№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части установления компетенции образовательной организации (п. 7 ч. ст. 28) является разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.
Программа развития рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения Программа развития является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.
Как документ Программа развития (далее – Программа ) может быть определена как главный стратегический управленческий документ дошкольной образовательной организации, выстроенный с учетом программно-целевого или проектно — целевого управления, направленный на инновационное развитие конкретной образовательной организации. Программа носит среднесрочный характер и ее действие рассчитано на 4-5 лет. Программа является документом прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера Программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов.
У-12. Особенности проектирования программы развития дошкольной образовательной организации
Программно-целевой подход в управлении – это подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапных действий: формирование целей, разработка адекватной «исполняющей» программы, реализация «управляющей» программы. В логике программно-целевого подхода на практике реализуется последовательность: входные параметры, процесс их преобразования, конечные результаты, которые не всегда могут быть определимы. Программно-целевой подход помогает увязать поставленные цели с имеющимися ресурсами и всегда направлен на поддержание действующих систем.
Проектно – целевой подход – направлен всегда на развитие в целом системы, обязательное условие – уникальный результат. Деятельность структурирована и никогда не повторяется, результат всегда определен. Планирование осуществляется на среднесрочный или долгосрочный период, цель конкретно измерима.
Задачи Программы развития
Программа как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач:
- зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития образовательной организации, выявить возможности и ограничения, угрозы и риски, достижения и инновационный потенциал исполнителей, а также проблемы, дефициты и недостатки.
- определить и описать образ желаемого будущего состояния образовательной организации, то есть сформулировать ее стратегические и конкретные цели развития.
- определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей.
Функции Программы развития:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательной организации;
- определения перспектив развития образовательной организации;
- процессуальную, то есть определяет логическую последовательность мероприятий по развитию образовательной организации, организационные формы и методы, средства и условия процесса развития;
- оценочную, то есть выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.
Каким образом происходит процесс подготовки, разработки, утверждения и реализации Программы развития? В каждой дошкольной образовательной организации должны быть разработаны локальные акты: приказ о создании творческой группы по разработке Программы развития, Положение о порядке разработки и утверждения Программы. В соответствии с данными локальными актами Программа проходит ряд этапов:
Проектирование стратегии развития образовательной организации (1 часть)
- отбор проблем для программной разработки;
- принятие решения о разработке Программы и ее формировании;
- экспертиза и оценка программы;
- утверждение Программы;
- управление реализацией Программы;
- контроль хода выполнения Программы.
Составление Программы развития – это творческая задача, решение которой предполагает опору на инновационные процессы в образовании. Поэтому её можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую исходное состояние, образ желаемого будущего, последовательность действий по переводу образовательного учреждения от поддержания действующей системы до развития, анализ возможных затруднений и проблем, их решение.
На сегодняшний день не существует единого плана, единой структуры Программы развития. Структура Программы определяется Положением конкретной образовательной организации. Главное в Программе – описание перехода от сегодняшнего состояния к желаемому. Программа – это обоснование необходимости перехода от современного состояния к будущему и перечень мер, обеспечивающих этот переход, а также ресурсов.
При разработке Программы развития дошкольной образовательной организации необходимо учесть следующее:
- переход на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- основные направления модернизации системы дошкольного образования Российской Федерации и региональные, муниципальные компоненты развития системы образования;
— изменение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО;
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- развитие самостоятельности дошкольной образовательной организации;
- совершенствование содержания и технологий построения управления образовательным процессом в дошкольной образовательной организации;
- кадровая политика в сфере дошкольного образования;
- развитие системы оценки качества дошкольного образования.
Титульный лист (ссылка на принятие соответствующим органом управления и утверждение руководителем образовательной организации).
Паспорт Программы развития дошкольной образовательной организации – разработчик, основания для разработки Программы развития (определение нормативно-правовой базы), цель и основные задачи программы, сроки реализации программы, финансовое обеспечение программы и др.
Раздел 1. Информационная справка о дошкольной образовательной организации — историческое становление и традиции дошкольной образовательной организации; краткая информация со всей необходимой статистикой; место и роль дошкольной образовательной организации в районе, области; характеристика образовательной организации, контингента воспитанников, кадрового состава педагогов и других работников образования (без оценки качества работы); номенклатура оказываемых образовательных услуг; характеристика основных результатов образовательной организации (профессиональные и творческие конкурсы и т.д.); краткая вводная характеристика социального окружения образовательной организации и описание характера его влияния на образовательную организацию; характеристика образовательного сообщества; характеристика инновационных процессов (без оценки качества), основные направления; внешние связи дошкольной образовательной организации, включая связи с наукой; характеристика системы управления; характеристика бюджета, материальной базы, оборудования.
Раздел 2. Аналитическое обоснование Программы развития дошкольной образовательной организации – анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды дошкольной образовательной организации; анализ состояния и прогноз тенденций изменения внутренней среды дошкольной образовательной организации (анализ состояния и эффективности образовательного процесса, воспитательной, педагогической, методической и инновационной работы); описание проблем и причин порождающих проблемы.
Раздел 3. Концепция желаемого будущего состояния дошкольной образовательной организации — методологические основы концепции – миссия, видение, философия, основополагающие идеи организации жизнедеятельности дошкольной образовательной организации, основные положения концепции, модель выпускника, модель педагога; концепция общего качества дошкольной образовательной организации и образующих его важнейших системных свойств (качеств) дошкольной образовательной организации; концепция качества жизни участников образовательного процесса и др.
Раздел 4. Стратегия, этапы, цели и задачи перехода к новому состоянию дошкольной образовательной организации — стратегические императивы – основные направления преобразования в дошкольной образовательной организации, прогноз изменений в социальном заказе, основанный на данных объективного исследования; прогноз основных тенденций развития окружающего социума и требований к состоянию дошкольной образовательной организации, иерархия тактических целей и задач; стратегический план действий по реализации Программы развития ( этапы реализации Программы).
Раздел 5. Механизмы реализации Программы развития дошкольной образовательной организации — описание функционально – динамической модели механизма реализации Программы развития ; система и механизмы управления образовательной организацией в новых условиях и др.
Например: Стратегия развития организации определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие организации. Эти направления определены подпрограммами: «Система оценки качества образования в ДОО», «Здоровый дошкольник» «Взаимодействие с семьями воспитанников», «Педагогические кадры ДОО», обеспечивающими участие в реализации Программы коллектива организации, родителей (законных представителей) воспитанников, социума. Подпрограммы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.
Основные задачи программы:
- Организовать системную работу по реализации ФГОС дошкольного образования (Подпрограмма «Реализация ФГОС ДО»).
- Повысить конкурентоспособность ДОО путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, включения в практику работы новых форм дошкольного образования (Подпрограмма «Система оценки качества образования в ДОО»).
- Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в организации, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (Подпрограмма «Здоровый дошкольник»).
- Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (Подпрограмма «Взаимодействие с семьями воспитанников»).
- Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива организации (блок «Кадровый потенциал»).
Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы развития дошкольной образовательной организации — нормативно-правовое обеспечение (положения, правила, должностные обязанности, инструкции, приказы и т.д.); научно-методическое обеспечение (комплексно-целевые программы, целевые проекты, программы информационно-аналитической деятельности, системы критериев, показателей, индикаторов, мероприятия и т.д.); программно-методическое обеспечение (банк методических материалов, актуального, инновационного педагогического опыта, авторских образовательных программ, календарно-тематического планирования и т.д.); информационное обеспечение (банки, программы информационно-аналитической деятельности, сайт и т.д.); кадровое обеспечение (подбор кадров, повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, подготовка экспертов, стажировка, консультирование и т.д.); организационное обеспечение (циклограммы управленческой деятельности, планов работы структурных подразделений, профессиональных объединений педагогов и т.д.); мотивационное обеспечение (положение о распределении стимулирующей части ФОТ, критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогов, система мероприятий по повышению мотивации субъектов образовательного процесса в отношении инновационных преобразований); материально-техническое обеспечение (оснащение оргтехническими средствами, приобретение программного обеспечения, установка локальной сети, учебно-методических и наглядных пособий и т.п.).
Раздел 7. Ожидаемый результат и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы развития дошкольной образовательной организации — ожидаемые конечные результаты реализации Программы; краткое описание показателей и индикаторов, позволяющих провести оценку, анализ и мониторинг эффективности реализации программы развития; сроки и формат предоставления информации, отражение возможности оценить продуктивность реализации Программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности через систему мониторинга; характеристика устойчивости Программы развития, указание возможных рисков и мер их преодоления. Ожидаемые результаты могут быть представлены в виде целевых индикаторов (в % соотношении по годам реализации Программы развития).
Используемый набор индикаторов (характеристик) может быть изменен и дополнен разработчиками по результатам первичного среза.
Таким образом, Программа развития дает возможность руководителям и педагогическим командам дошкольных образовательных организаций найти свой подход к переходу от сегодняшнего состояния к желаемому и модернизировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции на 01.09.2016 г.-М.:ТЦ Сфера, 2017.-192 с.
- Постановление Правительства Белгородской области от 18 февраля 2013 г. №44-пп «Об утверждении Стратегии действия в интересах детей в Белгородской области на 2013-2017 годы»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования-М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.
Источник: nsportal.ru
Modulnaja-programma_PK
Б. Целевых ориентиров дошкольного образования В. Детских видов деятельности. Ответ: В. Детских видов деятельности. 4. Ведущие образовательные технологии в детском саду в соответствии с ФГОС дошкольного образования — это: А. Игровые технологии Б. Информационно-коммуникационные технологии В. Технологии интенсификации обучения Ответ: А. Игровые технологии 5. Основная образовательная программа детского сада – это учебно- методическая документация, которая разрабатывается: А. Министерством образования и науки РФ Б. Специально созданными научными коллективами В. Работниками дошкольной образовательной организации Отсвет: В. Работники дошкольной образовательной организации 6. Ведущим результатом реализации основной образовательной программы дошкольного образования является: А. Обеспечение качества дошкольного образования Б. Достижение воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования В. Всестороннее развитие детей Ответ: А. Обеспечение качества дошкольного образования 91
7. При проектировании программы развития дошкольной образовательной организации, в первую очередь, нужно учитывать: А. Интересы педагогов дошкольной образовательной организации Б. Образовательные запросы родителей воспитанников дошкольной образовательной организации В. Приоритетные направления развития образовательной системы России или региона Ответ: В. Приоритетные направления развития образовательной системы России или региона
8. Методическое | сопровождение | педагогов | дошкольной |
образовательной организации направлено на: А. Обогащение профессиональных знаний и умений Б. Развитие профессиональной компетенции В. Улучшение профессионального имиджа педагога Ответ Б: Развитие профессиональной компетенции Задания с открытым ответом 1. Перечислите государственные нормы, обеспечивающие гарантии уровня и качества дошкольного образования 2. Напишите эссе на тему «Детство — важный этап в общем развитии человека» 3. Опишите ключевые особенности ФГОС дошкольного образования и в чём его отличие от ФГТ. 4. Раскройте: как вы понимаете ведущие принципы ФГОС дошкольного образования: 92
— поддержка разнообразия детства; — сохранение уникальности и самоценности детства. 5. Подготовьте краткую презентацию (4– 5слайдов) для выступления перед родителями, коллегами, общественностью и другими
участниками образовательного процесса по актуальным | вопросам |
перехода на ФГОС. 93
Литература 1. Абанкина И. В. Модели финансирования дошкольного образования [Электронный ресурс] / Аналитика федерального справочника // Федеральный справочник. Образование в России. – URL: http://federalbook.ru/news/analitics/07.04.2011-2.html (дата обращения: 14.08.2013). 2. Абанкина И. В. Финансирование дошкольного образования: стратегия на повышение качества и ответственности [Электронный ресурс] / В.И.
Абанкина // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции. – Москва. – С. 141-150. – URL: http://www.gosbook.ru/node/60600 (дата обращения: 12.08.2013). 3. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории / Под ред. И. С. Кона.-М., 1977.
4. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. // Вопросы образования. 2008, № 3. 5. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва — Воронеж, 1996. 6. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования.
М.: ФИРО, 2011 7. Асмолов А.Г. стандарт-это норма необходимого разнообразия в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (апрельские тезисы о начальной школе). Образовательная политика. 2011. №6 (56).С.3-12 8. Баукова Н.Н. Матричный подход к управлению дошкольным образованием как условие развития служб обеспечения его качества [Электронный ресурс] / Н.Н. Баукова // Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. – Тезисы выступлений участников межрегиональной научно- практической конференции. – Ростов-на-Дону. – 2004. – С. 51-53. – URL: 94
17. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития: структура, динамика, принципы коррекции / Дисс. на соиск. учен, степени д-ра психолог, наук. — М., 2002. 18. Климантова Г.И. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России [Электронный ресурс] / Г.И.
Климантова // Семья: XXI век / Проблемы формирования региональной семейной политики (из опыта работы Томской области). – Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 11. – Москва. 2002 . –
С. | 12-16. | – | URL: |
http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/25587 | (дата | ||
обращения: 15.08.2013). |
19. Конвенции о правах ребенка [ одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 ] // Консультант Плюс:
комп. справ. правовая | система [Электронный ресурс] / Компания | ||
«Консультант | Плюс». | – | URL: |
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15036 | (дата | ||
обращения: 17.08.2013). |
20. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности //Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. – М., Линка-пресс, 2005. 21. Короткова Н.А., Нежнов П.Г.
Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М., 2002. 22. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду, 2010, №4. 23. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством Российской Федерации 1 октября 2008 года, протокол №36). 24.
Кузнецова Н.В. Качество дошкольного образования [Электронный ресурс] / Конфликты в педагогическом коллективе //
Социальная сеть работников образования «Наша сеть». | – URL: |
96 |
Собрания Российской Федерации – URL: http://council.gov.ru/activity/documents/5833 (дата обращения: 18.08.2013). 37.
Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. N 26 // ГАРАНТ Информационно-правовой портал: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – URL: http://ivo.garant.ru/document?id=70314724sub=1 (дата обращения: 18.08.2013). 38.
Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования // Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс] / АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». – URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info_print/13059.html (дата обращения: 15.08.2013). 39. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.
2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 432 с. 40. Принципы и механизмы финансирования ДОУ // Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс] / АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». – URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13069.html (дата обращения: 12.08.2013). 41. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038) 42. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 99
N | 30384) |
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 43.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2013 г. №42 «Об утверждении плана Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 12). 44.
Приказ об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013г. №1014, зарегистрировано в Минюсте от 26 сентября 2013г. №30038 45. Сафонова И.Ю. Развитие методической службы как фактор обеспечение качества дошкольного образования [Электронный ресурс] / И.Ю. Сафонова // Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. – Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону. – 2004. – С. 57-59. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0482/1_0482-57.shtml#book_page_top (дата обращения: 14.08.2013). 100
Источник: studfile.net
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
К проблеме проектирования программы развития дошкольной образовательной организации
Сапаева А.Р. 1 , Левшина Н.И. 1
1 МГТУ им. Г.И. Носова.
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО), что выражается в переходе учреждений в режим развития.
В настоящее время в практике управления дошкольной образовательной организацией прочно утвердилась необходимость качественной разработки такого документа как программа развития дошкольной образовательной организации (ДОО).
Изучение программ развития ДОО является одним из методов оценки качества деятельности образовательного дошкольного учреждения. Однако задача проектирования программы развития ДОО продолжает оставаться проблематичной для многих руководителей [1].
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части установления компетенции образовательной организации (п. 7 ч. ст. 28) является разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.
Программа развития рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения Программа развития является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.
Как документ Программа развития может быть определена как главный стратегический управленческий документ дошкольной образовательной организации, выстроенный с учетом программно-целевого или проектно – целевого управления, направленный на инновационное развитие конкретной образовательной организации [3].
Внедрение в практику образования проектирование программы развития следует рассматривать как ответ на изменяющуюся социально-экономическую ситуацию, позволяющий с учётом новых реалий либо реконструировать, либо создавать принципиально или относительно новые образовательные системы различных уровней.
Примеры различного составления программ развития можно найти в работах ученых В.С. Лазарева, М.М. Поташника, К.Ю. Белой, специалистов комитетов образования Москвы и регионов: Т.К. Воробьевой, Г.К.
Широковой, А.А. Майера, М.В. Корепановой.
Программа развития ориентирована в конечном итоге на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания.
Современные научные представления о проектировании связаны с такими понятиями, как «проект», «проектирование», «алгоритм проектировании», «экспертиза проектирования».
Термин «проект» («projectio») в переводе с латинского означает «бросание вперед».
Процесс создания проекта называется проектированием. Понятие «проектирование» в переводе с латинского означает ( projectus, буквально – «брошенный вперёд»), процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта [4].
При проектировании программы развития необходимо учитывать специфические особенности конкретного педагогическогоколлектива дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, техсотрудников, кто будет осуществлять на практике мероприятия, предусмотренные в программе развития [2].
Лазарев В.С. и Поташник М.М. образно сравнивают программу с картой для движения по незнакомой местности, на которую нанесены маршруты передвижения разных групп и точки их встреч и выделяют следующие свойства:
актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания, конкретного детского сада;
прогностичность – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться;
рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально – полезныйрезультат;
реалистичность – свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным;
целостность – свойство программы обеспечить полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;
контролируемость – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые цели), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;
чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к программе тем выше, чем более детализирована программа.
Таким образом, программа развития дошкольной образовательной организации– система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая развитие пространства дошкольной образовательной организации, пространства родителей, пространства детей, и направлена, прежде всего, на повышение качества воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации.
Список использованных источников:
Азарьева В.В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / В.В. Азарьева, О.А. Гороленко, В.М. Григорьев и др. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007. – 44 с.
Вачугов, Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие / Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, Н.А. Кислякова; под ред. Д.Д.
Вачугова.- 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2007.
Воровщиков С.Г. Как правильно разработать образовательный проект и провести учебное исследование: дидактико-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.К. Родионова – М.: «5 за знания», 2017. – 67 с.
Гришина И. В. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения / И. В. Гришина. – М. : КАРО, 2006. – 128 с.
Источник: scienceforum.ru