При отборе экологических знаний к программе не учитывается принцип ответ

Содержание экологического образования дошкольников должно рассмат­риваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образо­вания. Таким образом, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, должны быть адаптированы, конкретизированы и допол­нены для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемствен­ность. В дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на по­следующих уровнях образования. Кроме того, они должны быть доступными и привлекательными для детей.

Принципы отбора содержания экологического образования дошко­льников можно разделить по трем группам: общедидактические, специфические для экологического образования в целом и специфические для дошкольной ступени.

Доступность. Данный принцип тесно связан с принципом научно­сти. Нельзя знакомить детей с абстрактной и мало по­нятной для них информацией. Такой подход отрицательно воспринимается не только детьми, но и самими воспитате­лями, не имеющими достаточно знаний. Кроме того, доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Опыт работы по экологическому воспитанию

Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здо­ровый образ жизни.

В конечном счете, и целью экологического образования яв­ляется сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной сре­де. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры по­требления. Со­держание экологического образования должно способствовать также формиро­ванию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на пла­нете, благоговение перед всеми проявлениями жизни. Принцип гуманистичности предполагает воспитание у ребенка представле­ний о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познава­тельной, практической и т.д.

Прогностичность. Применительно к дошкольному возрасту данный прин­цип означает, что в результате экологического образования у детей формируют­ся элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отноше­нию к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых услови­ях. По сравнению со школой в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограни­чивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать свои каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если их реализация может нанести вред природе.

Деятельностность. Экологические знания ребенка становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельно­сти по сохранению окружающей среды.

ДЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

С одной стороны, такая деятельность — своеобразный результат сформировавшейся у ребенка в процессе экологическо­го воспитания мотивации и потребности, критерий уровня экологической куль­туры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».Рыжова. Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни. Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, за­крепляющих и развивающих это мировоззрение».

Принцип деятельностности в отношениях «ребенок — природа» в дошко­льной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода ребенком за ком­натными растениями, животными, работы на огороде. Однако с позиции эколо­гического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния сво­его дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходи­мой для него лично.

Интеграция. Важность учета этого принципа в дошкольном эколо­гическом образовании обусловлена несколькими причинами: во-первых, интег­рированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рас­смотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей ра­боты в дошкольном учреждении.

Кроме того, для дошкольника характерно целостное восприятие окружающий его мира. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это отра­жается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического кол­лектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Он присущ именно дошкольному экологическому образованию и отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира, его единство с миром при­роды. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

Читайте также:
Как пользоваться программой свит хоум 3д видео

Конструктивизм. Данный принцип означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан по­казать ребенку положительный пример или вероятный выход из данной ситуа­ции. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребе­нок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологиче­ских проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм. Экологическое образование дошкольников должно опирать­ся, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологиче­ских представлений (в том числе и о различных экологических проблемах), эко­логически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе знакомства с объектами ближайшего окружения: помещения дошкольного учреждения и его территории, собственной квартиры. дачи, ближайшего парка, сквера, леса, озера, аквариума, комнатных растений и животных. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

В процессе экологи­ческого образования важно показать ребенку особенности взаимоотношений че­ловека и природы на примерах региона.

Системность. Материал, опреде­ленным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым прин­ципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принци­пах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последова­тельность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся пред­ставление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на оп­ределенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под ру­ководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научно­сти, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени — о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экоси­стема).

Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют не­сколько относительно самостоятельных звеньев (уровней, ступеней) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — ВУЗ — по­вышение квалификации специалистов.

Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учре­ждений и педагогических колледжей, высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повыше­ния квалификации.

Однако в настоящее время преобладают двухуровневые свя­зи; «детский сад — начальная школа», «детский сад — педколледж», «детский сад — педвуз». Анализ многочисленных экологизированных программ для на­чальной школы показывает, что их авторы не всегда учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологиче­ского образования. Далеко не все школы проявляют заинтересованность в со­трудничестве с дошкольными учреждениями. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реали­зации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных уч­реждений называют проблему преемственности детского сада и начальной шко­лы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

Проблема преемственности в содержании экологического образования до­школьников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации прин­ципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста в парциальных программах

Экологическое образование дошкольников- это процесс формирования у детей

Читайте также:
Виртуал диджей похожие программы

осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они

непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи

интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет

нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

Парциальная программа – это программа, реализуемая в рамках основной образовательной деятельности, которая направлена на реализацию одного или нескольких направлений вразвитии ребенка.

Программа «Наш дом- природа»

Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).

Основная цель экологической программы «Наш дом- природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных.

Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе- растениям, животным и экосистеме леса, два- взаимодействию

человека с природой.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также

первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологи ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Программа имеет методическое обеспечение- разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом

количестве производит человечество и, которые составляют реальную опасность для природы планеты.

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида.

В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.

Программа «Мы – земляне»

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую

взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

По мнению авторов основная цель программы- создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе

сознания- ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.

Программа «Мы- земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к

• обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых- позиция землянина;

• творческое самовыражение ребенка и педагога;

• развитие способностей ребенка;

• обогащение детей знаниями.

В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).

Суть естественнонаучного подхода в том, чтоэкология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы

взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать «экологией выживания». И если система экологического

воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим,

что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают

изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший

дошкольный и младший школьный возраст.

Читайте также:
Этапы организации конкурсной программы

Натуралистический подход в определенном смысле противостоит первому, рассматривая проблему как бы с другой стороны. Его можно было бы

определить как «экологию среды», ибо в его основе- изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов

деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.). Конечно, такие программы и мероприятия необходимы.

Источник: megalektsii.ru

Дидактические принципы отбора содержания экологического образования в детском саду

других уровней образования, адаптированы, конкретизированы и дополнены для дошкольной ступени. Только при таком подходе соблюдается преемственность системы непрерывного экологического образования.

Основным принципом в отборе экологических знаний является принцип научности.

Основные идеи современного естествознания, понимание детьми единства и взаимосвязей живого и неживого в природе. Неживая природа представлена как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Связь растительных и животных организмов со средой обитания проявляется в разнообразной приспособленности к ней. Программы предусматривают освоение знаний о приспосабливани организмов к сезонам.

Идея единства и взаимосвязей живого и неживого в природе представлены через раскрытия понятия «живой организм» (живые существа-дышат, двигаются, размножаются, питаются, чувствуют, что охренеть как мало времени до госовJ).

Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям.

Идеи единства члка и природы Члк рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания, отражается система взаимодействия члка и природы. Влияние члка на окружающую среду и среды на члка.

Идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества (системы) организма и их взаимосвязи между собой и средой обитания.

Принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Отобранный педагогом учебный материал должен быть доступен чувственному познанию детей. Важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с явлениями живой природы в процессе активной деятельности.

Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определения возрастной группы.

В младшем дош.возр. дети способны к освоение общих представлений об объектах природы. Малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому программы включают освоение частных, локальных связей: прошел дождь-появились лужи.

Дети ср. гр. Могут освоить конкретные представления об объектах, поэтому программы содержат более расчлененные знания об объектах с множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, а также сведения об уходе за ними. Дети овладевают морфо-функциональными связями, временными связями, причинно-следственные связи.

Старшие дошкольники в соответствии с возросшими познавательными возможностями содержат знания на уровне обобщенных представлений или предметных понятий. Осваивают более сложные общие связи, и не только единичные, а цепочки разные по содержанию. Поэтому в программу включаются сведения об экосистемах, их структуре, взаимосвязей растений и животных, человека в них.

Принцип доступности прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми, и среди них особое значение имеют:

1. умения вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов.

2. Умение видеть и оценивать состояние живых организмов и среды.

3. Умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи и умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия.

Принцип системности. В экологическом образовании важна последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или знание вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро.

В современной дидактике детского сада принцип системности действует в двух направлениях, определяя характер знаний. Первое направление – систематизация знаний, введенная еще

Систематизация представляет собой объединение, группировку предметов или явлений по какому-нибудь характерному или существенному признаку (цвет, размер, временной и пространственный признаки, образ жизни и т.д.).

Второе направление – построение собственно системных знаний. Системы знаний могут быть различны по своей структуре. Исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют, что наиболее эффективное влияние на развитие детей оказывают системы, построенные по иерархическому принципу. Они характеризуются наличием центрального, исходного понятия, из

которого выводятся остальные. Иначе говоря, имеется определенная субординация, соподчинение понятий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru