр, в определенной мере восполняют пробелы, возникающие в чувственном опыте при выпадении зрительных функций, и имеют компенсаторное значение.

Читайте также:
Где делать бизнес план в какой программе

Узнай фрукт (ягоду, цветок)

Цель: Закрепление представлений по теме «Фрукты». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование: Настоящие фрукты, обладающие достаточно сильным запахом: апельсин, банан, лимон.

Описание игры: На столе тарелка с фруктами. Логопед предлагает ребенку обследовать каждый фрукт, назвать его, понюхать и запомнить их запах. Затем логопед убирает тарелку и подносит к лицу ребенка по одному фрукту, спрашивая какой фрукт. Для определения ребенок делает глубокий вдох носом.

Цель: Развитие сильного выдоха и длительного плавного. Активизация мышц губ.

Оборудование: Емкость с водо, индивидуальная трубочка.

Описание игры: Перед ребенком стоит емкость с водой. Логопед предлагает ребенку превратиться в ветер и устроить бурю. Для этого нужно поместить трубочку в воду одним концом, а в другой конец сильно подуть. Затем сказать, что ветер начал стихать и предложить подуть не торопясь.

Перед игрой необходимо предупредить ребенка, что бы он не втягивал воду в трубочку, а только дул в нее.

Необходимо добиваться, чтобы ребенок включился в игровую ситуацию, заинтересовался игрой, принял игру, предложенную логопедом, принял условные обозначения необходимых атрибутов игры в виде игрушек или каких-либо предметов, их заменяющих.

Игрушка – важное средство развития активности слепого дошкольника. Но для этого она должна удовлетворять многим требованиям.

Игрушка для слепого является не только средством активизации его деятельности и условием развития игры, но и средством познания окружающего. При помощи игрушки слепого ребенка можно познакомить со многими предметами окружающего мира, недоступными его восприятию. Для своих занятий я подбираю игрушки, форма которых отражает реальную форму предмета, его типичные признаки.

Часто слепые дети отказываются принимать участие в подвижных играх, это характеризуется слабым уровнем сформированности их двигательных навыков. Обычно это дети с низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности, со слабо развитой ориентировкой в пространстве, необходимой в конкретной подвижной игре.

Поэтому в свои логопедические занятия я включаю элементы подвижных игр, которые использует воспитатель и инструктор по физической культуре, так же знакомлю детей с новыми подвижными играми. Подвижные игры можно упрощать или усложнять в зависимости от физического и психического состояния детей.

Таким образом, при правильном подборе многофункциональных игр на логопедических занятиях не только преодолеваются речевые нарушения, повышается уровень развития всех сторон речи, но и активизируется познавательная деятельность незрячих детей, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии, вызванные слепотой.

Публикации по теме:

Новое навигационное меню

Новое навигационное меню Сегодня на Мааам появилось новое меню, которое должно сделать навигацию на сайте проще и понятнее. Пять основных разделов выделены цветом.

Работа с родителями. Игры и упражнения для развития речи детей

Работа с родителями. Игры и упражнения для развития речи детей Презентация для родителей: «Игры и упражнения для развития речи детей» (старший дошкольный возраст) Подготовили: воспитатели МБДОУ д/с №76.

Источник: www.maam.ru

Статья «Средства и методы работы с незрячими детьми в условиях реализации ФГОС»

В условиях реализации ФГОС ДО мы ведём речь в первую очередь о необходимости создавать равные условия и возможности для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ежегодно мы наблюдаем тенденцию увеличения количества детей со сложными нарушениями в развитии. Старшую группу нашего детского сада посещают 4 ребёнка-инвалида по зрению (слепые и слабовидящие дети, имеющие сложные нарушения в развитии). Каждый из них требует особого внимания, средств, приёмов и способов обучения. Сегодня я хотела бы поделиться опытом своей работы.

В ДОУ разработана адаптированная основная образовательная программа, в которой представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика всех категорий детей и определён содержательный компонент. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учётом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» и авторской парциальной программы для детей с нарушениями зрения под ред. Л.И. Плаксиной. Вместе с тем, в отношении детей со сложными нарушениями в развитии разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР).

Спецификой адаптированной основной образовательной программы ДОУ является:

— непрерывность основного коррекционно-образовательного процесса;

— охрана и укрепление здоровья воспитанников;

— коррекция зрительных функций;

— сохранение, поддерживание индивидуальности;

Всеми специалистами детского сада реализуется комплексный, клинико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ.

В работе педагогов соблюдаются индивидуальный и дифференцированный подходы, включающие различные формы и методы работы с детьми с НЗ.

Слепые и слабовидящие дети наряду со всеми детьми принимают активное участие во всех видах детской деятельности: познавательной, игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и других.

Обучение слепых и слабовидящих дошкольников пространственной ориентировке включает в себя:

-формирование потребности в самостоятельной ориентировке и передвижении;

-преодоление страха пространства и неуверенности в собственных силах;

-овладение навыками ориентировки в схеме собственного тела;

-обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги).

Как уже было сказано предыдущим выступающим, слепой ребёнок посещает все коррекционные и общеобразовательные занятия. В связи с чем, на занятиях требуют к себе особого внимания. Так, в ходе обследования предметов или же разъяснения инструкции требуется значительно больше времени. Согласно модели обучения и воспитания слепых детей в нашем ДОУ узкие специалисты в лице учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога взаимозаменяют друг друга и сопровождают детей со сложными нарушениями в развитии на занятиях, подбирают и адаптируют с учётом возможностей детей разнообразный стимульный и дидактический материалы.

Читайте также:
Как переназначить клавиши на клавиатуре без программ

Важным в формировании компенсаторных навыков является включение во все виды деятельности сохранных анализаторов (осязание, обоняние, слух, проприоцептивная чувствительность – мышечное чувство, ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).

Осязание имеет для слепого и слабовидящего дошкольника исключительное значение, так как это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Тактильная чувственность позволяет качественно обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов педагог управляет действиями ребёнка, накладывая свои руки на руки ребенка или действуя способом «рука в руку», стоя за спиной у ребёнка.

1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.

2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.

Изначально дети очень избирательны в восприятии разнофактурных объектов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент необходимо заинтересовать ребенка или переключить внимание на другой вид деятельности (чтобы не сформировать негативное отношение, не отбить желание).

Вместе с тем, на занятиях физкультурно-оздоровительного цикла, в рамках коррекционной работы с детьми, мы формируем умение подошвами ног оценивать, определять, распознавать покрытия, качество напольной поверхности: коврики (ребристые, колючие, мягкие, шершавые), препятствия, ямы, бугры. Такие упражнения способствуют развитию восприятия пространства.

В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционно-компенсаторной работы является развитие слухового восприятия окружающего пространства. В работе с детьми уделяется внимание слушанию голосов птиц, животных, звуков транспорта…Вместе с тем, детям предлагается сравнить как на одной и той же поверхности меняется звук предмета в зависимости от того, из какого материала он изготовлен (железо, дерево, ткань и т.д.).

Нарушения зрения отрицательно влияют на общее физическое развитие и состояние здоровья. У детей с НЗ снижена двигательная активность и общее функциональное здоровье.

Физическое воспитание осуществляется в форме утренней гимнастики, занятий, спортивных и подвижных игр.

На слайде вы можете видеть, как инструктор физической культуры в своей работе использует различные коррекционные приёмы и способы, комплексы упражнений, направленные на развитие мышечного тонуса и двигательной активности. На занятиях физической культурой присутствует музыкальное сопровождение, что задаёт дополнительное ритмичное оформление и тем самым облегчает ребёнку качественное выполнения упражнений. Упражнения выполняются ребенком изначально совместно с педагогом, а после формирования необходимых навыков ребёнок выполняет упражнения самостоятельно.

Опыт работы в детском саду для детей с нарушениями зрения, позволил сделать вывод, что музыкальные занятия носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности, вызывают наибольший эмоциональный отклик у детей, заинтересованность, радость.

Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют ребенку с нарушениями зрения преодолевать трудности пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

Педагогами учреждения при активном участии родителей воспитанников, создаются различные дидактические игры и пособия, которые способствуют организации коррекционно-образовательной деятельности. Пособия разнообразны и направлены на развитие мелкой моторики и осязания, развитие навыков ориентировки на плоскости, развитие предметных представлений.

Также хочется определить важную роль конструктору Lego при работе с детьми с нарушениями зрения .

Использование конструктора LEGO в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми со сложными нарушениями в развитии положительно влияет на:

развитие мелкой моторики, чему способствуют детали мелкого размера;

развитие мышления (анализ, синтез);

развитию математических представлений

развитие пространственной ориентировки;

развитие предметных представлений с использованием трёхмерных моделей LEGO окружающего предметного мира;

подготовка руки ребенка к чтению и письму по системе Л. Брайля.

При подготовке к обучению грамоте слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста необходимо использовать пособия, облегчающие усвоение рельефно-точечной системы Луи Брайля. При этом пособия должны помогать этому процессу, а не замедлять его. Обучение проходит в игре. В ходе деятельности необходимо, чтобы работа с пособиями всегда велась двумя руками.

Так при ознакомлении слепого, слабовидящего ребенка с шеститочием в своей работе мы используем работу с кирпичиками «LEGO» размерами 2х3. Данный кирпичик очень похож на прибор «Брайлевское шеститочие». Ребенок по словесной инструкции педагога размещает кирпичики 1х1 на поверхности кирпичика 2х3. После чего может повторить выкладку на аналогичном кирпичике. Или самостоятельно придумать выкладку и скопировать ее.

4.1 Средства обучения слепых и слабовидящих

В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В. П. Ермаков).

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами). Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.

Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств ведется путем усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных неполноценностью зрительного анализатора. Это достигается увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция аметропии неэффективна, используются специальные оптические, телевизионные, светотехнические средства.

Читайте также:
Как улучшить видео с камеры видеонаблюдения программа

К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии.

Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Очки для лиц с ослабленным зрением выпускаются унифокальные или бифокальные. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. В зависимости от характера использования различают телевизионные устройства индивидуального или коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения.

Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.

Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.

В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.

Специальные технические средства и приспособления, используемые для трудового и профессионального обучения и на рабочих местах производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции.

Методы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей.

Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространённых словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.

Беседы являются одним из наиболее распространённых словесных методов и применяются на всех годах обучения. Беседа – важное средство развития диалогической речи дошкольников с нарушением зрения. В младшей, средней и особенно в старших группах беседы проводятся в связи с разными видами работы: составлением рассказов по картинкам, обсуждением событий из жизни детей, чтением и др.

Беседа также проводится в связи с играми, рисованием, организацией экскурсий, наблюдений. В предварительных беседах педагог уточняет знания детей по теме занятия, например, перед рисованием праздничного салюта задаёт вопрос о том, кто из детей видел салют, когда бывает салют. В предварительных беседах перед детьми ставятся задачи, непосредственно связанные с темой занятия. Целью проведения обобщающих бесед является систематизация знаний, их дальнейшее углубление. В работе со старшими детьми завершающая беседа может носить эвристический характер, так как в процессе уточнения фактов и их сравнения можно подводить детей к обобщениям и суждениям о сущности явлений, их взаимосвязи.

Традиционная беседа построена так, что педагог задаёт вопросы, а дети отвечают. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы, распространённость которых зависит от этапа обучения детей. Очень важно учить дошкольников самостоятельно задавать вопросы, формировать у них интерес к поддержанию общения со взрослыми.

Рассказ педагога предваряет чтение новых текстов, составление описания картины, сюжетное рисование и др. виды работы.

Как метод обучения чтение используется в тесной связи с наглядными и практическими методами.

Особенное важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимают наглядные методы. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).

Одним из основных методов воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушениями зрения об окружающем мире. Как правило проведение наблюдений с детьми раннего и дошкольного возраста связано с другими методами и приёмами: практически связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах детской деятельности (ощупывание, обведение, восприятие вкуса, запаха и др. свойств), и словесными, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru