Дорогие друзья, мы рады представить вам Стяжкину Наталью Викторовну, воспитателя первой квалификационной категории МБ ДОУ«Детский сад №37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Наталья Викторовна с удовольствием предлагает вашему вниманию модель педагогического процесса экологического образования старших дошкольников в условиях ДОУ. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Викторовны:
«Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика».
Познавательного чтения…
Модель педагогического процесса экологического образования
старших дошкольников в условиях ДОУ
В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы — оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.
Компания «ЭкоЛайн» выпустила мультфильм-экоурок
Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.
Исследованиями также доказано, что старшие дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к объектам растительного и животного мира.
Экологическое образование в период детства базируется на двух главных основаниях (рисунок 1)
Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.
Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста — одна из традиционных проблем педагогики. Первенство в решении этой проблемы принадлежит Я.А. Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее основание принцип энциклопедичности.
Это значит, что нельзя ограничивать познания ребенка дошкольного возраста какими-либо сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными. Я.А.Коменский определил еще одно требования к знаниям для маленьких детей: они должны служить воспитанию
ДЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
Оба эти принципа учтены при определении содержания знаний дошкольников, в том числе и природоведческих знаний.
В нашем ДОУ разработана модель (таблица 1)
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные живые объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
- Дети должны знать , что природа не беспредельный склад, запасы ее не неистощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей, созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей в дошкольном детстве и продолжать в школе.
- Дети должны знать не только представителей ближайшего природного окружения, но и обитателей степей, пустынь, Крайнего Севера. У них должны быть конкретные представления о многообразии живых существ, населяющих нашу планету. Конкретные представления о среде обитания, условиях жизни, питании.
- Должны знать условия роста отдельных растений. Конкретные представления об уходе за растениями и животными. Проявлять инициативу, самостоятельность в отношении ухода за живыми объектами.
- Дети должны знать обобщенное представление о признаках сезона: состояние не живой природы, об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона, состояния растений и животных, характерные явления в их жизни. Знать как приспосабливаются растения, животные к сезонным изменениям.
- Ребенок должен знать растения родного края, занесенные в Красную книгу.
- Конкретные представления об основных правилах поведения человека в лесу, на лугу, водоеме, парке.
Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто и не подозреваем.
Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.Исходя из этого выделен ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников.
- Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
- Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.
- Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка. - Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
- Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».
- Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами:
- во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых;
- во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и,
- в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
- Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
- Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад , привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
- Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними.
- Системность. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
- Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население.
Интегративный характер экологического знания позволяет по-новому организовать образовательный процесс. Иными словами, создается уникальная возможность для возникновения у ребенка целостного, разностороннего и всеобъемлющего мировоззрения, основанного на гуманистических началах.
Особенность нашего опыта работы состоит в том, что при решении задач экологического воспитания мы большое внимание уделяем развитию у детей:
- самостоятельности;
- умению критически мыслить;
- быть творческим;
- умению делать выбор;
- обрести способность заботиться об обществе, стране, окружающем мире;
- заботиться о себе и своем здоровье.
Педагоги планируют деятельность на основе совместного с детьми выбора и обсуждения какой-либо темы, ее аспектов, которые детям интересны.
Так, например, знакомя детей с простейшими пищевыми цепочками, можно предложить им
- в центре «Наука» их рассмотреть, составить самим, используя иллюстрации животных, птиц, растений и др.,
- в центре «Искусство» это можно нарисовать,
- в центре «Математика» сделать схему или модель пищевой цепочки, используя геометрические формы,
- в центре «Литература» можно об этом почитать, рассмотреть «Большую энциклопедию для дошкольников» и др.
Особый интерес вызывает у детей такая форма работы, как книгоиздательство. Издавать книги можно любые по теме, форме, размеру: «Мы живем на планете Земля», «Наш город – Новокузнецк», «Овощи, фрукты – витаминные продукты», «Космос» и др.
Такая работа позволяет целостно формировать представления о себе и мире, осуществлять осознанный, деятельностный подход к воспитанию ребенка.
Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями , без их поддержки. Поэтому мы ведём большую работу с родителями.
Проводится анкетирование родителей с целью выяснения их отношения к проблеме экологического воспитания детей.
Кроме консультаций, бесед, родителей привлекают к различным видам совместной деятельности: изготовление поделок из природного материала, выращивание рассады цветов, участие в подготовке праздников, развлечений. Стало традицией проведение со старшими дошкольниками и родителями совместного праздника «Осенние посиделки».
С целью педагогического просвещения родителей оформляются экологические стенды: «Прогулки с детьми в природу», «Азбука поведения в природе», «Практические советы по экологической безопасности», «Сбережем природу Кузбасса». Организовываются выставки работ детей и родителей «Дары осени».
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс – неотъемлемая часть нашей работы. Они являются непосредственными участниками любого проекта реализуемого детьми и педагогами. Родители помогают подбирать интересную литературу, необходимые материалы. Примером может служить реализация проекта «Аквариум и его обитатели».
Они организовали наблюдение за появлением мальков у живородящих рыбок, приобрели дополнительно аквариум, оснастили его и организовали интересные наблюдения за ростом и развитием молоди. При непосредственном участии родителей в нашем дошкольном учреждениисоздана мини-лаборатория, оборудован холл с комнатными растениями. Здесь регулярно организуются выставки детей «Окно в мир природы», проходят встречи «друзей природы».
Выпускаются педагогические листки с советами и рекомендациями по охране природы, папы и мамы знакомятся с растениями и животными занесёнными в Красную Книгу.
Проводятся родительские собрания на тему: «Природа и поэзия», «Роль игры в экологическом образовании дошкольника ». Были предложены консультации на тему: «Роль родителей в экологическом образовании дошкольника »; «Оздоровление с помощью трав», «Лекарственные растения детям», «Если в доме кошка или собака».
Родители оказывали помощь в проведении конкурса букетов, в организации выставки «Природа и фантазия», в благоустройстве территории детского сада.
С помощью родителей были проведены экологические акции: «Красивая клумба любимому садику», «Помогите птицам», «Не губите красоту».
Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников , служат хорошей экологической пропагандой среди местного населения. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют методами экологического воспитания .
Экологическое воспитание только тогда будет успешным, когда оно станет определенным образом мысли и образом жизни для ребенка и его родителей!
Список литературы:
1.Авдеева Н.Н. Экологическое образование и воспитание // Вестн. образования. 1996. № 11. С. 67-69. .
2.Вересов Н.Н.. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошк. воспитание . 1993. № 7. С. 39.
3.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Пробл. и перспективы // Нач. шк. 1997. № 4. С. 36-40.
4.Грищенко М. Условия преемственного формирования ответственного отношения к природе у дошкольников и младших школьников // Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Вологда, 1990. С. 118-125.
5.Зенина Т. Работаем по программе «Юный эколог»: Из опыта работы по экол. воспитанию // Дошк. воспитание . 1996. № 7. С. 42-46.
6.Калегина Н.Г. Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста. Казань: Б.и.,1994.
7.Китаева Н. А.Земля — наш дом родной: Утренник на экол. тему // Нач. шк. 1991. № 5. С. 61-64.
8..Колосков А.В.. Игры в экологическом воспитании детей // Биология в шк. 1997. № 5. С. 70-72.
9. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание [ дошкольников ]Дошк. воспитание . 1994. № 12.
10.Николаева С.Н.Программа «Юный эколог» // Дошк. воспитание . 1994. № 9. С. 51-53.
11.Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры: Ст. группа // Дошк. воспитание . 1996. № 7. С. 36-42; № 8. С. 79-87; № 9. С. 69-75; № 11. С. 44-52; № 12. С. 8; 1997. № 1. С. 30-35.
12.Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет.сада. М.: Новая шк., 1995. 160 с. В прил.: Экология в картинках / В. Танасийчук.
13.Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу // Нач. шк.1993. № 9. С. 6-11.
14.Федотова А.М. Экологический подход в воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы гуманизациивоспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993. С. 192-206.
15.Цветкова И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 2. С. 34-40.
Источник: razvitum.ru
Анализ программно-методического обеспечения экологического образования дошкольников с позиций реализации коэволюционного подхода к взаимодействию с миром природы
Одной из актуальных проблем экологического образования дошкольников остается проблема разработки содержания экологических знаний. Данную проблему можно рассматривать как одну из «вечных» проблем, несмотря на то, что достаточно давно определены принципы отбора содержания знаний для дошкольников. К ним относятся:
— научность предлагаемой детям информации;
— учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации экологической работы с дошкольниками;
-систематичности и последовательности в процессе ознакомления дошкольников с объектами, предметами, явлениями природы;
— использование наглядности в процессе организации экологической работы с детьми;
— активность детей в процессе освоения мира природы;
— принцип энциклопедичности знаний.
В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» для дошкольных образовательных учреждений наряду с «Типовой программой» Т.А.Васильевой, разработан целый ряд отечественных программ «нового поколения», как комплексных («Детство», «Радуга», «Развитие»), так и парциальных, в которых находит отражение проблема экологического образования детей дошкольного возраста («Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом природа», «Гармония» и др.). Однако не все программы в полной мере и объеме решают не только проблему экологического образования дошкольников с позиций реализации коэволюционного подхода, но и проблему реализации общих задач экологического образования детей дошкольного возраста.
Остановимся на характеристике и анализе некоторых из наиболее часто применяемых на практике программах.
Программа «Детство». Представляет универсальную комплексную систему развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении, разработанную на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики: идея о развитии ребенка в деятельности и идея о развитии ребенка в процессе возникновения и разрешения внутренних противоречий.
Авторами программы является коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (Т.И.Бабаева, Л.И.Гурович, В.И.Логинова, З.А.Михайлова, Н.А.Ноткина и др.). Программа составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства – младшего, среднего и старшего возраста.
Основной целью программы «Детство» является начальное становление личности ребенка, формирование основ самосознания, обеспечение процесса индивидуализации в развитии, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, охрана и укрепление здоровья детей. На первый план выдвигается воспитание позитивного, гуманного отношения ребенка к окружающему миру, включая и мир природы, что полностью соответствует требованиям коэволюционного подхода.
Позитивным моментом данной программы является ориентация на оптимальную реализацию интересов и потребностей каждого ребенка. Это достигается посредством насыщения, обогащения содержания образовательного процесса.
Реализация потребностей детей осуществляется через приобщение каждого ребенка к изобразительному искусству, музыке, литературе и родному языку, миру природы, математике, игре. Большое значение для реализации коэволюционного подхода имеет развитие эмоциональной сферы детей, стимуляция их познавательного отношения к окружающему, введение детей в мир различных видов практической деятельности. Накопление ребенком ценностного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание, по мнению авторов программы, и с этим нельзя не согласиться, способствует раскрытию возрастного потенциала каждого ребенка. Большое внимание в программе уделяется социально-личностному развитию дошкольника, воспитанию у него позитивного отношения к окружающему миру природы, вещей, самому себе и окружающим людям. Данные качества личности рассматриваются многими современными учеными как основополагающие, базовые для успешного решения проблемы формирования экологического мировоззрения, становления экологической культуры личности.
В содержании программы выделяется четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Блок «Познание» предназначен для того, чтобы помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающей действительности (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развить познавательную активность, любознательность. Авторы программы считают, что именно на основе развивающихся познавательных умений и возможностей ребенка происходит формирование позитивного отношения к объектам и предметам окружающего мира.
Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к окружающим предметам и объектам. Направлен на понимание детьми жизненных потребностей всего живого
Похожие материалы
Источник: vunivere.ru
Теоретические основы отбора экологических знаний
1. Теоретические основы отбора экологических знаний.
2. Вопросы для обсуждения
1. Содержание экологических знаний в программах
обучения и воспитания дошкольников.
2. Принципы отбора экологических знаний.
3.
4.
В работах Н.А. Рыжовой, Н.М. Черновой выделяется три
таких направления: биоэкология (классическая
экология), социальная экология (в том числе и экология
человека) и прикладная экология (охрана природы).
Такое разделение в определенной степени условно, так как
многие проблемы являются актуальными для нескольких
разделов одновременно. Аспекты всех трех направлений
связаны между собой, но начальный этап экологического
образования — первое знакомство с некоторыми
биоэкологическими знаниями.
Вместе с тем, Н.А. Рыжова подчеркивает, что
природоохранные знания тесно связаны со знаниями
биоэкологии и должны трансформироваться в
поведенческие установки и отношение к природе.
5.
В работе Н.А. Рыжовой принципы отбора
содержания экологического образования
разделяются на три группы:
— общепедагогические принципы
(гуманизма, научности, систематичности и
др.);
-принципы, специфические для
экологического образования
(прогностичности, интеграции,
деятельности и др.);
— принципы, свойственные именно
экологическому образованию
дошкольников.
6.
Научность. Принцип научности предполагает знакомство
дошкольников с совокупностью элементарных экологических
знаний, которые служат основой формирования мотивации
действий ребенка, развития познавательного интереса,
формирования основ его мировоззрения
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом
научности является принцип доступности материала для ребенка
определенного возраста.
Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с
понятием экологической культуры. С позиции воспитания его
применение означает формирование человека с новыми
ценностями, владеющего основами культуры потребления,
заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ
жизни. В конечном счете и целью экологического образования
является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически
безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через
воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем
крайне мало внимания. Содержание экологического образования
должно способствовать также формированию у ребенка
представлений о человеке как части природы, воспитывать
уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.
7.
Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает,
что в результате экологического образования у детей
формируются элементарные представления о существующих в
природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение
прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде
во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы
рационального использования ресурсов).
Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять
ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить
окружающую его самого и его близких среду. Он должен
обязательно принимать участие в посильных экологически
ориентированных видах деятельности.
Интеграция. В настоящее время данный принцип все более
активно реализуется в дошкольном экологическом образовании.
Важность его применения обусловлена несколькими причинами:
во-первых, интегрированным характером экологических знаний
как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического
образования с точки зрения всестороннего развития личности
ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей
работы в дошкольном учреждении.
8.
9.
10.
11.
Н.Н. Кондратьева обратила внимание на систему знаний
детей о природе, которая должна состоять из следующих
подсистем:
— система знаний о живом организме как носителе жизни, его
существенных признаках (целостности, системе потребностей
и приспособлений к среде и др.);
— система элементарных знаний о человеке как о живом
существе, живущем в условиях природной среды;
— система знаний о значении природы в жизни людей,
раскрывающая ребенку многообразие ценностей природы –
не только материальных, но и познавательных, эстетических;
— система элементарных знаний о взаимодействии людей и
природы, включающая как содержательный, так и
нормативный аспект этого взаимодействия.
12.
Исследование Н.Н. Кондратьевой посвящено разработке системных
знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста. В
качестве содержательных компонентов системы знаний о живом
организме для дошкольников должны стать представления,
отражающие:
— целостность живого организма, являющуюся следствием
взаимодействия его структуры и функций, а также важнейшим условием
его существования;
— системные свойства целостного живого организма: специфический
обмен веществ живого организма со средой обитания, проявляющийся в
питании, дыхании, движении и др.; способность к развитию как
самовозобновлению и самовоспроизводству; приспособленность живого
организма к условиям существоания, как относительно постоянным, так
и изменяющимся;
— детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и
взаимообусловленность; живой организм при этом должен
рассматриваться как открытая система, существующая и
функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с
окружающей средой;
— системную организованность живого организма: живое любого уровня
организации должно быть рассмотрено как система, представляющая
собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее
компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в
которую он включается в процессе жизнедеятельности.
13.
Разработанная автором программа
состоит из четырех взаимосвязанных
разделов, выстроенных иерархически:
1. знания о существенных свойствах
живого организма как целостного
образования;
2. знания о приспособленности живых
организмов к среде обитания;
3. знания о росте и развитии и
размножении живых организмов в
условиях среды;
4. знания о существовании живого
организма в условиях экосистемы.
14.
Исследование П.Г. Саморуковой посвящено изучению
проблемы систематизации знаний детей о природе. В
работе выделены направления систематизации знаний
детей о природе:
— формирование системы знаний о совокупностях растений
и животных, занимающих определенную территорию с
характерным ландшафтом, почвой, влажностью и др.;
— обобщение и разделение (классификация) растений и
животных на группы по основным признакам внешнего
вида и характера взаимодействия со средой:
классификация живого на растения и животные, растения и
травы, кустарники и деревья; группировка животных по
основным особенностям внешнего вида, среды обитания,
приближающаяся к основным единицам систематики
животных (классам).
— формирование системы знаний о сезонных явлениях
природы.
15.
И.А. Хайдуровой разработана программа
ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с зависимостями в растительном
мире. Программа состоит из следующих
разделов:
1. Общие потребности растений.
2. Дифференцированные потребности
растений.
3. Зависимость сезонных изменений в
состоянии растений от степени
соответствий условий среды потребностям
растений (на примере конкретных сезонов
весны и лета).
4. Растительные сообщества.
16.
Принципы отбора содержания экологического
образования дошкольников
Научность
Формирование мотивации действий ребенка,
развития познавательного интереса,
формирование основ его мировоззрения
Гуманистичность
Экологическое воспитание тесно связано с
развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать,
удивляться, сопереживать, заботиться о живых
организмах, воспринимать их как братьев по
природе, уметь видеть красоту окружающего мира
17.
Целостность
Деятельностность
Этот принцип отражает прежде всего
целостное восприятие ребенком
окружающего мира и его единство с
миром природы
Экологические знания должны
помочь ребенку, что нужно сделать
для того, чтобы сохранить
окружающую его самого и его
близких среду
Прогностичность
формирование элементарных представлений о
существующих в природе взаимосвязях и на основе
этих представлений — умение прогнозировать свои
действия по отношению к окружающей среде во время
отдыха, труда в природе и бытовых условиях
18.
Системность
Конструктивизм
Формирование у ребенка системы знаний
и организация системы различных видов
детской деятельности. «Каждое
последующее формирующееся
представление или понятие вытекает из
предыдущего»
Педагог обязан показать ребенку
положительный пример или
вероятный выход из обсуждаемой
ситуации. Важно привести
примеры успешно решенных
экологических проблем.
Регионализм
Формирование экологических представлений
ребенка происходит на основе его знакомства с
помещением дошкольного учреждения и его
территорией, собственной квартирой, дачей,
ближайшим парком, сквером, лесом, озером
19.
Преемственность
Упорядоченность, реализация принципа
системности, отработка системы усложнения
знаний по нарастающей в зависимости от
возраста ребенка
Интеграция
Необходимость экологизации всей деятельности
педагогического коллектива и экологизации
различных видов деятельности ребенка
Источник: ppt-online.org