Вопрос №34. Задачи ознакомления с природой и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Целью экологического воспитания является формирование только первоначальных основ экологической культуры. Этой цели можно достигнуть, если решаются следующие задачи: 1. Формирование у дошкольников адекватных экологических представлений. 2. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе. 3. Формирование у детей практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе.
Первая задача — предполагает, что ребенок будет знать, что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Вторая задача — Для решения задачи педагогический процесс следует направлять на расширение возможности проявлять ребенком свое нравственное, эстетическое и познавательное отношение. Третья задача – предполагает именно природоохранительный и непрагматический характер деятельности, который формируется через овладение навыками и умениями практической деятельности с конкретными природными объектами Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.
Мастер — класс «Игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Задачи озн-я детей с прир в д/с делятся на 3 группы:1.Формирование у детей элементарной системы знаний.Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.2. формирование у детей трудовых навыков и умений.Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе.3. формирование у детей любви к природе.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.
В соответствии с программой в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.
Задачи умственно- трудового воспитания:
1.воспитание у детей любви к родному краю, бережного и заботливого отношения ко всему живому; 2.формирование умений и навыков по выращиванию растений и уходу за животными; 3.воспитание у детей трудолюбия в процессе труда в природе;
4.воспитание интереса и уважения к труду взрослых в природе, воспитание бережного отношения к его результатам.Задачи эстетического воспитания в проц озн дет с прир:
1.восп-е у детей эстетич-го восприятия в проц общения с прир; 2.развитие эстетич чувств; 3.приобщение детей к созданию красоты в окр-ей их среде.
Задачи физич-го восп-я дошк-в в проц общения с природой:
1.укрепление и закаливание организма реб-ка естественными факторами природы; 2.развитие осн-х движ-ий и физич-их качеств в процессе экскурсий и прогулок в природу.
Система экологического образования | Видеолекции | Инфоурок
Задачи экологического воспитания:
1.формир-ие элемент-ых экологич-их представлений о взаимосвязях живых организмов с окр-ей средой; 2.восп-ие осознанного отнош-ия ко всем объектам и явлениям природы; 3.форм-ие умений и навыков экологически-ориентированной разнообразной деятельности в природе.
Содержание природоведческих знаний отбирается в соответствии с принципами:
1.Единства обучения, развития и воспитания; 2.наглядности и активности; 3.ведущая роль воспитания; 4.преемственности; 5.Доступность материала; 6.научность (нельзя давать не верных и не точных знаний); 7.энциклопедичность – разнообразность информации о природе; 8.краеведческий –знакомство с тем, что произрастает в том месте, где живём.
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 4343 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Тема 4. Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста
Содержание экологического образования дошкольников должно рассматриваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Таким образом, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемственность. В дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. Кроме того, они должны быть доступными и привлекательными для детей.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников можно разделить по трем группам: общедидактические, специфические для экологического образования в целом и специфические для дошкольной ступени.
Доступность. Данный принцип тесно связан с принципом научности. Нельзя знакомить детей с абстрактной и мало понятной для них информацией. Такой подход отрицательно воспринимается не только детьми, но и самими воспитателями, не имеющими достаточно знаний. Кроме того, доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми проявлениями жизни. Принцип гуманистичности предполагает воспитание у ребенка представлений о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.
Прогностичность. Применительно к дошкольному возрасту данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. По сравнению со школой в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать свои каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если их реализация может нанести вред природе.
Деятельностность. Экологические знания ребенка становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.
С одной стороны, такая деятельность — своеобразный результат сформировавшейся у ребенка в процессе экологического воспитания мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».Рыжова. Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни. Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».
Принцип деятельностности в отношениях «ребенок — природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода ребенком за комнатными растениями, животными, работы на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.
Интеграция. Важность учета этого принципа в дошкольном экологическом образовании обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
Кроме того, для дошкольника характерно целостное восприятие окружающий его мира. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Он присущ именно дошкольному экологическому образованию и отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира, его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.
Конструктивизм. Данный принцип означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из данной ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
Регионализм. Экологическое образование дошкольников должно опираться, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах), экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе знакомства с объектами ближайшего окружения: помещения дошкольного учреждения и его территории, собственной квартиры. дачи, ближайшего парка, сквера, леса, озера, аквариума, комнатных растений и животных. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
В процессе экологического образования важно показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона.
Системность. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под руководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени — о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экосистема).
Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько относительно самостоятельных звеньев (уровней, ступеней) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — ВУЗ — повышение квалификации специалистов.
Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации.
Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи; «детский сад — начальная школа», «детский сад — педколледж», «детский сад — педвуз». Анализ многочисленных экологизированных программ для начальной школы показывает, что их авторы не всегда учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования. Далеко не все школы проявляют заинтересованность в сотрудничестве с дошкольными учреждениями. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.
Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста.
Источник: studfile.net
Дидактические принципы отбора содержания экологического образования в детском саду
других уровней образования, адаптированы, конкретизированы и дополнены для дошкольной ступени. Только при таком подходе соблюдается преемственность системы непрерывного экологического образования.
Основным принципом в отборе экологических знаний является принцип научности.
Основные идеи современного естествознания, понимание детьми единства и взаимосвязей живого и неживого в природе. Неживая природа представлена как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Связь растительных и животных организмов со средой обитания проявляется в разнообразной приспособленности к ней. Программы предусматривают освоение знаний о приспосабливани организмов к сезонам.
Идея единства и взаимосвязей живого и неживого в природе представлены через раскрытия понятия «живой организм» (живые существа-дышат, двигаются, размножаются, питаются, чувствуют, что охренеть как мало времени до госовJ).
Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям.
Идеи единства члка и природы Члк рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания, отражается система взаимодействия члка и природы. Влияние члка на окружающую среду и среды на члка.
Идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества (системы) организма и их взаимосвязи между собой и средой обитания.
Принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Отобранный педагогом учебный материал должен быть доступен чувственному познанию детей. Важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с явлениями живой природы в процессе активной деятельности.
Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определения возрастной группы.
В младшем дош.возр. дети способны к освоение общих представлений об объектах природы. Малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому программы включают освоение частных, локальных связей: прошел дождь-появились лужи.
Дети ср. гр. Могут освоить конкретные представления об объектах, поэтому программы содержат более расчлененные знания об объектах с множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, а также сведения об уходе за ними. Дети овладевают морфо-функциональными связями, временными связями, причинно-следственные связи.
Старшие дошкольники в соответствии с возросшими познавательными возможностями содержат знания на уровне обобщенных представлений или предметных понятий. Осваивают более сложные общие связи, и не только единичные, а цепочки разные по содержанию. Поэтому в программу включаются сведения об экосистемах, их структуре, взаимосвязей растений и животных, человека в них.
Принцип доступности прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми, и среди них особое значение имеют:
1. умения вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов.
2. Умение видеть и оценивать состояние живых организмов и среды.
3. Умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи и умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия.
Принцип системности. В экологическом образовании важна последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или знание вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро.
В современной дидактике детского сада принцип системности действует в двух направлениях, определяя характер знаний. Первое направление – систематизация знаний, введенная еще
Систематизация представляет собой объединение, группировку предметов или явлений по какому-нибудь характерному или существенному признаку (цвет, размер, временной и пространственный признаки, образ жизни и т.д.).
Второе направление – построение собственно системных знаний. Системы знаний могут быть различны по своей структуре. Исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют, что наиболее эффективное влияние на развитие детей оказывают системы, построенные по иерархическому принципу. Они характеризуются наличием центрального, исходного понятия, из
которого выводятся остальные. Иначе говоря, имеется определенная субординация, соподчинение понятий.
Источник: mydocx.ru