особое значение при выполнении работы одновременно несколькими исполнителями. Факторы оборудования. «Основное назначение» содержит сведения о выполняемых образцом функциях и его прямом назначении, которые приводятся в названии оборудования, в его технической документации или инструкции по применению «Область применения» объединяет данные о возможностях использования оборудования на предприятиях автомобильного транспорта (АТП и УТТ, СТОА и др.) для тех или иных типов автомобилей и др.
Учет этого фактора при выборе оборудования, как правило, не вызывает затруднений так как четко определен в его технической характеристике. Некоторые затруднения возникают при выборе оборудования общетехнического назначения (сварочное оборудование, металлорежущие станки и др.), которое производится заводами различных отраслей. «Специализация» включает в себя данные, характеризующие возможность использования оборудования для выполнения работ по одному или нескольким агрегатам одного или нескольких типов автомобилей, одного или нескольких типов АТП и УТТ и т. п. По существу специализация оборудования является более дифференцированной характеристикой области применения.
Да уж 🥴 #avtoblog10rus
При выборе оборудования приходится считаться с тем, что, хотя узкоспециализированные образцы повышают качество выполняемых с их помощью работ и производительность труда, их применение способствует в то же время существенному расширению номенклатуры образцов, удорожанию парка оборудования АТП и УТТ, увеличению стоимости его обслуживания и ремонта. Оно обеспечивает получение необходимого эффекта только при достаточной суточной (годовой) загрузке. «Стоимость» характеризует первоначальную стоимость оборудования, расходы на его эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Этот фактор имеет значение главным образом при выборе дорогостоящего оборудования. Стоимость оборудования может служить решающим фактором оценки рентабельности его применения на АТП и УТТ при выборе сложных стендов и станков. «Надежность и работоспособность» характеризуют безотказность работы оборудования, трудоемкость и сложность операций по устранению и предупреждению возникновения отказов (неисправностей) и предотказных состояний. «Габариты» содержат характеристики общих размеров оборудования и потребности в производственных площадях для его установки. Фактор имеет значение для крупногабаритных стационарных образцов. «Удобство эксплуатации» характеризуется степенью сложности конструкции и использования оборудования, потребностью в рабочих высокой квалификации.
Приведенные выше факторы позволяют более обстоятельно анализировать местные условия производства и сделать обоснованный выбор соответствующего оборудования. Понятно, что наиболее глубокому анализу факторы подвергаются при выборе сложного, дорогостоящего оборудования.
12.16.Выбор технологического оборудования с использованием различных критериев При выборе технологического оборудования целесообразно пользоваться определенными критериями выбора для того, чтобы можно было решить задачу при различных постановках. На различных АТП и УТТ возможны следующие варианты задачи выбора: 1. Выбор технологического оборудования для конкретного АТП и УТТ в условиях дефицита ремонтных рабочих (т.е. когда на АТП и УТТ в достаточном количестве имеются материальные ресурсы, но не хватает ремонтных рабочих, то главным критерием выбора становится снижение трудоемкости выполнения работ по ТО и Р и высвобождение рабочих). 2. Выбор технологического оборудования в условиях ограниченных материальных ресурсов (т.е. когда на АТП и УТТ в достаточном количестве ремонтные рабочие, но ограничены денежные средства на приобретение оборудования). 3. Выбор технологического оборудования при условии получения максимального дохода (т.е. на АТП и УТТ в достаточном количестве имеются и материальные ресурсы). В целях решения этих задач используется методика выбора технологического оборудования, которая учитывает все эти особенности. В основу методики положена целевая функция оптимизации типоразмерных рядов технологического оборудования:
F ( i r i z i ) P i , | (12.11) |
где F удельные приведенные затраты на приобретение, эксплуатацию оборудования и выполнение операций с его использованием; руб/год; i приведенные затраты на приобретение i -го типоразмера оборудования, руб/год; r i приведенные затраты на эксплуатацию оборудования (монтаж, ТО, ремонт, затраты на энергоносители и т.д.) z i снижение затрат на выполнение операций за счет использования i -го типоразмера оборудования, руб/год;
z ‘ | T r , | ( 12.12) |
i | рр |
где T снижение трудоемкости выполнения работ с учетом использования рассматриваемого образца (набора) оборудования; r рр часовая тарифная ставка ремонтного рабочего, руб/чел.час В случае сравнения механизированного способа выполнения работ с ручным может быть использована следующая формула:
T ( t руч t мех ) N г , | (12.13) |
где t руч время выполнения операции ручным способом выполнения работ; t мех время выполнения операции механизированным способом выполнения работ; N г годовая программа данного вида работ. P i вероятность возникновения потребности в i -том типоразмере оборудования.
При рассмотрении различных вариантов постановки задачи выбора технологического оборудования, меняются составляющие целевой функции, которые учитываются при каждом из подходов. 12.17.Организация технологического процесса ЕО Eжедневное обслуживание специфично тем, что оно выполняется различными, не связанными друг с другом работниками — оператором топливозаправочного пункта (заправщиком), мастером ОТК, рабочими зоны мойки и самим водителем. В общем случае подготовительно-заключительное время, которое затрачивает водитель и в которое входят операции EO, состоит из операций, представленных в табл. 12.2. Таблица 12.2 Примерный перечень и время выполнения операций EO машин и оформление товарно-транспортных документов водителем на предприятии
Наименование операций | Время (мин) | Примечание | |
1 | 2 | 3 | |
Заправка машины топливом | 3 | — 10 | Обычно производится |
вне предприятии | |||
Осмотр машины при въезде на пред- | |||
приятии | 3 | — 6 |
Продолжение табл.12.2 | |||
1 | 2 | 3 | |
Сдача транспортных документов | 4 | — 9 | |
Мойка машины | 5 | — 20 | Время зависит от вида |
моечной установки | |||
Постановка автомобиля на стоянку или | |||
одну из производственных зон | 2 | — 3 | |
Осмотр машин перед въездом | 1 | — 3 | |
Дозаправка при необходимости водой, | |||
маслом и подкачка шин | — 10 | ||
Прогрев и пуск двигателя | 3 | — 20 | |
Получение путевого листа | 2 | — 3 |
Из табл. 12.2 видно, что суммарные затраты в зависимости от времени года и других конкретных условий меняются в значительном интервале и при неблагополучном стечении обстоятельств могут достигать 1,0 — 1,5 ч. Кроме того, водитель может потерять значительное время в ожидании осмотра машины на КТП в очереди. На рис. 12.7 представлена типовая планировка контрольнотехнического пункта. Рис.
12.7. Планировка контрольно-технического пункта 1 — канава осмотровая; 2 — лестница для опускания в осмотровую канаву; 3 — самовывешиватель передней оси машины; 4 — зеркало; 5 — пульт управления воротами; 6 — установка местного отсоса газов; 7 — штамп -часы; 8 — шкаф для инструмента; 9 — стол конторский; 10 — диван; 11 — стул; 12 — переговорное устройство (громкоговоритель); 13 — переговорное устройство; 14 — план расстановки автомобилей в предприятии; 15 — основные технические параметры и регулировочные данные автомобилей; 16 — ниша для освещения; 17 — ниша для инструмента; 18 — светофор; 19 — противопожарный щит; 20 — колонка воздухораздаточная
Используются различные пути ускорения производства контроля в пиковые часы: — оборудование не одного, а нескольких постов на КТП с привлечением к работе по контролю на 1-2 ч. дополнительных лиц; — осуществление контроля технического состояния части автомобилей непосредственно на стоянке; — направление части машин на поточную линию ТО-1 с выполнением на ней в первый час работы операций ежедневного контроля. Планировка поста уборки и мойки машин представлена на рис.
12.8. Рис. 12.8.
Планировка поста уборки и мойки автомобилей: 1 — контейнер для мусора; 2 — электротельфер; 3 — воздушная завеса; 4 — пульт управления; 5 — огнетушитель углекислотный; 6 — ящик для песка; 7 — пылесос; 8 — ларь для обтирочного материала; 9 — щит для инвентаря; 10 — барабан с самонаматывающимся шлангом и пистолетом для воды; 11 — знаки безопасности; 12 — ворота механизированные; 13 — автоматическая установка; 14 — конвейер; 15 — воздухораздаточная колонка; 16 — стул подъемно-поворотный 12.18.Организация ТО-1 и ТО-2 на универсальных постах При небольшом списочном составе парка АТП, а следовательно, и небольшой программе ТО не удается использовать поточный метод обслуживания. В этом случае ТО проводят на универсальных постах, обеспечивающих полное выполнение перечня обязательных операций ТО-1 (или ТО-2) на каждом из них. Широкое применение универсальных постов объясняется также разномарочностью подвижного состава на многих АТП, которая делает невозможным эффективное использование поточных линий даже на средних и крупных предприятиях. При использовании для ТО универсальных
постов применяется частичная или полная специализация исполнителей — по видам работ или по группам агрегатов. Посты используются тупикового и проездного типов. Проездные посты, позволяющие сохранить маневрирование подвижного состава, наиболее предпочтительны для обслуживания автопоездов и автобусов сочлененного типа. При программе обслуживаний не более 8 автобусов в сутки НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальном тупиковом посту (рис. 12.9).
1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 5 | 6 | ||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
11000 | ||||||||
7 | ||||||||
15 | 13 | 12 | 5 | 11 | 10 | |||
14 | 14500 |
Рис. 12.9.
Технологическая планировка универсального поста для ТО-1 автобусов: 1 — тележка для сбора фильтрующих элементов; 2 — стол-ванна для промывки фильтров; 3 — стол-ванна для чистого масла на подставке; 4 — ларь для чистых обтирочных материалов; 5 — наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга; 6 — стационарная компрессорная установка; 7 — направляющие для колес автобуса; 8 — слесарный верстак; 9 — стеллаж-вертушка для нормалей (крепежных деталей); 10 — маслораздаточная колонка; 11 — подъемник с креплением на стенке канавы; 12 — электромеханический солидолонагнетатель; 13 — маслораздаточный бак; 14 — переносной ящик для инструмента и нормалей (крепежных деталей); 15 — подставка для работы в осмотровой канаве При программе обслуживаний грузовых автомобилей меньше 11 в смену НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальных тупиковых постах. На этом же посту выполняют контрольные, регулировочные и крепежные работы по агрегатам и механизмам автомобиля, а также работы электротехнические, по системе питания и шинам. При этом выполнение смазочных, заправочных и очистительных работ предусматривается на отдельном посту смазки. Производительность такого поста при пяти исполнителях составляет 8-10 автомобилей в смену.
Примерная схема технологической планировки универсального поста ТО-2 для грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ на осмотровой канаве и на подъемнике. На посту выполняют контрольные, регулировочные, крепежные операции, обслуживание электрооборудования, шин и приборов системы питания двигателя. Смазочные и заправочные операции выполняются на посту ТО-1 или на отдельном посту.
12.19.Организация ТО-1 на потоке Принципы поточного производства на автомобильном транспорте известны уже давно. Теория потока применительно к техническому обслуживанию автомобилей разработана Л.Н. Давидовичем, Г.В. Крамаренко и др. исследователями. К основным условиям, при которых достижима эффективность поточного метода, относятся: – достаточная для полной загрузки поточной линии суточная или сменная программа обслуживания; – строгое соблюдение графика, составленного из расчета равномерной подачи автомобилей на линию обслуживания по отдельным дням, и своевременная подача автомобилей в день обслуживания; – строгое выполнение всего комплекса операций, определенного для данного вида обслуживания автомобиля и условий его работы; – четкое распределение перечня операций по отдельным исполнителям (с различными по характеру, но одинаковым и по трудоемкости комплексами операций для каждого рабочего); – правильный расчет такта линии и строгое его выполнение; – максимальная механизация и автоматизация работ, включая передвижение автомобиля с поста на пост; – максимально возможная специализация отдельных постов по виду выполняемых работ при большой программе обслуживания и совмещение работ различного вида на одном посту при относительно небольшей программе; – хорошо налаженное снабжение поточной линии всеми необходимыми деталями, материалами и инструментом, хранящимся вблизи от рабочих постов или непосредственно на постах; – возможность переходов рабочих с поста на пост и наличие так называемых «скользящих» рабочих для продолжения незаконченной операции или оказания помощи в работе соседним постам (особенно при разномарочном составе автомобилей), а также наличие при необходимости до-
полнительного поста для завершения работ, по каким-либо причинам не выполненных на самой линии; – хорошая освещенность поточной линии — как общая, так и отдельных постов и рабочих мест. Практическая производительность поточных линий ТО-1 может быть очень высокой.
Например, по данным НИИАТ, одна линия на два-три поста в состоянии обслужить парк со списочным числом 180-350 грузовых автомобилей. Аналогичные схемы поточных линий разработаны НИИАТ для ТО-1 автобусов.
Типовая организация технологического процесса ТО-1 грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, разработанная НИИАТ, включает в себя: — типаж поточных линий; — технологические планировки линий с перечнем необходимого оборудования; — операционно-технологические карты, — постовые технологические карты; — схемы расстановки исполнителей по постам линий; — рекомендации по отладке и синхронизации поточных линий. Типаж поточных линий включает два типа линий: на два и три рабо- чих поста (рис.
12.10). Он рекомендуется для применения в АТП с числом автомобилей от 180 до 700. Разработано 6 вариантов и 16 схем расстановки рабочих на постах линий (от 5 до 14 человек). Рис. 12.10.
Схема типовых поточных линий ТО-1 грузовых автомобилей Для увеличения пропускной способности этих линий рекомендуется увеличивать число смен или устраивать вторую параллельную линию.
Схемы типовых поточных линий разработаны для однотипного подвижного состава, тогда как на практике в подавляющем большинстве случаев эксплуатируется разномарочный парк автомобилей, для которого поточные линии ТО-1 хотя и используются, но с большими отклонениями от заданных тактов и ритмов. 12.20.Операционно-постовой метод ТО-2 Этот метод был разработан и внедрен в 60-х годах работниками 1-го Ленинградского таксомоторного парка.
Основными идеями данного метода являются: — выполнение всего объема ТО-2 и сопутствующего ремонта только в межсменное время, в несколько приемов-заездов, осуществляемых в течение ряда последующих друг за другом дней; — распределение и специализация рабочих по определенным группам обслуживаемых и ремонтируемых агрегатов и систем автомобиля. Практически весь объем ТО-2 был распределен на шесть групп операций («постов»), каждая из которых выполнялась рабочими определенного поста.
Что касается числа приемов-заездов на обслуживание, то уже при внедрении нового метода было решено ограничиться всего лишь четырьмя, а позднее даже двумя такими приемами, в каждый из которых работы на автомобиле выполнялись сразу несколькими «постами». Табл.16.
Таким образом, под словом «пост» при операционно-постовом методе подразумевается только группа операций, выполняемая рабочими определенной специализации, но не автомобиле-места. Специализация автомо- биле-мест (за исключением работ по кузову) не осуществлялась и не автомобили переставлялись с поста на пост, а меняли место работы передвижные группы исполнителей.
Графическое изображение одного из вариантов (рис. 12.11). Из рис. 12.11 видно, что каждая передвижная группа рабочих обслуживает несколько автомобилей (в приводимом примере 3 или 5 автомобилей) и имеет в своем составе рабочих, выполняющих операции различных постов.
В состав общей бригады ТО-2 входят также некоторые специалисты, не закрепленные за отдельными постами — арматурщики, электрики и др. Внедрение операционно-постового метода позволило довести коэффициент технической готовности автомобилей парка в среднем за год до 0,97. Однако впоследствии высокие показатели не были закреплены, прогрессивные идеи метода не получили дальнейшего развития, а сама орга-
Источник: studfile.net
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание подразделяется на следующие этапы:
– техническое обслуживание в начальный период эксплуатации,
– техническое обслуживание в основной период эксплуатации.
В начальный период эксплуатации автомобиля выполняются следующие виды обслуживания:
– ежедневное обслуживание (ЕО) — выполняется силами водителей
– техническое обслуживание ТО-2500;
Техническое обслуживание в основной период эксплуатации подразделяется на следующие виды обслуживания:
– ежедневное обслуживание (ЕО) — выполняется силами водителей
– первое техническое обслуживание (ТО-1);
– второе техническое обслуживание (ТО-2);
– дополнительные сезонные работы, выполняемые один раз в год, осенью (СТО).
Ежедневное техническое обслуживание направлено на общий контроль состояния узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения, поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля и выполняется водителем.
Основным назначением технического обслуживания ТО-2500 является предупреждение появления неисправностей путем выполнения профилактических, регулировочных и смазочно-очистительных работ на новом автомобиле, так как в начальный период происходит интенсивная приработка элементов конструкции автомобилей.
Основным назначением первого, второго и дополнительных сезонных технических обслуживаний является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.
для неполноприводных и тяжелых автомобилей
Периодичность выполнения работ для 1-й категории условий эксплуатации а/м уровня
для полноприводных автомобилей
Евро-4 | Евро-3 | ||
1 | ТО-2500 | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км |
2 | ТО-1 | через 10 000 км | через 5500 км |
3 | ТО-2 | через 30 000 км | через 16500 км |
5490, 65206, 65207
А | В | С | ||
1 | ТО-2500 | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км |
2 | ТО | 80 000 | 60 000 | 40 000 |
*Группа А. Грузовые автомобили для дальних международных перевозок с более 50% использования на автостраде.
*Группа В. Грузовые автомобили для междугородних перевозок (магистральные), грузовые развозные автомобили; пожарные автомобили; грузовые автомобили, эксплуатируемые на строительных площадках; бетоносмесители.
*Группа С. Автомобили-тягачи полной массой более 44 т; пожарные автомобили; грузовые автомобили, эксплуатируемые на строительных площадках; бетоносмесители. Расход топлива указанных автомобилей превышает 12 л/ч при средней скорости движения 15-20 км/ч.
Допустимое отклонение от нормативов периодичности технического обслуживания, в основной период эксплуатации, составляет ±10%.
5490, 65206, 65207
I | II | III | ||
1 | ТО-2500 | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км | От 1 000 до 5 000 км |
2 | ТО | 50 000 | 30 000 | 600 м/ч |
* Категория условий эксплуатации определяется сервисным центром по количеству баллов в «Анкете владельца транспортного средства» и назначается в соответствии с рекомендациями для сотрудника сервисной службы автоцентра ПАО «КАМАЗ»
В основной период эксплуатации периодическое обслуживание выполняется в зависимости от категории условий эксплуатации. Периодичность технического обслуживания, перечнем выполняемых работ и периодичность проведения приводится в сервисной книжке и руководстве по эксплуатации автомобилей КАМАЗ.
Все виды технического обслуживания имеют индивидуальные перечни операций, т.е. ни одна операция ТО-1 не входит ни в ТО-2, ни в СТО, в свою очередь операции ТО-2 не входят в СТО.
При проведении технического обслуживания допускается выполнение как отдельных видов ТО (ТО-1, ТО-2 или СТО), так и нескольких видов ТО одновременно (ТО-1 и ТО-2; ТО-2 и СТО; ТО-1 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО).
В процессе технического обслуживания при необходимости выполняется сопутствующий текущий ремонт, перечень которого указывается в технологических картах, разработанных Научно-техническим центром ПАО «КАМАЗ» и утвержденных Главным конструктором ПАО «КАМАЗ». Общая трудоемкость сопутствующего ремонта не должна превышать 20% от общей трудоемкости соответствующего вида технического обслуживания.
Сопутствующий ремонт – часть операций текущего (планово предупредительного) ремонта малой трудоемкости и может выполняться совместно с техническим обслуживанием В перечень работ по сопутствующему ремонту входят замена небольших деталей влияющих на выполнение работ (к примеру сняли ступицу для смазки подшипников (ТО-2) – рассыпался подшипник – трудоемкость замены и стоимость подшипника входят в состав сопутствующего ремонта или не проходит смазка через пресс-масленки (ТО-1) – замена пресс-масленок –сопутствующей ремонт)
Источник: kamazkaluga.ru
Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2023 году
Учет ГСМ по путевым листам – 2023 (далее — ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.
Вам помогут документы и бланки:
- Понятие ГСМ
- Что такое путевой лист
- Учет расхода ГСМ в путевом листе
- Бухгалтерский учет ГСМ
- Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)
- Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)
- Пример списания ГСМ по путевым листам
- Итоги
Понятие ГСМ
К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Что такое путевой лист
Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.
Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в приказе Минтранса от 28.09.2022 № 390.
Документ вступил в силу с 01.03.2023. Основные нововведения:
- Из реквизитов исключили наименование и номер ПЛ.
- Вместо сведений о собственнике следует указывать сведения о лице, оформившем ПЛ.
- ПЛ можно оформить в электронном виде. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.
Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ФСБУ 27/2021.
ВАЖНО! С 01.01.2013 использование унифицированных форм документов необязательно. Организации вправе разработать собственные бланки со всеми обязательными реквизитами первичных документов и утвердить их в учетной политике.
А с 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024 года. Подробнее об этом мы писали в статье.
С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.
На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).
О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Задать вопрос и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».
Путевые листы могут регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. С 1 марта 2023 года обязанность по ведению такого журнала отменена. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода.
Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.
Как выписать путевой лист на месяц, мы писали в материале.
Учет расхода ГСМ в путевом листе
Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.
Если же обратиться к приказу Минтранса № 390, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания одометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.
Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.
Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.
Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.
Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть и скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
Бухгалтерский учет ГСМ
Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым федеральным стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы» (он заменил ПБУ 5/01). О том, как учитывать запасы по новым правилам, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Вы можете посмотреть разъяснения, если получите пробный доступ к правовой системе. Он бесплатный.
Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел IV):
- по средней себестоимости;
- по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).
Есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.
Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.
Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)
Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.
Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.
Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)
Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.
1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд.
В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.
Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:
- В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
- ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.
ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.
На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.
Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.
В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).
О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.
Пример списания ГСМ по путевым листам
Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.
ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.
При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.
Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.
В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.
Источник: nalog-nalog.ru